Замок Шамбор
Замок Шамбор | |
---|---|
Общая информация | |
Статус | Сохранившийся |
Архитектурный стиль | Французский Ренессанс , Классический Ренессанс |
Расположение | Шамбор , Луар и Шер , Франция |
Адрес | Chateau 41250, Шамбор, Франция |
Координаты | 47 ° 36'58 "N 01 ° 31'02" E / 47,61611 ° N 1,51722 ° E |
Строительство началось | 1519 |
Завершенный | 1547 |
Высота | 56 м (184 фута) |
Проектирование и строительство | |
Архитектор(ы) | Доменико да Кортона |
Инженер-строитель | Пьер Непве |
Веб-сайт | |
Официальный сайт Шато де Шамбор | |
Официальное название | Долина Луары между Сюлли-сюр-Луар и Шалонном, ранее вписанная в список Шато и поместья Шамбор. |
Тип | Культурный |
Критерии | я, ii, ви |
Назначен | 1981 г. (5-я сессия ) |
Справочный номер. | 933 |
Область | Европа |
Замок Шамбор (англ. Французское произношение: [ʃɑto d(ə) ʃɑ̃bɔʁ] ) в Шамборе , Центр-Валь-де-Луар , Франция, является одним из самых узнаваемых замков в мире из-за его очень характерной архитектуры французского Возрождения , которая сочетает в себе традиционные французские средневековые формы с классическими. Структуры эпохи Возрождения. Здание было построено королем Франции Франциском I. [1]
Шамбор — самый большой замок в долине Луары ; он был построен, чтобы служить охотничьим домиком для Франциска I, который содержал свои королевские резиденции в замках Блуа и Амбуаз . Оригинальный проект замка приписывают тосканскому архитектору Доменико да Кортона ; Леонардо да Винчи, возможно, также повлиял на дизайн. [1]
Шамбор претерпел значительные изменения за 28 лет своего строительства (1519–1547), в течение которых за ним наблюдал Пьер Невё. Когда строительство замка близилось к завершению, Франциск продемонстрировал свой огромный символ богатства и власти, приняв в Шамборе своего старого главного соперника Карла V, императора Священной Римской империи .
В 1792 году, после Французской революции , часть мебели была продана, а древесина вывезена. Некоторое время здание оставалось заброшенным, хотя в XIX веке были предприняты попытки его реставрации. Во время Второй мировой войны произведения искусства из коллекций Лувра и Компьенского замка были перевезены в Замок Шамбор. Сейчас замок открыт для публики: в 2007 году его посетило 700 000 человек. Наводнение в июне 2016 года повредило территорию, но не сам замок.
Архитектура
[ редактировать ]Замки 16 века отошли от замковой архитектуры. [номер 1] Действительно, хотя они и были ответвлениями замков с характерными для них особенностями, у них не было серьезной защиты. Обширные сады и водные сооружения, такие как ров , были обычным явлением среди замков того периода. Шамбор не является исключением из этого правила. Планировка напоминает типичный замок с цитаделью , угловыми башнями и защищенным рвом. [4] Внутренняя планировка, построенная в стиле ренессанс , является ранним примером французского и итальянского стиля группировки комнат в автономные апартаменты, что является отходом от средневекового стиля коридорных комнат. [5] [номер 2] Массивный замок состоит из центральной крепости с четырьмя огромными башнями- бастионами по углам. Башня также является частью передней стены более крупного комплекса с двумя большими башнями. Основания для возможных еще двух башен находятся сзади, но они так и не были построены и остаются той же высоты, что и стена. В замке 440 комнат, 282 камина и 84 лестницы. Четыре прямоугольных сводчатых коридора на каждом этаже образуют крест.
Замок никогда не предназначался для защиты от врагов; следовательно, стены, башни и частичный ров носят декоративный характер и даже в то время были анахронизмом. Некоторые элементы архитектуры — открытые окна, лоджии и обширная открытая площадка наверху — заимствованные из архитектуры итальянского Возрождения — менее практичны в холодном и влажном севере Франции.
