Рышард Васко
Рышард Васко | |
---|---|
Рожденный | |
Национальность | Польский |
Образование | Национальная киношкола в Лодзи , Польша. |
Известный | Картина , Энкаустика , Картина маслом , Пиксельный художник , Рисунок , Инсталляция , Скульптура , Ассамбляж , Экологическая скульптура , Бриколаж , Лэнд арт , Перформанс , Хеппенинг , Фотография , Цифровая фотография , Фильм , Видеоарт , Видео инсталляция |
Заметная работа | Разрезанный портрет (1971) Четырехмерная фотография (1972) Скульптура времени черной краской (1985 г.) Человек в ночи (Барнетту Ньюману) (1988) Еда для богатых и бедных (1993) 7 путей роз (1995) Детские территории (1996) Малый розарий (1997) Сказки на ночь (2003) Это изображение было удалено по соображениям безопасности. (2005) Телевизионные истории (2006) Ну и что? (2006) |
Движение | Концептуализм , Экспериментальный фильм |
Награды | Рыцарский крест ордена Возрождения Польши (2007 г.) Гран-при на Биеннале польской фотографии в Щецине , Польша (1972). |
Покровитель(и) | Мейстер Экхарт , Владислав Стржеминьский |
Рышард Васко (Waśko) (родился 21 февраля 1947, в Нысе ) — польский художник, работавший в сфере мультимедиа, включая фотографию , кино , видео , инсталляцию , живопись и рисунок . Он также известен как куратор и организатор арт-мероприятий. Он живет и работает в Берлине .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мастерская киноформы (1970-1977)
[ редактировать ]Он родился в городе Ныса . В детстве он посещал уроки живописи, планируя стать художником и желая учиться в Академии художеств в Кракове . Но вместо того, чтобы осуществить свою детскую мечту, он решился и поехал в Лодзь , где с 1970 по 1975 год изучал кинематографию в Киношколе. За это время он стал членом Мастерской киноформы , одной из наиболее важные художественные группы в Польше в 70-е годы. Мастерская представляла собой авангардный коллектив художников, кинематографистов, критиков, поэтов, философов и ученых, работавший с экспериментальным кино и мультимедиа. Позже Рышард Васко стал преподавателем кафедры экспериментальных медиа и фотографии Киношколы в Лодзи.
Первые достижения
[ редактировать ]В 70-е годы он принимал участие в XII биеннале искусства в Сан-Паулу , Documenta 6, Третьем международном фестивале независимого авангардного кино в Лондоне, Сиднейской биеннале , XI Парижской биеннале , V биеннале пространственных форм и других. Он также создал Архив современной мысли (1979), форум для симпозиумов и художественных мероприятий.
Ранние работы
[ редактировать ]Занявшись экспериментальной кино и фотографией, Васко снова начал развивать свои навыки живописи. «Васко открыл себя как художник и научился справляться с повседневной жизнью, имея большее видение мира, чем просто провинциальные обстоятельства жизни». [ 1 ] Он покинул Мастерскую киноформы и стал известен как художник-концептуалист. «После изучения кинорежиссуры в Академии в Лодзи в конце шестидесятых Васко стал одним из ведущих польских концептуалистов, работая пионером в области видео и фотографии. Большая часть этой работы была сосредоточена на плотных математических структурах, включающих последовательности. времени и реальности». [ 1 ] Его творческое творчество следует рассматривать как соединение двух основных областей: фотографии и кино и живописи. «(...) характер творчества Рышарда Васко в целом, как и характер его отдельных произведений, часто определяется межродовыми, интермедийными отношениями. Эти произведения приводят в движение целую сеть интертекстуальных отношений на Иными словами, чтобы постичь произведение, принадлежащее к определенному художественному жанру в его специфике, следует обратиться к его не. - специфические особенности, которые характерно для другого вида искусства». [ 2 ]
Строительство в процессе (1981)
