Фракийский всадник


Фракийский всадник (также «фракийский гонщик» или «фракийские герои») - это повторяющийся мотив изображенный в рельефах эллинистических , и римских периодов на Балканах - в основном Фракии , Македония , [ 1 ] [ 2 ] Фессалия [ 3 ] и Moesia - от 3 -го века до нашей эры до 3 -го века н.э. Надписи, найденные в Румынии, идентифицируют всадника как герои и эроса (латинские транскрипции ἥρως), а также Геррон и Эрон (латинские транскрипции ἥρων), по -видимому, слово «герои», используемого в качестве собственного имени. [ 3 ] Иногда его обращаются в надписях просто как джентльмен, деспот или герой. [ 4 ]
Фракийский всадник изображен как охотник на лошадях, катаясь слева направо. Между копытами лошади изображены либо охотничья собака , либо кабана. В некоторых случаях собака заменяется львом. Его изображение находится в традиции похоронных стелов римских кавалеристов , с добавлением синкретистических элементов из эллинистической и палео-балканской религиозной или мифологической традиции.
Имя
[ редактировать ]Оригинальное палео-балканский слово «всадник» было реконструировано как *я (n) Zana- , с корнем *я (n) Za- «лошадью». Он основан на доказательствах, предоставленных: [ 5 ]
- Албанский : MëZ или Mâz « Жеребень », с первоначальным значением «лошади», которая перенесла более позднюю семантическую смену «лошадь»> «Жеребень» после ссуды от латинского кабалла в албанский кале «лошадь»; Тот же корень также встречается у албанцев: Mazrek « Заводчик лошадей »; [ 6 ]
- Messapic : Menzanas , появился в Зисе Мензанасе натяжениях, Menzanas Iupiter и в найденный в ,
- Румынский : mânz ;
- Фраций : μεζηνα̣ι mezēnai , найденный в надписи золотого кольца Дюванли, также с изображением всадника.
Интерпретация
[ редактировать ]Всадник был обычным героем палео-балкана . [ 7 ]
Мотив, изображенный на рельефах, скорее всего, представляет собой композитную фигуру, фракийских героев [ нужно разъяснения ] возможно, основанный на резусе , фракийский король упомянул в Илиаде, [ 8 ] к которому скифские , эллинистические и, возможно, другие элементы. были добавлены [ 9 ]
Поздний римский синкретизм
[ редактировать ]Культ фракийского всадника был особенно важен в Филиппи , где герои были эпитеты героя аулонеитов , [ 10 ] Soter («Спаситель») и Epekoos 'Ответчик молитвы ». Погребальные стелы, изображающие всадника, принадлежат средним или нижним классам (в то время как высшие классы предпочитали изображение банкетных сцен). [ 11 ]
Под римским императором Гордианом III Бог верха на лошадях появляется на монетах, опущенных в TLO, в соседней Ликии, и на Itrus, в провинции Нижняя Мозия, между Фракией и Дунаем. [ 12 ]
В римскую эпоху «фракийский всадник» иконография дополнительно синкрелизирована. Всадник теперь иногда отображается как приближающийся к дереву, переплетенную змеем, или приближается к богине. Эти мотивы частично из греко-римского и частично из возможного скифского происхождения. Мотив всадника с поднятой правой рукой, продвигающейся к сидячей женской фигуре, связан с скифской иконографической традицией. Это часто встречается в Болгарии, связанном с Асклепиусом и Гигеей . [ 13 ]
Стелай, посвященный фракийским героям, были найдены в Селимбрии . [ 14 ]
Надписи из Болгарии дают названия Саленос и Пирмерула / Пирмерла . [ 15 ]
Эпитеты
[ редактировать ]Помимо синкретизма с другими божествами (такими как Asclepios, Apollo, Sabatius), фигура фракийского всадника была также обнаружена с несколькими эпитетами: Karabasmos , Keilade (i) Nos , Manimazos , Aularchenos , Aulosadenos , Pylmeroulas . Один, в частности, был найден в Avren, датируемом III века н.э., с обозначением, которое, по -видимому, относится к верховой езде: Outaspios и вариации Betespios , Ephippios и Ouetespios . [ 16 ]
Болгарский лингвист Владимир И. Георгиев предложил следующие интерпретации в свои эпитеты: [ 17 ]
- Ouetespios ( Bethespios ) - связанный с албанской ветой «собственной, я» и «Лошадь» Авестана , что означает «сам лошадь».
