Винчестер Тропер
« Винчестерский Тропер» одиннадцатого века относится к двум рукописям литургического простого пения и двухголосной полифонии , скопированным и использованным в соборе Старом Винчестерского собора в Хэмпшире , Англия. [ 1 ] Рукописи сейчас хранятся в Кембридже, Колледж Корпус-Кристи 473 (Корпус 473) и Оксфорде, Бодлианская библиотека Бодли 775 (Бодли 775) . Термин «Винчестер Тропер» лучше всего понимать как музыкальный репертуар, содержащийся в двух рукописях. Обе рукописи содержат различные литургические жанры, в том числе правильное и обыкновенное песнопения как для мессы , так и для богослужения . Многие из песнопений также можно найти в других английских и северофранцузских тропах, градуалах и антифонерах . Однако некоторые песнопения уникальны для Винчестера, в том числе песнопения местных святых, таких как святой Этельволд и святой Свитун , которые были влиятельными епископами Винчестера в предыдущие века. Корпус 473 содержит самую значительную и самую большую сохранившуюся коллекцию органума одиннадцатого века (то есть полифонии ). Этот полифонический репертуар уникален для этой рукописи (Bodley 775 не содержит полифонии).
Рукописи
[ редактировать ]В конце девятнадцатого века Уолтер Фрер и монахи Солесмес были первыми, кто назвал эти рукописи «Винчестерскими Троперами». [ 2 ] Несмотря на значение названия, рукописи не идентичны, не являются частью набора (например, Том 1 и Том 2) и содержат литургические жанры, отличные от тропов . Термин «Винчестер Тропер» может относиться как к рукописи, так и к их репертуару как к коллективу.
Встречаться
[ редактировать ]Датировка двух рукописей является предметом споров. Основной репертуар Корпуса 473, вероятно, был скопирован в 1020–1030-х годах. [ 3 ] Бодли 775, возможно, был скопирован в 1050-х годах. Однако ученые расходятся во мнениях относительно датировки возможных экземпляров, на которых был основан Бодли 775. Возможно, Bodley 775 был скопирован непосредственно с ныне утраченного экземпляра, датируемого концом 970-х или 980-х годов. Таким образом, рукопись является ретроспективной, поскольку она отражает практики, отличные от тех, которые существовали на момент ее копирования. [ 4 ] С другой стороны, Bodley 775, возможно, был скопирован с двух существовавших ранее рукописей: постепенной версии конца десятого века и тропера, возможно, более позднего времени. [ 5 ] Эта гипотеза учитывает как ретроспективные характеристики Бодли 775, так и его статус более поздней рукописи, чем Корпус 473. Бодли 775 не был смоделирован по образцу Корпуса 473. [ 6 ]
Каждая рукопись содержит дополнительные песнопения, скопированные писцами на протяжении одиннадцатого века. Хотя суть каждой рукописи отражает связь с Северной Францией, дополнительные песнопения, скопированные писцами во второй половине одиннадцатого века, демонстрируют очень сильное нормандское влияние. [ 7 ] [ 8 ] В 1066 году Вильгельм, герцог Нормандии , завоевал Англию , укрепив культурную связь между северной Францией и Англией. В результате пение в Англии стало отражать эту новую политическую реальность. Это влияние особенно сильно в более поздних эпизодах «Винчестера Тропера»; [ 9 ] усиление нормандского влияния не повлияло на серию «Аллилуйя». [ 10 ] Таким образом, хотя ядро каждой рукописи датируется англосаксонской Англией, они также содержат некоторую музыку после завоевания.