[ редактировать ]«Невозможно (...) отделить его деятельность как художника (как создателя инсталляций, как создателя картин и произведений на бумаге) от других его занятий как куратора, организатора, педагога, писателя, агитатора (. ..)" [ 3 ]
В 1981 году в Лодзи Васко инициировал и организовал «Строительство в процессе» серию выставок , на которой представлены произведения искусства, созданные на месте. «(...) это было важное и фактически решающее событие на польской художественной сцене той эпохи». [ 3 ] Художники, приглашенные к участию в Construction in Process , в свою очередь приглашают еще одну группу участников, придавая проекту динамичный, открытый характер. «Это мероприятие стало символической альтернативой более крупным институциональным художественным мероприятиям, включая влиятельные биеннале, спонсируемые государством и корпорациями, и рыночные художественные ярмарки». [ 1 ] Участвующими художниками были Ричард Серра , Сол Левитт , Брайан О’Доэрти , Деннис Оппенгейм , Лоуренс Вайнер , Ричард Нонас и другие. После первого мероприятия в 1981 году Коллекция «Солидарность» появилась (в которую вошли работы художников, созданные для этого мероприятия). «Васко продолжал организовывать международные мероприятия вплоть до девяностых годов, включая два дополнительных проекта в Лодзи (1990 и 1993 годы), один в Израиле (1995 год), один в Австралии (1997 год) и еще один (...) в маленьком городке Быдгогош на севере центральной Польши (2000 г.)». [ 1 ] В 2006 году, через 25 лет после открытия первой выставки, Васко основал Музей «Строительство в процессе» (также в Лодзи). К сожалению, повреждение водой вынудило его закрыть его (2008 г.) и передать коллекцию Музею искусства в Лодзи.
Ссылка (1983-1993)
[ редактировать ]Художественная карьера за рубежом
[ редактировать ]После того, как в Польше было введено военное положение , Васко решил уехать в Германию (1983). Там он получил стипендию DAAD в Берлине среди других резиденций. В 80-е годы совершенствовался как художник. Помимо многочисленных персональных выставок, Васко принимал участие в нескольких международных выставках, например, в Центре Жоржа Помпиду , Кунстхалле в Гамбурге и Венецианской биеннале (1991, 1999, 2001, 2007). В то же время он много читал лекции в Европе, в том числе в Школе искусств Сен-Мартена , Hochschule der Künste в Берлине и Freie Kunstakademie в Эссене . [ нужна ссылка ] Фонд Поллока-Краснера трижды награждал Рышарда Васко (1988, 1993, 1998 годы).
Международный музей художников
[ редактировать ]Васко поехал в Польшу в 1989 году и основал Международный музей художников в Лодзи. Он превратился во всемирную сеть местных арт-центров, объединяющую художников и интеллектуалов из разных слоев общества, мест и дисциплин. Это было «(...) постоянно действующее альтернативное пространство, демонстрирующее работы художников со всего мира». [ 1 ] Музей организовал и спонсировал более 60 крупных международных мероприятий, выставок, встреч, панелей, концертов, чтений и проектов, посвященных искусству, культуре, границам, сообществу и идентичности. В связи с политическими изменениями в правительстве города здание Международного музея художника на улице Тыльной, 14 было продано частному банку (1998 г.). Художественное сообщество не смогло собрать огромную сумму денег, которую город Лодзь хотел получить за эту собственность. Красивый сад скульптур был разрушен новыми владельцами. Только работа Сола Левитта до сих пор стоит на своем прежнем месте. «Его парадоксальный бренд концептуального гуманизма всегда был направлен на создание лучшего мира и более духовно-ориентированной среды для художников, в которой они могут создавать работы вне маркетинговых ограничений и, таким образом, передавать идеи, которые принесут пользу простым людям». [ 1 ] К сожалению, его идеи так и не были поняты властями.
