фарс Олдвича

Фарсы Олдвича представляли собой серию из двенадцати сценических фарсов, представленных в Театре Олдвича в Лондоне почти непрерывно с 1923 по 1933 год. Все из них, кроме трех, были написаны Беном Трэверсом . Они включают и развивают стили британской низкой комедии в сочетании с умной игрой слов. Спектакли ставил актер-менеджер Том Уоллс , в главных ролях играли Уоллс и Ральф Линн при поддержке постоянной труппы, в которую входили Робертсон Хэйр , Мэри Бро , Уинифред Шоттер , Этель Кольридж и Гордон Джеймс .
Фарсы были настолько популярны, что в британские провинции были отправлены гастрольные компании, чтобы представить их. Большинство фарсов Олдвича были адаптированы для кино в 1930-х годах, в которых, насколько это было возможно, снимались оригинальные актеры. Позже пьесы были показаны в телевизионных версиях, а некоторые из них были возрождены.
История
[ редактировать ]Лесли Хенсон и Том Уоллс выступили сопродюсерами фарса « Тонны денег» в 1922 году в театре Шефтсбери . Это был большой популярный успех, продолжавшийся почти два года, и они снова сотрудничали, переехав в Театр Олдвича . Уоллс заключил дешевую долгосрочную аренду театра, который настолько вышел из моды среди зрителей, что использовался в качестве общежития YMCA во время Первой мировой войны . [ 1 ]

Первым из серии фарсов Олдвича был « Реклама платит» , в котором было представлено почти 600 представлений. [ 2 ] Между тем, Бена Трэверса первая пьеса «Дипперс» , основанная на его одноименном романе 1920 года, была спродюсирована и поставлена сэром Чарльзом Хоутри . [ 3 ] Он имел успех на гастролях 1921 года и в другом лондонском театре в 1922 году. [ 4 ] Лоуренс Гроссмит приобрел права на фарс Трэверса « Кукушка в гнезде» и продал их Уоллсу. [ 5 ]
Трэверсу потребовалось некоторое время, чтобы установить удовлетворительные рабочие отношения с Уоллсом, которого он считал трудным как актер-менеджер , а также крайне неподготовленным как актер. В первые дни у него также были сомнения в отношении другой звезды компании, Ральфа Линна , который поначалу импровизировал слишком много, на вкус автора. [ 6 ] Трэверс опирался на каждую пьесу и на персонажей из более ранних пьес, создавая следующий фарс для труппы; и даже звонки Уоллса режиссеру, чтобы узнать реплики, стали популярной частью премьер в «Олдвиче». [ 7 ]
В фарсах Олдвича также присутствовала постоянная команда актеров второго плана: Робертсон Хэйр как фигура обиженной респектабельности; Мэри Бро в эксцентричных ролях старушек; Этель Кольридж как суровый голос власти; угрюмый Гордон Джеймс в роли «тяжеловеса»; и сначала Ивонн Арно , затем Уинифред Шоттер в роли энергичной молодой исполнительницы главной роли. [ 8 ] Пьесы обычно вращались вокруг серии нелепых инцидентов, связанных с недоразумением, одолженной одеждой и потерянными брюками, с участием мирского персонажа Уоллса, невинной, но нахальной Линн, несчастного Зайца, мускулистого, властного Бро, худощавого, властного Кольриджа и симпатичный и слегка пикантный Шоттер, все сыграно с искренней серьезностью. [ 7 ] В сценариях были включены и развиты британские стили низкой комедии , в частности «глупые задницы, мужья-подкаблучники, свекрови с боевым топором и множество невинных недоразумений». [ 9 ]
Фарсы оказались популярными, и актерский состав регулярно отправлялся в провинцию. [ 10 ] Некоторые гастролирующие актеры, такие как Уильям Даунт (1893–1938), сыгравший роли Ральфа Линна, добились значительных личных успехов в 1920-х годах, играя фарсы Олдвича в провинции. [ 11 ] Младший брат Линн Гастингс Линн играл роли своего брата в успешных постановках в Австралии и Новой Зеландии. [ 12 ] Среди многообещающих исполнителей, которые появлялись в фарсах Олдвича до того, как стать знаменитыми, были Роджер Ливси , [ 13 ] Марго Грэм , [ 14 ] и Норма Варден . [ 14 ]
