Jump to content

Maria Sibylla Merian

(Перенаправлено с Анны Марии Сибиллы Мериан )

Maria Sibylla Merian
Нарисованный портрет Марии Сибиллы Мериан.
Рожденный ( 1647-04-02 ) 2 апреля 1647 г.
Вольный имперский город Франкфурт , Священная Римская империя
Умер 13 января 1717 г. ( 1717-01-13 ) (69 лет)
Занятия
Известный
Супруг
Иоганн Андреас Графф
( м. 1665)
Дети
Родители

Maria Sibylla Merian (2 April 1647 – 13 January 1717) [ 1 ] был немецким энтомологом , натуралистом и научным иллюстратором . Она была одним из первых европейских натуралистов, непосредственно документировавших наблюдения за насекомыми. Мериан был потомком франкфуртской ветви швейцарской семьи Мериан .

Художественное образование Мериан получила у своего отчима, Якоба Марреля , ученика натюрморта художника- Георга Флегеля . Мериан опубликовала свою первую книгу с природными иллюстрациями в 1675 году. Она начала коллекционировать насекомых еще подростком. В 13 лет она выращивала тутовых шелкопрядов . В 1679 году Мериан опубликовал первый том двухтомной серии о гусеницах ; второй том последовал в 1683 году. Каждый том содержал 50 пластин, которые она гравировала и гравировала. Мериан задокументировал данные о процессе метаморфоза и растениях-хозяевах 186 европейских видов насекомых. Наряду с иллюстрациями Мериан включила описания их жизненных циклов.

В 1699 году Мериан отправился в Голландскую Гвиану, чтобы изучить и записать тропических насекомых, обитающих в этом регионе. В 1705 году она опубликовала Metamorphosis Insectorum Surinamensium . Мериан «Метаморфоза» Считается, что оказала влияние на ряд иллюстраторов-натуралистов. Благодаря ее тщательным наблюдениям и документированию метаморфозы бабочки , Дэвид считает Мериан Аттенборо одним из наиболее значительных авторов в области энтомологии . [ 2 ] Благодаря своим исследованиям она открыла много новых фактов о жизни насекомых. [ 3 ] До ее тщательной и детальной работы считалось, что насекомые «рождаются из грязи» путем самопроизвольного зарождения . Ее новаторские исследования по иллюстрации и описанию различных стадий развития, от яйца до личинки, куколки и, наконец, до взрослой особи, развеяли представление о спонтанном зарождении и установили идею о том, что насекомые проходят отдельные и предсказуемые жизненные циклы . [ 4 ]

Жизнь и карьера

[ редактировать ]
Ее отец, Маттеус Мериан, был гравером и руководил издательством. Он был членом патрицианской семьи Базель Мериан .

Отец Марии Сибиллы Мериан, швейцарский гравер и издатель Маттеус Мериан Старший, женился на ее матери, своей второй жене, Йоханне Сибилле Хейн, в 1646 году. Мария родилась в следующем году, что сделало ее девятым ребенком. Ее отец умер в 1650 году, а в 1651 году мать снова вышла замуж за Якоба Марреля , художника цветов и натюрмортов . Маррел поощрял Мериан рисовать и раскрашивать. его ученик Авраам Миньон Хотя он жил в основном в Голландии, ее обучал . В 13 лет она нарисовала свои первые изображения насекомых и растений по пойманным ею экземплярам. [ 5 ] Вначале у нее был доступ ко многим книгам по естествознанию . [ 6 ] О своей юности Мериан в предисловии к Metamorphosis Insectorum Surinamensium писала: [ 7 ]

Я проводил время, исследуя насекомых. Вначале я занимался шелководством в моем родном городе Франкфурте. Я понял, что другие гусеницы производят красивых бабочек или мотыльков, и что шелкопряды делают то же самое. Это побудило меня собрать всех гусениц , которых я смог найти, чтобы посмотреть, как они изменились.

В мае 1665 года Мериан вышла замуж за ученика Марреля, Иоганна Андреаса Граффа из Нюрнберга ; его отец был поэтом и директором местной средней школы, одной из ведущих школ Германии семнадцатого века. В январе 1668 года у нее родился первый ребенок, Йоханна Хелена , и в 1670 году семья переехала в Нюрнберг, родной город ее мужа. Живя там, Мериан продолжала рисовать, работать на пергаменте и льне, а также создавать узоры для вышивки . Она также давала уроки рисования незамужним дочерям из богатых семей (ее « Юнгфернкомпани », т.е. девственная группа), что помогало ее семье финансово и повышало ее социальное положение. Это предоставило ей доступ к лучшим садам, поддерживаемым богатыми и элитными людьми, где она могла продолжать собирать и документировать насекомых. [ 6 ] В 1675 году Мериан был включен в состав Иоахима фон Зандрарта Немецкой академии . Помимо рисования цветов, она делала гравюры на меди . После посещения школы Сандрарта она опубликовала книги с цветочными узорами. [ 8 ] В 1678 году она родила вторую дочь Доротею Марию . [ 9 ]

Другие женщины-художники-натюрморты, такие как современница Мериан Маргарета де Хир , включали насекомых в свои цветочные картины, но не разводили и не изучали их. [ 10 ] :  155 В 1679 году она опубликовала свою первую работу о насекомых, первую из двухтомной иллюстрированной книги, посвященной метаморфозе насекомых . [ 5 ]

В 1678 году семья переехала во Франкфурт-на-Майне , но ее брак оказался несчастливым. [ 5 ] Она переехала к матери после смерти отчима в 1681 году. В 1683 году она поехала в Готторп и была привлечена к общине лабадистов в Гольштейне . В 1685 году Мериан отправилась с матерью, мужем и детьми во Фрисландию , где с 1677 года жил ее сводный брат Каспар Мериан.