Пейзаж крыши Шамбора контрастирует с массой его каменной кладки, и его часто сравнивают с горизонтом города: [7] на нем изображены 11 видов башен и три типа дымоходов, без симметрии, обрамленные по углам массивными башнями. Параллели дизайна — североитальянский и леонардеск. Писатель Генри Джеймс заметил: «Башни, купола, фронтоны, фонари, дымоходы больше похожи на шпили города, чем на выступающие точки отдельного здания». [8] [9]
Одной из архитектурных достопримечательностей является впечатляющая открытая двойная винтовая лестница , которая является центральным элементом замка. [1] Две спирали поднимаются на три этажа, ни разу не встречаясь, освещаемые сверху своего рода маяком в самой высокой точке замка. Есть предположения, что лестницу мог спроектировать Леонардо да Винчи , но это не подтверждено. [1] Писатель Джон Эвелин сказал о лестнице: «Она спроектирована с четырьмя [sic] входами или подъемами, которые пересекают друг друга, так что, хотя четыре человека встречаются, они никогда не попадают в поле зрения, а только через небольшие бойницы, пока не приземлятся. из 274 ступеней (насколько я помню), и это необыкновенная работа, но затратная гораздо больше, чем польза или красота». [9]
Замок также имеет фасад длиной 128 метров (420 футов), более 800 скульптурных колонн и искусно украшенную крышу. Когда Франциск I заказал строительство Шамбора, он хотел, чтобы он выглядел как горизонт Константинополя .
Замок окружен лесистым парком и заповедником площадью 52,5 квадратных километра (13 000 акров), где обитают благородные олени , и окружен стеной длиной 31 километр (19 миль). План короля отвести Луару, чтобы окружить замок, появился только в романе; Амадис де Гаула , который перевел Франциск. В романе замок упоминается как Дворец Фирменного острова .
Башни Шамбора нетипичны для современного французского дизайна, поскольку в них отсутствуют башенки и шпили. По мнению автора Танаки Хидемичи, который предполагает, что Леонардо да Винчи повлиял на дизайн замка, по дизайну они ближе к минаретам 15 века Милана . [7]
История
[ редактировать ]Королевская собственность
[ редактировать ]Кто спроектировал замок Шамбор, остается предметом споров. [10] Оригинальный дизайн приписывается, хотя и с некоторыми сомнениями, Доменико да Кортона , чья деревянная модель просуществовала достаточно долго, чтобы быть нарисованной Андре Фелибьеном в 17 веке. [11] На чертежах модели главная лестница донжона изображена с двумя прямыми параллельными маршами ступеней, разделенными переходом и расположенная в одном из плеч креста. По словам Жана-Гийома, этот итальянский дизайн позже был заменен расположенной в центре винтовой лестницей, похожей на лестницу в Блуа , и дизайном, более совместимым с французским предпочтением впечатляющих парадных лестниц. Однако «в то же время результатом стал триумф централизованной планировки, которая сама по себе является полностью итальянским элементом». [12] В 1913 году Марсель Реймон предложил [13] что Леонардо да Винчи , гость Франциска в Кло-Люсе недалеко от Амбуаза, был ответственным за первоначальный проект, который отражает планы Леонардо построить замок в Роморантене для матери короля, а также его интересы в области центрального планирования и двойных винтовых лестниц; дискуссия еще не завершена, [14] хотя многие ученые теперь согласны с тем, что Леонардо, по крайней мере, был ответственным за проект центральной лестницы. [15] [1]
Археологические находки Жана-Сильвена Кайю и Доминика Хофбауэра установили, что отсутствие симметрии некоторых фасадов происходит из-за оригинального дизайна, от которого отказались вскоре после начала строительства, и план которого был организован вокруг центральной лестницы в соответствии с центральной вращательной симметрией. [16] Такая вращающаяся конструкция не имеет аналогов в архитектуре того периода истории и напоминает работы Леонардо да Винчи о гидравлических турбинах или вертолете. Считается, что если бы это соблюдалось, в этом уникальном здании могла бы быть четырехвинтовая открытая лестница, странно описанная Джоном Эвелином и Андреа Палладио , хотя она так и не была построена.
