Фракийский всадник
Фракийский всадник (также «Фракийский всадник» или «Фракийские герои») — повторяющийся мотив изображаемый на рельефах эллинистического , и римского периодов на Балканах — в основном во Фракии , Македонии , [ 1 ] [ 2 ] Фессалия [ 3 ] и Мезия — примерно с III века до н.э. по III век нашей эры. В надписях, найденных в Румынии, всадник идентифицируется как Герос и Эрос (латинская транскрипция Ἥρως), а также Херрон и Эрон (латинская транскрипция Ἥρων), очевидно, слово «герои» использовалось как имя собственное. [ 3 ] Иногда в надписях к нему обращаются просто как к κύριος, деспоту или ἥρος. [ 4 ]
Фракийский всадник изображен в виде охотника верхом на коне, едущего слева направо. Между копытами лошади изображена то ли охотничья собака , то ли кабан. В некоторых случаях собаку заменяет лев. Его изображение соответствует традиции погребальных стел римских кавалеристов с добавлением синкретических элементов эллинистической и палеобалканской религиозной или мифологической традиции.
Имя
[ редактировать ]Исходное палео-балканское слово, обозначающее «всадник», было реконструировано как *Me(n)zana- с корнем *me(n)za- «лошадь». Оно основано на доказательствах, предоставленных: [ 5 ]
- Албанский : mëz или mâz « жеребенок », с первоначальным значением слова «лошадь», которое претерпело более поздний семантический сдвиг «лошадь» > «жеребенок» после заимствования из латинского caballus в албанское kalë «лошадь»; тот же корень встречается и в албанском языке: мазрек ' коневод '; [ 6 ]
- Мессапический : мензанас , появляющийся как эпитет у Зиса Мензанаса , встречающийся в вотивных надписях, и у Юпитера Мензанаса , упомянутый в отрывке, написанном Фестом в связи с мессапским жертвоприношением коня;
- Румынский : кольт ;
- Фракийский : ΜΕΖΗΝΑ̣Ι mezēnai , найденный в надписи золотого перстня Дуванли, также имеющего изображение всадника.
Интерпретация
[ редактировать ]Всадник был распространенным палеобалканским героем. [ 7 ]
Мотив, изображенный на рельефах, скорее всего, представляет собой составную фигуру фракийского героя. [ нужны разъяснения ] возможно, основан на Резе , фракийском царе, упомянутом в «Илиаде», [ 8 ] к которому скифские , эллинистические и, возможно, другие элементы. были добавлены [ 9 ]
Позднеримский синкретизм
[ редактировать ]Культ фракийского всадника был особенно важен в Филиппах , где Герос имел эпитеты героя Авлонеита , [ 10 ] сотер («спаситель») и эпикоос «ответчик на молитвы». Погребальные стелы с изображением всадника принадлежат среднему или низшему классу (в то время как высшие классы предпочитали изображение сцен пиршества). [ 11 ]
При римском императоре Гордиане III бог верхом на коне появляется на монетах, отчеканенных в Тлосе, в соседней Ликии, и в Истру, в провинции Нижней Мезии, между Фракией и Дунаем. [ 12 ]
В римскую эпоху иконография «фракийского всадника» еще больше синкретизируется. Всадник теперь иногда изображается приближающимся к дереву, обвитым змеей, или приближающимся к богине. Эти мотивы частично греко-римского и частично, возможно, скифского происхождения. К скифской иконографической традиции относится мотив всадника с поднятой правой рукой, идущего к сидящей женской фигуре. Он часто встречается в Болгарии, связанный с Асклепием и Гигеей . [ 13 ]
стелы, посвященные фракийскому герою Архегету найдены В Селимбрии . [ 14 ]
Надписи из Болгарии дают названия Саленос и Пирмерула / Pirmerula . [ 15 ]
Эпитеты
[ редактировать ]Помимо синкретизма с другими божествами (такими как Асклепий, Аполлон, Сабатий), фигура Фракийского всадника встречалась также с несколькими эпитетами: Карабасмос , Кейладе(и)нос , Манимазос , Аулархенос , Авлосаденос , Пирмерулас . Один, в частности, был найден в Аврене, датируемый III веком нашей эры, с обозначением, которое, по-видимому, относится к искусству верховой езды: Outaspios и его вариации Betespios , Ephippios и Ouetespios . [ 16 ]
Болгарский лингвист Владимир Иванович Георгиев предложил следующие интерпретации его эпитетов: [ 17 ]
- Ouetespios ( Betespios ) — родственно албанскому vetë «собственный, сам» и авестийскому aspa — «лошадь», что означает «который сам является лошадью».
