Иосипос Моисиодакс
Иосипос Моисиодакс | |
---|---|
Рожденный | 1725 |
Умер | 1800 г. (74–75 лет) Бухарест , Валахия |
Академическое образование | |
Альма-матер | Университет Падуи |
Академическая работа | |
Учреждения | Княжеская Академия Ясс |
Иосипос Моисиодакс или Моэсиодакс ( / ˈ m iː s i ə d æ k s / ; греческий : Ιώσηπος Μοισιόδαξ ; 1725–1800) был греческим философом , восточно-православным дьяконом и одним из величайших представителей современного греческого Просвещения . Он также был директором Княжеской академии Ясс .
Биография
[ редактировать ]Иоаннис Моисиодакс родился в городе Чернаводэ в Западной Добрудже , в то время входившей в состав Османской империи . Позже он принял монашеское имя Иосип . [ когда? ] Некоторые авторы считают, что его фамилия Мойсодакс / Moesiodax (« дак из Мезии ») указывает на румынское или арумынское происхождение. [ 1 ] Однако нет никаких сомнений в том, что Моисиодакс считал себя греком и представлял себя таковым. [ 2 ] Возможно, он был выходцем из Караманлы . [ 3 ] О его юности мало что известно, но предполагается, что он получил начальное образование и выучил греческий язык у священнослужителя в Валахии или Фракии . [ 4 ]
В 1753–54 Моисиодакс посещал греческие школы в Салониках и Смирне , где находился под влиянием неоаристотелизма . В 1754–1755 годах он на несколько лет отправился в Афонскую Академию , находившуюся тогда под руководством Евгения Вульгариса , другого видного представителя неоэллинского Просвещения. Между 1759 и 1762 годами Моисиодакс учился в Падуанском университете у Джованни Полени . В этот период он был рукоположен в сан восточно-православного диакона . [ 4 ]
В 1765 году, во время правления Григоре III Гики , Мойсиодакс приехал в Молдавию, где стал директором Княжеской академии Ясс и ее профессором философии. Его учение философии, находившееся под влиянием Джона Локка , привело его к конфликту с представителями традиционного порядка, что привело к его отставке в 1766 году. В 1766 году, заболев, возможно, туберкулезом, он оставил свою профессорскую должность и отправился в Валахию , где прошел ближайшие 10 лет. [ нужна ссылка ] Оправившись от болезни, он возвращается в Яссы , где во второй раз принял руководство Академией. Всего через несколько месяцев он был вынужден снова уйти в отставку из-за несогласия бояр с его способом преподавания. [ 5 ] Он поехал сначала в Брашов (1777), а после этого в Вену , где опубликовал свой самый важный труд «Апология» . В 1797 году он некоторое время был профессором Княжеской академии Бухареста . Он умер в Бухаресте в 1800 году.
«Апология» (1780) примечательна во многих отношениях. Помимо прочего, это первый очерк неоэллинской литературы. Но ее величайшее значение заключается в предложенной там концепции «здравой философии». Эта философия является западной натурфилософией , в отличие от коридаловского неоаристотелизма , которому учили повсюду в грекоязычном мире. Мойзиодакс восхищался Декартом , Галилеем , Христианом Вольфом , Джоном Локком, но больше всего он восхищался Исааком Ньютоном . Он считал, что философское обучение должно начинаться с изучения математики (Анджело Николаидес), и что хорошая философия — это математическая философия. Также Мойсиодакс запретил аристотелевскую логику из академических программ, заменив ее теорией познания , и предложил древнегреческий язык заменить в классах новогреческим , чтобы повысить ясность преподаваемых уроков. [ нужна ссылка ]
Философская работа
[ редактировать ]Конфликт между древними и современными