- Outaspios - соответствует греческому эпихиппиосу «на лошади».
- Манимазос - связанный с латинским мани «добрым» и румынским минцем ; Значение «Хорошая лошадь».
- Карабамос - связанный со старой болгарской горой Гора «гора» и греческой фазмой «фантом»; Значение «горного фантом» («Берг-Геист», на немецком языке).
Болгарский лингвист Иван Дуриданов интерпретировал следующие теним:
- Rurumērulas (вариации: rurmērulas , rurymērulas , pirmerulas ) - связаны с греческим пиросом «кукуруза, кукуруза»; и пирог . *Mer 'Great' [ 18 ]
Связанные образы
[ редактировать ]Всадники -близнецы
[ редактировать ]С мотивом Диосуари связан так называемый мотив «данубийских всадников» двух всадников, фланкирующих стоящую богиню. [ 19 ] [ 20 ] Таким образом, эти «данубисские всадники» называются из -за их облегчения в римской провинции Дунай. Тем не менее, некоторые рельефы также были обнаружены в римской дации , что дает альтернативное название мотива: «Дацианский всадник». [ 21 ] Стипендия определяет его распространение в Moesia, Dacia, Pannonia и Danue, и, в меньшей степени, в Dalmatia и Thracia. [ 22 ] [ 20 ]
Мотив стоящей богини в окружении двух всадников, идентифицированных как Артемида, окруженная Диоскури , и дерево, завязанное змеем, окруженным Диоскари на лошади, было превращено в мотив одного всадника , приближающегося к богине или дереву. [ 23 ]
Мадара едет
[ редактировать ]Мадара -гонщик - это раннее средневековое большие скалы, вырезанные на плато Мадара к востоку от Шумена, на северо -восточной Болгарии. Памятник устарел в c. 7 -й/8 век, во время правления Болгара Хана Тервеля. В 1979 году стал зачислен на ЮНЕСКО сайт Всемирного наследия . [ 24 ] Облегчение включает в себя элементы автохтонного фракийского культа. [ 25 ]
Наследие
[ редактировать ]Мотив фракийского всадника был продолжен в христианской форме в конной иконографии как святого Джорджа , так и святого Деметя . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Мотив фракийского всадника не следует путать с изображением гонщика, убивающего варварского врага на погребальных стелах, как на стеле Дексилеоса , истолкованной как изображения героического эпизода из жизни умершего. [ 31 ]
Галерея
[ редактировать ]- Охотник мотив
-
Фракийский всадник с гонкой и кабаном, греческая надпись (3 -й век до н.э.), музей Тетевен
-
Фракийский всадник нападает на льва, который, в свою очередь, нападает на ее добычу. Музей Мадара, Болгария
-
Статуя фракийского всадника со львом, 3 век, Национальный музей истории Болгарии
-
Фракийский всадник, погребальная стела с греческой надписью, Музей Мадара, Болгария
-
Фракийский всадник с гонкой, мраморная таблетка обет
- Змея и дерево
-
Фракийский всадник с собакой и змеей, погребальным стелом для одного из Кайуса Корнелиуса в Филиппи .
