Jump to content

молдаване

(Перенаправлено с молдавского народа )
молдаване
Молдавский
Общая численность населения
в. 2,9 миллиона [1]
Регионы со значительной численностью населения
 Молдова 2 023 069
(в том числе 135 957 молдаван из Приднестровья ) [2]
Другие страны
 Румыния 285,000 [3]
 Украина 258,619 [4]
 Россия 77,509 [5] [6]
 Италия 188,923 [7]
 Германия 139,000 [8]
 Польша 37,338 [9]
 Франция 26,300 [10] [11]
 Испания 17,426 [12]
 Казахстан 14,245 [13]
 Португалия 13,586 [14]
 Турция 13,472 [15]
 Греция 9,920 [16]
 Канада 8,050 [17]
 Соединенные Штаты 7,859 [18]
 Чешская Республика 5,260 [19]
 Беларусь 3,465 [20]
 Великобритания 3,417 [21]
 Латвия 2,284 [22]
Языки
румынский
Религия
Православное христианство
Родственные этнические группы
румыны

Молдаване , иногда называемые молдаванами ( румынский : молдовени [moldoˈvenʲ] , молдавская кириллица : молдовень ), являются румыноязычной этнической группой и крупнейшей этнической группой Республики Молдова (75,1% населения по состоянию на 2014 год) и значительное меньшинство в Румынии , Италии , Украине и России . Продолжаются споры, частично связанные с лингвистическим определением этнической принадлежности, по поводу того, представляет ли собой самоидентификация молдаван этническую группу, отличную от румын , или ее подгруппу. Степень самоидентификации румын в Республике Молдова варьируется (2,1% населения идентифицировали себя как румыны в 2004 г. и 7% идентифицировали себя как румыны в 2014 г.).

Вариант молдаване также используется для обозначения всех жителей территории исторического Молдавского княжества , в настоящее время разделенного между Румынией (47,5%), Молдовой (30,5%) и Украиной (22%), независимо от их этнической принадлежности. В Румынии уроженцы Западной Молдавии, идентифицирующие себя с этим термином, обычно заявляют о румынской этнической принадлежности. [23] тогда как молдаван из Бессарабии (включая Республику Молдова) обычно называют «бессарабцами» ( румынский : basarabeni ).

Молдавское княжество в 15 веке.

По словам Мирона Костина , выдающегося летописца из Молдавии княжества 17-го века, жители Молдавского говорили на латыни и называли себя «молдаванами», но также и «римлянами» (с местной формой «руман/рамлеан»), что, как он отмечает, происходит от « романуса ». [24] [25] Кроме того, соседи -славяне называли молдаван « валахами » или «волохами» - этот термин также используется для обозначения всех носителей романского языка из Восточной Европы и Балканского полуострова . [26]

В 1812 году Российская империя получила от Османской империи восточную половину Молдавии и переименовала ее в Бессарабию . Поскольку в XIX веке этноним «румын» приобретал все большую популярность на остальной территории Молдавии и Буковины , его распространение в Бессарабии, более отсталой и сельской провинции Российской империи того времени, приветствовалось в основном румынами. -ориентированной интеллигенции, тогда как большинство сельского населения продолжало использовать старую самоидентификацию «молдаване». [27] [28]

Некоторые авторы отмечают, что российские чиновники первоначально также предпочитали называть коренных жителей Бессарабии «румынами» (или «волочами»), но после объединения Молдавии и Валахии в 1859 году постепенно стали использовать для них термин «молдаване». оправдать идею русификаторов и панславистов о создании идентичности, отличной от идентичности румын Западной Молдавии . [29] Историк ван Мерс, однако, указывает, что в некоторых российских официальных документах и ​​научных исследованиях XIX века фактически продолжали использоваться как «румыны», так и «молдаване», когда речь шла о местном населении, отмечая, что российская политика, ограничивавшая использование румынского языка в Бессарабия скорее была частью общей тенденции русификации и продвижения царской национальной политики как таковой.

Ван Мерс заключает, что до Октябрьской революции жители Бессарабии, вероятно, считали себя «молдаванами» в «естественном, прежде всего местно-территориальном смысле», и не было никаких последовательных спонсируемых правительством усилий повлиять на процесс местного национального строительства путем содействия Молдавская идентичность. [30] Точно так же историк Чарльз Кинг отмечает, что взгляд молдавского крестьянина на свою национальную идентичность не был продуктом российской ассимиляционной политики, а оставался практически замороженным с 1812 года. [31]

До 1920-х годов румынские историки вообще считали молдаван подгруппой румынского этноса. [32] После 1924 года в составе вновь созданной Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики советские власти поддержали создание стандартов молдавского языка якобы для того, чтобы доказать, что молдаване составляют отдельную этническую группу. [33] [34]

Карта румынских диалектов 1908 года (банатский, молдавский, мунтенский), составленная Густавом Вейгандом .