Фрисландия

[ редактировать ]
Ее брат Каспар Мериан

С 1685 года Мериан, ее дочери и мать жили в общине лабадистов, которая обосновалась на территории величественного дома – замка Вальт(а)а – в Виуверде во Фрисландии. Они пробыли там три года, и Мериан нашла время для изучения естествознания и латыни, языка, на котором в то время писались научные книги. [ 8 ] На болотах Фрисландии она наблюдала за рождением и развитием лягушек и собирала их, чтобы препарировать. [ 10 ] :  163 Мериан оставался в общине до 1691 года. [ 8 ]

В Вьюверде лабадисты занимались книгопечатанием и многими другими занятиями, в том числе сельским хозяйством и мукомольным производством. [ 11 ] На пике своего развития религиозная община насчитывала около 600 человек, и многие другие приверженцы находились за пределами страны. Посетители приезжали из Англии, Италии, Польши и других стран, но не все одобряли строгую дисциплину, религиозный сепаратизм и общественную собственность . Мужу Мериан лабадисты отказали, но он дважды возвращался. [ 12 ]

Амстердам

[ редактировать ]
Черно-белое издание «Метаморфозы» 1730 года — после ее смерти книга переиздавалась в 1719, 1726 и 1730 годах.
Профессиональный портрет Марии Сибиллы Мериан (ок. 1700, медная пластина Якобуса Губракена с портрета Георга Гселля ). Ее статус ученого подчеркивает стопка книг рядом с ней. Глобус и гравюры привлекают внимание к ее достижениям. Пара резцов с гравировкой и эмблема ее отца подчеркивают ее происхождение. [ 13 ]

В 1690 году умерла мать Мериан. Год спустя она переехала с дочерьми в Амстердам. В 1692 году муж развелся с ней. В том же году в Амстердаме ее дочь Йоханна вышла замуж за Якоба Хендрика Херольта, успешного купца в суринамской торговле, родом из Бахараха . художница-цветочница Рэйчел Рюйш . Ученицей Мериан стала [ 4 ] Мериан зарабатывала на жизнь продажей своих картин. [ 8 ] Она и ее дочь Джоанна продали картины с цветами коллекционеру произведений искусства Агнес Блок . К 1698 году Мериан жила в хорошо обставленном доме на Керкстраат. [ 10 ] :  166

В 1699 году город Амстердам предоставил Мериан разрешение поехать в Суринам в Южной Америке вместе с ее младшей дочерью Доротеей Марией . 10 июля пятидесятидвухлетняя Мериан и ее дочь отправились в плавание. Целью миссии было провести пять лет, иллюстрируя новые виды насекомых. [ 5 ] Чтобы профинансировать миссию, Мария Сибилла продала 255 собственных картин. [ 14 ] Позже она напишет:

В Голландию с большим удивлением приехали какие красивые животные из Ост- и Вест-Индии . Мне посчастливилось осмотреть как дорогую коллекцию доктора Николаеса Витсена , мэра Амстердама и директора Ост-Индского общества, так и г-на Йонаса Витсена, секретаря Амстердама. Более того, я также видел коллекции г-на Фредерикуса Рюйша , доктора медицины и профессора анатомии и ботаники, г-на Ливинуса Винсента и многих других людей. В этих коллекциях я нашел бесчисленное множество других насекомых, но обнаружил, что их происхождение и размножение неизвестны, возникает вопрос, как они трансформируются, начиная с гусениц, куколок и так далее. Все это в то же время побудило меня совершить долгожданное путешествие в Суринам. [ 7 ]

Суринам и возвращение в Нидерланды

[ редактировать ]

Мериан прибыла 18 или 19 сентября в Суринам и встретилась с губернатором Паулюсом ван дер Вином . Она проработала два года, [ 15 ] путешествуя по колонии и рисуя местных животных и растения. Она записала местные местные названия растений и описала их местное использование. [ 5 ]

В отличие от других голландских натуралистов, Мериан не работала в коммерческом предприятии или корпорации. В предисловии к ее книге о Суринаме не упоминаются никакие покровители или спонсоры ее поездки. [ 16 ] Некоторые полагают, что ее путешествие могло быть профинансировано директорами голландской Вест-Индской компании . [ 17 ] : 211  В своей последующей публикации об экспедиции Мериан раскритиковала действия колониальных торговцев, заявив, что «у людей нет желания расследовать что-либо подобное; они даже высмеивали меня за то, что я искал в стране что-то, кроме сахара». Мериан также осудила обращение купцов с рабами. Порабощенный человек был вынужден помогать Мериан в ее исследованиях, и труд этого человека позволил ей взаимодействовать с американскими индейцами и африканскими рабами в колонии, которые помогали ей в исследовании растений и животных Суринама. Мериан также интересовалась сельским хозяйством и сожалела о сопротивлении колониальных торговцев выращивать или экспортировать что-либо, кроме сахара. Позже она продемонстрировала овощи и фрукты, которые можно найти в Суринаме, включая ананас. [ 17 ] : 212–213 

В июне 1701 года болезнь, возможно, малярия , вынудила ее вернуться в Голландскую республику . [ 5 ] Вернувшись в Нидерланды, Мериан открыла магазин. Она продавала собранные ею образцы и свои гравюры, изображающие растительный и животный мир Суринама. В 1705 году она опубликовала книгу Metamorphosis Insectorum Surinamensium о насекомых Суринама. [ 3 ]

В 1715 году у Мериан случился инсульт. Несмотря на то, что она была частично парализована, она продолжала свою работу. [ 4 ] Она умерла в Амстердаме 13 января 1717 года и была похоронена через четыре дня в Лейдсе керкхофе. [ 18 ] Хотя иногда ее описывают как умирающую в нищете, [ 19 ] ее похороны были похоронами среднего класса с четырнадцатью несущими гроб. [ 20 ] Ее дочь Доротея опубликовала Erucarum Ortus Alimentum et Paradoxa Metamorphosis , сборник работ ее матери, после смерти Мериан.