- Outaspios — соответствует греческому epihippios «на коне».
- Manimazos — родственно латинскому mani «хороший» и румынскому mînz ; означает «хорошая лошадь».
- Карабасмос - родственно древнебулгарскому gora «гора» и греческому phasma «призрак»; что означает «гора-призрак» («Berg-geist» на немецком языке).
Болгарский лингвист Иван Дуриданов интерпретировал следующие теонимы:
- Рурумерулас (Вариации: Румерулас , Рурымерулас , Пирмерулас ) — связано с греческим piros 'кукуруза, кукуруза'; и PIE основа *mer «великолепный». [ 18 ]
Похожие изображения
[ редактировать ]Двойные всадники
[ редактировать ]С мотивом Диоскуров связан мотив так называемых «Дунайских всадников», изображающий двух всадников, окружающих стоящую богиню. [ 19 ] [ 20 ] Этих «дунайских всадников» называют так из-за их рельефов, найденных в римской провинции Дунай. Однако некоторые рельефы были также найдены в римской Дакии , что дало мотиву альтернативное название: «Дакийский всадник». [ 21 ] Стипендия распространилась по Мезии, Дакии, Паннонии и Дунаю и, в меньшей степени, по Далмации и Фракии. [ 22 ] [ 20 ]
Мотив стоящей богини в окружении двух всадников, идентифицируемой как Артемида в окружении Диоскуров , и дерева, обвитого змеей в окружении двух всадников, был преобразован в мотив одного всадника , приближающегося к богине или дереву. [ 23 ]
Мадара Райдер
[ редактировать ]Мадарский всадник — крупный скальный рельеф раннего средневековья, высеченный на Мадарском плато к востоку от Шумена, на северо-востоке Болгарии. Памятник датирован ок. VII/VIII века, время правления булгарского хана Тервела. В 1979 году был зачислен в список ЮНЕСКО Всемирного наследия . [ 24 ] Рельеф включает в себя элементы автохтонного фракийского культа. [ 25 ]
Наследие
[ редактировать ]Мотив фракийского всадника был продолжен в христианизированной форме в конной иконографии святого Георгия и святого Димитрия . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Мотив фракийского всадника не следует путать с изображением всадника, убивающего врага-варвара, на погребальных стелах, как на стеле Дексилея , трактуемых как изображения героического эпизода из жизни умершего. [ 31 ]
Галерея
[ редактировать ]- Охотничий мотив
-
Фракийский всадник с собакой и кабаном, греческая надпись (3 век до н.э.), Тетевенский музей
-
Фракийский всадник нападает на льва, который, в свою очередь, нападает на свою жертву. Музей Мадара, Болгария
-
Статуя фракийского всадника со львом, III век, Национальный исторический музей Болгарии.
-
Фракийский всадник, погребальная стела с греческой надписью, Мадарский музей, Болгария
-
Фракийский всадник с собакой, мраморная вотивная табличка, Старозагорский краеведческий музей
- Змея и дерево
-
Фракийский всадник с собакой и деревом, обвитым змеей, погребальная стела некоего Гая Корнелия в Филиппах .
-
Фракийский всадник с собаками, деревом, обвитым змеей, и лакеем (3 век), Музей истории и археологии Констанцы
-
Фракийский всадник с собаками, лакеем и деревом, Исторический музей Хасково, Болгария
-
Фракийский всадник с деревом, обвитым змеей, Музей Хистрии, Румыния.
-
Фракийский всадник со змеем и деревом, Национальный исторический музей Болгарии.