[ редактировать ]Иосипос Моисиодакс был критиком греческого общества и культуры в эпоху Новогреческого Просвещения . Его философия о греческом обществе и культуре была сосредоточена на реформе образования , основанной на его участии в конфликте между древними и современными людьми . В этих дебатах Мойсиодакс выступал на стороне современников. Он считал, что греческое общество по отношению к Европе переоценило важность сохранения древних философских теорий, а не включения современных философских теорий, созданных в эпоху Просвещения . [ 6 ] По словам Мойсиодакса, это препятствовало греческому обществу развиваться в социальном и культурном плане, тем самым ставя Грецию в невыгодное положение по сравнению со многими частями Европы. [ 6 ] Кроме того, некоторые греки в то время считали, что древние философы, такие как Аристотель , создали непогрешимые философские теории, которым они были вынуждены следовать вместо современных философских теорий. Это послужило препятствием для аргументов Мойсиодакса о включении современных философских теорий в греческую социальную и культурную жизнь. [ 6 ] Пытаясь изменить это представление, Моисиодакс, под влиянием теории Джона Локка о человеческом восприятии, утверждал, что люди должны использовать разум для оценки теорий древних философов, чтобы стать свободными мыслителями. Мойсиодакс отверг идею непогрешимости древних теорий, признавая их важность как основы современной философии. [ 6 ] В своей работе под названием « Апология» Мойсиодакс описал создание своей «здравой философии», в которой интеллектуалы используют математику, науку и разум, чтобы объяснить, как человеческое знание вытекает из человеческого опыта мира природы. [ 6 ] [ 7 ] Таким образом, «философия звуков» была частью более широкой критики Мойсиодакса теорий Аристотеля о первичной материи . [ 7 ] и приверженность греческого общества аристотелевскому взгляду на образование. [ 6 ] [ 8 ] «Здравая философия» Моисиодакса проявляется и в других его произведениях. В своей работе под названием «Теория географии» Моисиодакс использовал свою «здравую философию», чтобы бросить вызов теориям древних об основных функциях Земли . [ 6 ] [ 7 ]
Реформа образования
[ редактировать ]Мойсиодакс утверждал, что для осуществления прогрессивных социальных и культурных изменений Греции необходимо реформировать свою систему образования, чтобы она напоминала ту, которая была принята в Европе после эпохи Просвещения. [ 6 ] Как описано в его работе « Педагогика», Моисиодакс стремился разработать систему образования, которая распространяла бы мышление Просвещения и способствовала свободному мышлению по всей Греции. [ 6 ] Мойсиодакс отразил свои реформы после теорий Джона Локка об образовании, особенно тех, которые содержатся в работе Локка под названием « Некоторые мысли об образовании» . [ 6 ] Его теории также отражали раздел об образовании в Энциклопедии Дидро . [ 6 ]
Отражая убеждение Локка в важности развития добродетели в детях, Мойсиодакс сосредоточил внимание на детях в своей критике греческой системы образования. Мойсиодакс считал, что с самого начала жизни детей нужно учить самоуважению и уважению к старшим. [ 6 ] Мойсиодакс поручил родителям ребенка дать ему такое раннее образование. Мойсиодакс утверждал, что для этого родителям необходимо включить своих детей в повседневные функции нуклеарной семьи и оградить их от определенных общественных мероприятий, таких как свадьбы или азартные игры. [ 6 ] Моисиодакс основывал свои образовательные реформы на своем собственном опыте, когда он был молодым студентом. Мойсиодакс утверждал, что греческим педагогам необходимо наказывать детей менее строго и вместо этого создавать наказания, соответствующие их непослушанию. Греческим педагогам также необходимо было создать учебную программу, ориентированную на развитие навыков отдельных учеников, а не общую учебную программу, рассчитанную на весь класс. По мнению Мойсиодакса, эта учебная программа должна была включать в себя как практические, так и моральные учения, чтобы гарантировать, что греческие студенты получают образование в соответствии с его «здравой философией». [ 6 ]
