Jump to content

Фракийский всадник

(Перенаправлено с Фракийского Героса )
Вотивная табличка «Фракийский всадник» со стандартными иконографическими элементами: всадник держит в правой руке копье, целясь в кабана, атакованного охотничьей собакой.
Фрагмент мраморного рельефа фракийского всадника: охотничья собака нападает на кабана.

Фракийский всадник (также «Фракийский всадник» или «Фракийские герои») — повторяющийся мотив изображаемый на рельефах эллинистического , и римского периодов на Балканах — в основном во Фракии , Македонии , [ 1 ] [ 2 ] Фессалия [ 3 ] и Мезия — примерно с III века до н.э. по III век нашей эры. В надписях, найденных в Румынии, всадник идентифицируется как Герос и Эрос (латинская транскрипция Ἥρως), а также Херрон и Эрон (латинская транскрипция Ἥρων), очевидно, слово «герои» использовалось как имя собственное. [ 3 ] Иногда в надписях к нему обращаются просто как к κύριος, деспоту или ἥρος. [ 4 ]

Фракийский всадник изображен в виде охотника верхом на коне, едущего слева направо. Между копытами лошади изображена то ли охотничья собака , то ли кабан. В некоторых случаях собаку заменяет лев. Его изображение соответствует традиции погребальных стел римских кавалеристов с добавлением синкретических элементов эллинистической и палеобалканской религиозной или мифологической традиции.

Исходное палео-балканское слово, обозначающее «всадник», было реконструировано как *Me(n)zana- с корнем *me(n)za- «лошадь». Оно основано на доказательствах, предоставленных: [ 5 ]

Интерпретация

[ редактировать ]

Всадник был распространенным палеобалканским героем. [ 7 ]

Мотив, изображенный на рельефах, скорее всего, представляет собой составную фигуру фракийского героя. [ нужны разъяснения ] возможно, основан на Резе , фракийском царе, упомянутом в «Илиаде», [ 8 ] к которому скифские , эллинистические и, возможно, другие элементы. были добавлены [ 9 ]

Позднеримский синкретизм

[ редактировать ]

Культ фракийского всадника был особенно важен в Филиппах , где Герос имел эпитеты героя Авлонеита , [ 10 ] сотер («спаситель») и эпикоос «ответчик на молитвы». Погребальные стелы с изображением всадника принадлежат среднему или низшему классу (в то время как высшие классы предпочитали изображение сцен пиршества). [ 11 ]

При римском императоре Гордиане III бог верхом на коне появляется на монетах, отчеканенных в Тлосе, в соседней Ликии, и в Истру, в провинции Нижней Мезии, между Фракией и Дунаем. [ 12 ]

В римскую эпоху иконография «фракийского всадника» еще больше синкретизируется. Всадник теперь иногда изображается приближающимся к дереву, обвитым змеей, или приближающимся к богине. Эти мотивы частично греко-римского и частично, возможно, скифского происхождения. К скифской иконографической традиции относится мотив всадника с поднятой правой рукой, идущего к сидящей женской фигуре. Он часто встречается в Болгарии, связанный с Асклепием и Гигеей . [ 13 ]

стелы, посвященные фракийскому герою Архегету найдены В Селимбрии . [ 14 ]

Надписи из Болгарии дают названия Саленос и Пирмерула / Pirmerula . [ 15 ]

Помимо синкретизма с другими божествами (такими как Асклепий, Аполлон, Сабатий), фигура Фракийского всадника встречалась также с несколькими эпитетами: Карабасмос , Кейладе(и)нос , Манимазос , Аулархенос , Авлосаденос , Пирмерулас . Один, в частности, был найден в Аврене, датируемый III веком нашей эры, с обозначением, которое, по-видимому, относится к искусству верховой езды: Outaspios и его вариации Betespios , Ephippios и Ouetespios . [ 16 ]

Болгарский лингвист Владимир Иванович Георгиев предложил следующие интерпретации его эпитетов: [ 17 ]

  • Ouetespios ( Betespios ) — родственно албанскому vetë «собственный, сам» и авестийскому aspa — «лошадь», что означает «который сам является лошадью».
  • Outaspios — соответствует греческому epihippios «на коне».
  • Manimazos — родственно латинскому mani «хороший» и румынскому mînz ; означает «хорошая лошадь».
  • Карабасмос - родственно древнебулгарскому gora «гора» и греческому phasma «призрак»; что означает «гора-призрак» («Berg-geist» на немецком языке).