-
Фракийский всадник с гончиками, лаком и деревом, исторический музей Хасково, Болгария
-
Фрацинский всадник с деревом, представленным змеем, музеем Хитрии, Румыния
-
Фракийский всадник с змеем и деревом, Национальным историческим музеем Болгарии
-
Фракийский всадник с змеем и деревом (2 век), Археологический музей Бургаса, Болгария
-
Фракийский всадник с змеиной и рекотильной, культурной выставкой Кукутени
- Райдер и Богиня
-
Фракийский наездник типа "скифа", с поднятой рукой, езда на женскую фигуру, музей Мадара, Болгария
-
Всадник приближается к сидячей женской фигуре под деревом, музей Константы
- Греко-римское сравнение
-
Черная фигура Фракийских кавалеристов против бронированного греческого солдата (коллекция Getty Villa, ок. 520 г. до н.э.)
-
Стела Дексилеса (ок. 390 г. до н.э.)
-
Погребальное облегчение римского кавалериста (2/3 век)
-
Погребальное облегчение позднего (4 -го/5 века?) Римского кавалериста, растоптавшего варварского воина, римская Британия ( Честер , музей Гросвенор )
-
Фрагмент украшенного фриза в Феликс Ромулиане , дворец, построенный императором Галерия в современной Сербии. Фрагмент изображает гонщика, владеющего топором, и солдата с щитом пешком.
-
«Данубианские всадники» (Артемида, окруженная Диоскури ), общая пластина, найденная в Демире Капидже, Северная Македония
- Средневековое сравнение
-
Мадара -гонщик , облегчение скала в Болгарии (ок. 700)
-
«Святой Георгий из Лабечины», Рача , Джорджия (11 -й век), известный как старейшее из существующего конного описания Святого Георгия (но отметьте, что всадник растоптает противника, а не дракона)
-
Конная часть святых Джорджа и Деметриуса
Смотрите также
[ редактировать ]
- Uastyrdzhi
- Титри Джорги
- Сабазиос
- Медорус
- Беллерофон
- Колонка Юпитера
- Пахония
- Герос полуостров в Антарктиде назван в честь фракийского всадника.
- Кастор и Поллукс , иногда связанные с данубийским гонщиком.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Samsaris, Dimitters C. (1984). Культ Рыцаря Фракии в Нижней Стримонской долине в римское время: поиски на месте его святилищ София. Бд. II, с. 284 кв.
- ^ Samsaris, Dimitory C. (1982–1983). «Культ Рыцаря Фракии в римской колонии Филиппа и на ее территории» Мост -балтийский 2–3 : 89–100.
- ^ Jump up to: а беременный Hampartumian, Nubar (2015) [1979]. Тело культуры всадников фракийского (CCET) . Тол. 4: MCESIA neforior (румынская секция) и Дация. Лейден, Нидерланды: Брилл. п. 16. doi : 10.1163 / 9789004295520 . ISBN 978-90-04-29552-0 .
- ^ Liapis, vayos. «Фракийский культ Ресян и героев эквитанов». В: Kernos 24 (2011): 95-104. Разместите онлайн 01 февраля 2014 года, доступ к 31 декабря 2023 года. URL: http://journals.openedition.org/kernos/1938 ; два : 10,4000/kernos.1938
- ^ Орешко 2020 , с. 118
- ^ Маладж, Эдмонд (2013). «Благородное семейство средневекового Дришта (благородные семьи средневекового руривасто» . Исторические исследования . 3–4 . С. 45.
- ^ Гарашанин 1976 , стр. 278-279.
- ^ Запад, Ребекка (21 декабря 2010 г.). Черный ягненок и серой сокол: путешествие по Югославии . Открытые дорожные СМИ. п. 455. ISBN 978-1-4532-0746-8 .
- ^ Hoddinott, RF (1963). Ранние византийские церкви в Македонии и Южной Сербии . Palgrave Macmillan, 1963. С. 58–62.
- ^ Брелаз, Седрик (2021). «Фракийский, греческий или римский? Этническая и социальная идентичность поклонников (и богов) в римских филиппи». Филиппи, от Колонии Августа до Коммунита Кристианы . Лейден, Нидерланды: Брилл. С. 71, 74. doi : 10.1163/9789004469334_005 . ISBN 978-90-04-46933-4 .