-
Фракийский всадник со змеей и деревом (II век), Бургасский археологический музей, Болгария
-
Фракийский всадник со змеей и деревом, Выставка культуры Кукутени
- Всадник и богиня
-
Фракийский всадник «скифского» типа с поднятой рукой скачет навстречу женской фигуре, Мадарский музей, Болгария.
-
Всадник приближается к сидящей женской фигуре под деревом, Музей Констанцы.
- Греко-римскую сравнивать
-
Черные фигуры фракийских кавалеристов против греческого пехотинца в доспехах (Коллекция виллы Гетти, ок. 520 г. до н. э.)
-
Стела Дексилея (ок. 390 г. до н.э.)
-
Надгробный рельеф римского кавалериста (2-3 века)
-
Погребальный рельеф позднего (IV/V века?) римского кавалериста, топчущего воина-варвара, Римская Британия ( Честер , Музей Гросвенора )
-
Фрагмент украшенного фриза Феликса Ромулианы , дворца, построенного императором Галерием в современной Сербии. На фрагменте изображены всадник с топором и пеший воин со щитом.
-
«Дунайские всадники» (Артемида в окружении Диоскуров ), вотивная пластина, найденная в Демир Капии, Северная Македония.
- Сравнивать со средневековьем
-
Мадарский всадник , конный наскальный рельеф в Болгарии (ок. 700 г.)
-
«Святой Георгий Лабечинский», Рача , Грузия (11 век), известный как старейшее из сохранившихся конных изображений Святого Георгия (но учтите, что всадник топчет противника-человека, а не дракона)
-
Конное изображение святых Георгия и Димитрия.
См. также
[ редактировать ]- Uastyrdzhi
- Тетри Георгий
- Сабазиос
- Медавр
- Беллерофонт
- Колонна Юпитера
- Pahonia
- Полуостров Герос в Антарктиде назван в честь фракийского всадника.
- Кастор и Поллукс , иногда связанные с Дунайским всадником.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Самсарис, Димитриос К. (1984). Культ фракийского рыцаря в долине Нижнего Стримона в римские времена: Исследование местоположения его святилищ . Конгресс Dritter Internationaler Thrakologischer, Вена, 2-6 июня 1980 года. София. См. II, с. 284 кв.
- ^ Самсарис, Димитриос К. (1982–1983). «Культ фракийского рыцаря в римской колонии Филиппы и на ее территории». Понто-Балтийский . 2–3 : 89–100.
- ^ Jump up to: а б Хампартумян, Нубар (2015) [1979]. Культ тела фракийских рыцарей (CCET) . Том. 4: Нижняя Мезия (румынская часть) и Дакия. Лейден, Нидерланды: Brill. п. 16. дои : 10.1163/9789004295520 . ISBN 978-90-04-29552-0 .
- ^ Лиапис, Вайос. «Фракийский культ Резуса и Герос Эквитанский». В: Кернос 24 (2011): 95-104. Опубликовано в Интернете 1 февраля 2014 г., по состоянию на 31 декабря 2023 г. URL: http://journals.openedition.org/kernos/1938 ; два : 10.4000/kernos.1938
- ^ Орешко 2020 , с. 118.
- ^ Малайский, Эдмонд (2013). средневекового Дривасто» . « Дворянские семьи 3-4 . с
- ^ Гарашанин 1976 , стр. 278–279.
- ^ Уэст, Ребекка (21 декабря 2010 г.). Черный ягненок и серый сокол: путешествие по Югославии . Открытые дорожные медиа. п. 455. ИСБН 978-1-4532-0746-8 .
- ^ Ходдинотт, РФ (1963). Ранневизантийские церкви в Македонии и Южной Сербии . Пэлгрейв Макмиллан, 1963. стр. 58–62.
- ^ Брелаз, Седрик (2021). «Фракийский, греческий или римский? Этническая и социальная идентичность верующих (и богов) в римских Филиппах». Филиппы, от Колонии Августа до Коммунитас Христиана . Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 71, 74. doi : 10.1163/9789004469334_005 . ISBN 978-90-04-46933-4 .