В прошлом термины «молдаванин» или «молдаванин» использовались для обозначения населения исторического Молдавского княжества. Однако для жителей Бессарабии, живущих под властью России, к началу XX в. термин приобрел этнический оттенок: в мае 1917 г. на съезде бессарабских учителей возник спор по поводу идентификации коренного населения; группа протестовала против того, чтобы их называли «румынами», утверждая, что они «молдаване», [35] в то время как другая группа, возглавляемая поэтом Алексеем Матеевичем , поддержала точку зрения, что молдаване также являются румынами. [36]

В 1918 году Бессарабия была аннексирована Королевством Румыния после незаконного голосования нелегальной организации по имени Сфатул Цэрий . Обстоятельства голосования сами по себе были сложными, поскольку румынские войска находились в Бессарабии по просьбе Сфатула Цэрия, поскольку он столкнулся с внешними угрозами и анархией. [37] [38]

Карта с изображением границ Королевства Румыния (1918–1940 гг.) и МАССР на востоке.

Ко времени объединения в основном неграмотные молдавскоязычные крестьяне Бессарабии не считали себя частью более крупной румынской нации, и не было массового националистического движения, как в других регионах, например, в Трансильвании . [39]

Румынское государство продвигало общую идентичность для всех своих жителей. Отчасти из-за относительной неразвитости Бессарабии по сравнению с другими регионами Великой Румынии , а также из-за низкой компетентности и коррумпированности новой румынской администрации в этой провинции процесс интеграции Бессарабии в единое Румынское государство был менее успешным, чем в других регионах и вскоре была нарушена советской оккупацией. [40] [41] [42]

В 1940 году, во время Второй мировой войны , Румыния согласилась на ультиматум и вернула регион Советскому Союзу , который объединил его в Молдавскую ССР . Советы начали кампанию по возвращению молдавской идентичности в явном виде идентичности остальных говорящих на румынском языке , воспользовавшись неполной интеграцией Бессарабии в межвоенную Румынию (см. Также Молдовенизм ). [43] Официальная советская политика также гласила, что румынский и молдавский — два разных языка, и, чтобы подчеркнуть это различие, молдавский язык должен был быть написан новым кириллическим алфавитом ( молдавской кириллицей ), основанным на русской кириллице, а не на старой румынской кириллице, которая перестал использоваться в 19 веке в Румынском Старом Королевстве и в 1917 году в Бессарабии. [44]

Политика идентичности в Республике Молдова

[ редактировать ]

Опрос, проведенный в Республике Молдова в 1992 году, показал, что 87% говорящих на румынском (тогда известном как молдавский) идентифицировали себя как «молдаване», а не как «румыны». [45]

По данным исследования, проведенного в Республике Молдова в мае 1998 года, когда самопровозглашенных молдаван попросили охарактеризовать взаимоотношения румынской и молдавской идентичностей, 55% считали их несколько разными, 26% - очень разными и менее 5% - идентичными. . [46]

Люди в традиционных молдавских костюмах в Кишиневе

Опрос, проведенный в Республике Молдова компанией IMAS-Inc Chişinău в октябре 2009 года, представил более подробную картину. Респондентам было предложено оценить взаимосвязь между румынской и молдавской идентичностями по шкале от 1 ( совершенно одинаковое ) до 5 ( совершенно разные ). Опрос показал, что 26% всей выборки, в которую вошли все этнические группы, заявили, что эти две идентичности одинаковы или очень похожи, тогда как 47% заявили, что они разные или совершенно разные.

Результаты значительно различались среди разных категорий испытуемых. Так, если среди молодых респондентов (в возрасте от 18 до 29 лет) 33% выбрали одно и то же или очень похожее и 44% другое или очень отличающееся, то среди респондентов старшего возраста (старше 60 лет) соответствующие цифры составили 18,5% и 53 %. Доля тех, кто выбрал такую ​​же или очень похожую идентичность, была выше средней среди носителей румынского/молдавского языка (30%), среди городских жителей (30%), среди лиц с высшим образованием (36%) и среди жителей столицы (42%). [47]