Болгарский лингвист Иван Дуриданов [ бг ] интерпретировал следующие теонимы:

  • Рурумерулас (Вариации: Румерулас , Рурымерулас , Пирмерулас ) — связано с греческим piros 'кукуруза, кукуруза'; и PIE основа *mer «великолепный». [ 18 ]
[ редактировать ]

Двойные всадники

[ редактировать ]

С мотивом Диоскуров связан мотив так называемых «Дунайских всадников», изображающий двух всадников, окружающих стоящую богиню. [ 19 ] [ 20 ] Этих «дунайских всадников» называют так из-за их рельефов, найденных в римской провинции Дунай. Однако некоторые рельефы были также найдены в римской Дакии , что дало мотиву альтернативное название: «Дакийский всадник». [ 21 ] Стипендия распространилась по Мезии, Дакии, Паннонии и Дунаю и, в меньшей степени, по Далмации и Фракии. [ 22 ] [ 20 ]

Мотив стоящей богини в окружении двух всадников, идентифицируемой как Артемида в окружении Диоскуров , и дерева, обвитого змеей в окружении двух всадников, был преобразован в мотив одного всадника , приближающегося к богине или дереву. [ 23 ]

Мадара Райдер

[ редактировать ]

Мадарский всадник — крупный скальный рельеф раннего средневековья, высеченный на Мадарском плато к востоку от Шумена, на северо-востоке Болгарии. Памятник датирован ок. VII/VIII века, время правления булгарского хана Тервела. В 1979 году был зачислен в список ЮНЕСКО Всемирного наследия . [ 24 ] Рельеф включает в себя элементы автохтонного фракийского культа. [ 25 ]

Наследие

[ редактировать ]

Мотив фракийского всадника был продолжен в христианизированной форме в конной иконографии святого Георгия и святого Димитрия . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]

Мотив фракийского всадника не следует путать с изображением всадника, убивающего врага-варвара, на погребальных стелах, как на стеле Дексилея , трактуемых как изображения героического эпизода из жизни умершего. [ 31 ]

Охотничий мотив
Змея и дерево
Всадник и богиня
Греко-римскую сравнивать
Сравнивать со средневековьем