- ^ Аскоу, Ричард С. (2003). Македонские ассоциации Павла: социальный контекст Филиппийцам и 1 Фессалоникийцам . п. 159.
- ^ Сабазиос на монетах, проиллюстрировано в коллекции М. Халкама.
- ^ Ходдинотт (1963:58)
- ^ Византия и Боспор: историческое исследование с седьмого века до нашей эры до основания Константинополя, с. 203
- ^ Петрова С. и др. (2015). Фракийские, греческие, римские и средневековые города, резиденции и крепости в Болгарии . п. 370.
- ^ Петрачча, Мария Федерика. « Посвящение стационара Геросу Оутаспию » . В: Культы и религиозность в дунайских провинциях: Материалы II Международной конференции (Феррара, 20-22 ноября 2013 г.), под редакцией Ливио Зербини . Публикация LAD (Лаборатории исследований и исследований древних дунайских провинций) - Университет Феррары - Кафедра гуманистических исследований. Болонья: Книги Эмиля. 2015. стр. 594-595, 601. ISBN 978-88-6680-130-6 .
- ^ Георгиев, Владимир И. «Фракийский и дакийский». Том 29/2. Подтом «Язык и литература» (Языки и письменность [продолжение]), под редакцией Вольфганга Хаазе, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 1983. с. 1180. дои : 10.1515/9783110847031-016
- ^ Дуриданов, Иван (1985). Язык фракийцев . Болгарский сборник (на немецком языке). Том 5. Иероним Верлаг. п. 69. ИСБН 3-88893-031-6 .
- ^ "Рельеф с изображением дунайского всадника, найденный в Виминациуме" . Сеть новостей археологии . Онлайн: 14-12-2014. Получено: 12.08.2021.
- ^ Jump up to: а б Vladimirovich, Shchemelev Artem. " К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ ДУНАЙСКОГО ВСАДНИКА ". [ON THE ISSUE OF CLASSIFYING THE DANUBIAN HORSEMAN IMAGES]. In: Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art . Issues of Theory and Practice. Tambov: Gramota, 2015. № 10. Part 2. p. 216.
- ^ Vladimirovich, Shchemelev Artem. " ДУНАЙСКИЙ ВСАДНИК: СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА И ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ " [THE DANUBIAN HORSEMAN: ESSENCE OF THE PHENOMENON AND ITS ICONOGRAPHIC PECULIARITIES]. In: Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art . Issues of Theory and Practice. Tambov: Gramota, 2015. № 8. Part 3. pp. 214-215.
- ^ Vladimirovich, Shchemelev Artem. " ДУНАЙСКИЙ ВСАДНИК: СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА И ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ " [THE DANUBIAN HORSEMAN: ESSENCE OF THE PHENOMENON AND ITS ICONOGRAPHIC PECULIARITIES]. In: Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. Tambov: Gramota, 2015. № 8. Part 3. p. 215.
- ^ Ходдинотт (1963:59)
- ^ Дончев 1981 , стр. 46.
- ^ Дончев 1981 , с. 43.
- ^ Ходдинотт (1963: 61 )
- ^ де Лаэт, Зигфрид Дж. (1994). История человечества: с седьмого по шестнадцатый век . Рутледж. стр. 233 и далее. ISBN 978-92-3-102813-7 .
- ^ Уолтер, Кристофер (2003). Святые-воины в византийском искусстве и традициях . Эшгейт. стр. 88 и далее. ISBN 978-1-84014-694-3 .
- ^ см. сильно поврежденную настенную живопись Святого Георгия на руинах Джурджеви ступови , Сербия (ок. 1168 г.)
- ^ Ходдинотт (1963: 61 ).
- ^ Ходдинотт (1963:60)
Библиография
[ редактировать ]- Дончев, Слави (1981). Мадарский всадник (PDF) . Том. 23–24. ИКОМОС . стр. 41–46.
- Димитрова, Нора. «Надписи и иконография в памятниках фракийского всадника». Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах 71, вып. 2 (2002): 209–29. По состоянию на 26 июня 2020 г. www.jstor.org/stable/3182007.