Согласно исследованию, спонсируемому ОБСЕ в 2020 году , среди населения Молдовы 20% этнических молдаван вторично идентифицировали себя как румыны, а 68% этнических румын вторично идентифицировали себя как молдаване. На вопрос о своем родном языке среди этнических молдаван 69% назвали его молдавским, 34% - румынским и 7% - русским (допускалось несколько ответов). Исследование показало, что этнические молдаване очень эндогамны: 87% сообщили, что супруги принадлежат к той же этнической группе; напротив, 50% румын указали супруга-молдаванина. В то время как 91% этнических молдаван сообщили, что у них есть родители-молдаванки любого пола, среди этнических румын 52% указали, что у них есть мать-молдаванка (в отличие от 45%, у которых мать-румынка), а 49% указали, что у них есть отец-молдаванин (по сравнению с 50% % имеющих румынский). [48]

Также основные политические силы Молдовы имеют разные мнения относительно идентичности молдаван. Это противоречие отражается в их отношении к национальной истории, которую следует преподавать в школах. Правящие силы, такие как Либеральная партия , Либерально-демократическая партия и Альянс «Наша Молдова», поддерживают преподавание истории румын. Другие, такие как Демократическая партия и Партия коммунистов, поддерживают историю Республики Молдова. [49] [50] [51] [52]

Различные мнения также отражены в официальных государственных документах, изданных сменяющими друг друга законодательными органами. Декларация независимости 1991 года называет официальным языком «румынский». [53] и первым гимном, принятым независимой Республикой Молдова, был « Deşteaptă-te, române » («Пробудись, румын!»), То же, что и гимн Румынии .

Отражая различные политические конфигурации более позднего молдавского парламента , Конституция Молдовы (1994 г.) называет официальный язык «молдавским». [54] а «Концепция национальной политики Республики Молдова» (2003 г.) [55] [56] принятый парламентом, в котором доминируют коммунисты, четко выделяет молдаван и румын как этнические группы, как и перепись 2004 года .

5 декабря 2013 года Конституционный суд Республики Молдова постановил, что румынский язык является официальным языком этой страны в соответствии с Декларацией независимости 1991 года. [57] [58]

Интеллигенция Бессарабии и румынская идентичность

[ редактировать ]

Значительное количество интеллектуалов Бессарабии с течением времени считало себя частью румынской нации. Среди этих выдающихся деятелей можно выделить следующие:

  • Алексей Матеевич (1888–1917), автор молдавского гимна Limba noastră, сказал на съезде бессарабских учителей в 1917 году: «Да, мы молдаване, сыновья старой Молдавии, но мы принадлежим к большой части румынской нации. , которые живут в Румынии, Буковине и Трансильвании. Наши братья из Буковины, Трансильвании и Македонии не называют себя по местам, где они живут, а называют себя румынами!». [59]
  • Эманойл Кателли (1883–1943), политик Молдавской Демократической Республики , а затем Румынии , сказал в 1917 году: «Молдаване, которые молчали 106 лет, сегодня должны говорить громче [...], потому что они румыны, и только русские разжаловали их до роли «молдаван». [60]
  • Мария Чеботарь (1910–1949), одна из самых известных сопрано, рожденных в Бессарабии, говорила: «Никогда и ни при каких обстоятельствах мне не приходило в голову сказать, что я кто-то иной, как румынка из Бессарабии или просто румынка». . [61]
  • Григоре Виеру (1935–2009), выдающийся молдавский поэт, убежденный сторонник панрумынизма, писал: «Молдаване тоже причинили мне боль/Бесчеловечно/Но я рад, что румынство/В них еще живет» («Бессарабия с скорбью»). [62]
  • Евгений Дога (род. 1937), известный молдавский композитор, так объяснил в интервью свой визит в Алба-Юлию , Румыния: «Это столица союза, настоящая Мекка [...]. Я думаю, сюда приезжают не принудительно. , но даром, для возвращения к братьям своим». [63] [64]
  • Георге Дука (род. 1952), президент Академии наук Молдовы, сказал: «Как и весь румынский народ, которого восхвалял Григоре Виеру, я не могу поверить, что Поэт навсегда ушел из дома». [65]
  • Константин Тэнасе (1949 г.р.), директор молдавской газеты Timpul de dimineaatsă , один из самых влиятельных лидеров общественного мнения в Молдове. [66] [67] заявил: «Академические круги, политическая и культурная элита должны показать, что румынство в Республике Молдова – это не экстремистская прихоть, а реальность и условие существования этого государства». [68]

В постановлении «Ассоциации историков Республики Молдова » (АИРМ) от 28 октября 2009 года в пользу преподавания истории румын в молдавских школах говорится: «Народ Молдавской ССР был подвергнут коммунистической идеологии, с цель замены румынской идентичности коренного населения вновь созданной». [69]

Приветственным посланием Союза писателей Молдовы является цитата Мирчи Элиаде : «Мы приглашаем вас стать посвященными в литературную жизнь Бессарабии, приграничной румынской земли, подвергшейся долгому, слишком долгому историческому ужасу». [70]