Более того, Мойсиодакс выступал за реформу образования на греческом языке. Мойсиодакс считал, что традиционные уроки грамматики следует заменить уроками по конкретным произведениям греческой литературы. [ 6 ] Здесь аргумент Моисиодакса основывался на его убеждении, что понимание учеником подсознательных моральных уроков, содержащихся в классической греческой литературе, более важно, чем механическое знание грамматики. [ 6 ] Чтобы продвигать эту теорию, Моисиодакс поддержал преподавание текстов, написанных Эзопом и Фукидидом, наряду с классическими греческими текстами. [ 6 ] Мойсиодакс также утверждал, что студентов следует учить писать, используя простую грамматику новогреческого языка . Хотя он считал, что древнегреческий [ 6 ] а литургический эллинистический греческий язык все еще можно преподавать в школах, Моисиодакс утверждал, что изучение новогреческого языка было утилитарной идеей. Студентам было бы полезно изучить новогреческий язык, поскольку он широко использовался в нескольких сферах греческого общества, включая торговлю и право. [ 6 ]
Греческая православная церковь и реформа образования
[ редактировать ]Греческая православная церковь функционировала как институт, с помощью которого греческие интеллектуалы сохраняли свой традиционный язык и культуру под властью Османской империи . Греческая православная церковь в то время также имела консервативный взгляд на образование из-за своей приверженности аристотелевскому взгляду на образование. [ 7 ] [ 8 ] Тем не менее, представители духовенства, такие как Моисиодакс, использовали свое элитное положение в Греческой Православной Церкви для продвижения современных просветительских теорий. [ 9 ]
Мойсиодакс, будучи дьяконом Греческой православной церкви, не был против преподавания религии в школах, но выступал за интеграцию своей «здравой философии» в их учебную программу для секуляризации образования. Мойсиодакс также выступал против преподавания религиозных суеверий в школах, отражая аргумент Джона Локка против преподавания религиозных суеверий в средневековых европейских системах образования. Мойсиодакс утверждал, что религиозные суеверия мешают студенту действовать как просвещенный член общества. [ 6 ] Аргумент Моисиодакса против религиозных суеверий также был основан на учении Людовико Антонио Муратори. [ 6 ] [ 8 ] Муратори утверждал, что Греческой православной церкви необходимо прекратить обсуждать ад в своих проповедях, чтобы напугать людей и заставить их действовать морально. [ 8 ] Вместо этого люди должны притягиваться к Богу через любовь, а не через страх. [ 8 ] Перевод Моисиодакса работы Муратори под названием « Моральная философия» послужил основой для его аргумента о том, что из моральной необходимости «здравая философия» должна быть интегрирована в греческую систему образования. [ 6 ] Таким образом, греческое общество могло прогрессировать за счет интеллектуального роста, а не за счет распространения религиозных суеверий. [ 6 ] Мойсиодакс и другие греческие православные священнослужители продолжали выступать против преподавания религиозных суеверий, привнося современные теории образования, созданные в эпоху Просвещения, в контекст Греческой православной церкви. Некоторые из этих теорий были взяты именно из работ сэра Исаака Ньютона . [ 6 ] [ 8 ] [ 7 ] Например, Мойсиодакс благосклонно относился к физическим теориям Ньютона и их объяснениям физического мира с помощью естественных наук. [ 7 ] Мойсиодакс использовал эти теории, чтобы доказать важность интеграции его «здравой философии» в греческую систему образования. Мойсиодакс утверждал, что социальные и культурные изменения лучше всего могут быть достигнуты путем объяснения мира природы с помощью естественных наук, а не религиозных суеверий. [ 8 ]
Общество, основанное на заслугах
[ редактировать ]Мойсиодакс раскритиковал неравенство, созданное системой образования, используемой фанариотами и другими элитами, в то время как Греция находилась под контролем Османской империи . Он утверждал, что эта система препятствует прогрессу греческого общества, поскольку она позволяет только элитам получить доступ к системе образования. Это создало социальное неравенство, основанное на социально-экономическом статусе человека, а не на его заслугах. Под властью Османской империи многие элитные греческие мужчины продвинулись в социальном плане, получив образование и став священнослужителями Греческой православной церкви. Люди также достигали высокого социального статуса, если рождались в семье фанариотов. Несмотря на свое образование, Мойсиодакс считал, что фанариоты жили