Оропомский язык
Ограбление | |
---|---|
Родной для | Кения , Уганда |
Этническая принадлежность | Оропом люди |
Вымерший | в. 1950 год |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | Никто ( mis ) |
глоттолог | (недостаточно подтверждено или нет отдельного языка) orop1234 |
Оропом (Оворопом, Оёропом, Оропой) — африканский язык , возможно , ложный и, если настоящий, то почти наверняка вымерший . На этом языке якобы когда-то говорили люди оропом на северо-востоке Уганды и северо-западе Кении между рекой Туркуэл , горами Чеморонгит и горой Элгон .
История исследований
[ редактировать ]Есть только одна статья, содержащая оригинальные исследования языка, Wilson (1970), которые обсуждаются лишь в нескольких других статьях. Статья Джона Г. Уилсона представляет собой лишь краткий список слов и была написана в то время, когда этот язык, если он существовал, почти вымер. Статья основывалась главным образом на ограниченных воспоминаниях двух очень старых женщин, одна из которых была «ребёнком одной из оставшихся оропомских семей, оставшихся после распада Оропома здесь ( графство Матенико )», которая «помнила несколько слов из язык», другая старушка по имени Акол «произошла от пленников, взятых Каримоджонгом на Турквеле » , которая «была способна дать много оропомских слов». В таких обстоятельствах можно было узнать лишь самые незначительные подробности об Оропоме.
На этом основании Уилсон пришел к выводу, что в нем должно было быть как минимум два диалекта: один, на котором говорили в районе Турквела , содержащий значительное количество слов луо и несколько слов банту , и один, на котором говорили в округе Матенико с меньшим количеством слов луо. Оба содержат Календжина заимствованные слова . [ нужна ссылка ]
Классификация
[ редактировать ]Вильсон приписал его койсанской группе, по-видимому, основываясь исключительно на его внешнем виде; но это отождествление ненадежно; Гарольд К. Флеминг описывает это как «смехотворное предложение». Элдеркин (1983) говорит, что «Данные Оропома Уилсона (1970) показывают некоторые сходства с Кулиаком , некоторые из которых вполне могут быть опосредованы через Нилотик , с которым он, по-видимому, имеет больше сходства (Ф. Ротланд, личное общение)... стоит отметить гораздо меньше сходств С Хадзой — лишь минимальное количество , а с Сандаве ». Он цитирует 8 потенциально похожих слов между Оропом и Хадза и 4 между Оропом и Сандаве. Гарольд Флеминг также отмечает, что «первоначальное исследование предполагает некоторую возможную общность» между оропом и кулякскими языками , вероятно, нило-сахарской реликтовой группой, обнаруженной в Северной Уганде среди таких племен, как ик . Однако из-за отсутствия дальнейших работ оропом остаётся неклассифицированным языком . [ нужна ссылка ]
Скептицизм
[ редактировать ]Бернд Гейне , обследовавший эту территорию менее чем через десять лет после Вильсона и не обнаруживший никаких следов языка, выразил скептицизм по поводу его существования вообще. [1] И Лайонел Бендер , и Роджер Бленч полагают, что эта фраза была придумана как шутка. [1] Суаг (2004) перечисляет несколько мотивов, по которым информаторы Уилсона могли сфабриковать этот язык, и отмечает, что даже в своей статье Уилсон отмечает, что ему пришлось иметь дело с «шарлатанами», как только стало известно, что он ищет кого-либо, знающего язык. язык. [1]
Список слов
[ редактировать ]Этот список слов, взятый из приложения к книге Уилсона (1970), основан на воспоминаниях Акола (и, таким образом, Уилсон считает его принадлежащим к «диалекту Теркуэлла»). Он говорит, что собирал слова и из другого диалекта, но, видимо, никогда их не публиковал. Список состоит менее чем из ста слов, и это, вероятно, весь словарный запас, который когда-либо будет известен в этом языке.