Народный поэт Молдовы и Румынии Михай Эминеску родился и жил за пределами территории нынешней Республики Молдова и считал себя румыном. Его часто цитируют: « Мы румыны, и точка». (Suntem români şi punct) . [71]

Демография

[ редактировать ]

По данным переписи 2014 года, численность населения составила 2 998 235 человек (без Приднестровья ), из которых 2 804 801 фактически были охвачены переписью. Из них молдаванами себя заявили 2 068 068, или 73,7%, а румынами - 192 800, или 6,9%. [72] Некоторые организации, такие как Либеральная партия Молдовы , раскритиковали результаты переписи, заявив, что румыны составляют 85% населения и что чиновники переписи оказывали давление на респондентов, чтобы они называли себя молдованами, а не румынами, и намеренно не охватывали городских респондентов, которые с большей вероятностью заявят о себе. сами румыны в отличие от молдаван. [73]

Результаты предыдущей переписи 2004 года показали, что из 3 383 332 человек, проживающих в Молдове (без Приднестровья ), 2 564 849, или 75,81%, заявили себя молдаванами и только 73 276 человек, или 2,17%, румынами. [74] Группа международных наблюдателей сочла, что перепись в целом была проведена профессионально, хотя и сообщила о нескольких случаях, когда счетчики призывали респондентов называть себя молдаванами, а не румынами. [75] [76]

Перепись 2001 года в Украине насчитала 258 600 молдаван и 150 989 румын. Самоидентифицированные молдаване проживают в основном в южных и северных районах исторической Бессарабии (в частности, в Буджакском районе Одесской области и в Новоселицком районе Черновицкой области ), тогда как самоидентифицированные румыны живут в основном в Северной Буковине и Герцком районе . Черновицкой области Область . [77]

В России насчитывается 156 400 молдаван по данным российской переписи 2010 года . Они сконцентрированы в основном в Москве , но также и в некоторых сельских районах Кубани , Южной Сибири и Дальнего Востока России , куда они мигрировали или были депортированы несколько поколений назад. Около 14 000 молдаван проживают в Казахстане , в основном в бывшей столице Алматы , а также в некоторых сельских районах северной части страны.

Региональная идентичность в Румынии

[ редактировать ]

Большая часть (47,5%) территории исторического Молдавского княжества вместе со всеми его формальными столицами ( Тыргуль-Молдовей , Сучава и Яссы ) и знаменитыми расписными церквями расположена в Румынии. Река Молдова (возможно, происхождение названия Княжества, см. Этимологию Молдавии ) теперь полностью протекает по территории Румынии. После аннексии Бессарабии Россией в 1812 году и аннексии Буковины Австрией в 1775 году остальная часть Молдавии объединилась в 1859 году с Валахией и образовала современную Румынию.

Согласно румынской переписи 2002 года, в восьми уездах, которые когда-то входили в состав Молдавского Княжества, проживает 4,7 миллиона человек, говорящих на румынском языке. [78] Число людей, которые, возможно, заявили себя молдаванами в этой переписи, невозможно узнать, поскольку «молдаванин» официально считается региональной идентичностью в Румынии, а респонденты были записаны как «румыны». [79] Румыноязычные жители этих уездов обычно называют себя «молдаванами», но заявляют о румынской национальности. [80]

В 1998 году Константин Симирад , бывший мэр Ясс, основал Партию молдаван (Partidul Moldovenilor), которая позже присоединилась к Социал-демократической партии . [81] Однако заявленной целью партии было представление интересов молдавского региона в Румынии, а не какой-либо этнической идентификации. [82]

В феврале 2007 года небольшая группа румынских граждан, создавших «Молдавскую/молдавскую общину в Румынии» (Comunitatea Moldovenilor din România), безуспешно попыталась добиться признания статуса меньшинства для молдаван из Румынии. Первоначально организация была зарегистрирована на законных основаниях, однако вскоре решение было отменено. Примерно в то же время во время визита в Молдову три делегата встретились с президентом Владимиром Ворониным , который пообещал им свою поддержку. Получив отказ в юридическом признании, Сообщество в конечном итоге распалось. [83] [84]

Религия в Молдове

[ редактировать ]