Независимо от того, кто спроектировал замок, 6 сентября 1519 года Франсису де Понбриану было приказано начать строительство замка Шамбор. [17] Работы были прерваны Итальянской войной 1521–1526 годов , а работы замедлились из-за сокращения королевских фондов. [18] и трудности с закладкой фундамента сооружения. К 1524 году стены едва возвышались над уровнем земли. [17] Строительство возобновилось в сентябре 1526 года, когда на строительстве замка было занято 1800 рабочих. На момент смерти короля Франциска I в 1547 году работа стоила 444 070 ливров . [18]
Замок был построен как охотничий домик короля Франциска I; [5] однако в общей сложности король провел там всего семь недель, причем это время состояло из коротких визитов на охоту. Поскольку замок был построен с целью краткосрочного проживания, жить в нем на долгосрочной основе было непрактично. Массивные комнаты, открытые окна и высокие потолки делали отопление нецелесообразным. Точно так же, поскольку замок не был окружен деревней или поместьем, не было никакого непосредственного источника пищи, кроме дичи. Это означало, что всю еду приходилось приносить с собой вместе с группой, обычно насчитывающей до 2000 человек одновременно.
В результате всего вышеперечисленного замок в этот период остался совершенно без мебели. Вся мебель, настенные покрытия, принадлежности для еды и т. д. привозились специально для каждой охотничьей поездки, что являлось важным логистическим мероприятием. Именно по этой причине большая часть мебели той эпохи была построена так, чтобы ее можно было разбирать для облегчения транспортировки. После того, как Франциск умер от сердечного приступа в 1547 году, замок не использовался почти столетие.
В течение более чем 80 лет после смерти короля Франциска I французские короли покинули замок, что привело к его упадку. Наконец, в 1639 году король Людовик XIII передал его своему брату Гастону, герцогу Орлеанскому , который спас замок от разрушения, проведя большие реставрационные работы.
Король Людовик XIV отреставрировал великую крепость и обустроил королевские покои. Затем король построил конюшню на 1200 лошадей, что позволило ему использовать замок в качестве охотничьего домика и места для развлечений в течение нескольких недель каждый год, например, Мольер представил премьеру своей знаменитой комедии « Мещанин-дворянин». [19] здесь. Тем не менее, Людовик XIV покинул замок в 1685 году. [20]
С 1725 по 1733 год в Шамборе жил Станислав Лещинский (Станислав I), свергнутый король Польши и тесть короля Людовика XV . В 1745 году в награду за доблесть король подарил замок Морису де Саксену , маршалу Франции , который разместил там свой военный полк. [21] Морис де Саксен умер в 1750 году, и колоссальный замок снова пустовал в течение многих лет.
Французская революция и современная история
[ редактировать ]В 1792 году революционное правительство распорядилось продать мебель; настенные панели были сняты, и даже полы были сняты и проданы по стоимости древесины, и, по словам г-на де ла Соссе, [22] обшитые панелями двери сожгли, чтобы во время распродаж в комнатах было тепло; пустой замок оставался заброшенным до тех пор, пока Наполеон Бонапарт не передал его своему подчиненному Луи Александру Бертье . Впоследствии замок был куплен у его вдовы для юного герцога Бордо Генри Шарля (1820–1883), принявшего титул графа Шамбора. Краткую попытку восстановления и оккупации предпринял его дед, король Карл X (1824–1830), но в 1830 году оба были сосланы. В книге Outre-Mer: A Pilgrimage Beyond the Sea , опубликованной в 1830-х годах, Генри Уодсворт Лонгфелло так отметил наступившую ветхость: «все печально и пустынно. Трава заросла тротуар двора, и грубая скульптура на стены сломаны и обезображены». [23] Во время франко-прусской войны (1870–1871) замок использовался как полевой госпиталь.