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Самсарис, Димитриос К. (1984). Культ фракийского рыцаря в долине Нижнего Стримона в римские времена: Исследование местоположения его святилищ . Конгресс Dritter Internationaler Thrakologischer, Вена, 2-6 июня 1980 года. София. См. II, с. 284 кв.
  2. ^ Самсарис, Димитриос К. (1982–1983). «Культ фракийского рыцаря в римской колонии Филиппы и на ее территории». Понто-Балтийский . 2–3 : 89–100.
  3. ^ Jump up to: а б Хампартумян, Нубар (2015) [1979]. Культ тела фракийских рыцарей (CCET) . Том. 4: Нижняя Мезия (румынская часть) и Дакия. Лейден, Нидерланды: Brill. п. 16. дои : 10.1163/9789004295520 . ISBN  978-90-04-29552-0 .
  4. ^ Лиапис, Вайос. «Фракийский культ Резуса и Герос Эквитанский». В: Кернос 24 (2011): 95-104. Опубликовано в Интернете 1 февраля 2014 г., по состоянию на 31 декабря 2023 г. URL: http://journals.openedition.org/kernos/1938 ; два : 10.4000/kernos.1938
  5. ^ Орешко 2020 , с. 118.
  6. ^ Малайский, Эдмонд (2013). средневекового Дривасто» . « Дворянские семьи 3-4 . с
  7. ^ Гарашанин 1976 , стр. 278–279.
  8. ^ Уэст, Ребекка (21 декабря 2010 г.). Черный ягненок и серый сокол: путешествие по Югославии . Открытые дорожные медиа. п. 455. ИСБН  978-1-4532-0746-8 .
  9. ^ Ходдинотт, РФ (1963). Ранневизантийские церкви в Македонии и Южной Сербии . Пэлгрейв Макмиллан, 1963. стр. 58–62.
  10. ^ Брелаз, Седрик (2021). «Фракийский, греческий или римский? Этническая и социальная идентичность верующих (и богов) в римских Филиппах». Филиппы, от Колонии Августа до Коммунитас Христиана . Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 71, 74. doi : 10.1163/9789004469334_005 . ISBN  978-90-04-46933-4 .
  11. ^ Аскоу, Ричард С. (2003). Македонские ассоциации Павла: социальный контекст Филиппийцам и 1 Фессалоникийцам . п. 159.
  12. ^ Сабазиос на монетах, проиллюстрировано в коллекции М. Халкама.
  13. ^ Ходдинотт (1963:58)
  14. ^ Византия и Боспор: историческое исследование с седьмого века до нашей эры до основания Константинополя, с. 203
  15. ^ Петрова С. и др. (2015). Фракийские, греческие, римские и средневековые города, резиденции и крепости в Болгарии . п. 370.
  16. ^ Петрачча, Мария Федерика. « Посвящение стационара Геросу Оутаспию » . В: Культы и религиозность в дунайских провинциях: Материалы II Международной конференции (Феррара, 20-22 ноября 2013 г.), под редакцией Ливио Зербини . Публикация LAD (Лаборатории исследований и исследований древних дунайских провинций) - Университет Феррары - Кафедра гуманистических исследований. Болонья: Книги Эмиля. 2015. стр. 594-595, 601. ISBN   978-88-6680-130-6 .
  17. ^ Георгиев, Владимир И. «Фракийский и дакийский». Том 29/2. Подтом «Язык и литература» (Языки и письменность [продолжение]), под редакцией Вольфганга Хаазе, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 1983. с. 1180. дои : 10.1515/9783110847031-016
  18. ^ Дуриданов, Иван (1985). Язык фракийцев . Болгарский сборник (на немецком языке). Том 5. Иероним Верлаг. п. 69. ИСБН  3-88893-031-6 .
  19. ^ "Рельеф с изображением дунайского всадника, найденный в Виминациуме" . Сеть новостей археологии . Онлайн: 14-12-2014. Получено: 12.08.2021.
  20. ^ Jump up to: а б Vladimirovich, Shchemelev Artem. " К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ ДУНАЙСКОГО ВСАДНИКА ". [ON THE ISSUE OF CLASSIFYING THE DANUBIAN HORSEMAN IMAGES]. In: Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art . Issues of Theory and Practice. Tambov: Gramota, 2015. № 10. Part 2. p. 216.
  21. ^ Vladimirovich, Shchemelev Artem. " ДУНАЙСКИЙ ВСАДНИК: СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА И ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ " [THE DANUBIAN HORSEMAN: ESSENCE OF THE PHENOMENON AND ITS ICONOGRAPHIC PECULIARITIES]. In: Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art . Issues of Theory and Practice. Tambov: Gramota, 2015. № 8. Part 3. pp. 214-215.
  22. ^ Vladimirovich, Shchemelev Artem. " ДУНАЙСКИЙ ВСАДНИК: СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА И ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ " [THE DANUBIAN HORSEMAN: ESSENCE OF THE PHENOMENON AND ITS ICONOGRAPHIC PECULIARITIES]. In: Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. Tambov: Gramota, 2015. № 8. Part 3. p. 215.
  23. ^ Ходдинотт (1963:59)
  24. ^ Дончев 1981 , стр. 46.
  25. ^ Дончев 1981 , с. 43.
  26. ^ Ходдинотт (1963: 61 )
  27. ^ де Лаэт, Зигфрид Дж. (1994). История человечества: с седьмого по шестнадцатый век . Рутледж. стр. 233 и далее. ISBN  978-92-3-102813-7 .
  28. ^ Уолтер, Кристофер (2003). Святые-воины в византийском искусстве и традициях . Эшгейт. стр. 88 и далее. ISBN  978-1-84014-694-3 .
  29. ^ см. сильно поврежденную настенную живопись Святого Георгия на руинах Джурджеви ступови , Сербия (ок. 1168 г.)
  30. ^ Ходдинотт (1963: 61 ).
  31. ^ Ходдинотт (1963:60)

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
К эпиграфике Фракийского всадника

О «Дунайских всадниках» или «Дунайских всадниках» :

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 87975616d9e2c453d7b4b0a9fd66d7ec__1723420380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/ec/87975616d9e2c453d7b4b0a9fd66d7ec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thracian horseman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)