Основной конфессией в Молдове является православие . Большинство молдавских православных христиан принадлежат к Молдавской православной церкви , ветви Русской православной церкви , тогда как меньшинство принадлежит к Бессарабской митрополии , ветви Румынской православной церкви . Оба органа находятся в полном общении , спор между ними носит чисто территориальный характер и вращается вокруг законного правопреемства межвоенной Митрополии Бессарабии . По состоянию на 2007 год Молдавская Православная Церковь насчитывает 1255 приходов, а Бессарабская митрополия - 219. [85]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сюда входят все самопровозглашенные молдаване, по официальным данным, проживающие в Республике Молдова и других странах бывшего Советского Союза, а также некоторые граждане Республики Молдова, проживающие за рубежом, независимо от этнической принадлежности.
  2. ^ Результаты переписи населения Молдовы 2014 г., перепись 2004 г. в Приднестровье.
  3. ^ https://www.migrationpolicy.org/programs/data-hub/charts/imcultural-and-emigration-populations-country-origin-and-destination
  4. ^ «Распределение населения по национальностям и родному языку» . Всеукраинская перепись населения . Государственный комитет статистики Украины . 2001. Архивировано из оригинала 30 января 2008 года . Проверено 15 февраля 2012 г.
  5. ^ 1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ for the 2021 Russian census
  6. ^ «4.1. Национальный состав населения» . Всероссийская перепись населения 2010 года. Основные результаты . Федеральная служба государственной статистики России. 2010. Архивировано из оригинала 4 декабря 2013 года . Проверено 15 февраля 2012 г.
  7. ^ «Италия – Иммиграция» .
  8. ^ «Статистический отчет - Микроперепись - Население по мигрантскому происхождению - Первоначальные результаты 2022 г.» . 20 апреля 2023 г. Проверено 17 июля 2023 г.
  9. ^ «Население иностранцев в Польше во время COVID-19» .
  10. ^ «Иностранцы – иммигранты: публикации и статистика по Франции и регионам» (на французском языке). Insee.fr. нд . Проверено 4 ноября 2019 г.
  11. ^ «Распределение иммигрантов по странам рождения в Европе» . INSEE.fr . Проверено 31 марта 2022 г.
  12. ^ «Иностранное население по полу, возрасту (пятилетние группы) и стране гражданства» . Ine.es. Проверено 2 августа 2017 г.
  13. Этнический состав, религия и языковые навыки в Республике Казахстан. Архивировано 11 мая 2011 г., в Wayback Machine.
  14. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 сентября 2014 года . Проверено 1 апреля 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  15. ^ «Турецкий статистический институт (ТУРСТАТ)» . Архивировано из оригинала 31 марта 2023 года . Проверено 31 марта 2023 г.
  16. ^ «Ошибка» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2015 г. Проверено 13 ноября 2014 г.
  17. ^ Статистическое управление Канады (8 мая 2013 г.). «Национальное обследование домохозяйств 2011 года: таблицы данных» . Проверено 11 февраля 2014 г.
  18. ^ «Перепись 2000 года» . Census.gov . Проверено 2 августа 2017 г.
  19. ^ «Иностранцы по категориям проживания, полу и гражданству по состоянию на 31 декабря 2016 года» . Czso.cz. ​Проверено 10 января 2018 г.
  20. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2010 г. Проверено 17 сентября 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  21. ^ «Тенденции в изменении численности международных мигрантов: мигранты по местам назначения и происхождению (база данных Организации Объединенных Наций, POP/DB/MIG/Stock/Rev.2015)» (XLS) . Организация Объединенных Наций, Департамент по экономическим и социальным вопросам.
  22. ^ «ПМЛП – Регистр населения» . Data.csb.gov.lv. Проверено 2 августа 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  23. ^ «Официальный Кишинев добивается признания молдавской этнической принадлежности и меньшинства в Румынии» , Фонд Джеймстауна, 28 февраля 2007 г.
  24. ^ Мирон Костин, О молдавском народе. И теперь многие говорят «нет» нашей стране [Молдове] и Стране Черногошть, иностранцам, Даця, но народ, семья лакировщиков, не изменил своего имени, а все Романус, затем со временем и долгим вакуумом румыны, затем румыны до тех пор, пока сегодня .
  25. ^ Мирон Костин, О молдавском народе. И этот народ, о котором мы пишем, их земель, старое и более прямое название — румынский, то есть Рамлян, [...] все это имя они сохранили и сохраняют до сих пор и еще лучше, чем молдаване, потому что они до сих пор говорят и пишут румынскую страну, как румыны из Трансильвании.