- Стрелка: погода
- Плохо: гирито
- Черный: команда
- Синий: путия
- Вскипятить воду: мак
- Bow: terema
- Сжечь: мала
- Грудь: кисина
- Брат: Лукия
- Бык: лосогол
- Кот: баран
- Крупный рогатый скот: панге
- Халцедон: атунатун
- Ребенок: муто
- Умный человек: что
- Приготовление: ипо
- Кастрюля (черная): kiriente
- Кастрюля: кодо
- Корова: вот почему
- Оболочка каури: пел
- Крокодил: моро
- Нарезать: тубо
- День: война
- Два тебя: чеге
- Собака: кокуе
- Сухой: от-до
- Серьга: напирой
- Ухо: ки-это
- Яйцо: пока
- Эланд: онгор
- Враг: бу
- Глаз: конгие
- Жир: мода
- Отец: соленый
- Огонь: эмаа
- Рыба: кару
- еда: арауку
- Дурак: затычка
- Нога: апаукоо
- Газель: зубы
- Дарить: мы
- Коза: нгорор
- Хорошо: пау
- Трава: пурунг
- Рифленый рисунок на горшках: nacipa.
- Волосы: акопито
- Рука: акеленг
- Тяжело: тяжело
- Мед: Пить
- Дом: Апиргу
- Леопард: мери
- Лечь: люра
- Лев: ru
- Мужчина: стена
- Знак на лбу: нагеран.
- Выйти замуж: Рита
- Мясо: апинту
- Молоко: кокос
- Луна: Первая
- Свекровь: йоу
- Мать: да
- Браслеты на шею: гором
- Ночь: Рионо
- Нос: нос
- Oil: konoye
- Старик: гвоздь
- Старуха: это его дело
- Пенис: Ояа
- Дождь: лат.
- Чтобы получить: арука
- Красный: копурат
- Больно: болит
- Овца: бренд
- Сестра: песе
- Сидеть: паджа
- Спать: Санан
- Змея: квольта
- Мягкий: луджук
- Почва: няпид
- Говорить: докол
- Копье: нгокит
- Каменный браслет на руку: aurare
- Солнце: Там
- Плавать: Редик
- Вор: мокорат
- Tooth: ne-et
- Дерево: телегай
- Влагалище: болезненность
- Прогулка: Пауво
- Воин: лим
- Вода: лата
- Мокрый: в отставку
- Белый: белый
- Ведьма: Ариет
- Волшебник: Римирим
- Женщина: ее
- Женский фартук: онгор
Библиография
[ редактировать ]- Дж. Г. Уилсон. «Предварительные наблюдения об оропомах Карамоджи , их этническом статусе, культуре и предполагаемом отношении к народам позднего каменного века ». Журнал Уганды , 34, 2, 1970. стр. 125–145.
- Элдеркин, Э.Д. (1983) «Танзанийские и угандийские изоляты». В нилотских исследованиях: материалы международного симпозиума по языкам и истории нилотских народов , Кельн, 4–6 января 1982 г., вып. 2 / Райнер Воссен, Марианна Беххаус-Герст (ред. [ нужны разъяснения ] ), т. 2, стр. 499–521.
- Гарольд К. Флеминг (1983) «Внешние связи Куляка: шаг первый». В нилотских исследованиях: материалы международного симпозиума по языкам и истории нилотских народов , Кельн, 4–6 января 1982 г., вып. 2 / Райнер Воссен, Марианна Беххаус-Герст (ред. [ нужны разъяснения ] ), т. 2, с. 429.
- Бленч, Роджер М. 1999. «Являются ли африканские пигмеи этнографической выдумкой?» Центральноафриканские охотники-собиратели в междисциплинарной перспективе: сложная неуловимость , стр. 41–60. Под редакцией Карен Бисбрук, Стефана Элдерса и Герды Россель. Исследовательская школа азиатских, африканских и индейских исследований (CNWS), Государственный университет Лейдена. Лейден.
- Бленч, Роджер М. 1993. «Последние достижения в классификации африканских языков». Археология Африки: еда, металлы и города ( ISBN 041511585X ), под редакцией Терстана Шоу, стр. 135.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с 2004, Мостафа Ламин Суаг, Этимологический лексикон Оропома: изучение вымершего, несекретного угандийского языка.