Физическое описание
[ редактировать ]Корпус 473 содержит 199 листов пергамента размерами 140/145 х 90/93 мм. Последний лист датируется шестнадцатым веком и не является оригинальным для рукописи. Полная рукопись была перепечатана и законсервирована в 2004 году. Она написана в основном темно-коричневыми чернилами с цветными заглавными буквами; почерк Кэролайн крохотный . [ 11 ] Корпус 473, возможно, использовался преемником или кантором Старого собора, а Бодли 775 - его кантором . [ 12 ] [ 6 ]
Bodley 775 содержит 191 лист пергамента размером 273 х 167 мм. Рукопись сохранила переплет одиннадцатого века, состоящий из двух обрезанных на четверть дубовых досок, покрытых беленой кожей. [ 13 ] Первый девайр (л. 1-7 v , полковник. 1 семь) представляет собой дополнение, сделанное позднее в одиннадцатом веке, в неправильном переплете, с исходной последовательностью листов: 1-3, 5, 6, 4, 7. Остальная часть книги разбита на листы по 8 листов, причем поллиста расположены в требуются 3, 12, 14, 16, 20 и 23. [ 14 ] Оно написано черными и коричневыми чернилами с красными рубриками и цветными инициалами. Некоторые прозы впоследствии были стёрты и не подлежат восстановлению. [ 15 ]
Хотя когда-то считалось, что Вульфстан Кантор сыграл прямую роль в копировании этих рукописей (и, возможно, даже в составлении органа Корпуса 473), более поздние датировки делают это невозможным, поскольку теперь считается, что рукописи были скопированы после смерти Вульфстана. Органа, возможно, была написана несколькими людьми в Винчестере и представляла собой лучшие попытки импровизированной полифонии, которые были сочтены достойными памяти. [ 16 ] [ 17 ]
Обзор содержания
[ редактировать ]Корпус 473 и Бодли 775 во многом используют одну и ту же музыку для многих одних и тех же праздников, но есть некоторые заметные различия между содержанием и организацией двух рукописей. Корпус 473 содержит voces Organales (лат. Органные голоса) до 174 органов , что делает его крупнейшей сохранившейся коллекцией литургической полифонии одиннадцатого века, в то время как Бодли 775 не содержит таких органов. [ 1 ] Обе рукописи содержат как собственные, так и обычные образы мессы и богослужения , прозу и эпизоды. В Корпусе 473 разные жанры сгруппированы в разные собрания. Внутри каждого жанра песнопения организованы по литургическому календарю . Организация Бодли 775 не столь систематична. [ 18 ] Хотя произведения схожих жанров обычно группируются вместе, каждый жанр не помещается в отдельный выпуск, а песнопения иногда ошибочно помещаются вне литургического порядка или под неправильную рубрику. [ 19 ] [ 5 ] В отличие от Корпуса 473, Бодли 775 разделяет тропы праздников Времени и Сакторале . [ 5 ] Корпус 473 содержит только половину цикла Аллилуйя ; возможно, что сборка, содержащая вторую половину цикла, утеряна. [ 20 ] В двух таблицах ниже представлено общее содержание двух рукописей. Однако, поскольку более поздние дополнения часто копировались везде, где было свободное место, в таблицах учитываются не все фрагменты. Например, в Корпусе 473 две прозы, скопированные в конце одиннадцатого века, расположены в конце цикла «Аллилуия» начала одиннадцатого века и не перечислены ниже.
Жанр | Встреча | Фолио | Количество |
---|---|---|---|
Цикл Аллилуйя | 1 | 1-8 | 44 |
Правильные образы | 2-6 | 9-54 | |
Обыкновенные тропы и тонарий | 7-9 | 55-80 | 4 образа Кирие
10 Кайри (один позже) 17 образов Глории 6 священных образов 1 Святой 6 Агнус тропов |
Последовательности | 10 | 81-88 | 52 |
Процесс | 11-15 | 89-134 | 51 |
Органа | 16-21 | 135-190 | 174 |
Более поздний материал | 22 | 191-198В |
Жанр | Встреча | Фолио | Количество |
---|---|---|---|
Более поздний материал | 1 | 1р-7в | |
Правильные образы | 2-8 | 8р-61в | |
Обычные тропы | 8-10 | 62р-76р | 4 образа Кирие
11 Кайри 13 образов Глории 6 священных образов 2 святых 6 Агнус тропов |
Цикл Аллилуйя | 10-11 | 76В-87В | 107 (основной репертуар)
4 (конец 11 в.) |
Трактовый цикл | 12-13 | 88р-97р | 25 |
Офферторный цикл (со стихами) | 13-16 | 97В-121В | 100 |
Последовательности | 16-17 | 121р-129р | 51 |
Процесс | 17, 18-24 | 130р-190в | 11 (конец 11 — начало 12 вв.)
