Поймай меня, кто сможет

«Поймай меня, кто сможет» — четвёртый и последний паровоз, созданный изобретателем и горным инженером Ричардом Тревитиком . Это была эволюция трех более ранних локомотивов, которые были построены для Коулбрукдейла , металлургического завода Пенидаррена и угольной шахты Уайлама . Демонстрационные пробеги начались в июле 1808 года, и «Поймай меня, кто сможет» стал первым в мире локомотивом, перевозившим платных пассажиров.
«Поймай меня, кто сможет» был построен в 1808 году инженерами Джоном Урпетом Растриком и Джоном Хэзлдайном на их литейном заводе в Бриджнорте , Англия . Он был продемонстрирован публике в «Паровом цирке» Тревитика, кольцевой трассе в Блумсбери , к югу от современной станции метро «Юстон-сквер» в Лондоне . Представители общественности могли заплатить за поездку в экипажах, запряженных организацией «Поймай меня, кто сможет» по этой трассе. Во время этих демонстрационных пробегов локомотив достиг заявленной скорости от 12 миль в час (19 км/ч) до 15 миль в час (24 км/ч). [1]
Цирк закрылся из-за схода с рельсов из-за поломки одного из рельсов под локомотивом. Хотя преимущества и возможности применения паровозов были продемонстрированы, это предприятие потерпело финансовый крах, сыгравший значительную роль в банкротстве Тревитика в 1809 году. [1]
История
[ редактировать ]Проектирование и строительство
[ редактировать ]
В конце 1700-х и начале 1800-х годов изобретатель и горный инженер Ричард Тревитик был основным разработчиком паровоза . [2] Ему хотелось представить свое новое изобретение широкой публике, и он искал подходящую площадку для демонстрации своего изобретения. [3] Он выбрал Блумсбери , расположенный прямо к югу от Юстон-роуд , недалеко от лондонской площади Юстон-сквер . [3] Предполагается, что это место находится под зданием Чедвик Университетского колледжа Лондона , где сейчас находится Центр транспортных исследований. [4] Был построен круговой путь диаметром 100 футов (30 м), по которому будут курсировать локомотив и небольшое количество вагонов. Представители общественности могли посмотреть и прокатиться на этом поезде за плату в 1 шиллинг . Тревитик надеялся, что это будет коммерческое предприятие, а также создаст рекламу и, как мы надеемся, спрос на большее количество локомотивов. [3]
Четвертый железнодорожный локомотив Тревитика был построен новым для Парового цирка. назвала его « Поймай меня, кто сможет» Сестра Дэвиса Гилберта . [1] Этот новый локомотив отличался от предыдущих конструкций локомотивов: вместо горизонтального цилиндра, маховика и зубчатой передачи в «Поймай меня, кто может» использовался вертикальный цилиндр, заключенный в котел , приводивший в движение одну пару колес напрямую. Цилиндр имел диаметр 14,5 дюймов (37 см) и ход поршня 4 фута (1,2 м). Котел был типа Тревитика с возвратным дымоходом и имел внутреннюю топку . Локомотив был похож на двигатель, который Тревитик построил в 1803 году для привода в действие земснаряда для использования на Темзе . [1]
Операции
[ редактировать ]Несмотря на свою цель представить публике паровоз, Тревитик построил высокий деревянный забор вокруг демонстрационной трассы, скрывая ее от глаз всех, кроме тех, кто заплатил за вход. Возможно, это было сделано для увеличения доходов. [3] «Поймай меня, кто сможет» стал первым в мире локомотивом, перевозящим платных пассажиров. [5]
Некоторый [ ВОЗ? ] утверждал, что производительность локомотива уступала характеристикам лошади в ходе 24-часового испытания на выносливость. Тревитик утверждал, что « Поймай меня, кто сможет» сможет проехать за это время более 240 миль (390 км). [3] Сообщалось, что локомотив достиг максимальной скорости 12 миль в час (19 км/ч) на круговом пути, и Тревитик придерживался мнения, что он способен развивать скорость 20 миль в час (32 км/ч) на прямом пути. [1]
