Афанасий Псалид
Афанасий Псалида Афанасий Псалид (или Псаллид) | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1767 |
Умер | 1829 (62 года) |
Национальность | Греческий |
Род занятий | писатель , эссеист , философ |
Известный | Эфемериды |
Заметная работа | Настоящее блаженство |
Афанасиос Псалид ( греч . Athanasios Psalidas ; 1767–1829) — греческий писатель, учёный и один из самых известных деятелей современного греческого Просвещения .
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы и диаспора
[ редактировать ]Псалид родился в 1767 году в Янине , где получил начальное образование. Продолжил обучение в Российской империи (ныне Украина , Полтава ) в Славянской Полтавской семинарии (1785–1787) и в Австрии (1787–1795). В 1791 году он опубликовал свою первую работу «Настоящее блаженство» (Αληθής Ευδαιμονία), написанную как на греческом, так и на латыни. Этой работой он восстановил фундаментальные теоретические положения о существовании Бога, бессмертии, загробной жизни, свободе человека и концепции пределов свободы.
Во время учебы Псалид работал в нескольких греческих редакциях и типографиях, основанных в Вене , в частности в газете «Эфимерида » ( греч . Εφημερίς, «газета» по-гречески ), издававшейся в Вене с 1791 года. В тот же период он опубликовал несколько книг. . В 1792 году совместно с киприотом Иоаннисом Карацасом опубликовал труд «Итоги любви» (Έρωτος αποτελέσματα), состоящий из трех романтических рассказов. Эта работа впоследствии переиздавалась пять раз с 1792 по 1836 год. В 1793 году он был допрошен австрийской полицией по подозрению в либерализме и профранцузском революционере . Псалид отверг обвинения, но его пребывание в Вене было небезопасным, и он решил вернуться в Грецию, находящуюся под властью Османской империи, в 1796 году.
Учитель в Янине
[ редактировать ]Он вернулся в свою родную Янину , тогда процветающий город с большим количеством купцов-эмигрантов и крупный культурный центр османско-греческого мира. Там он стал директором самой известной школы города, школы Марутсайа (в то время переименованной в Капланеиос ), основанной по завещанию двух местных купцов, братьев Ламброса и Симона Маруцисов. Псалид оставался на этом посту 25 лет. За это время он расширил учебную программу школы, введя уроки истории, географии, естественных наук, экономики и иностранных языков. Псалид также привез с собой учебное оборудование и специальные инструменты для обучения астрономии и проведения ряда химических и физических экспериментов. Его уроки смотрели не только его ученики, но и местные жители, восхищавшиеся его работами. Он также оборудовал школьную библиотеку, которая также была открыта для публики, и нанял квалифицированный преподавательский состав. Более того, он предлагал стипендии лучшим из своих учеников.
Псалиду приходилось также иметь дело с консервативными кругами, которые не доверяли и резко критиковали его новации и пропаганду «атеистических» идей Вольтера и многих идеалов Французской революции . В опровержение их обвинений он опубликовал работу «Движение к прогрессу» (Καλοκινήματα). Псалид стал одной из самых выдающихся личностей города Янины. Он участвовал в местных судах, советах, а также был советником Али-паши , который также несколько раз отправлял его в Западную Европу с дипломатическими миссиями.
Последние годы
[ редактировать ]Псалид нашел убежище в соседнем Загори вооруженный конфликт между Али-пашой и Османской империей , когда разразился (1820–1822). После этого он жил на Корфу , где стал доктором Ионической академии , но ему было отказано в возможности преподавать из-за его прогрессивные идеи. Позже он стал директором школы Лефкады , где и умер в 1829 году.
Позиции по вопросу греческого языка
[ редактировать ]В молодости Псалид принял архаический греческий язык, но когда к тому времени он стал «самым выдающимся учителем в Янине», он начал использовать демотический греческий язык . Он также не согласился с позицией Адамантиоса Кораиса относительно катаревусы («очищенного» языка, смеси архаизма и демотизма). Его считают одним из возможных авторов анонимных «Греческой номаркии: Беседы о свободе» (Ελληνική Νομαρχία) и «Россаглогаллос» (Ρωσαγγλογάλλος).
Источники
[ редактировать ]- Нужная нация. Грегори Юзданис. Издательство Принстонского университета, 2001. ISBN 978-0-691-08902-7 .
- Журнал истории идей Project Muse, JSTOR (Организация). Журнал истории идей, Inc., 1960.
- Возрождение греческой мысли, 1620-1830 гг. Джордж Патрик Хендерсон. Государственный университет Нью-Йорка, 1970. ISBN 978-0-87395-069-5 .
- Греки на русской военной службе в конце XVIII — начале XIX веков . Николас Чарльз Паппас. Институт балканских исследований, 1991.