Последнюю попытку использовать колосс предпринял граф Шамбор, но после смерти графа в 1883 году замок остался наследникам его сестры, титулярным герцогам Пармским , проживавшим тогда в Австро-Венгрии . Сначала достался Роберту, герцогу Пармскому , умершему в 1907 году, а вслед за ним — Элиасу, принцу Пармскому . Любые попытки восстановления закончились с началом Первой мировой войны в 1914 году. Замок Шамбор был конфискован как собственность врага в 1915 году, но семья герцога Пармского подала в суд на его возвращение, и этот иск не был урегулирован до 1932 года; Реставрационные работы начались только через несколько лет после окончания Второй мировой войны в 1945 году. [24] Замок и прилегающие территории, около 5440 гектаров (13 400 акров ; 21,0 квадратных миль ), принадлежали французскому государству с 1930 года. [25]
В 1939 году, незадолго до начала Второй мировой войны, художественные коллекции Лувра и Компьенского музеев (в том числе « Мона Лиза ») [ нужна ссылка ] хранились в замке Шамбор. Американский бомбардировщик B-24 Liberator разбился на лужайке замка 22 июня 1944 года. [26] Изображение замка широко использовалось для продажи товаров: от шоколада до алкоголя, от фарфора до будильников; в сочетании с различными письменными отчетами посетителей это сделало Шамбор одним из самых известных примеров архитектурной истории Франции. [27] Сегодня Шамбор является главной туристической достопримечательностью, а в 2007 году замок посетили около 700 000 человек. [23]
После необычно сильных дождей Шамбор был закрыт для публики с 1 по 6 июня 2016 года. Река Коссон , приток Луары , затопила его берега и ров замка. Фотографии, сделанные с помощью дрона, зафиксировали некоторые пиковые паводки. [28] Фонд французского наследия описал последствия наводнения на территории Шамбора площадью 13 000 акров (5 300 га). Стена вокруг замка длиной 20 миль (32 км) была прорвана в нескольких местах, металлические ворота были вырваны из каркаса, а дороги были повреждены. Также были выкорчеваны деревья, а некоторые электрические и противопожарные системы вышли из строя. Однако, как сообщается, сам замок и его коллекции не пострадали. Фонд отметил, что, как это ни парадоксально, стихийное бедствие повлияло на видение Франциска I о том, что Шамбор, кажется, поднимается из вод, как будто он отклоняет Луару. [29] Ожидается, что ремонт обойдется более чем в четверть миллиона долларов. [30]
Влияние
[ редактировать ]Замок Шамбор оказал дальнейшее влияние на ряд архитектурных и декоративных элементов по всей Европе. Замок Шамбор был образцом реконструкции и нового строительства первоначального Шверинского дворца между 1845 и 1857 годами. [31] [32]
Тем не менее, во второй половине XIX века стиль замка распространился по Соединенному Королевству, оказав влияние на здание основателя в Ройал Холлоуэй Лондонского университета , спроектированное Уильямом Генри Кросслендом. [33] и главное здание колледжа Феттс в Эдинбурге, спроектированное Дэвидом Брайсом в 1870 году. [34] [35] Между 1874 и 1889 годами загородный дом в Бакингемшире, поместье Уоддесдон , был построен с использованием тех же архитектурных каркасов, что и замок Шамбор, созданный архитектором Габриэлем- Ипполитом Дестайлером . Например, двойные лестничные башни на северном фасаде были вдохновлены лестничной башней замка. [36] Однако, следуя теме беспрецедентной роскоши в Уоддесдоне, окна башен в Уоддесдоне были застеклены, в отличие от окон на лестнице в Шамборе, и были гораздо более богато украшены.