тщеславной и праздной жизнью, подрывающей моральную структуру общества. Вместо того, чтобы работать ради достижения богатства или статуса, многие фанариоты полагались на клиентелизм или семейные связи для поддержания своего богатства. Мойсиодакс предложил этому обществу провести реформы для создания того, что сегодня теоретики называют «гражданским обществом». В «гражданском обществе» всем людям предоставляются равные возможности для социального продвижения за счет собственных заслуг. По мнению Мойсиодакса, торговые сообщества в Греческая диаспора представляет собой пример «гражданского общества». Эти купцы добились социального успеха благодаря заслугам, которые они получили благодаря своему образованию и упорному труду в коммерческой торговле. [ 6 ] Восхищение Мойсиодакса этим обществом побудило его установить с ними отношения. Благодаря этим отношениям купцы стали восхищаться поддержкой Мойсиодакса преподавания новогреческого языка в школах. Чем больше студентов изучали новогреческий язык, тем больше могло расти это коммерческое общество, поскольку новогреческий язык был необходим для участия в торговле в греческой диаспоре. [ 10 ] Некоторые из этих купцов предоставили Мойсиодаксу финансовую поддержку, которую он использовал для публикации своих работ, пропагандирующих преподавание новогреческого языка. [ 6 ] [ 11 ]
Споры
[ редактировать ]Мойсиодакс столкнулся с критикой и угрозами насилия за пропаганду своих идей. Например, многие люди, которые были лояльны к традиционной системе образования, отреклись от учения Моисиодакса. Кроме того, Мойсиодакс считал, что его критиковали некоторые философы, которые поддерживали Древних в споре между Древними и Современниками. Он считал, что эти философы опасались, что их теории станут неактуальными, если греческое общество примет современные философские теории. Тем не менее Мойсиодакс считал своим долгом распространять идеи Просвещения. Моисиодакс желал распространить свои теории в надежде просветить всех греков. [ 6 ] Однако Мойсиодакс, возможно, не подвергался такой резкой критике, как принято считать. Долгая жизнь Мойсиодакса и последовательное создание работ, посвященных социальной и культурной критике, могут подтвердить теорию о том, что он не подвергался жестоким репрессиям со стороны своих критиков. [ 11 ]
Наследие
[ редактировать ]Ригас Ферайос , современник Моисиодакса, который придерживался многих его теорий, выступал за создание отдельного балканского общества, контролируемого носителями греческого языка. [ 11 ] За эти взгляды Ферайос был убит. [ 11 ] Кроме того, политические взгляды Моисиодакса, как их частного наставника, возможно, повлияли на двух сыновей Константина Ипсиланти , Александра и Деметрия , в их решении возглавить греческую войну за независимость в 1821 году. [ 11 ] Благодаря обучению у Димитриоса Катарциса Моисиодакс, возможно, полагал, что просвещенный абсолютизм был политической моделью, которую следовало принять греческому обществу. [ 6 ] Эта теория проистекает из поддержки Мойсиодакса утилитарного и универсального образования в надежде способствовать росту просвещенного греческого принца, который возглавит восстание против османов. [ 6 ] Однако Мойсиодакс также выступал за правительство, основанное на республиканских принципах . [ 6 ] Эта теория вытекает из аргумента Моисиодакса о том, что греческие граждане, если им будет предоставлена равная возможность стать просвещенными интеллектуалами, смогут восстать и свергнуть османов без просвещенного лидера. [ 6 ] Таким образом, философия Моисиодакса может повлиять на Грецию сегодня, поскольку страна продолжает дебаты по кипрскому вопросу после греческой войны за независимость. [ 11 ]
Избранные произведения
[ редактировать ]- философия Этическая , перевод Лодовико Муратори » «Filosofia Morale , Венеция , 1761, 2 т. [ 12 ]
- , Трактат о воспитании молодежи адаптация Джона Локка и Фенелона с несколькими оригинальными главами, Венеция , 1779 г.
- Извинение 1780 г. , Вена ,
- Теория географии , Вена, 1781 г. (написано в 1767 г.)
- , Филологические заметки Бухарест , 1784 г.
