Аванечи
Ахваничи Ахваничи или долине — коренные американцы, которые традиционно жили в Йосемити и до сих пор живут в ее окрестностях. Это семь племен Йосемити Мивок , Северный Пайуте и Кукадикади Моно Лейк . Как одно из наиболее задокументированных племен, оно до сих пор борется за федеральное признание. Наследие народа ахванечи можно найти по всему национальному парку Йосемити . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Английские версии их имени в 19 веке включали Ахванечи (Хиттелла в 1868 году), Авалаче (Джонстона в 1851 году), Аваллаче (Макки в 1851 году) и Авани (Пауэрса в 1874 году). [ 4 ]
История
[ редактировать ]Аванечи жили в долине Йосемити на протяжении веков. [ 5 ] Считается, что они могли жить в этом районе уже 7000 лет. По мнению историков НПС , в первую очередь это были южные мивоки, а родственные им племена мивок жили на севере, юге и западе. Они регулярно торговали с племенами пайуте и моно через горы на востоке и вступали в брак с этими людьми. [ 1 ]
Первоначальные контакты
[ редактировать ]Европейско-американские контакты начались после 1833 года. В 1850 году поселенец по имени Джеймс Д. Сэвидж основал шахтерский лагерь внизу долины и проводил большую часть своего времени в поисках золота и торговле с немногими другими белыми людьми в этом районе. Он женился на нескольких индейцах и установил влиятельные отношения с местными жителями. Позже в том же году лагерь и пост Сэвиджа подверглись нападению Аванечи. Сэвидж перебрался на землю Ахванечи и фактически разрушил жизнь каждого Ахванечи. Аванечи совершили набег на его припасы и убили двоих его людей. Это, в свою очередь, спровоцировало индейскую войну Марипоса 1850–1851 годов. В 1851 году, во время войны Марипоса , войска ополчения штата Калифорния из батальона Марипоса сожгли деревни Ахванечи и захватили их продовольственные запасы. [ 6 ]
Ополчение штата во главе с Сэвиджем в качестве майора и комиссары по делам индейцев из Вашингтона были вызваны, чтобы либо убедить, либо заставить туземцев подписать договоры. Шесть племен заключили соглашения с правительством о приеме земель резервации дальше в предгорья. Одним из племен, отказавшихся встретиться, были аванечи. Когда солдаты во главе с Сэвиджем двинулись к своему лагерю, чтобы вытеснить их, их вождь Тенейя наконец появился один и попытался скрыть местонахождение и численность своих людей. Майор Сэвидж сказал Тенейе, что отправится в долину, чтобы найти своих людей. Вождь Тенейя сказал, что он вернется и вернется со своим племенем. Когда вождь снова появился, Сэвидж заметил, что туземцев здесь очень мало. Он спросил вождя, где находятся остальные его люди, и Тенейя отрицал, что людей там больше, чем было в данный момент. Сэвидж был убежден, что, если он найдет остальную часть племени, он сможет убедить их пойти с ним обратно на переговоры. Майор взял с собой несколько человек на север через горы и достиг долины. Это был первый вход в долину Йосемити среди белых людей. Той ночью, разбив лагерь, мужчины обсуждали, как назвать долину, которую они только что открыли. Они договорились о названии, которым белые люди уже назвали свое племя, — Йосемити. Дата была 25 марта 1851 года. [ 7 ] Как только они достигли деревни людей Тенейи, был произведен обыск, но ни там, ни в долине индейцев больше не было обнаружено. Солдаты вернулись к месту встречи, но вождь Тенейя и часть племени, которая уже находилась под их стражей, сбежали и вернулись в горы.
В мае того же года вторая экспедиция ополченцев отправилась на север, чтобы раз и навсегда захватить старого вождя и его банду. Было найдено лишь несколько храбрецов, среди них двое сыновей вождя Тенейи. В конце концов привели вождя и обнаружили, что его сыновья были застрелены за попытку к бегству. Через несколько дней вождь также попытался сбежать, прыгнув в реку.
После поимки вождя Тенейи остальную часть банды было легко найти и доставить в резервацию Фресно в предгорьях, где они оставались достаточно долго, чтобы восстановить свои силы, и подали прошение об освобождении и возвращении в свой горный дом. Это было разрешено, и они вернулись в свою уединенную долину «Ахвани». [ 8 ]
В 1852 году экспедиция федеральных войск США Марипоса услышала сообщение о том, что индейцы ахванечи убили двух европейско-американских шахтеров на Бридалвейл-Медоуз. Снова были отправлены солдаты, и солдаты казнили пятерых мужчин ахванечи. [ 9 ] Позже племя бежало за горы, чтобы укрыться у соседнего народа, племени Моно. Они пробыли год, а затем вернулись в свою родную долину, взяв с собой лошадей, украденных у гостеприимных Монос, которые вскоре последовали за ними в поисках мести, убив вождя Тенейю и всех молодых храбрецов, кроме восьми, и взяв в плен всех женщин и детей.