После пяти лет необычайного успеха деловое партнерство Уоллса с Хенсоном закончилось в сентябре 1927 года во время показа « Тарка» , а с октября фарсы Олдвича были представлены фирмой Тома Уоллса и Реджинальда Хайли Лтд. [ 15 ] К 1930 году Уоллс потерял интерес к театру и переключил свое внимание на кино. Он не появлялся в последних трех из двенадцати фарсов Олдвича, которые имели разочаровывающий успех. В последнем из них, «Немного теста» в 1933 году, было проведено 142 спектакля по сравнению с более чем 400 спектаклями в некоторых более ранних постановках. [ 2 ]
В 1952 году, через три года после смерти Уоллса, Линн и Хэйр снялись в Олдвиче в новом фарсе Трэверса « Дикие лошади» . Он проходил с 6 ноября 1952 года по 11 апреля 1953 года. [ 16 ] В 1950-х и начале 1960-х годов аналогичная серия фарсов началась в Театре Уайтхолла и стала известна как фарсы Уайтхолла . [ 7 ] [ 17 ]
На сцене
[ редактировать ]В следующей таблице показаны даты открытия и закрытия, а также количество представлений в оригинальных постановках фарсов Олдвича. Все они были написаны Беном Трэверсом, если не указано иное: [ 18 ]
Заголовок | Открытие | Закрытие | Перф. | Сюжет и примечания |
---|---|---|---|---|
Реклама окупается | 2 февраля 1923 г. | 10 июля 1925 г. | 598 | Плейбой, сын богатого фабриканта, создает ложного конкурента компании своего отца. К удивлению его отца, предприятие оказалось успешным. ( Рой Купер Мегрю и Уолтер Хэкетт .) |
Кукушка в гнезде | 22 июля 1925 г. | 26 июня 1926 г. | 376 | Обстоятельства вынуждают молодого человека разделить комнату на ночь с замужней подругой. Их супругов приходится убеждать, что никаких нарушений не было. |
Рукери Нук | 30 июня 1926 г. | 25 июня 1927 г. | 409 | Молодожены дают приют девице, попавшей в беду в отсутствие жены, и должны предотвратить скандал, разжигаемый вмешавшейся невесткой. |
Тарк | 4 июля 1927 г. | 16 июня 1928 г. | 401 | Новый владелец загородного дома утверждает, что в нем обитают привидения. Семья старого владельца намеревалась доказать, что это не так. |
Грабеж | 26 июня 1928 г. | 27 апреля 1929 г. | 344 | Двое друзей отнимают у хищной женщины ее драгоценности. Случайная смерть в ходе преступления усложняет ситуацию. |
Кубок доброты | 24 мая 1929 г. | 1 февраля 1930 г. | 291 | Сын и дочь враждующих пригородных семей женятся. Семьи со спорадическим успехом пытаются заглушить свои разногласия. |
Такая ночь | 18 февраля 1930 г. | 15 ноября 1930 г. | 267 | Полицейский и фланёр объединяют усилия, чтобы перехитрить преступную группировку и вернуть владельцу украденное ожерелье. |
Женись на девушке | 24 ноября 1930 г. | 16 мая 1931 г. | 195 | Ответчик деле о в нарушении обещания счастливо возвращается в объятия истца ; его недавняя любовь объединяется с адвокатом истца. (Джордж Артурс и Артур Миллер) |
Время Турции | 26 мая 1931 г. | 16 января 1932 г. | 263 | Участница прибрежной концертной вечеринки оказалась в затруднительном положении, когда промоутер ее шоу скрывается. Два рыцарских мужчины, которым на каждом шагу мешают неистовые хозяйки, требующие денег, спасают ее. |
Грязная работа | 7 марта 1932 г. | 27 августа 1932 г. | 195 | Управляющий ювелирного магазина инсценирует ограбление, чтобы поймать банду воров. |
Пятьдесят на пятьдесят | 5 сентября 1932 г. | 21 января 1933 г. | 161 | Застенчивый учитель музыки обнаруживает, что управляет казино. (Адаптировано Х. Ф. Молтби из французского оригинала Луи Вернея и Жоржа Берра ) |