Ботаническое искусство

[ редактировать ]

Мериан впервые сделала себе имя как художница-ботаник . В 1675 году она начала издавать трехтомную серию, в каждой из которых было двенадцать пластинок с изображением цветов. [ 21 ] : 35  В 1680 году она опубликовала Neues Blumenbuch , объединив серии. [ 22 ] :  142

Рисунки были декоративными и не все были нарисованы на основе наблюдений. Некоторые цветы в трехтомной серии, похоже, основаны на рисунках Николя Роберта и ее отчима Джейкоба Маррела . Мериан включила в цветы насекомых; опять же, она, возможно, не наблюдала их всех сама, и некоторые из них могут быть копиями рисунков Якоба Хофнагеля . [ 21 ] : 35  Отдельные цветы, венки, букеты цветов и букеты в трех томах станут образцами для художников и вышивальщиц. [ 10 ] :  146 В то время вышивание было важной частью образования, которое получали привилегированные молодые женщины в Европе. Копирование работ других художников было важной частью обучения художника в то время. [ 22 ] :  143 Ее композиции напоминают купейный стиль вышивки с завитками, который был распространен в Европе того времени. Бабочки и стрекозы переплетались с растениями, отражая декоративные композиции Хофнагеля. [ 22 ] :  150 Ее последующие книги Раупен также будут использоваться в качестве образцов для картин, рисунков и шитья. [ 22 ] :  158

Мериан также продавала раскрашенные вручную издания серии Blumenbuch. [ 22 ] :  152 В процессе создания своих произведений Мериан использовала пергамент , который она загрунтовала белым слоем. [ 23 ] Из-за цеховой системы женщинам не разрешалось писать маслом . [ 14 ] Вместо этого Мериан рисовала акварелью и гуашью . [ 23 ]

Исследования насекомых и гусениц.

[ редактировать ]
Титульный лист книги «Чудесное превращение гусениц и странная цветочная еда» , первый том, опубликован в 1679 году.
Табличка I Caterpillars , том 1, под названием «Maulbeerbaum samt Frucht». На нем изображены плоды и листья тутового дерева, а также яйца и личинки тутового шелкопряда .
Табличка 5 из книги Caterpillars vol 1, изображающая метаморфозу садовой тигровой бабочки , ее растения-хозяина и ос-паразитов.

Мериан был одним из первых натуралистов, непосредственно наблюдавших за насекомыми. [ 5 ] Мериан собирала и наблюдала за живыми насекомыми и создавала подробные рисунки. В ее время насекомые все еще имели репутацию «зверей дьявола», а процесс метаморфоза был практически неизвестен. Хотя горстка ученых опубликовала эмпирическую информацию о жизненном цикле насекомых, мотыльков и бабочек, широко распространено современное мнение, что они «рождены из грязи» в результате спонтанного зарождения . Мериан документально доказала обратное и описала жизненные циклы 186 видов насекомых. [ 4 ]

Мериан начала собирать насекомых еще подростком и вела учебный журнал. В 13 лет она разводила тутовых шелкопрядов и других насекомых. Ее интерес обратился к мотылькам и бабочкам, которых она собирала и изучала. Живя в Нюрнберге и Франкфурте, Мериан путешествовала по окрестностям в поисках личинок гусениц . Она записывала их пищевые растения, время их метаморфоз и отмечала наблюдаемое ею поведение. [ 21 ] : 36  Для натуралистов не было ничего необычного в иллюстрировании своих собственных исследований, но Мериан была среди первых профессионально подготовленных художников, которые иллюстрировали свои исследования и наблюдения на протяжении всей своей жизни.

Она наблюдала за жизненными циклами насекомых на протяжении десятилетий, делая подробные рисунки на основе живых насекомых в их естественной среде обитания или свежесохраненных экземпляров. Это отличало ее от предыдущих художников-натуралистов, таких как Конрад Геснер . На ее рисунках и гравированных пластинах изображены мотыльки, откладывающие яйца, или гусеницы, питающиеся листьями. Рисуя живых насекомых, Мериан могла точно передать цвета, утраченные в сохранившихся экземплярах . Пластины, которые она в конечном итоге опубликовала, представляют собой сложные композиции, основанные на детальных исследованиях отдельных насекомых, которые она рисовала на пергаменте; многие из них сохранились в ее учебном журнале. Сравнение показывает, что она мало изменилась и сохранила позу и окраску насекомых при размещении их в более крупной композиции своих пластинок. В ходе своих исследований насекомых она также записывала и описывала репродуктивный цикл цветов: от бутона до плода. Будучи опытным художником, Мериан заботилась о точности цвета и в «Метаморфозах» описала растения, из которых можно получить пигменты. Гравюры, которые она создавала или контролировала, мало чем отличаются от ее оригинальных акварелей. Она также раскрасила вручную несколько гравюр. [ 21 ] : 37 

В 1679 году Мериан опубликовал первый том двухтомной серии о гусеницах, второй том — в 1683 году. [ 24 ] Каждый том содержал 50 пластин, выгравированных и выгравированных Мериан, с описанием насекомых, мотыльков, бабочек и их личинок, которых она наблюдала. Книга «Der Raupen wunderbare Verwandlung und sonderbare Blumennahrung – Чудесное превращение гусениц и странная цветочная еда » была очень популярна в определенных слоях высшего общества, поскольку была написана на просторечии, но ее работа в значительной степени игнорировалась учеными того времени. [ 21 ] : 36 

Титульный лист ее Caterpillar 1679 года с гордостью гласил на немецком языке:

«где с помощью совершенно нового изобретения для натуралистов, художников и садовников тщательно исследуются происхождение, питание и развитие гусениц, червей, бабочек, мотыльков, мух и других подобных маленьких животных, включая время, место и характеристики, кратко описано, нарисовано с натуры, выгравировано на меди и опубликовано независимо». [ 21 ] : 39 

Ян Годар до нее описала и изобразила жизненные стадии европейских мотыльков и бабочек, но «изобретением» Мериан было детальное изучение видов, их жизненного цикла и среды обитания. Гедарт задокументировал виды, изобразив одну взрослую особь, куколку и одну личинку. Мериан изобразила физические различия между взрослыми самцами и самками, показала крылья в разных положениях и разную окраску с каждой стороны крыла. Она также задокументировала удлиненный хоботок питающихся насекомых. На первой пластинке ее « Гусеницы 1679 года» подробно описан жизненный цикл шелкопряда . Начиная с правого угла с яиц, заканчивая вылуплением личинки и несколькими линьками растущей личинки. [ 21 ] : 39  Гедарт не включал яйца в свои изображения жизненных стадий европейских мотыльков и бабочек, поскольку считал, что гусеницы возникают из воды. Когда Мериан опубликовала свое исследование насекомых, широко распространено мнение, что насекомые возникают спонтанно. Открытия Мериана были сделаны независимо и поддержаны открытиями Франческо Реди , Марчелло Мальпиги и Яна Сваммердама . [ 21 ] : 40 