ок. 64 (основной репертуар, некоторые стерты) 14 (конец 11 — начало 12 вв.) |
Тропы
[ редактировать ]«Винчестерский тропер» отчасти является тропером (то есть книгой тропов ). Он содержит григорианские песнопения и тропы, которые являются музыкальными или текстовыми (или и тем, и другим) расширениями григорианских песнопений. Корпус 473 и Бодли 775 содержат несколько вступительных образов для праздников святого Свитуна, епископа Винчестера девятого века. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Некоторые вступительные тропы Св. Свитуна уникальны для этого репертуара. [ 27 ] [ 28 ] Святой Свитун также представлен в образах Оффертория и Причастия . [ 29 ] Обе рукописи содержат образы различных праздников Sanctorale и Temporale, включая Рождество , Адвент , Крещение , Пятидесятницу , Всех Святых , Св. Стефана , Св. Григория и Невинных . другие местные святые, такие как святой Этельволд и святой Юст (Иуст). Также представлены [ 30 ]
Обе рукописи содержат почти одни и те же образы, за некоторыми существенными исключениями. Бодли 775 содержит меньше образов Причастия и Оффертория, чем Корпус 473. [ 5 ] В целом, репертуар тропов по всей Европе сократился в одиннадцатом веке, а это означает, что меньшее количество тропов в Бодли 775 может отражать более позднюю стадию компиляции, чем Корпус 473. Это подтверждает утверждение о том, что Бодли 775 основан на более раннем, но более позднем тропе. , возможно, датируемый после Корпуса 473. [ 31 ] Среди двух рукописей 37 тропов почти наверняка имеют английское происхождение, а еще 48, вероятно, имеют английское происхождение. [ 32 ] Некоторые из этих образов также встречаются в других английских или северофранцузских источниках, но многие из них уникальны для Винчестера. Часто бывает трудно определить происхождение конкретного песнопения, и оно подлежит интерпретации. [ 5 ]
Органы и их реконструкция
[ редактировать ]Корпус 473 содержит 174 органные части двухчастных произведений органума , крупнейшую сохранившуюся коллекцию полифонии одиннадцатого века. Полифония состоит из двух голосов: vox Principalis (лат. множественное число, voces Principales ; английский, основной голос[ы]) и Vox Organalis (лат. множественное число, voces Organales ; английский, органный голос[ы]). Vox Principalis — это заранее составленное пение; voxorganalis — это новая часть , которая является контрапунктом песнопения. Органные голоса, кажется, следуют общему контуру ниже основных голосов, начиная с параллельного движения по четвертям, затем наклонного движения (включая использование удерживаемых тонов), а затем встречаясь в унисон в точках поворота . [ 33 ] Собрания Корпуса 473, посвященные органе, содержат только vocesorganalis . Певцы исполняли бы основной голос из другого собрания, другой рукописи или, что более вероятно, по памяти. Среди жанров, получивших органическую обработку, — тропные и нетропированные массовые ординарные песнопения, трактаты , секвенции, тропы собственно мессы, аллелуии и служебные респонсории . [ 34 ]
Поскольку нотация состоит из адиестематических неймов , которые указывают мелодический контур, но не точные высоты звука, [ 35 ] органные голоса долгое время считались неразборчивыми. Однако Андреас Холшнайдер и, совсем недавно, Сьюзен Рэнкин опубликовали реконструкции некоторых органов. [ 36 ] [ 37 ] Чтобы реконструировать органу, Рэнкин сопоставляет органный голос с мелодией пения. Чтобы определить наилучшее совпадение, она сравнивает нотацию органного голоса с различными мелодиями пения, в которых используется один и тот же текст. Теоретические правила, найденные в трактатах, таких как Musica enchiriadis и Гвидо из Ареццо , Micrologus необходимы для реконструкции органного голоса. Примечательно, что формы неймы и контуры органного голоса иногда расходятся с теорией. [ 38 ] Поскольку Корпус 473 содержит несколько органных гармоний одного и того же мелодического жеста, монахи Винчестера пользовались определенной степенью композиционной свободы при написании органа. [ 16 ] Рэнкин предполагает, что композиторы органа занимались творческой и эстетической практикой, что отличается от оценки Хольшнейдера о том, что органный голос точно связан с правилами теории. [ 39 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рэнкин, Сьюзен (2007). Винчестер Тропер: факсимильное издание и введение . Лондон: Стейнер и Белл. стр. xi.