- ^ Ascough, Richard S. (2003). Македонские ассоциации Павла: социальный контекст Филиппийцев и 1 Фессалоникийцам . п. 159
- ^ Сабазиос на монетах, иллюстрированные в коллекции M. Halkam.
- ^ Ходдинотт (1963: 58)
- ^ Византия и Боспорус: историческое исследование, с седьмого века до н.э. до основания Константинополя, с. 203
- ^ Petrova, S. et al. (2015). Трачанские, греческие, римские и средневековые города, резиденции и крепости в Болгарии . п. 370.
- ^ Петрачча, Мария Федерика. « Посвящение станции Heros Outaspios ». В: Культы и религиозность в провинциях Данубиан: Материалы Международной конференции II (Ferrara 20-22 ноября 2013 г.), под редакцией Ливио Зербини . Публикация LAD (учебная и исследовательская лаборатория по древним данубийским провинциям) - Университет Феррара - Департамент гуманитарных наук. Болонья: книги Эмиля. 2015. стр. 594-595, 601. ISBN 978-88-6680-130-6 .
- ^ Георгиев, Владимир I .. "Тракиш и Дакиш". Том 29/2. Плотный язык и литература по частичным томом (языки и писания [Форт.]), Под редакцией Вольфганга Хааса, Берлин, Бостон: де Грюйтер, 1983. П. 1180. doi : 10.1515/9783110847031-016
- ^ Дуриданов, Иван (1985). Язык Трасер . Болгарская коллекция (на немецком языке). Том. п. 69. ISBN 3-88893-031-6 .
- ^ «Облегчение данубианского всадника, найденного в Виминации». Археологическая новостная сеть . Онлайн: 14-12-2014. Получено: 08-12-2021.
- ^ Jump up to: а беременный Vladimirovich, Shchemelev Artem. " К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ ДУНАЙСКОГО ВСАДНИКА ". [ON THE ISSUE OF CLASSIFYING THE DANUBIAN HORSEMAN IMAGES]. In: Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art . Issues of Theory and Practice. Tambov: Gramota, 2015. № 10. Part 2. p. 216.
- ^ Vladimirovich, Shchemelev Artem. " ДУНАЙСКИЙ ВСАДНИК: СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА И ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ " [THE DANUBIAN HORSEMAN: ESSENCE OF THE PHENOMENON AND ITS ICONOGRAPHIC PECULIARITIES]. In: Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art . Issues of Theory and Practice. Tambov: Gramota, 2015. № 8. Part 3. pp. 214-215.
- ^ Vladimirovich, Shchemelev Artem. " ДУНАЙСКИЙ ВСАДНИК: СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА И ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ " [THE DANUBIAN HORSEMAN: ESSENCE OF THE PHENOMENON AND ITS ICONOGRAPHIC PECULIARITIES]. In: Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. Tambov: Gramota, 2015. № 8. Part 3. p. 215.
- ^ Ходдинотт (1963: 59)
- ^ Donchev 1981 , p. 46
- ^ Donchev 1981 , p. 43
- ^ Ходдинотт (1963: 61 )
- ^ De Laet, Sigfried J. (1994). История человечества: с седьмого до шестнадцатого века . Routledge. С. 233 и след. ISBN 978-92-3-102813-7 .
- ^ Уолтер, Кристофер (2003). Воины святые в византийском искусстве и традициях . Эшгейт. с. 88 и далее. ISBN 978-1-84014-694-3 .
- ^ Cf сильно поврежденная настенная живопись св. Гейорджа в руинах đurghevi Stupvi , Сербия (ок. 1168)
- ^ Ходдинотт (1963: 61 ).
- ^ Ходдинотт (1963: 60)
Библиография
[ редактировать ]- Дончев, Слави (1981). Мадара Хорсман (PDF) . Тол. 23-24. Icomos . стр. 41-46.