Немного теста | 30 января 1933 г. | 3 июня 1933 г. | 142 | Капитан сборной Англии по крикету старается уберечь своего звездного игрока с битой от неприятностей во время серии игр Ashes в Австралии. |
В фильме
[ редактировать ]Большинство фарсов, а также некоторые другие произведения Трэверса были сняты в 1930-е годы. [ 19 ] [ 20 ] В фильмах участвовали многие актеры, сыгравшие главные роли в пьесах; Уоллс снял все фильмы, кроме «Просто мне повезло» и «Женись на девушке» . [ 21 ] Фильмы представили кинозрителям фарсы и были произведены рядом кинопрокатчиков, включая British and Dominions Film Corporation , Gaumont-British Picture Corporation и Gainsborough Pictures . [ 22 ]
Фильмы оригинальных фарсов Олдвича:
- Rookery Nook (1930; выпущен в США как One Embarrasing Night ) [ 19 ]
- Грабеж (1931) [ 19 ]
- Такая ночь (1932, с У. П. Липскомбом ) [ 19 ]
- Тарк (1932) [ 19 ]
- Кукушка в гнезде (1933, с А. Р. Роулинсоном ) [ 19 ]
- Время Турции (1933) [ 19 ]
- Просто моя удача (1933; экранизация Fifty-Fifty ) [ 19 ]
- Чаша доброты (1934) [ 19 ]
- Грязная работа (1934) [ 19 ]
- Женись на девушке (1935)
Двумя фарсами Олдвича, не снятыми членами компании, были «Реклама платит» и «Немного теста» . Первая из этих пьес была обновленной и англизированной адаптацией американской пьесы 1914 года; Версия оригинальной пьесы была снята в США в 1931 году с Норманом Фостером , Кэрол Ломбард и Ричардом «Скитс» Галлахером в главных ролях .
Другие снятые Трэверсом фарсы с участием одной или нескольких звезд Олдвича:
- «Шанс наступления ночи» (1931; по пьесе Трэверса «Дипперс ») [ 19 ]
- Боевой запас (1935; по одноименной пьесе Трэверса) [ 19 ]
- Foreign Affaires (1935; оригинальный сценарий Трэверса) [ 19 ]
- Pot Luck (1936; по мотивам пьесы Трэверса «Такая ночь ») [ 19 ]
- Вторая лучшая кровать (1938; по рассказу Трэверса) [ 19 ]
- Банана Ридж (1941, с Уолтером К. Майкрофтом и Лесли Сторм , из одноименной пьесы Трэверса) [ 19 ]
Другие кинокомедии того периода, снятые Уоллсом, со многими звездами Олдвича:
- «О одобрении» (1930; по пьесе О одобрении» « Фредерика Лонсдейла )
- Тонны денег (римейк 1930 года)
Возрождения и трансляции
[ редактировать ]Из двенадцати фарсов Олдвича «Рукери Нук» регулярно возрождается. Это основной продукт репертуарных трупп от Данди до Вулверхэмптона , Колчестера и Оксфорда . [ 23 ] и был возрожден в четырех постановках в Вест-Энде . [ 24 ] Грабеж возродился несколько раз: в Бристольском отеле Old Vic в 1973 году, [ 25 ] в Национальном театре в 1976 году, [ 25 ] и в театре Савой в 1994 году. [ 26 ] «Кукушка в гнезде» была возрождена английской сценической труппой при Королевском дворе в 1964 году. [ 27 ] По состоянию на 2013 год единственным из двенадцати, возрожденным в Вест-Энде, был Тарк в 1965 и 1989 годах. [ 28 ]
BBC транслировала по телевидению несколько фарсов. В 1950-х годах компания Брайана Рикса в Уайтхолле транслировала серию представлений. [ 29 ] В 1970 году BBC представила адаптации шести сериалов Олдвича (и еще одного фарса Трэверса « Она следует за мной ») с Артуром Лоу и Ричардом Брайерсом в ролях Уоллса и Линн. [ 30 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Буклет программы «Грабеж» , Национальный театр , март 1976 г., стр. 9
- ^ Jump up to: а б «Мистер Ральф Линн», The Times , 10 августа 1962 г., стр. 11
- ^ "Ковши", Western Daily Press , 24 мая 1922 г., стр. 4
- ^ «Трэверс, мастер фарса, уходит», The Herald , 19 декабря 1980 г., стр. 8
- ^ «Трэверс, Бен» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 14 января 2009 года . Проверено 23 июня 2020 г.
- ↑ Трэверс отметил, что импровизаций стало меньше, поскольку он начал предвидеть и включать в свои сценарии «то, что сам Ральф сказал бы в данных обстоятельствах». Трэверс, с. 91
- ^ Jump up to: а б с Смит, стр. 50–69.