Хотя описание жизненного цикла насекомых Мериан было новаторским по своей точности, именно ее наблюдения за взаимодействием организмов сейчас считаются важным вкладом в современную науку об экологии . Изображение насекомых и их растений-хозяев отличает работы Мериан от классических произведений Сваммердама и Фрэнсиса Уиллоби , а также от работ ее соотечественников и современников, таких как Георг Румфиус . [ 21 ] : 40  Мериан был первым, кто показал, что каждая стадия превращения гусеницы в бабочку зависит от небольшого количества растений для ее питания. Она отметила, что в результате яйца были отложены рядом с этими растениями. [ 6 ] В своем описании она прокомментировала факторы окружающей среды, влияющие на рост насекомых. На гусеницах она заметила, что размер их личинок увеличивался с каждым днем, если у них было достаточно еды. «Некоторые достигают своего полного размера за несколько недель; другим может потребоваться до двух месяцев». [ 21 ] : 39 

Среди ее наиболее значительных вкладов в науку — спаривание каждой личинки чешуекрылых, которое она наблюдала, с растением, которым оно питается. Она собирала и хранила гусениц и проводила эксперименты для подтверждения своих наблюдений. Она отметила, что «гусеницы, которые питались только одним цветковым растением, будут питаться только им и вскоре погибнут, если я им его не предоставлю». Она задокументировала, что некоторые гусеницы питались более чем одним растением, но некоторые делали это только в том случае, если были лишены предпочтительного растения-хозяина. [ 21 ] : 41 

Мериан в своих детальных исследованиях сделала еще несколько уникальных наблюдений. Что касается личинок, она записала, что «многие полностью сбрасывали кожу три или четыре раза». Она проиллюстрировала это рисунком, показывающим экзоскелет сарая . [ 21 ] : 39  Она также подробно описала способы формирования коконов личинок , возможное влияние климата на их метаморфоз и численность, их способ передвижения и тот факт, что, когда гусеницы «нет еды, они пожирают друг друга». Такая информация была зафиксирована Мерианом для конкретных видов. [ 21 ] : 41 

Исследования в Суринаме

[ редактировать ]
Табличка, показывающая стадии Cocytius antaeus из Metamorphosis Insectorum Surinamensium.
Цветная гравюра на меди из «Метаморфозы » «Пауки, муравьи и колибри на ветке гуавы » . Паук в левом нижнем углу ест птицу.
Табличка 1 «Метаморфозы» , изображающая ананас и тараканов.

В 1699 году Мериан отправился в голландский Суринам, чтобы изучать и записывать тропических насекомых. [ 21 ] : 36  Работа в Суринаме была необычным занятием, особенно для женщины. В целом только мужчины получали королевское или государственное финансирование для поездок в колонии в поисках новых видов растений и животных, сбора коллекций и работы там или поселения. Научные экспедиции в тот период не были обычным явлением, и Мериан самофинансировалась. [ 25 ] Экспедиция вызвала у многих удивление. Однако ей удалось обнаружить во внутренних районах Суринама целый ряд ранее неизвестных животных и растений. Мериан потратила время на изучение и классификацию своих результатов и описала их очень подробно. Она не только описала найденных ею насекомых, но и рассказала коренным народам об их среде обитания, повадках и использовании . [ 6 ] Ее классификация бабочек и мотыльков актуальна и сегодня. Она использовала индейские имена для обозначения растений, которые стали использоваться в Европе:

Я создал первую классификацию всех насекомых, имеющих куколки, дневных бабочек и ночных бабочек. Вторая классификация — это личинки, черви, мухи и пчелы. Я сохранил местные названия растений, потому что они все еще использовались в Америке как местными жителями, так и индейцами. [ 7 ]

Рисунки Мериан растений, лягушек, [ 26 ] змей, пауков, игуан и тропических жуков до сих пор собирают любители во всем мире. Немецкое слово Vogelspinne — (паук инфраотряда Mygalomorphae ), дословно переводимое как паук-птица , вероятно, происходит от гравюры Мериана. На гравюре, созданной по эскизам, сделанным в Суринаме, изображен большой паук, только что поймавший птицу. В той же гравюре и сопроводительном тексте Мериан был первым европейцем, описавшим как армейских муравьев , так и муравьев-листорезов, а также их влияние на другие организмы. [ 27 ] Изображения тропических муравьев Мериан впоследствии цитировались и копировались другими художниками. Ее изображения борьбы между организмами предшествовали теориям Чарльза Дарвина и лорда Теннисона о борьбе за выживание и эволюцию . [ 21 ] : 42 

В 1705 году, через три года после возвращения из экспедиции, она опубликовала Metamorphosis Insectorum Surinamensium . [ 21 ] : 36  «Метаморфозы» впервые были опубликованы за ее счет. [ 21 ] : 43  Мериан вернулась из Суринама с набросками и заметками. По мере того как слухи об этом распространялись среди ученых в Амстердаме, посетители приходили посмотреть на ее картины с изображением экзотических насекомых и растений. Она отметила: «Теперь, когда я вернулась в Голландию и несколько любителей природы увидели мои рисунки, они настойчиво настаивали на том, чтобы я их напечатала. Они придерживались мнения, что это была первая и самая необычная работа, когда-либо написанная в Америке». С помощью своих дочерей Джоанны и Доротеи Мериан собрала серию тарелок. На этот раз она не делала печатные формы сама, а наняла трех гравировщиков для гравировки. Она внимательно следила за работой. Чтобы оплатить эту работу, она разместила объявление о привлечении подписчиков, которые были готовы дать ей деньги заранее за раскрашенное вручную роскошное издание «Метаморфозы » . Двенадцать подписчиков заранее заплатили за дорогое, расписанное вручную издание, а также было опубликовано менее дорогое черно-белое печатное издание. [ 28 ] : 71  После ее смерти книга переиздавалась в 1719, 1726 и 1730 годах, обретя большую аудиторию. [ 21 ] : 43  Он был опубликован на немецком, голландском, латинском и французском языках. [ 21 ] : 48  Мериан подумывала опубликовать книгу на английском языке, чтобы подарить ее королеве Англии. Она размышляла: «Разумно, чтобы женщина сделала такой подарок человеку своего пола». Но из плана ничего не вышло. [ 28 ] : 76 