- Димитровая, Нора. «Надписи и иконография в памятниках фракийского гонщика». Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах 71, нет. 2 (2002): 209-29. Доступ 26 июня 2020 года. Www.jstor.org/stable/3182007.
- Гарашанин, Милутин В. (1976). «О проблеме старого балканского всадника» [о проблеме старого балканского всадника]. Годовой балканский центр запросов (на сербо-хорватском). 13 Академия наук и искусства Боснии и Герцеговины: 273–283.
- Грбич Драгана (2013). «Фракийский герой на новой интерпретации надписи от Дианы» . Balcanica (44): 7–20. doi : 10.2298/balc1344007g . HDL : 21.15107/rcub_dais_4353 .
- Hoddinott, RF (1963). Ранние византийские церкви в Македонии и Южной Сербии . Palgrave Macmillan, 1963. С. 58–62.
- Ирина Немети, Сорин Немети, герои, уравновесины в похоронной иконографии Dacia porolissensis. Модели и семинары. В: Dacia lviii, 2014, с. 241-255, http://www.daciajournal.ro/pdf/dacia_2014/art_10_nemeti_nemeti.pdf
- Орешко, Ростислав (2020). «Царь Анатолии: Хартапус, Гордис, Мушка и Степи Странд в ранней фригианской культуре» (PDF) . Кадмос . 59 (1/2). Де Грюйтер: 77–128. doi : 10.1515/kadmos-2020-0005 . S2CID 235451836 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ботева, Диляна (2000). «О" секретах "фракийской кавалер» . Диалоги древней истории . 26 (1): 109–118. Doi : 10.3406/dha.2000.2414 .
- Фол, Валерия. «Героический культ в литературных изображениях Фракии-Грика или реальных изображениях рыцаря-героя Фракия». В: Древние Фракии: Миф и Реальность: Труды Тринадцатого Международного конгресса фракологии, 3 - 7 сентября 2017 года . Том 2. София: издательство Св. Клиента Оридски, 2022. С. 94–98. ISBN 978-954-07-5624-0 .
- Киров, Славтчо. " Sur la Datation du Culte du Cavalier Thrace " [на свидании культуры фракийского всадника]. В: Studia Academica šmenensia 7 (2020): 172-186.
- Макинтош, Майори Кэрол (1992). Божественный всадник в искусстве западной Римской империи . Докторская диссертация. Открытый университет. С. 132–159.
- Об эпиграфии фракийского всадника
- Ботева, Дилиана. « Дальнейшие соображения по поводу облегченных рельефов фракийского всадника ». В: Moesica et Christiana. Исследования в честь профессора Александру Барнеи . HRSG. v. Adriana Panaite, Romeo Carjan. Brăila: Istros, 2016. С. 309–320. ISBN 978-606-654-181-7
- Боттес, Валентин; Тополеан, Флорин. « Новое облегчение фракийского всадника из Халмириса ». В: Peuce (New Series) - Исследования и исследования истории и археологии n.
- Димитровая, Нора; Клинтон, Кевин. «Глава 2. Новый месяц обету Биллингального обету и« Фракийский гонщик ». В: Исследования в области греческой эпиграфии и истории в честь Стефена В. Трейси [линьо]. SOSCAC: Ononius Subjects, 2010 (Géné reté 29 Juio21). Доступно Surre Internet: < http://hooks.ooksittetion.org/ausonius/2108 >. ISBN 9782356132819 . Doi: https://doi.org/10.4000/books.ausonius.2108 .
- Гочева, Златозара; Opperman, Manfred (2015) [1981]. Тело культуры фракийского (CCET) (на немецком языке). Тол. 2: Отчеты между Дунаем и Гемумом обнаружены. Лейден, Нидерланды: Брилл. Doi : 10.1163 / 9789004296442 . ISBN 978-90-04-29644-2 .