Взрослею и экспериментирую
[ редактировать ]«На протяжении многих лет строгие, но великолепные работы на бумаге составляли большую часть творчества Васко». [ 3 ] Рисунки привели его к произведениям искусства на холсте. В то время Васко выступал в основном как художник. Он начал работать с различными материалами, такими как сажа, жир, цинк, огонь и другие. «(...) самой важной модификацией стало использование других материалов, чем раньше. (...) Васко обратился к самым простым, «бедным» средствам природного происхождения». [ 4 ]
Лодзь (1993–2008)
[ редактировать ]Куратор, директор, преподаватель
[ редактировать ]В период с 1990 по 1992 год Васко был программным директором Музея и Института современного искусства PS1 (сегодня он называется Центром современного искусства PS1 ) в Нью-Йорке , а в 1997 году он был выбран президентом Международного форума художников (IKG). В то же время он по-прежнему руководил Международным музеем художников в Лодзи. Этот город стал новым домом Васко более чем на 15 лет. Школа изящных искусств Валанд в Гетеборге пригласила его читать лекции в качестве профессора в течение двух семестров (2004–2005).
Его работы выставлялись в основном в Европе (например, в галерее Тейт Модерн ) и в США (например, в Музее современного искусства в Нью-Йорке).
Лодзинская биеннале
[ редактировать ]В 2004 году Васко развил новую идею: Лодзинскую биеннале , которая станет первой международной биеннале в Восточной Европе.
Исследование новых территорий
[ редактировать ]Успешный как режиссер и куратор, он сумел и творчески работать как художник. В 90-е годы он работал в основном с первичными малярными материалами, такими как сажа. Он также исследовал область перформанса ( «Еда для богатых и бедных» , 1993) и инсталляций ( «Детские территории» , 1996). Примерно в 2000 году Васко снова вернулся к кино и фотографии, но не стоит думать, что он художник, который прыгает от медиа к медиа, от материала к материалу. Это художник-интермедиат: «Работы Васко не ограничиваются каким-либо из художественных жанров, которые он использует, потому что они легко пересекают границы между ними: А его отдельные реализации, даже если они и остаются — благодаря используемым материалам и некоторым общим жанровым проявлениям — в рамках определенного вида искусства их еще нельзя объяснить, ссылаясь на особенности той отрасли искусства, которая в них реализуется. Наоборот, нередко основные принципы, составляющие структуру произведений, происходят из другой отрасли. искусства, чем тот, в котором произведения действительно были созданы и где мы были бы склонны их разместить». [ 2 ]
Назад в Берлин (2008)
[ редактировать ]В 2007 году вместе с женой Марией Васко решил переехать обратно в Берлин. Они живут там с 2008 года.
Среди недавних персональных выставок - ретроспектива в Музее истории города Лодзи (Рышард Васко, Лодзь - Берлин, работы 1971–1996) в 2008 году и в Haus am Lützowplatz в Берлине (Современный портрет, Гипотетический контрольно-пропускной пункт Чарли) в 2009 году: «На своей одноименной выставке живописи Рышард Васко показывает картины людей, которые скрывают свою личность. Красочные в смелости Уорхола, здесь исчезают даже последние детали. Но являются ли они армиями или дублированными личностями? С Васко личность и заботы отходят на второй план. фон на обочине расплывается в психоделическое море цветов». [ 5 ]
«Вся траектория карьеры Рышарда Васко включала в себя существенное, во многом рискованное и новаторское, расширение и расширение роли художника. (...) Он, по сути, одна из тех фигур, которые постоянно потрясают все расширяет границы возможного, конечно, с чувством миссии, но также с юмором и воодушевлением». [ 3 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Стул I (1971)
фотография -
Стул II (1971)
фотография -
Четырехмерная фотография II (1972)
фотография -
Отрицание (1973)
кадры из фильма -
Прерывистая скульптура (1985)
акрил, дерево -
Гипотетический контрольно-пропускной пункт Чарли (1988)
акрил, фото и доска -
Малый розарий (1993)
рисование
(холст, масло, карандаш) -
Красная скала на рассвете (1994)
рисование
(сажа и пигмент на холсте) -
7 путей роз (1995)
живопись песком
Пустыня Негев , Израиль.