- Гарашанин, Милютин В. (1976). «О проблеме древнебалканского всадника» [О проблеме древнебалканского всадника]. Ежегодник Центра балканологических исследований (на сербско-хорватском языке). 13 . Академия наук и искусств Боснии и Герцеговины: 273–283.
- Грбич Драгана (2013). «Фракийский герой на Дунае, новая интерпретация надписи Дианы» . Балканика (44): 7–20. дои : 10.2298/BALC1344007G . hdl : 21.15107/rcub_dais_4353 .
- Ходдинотт, РФ (1963). Ранневизантийские церкви в Македонии и Южной Сербии . Пэлгрейв Макмиллан, 1963. стр. 58–62.
- Ирина Немети, Сорин Немети, Heros Equitans в погребальной иконографии Дакии Поролиссенсис. Модели и мастер-классы. В: Дачия LVIII, 2014, с. 241-255, http://www.daciajournal.ro/pdf/dacia_2014/art_10_nemeti_nemeti.pdf
- Орешко, Ростислав (2020). «Короли-онагры Анатолии: Хартап, Гордис, Мушка и степной берег в ранней фригийской культуре» (PDF) . Кадмос . 59 (1/2). Де Грюйтер: 77–128. дои : 10.1515/kadmos-2020-0005 . S2CID 235451836 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ботева, Диляна (2000). «О «тайнах» фракийского всадника» . Диалоги древней истории . 26 (1): 109–118. дои : 10.3406/dha.2000.2414 .
- Сумасшедшая, Валерия. «Героический культ во Фракии – греческие литературные образы или реальные образы фракийского рыцаря-героя». В: Древняя Фракия: миф и реальность: материалы тринадцатого международного конгресса по фракологии, 3–7 сентября 2017 г. Том 2. София: Издательство Университета Св. Климента Охридского, 2022. С. 94-98. ISBN 978-954-07-5624-0 .
- Киров, Славчо. « Sur la datation ducule du Cavalier thrace » [О датировке культа фракийского всадника]. В: Studia Academica Šumenensia 7 (2020): 172–186.
- Макинтош, Мэйджори Кэрол (1992). Божественный всадник в искусстве Западной Римской империи . Кандидатская диссертация. Открытый университет. стр. 132–159.
- К эпиграфике Фракийского всадника
- Ботева, Дилиана. « Дальнейшие соображения по вотивным рельефам Фракийского всадника ». В: Moesica et Christiana. Исследования в честь профессора Александра Барня . час. против Адрианы Панайте, Ромео Кирьяна. Брэила: Истрос, 2016. стр. 309–320. ISBN 978-606-654-181-7
- Боттез, Валентин; Тополеану, Флорин. « Новый рельеф с изображением фракийского всадника из Хальмириса ». В: Peuce (Новая серия) - Исследования и исследования по истории и археологии n. 19, XIX/2021, стр. 135–142.
- ДИМИТРОВА, Нора; КЛИНТОН, Кевин. «Глава 2. Новый двуязычный вотивный памятник с рельефом «Фракийский всадник». В: Исследования по греческой эпиграфике и истории в честь Стефана В. Трейси [en ligne]. Пессак: Ausonius Éditions, 2010 г. (выпущено 29 июня 2021 г.). Доступно в Интернете: < http://books.openedition.org/ausonius/2108 >. ISBN 9782356132819 . DOI: https://doi.org/10.4000/books.ausonius.2108 .
- Гочева, Златозара; Опперман, Манфред (2015) [1981]. Культ тела фракийских рыцарей (CCET) (на немецком языке). Том. 2: Памятники, найденные между Дунаем и Хемом. Лейден, Нидерланды: Brill. дои : 10.1163/9789004296442 . ISBN 978-90-04-29644-2 .
- Грбич, Драгана (2013). «Фракийский герой на Дунае: новая интерпретация надписи Дианы» . Балканика (XLIV): 7–20. дои : 10.2298/BALC1344007G . hdl : 21.15107/rcub_dais_4353 .