Переводы на греческий язык
- «Математическая улица», Ален Кайе
- «Элементы математики», Андре Таке
Неопубликованные работы
- Физика Улиц
- Сборник астрономии для юных
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Чернавода была одним из поселений валахоязычных племен, живших к югу от Дуная в районе древней Мезии; местные жители, говорившие по-болгарски, отличались своим диалектом, произошедшим от латыни. В результате этого , они были отождествлены с «даками» княжеств Валахии и Молдавии к северу от Дуная. Эти румыноязычные жители северной Болгарии были названы греческими учеными месиодаками, чтобы отличить их от скотоводческих кочевников, живущих дальше на юге. балканцы, которые говорили на одном языке и были известны как куцовлахи» (Китромилидес, стр. 18). «Куцовлах» — имя, относящееся к балканским влахам (см. Историю термина влахи ), особенно к арумынам . Таким образом, греки отличали румын из Северной Болгарии и Добруджи от других групп латиноязычного населения на Балканах.
- ^ Дин Дж. Костантарас. Позор и бунт: возникновение национальной проблемы в греческой мысли раннего Нового времени . Восточноевропейские монографии, 2006, ISBN 978-0-88033-581-2 , с. 92
- ^ Байдар, Айча (2016). Тюркоязычные православные христиане от сосуществования к этнорелигиозной гомогенизации: исследование прессы «Караманлидхика» во время греко-турецкой войны и обмена населением (Диссертация). Лондонский университет . п. 16.
- ^ Jump up to: а б Тренченьи, Копечек 2006, с. 65
- ^ Тренченьи, Копечек 2006, стр. 65-66
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Пасхалис, Китромилидес (14 июля 2014 г.). Просвещение как социальная критика: Иосипо Моисиодакс и греческая культура в XVIII веке . Принстон, Нью-Джерси. ISBN 9781400862726 . OCLC 889252665 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж Демос, Рафаэль (1958). «Неоэллинское Просвещение (1750-1821)». Журнал истории идей . 19 (4): 523–541. дои : 10.2307/2707921 . JSTOR 2707921 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Робертсон, Ричи; Диксон, Саймон; Брейсвелл, Венди (2017). «Просвещение и религия в православном мире». Славянское и восточноевропейское обозрение . 95 (2): 320–340. дои : 10.5699/slaveasteurorev2.95.2.0320 .
- ^ Китромилидес, Пасхалис М. (2012). «Просвещение и греческая культурная традиция» . История европейских идей . 36 (1): 39–46. doi : 10.1016/j.histeuroideas.2009.06.001 . hdl : 10442/8675 . ISSN 0191-6599 . S2CID 145642493 .
- ^ Китромилидес, Пасхалис М. (1999). «Православная культура и коллективная идентичность на Османских Балканах в восемнадцатом веке». Ориенте Модерно . 18 (79) (1): 131–145. JSTOR 25817596 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Манго, Эндрю (1998). «Турция и расширение европейского разума». Ближневосточные исследования . 34 (2): 171–192. дои : 10.1080/00263209808701227 . JSTOR 4283942 .
- ^ Мойсиодакас Иосепос [1725/1730, Чернавода - 1800(?), Бухарест(?)]. Архивировано 4 июля 2011 г. в Wayback Machine . Греческая память.
Источники
[ редактировать ]- Пасхалис М. Китромилидес, Просвещение как социальная критика: Иосипос Моисиодакс и греческая культура в восемнадцатом веке , 1992. ISBN 0-691-07383-X .
- Пасхалис М. Китромилидес, «Культурные изменения и социальная критика: случай Иоссипа Моисиодакса», в книге «Idem, Просвещение, национализм, православие: исследования культуры и политической мысли Юго-Восточной Европы» (Олдершот, Ashgate Variorum, 1994) (Собрание исследований Variorum). , CS453),
- Балаж Тренчени, Михал Копечек, Дискурсы коллективной идентичности в Центральной и Юго-Восточной Европе (1770–1945) , Central European University Press , 2006, ISBN 963-7326-52-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1725 рождений
- 1800 смертей
- Писатели XVIII века из Османской империи
- Современные грекоязычные писатели
- Люди новогреческого Просвещения
- Греческий народ арумынского происхождения
- Румынский народ арумынского происхождения
- Румынский народ греческого происхождения
- Люди из Чернаводэ
- Греческие философы XVIII века
- Греческие ученые XVIII века
- Греческие педагоги XVIII века
- Выпускники Падуанского университета