Метаморфозу и тропических муравьев, зарегистрированных Мерианом, цитировали ученые Рене Антуан , Август Иоганн Рёзель фон Розенхоф , Марк Кейтсби и Джордж Эдвардс . Мериан оказала влияние на ряд иллюстраторов-натуралистов. «Метаморфоза» Считается, что [ 21 ] : 44, 45, 46 и 47 Мериан также задокументировал использование растений и животных в медицинских целях жителями Суринама. Она задокументировала, среди прочего, что сок пальмы втирали в зудящую кожу головы для лечения глистных инфекций. [ 28 ] : 76  Мериан также интересовалась сельским хозяйством, и среди местных фруктов, которые она демонстрировала, был ананас . [ 17 ] : 212–213  Описывая ананас, Мериан цитировал несколько стандартных работ по естествознанию, в которых впервые был задокументирован этот фрукт, таких как Historia Naturalis Brasilae Виллема Писо и Георга Маргграфа , Hortus Malabaricus Хендрика ван Рида и Medici Amstelodamensis Каспара Коммелина . Хотя ананас уже рисовался раньше, рисунок Мериан стал самым заметным. [ 17 ] : 217  Она предоставила информацию о том, как бабочки и тараканы повлияли на посевы и сельское хозяйство в колонии. [ 17 ] : 218  Документируя ботанику Суринама, Мериан продолжал фиксировать метаморфозы насекомых. Насекомые Суринама были показаны на протяжении всего их жизненного цикла и на растении-хозяине. [ 17 ] : 216 

Значительное количество картин Мериан, сочетающих растение, гусеницу и бабочку, носят чисто декоративный характер и не пытаются описать жизненный цикл. Например, рябчик Персидского залива показан с ванилью, орхидеей из Америки, которая определенно не является растением-хозяином, и с гусеницей некоторых других видов. Эта проблема повторяется во многих ее иллюстрациях. [ 29 ] Попытка идентифицировать насекомых и растения в недавнем факсимильном издании ее книги о Суринаме позволила определить ряд видов, хотя Мериан обычно неправильно понимает пищевые растения, делает многочисленные ошибки при изображении морфологии и обычно объединяет неправильные виды гусеница со своим имаго . [ 30 ] Ее рисунки являются частью научных исследований европейцев. Ранняя систематика тропических растений основывалась на изображениях или образцах. После ее возвращения в Амстердам сделанные ею изображения были использованы Карлом Линнеем и другими для идентификации около ста новых видов. [ 21 ] : 38  В то время не существовало стандартизированной научной терминологии для названий растений и животных, поэтому Мериан использовала обычные повседневные европейские слова для описания животных Суринама, таких как тутовый шелкопряд или оса. Поэтому она называла бабочек «летними птицами». Линней использовал рисунки Мериан для описания 56 животных и 39 растений Суринама, включая тарантула, в 1735 и 1753 годах. Ссылаясь на свои исследования, Линней сократила ее имя до Мер.сурин. для животных из Суринама и Mer.eur. для европейских насекомых. [ 28 ] : 86 

Мериан была первой европейкой, самостоятельно отправившейся в научную экспедицию в Южную Америку. В 19 веке Ида Пфайффер , Алексин Тинн , Флоренс Бейкер , Мэри Френч Шелдон , Мэри Генриетта Кингсли и Марианна Норт пошли по ее стопам и исследовали природный мир Африки . Маргарет Фаунтейн изучала бабочек на пяти континентах. [ 31 ] Научная экспедиция Мериан в Суринам опередила знаменитую экспедицию Александра фон Гумбольдта в Южную Америку на 100 лет, а экспедицию принцессы Терезы Баварской - на 200 лет. [ 32 ] Публикация Мериан о ее экспедиции позже была признана ключевым представителем иллюстрированных географических публикаций, созданных в Голландии в конце 17 века, которые рекламировали экзотический, но доступный Новый Свет для европейцев. [ 22 ] :  167

Научная практика в Амстердаме

[ редактировать ]
Основная работа Мериан «Метаморфозы суринамских насекомых » [ de ]

Когда Мериан переехала в Амстердам в 1691 году, она познакомилась с несколькими натуралистами. [ 21 ] : 36  Амстердам был центром Золотого века Голландии и связующим звеном науки, искусства и торговли. [ 33 ] : 9  При обустройстве Мериан нашла поддержку у художника Мишеля ван Мюшера , жившего неподалеку. [ 10 ] :  166 Она взяла учеников, одной из которых была Рэйчел Рюйш , дочь анатома и врача Фредерика Рюйша . [ 10 ] :  312 Мериан стала важной фигурой среди ботаников, ученых и коллекционеров Амстердама. [ 10 ] :  141 Ее книги о гусеницах были замечены в научном сообществе Англии. Она продолжала разводить гусениц дома и отправилась в сельскую местность, окружающую Амстердам, чтобы изучать муравьев. [ 10 ] Среди ее друзей были директор Амстердамского ботанического сада Каспар Коммелин , мэр Амстердама и президент Голландской Ост-Индской компании Николаес Витсен , профессор медицины Фредерикус Рюйш , купец и коллекционер Левинус Винсент . [ 17 ] : 208 

Торговые суда привезли ранее невиданные ракушки, растения и консервированные животные. [ 33 ] : 9  Но Мериан не интересовалась сохранением, коллекционированием или изучением образцов. Когда она получила образец от лондонского аптекаря Джеймса Петивера , она написала ему, что ее интересуют «формирование, размножение и метаморфоза существ, то, как одно возникает из другого, а также природа их диеты». [ 21 ] : 38  Тем не менее, Мериан согласилась на работу по контракту. Она помогала иллюстрировать книгу «Амбойский кабинет редкостей», написанную Георгом Эберхардом Румпфом . Румпф был натуралистом и в ходе своей работы в Голландской Ост-Индской компании собирал индонезийские ракушки, камни, окаменелости и морских животных. Мериан и, возможно, ее дочь Доротея помогли составить иллюстрации к образцам для книги, поскольку Румпф ослеп от глаукомы, и продолжали работу над книгой с помощниками до 1690 года. Она была опубликована в 1705 году. [ 28 ] : 77 