В популярной культуре
[ редактировать ]- Кордель Энкантадо (2011) - в 2011 году замок Шамбор служил местом действия вымышленного королевства Серафия-ду-Норти в бразильской теленовелле . [37]
- Valiant Hearts спрятало шестерых еврейских детей (2021) - во время Второй мировой войны французское Сопротивление в замке Шамбор, чтобы избежать Холокоста . [38]
- Как принц (2023) - главный герой, которого сыграл Ахмед Силла, приговорен к общественным работам в замке Шамбор. [39] [40]
Галерея
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Хотя замок и замок произошли от латинского castellum , [2] их смысл различен. По-французски château-fort относится к замку, а château более точно описывает загородный дом. [3]
- ^ Виолле-ле-Дюк , однако, в своем «Резионном словаре французской архитектуры» (1885) обнаружил, что «не было ничего итальянского [в Шамборе] ... ни в мыслях, ни в форме». [6]
Сноски
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бернхард, Адриенн (17 марта 2020 г.). «Неразгаданная тайна культовой французской долины Луары» . Би-би-си . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ Крейтон и Хайэм 2003 , с. 6
- ^ Томпсон 1994 , с. 1
- ^ Томпсон 1994 , стр. 117–120.
- ^ Перейти обратно: а б Ярвуд 1974 , с. 323
- ^ Виолле-ле-Дюк 1875 , с. 189, цитируется по Танаке 1992 , с. 85
- ^ Перейти обратно: а б Танака 1992 , с. 96
- ^ Джеймс, Генри (1907) [1900]. Маленький тур по Франции (2-е изд.). Лондон: Уильям Хайнеманн. п. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Цитируется по Garrett 2010 , с. 78
- ^ Танака 1992 , с. 85
- ^ Фелибьен 1681, стр. 28–29 (описание модели Фелибьеном).
- ^ Гийом 1996, с. 416.
- ^ Реймонд 1913 г.
- ^ Гейденрайх 1952 ; Танака 1992 г.
- ^ Хансер 2006, с. 47.
- ↑ Археологическая программа Château de Chambord chambord-archeo.com , по состоянию на 18 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гейденрайх 1952 , с. 282
- ^ Перейти обратно: а б Танака 1992 , стр. 92–93
- ^ ИСТОРИЯ РАЗВИВАЕТСЯ
- ^ Широль и Сейду 1992 , с. 53
- ^ Баучер 1980 , с. 34
- ^ Соссай, Замок Шамбор (Блуа) 1865 г. и др.
- ^ Перейти обратно: а б Цитируется по Garrett 2010 , с. XXII
- ↑ Замок Шамбор: хорошо сохранившийся замок эпохи Возрождения во Франции Castlesandmanorhouses.com , по состоянию на 18 февраля 2019 г.
- ^ «Презентация» . Chambord.org. Архивировано из оригинала 7 ноября 2013 года . Проверено 15 июня 2013 г.
- ^ «Освободитель, 22 июня 1944 г. – Шамбор – Аэростель» . Aerosteles.гидроретро.нет. 31 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 21 августа 2009 г. Проверено 27 марта 2011 г.
- ^ Гарретт 2010 , стр. 78–79.
- ^ Атертон, Келси Д. (3 июня 2016 г.). «Фильмы с дронов затопили французский замок» . Популярная наука . Архивировано из оригинала 19 июня 2016 года . Проверено 18 июня 2016 г.
- ^ «Защита поместья Шамбор после наводнений» . Фонд наследия (на французском языке). Архивировано из оригинала 13 октября 2016 года . Проверено 18 июня 2016 г.
- ^ «Видео: знаменитый французский замок Шамбор сильно пострадал от наводнения» . Франция 24 . 6 августа 2016 г. По состоянию на 24 декабря 2022 г.
- ^ "Шверинский замок" . Schwerin.m-vp.de , по состоянию на 18 февраля 2019 г.
- ^ Красивее, чем модель svz.de , по состоянию на 18 февраля 2019 г.
- ^ «Оригинальные возможности» . Высшее образование Таймс . 5 февраля 2009 г.
- ^ "Колледж Феттс: Здание" . Архивировано 6 января 2019 года в Wayback Machine . Проверено 21 марта 2009 г.
