Блондинка-купальщик

Блондинка-Купальщица ( La baigneuse Blonde ) — название двух очень похожих картин французского художника Пьера Огюста Ренуара , созданных в 1881 и 1882 годах. Моделью была Алин Шариго , ставшая впоследствии женой Ренуара. Под влиянием живописи эпохи Возрождения (особенно фресок Рафаэля ), которую Ренуар увидел в Италии в 1881 году, обе картины демонстрируют заметное изменение стиля по сравнению с предыдущими работами Ренуара. Некоторые комментаторы считают эти произведения невероятно красивыми, другие — вульгарными. Была критика работ по консервации картины 1881 года.
Контекст
[ редактировать ]Ренуару было сорок лет, и он был признанным художником, когда осенью 1881 года он посетил Италию. Если не считать визита в Алжир в начале года, он не выезжал за пределы метрополии Франции , да и вообще никогда не был далеко от Парижа. Амбруаз Воллар , собиравший его произведения искусства, сообщил, что Ренуар особенно восхищался увиденными им работами Тициана и Рафаэля (в том числе «Мадонна делла Седжиола» и «Изгнание Гелиодора из храма »), а также помпейскими и египетскими фресками. Если говорить более практично, то в письмах домой Ренуар писал, что он ценит красивые пейзажи и свет и надеется написать много картин, которые будут продаваться по хорошей цене. Он был недоволен своей фигурной живописью (которая неловко жила рядом с его импрессионистическими пейзажами) и был рад покинуть Париж, где чувствовал себя обязанным писать светские портреты. Его визит был очень продуктивным, и он отправил обратно в Париж несколько ящиков с картинами. [ 1 ]
Моделью для «Blonde Bather» стала его девушка, любимая модель и будущая жена Алин Шариго , которая была с ним в поездке. Ранее, в 1881 году, Шариго была включена в картину Ренуара «Le déjeuner des canotiers» ( «Обед лодочной вечеринки» ), где она изображена женщиной с маленькой собачкой (слева). Она появлялась во многих из его картин — 1882 Danse à la Campagne ( Танец в деревне ). [ примечание 1 ] [ 4 ]
Блондинка-купальщикша (1881)
[ редактировать ]
Описание (1881 г.)
[ редактировать ]Картина, находящаяся сейчас в Художественном институте Стерлинга и Франсин Кларк («Кларк») в Уильямстауне, штат Массачусетс , представляет собой холст, написанный маслом, размером 81,6 на 65,4 сантиметра (32,1 × 25,7 дюйма). Ренуар пояснил, что картина была написана на борту корабля в Неаполитанском заливе . По возвращении в Париж Ренуар продал или подарил картину Анри Веверу, коллекционеру современного искусства, и подписал полотно, добавив посвящение Веверу. [ 2 ]
Несмотря на утверждение Ренуара, сцена не похожа на лодку. Ренуар изменил фон после того, как оригинальная картина была написана. [ 2 ] и фигура кажется сидящей у берега – за ее спиной трава.
В 1926 году американский коллекционер Стерлинг Кларк приобрел картину после некоторой неопределенности. Его жена Франсин считала эту работу чудом; Кларк подумал, что он никогда не видел более прекрасной живописи с точки зрения цвета, но с этим, возможно, станет трудно жить. Он посчитал, что цена в 100 000 долларов была завышенной, думая, что на аукционе за нее можно будет продать всего 60 000 долларов. [ 2 ] Барбара Уайт описывает внешность модели как «округленную». [ 1 ]
Оценки версии 1881 года
[ редактировать ]Биограф Ренуара Барбара Уайт сказала, что 1881 год знаменует собой значительное изменение стиля обнаженной натуры Ренуара - новый стиль, который он должен был увековечить - «Новый классический импрессионизм, вдохновленный итальянскими фресками ... формальный вневременной взгляд на трезвую и чувственную фигуру». [ 1 ] Друзья Ренуара в Париже также расценили это как явное изменение стиля – контуры фигуры мягкие и, кроме обручального кольца, в ней нет никаких признаков современности. Ренуар писал: «Итак, занимаясь на открытом воздухе, я в конечном итоге стал видеть только общие гармонии, больше не беспокоясь о мелких деталях, которые затмевают солнечный свет, а не освещают его». [ 2 ] На него повлияли фрески Рафаэля на вилле Фарнезина, такие как «Триумф Галатеи» , и поэтому, писая из Рима, он сказал, что пришел восхищаться величием и простотой. По словам Уайта, в этой картине он впервые добился этих качеств. [ 1 ] В художественной галерее Кларка говорят, что картина «придает обнаженной натуре монументальный вид, который предполагает вневременной образ женственности». [ 5 ]