- ^ Рэнкин, Сьюзен (1993). «Винчестерская полифония: ранняя теория и практика органума». Ин Рэнкин, Сьюзен; Хили, Дэвид (ред.). Музыка в средневековой английской литургии: очерки столетия Plainsong и Medieval Music Society . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 61–62.
- ^ Рэнкин, Сьюзен (2007). Винчестер Тропер: факсимильное издание и введение . Лондон: Стейнер и Белл. п. 7.
- ^ Планчарт, Алехандро Энрике (1977). Репертуар тропов в Винчестере . Том. 1. Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 40–44.
- ^ Jump up to: а б с д и Рэнкин, Сьюзен (2007). Винчестер Тропер: Введение и факсимильное издание . Лондон: Стейнер и Белл. п. 55.
- ^ Jump up to: а б Рэнкин, Сьюзен (2007). Винчестер Тропер: Введение и факсимильное издание . Лондон: Стейнер и Белл. п. 9.
- ^ Угло, Мишель (1993). Рэнкин, Сьюзен; Хили, Дэвид (ред.). Музыка в средневековой английской литургии: очерки столетия Plainsong & Medieval Music Society . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 49, 57, 58.
- ^ Хили, Дэвид (1994). «Изменения в репертуаре английских песнопений в одиннадцатом веке, отраженные в винчестерских последовательностях». В Чибналле, Марджори (ред.). Англо-нормандские исследования XVI. Материалы Боевой конференции 1993 года . Рочестер, Нью-Йорк: Boydell Press. стр. 137–155.
- ^ Хили, Дэвид (1994). «Изменения в репертуаре английских песнопений в одиннадцатом веке, отраженные в винчестерских последовательностях». В Чибналле, Марджори (ред.). Англо-нормандские исследования XVI. Материалы Боевой конференции 1993 года . Рочестер, Нью-Йорк: Boydell Press. стр. 137–155.
- ^ Угло, Мишель (1993). «Заметки о сериях Аллилуйя и Респонсори в Винчестерском Тропере». Ин Рэнкин, Сьюзен; Хили, Дэвид (ред.). Музыка в средневековой английской литургии: очерки столетия Plainsong & Medieval Music Society . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 48–49.
- ^ Рэнкин, Сьюзен (2007). Винчестер Тропер: Введение и факсимильное издание . Лондон: Стейнер и Белл. стр. 3–4.
- ^ Хандшин, Дж. (апрель 1936 г.). «Два Винчестера Троперс». Журнал богословских исследований . 37 (146): 172.
- ^ Кларксон, Кристофер (1996). «Дальнейшие исследования англосаксонского и нормандского переплетного дела: пересмотр методов крепления досок». Роджер Пауэлл: Полное переплетное устройство: Liber amicorum . Бреполи. п. 190.
- ^ Хартцелл, К., Д. (2006). Каталог рукописей, написанных или находящихся в собственности в Англии до 1200 г., содержащих музыку . Бойделл Пресс. п. 429-257. ISBN 9781843832812 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Планчарт, Алехандро Энрике (1977). Репертуар тропов в Винчестере . Том. 1. Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 34–36.
- ^ Jump up to: а б Рэнкин, Сьюзен (2015). «Organa Dulcisona Docto Modulamine Compta: риторика и музыкальная композиция в Винчестерской органе» В Заярузной, Анна; Блэкберн, Бонни Дж.; Бурман, Стэнли (ред.). Чья в нем музыка: Этюды в честь Александра Энрике Планшара Миддлтон, Висконсин: Американский институт музыковедения . стр. 100-1 779–780.
- ^ Арльт, Вульф (1993). «Стилистические слои в полифонии одиннадцатого века: как континентальные источники могут способствовать нашему пониманию Винчестерской органы?». Ин Рэнкин, Сьюзен; Хили, Дэвид (ред.). Музыка в средневековой английской литургии: очерки столетия Plainsong & Medieval Music Society . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 141.