- ^ Джиллиан Тейт (2016). «Колледж Феттса» в 111 местах Эдинбурга, которые нельзя пропустить . Эмонс Верлаг ГмбХ. Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ Жируар, Марк сто лет в Уоддесдоне , опубликовано Ротшильдом Уоддесдоном, 1998: 24.
- ^ «РАМЫ» . memoriaglobo (на бразильском португальском языке). 29 октября 2021 г. Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ «Доблестные сердца Моны Ачаче (2021)» . Унифранс . Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ «Как принц (2023)» . Унифранс . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ «Луар и Шер: замок Шамбор, естественное место для «Приходи к принцу» с Ахмедом Силлой» . Новая Центрально-Западная Республика (на французском языке). 14 декабря 2023 г.
Библиография
- Буше, Джей-Джей (1980), Шамбор (на французском языке), Фернан Ланор
- Чирол, Серж; Сейду, Филипп (1992), Замки Валь де Луар , Vendôme Press, ISBN 978-0-8656-5134-0
- Крейтон, Оливер; Хайэм, Роберт (2003), Средневековые замки , Археология Шира, ISBN 978-0-7478-0546-5
- Фелибьен, Андре (1681). Мемуары по истории королевских домов , впервые опубликованные по рукописи в Национальной библиотеке в 1874 году. Париж: Ж. Баур. Скопируйте в Google Книги .
- Гаррет, Мартин (2010), Луара: история культуры , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-976839-4
- Гийом, Жан (1996). «Шамбор, замок», т. 6, стр. 415–417, в «Словаре искусства » под редакцией Джейн Тернер, перепечатано с небольшими исправлениями в 1998 году. Нью-Йорк: Гроув. ISBN 978-1-8844-4600-9 .
- Кайю, Жан-Сильвен; Хофбауэр, Доминик (2016). Шамбор, утраченный проект 1519 года . Фатон. п. 64. ИСБН 978-2-8784-4228-1 .
- Хансер, Дэвид А. (2006). Архитектура Франции . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 978-0-313-31902-0 .
- Гейденрайх, Людвиг Х. (октябрь 1952 г.), «Леонардо да Винчи, архитектор Франциска I», The Burlington Magazine , 94 (595): 277–285, JSTOR 870959
- Реймонд, Марсель (июнь 1913 г.), «Леонардо да Винчи, архитектор Шамбора», Gazette des Beaux-Arts : 413–460.
- Танака, Хидемичи (1992), «Леонардо да Винчи, архитектор Шамбора?», Arts and History , 13 (25): 85–102, doi : 10.2307/1483458 , JSTOR 1483458
- Томпсон, MW (1994) [1987], Упадок замка , Magna Books, ISBN 978-1-8542-2608-2
- Виолле-ле-Дюк, Эжен (1875), Словарь французской архитектуры с 11 по 16 века , том. 3
- Ярвуд, Дорин (1974), Архитектура Европы , Лондон: BT Batsford
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Геббелен, Франсуа (1927), Замки эпохи Возрождения
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энциклопедия всемирной истории - Замок Шамбор
- Замок Шамбор
- Археологическая программа Шамбора
- Встреча в национальном домене Шамбор. Архивировано 6 июня 2016 г. в Wayback Machine - Официальный сайт туризма во Франции (на английском языке).
- Панорамы замка Шамбор на 360°. Архивировано 20 декабря 2012 года в Wayback Machine Медиа-центром истории искусств Колумбийского университета.
- Луар и Шер: Замки
- Замки долины Луары
- Луар и Шер: Музеи
- Национальные музеи Франции
- Исторические дома-музеи в Центре Валь де Луара
- Дома построены в 1547 году.
- Охотничьи музеи
- Охотничьи домики во Франции
- Дворцы во Франции
- Королевские резиденции во Франции
- Двойные винтовые лестницы
- Лестницы
- Исторические памятники Центра Валь де Луара
- Древний режим французской архитектуры
- Архитектура французского Возрождения
- Архитектура эпохи Возрождения во Франции.
- 1547 заведений во Франции
- Замки Франции
- Анри, граф Шамбор