- Грбич, Драгана (2013). «Фракийский герой на Дуная: новая интерпретация надписи от Дианы» . Balcanica (xliv): 7–20. doi : 10.2298/balc1344007g . HDL : 21.15107/rcub_dais_4353 .
- Крикин, SM «общий барельеф фракийского всадника из музея Полтавы». В: Древние цивилизации от Скифии до Сибири 2, 3 (1996): 283-288. doi: https://doi.org/10.1163/157005795x00164
- Proeva, Nade. «Представления« Фракия кавалера »на похоронных памятниках в высокой Македонии». В: Древние Фракии: Миф и Реальность: Труды Тринадцатого Международного конгресса фракологии, 3 - 7 сентября 2017 года . Том 2. София: издательство Св. Клиента Оридски, 2022. С. 271–281. ISBN 978-954-07-5624-0 .
- Szabó, Csaba. « Помимо иконографии. Примечания о культе фракийского гонщика в Апуламе ». В: Studia Universitatis Babes -Bolyai - Historia n. 1, 61/2016, с. 62–73.
- Топоров В. (1990). Индоевропан-это перспектива » ОРФЕЙ. Исследования 18 : 46–63.
На «данубианских всадниках» или «Данубианских гонщиках» :
- Бонк, Дорель. « Представление данубианских всадников из Ciupercenii Vechi, округ Долдж ». В: Dacie et L`Empire Romain. Mélanges d´épigraphie et d´rchéology предлагает à constantin C. petolescu . Ред. М. Попеску, И. Ачим, Ф. Матеи-Попеску. Бухарест: 2018, с. 229–257.
- Гочева, Златозара. « Еще раз на« Богине Разград »и самой старой из« данубийских всадников »[снова на« Богине из Разграда »и самых древних« всадниках Дунай »]. В: Фрация 19 (2011): 149-157.
- Хадиджи, Мария Васина. «Cultour Danubent: Origini Denumige (i)» [Он поклоняется данубианскому эрдигене: Orenion and Designaton (i). В: Пулум № 1, 43/2006, стр. 253–267.
- Кремер, Габриель. « Некоторые замечания о Domnus/Domna и« данубианских гонщиках » Dana (Hrsg.). 2019. С. 275–290. . Beu-Dachin; I. nemeti; D. . В: s. Nemeti; e
- Немети, Сорин; Кристеан, Стефана. « Новые рельефы доски от Pojejena (графство Караин-Северин) с изображением данубианских гонщиков ». В: Зиридава. Студия археологии n. С. 277-286.
- Строкова, Людмила; Vitalii Zubar и Mikhail Yu Treister. «Две ведущие таблички с изображением данубианского всадника из коллекции Национального музея истории Украины». В: Древние цивилизации от Скифии до Сибири 10, 1-2 (2004): 67-76. doi: https://doi.org/10.1163/1570057041963949
- Сабот, рано. Домна и Домнус. Вносит вклад в эту историю религии . Венгерская учебная полиция 25, Верлаг, ISBN 978-3-85161-179-3 .
- Тюдор, Д. Памятники тела религиозной лошади Danuvinorum (CMRD) . Том 1: памятники. Лейден, Нидерланды: Брилл. 24 августа 2015 [1969]. Doi: https://doi.org/10.1163/9789004294745
- Тюдор, Д. Памятники тела религиозной лошади Danuvinorum (CMRD) . Том 2: Анализ и интерпретация памятников; Лейден, Нидерланды Брилл, 24 августа. 2015 [1976]. Doi: https://doi.org/10.1163/9789004294752
- 3 -й век до н.э. в искусстве
- Эллинистическое искусство
- Греческая война божества
- Лошади в искусстве
- Фракийская религия
- Сербия в римскую эпоху
- Болгария в римскую эпоху
- Дация
- Рельефы
- Иконография
- Сверхъестественные существа, отождествленные с христианскими святыми
- Кастор и Поллукс
- Святой Джордж (мученик)