Более поздняя история
[ редактировать ]Вождь Тенейя (ум. 1853) был лидером в долине Йосемити. Его отцом был Аванечи. [ 10 ] Он увел свою группу из Йосемити и поселился с Пайутесом в восточной Калифорнии. [ 11 ] У Теная есть потомки, живущие сегодня.
Федеральное правительство США выселяло коренных жителей Йосемити из парка в 1851, 1906, 1929 и 1969 годах. [ 12 ]
Джей Джонсон, предполагаемый лидер ахванечи в Совете индейцев марипоса , надеется добиться федерального признания индейцев мивок. [ 12 ]
Использование растений
[ редактировать ]Аваничи сожгли подлесок в долине, чтобы защитить дубы. Желуди были основным продуктом их рациона, причем желуди черного дуба составляли почти 60% его рациона. [ 13 ] Желуди клали на каменную плиту на солнце, чтобы они высохли. Затем их измельчали в небольших отверстиях на больших гранитных плитах, известных как шлифовальные камни, подобно ступке и песту. После того, как они были достаточно измельчены в мелкий порошок, желудевую муку засыпали в неглубокую ямку на берегу реки. Это углубление было выложено листьями, чтобы порошок желудей не затерялся в песке. Затем муку промывали, чтобы удалить токсины, что сделало ее вкусной. После того, как мука была промыта и стала съедобной, ее помещали в ивовые корзины для приготовления пищи с пресной водой. Камни нагревали на огне и помещали в корзину, чтобы приготовить смесь, которую затем употребляли либо в виде каши, либо запекали в лепешки. [ 14 ]
Натуралист Службы национальных парков Уилл Нили составил список растений, обычно используемых ахванечи. Черный дуб , сахарная сосна , западный можжевельник , каньон живой дуб , внутренний живой дуб , предгорная сосна , конский каштан , кедровые орехи пиньон давали желуди и семена в пищу. Другие растения дали семена меньшего размера. Тюльпан Марипоза , бродия золотая , камас обыкновенный , корень скво и ямпа Боландра дают съедобные луковицы и корни. Зелень, которую употребляли ахванечи, включала люпин широколистный , цветок мартышки обыкновенный , гречиху голую , чертополох калифорнийский , шахтерский салат , щавель , клевер , зонтичное растение , водосбор малиновый и корень квасцов . Клубника, ежевика, малина, наперстянка , дикий виноград , крыжовник , смородина, голубая бузина , вишня западная , слива Сьерра и зеленолистная мансанита дают ягоды и фрукты. [ 13 ]
Аванечи варили напитки из белолистной мансаниты и западного можжевельника . Обычно используемые лекарственные растения включали йербу санта , тысячелистник , иссоп гигантский , дудник Брюэра , полынь , молочай эффектный , , собачью отраву , бальзамический корень калифорнийский барбарис , блошку , мяту, спорыш , , шиповник , луговой золотарник уши мула , жемчужный вечный и калифорнийский . лавр . [ 13 ]
Для изготовления мыла племя использовало мыльное растение и луговую руту . Для изготовления веревок они использовали волокна горного собачьего яда , эффектного молочая , дикого винограда и мыльного растения . [ 13 ]
Корзины плели из лубков американского кизила , крупнолистного клена , оленей , оленьего кустарника , ивы и калифорнийского фундука. [ 13 ] Дополнительный папоротник-орляк добавит в корзину черный цвет, а красный бутон — красный.
Племя делало луки из благовоний-кедра и тихоокеанского кизила . Строили дома из ладана-кедра. [ 13 ]
Жилье
[ редактировать ]Люди жили стоянками внизу долины, в хижинах, известных как о-чум . Эти небольшие дома были построены из сосны в качестве каркаса и опор, используя древесину для создания конструкции, напоминающей вигвам, диаметром около двенадцати футов. Для изоляции домов кедровая кора использовалась для покрытия сосновых столбов, чтобы создать прочное и долговечное покрытие для проживающей внутри семьи. В хижинах было два отверстия: одно было достаточно большим, чтобы его можно было использовать в качестве входа, а второе представляло собой небольшое отверстие наверху вигвама, обеспечивающее некоторую вентиляцию дыма.
В холодные месяцы для тепла разводили небольшой костер. Эти о-чумы смогли обеспечить жильем семью из шести человек. Для изготовления подстилки туземцы часто использовали шкуры мелких животных. Матрас изготавливался из шкур крупных животных, таких как медведь и олень. Одеяло, как и постельное белье, было сделано из шкур мелких животных, разрезанных на полоски и сплетенных вместе для дополнительного тепла.