    И вот так эти страны и наша земля, Молдавия и Шара Мунтешти, получают название прямо от поместья, оно выходит румынское, как должны все выходцы из венгерских земель, лакировщики и горцы отвечать своей стране и писать и отвечать на языке : Валахия
  26. ^ Роджер-Уильям Сетон Уотсон, История румын , издательство Кембриджского университета, 1934.
  27. ^ Кристина Петреску, «Контрастные/конфликтующие идентичности: бессарабцы, румыны, молдаване» , в: Национальное построение и оспариваемые идентичности , Polirom, 2001, стр. 157.
  28. ^ Чарльз Кинг, Молдавская идентичность и политика панрумынизма , Славянское обозрение, Том. 53, № 2. (Лето 1994 г.), стр. 345–368.
  29. ^ ван Мерс 1994 , стр. 110–111.
  30. ^ ван Мерс, Вим (март 1998 г.). «Вырезая молдавскую идентичность из истории». Национальные документы . 26 (1): 39–56. дои : 10.1080/00905999808408549 . S2CID   251049360 .
  31. ^ Кинг, Чарльз (1999). «Двойственность аутентичности, или Как создавался молдавский язык». Славянское обозрение . 58 (1): 117–142. дои : 10.2307/2672992 . JSTOR   2672992 . S2CID   147578687 .
  32. ^ Кинг, с. 2.
  33. ^ Кинг, с. 3.
  34. ^ Майкл Бручис. Языковая политика КПСС и языковая ситуация в Советской Молдавии , в: Советские исследования , Том. 36, № 1. (январь 1984 г.), стр. 119.
  35. ^ Стюарт Дж. Кауфман, Современная ненависть: символическая политика этнической войны , Cornell University Press , 2001, ISBN   978-0-8014-8736-1 , с. 134.
  36. ^ (на румынском языке) Речь Матеевича на съезде учителей в румынском викиисточнике
  37. ^ Чарльз Кинг, Молдаване: Румыния, Россия и культурная политика , Hoover Institution Press, Стэнфордский университет, 2000, стр. 33 «Оккупация Бессарабии румынскими [войсками], хотя и осуществлена ​​после обращения членов Сфатул Цэрий и другие молдавские организации не были всеобще приветствуемы»
  38. ^ Кристина Петреску, «Контрастные/конфликтующие идентичности: бессарабцы, румыны, молдаване», в: Национальное построение и оспариваемые идентичности: практические исследования Румынии и Венгрии . Editura Polirom , 2001. Как предполагает Сорин Александреску, принимая во внимание ситуацию того времени, хаос в России и нерешительный баланс в войне, резонно предположить, что присутствие румынских войск в Бессарабии создало ситуацию, в которой Большинство в Сфатул Цэрий решило сплотить фракцию, которая выступала за союз с Румынией как решение для преодоления тройной угрозы большевизма, украинского экспансионизма и всеобщей анархии.
  39. ^ Ирина Ливезяну, Культурная политика в Великой Румынии: регионализм, национальное построение и этническая борьба, 1918–1930 . Издательство Корнельского университета , 2000, стр. 98–99.
  40. ^ Чарльз Кинг, Молдаване: Румыния, Россия и культурная политика , Hoover Institution Press, Стэнфорд, 2000.
  41. ^ Кристина Петреску, «Контрастные/конфликтующие идентичности: бессарабцы, румыны, молдаване», в: Национальное построение и оспариваемые идентичности: практические исследования Румынии и Венгрии . Эдитура Полиром , 2001, с. 157: «Члены этого преимущественно сельского, по большей части неграмотного и квази-немобильного крестьянского населения, не имевшие чувства национальной идентификации с румынами, но имевшие идеализированные воспоминания о царском периоде, в одночасье оказались гражданами Румынии. Это был переходный период. от местного самоуправления царского типа к румынскому типу централизованного современного государства с коррумпированной администрацией, которая оттолкнула бессарабцев, многие из которых чувствовали, как свидетельствуют опрошенные, что они скорее оккупированы своими предполагаемыми братьями, чем объединены с их."
  42. ^ Кристина Петреску, «Контрастные/конфликтующие идентичности: бессарабцы, румыны, молдаване», в: Национальное построение и оспариваемые идентичности: практические исследования Румынии и Венгрии , стр. 154: «Истории, рассказанные группой бессарабцев из нескольких деревень Бельцкого уезда, которые, следует отметить, предпочли переехать в Румынию вместо того, чтобы жить при советской власти, похоже, позволяют предположить, что их родной регион был единственной провинцией приобретенные после Первой мировой войны, когда румынским центральным властям не удалось интегрировать свою собственную этническую принадлежность, среди которой некоторые даже испытывали ностальгию по царскому периоду. Хотя подавляющее большинство бессарабцев были гражданами Великой Румынии, они даже не начали считать себя ее частью. Короче говоря, как показывают эти устные исторические интервью, в межвоенный период румынское гомогенизирующее государство потерпело неудачу в своей попытке превратить крестьян Бессарабии в румын».