Сохранение
[ редактировать ]Стерлинг Кларк считал Ренуара одним из величайших художников и считал, что его лучшие работы были написаны примерно в 1881 году. Кларк был антипатичен реставрации произведений искусства – в своем завещании он запрещал любую реставрацию своего завещания. После его смерти в 1956 году большинство его картин Ренуара были изображены в журнале «Жизнь», вероятно, в совершенно нереставрированном состоянии. По случаю Королевской академии выставки 2012 года «Из Парижа: вкус к импрессионизму» Майкл Дэйли воспользовался возможностью сравнить фотографии из жизни , одну, сделанную блондинкой-купальщиком в 1996 году, и одну из каталога выставки, на которых постепенно видно, что контраст на заднем плане ослабел и вокруг тела появился эффект ореола. Дейли считает, что это могло быть связано не с фотографическими изменениями, а с тем, что картина (и выставленные картины в целом) подвергалась чрезмерной чистке как минимум дважды с 1956 года. [ 6 ] Брайан Сьюэлл высказал то же самое, говоря о картинах Кларка в целом: «Многие картины на выставке остались немного сырыми из-за работы их реставраторов с подушечкой Brillo и проволочной щеткой». [ 7 ]
Блондинка-купальщикша (1882)
[ редактировать ]
Описание (1882 г.)
[ редактировать ]Вернувшись в Париж весной 1882 года, Ренуар нарисовал вторую версию размером 90 на 63 сантиметра (35,4 × 24,8 дюйма), которая в основном отличалась от оригинала более яркими цветами фона и линией скал, видимой вдалеке. [ примечание 2 ] Сейчас он принадлежит Пинакотеке Джованни и Мареллы Аньелли (Галерея Джованни и Мареллы Аньелли) в Турине и выставлен на всеобщее обозрение. [ 8 ] Это было сделано по просьбе его дилера Поля Дюран-Рюэля – он уже нашел покупателя. [ 1 ]
Вернувшись из рабочего отпуска в Испании со своей молодой семьей в 1933 году, Кеннет Кларк , [ примечание 3 ] впоследствии ставший знаменитым британским историком искусства, писал своему наставнику Бернарду Беренсону : «Мы утешены покупкой двух маленьких картин Ренуара, от которых Мэри бы тошнило, но для меня они чрезвычайно милы». [ примечание 4 ] Это были « Блондинка-Купальщица» 1882 года и « Женщина в блузке Бланш» 1907 года. [ 9 ] Вернувшись домой, Маркус Лейт сфотографировал Кларка, невозмутимо стоящего перед своим недавно приобретенным призом, и намного позже эта фотография стала знаменитым изображением патриция лорда Кларка. [ 10 ] «Блондинка-купальщик» оставалась одной из его любимых картин, но Кларк всегда боялся обеднеть, поэтому в 1959 году он продал ее за 120 000 фунтов стерлингов. [ 11 ]
Оценки версии 1882 года
[ редактировать ]Эдвард Люси-Смит писал о Кеннете Кларке в 2014 году: «Он также когда-то владел… большой сладкой обнаженной фигурой Ренуара начала 1880-х годов, которая сейчас находится в Пинакотеке Аньелли в Турине. Этот яркий вульгарный объект, несомненно, взволновал бы новых богатых людей». коллекционеров-миллиардеров, если бы оно появилось сегодня на аукционе Sotheby's или Christie's ». Протеже Кларка Виктор Пасмор сказал, что обнаженная натура Ренуара «набила оскомину», и нарисовал на нее пародию, которую Кларк охотно купил. [ 12 ] С другой стороны, Художественный музей Далласа называет версию 1882 года «этой превосходной второй картиной». [ 13 ]
Этюд мелом (1880–1881)
[ редактировать ]
Существует этюд красным мелом размером 84,5 на 65,5 см (33,3 × 25,8 дюйма) на тканой папиросной бумаге, закрепленный на доске, принадлежащий Художественному музею Далласа . Музей считает его «одним из самых важных сохранившихся рисунков Ренуара» и утверждает, что он относится к картине 1881 года. Сначала он был нарисован карандашом, а затем развит мелом. Ренуар продал ее Амбруазу Воллару , своему арт-дилеру. Рисунок, вероятно, был сделан с натуры еще до того, как была начата работа маслом в 1881 году, но нет никаких признаков того, что он использовался для переноса первоначального контура на холст. [ 13 ]
Ренуар также сделал этюд маслом размером 16,1 на 11,4 см (6,33 × 4,5 дюйма) для картины 1881 года. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Шариго родился в Эссуае в 1859 году и умер в 1915 году. У пары было трое сыновей: Пьер (1885 г.р.), Жан (1894 г.р.) и Клод (1901 г.р.). [ 2 ] [ 3 ]
- ↑ В 1969 году Уайт назвал эту версию « Блондинкой-купальщиком с карими глазами ». [ 1 ]
- ^ Стерлинг Кларк и Кеннет Кларк не были родственниками.