Еще одним типом построек, которые часто использовали Аванечи, была парилка. Эти сооружения чем-то напоминали о-чум, за исключением того, что вершина была не заостренной, а закругленной, а все сооружение было залито грязью. Парилки использовались юными охотниками перед походом, чтобы избавить свои тела от человеческого запаха, который мог выдать добычу их присутствие. Они также предоставили мужчинам возможность расслабиться и очиститься в религиозных и оздоровительных целях. [ 14 ]
Охота
[ редактировать ]Туземцы охотились на самых разных животных, включая, помимо прочего, оленей.
Названия мест Пайуте Ахванечи
[ редактировать ]Некоторые названия племен ахванечи для территорий вокруг долины Йосемити включают следующее: [ 15 ]
- Аване: долина Йосемити
- Тесаак (Тех-са-ак'): Хаф-Доум (Южный купол) - имя женщины -моно , в честь которой был назван Хаф-Доум. Half Dome напоминал голову и плечи женщин-моно, потому что они традиционно стригли волосы и носили челку. Темные вертикальные полоски лишайников напоминали слезные пятна, и говорили, что ее слезы образовали Зеркальное озеро.
- Лойя: Сторожевая скала
- Тутоканула или Тул-ток Аун-у-ла: Эль-Капитан
- Авайи: Зеркальное озеро
- Патиллима или Эрнатинг Лавуту: Ледниковая точка
- При поддержке: Bridalveil Fall
- Пивяк: озеро Теная
- Йонапа: Весеннее падение
- Йовихе: Невада-Фолс
- Чуконе: Королевские арки (Йосемити)
- Токойи: Северный купол
- Вакалмата: река Мерсед
- Тахачи: Индийский каньон
- Яян: Каскадный водопад
- Явачки: Йосемитский музей - название деревни, где в настоящее время расположен музей.
- Махта: Кепка Свободы [ 16 ]
Деревни
[ редактировать ]Девятью деревнями Ахванечи в долине Йосемити, в которых проживало 450 человек на момент первого прибытия европейских поселенцев и небольшое население на рубеже 20-го века, были Авани, Хококвито, Кумайни, Лесамаити, Мачето, Нотомидула, Сакая и Вахак. [ 4 ] Главной деревней, а вместе с ней и всей долиной Йосемити, был Авани. [ 4 ]
Тезки
[ редактировать ]Отель Ahwahnee и деревня Ahwahnee, воссозданная племенная деревня 19-го века в долине Йосемити, названы в честь племени, как и Дни наследия Ahwahnee, Ahwahnee, Калифорния , и Ahwahnee Estates, Калифорния .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Йосемитские индейцы» . Служба национальных парков . Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ «Над Калифорнией» . Над Калифорнией. Архивировано из оригинала 17 февраля 2007 г. Проверено 28 декабря 2013 г.
- ^ Фрагноли, Д. (2004). Называя Йосемити. ATQ (The American Transcendental Quarterly), 18 (4), 263.
- ^ Jump up to: а б с Хеншоу 1912 , с. 118.
- ^ Мазель, 97 лет.
- ^ Мазель, 100
- ^ Бингаман, Джон В. Аванечи: история индейцев Йосемити. 1966. Октябрь 2014 г. < http://www.yosemite.ca.us/library/the_ahwahneechees/chapter_1.html >.
- ^ Бингаман, Джон В. Аванечи: история индейцев Йосемити. 1966. Октябрь 2014 г. < http://www.yosemite.ca.us/library/the_ahwahneechees/chapter_1.html >.
- ^ Мазель, 98-99.
- ^ Л. Х. Баннелл: Открытие Йосемити: Глава XVIII. Архивировано 17 февраля 2007 г. в Wayback Machine (получено 8 декабря 2009 г.).
- ^ Мазель, 99 лет.
- ^ Jump up to: а б Мазель, 162
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шаффер, Джеффри П. «Живой Йосемити – Аванечи». Архивировано 28 мая 2014 г. в Wayback Machine 100 Yosemite Hikes. (получено 8 декабря 2009 г.)
- ^ Jump up to: а б Уилсон, Герберт Эрл. Знания и приманки Йосемити. nd
- ^ Мой Йосемити: Путеводитель для юных искателей приключений, Майк Граф
- ^ Джексон, Хелен Хант. «Небольшие путешествия дома (1878)». Интернет-библиотека Йосемити. (получено 10 декабря 2009 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- Мазель, Дэвид. Американский литературный энвайронментализм. Афины: Издательство Университета Джорджии, 2000. ISBN 978-0-8203-2180-6 .
- Хеншоу, Генри В. (1912). «Авани». В Ходже, Фредерик Уэбб (ред.). Справочник американских индейцев севера Мексики . Бюллетень. Том. 30. Смитсоновский институт. Бюро американской этнологии. ( Справочник американских индейцев к северу от Мексики в Интернет-архиве )