работа в компании «Строительство в процессе V» -
Малый розарий (1997)
пластиковые розы и смола на стальной пластине -
Монидло за Польшу 21 века (2000)
цифровая фотография на холсте
«Цветочная сила» Серия -
Я открою тебе секрет (2004)
цифровая фотография
ряд -
Я открою тебе секрет (2004)
цифровая фотография
ряд -
Телевизионные истории (2006)
холст, масло
ряд -
Телевизионные истории (2006)
холст, масло
ряд
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Роберт С. Морган , Рышард Васко: Сказки на ночь , Бруклинская железная дорога , январь, Нью-Йорк, 2004 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рышард Клющинский, Трансмедийное искусство. Об искусстве Рышарда Васко , Galeria FF , Лодзь, 1995 (каталог).
- ^ Перейти обратно: а б с д Грегори Волк, Еда для богатых и бедных : Рышард Васко. Избранные работы 1986–2000 , Международный музей художников , Галерея Мани Х., Тель-Авив (каталог)
- ^ Гжегож Штабиньский, Берлинский период в карьере Рышарда Васко , в Рышарде Васко, Лодзь - Берлин; произведения 1971-1996 гг. , Музей истории города Лодзи, Лодзь 2008 г. (каталог)
- ^ Im Westen nichts Neues? в: Tageszeitung , Берлин, 24.06.2009
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рышард Васко, Лодзь – Берлин; произведения 1971-1996 гг. , Музей истории города Лодзи, Лодзь 2008 г. (каталог)
- 1,2,3…Авангардный фильм / Искусство между экспериментом и архивом , под редакцией Л. Рондуды, Ф. Зейфанга, CSW Замека Уяздовского, Варшава, 2007 г.
- Г. Дитмар: Конкретное искусство в Европе после 1945 года , Остфильдерн, 2003 г.
- Живая галерея. Лодзинское прогрессивное художественное движение 1969-81 , под редакцией Я. Робаковского, LDK - Galeria FF, Лодзь 2000
- Э.Л. Рис : История экспериментального кино и видео , Бери-Сент-Эдмундс, 1999 г.
- Рышард Васко , Galeria FF, Лодзь 1995 (каталог)
- Эммет Уильямс: Моя жизнь меняется – и наоборот , Штутгарт, 1994 г.
- История Музея художников под редакцией Muzeum Artystów - Международный музей художников, Лодзь, 1998 г.
- Без розы мы не сможем сделать это для Йозефа Бойса , под редакцией К. Стаека, Гейдельберг, 1986 г.
- Рышард Васко: разрыв , под редакцией Р. Блока, И. Линдеманна, Берлин, 1986 (каталог)
- Строительство в процессе , Thousand Secretaries Press, Нью-Йорк, 1982 (каталог)
- Элементарные произведения Васко , Музей Фолькванг, Эссен, 1981 (каталог)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Рышард Васко, Лодзь – Берлин; работы 1971-1996 Ретроспекция в Музее истории города Лодзи.
- Рышард Васко: статья Роберта К. Моргана «Сказки на ночь»
- Рышард Васко. Ретроспекция критического текста Рышарда Клющинского 1970-1990 гг.
- Построение процесса: Рышард Васко оглядывается назад, интервью для журнала Art in America
- Строительство в процессе. Архивировано 13 марта 2015 г. в Wayback Machine. История серии выставок.
- Лодзинская биеннале 2004 г.
- Рышард Васко в Galerie m Bochum
- Польские художники 20 века.
- Польские художники-мужчины ХХ века
- Польские художники XXI века
- Польские художники-мужчины XXI века
- Польские современные художники
- Польские художники-инсталляторы
- Польские художники-концептуалисты
- Польские современные художники
- Фотографы из Лодзи
- Польские режиссеры-экспериментаторы
- Живые люди
- Лауреаты Серебряной медали «За заслуги перед культурой» – Глория Артис.
- 1947 рождений
- Люди из Нысы, Польша
- Фотографы из Берлина
- Польские художники-мужчины