- ^ Трасслер, с. 278
- ↑ Архив: «Том Уоллс (1883–1949)». Архивировано 16 сентября 2012 г. на Wayback Machine , British Pictures.com, по состоянию на 2 июня 2012 г.
- ^ «Местные и районные новости», Western Gazette , 15 августа 1930 г., стр. 4–5; и «Фарс Олдвича в репертуаре», Western Morning News , 13 мая 1933 г., стр. 5
- ^ «Театр Принца: Рукери-Нук», The Manchester Guardian , 14 декабря 1926 г., стр. 13
- ^ «Критерий – кукушка в гнезде», The Sydney Morning Herald , 31 декабря 1927 г., стр. 7; «Укромный уголок Руки», The Sydney Morning Herald , 21 апреля 1928 г., стр. 12; «Критерий – Тарк», The Sydney Morning Herald , 2 июня 1928 г., стр. 10; и «Сценические заметки», Auckland Star , том LIX, выпуск 201, 25 августа 1928 г., стр. 2
- ^ «Театр Олдвич», The Times , 23 июля 1925 г., стр. 12
- ^ Jump up to: а б «Театр Олдвич», The Times , 19 февраля 1930 г., стр. 12
- ^ «Театры», The Times , 28 сентября 1927 г., стр. 12; и 3 октября 1927 г., с. 12
- ^ "Театры", The Times , 3 ноября 1952 г., стр. 9 и 27 марта 1953 г., с. 2
- ^ Найтингейл, Бенедикт. «Театр; бесконечный роман Англии с фарсом» , The New York Times , 30 августа 1987 г., по состоянию на 4 июня 2012 г.
- ^ Гэй, с. 1253
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «BFI | База данных фильмов и телевидения | ТРАВЕРС, Бен» . Архивировано из оригинала 19 января 2009 года . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ Ричардс, стр. 101–02.
- ^ «Том Уоллс | BFI | Британский институт кино» . Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ «Том Уоллс | BFI | Британский институт кино» . Архивировано из оригинала 19 января 2009 года . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ «Программы шотландского театра» , Национальная библиотека Шотландии ; «Театральные спектакли: 1954–1955» , Леонард Росситер ; «Программа постановки «Rookery Nook» Бена Трэверса компанией Colchester Repertory Company» , звукозаписывающая компания Эссекса ; и «Люди театра» , Оксфордский театр ; все доступно 3 марта 2013 г.
- ^ «Театр Святого Мартина», The Times , 25 мая 1942 г., стр. 8; Льюсен, Чарльз. «Попкисс», «Таймс» , 23 августа 1972 г., стр. 15; Уордл, Ирвинг. «Высшее безумие Бена Трэверса», The Times , 3 сентября 1986 г., стр. 15; и Фишер, Филип. «Rookery Nook» , The British Theater Guide, 2009, по состоянию на 3 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Буклет с программой Национального театра «Грабеж» , 1976 г.
- ^ Найтингейл, Бенедикт. «Юмор среди воров», The Times , 4 декабря 1996 г., стр. 34
- ^ Тревин, Дж. К. «Мир театра», The Illustrated London News , 26 августа 1962 г., стр. 302
- ^ «Вдохновленные словесные рисунки в энергичном фарсе», The Times , 4 августа 1965 г., стр. 7; и Кингстон, Джереми. «Комикс от Трэверса, мастера фарса», The Times , 22 декабря 1989 г., стр. 14
- ^ "Телевидение BBC - Тарк", The Times , 23 декабря 1957 г., стр. 9
- ^ «Вещание», The Times , 26 сентября 1970 г., стр. 16; и «Ричард Бриерс» , Британский институт кино, по состоянию на 3 мая 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Гэй, Фреда, изд. (1967). Кто есть кто в театре (четырнадцатое изд.). Лондон: сэр Исаак Питман и сыновья. OCLC 5997224 .
- Ричардс, Джеффри (2001). «Кризис на Рождество». У Марка Коннелли (ред.). Рождество в кино: образы Рождества в американском, британском и европейском кино . Лондон: Таурис. ISBN 1860643973 .
- Смит, Лесли (1989). «Бен Трэверс и фарсы Олдвича». Современный британский фарс: выборочное исследование британского фарса от Пинеро до наших дней . Лондон: Роуман и Литтлфилд. ISBN 0389208205 .
- Трэверс, Бен (1978). Сидящий на воротах . Лондон: WH Аллен. ISBN 0491022751 .
- Трусслер, Саймон (2000). Кембриджская иллюстрированная история британского театра . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521419131 .