Операции « Поймай меня, кто» мешал мягкий грунт, по которому проложена трасса. Пробные пробеги начались примерно 24 июля 1808 года, но почти сразу же земля под путями просела, в результате чего железные рельсы сломались, когда по ним проехал 8-тонный локомотив. Тревитик приказал поднять дорожку и положить под нее деревянные балки , чтобы обеспечить более устойчивую опору. К 28 июля почти все пути были отремонтированы, и вскоре после этого поезд возобновил движение. [1]
Через два месяца после открытия локомотив снова сошел с рельсов. К тому времени уже меньше людей платило шиллинг за проезд. Тревитик потратил все свои сбережения на создание Парового цирка, но не смог заплатить за ремонт железной дороги, и она закрылась. [1]
Влияние
[ редактировать ]В долгосрочной перспективе Steam Circus не был бесплодным предприятием. [3] Тревитик стал первым человеком, успешно доказавшим возможность создания паровоза на железных рельсах. Прошло еще 20 лет, прежде чем концепция Тревитика была полностью реализована на испытаниях в Рейнхилле 1829 года, на которых инженеры-первопроходцы железнодорожного транспорта Джордж Стивенсон и Роберт Стивенсон успешно продемонстрировали потенциал своего локомотива «Ракета» . [3]
Иллюстрации
[ редактировать ]
В 2008 году куратор Национального музея науки и промышленности Джон Лиффен объявил, что наиболее широко известное изображение « Поймай меня, кто сможет» и демонстрационный трек в Блумсбери, вероятно, было подделкой двадцатого века. Другие изображения, основанные на этой влиятельной работе, в свою очередь вводили в заблуждение. Достоверных иллюстраций локомотива немного. [6] [7] отсутствие достоверной информации о « Поймай меня, кто сможет» . Еще до этого давно признавалось [8]
Реплика
[ редактировать ]Реплика строится благотворительной организацией Trevitick 200 в мастерских Severn Valley Railway , недалеко от места, где был построен оригинальный локомотив. По состоянию на июль 2017 года работы по доработке двигателя продолжаются, и тормозной механизм остается единственным важным элементом, который осталось завершить. Реплику паровоза можно увидеть снаружи, недалеко от входа на железную дорогу долины Северн на станции Бриджнорт. [9] [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Тревитик, Фрэнсис (1872). Жизнь Ричарда Тревитика: с отчетом о его изобретениях . Том. 1. Э. и Ф.Н. Спон.
- ^ «Ричард Тревитик и Поймай меня, кто сможет» . Институт инженеров-механиков . 13 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г "Поймай, кто сможет демонстрацию, сайт" . Engineering-timelines.com.
- ^ «Поймай меня, кто сможет» Ричарда Тревитика . Институт машиностроения. 22 апреля 2016 г.
- ^ «Ричард Тревитик и литейный завод Hazeldine» . Aboutbridgnorth.com. 6 мая 2013 года . Проверено 18 июня 2018 г.
- ^ «Музейный эскиз железной дороги может переписать раннюю историю паровой железной дороги» . Культура24 . 25 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 г. Проверено 2 июня 2024 г.
- ^ Лиффен, Джон (2010). «В поисках лондонской железной дороги Тревитика 1808 года». В Бойсе, Грэм (ред.). Ранние железные дороги 4: Материалы четвертой Международной конференции ранних железных дорог . Паб Six Martlets. стр. 1–29.
- ^ Пендред, Локнан Ст. Л. (январь 1920 г.). «Тайна лондонских локомотивов Тревитика» . Труды Общества Ньюкомена . 1 (1): 34–49. дои : 10.1179/tns.1920.004 .
- ^ «Поймай меня, кто сможет» . catchmewhocan.org.uk. [ ненадежный источник? ]
- ^ «Бриджнорт празднует рождение железной дороги» . Би-би-си в Шропшире . 27 декабря 2007 года . Проверено 2 июня 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1808 - Тревитик « Поймай меня, кто сможет » (неверно указано Торрингтон-сквер, а не здание UCL в Чедвике)
- «Поймай меня, кто сможет» , 1808 г. (неправильно указано Юстон-сквер, а не здание UCL в Чедвике)
- План Крачли 1827 года: место парового цирка Тревитика 1808 года, которое сейчас находится под зданием UCL в Чедвике.
- План Боула 1806 года — более ранний план местности.
- Ричард Тревитик: пионер пара в Корнуолле (неправильно указано Юстон-сквер, а не здание UCL в Чедвике)
- www.steam-circus.info — Сборник исследований о точном местонахождении Парового цирка с некоторыми новыми идеями.