  43. ^ Кинг, Молдаване: Румыния, Россия и культурная политика , Маккинли, с. 135.
  44. ^ Маккинли, с. 140.
  45. ^ Чарльз Кинг, Молдаване: Румыния, Россия и культурная политика , Hoover Press, 2000, стр. 159.
  46. ^ Пал Колсто, Ханс Олав Мельберг, Национальная интеграция и насильственные конфликты в постсоветских обществах: примеры Эстонии и Молдовы , Rowman & Littlefield Publishers, 2002, ISBN   0-7425-1888-4 , стр. 31–34.
  47. ^ «АБСД» . Interlic.md . Проверено 2 августа 2017 г.
  48. ^ Центр ЦИВИС (2020). Этнобарометр Молдова-2020 (PDF) . Кишинев. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  49. ^ "Влад Филат, председатель ЛДПМ: "Мы будем учить нашу историю - историю румын, поскольку она естественна"/"Мы будем учить нашу историю - историю румын, поскольку она естественна" Мариан Лупу, председатель ДП: "После по нашему мнению, лучшим вариантом [...] была бы история нашего государства – история Республики Молдова. Не подчеркивая щекотливые моменты, которые могут привести к расколу общества", - заявил лидер Демократической партии Мариан Лупу. "На наш взгляд, лучшим вариантом [...] была бы история нашего государства - история Республика Молдова. Не заостряя внимания на деликатных моментах, которые могут внести раскол в наше общество » . Адеварул.ро . 5 октября 2009 года . Проверено 2 августа 2017 г.
  50. ^ "Петру Богату - "Республика Молдова больше не может ориентироваться на Москву" - Зритель - Номер 902 - 2010 год - Архив - Формула AS" . Формула-as.ro . Архивировано из оригинала 8 июля 2010 года . Проверено 2 августа 2017 г.
  51. ^ Либеральная партия (25 сентября 2006 г.). «ДЕКЛАРАЦИЯ о неконституционном установлении коммунистическим правительством собственной идеологии на официальном политическом уровне Республики Молдова» . Либеральная партия . Проверено 2 августа 2017 г.
  52. ^ «Скандал с интегрированным учебником истории» . Jurnalul.ro . Архивировано из оригинала 2 августа 2017 года . Проверено 2 августа 2017 г.
  53. ^ [1] Архивировано 5 марта 2009 г. в Wayback Machine.
  54. ^ Конституция Республики Молдова. Статья 13, Глава 1 , 29 июня 1994 г. Официальным языком Республики Молдова является молдавский язык, написанный латиницей.
  55. ^ «ЗАКОН об утверждении Концепции национальной государственной политики Республики Молдова» . Lex.justice.md . Проверено 2 августа 2017 г.
  56. ^ Грибинча, Аргентина; Греку, Михай (октябрь 2004 г.). «2.1 Концепция национальной политики». Молдова: Анализ ситуации и оценка тенденций (PDF) (Отчет). Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Секция информации о защите (DIP). стр. 5–6. Архивировано из оригинала (PDF) 27 августа 2006 года.
  57. ^ «Global Legal Monitor: Молдова: румынский язык признан официальным языком - Global Legal Monitor - Юридическая Библиотека Конгресса - Библиотека Конгресса» . Лок.gov . Проверено 13 ноября 2014 г.
  58. ^ «Текст Декларации независимости преобладает над текстом Конституции» . Constcourt.md . Проверено 13 ноября 2014 г.
  59. ^ «Да, мы молдаване, сыновья старой Молдавии, но мы являемся частью великой массы румынизма, обосновавшейся в Румынии, Буковине и Трансильвании. Наши братья из Буковины, Трансильвании и Македонии не называют себя в честь мест, где они живут, они называют себя румынами. Вот что и нам приходится делать!» Алексей Матеевич, Сочинения, т. I, Кишинев, Наука, 1993, стр. 463, по «Молдавской школе», год. 1, нет. 2 – 4, июль-сентябрь 1917 г., с. 55 – 57.
  60. ^ «Литература и искусство» . Literaturasiarta.md . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 2 августа 2017 г.
  61. ^ (румынский) «Никогда и ни при каких обстоятельствах мне не приходило в голову сказать что-либо иное, кроме того, что я румын из Бессарабии или, проще говоря, — румын». «Ария забота супарат-о пе Мария Биешу» . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г. Проверено 14 апреля 2010 г. //nb/1/nc/3.html
  62. ^ "Молдаване тоже мне дали/Нехристианство/Вы счастливы, что в них румын/Все еще живет" (Bessarabie cu jale).