Экзотические экземпляры, выставленные в Амстердаме, возможно, вдохновили ее на поездку в Суринам, но лишь ненадолго прервали ее изучение европейских насекомых. Мериан продолжила свою коллекционную и наблюдательную деятельность, добавляя таблички в свои книги «Гусеницы» и обновляя существующие. Она переиздала два тома на голландском языке в 1713 и 1714 годах под названием Der Rupsen . [ 21 ] : 36  Она расширила свои исследования на мух и переписала предисловие к своим книгам, чтобы искоренить любое упоминание о самозарождении. Она объяснила, что мухи появляются из куколки гусеницы, и предположила, что таким образом мухи могут рождаться из экскрементов. [ 33 ] : 222  50 листов и описаний европейских насекомых, которые, судя по всему, предназначались для третьего тома, были опубликованы после ее смерти ее дочерьми, которые объединили их с изданиями 1713 года в один большой том. ряд изданий «Метаморфозы» Ее семья также опубликовала посмертно , к которым было добавлено 12 дополнительных пластин. Все, кроме двух, судя по всему, были работой Мериан. [ 21 ] : 36 

В 1711 году приезжий ученый описал Мериан как энергичную, трудолюбивую и вежливую. Ее дом был полон рисунков, насекомых, растений, фруктов, а на стенах висели ее суринамские акварели. [ 28 ] : 79  Незадолго до смерти Мериан ее работы увидел в Амстердаме Петр Великий . После ее смерти в 1717 году он приобрел значительное количество ее картин. [ 34 ] которые по сей день хранятся в академических коллекциях Санкт-Петербурга . [ 35 ]

Посмертные заблуждения

[ редактировать ]

Некоторые ученые проследили ошибки, которые ошибочно приписывались Мериан после ее смерти. [ 36 ] [ 37 ] Один из примеров связан с тем, кто раскрасил пластины первого издания ее книги о Суринаме. Некоторые первые издания включали пластины, нарисованные Мериан, а другие - бесцветные. Позже люди раскрасили черно-белые пластины, не следуя цветовой палитре, использованной Мериан, что похоже на концепцию книжек-раскрасок, и некоторые подозревают, что эти более поздние цвета попали во второе издание. [ 38 ] В другом примере типограф Суринамского издания 1730 года добавил пластины с вымышленными изображениями жизненных циклов гусениц, которые Мериан изначально не включила в книгу и использовала для различных, ненаучных целей. Позже критики назвали эти пластины доказательством дискредитации Мериан. [ 39 ]

Табличка 8 « Гусеницы» , первый том. Изображение одуванчика Taraxacum и Dicallomera fascelina , темной кочкиной моли. Голландское общее название мотылька Meriansborstel названо в честь Мериан.

Спустя долгое время после ее смерти в ее честь были названы ряд таксонов и два рода . В ее честь были названы три бабочки: в 1905 году это форма бабочки с расщепленными полосами -совы Opsiphanes cassina merianae ; в 1967 г. — подвид обыкновенной бабочки-почтальона Heliconius melpomene meriana ; [ 40 ] а в 2018 году — редкая бабочка Catasticta sibyllae из Панамы. [ 41 ] [ 42 ]

Кубинский сфинкс получил название Erinnies merianae . Насекомое Tessaratomidae получило название Plisthenes merianae . Род богомолов получил название Сибилла . [ 28 ] : 88  Также орхидейная пчела Eulaema meriana .

Паук-птицеед Avularia merianae был назван в ее честь, отсылая к ее исследованиям пауков. В 2017 году в ее честь был назван паук Metellina merianae . Аргентинскую ящерицу тегу назвали Salvator merianae . Жабу назвали Rhinella merianae . Улитку назвали Coquandiella meriana . Мадагаскарская популяция африканского чата получила название Saxicola torquatus sibilla . [ 28 ] : 88 

Род цветковых растений получил название Мериания . Ирисообразному растению дали название Watsonia meriana . [ 28 ] : 88 

Современная оценка

[ редактировать ]

Мериан считается святой у «Божьих садовников», вымышленной религиозной секты, которая находится в центре внимания романа Маргарет Этвуд 2009 года «Год потопа» . [ 43 ] [ 44 ]

В последней четверти двадцатого века работы Мериан были переоценены, подтверждены и переизданы. [ 45 ] Ее портрет был напечатан на банкноте в 500 немецких марок до того, как Германия перешла на евро. Ее портрет также появился на марке номиналом 0,40 немецкой марки, выпущенной 17 сентября 1987 года, и в ее честь названы многие школы. В конце 1980-х годов архив лейбла Polydor выпустил серию новых записей фортепианных произведений Вольфганга Амадея Моцарта, исполненных на старинных инструментах, с цветочными иллюстрациями Мериан. она была удостоена дудла Google в честь своего 366-летия со дня рождения. 2 апреля 2013 года [ 46 ]

Возобновление научного и художественного интереса к ее работам было частично вызвано рядом ученых, которые исследовали коллекции ее работ, например, коллекцию в замке Розенборг в Копенгагене. [ 47 ] было спущено на воду современное исследовательское судно под названием RV Maria S. Merian В 2005 году в Варнемюнде , Германия, . В 2016 году книга Мериан Metamorphosis Insectorum Surinamensium была переиздана с обновленными научными описаниями, а в июне 2017 года в ее честь в Амстердаме был проведен симпозиум. [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] В марте 2017 года в библиотеке и музее Ллойда в Цинциннати , штат Огайо , прошла выставка «Off the Page», на которой многие иллюстрации Мериан представлены в виде трехмерных скульптур с сохранившимися насекомыми, растениями и образцами таксидермии. [ 51 ] [ 52 ]

Аргентинский черно-белый тегу ( Salvator merianae ), вид крупной ящерицы, был назван в честь Мериан после его открытия и классификации. [ 53 ]

В 2024 году Рейксмузеум приобрел одно из 67 известных сохранившихся первых изданий Metamorphosis Insectorum Surinamensium . [ 54 ]