- ^ Планчарт, Алехандро Энрике (1977). Репертуар тропов в Винчестере . Том. 1. Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 35.
- ^ Планчарт, Алехандро Энрике (1977). Репертуар тропов в Винчестере . Том. 1. Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 36.
- ^ Планчарт, Алехандро Энрике (1977). Репертуар тропов в Винчестере . Том. 1. Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 20.
- ^ Рэнкин, Сьюзен (2007). Винчестер Тропер: факсимильное издание и введение . Лондон: Стейнер и Белл. стр. 5, 49.
- ^ Планчарт, Алехандро Энрике (1977). Репертуар тропов в Винчестере . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 20–23.
- ^ Планчарт, Алехандро Энрике (1977). Репертуар тропов в Винчестере . Том. 1. Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 36–39.
- ^ Планчарт, Алехандро Энрике (1977). Репертуар тропов в Винчестере . Том. 2. Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 160, 169, 173–174.
- ^ Рэнкин, Сьюзен (2007). Винчестер Тропер: Введение и факсимильное издание . Лондон: Стейнер и Белл. стр. 87, 91.
- ^ Кембридж, Колледж Корпус-Кристи 473: 38v., 39r., 39v., 78v., 79r.
- ^ Планчарт, Алехандро Энрике (1977). Репертуар тропов в Винчестере . Том. 1. Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 145–146.
- ^ Планчарт, Алехандро Энрике (1977). Репертуар тропов в Винчестере . Том. 2. Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 160, 169.
- ^ Рэнкин, Сьюзен (2007). Винчестер Тропер: Введение и факсимильное издание . Лондон: Стейнер и Белл. п. 87.
- ^ Рэнкин, Сьюзен (2007). Винчестер Тропер: Введение и факсимильное издание . Лондон: Стейнер и Белл. п. 53.
- ^ Рэнкин, Сьюзен (2007). Винчестер Тропер: Введение и факсимильное издание . Лондон: Стейнер и Белл. стр. 55–56.
- ^ Планчарт, Алехандро Энрике (1977). Репертуар тропов в Винчестере . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 145, 156.
- ^ Рэнкин, Сьюзен (1993). «Винчестерская полифония: ранняя теория и практика органума». Ин Рэнкин, Сьюзен; Хили, Дэвид (ред.). Музыка в средневековой английской литургии: очерки столетия Plainsong & Medieval Music Society . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 68.
- ^ Рэнкин, Сьюзен (2007). Винчестер Тропер: Введение и факсимильное издание . Лондон: Стейнер и Белл. п. 63.
- ^ Хили, Дэвид (1990). «Редактирование репертуара последовательностей Винчестера, насчитывающего около 1000 лет». В Добсае, Ласло; Халас, Питер; Мезей, Янош; Прошеки, Габор (ред.). Cantus Planus: доклады, прочитанные на третьем заседании, Тихань, Венгрия, 19-24 сентября 1988 г. Будапешт: Институт музыковедения Венгерской академии наук. п. 100.
- ^ Хольшнейдер, Андреас (1968). Органа Винчестера: Исследования старейшего репертуара полифонической музыки . Хильдесхайм: Г. Олмс.
- ^ Рэнкин, Сьюзен (1993). «Винчестерская полифония: ранняя теория и практика органума». Ин Рэнкин, Сьюзен; Хили, Дэвид (ред.). Музыка в средневековой английской литургии: очерки столетия Plainsong & Medieval Music Society . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- ^ Рэнкин, Сьюзен (1993). «Винчестерская полифония: ранняя теория и практика органума». Ин Рэнкин, Сьюзен; Хили, Дэвид (ред.). Музыка в средневековой английской литургии: очерки столетия Plainsong & Medieval Music Society . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 78.
- ^ Рэнкин, Сьюзен (1993). «Винчестерская полифония: ранняя теория и практика органума». Ин Рэнкин, Сьюзен; Хили, Дэвид (ред.). Музыка в средневековой английской литургии: очерки столетия Plainsong & Medieval Music Society . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 85, 95.