- Крыкин С.М. "Вотивный барельеф с изображением фракийского всадника из Полтавского музея". В: Древние цивилизации от Скифии до Сибири 2, 3 (1996): 283-288. дои: https://doi.org/10.1163/157005795X00164
- Проева, Наде. «Изображения «фракийского всадника» на погребальных памятниках Верхней Македонии». В: Древняя Фракия: миф и реальность: материалы тринадцатого международного конгресса по фракологии, 3–7 сентября 2017 г. Том 2. София: Издательство Университета Св. Климента Охридского, 2022. С. 271-281. ISBN 978-954-07-5624-0 .
- Сабо, Чаба. « ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИКОНОГРАФИИ. ЗАМЕЧАНИЯ О КУЛТЕ ФРАКИЙСКОГО ВСАДНИКА В АПУЛУМЕ ». В: Studia Universitatis Babes-Bolyai - Historia n. 1, 61/2016, стр. 62–73.
- Топоров, В. (1990). «Фракийский всадник в индоевропейской перспективе» . ОРФЕЙ. Журнал индоевропейских и фракийских исследований . 18 : 46–63.
О «Дунайских всадниках» или «Дунайских всадниках» :
- Бондок, Дорел. « Представление дунайских всадников из Чуперцений Векь уезда Долж ». В: La Dacia et l´Empire romain. Mélanges d'epigraphie et d'archéologie, предложенные Константину К. Петолеску . Ред. М. Попеску, И. Ахим, Ф. Матей-Попеску. Бухарест: 2018, стр. 229–257.
- Гочева, Златозара. « Снова о «Богине из Разграда» и древнейших «Дунайских всадниках» . В: Фракия 19 (2011): 149–157.
- Хадиджи, Мария Васинка. «ПОКЛОНЕНИЕ ДУНАЙСКИМ ВСАДНИКАМ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ (I)]. В: Десять н. 1, 43/2006, стр. 253–267.
- Кремер, Габриэль. « Некоторые замечания о Домнусе/Домне и «дунайских всадниках» . В: С. Немети; Э. Беу-Дачин; И. Немети; Д. Дана (Hrsg.). Римские провинции. Механизмы интеграции . Клуж-Напока, 2019. С. 275–290.
- немцы, Сорин; Кристиан, Стефана. « Новые рельефные таблички из Пожеены (уезд Караш-Северин) с изображением дунайских всадников ». В: Зиридава. Археологическое исследование н. 1, 34/2020. стр. 277-286.
- Строкова, Людмила; Виталий Зубар и Михаил Ю. Трейстер. «Две свинцовые бляшки с изображением дунайского всадника из собрания Национального музея истории Украины». В: Древние цивилизации от Скифии до Сибири 10, 1-2 (2004): 67-76. дои: https://doi.org/10.1163/1570057041963949
- Сабо, Адам. Домна и Домнус. ВКЛАД В КУЛЬТОВУЮ ИСТОРИЮ РЕЛИГИИ «ДУНАЙСКИХ Всадников» . Исследования венгерской полиции 25, Фойбос Верлаг, Вена, 2017. ISBN 978-3-85161-179-3 .
- Тюдор, Д. Корпус религиозных памятников дунувийских всадников (CMRED) . Том 1: Памятники. Лейден, Нидерланды: Brill. 24 августа 2015 [1969]. дои: https://doi.org/10.1163/9789004294745
- Тюдор, Д. Корпус религиозных памятников дунувийских всадников (CMRED) . Том 2: Анализ и интерпретация памятников; Лейден, Нидерланды: Брилл, 24 августа. 2015 [1976]. дои: https://doi.org/10.1163/9789004294752
- III век до нашей эры в искусстве
- Эллинистическое искусство
- Греческие боевые божества
- Лошади в искусстве
- фракийская религия
- Сербия в римскую эпоху
- Болгария в римскую эпоху
- Дакия
- Рельефы
- Иконография
- Сверхъестественные существа, отождествляемые с христианскими святыми
- Кастор и Поллукс
- Святой Георгий (мученик)