Сегодня, хотя слава Мериан в глазах художественного и научного сообщества возобновилась, некоторые из ее работ теперь приписываются ее дочерям Джоанне и Доротее ; Сэм Сигал заново атрибуировал 30 из 91 фолианта Британского музея . [ 55 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Блюменбух. Том 1. 1675 г.
  • Блюменбух. Том 2. 1677 г.
  • Новая цветочная книга. Том 3. 1680 г.
  • Чудесное превращение гусениц и странная цветочная еда. Том 1, 1679 г.
  • Чудесное превращение гусениц и странная цветочная еда. Том 2, 1683 г.
  • Метаморфозы суринамских насекомых. 1705 г.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Роджерс, Кара. «Мария Сибилла Мериан» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 23 июня 2018 года . Проверено 31 марта 2018 г.
  2. Фильм «Природные диковинки», BBC.
  3. ^ Jump up to: а б Кристенсен, Нильс П. (1999). «Историческое введение». Кристенсен, Нильс П. (ред.). Чешуекрылые, мотыльки и бабочки: эволюция, систематика и биогеография . Том 4, часть 35 «Справочника по зоологии: естественная история племен животного мира». Членистоногие: Насекомые. Вальтер де Грюйтер. п. 1. ISBN  978-3-11-015704-8 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Лука Стефано Кристини (2014). Цветы, бабочки, насекомые, гусеницы и змеи...: Из великолепных гравюр Сибиллы Мериан и Мозеса Харисса . Издательство Солдатшоп. п. 8. ISBN  9788896519752 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Сваби, Рэйчел (2015). Упрямый: 52 женщины, которые изменили науку и мир . Нью-Йорк: Бродвейские книги. стр. 47–50. ISBN  9780553446791 .
  6. ^ Jump up to: а б с д Тодд, Ким (июнь 2011 г.). «Мария Сибилла Мериан (1647-1717): ранний исследователь паразитоидов и фенотипической пластичности». Обзоры наземных членистоногих . 4 (2): 131–144. дои : 10.1163/187498311X567794 .
  7. ^ Jump up to: а б с Предисловие к книге Metamorphosis Insectorum Surinamensium.
  8. ^ Jump up to: а б с д Сюзанна Ле-Мэй Шеффилд (2004). Женщины и наука: социальное воздействие и взаимодействие . АВС-КЛИО. п. 24. ISBN  9781851094608 .
  9. ^ Вульф, Андреа (январь 2016 г.). «Женщина, которая сделала науку красивой» . Атлантика . Архивировано из оригинала 23 августа 2019 года . Проверено 19 января 2016 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Натали Земон Дэвис (1995). Женщины на обочине: три жизни семнадцатого века . Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780674955202 .
  11. ^ «Эскиз поместья Валты или Тетинги, нарисованный Иоганном Андреасом Граффом, супругом Марии Сибиллы Мериан | Каскад садового исторического общества» . 26 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2019 г. . Проверено 26 февраля 2016 г.
  12. ^ Вольфганг Клётцер (ред.): Биография Франкфурта. Второй том M–Z. Издательство Waldemar Kramer, Франкфурт-на-Майне, 1996 г., ISBN   3-7829-0459-1
  13. ^ Йоханна Ильмакуннас; Марьятта Рахикайнен; Кирси Вайнио-Корхонен (2017). Первые женщины-профессионалы в Северной Европе, 1650–1850 гг . Тейлор и Фрэнсис. п.п. 93–94. ISBN  9781317146742 .
  14. ^ Jump up to: а б Рейделл, Хайди (апрель 2008 г.). «Исследование метаморфозы» . Америки . 60 (2): 28–35. Архивировано из оригинала 2 апреля 2023 года . Проверено 10 августа 2015 г.
  15. ^ де Брей (2001), с. 48.
  16. ^ Metamorphosis Insectorum Surinamensium , Мария Сибилла Мериан, Lannoo Publishers; Slp издание (8 ноября 2016 г.), стр. 177.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г Даниэла Хаке; Пол Масселуайт (2017). Империя чувств: сенсорные практики колониализма в ранней Америке . БРИЛЛ. ISBN  9789004340640 .
  18. ^ «Мериан, Мария Сибилла (1647–1717)» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2017 года . Проверено 23 декабря 2017 г.
  19. ^ Питерс, FFJM, и Винтаген, Д. (1999). «Мария Сибилла Мериан, натуралист и художник (1647–1717): память по случаю 350-летия [ sic ] со дня ее рождения». Архивировано 19 февраля 2018 года в Wayback Machine . Архивы естествознания, 26 (1), 1–18.
  20. ^ Рейтсма, Элла (2008). Мария Сибилла Мериан и дочери: женщины искусства и науки Лос-Анджелес: Публикации Гетти. п. 234.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Донна Спалдинг Андреоль; Вероник Молинари, ред. (2011). Женщины и наука, 17 век до наших дней: пионеры, активисты и главные герои . Издательство Кембриджских ученых. ISBN  9781443830676 .
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж Дженис Нери (2011). Насекомое и образ: визуализация природы в Европе раннего Нового времени, 1500–1700 гг . Университет Миннесоты Пресс. п. 142 . ISBN  9780816667642 .
  23. ^ Jump up to: а б Копанева, Н.П. (февраль 2010 г.). «Яркие краски Мериана» . Наука из первых рук . 25 (1): 110–123. Архивировано из оригинала 2 апреля 2023 года . Проверено 10 августа 2015 г.
  24. ^ Этеридж, Кей (2020). Расцвет экологии, Книга гусениц Марии Сибиллы Мериан . Брилл.
  25. ^ Мариат, Фернанда; Баратто, Леопольдо К. (12 мая 2023 г.). «Женщины-натуралистки и закономерности подавления женщин-ученых в истории: пример Марии Сибиллы Мериан и ее вклады о полезных растениях» . Журнал этнобиологии и этномедицины . 19 (1): 17. дои : 10.1186/s13002-023-00589-1 . ISSN   1746-4269 . ПМЦ   10182609 . ПМИД   37173737 .
  26. ^ Этеридж, Кей (2010). «Лягушки Марии Сибиллы Мериан» (PDF) . Герпетологическая библиотека . 8 : 20–27. Архивировано из оригинала (PDF) 19 июля 2011 года . Проверено 4 марта 2011 г.
  27. ^ Этеридж, Кей (2011). «Мария Сибилла Мериан и метаморфозы естественной истории» (PDF) . Стараться . 35 (1): 16–22. дои : 10.1016/j.endeavour.2010.10.002 . ПМИД   21126767 . Архивировано из оригинала (PDF) 19 июля 2011 года . Проверено 4 марта 2011 г.