Библиография
[ редактировать ]Записи
[ редактировать ]- «Рождество в Королевском англосаксонском Винчестере», Herald AV Publications , HAVPCD151, в исполнении Грегорианской школы Кембриджа, режиссер Мэри Берри.
- «Музыка для короля: Винчестер Тропер», AECD 1436, в исполнении Дискантуса, режиссер Бриджит Лесн.
Рукописи
[ редактировать ]Стипендия
[ редактировать ]Арльт, Вульф (1993). «Стилистические слои в полифонии одиннадцатого века: как континентальные источники могут способствовать нашему пониманию Винчестерской органы?». Ин Рэнкин, Сьюзен; Хили, Дэвид (ред.). Музыка в средневековой английской литургии: очерки столетия Plainsong & Medieval Music Society . Оксфорд: Кларендон Пресс.
Фрер, Уолтер Ховард (1894). Винчестерский тропер из MSS. X и XI веков с другими документами, иллюстрирующими историю тропов в Англии и Франции . Лондон: Общество Генри Брэдшоу.
Хандшин, Дж. (январь 1936 г.; апрель 1936 г.). «Два Винчестера Троперс». Журнал богословских исследований . 37 . нет. 145-146.
Хили, Дэвид; Рэнкин, Сьюзен, ред. (1993). Музыка в средневековой английской литургии . Очерки столетия Plainsong & Medieval Music Society. Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0-19-316125-7 .
Хили, Дэвид (1995). «Реперторий последовательностей в Винчестере». В Буне, Грэм М. (ред.). Очерки средневековой музыки в честь Дэвида Г. Хьюза. В Буне, Грим М. (ред.). Документы библиотеки Ишама 4. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Хили, Дэвид (1998). «Английская бенедиктинская версия Historia Sancti Gregorii и дата «Винчестерского Тропера» (Кембридж, Колледж Корпус-Кристи, 473)». В Добсае, Ласло (ред.). Cantus Planus: доклады, прочитанные на седьмом собрании, Шопрон, 1995 г. Будапешт: Институт музыковедения Венгерской академии наук.
Угло, Мишель (1993). Рэнкин, Сьюзен; Хили, Дэвид (ред.). Музыка в средневековой английской литургии: очерки столетия Plainsong & Medieval Music Society . Оксфорд: Кларендон Пресс.
Хольшнейдер, Андреас (1968). Органа Винчестера: Исследования старейшего репертуара полифонической музыки . Хильдесхайм: Г. Олмс.
Планчарт, Алехандро Энрике (1977). Репертуар тропов в Винчестере . 2 тома. Принстон: Издательство Принстонского университета.
Рэнкин, Сьюзен (1993). «Винчестерская полифония: ранняя теория и практика органума». Ин Рэнкин, Сьюзен; Хили, Дэвид (ред.). Музыка в средневековой английской литургии: очерки столетия Plainsong и Medieval Music Society . Оксфорд: Кларендон Пресс.
Рэнкин, Сьюзен (2007). Винчестер Тропер: факсимильное издание и введение . Лондон: Стейнер и Белл. ISBN 0-85249-894-2 .
Рэнкин, Сьюзен (2015). «Organa Dulcisona Docto Modulamine Compta: риторика и музыкальная композиция в Винчестерской органе» В Заярузной, Анна; Блэкберн, Бонни Дж.; Бурман, Стэнли (ред.). Чья в нем музыка: Этюды в честь Александра Энрике Планшара Миддлтон, Висконсин: Американский институт музыковедения .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Кембридж, Колледж Корпус-Кристи, Библиотека Паркера, г-жа 473» . Факсимиле Винчестера Тропера (11 век ) Проверено 17 марта 2018 г. «Начинаются расцветки органов» ( след. 135 ).
- «Оксфорд, Бодлианская библиотека, MS Bodl. 775» . Факсимиле тех же страниц Винчестерского Тропера, сохранившееся в Оксфорде (11 век) . Проверено 24 августа 2018 г.
- «МС Бодл. 775» . Каталог средневековых рукописей Бодлианских библиотек . Проверено 24 августа 2018 г.