- ↑ Мэри была Бернарда Беренсона . женой
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уайт, Барбара Эрлих (декабрь 1969 г.). «Путешествие Ренуара в Италию». Художественный вестник . 51 (4). Ассоциация искусств колледжа: 333–351. дои : 10.1080/00043079.1969.10790300 . JSTOR 3048651 . Примечание: Уайт — крупный биограф Ренуара.
- ^ Jump up to: а б с д и Лиз, Сара, изд. (2012). «Блондинка-купальщикница 1881». Европейская живопись девятнадцатого века в Художественном институте Стерлинга и Франсин Кларк, Том второй (PDF) . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300179651 . Архивировано (PDF) из оригинала 13 сентября 2017 года.
- ^ Миллефонти, Ницца. «Блондинка из бенезы» . www.arte.it (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 16 марта 2017 года . Проверено 16 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Жена Ренуара» . pinacoteca-agnelli.it . Художественная галерея Аньелли. Архивировано из оригинала 13 сентября 2017 года . Проверено 13 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Кларк Арт - Блондинка-купальщикница» . www.clarkart.edu . Институт искусств Кларка. Архивировано из оригинала 15 июня 2016 года . Проверено 13 сентября 2017 г.
- ^ Дейли, Майкл (2 августа 2012 г.). «Рецензии: отвозим Ренуара, Стерлинга и Франсин Кларк в уборщицу» . ArtWatch UK онлайн . Архивировано из оригинала 29 октября 2016 года . Проверено 12 сентября 2017 г.
- ^ Сьюэлл, Брайан (5 июля 2012 г.). «Брайан Сьюэлл о картинах Кларка в Королевской академии» . Вечерний стандарт . Архивировано из оригинала 29 декабря 2015 года.
- ^ «Джованни и Марелла Аньелли Ренуар Художественная галерея» . www.pinacoteca-agnelli.it . Архивировано из оригинала 16 сентября 2017 года . Проверено 13 сентября 2017 г.
«Пинакотека Джованни и Мареллы Аньелли Канова и XIX век: постоянная коллекция» . www.pinacoteca-agnelli.it . Архивировано из оригинала 3 мая 2017 года . Проверено 13 сентября 2017 г. - ^ Беренсон, Бернард; Кларк, Кеннет (2015). Беренсон, Бернард (ред.). Мой дорогой ББ...: Письма Бернарда Беренсона и Кеннета Кларка, 1925–1959 гг . Издательство Йельского университета. стр. 139–140. ISBN 978-0-300-20737-8 . Архивировано из оригинала 16 сентября 2017 года.
- ^ Джонс, Джонатан (19 мая 2014 г.). «Кеннет Кларк: сокровищница для любителя искусства – в фотографиях» . Хранитель . Архивировано из оригинала 4 января 2017 года.
Холл, Джеймс (16 мая 2014 г.). «Кеннет Кларк: высокомерный сноб или спаситель искусства?» . Хранитель . Архивировано из оригинала 29 марта 2017 года. - ^ Тревин, Ион (14 сентября 2009 г.). Алан Кларк: Биография . Орион. стр. 145, 147. ISBN. 978-0-297-85782-2 . Архивировано из оригинала 16 сентября 2017 года.
- ^ Люси-Смит, Эдвард (2014). «Кеннет Кларк в галерее Тейт Британия: великий панджандрум» . Галка . ISSN 1474-3914 . Архивировано из оригинала 22 февраля 2015 года.
«Кеннет Кларк – В поисках цивилизации – выставка в галерее Тейт Британия» . Тейт . Тейт Британия. Архивировано из оригинала 6 января 2017 года.
« Обнаженная, Виктор Пасмор, 1941» . Отец Галерея Тейт. - ^ Jump up to: а б с «Купальщица — Онлайн-коллекция DMA» . Художественный музей Далласа. Архивировано из оригинала 13 сентября 2017 года . Проверено 14 сентября 2017 г.