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сара Б. Помрой; Джиярани Катиритамби (2018). Мария Сибилла Мериан: художница, учёная, авантюристка . Публикации Гетти. ISBN  9781947440012 .
  29. ^ Шапиро AM 2008. [Обзор] Chrysalis... Кима Тодда. Журнал Общества лепидоптеристов, том 62 (1), стр. 58–59.
  30. ^ ван Андел, Тинде; и др. (8 ноября 2016 г.). «Приложение. Определение животных и растений на пластинках Мериан». Metamorphosis Insectorum Surinamensium 1705 (PDF) . Издательство Ланну и Королевская библиотека. стр. 190–200. ISBN  9789401433785 . Архивировано (PDF) из оригинала 28 июля 2020 г. Проверено 24 января 2017 г.
  31. ^ Крис Херцфельд (2017). Великие обезьяны: Краткая история . Издательство Йельского университета. п. 239. ИСБН  9780300231656 .
  32. ^ Ирма Хильдебрандт (2010). Великие женщины: портреты пяти веков . Издательство Дидериха. ISBN  9783641039721 .
  33. ^ Jump up to: а б с Ким Тодд (2013). Куколка: Мария Сибилла Мериан и тайны метаморфозы . Хоутон Миффлин Харкорт. п. 9. ISBN  9780547538099 .
  34. ^ Тодд, Ким (2007), стр. 228–229.
  35. ^ Веттенгль, Курт, изд. Мария Сибилла Мериан, 1647–1717: художница и натуралистка . Остфильдерн-Руит: Верлаг Герд Хатье . стр. 34 и 54. ISBN.  3775707514 .
  36. ^ Мариат, Фернанда; Баратто, Леопольдо К. (12 мая 2023 г.). «Женщины-натуралистки и закономерности подавления женщин-ученых в истории: пример Марии Сибиллы Мериан и ее вклады о полезных растениях» . Журнал этнобиологии и этномедицины . 19 (1): 17. дои : 10.1186/s13002-023-00589-1 . ISSN   1746-4269 . ПМЦ   10182609 . ПМИД   37173737 .
  37. ^ Валиант, Шэрон (1993). «Мария Сибилла Мериан: Возрождение легенды восемнадцатого века» . Исследования восемнадцатого века . 26 (3): 467–479. дои : 10.2307/2739414 . ISSN   0013-2586 . JSTOR   2739414 .
  38. ^ Валиант, Шэрон (1993). «Мария Сибилла Мериан: Возрождение легенды восемнадцатого века» . Исследования восемнадцатого века . 26 (3): 467–479. дои : 10.2307/2739414 . ISSN   0013-2586 . JSTOR   2739414 .
  39. ^ Валиант, Шэрон (1993). «Мария Сибилла Мериан: Возрождение легенды восемнадцатого века» . Исследования восемнадцатого века . 26 (3): 467–479. дои : 10.2307/2739414 . ISSN   0013-2586 . JSTOR   2739414 .
  40. ^ 1967 Некоторые ранние работы по бабочкам-геликониинам и их биологии (Lepidoptera, Nymphalidae) Дж. Р. Тёрнер – Зоологический журнал Линнеевского общества 46, стр. 255–266.
  41. ^ НАКАХАРА, СИНИТИ. и др. Открытие редкой и поразительной новой бабочки-пеериды из Панамы. [1] Архивировано 9 декабря 2018 года в Wayback Machine.
  42. ^ Ласкоу, Сара. Редкая и поразительная бабочка названа в честь женщины-новатора-натуралиста [2]. Архивировано 7 декабря 2018 года в Wayback Machine.
  43. ^ «Святые» . Год Потопа . Проверено 7 сентября 2022 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  44. ^ Этвуд, Маргарет (2009), Год потопа , Библиотека аудио/прослушивания Random House, ISBN  978-0-7393-8397-1 , OCLC   290470097 , получено 7 сентября 2022 г.
  45. ^ Эрлангер-Глозер, Лизелотта (март – апрель 1978 г.). «Мария Сибилла Мериан, энтомолог, художница и путешественница 17 века». Дайджест мира насекомых . 3 (2): 12–21.
  46. ^ Лакно, Джеймс. «Мария Сибилла Мериан: научный иллюстратор, удостоенный дудла Google» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 4 апреля 2013 года . Проверено 2 апреля 2013 г.
  47. ^ Йоханна Ильмакуннас; Марьятта Рахикайнен; Кирси Вайнио-Корхонен (2017). Первые женщины-профессионалы в Северной Европе, 1650–1850 гг . Тейлор и Фрэнсис. п. 96. ИСБН  9781317146742 .
  48. ^ Джоанна Кляйн (23 января 2017 г.). «Женщина-новатор науки вновь появляется через 300 лет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 23 июня 2018 года . Проверено 24 января 2017 г.
  49. ^ «Конференция, меняющая природу искусства и науки. Пересечения с Марией Сибиллой Мериан» . www.aanmelder.nl . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 24 января 2017 г.
  50. ^ Мериан, Мария Сибилла (2017). Metamorphosis насекомое Surinamensium 1705 . Издательство Ланну и Королевская библиотека. п. 200. ИСБН  9789401433785 . Архивировано из оригинала 28 января 2017 года . Проверено 24 января 2017 г.
  51. ^ Коулман, Брент (19 марта 2017 г.). «Ковингтон, штат Кентукки, таксидермист оживляет рисунки насекомых немецкого художника в 3-D для библиотеки Ллойда» . ВКПО . Архивировано из оригинала 5 января 2018 года . Проверено 4 января 2018 г.
  52. ^ Вмешательство в природу (4 апреля 2016 г.), Off the Page – Maria Sibylla Merian , заархивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. , получено 4 января 2018 г.
  53. ^ Беоленс, Бо; Уоткинс, Майкл; Грейсон, Майкл (2011). «Тупинамбис мерианский». Словарь эпонимов рептилий. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 175. ISBN 978-1-4214-0135-5.
  54. ^ Рэнкин, Дженнифер (1 сентября 2024 г.). «Как малоизвестная женщина-ученый 17 века изменила наше представление о насекомых» . Наблюдатель . ISSN   0029-7712 . Проверено 1 сентября 2024 г.
  55. ^ «Приписывается Марии Сибилле Мериан в коллекции ее дочери — Доротеи Графф — составленной из произведений матери. Доротея (1867–1745) и Мария» . Джигиди . 2 декабря 2023 г. Проверено 22 февраля 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 90e927437127b578e16e268daacc16b8__1726182060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/b8/90e927437127b578e16e268daacc16b8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maria Sibylla Merian - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)