  63. ^ «Евгений Дога: Алба-Юлия – столица союза и настоящая Мекка» . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г. Проверено 14 апреля 2010 г.
  64. ^ Здесь столица союза и настоящая Мекка [...] Я думаю, что мир приходит сюда не насильно, а по собственной инициативе, для возвращения к братьям.
  65. ^ «Как и вся румынность, которую прославлял Григоре Виеру, я тоже не могу поверить, что Поэт навсегда ушел из дома» . Social.moldova.org . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 2 августа 2017 г.
  66. ^ "VIP Магазин - Revista Oamenilor Celebri" . Vipmagazin.md . 23 февраля 2016 года. Архивировано из оригинала 9 октября 2011 года . Проверено 2 августа 2017 г.
  67. ^ "VIP Магазин - Revista Oamenilor Celebri" . Vipmagazin.md . 23 февраля 2016 года. Архивировано из оригинала 9 октября 2011 года . Проверено 2 августа 2017 г.
  68. ^ «Басарабия 1812 – Р. Молдова 2012» . Тимпул.md . Проверено 2 августа 2017 г.
  69. ^ Население РССМ подверглось коммунистической идеологии, целью которой было заменить румынскую идентичность большинства местного населения другой, вновь созданной. Архивировано 3 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
  70. ^ «Союз писателей Республики Молдова» . Архивировано из оригинала 9 июля 2010 г. Проверено 13 апреля 2010 г.
  71. ^ «Мы румыны и пунктум!» . Время - Новости Молдовы . 13 мая 2009 года . Проверено 13 ноября 2014 г.
  72. ^ Статистика, Национальное бюро. «// Перепись населения и жилищного фонда 2014 года» . Статистика.md . Проверено 2 августа 2017 г.
  73. ^ «Либеральная партия о данных переписи населения 2014 года, представленных только сегодня, в 2017 году: «Они ошибочны и не отражают реальности Республики Молдова » . Глубина.protv.md .
  74. Национальное бюро статистики Республики Молдова: результаты переписи населения 2004 г. в Молдове. Архивировано 11 марта 2007 г., на Wayback Machine.
  75. ^ Руснак, Корнелиу (10 апреля 2006 г.). «2 миллиона говорят по-молдавски, 500 тысяч по-румынски» [2 миллиона говорят по-молдавски, 500 тысяч по-румынски]. BBC Румынский (на румынском языке) . Проверено 2 августа 2017 г.
  76. ^ «Эксперты предлагают проконсультироваться с Национальным статистическим бюро при оценке данных переписи населения» . Молдова Ази . АП ФЛЮКС. 19 мая 2005 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2005 г. Также доступно на «МИНЕЛРЕС: Обнародованы окончательные результаты переписи населения Молдовы 2004 года» . lists.microlink.lv . 05.06.2006. Архивировано из оригинала 18 июня 2007 г.
  77. ^ «Итоги переписи населения Украины 2001 года» . Архивировано из оригинала 30 января 2008 года . Проверено 15 февраля 2012 г.
  78. ^ «Полные таблицы из каждого тома напечатаны ограниченной серией и опубликованы на компакт-диске. Их можно приобрести в Национальном институте статистики» . Архивировано из оригинала 24 апреля 2006 г. Проверено 2 августа 2017 г.
  79. ^ Справочник для переписчиков , 2001 г., на ЕЭК ООН . веб-сайте
  80. Владимир Сокор : «Официальный Кишинев добивается признания молдавской этнической принадлежности и меньшинства в Румынии» , Фонд Джеймстауна, 28 февраля 2007 г.
  81. ^ [2] [ мертвая ссылка ]
  82. ^ Газета Ясс. «В Васлуе Константин Симирад заложил основы Молдавской партии» . Ziaruldeiasi.ro . Проверено 13 ноября 2014 г.
  83. ^ «BBCRomanian.com» . BBC.co.uk. ​Проверено 2 августа 2017 г.
  84. ^ «Община молдаван в Румынии саморастворится» . Objectivevdesuceava.ro . Проверено 13 ноября 2014 г.
  85. ^ Отчет о международной религиозной свободе, 2007 г. , Бюро демократии, прав человека и труда США.

Источники

[ редактировать ]
  • ван Мерс, Вим (1994). Бессарабский вопрос в коммунистической историографии. Националистическая и коммунистическая политика и написание истории . Издательство Колумбийского университета. ISBN  0-88033-284-0 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Мэтью Х. Сисчел (2007) Язык молдаван: Румыния, Россия и идентичность в бывшей советской республике», ISBN   0-7391-1443-3 - О идентичности современных молдаван в контексте дискуссий об их языке.
  • Кинг, К. (2000) Молдаване: Румыния, Россия и культурная политика, Hoover Institution Press, ISBN   0-8179-9792-X .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8c85e284e4387590b173551b47d23324__1721840940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/24/8c85e284e4387590b173551b47d23324.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moldovans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)