Испанский эсминец Фурор
![]() Фурор по поводу строительных испытаний в Великобритании, ок. 1896 г.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Фурор |
Тезка | Испанское слово «ярость». |
Строитель | Томсон , позже Клайдбанк |
Заложен | 21 февраля 1896 г. |
Запущен | 7 августа 1896 г. |
Завершенный | 21 ноября 1896 г. |
Судьба | Затонул 3 июля 1898 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Фурор » класса Эсминец |
Смещение | 370 тонн |
Длина | 220 футов 0 дюймов (67,06 м) |
Луч | 22 фута 0 дюймов (6,71 м) |
Черновик | 5 футов 6 дюймов (1,68 м) |
Установленная мощность | 6000 л.с. (4500 кВт) |
Движение | 2-вальный, 4-цилиндровый тройного расширения, 4 котла Normand |
Скорость | 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час) |
Дополнить | 67 офицеров и рядовых |
Вооружение |
|
Примечания | 100 тонн угля (обычный) |
«Фурор» — «Фурор» класса эсминец ВМС Испании , принимавший участие в битве при Сантьяго-де-Куба во время испано-американской войны .
Технические характеристики
[ редактировать ]Furor был построен в Великобритании компанией Thomson (которая переименовывает себя в Clydebank Engineering & Shipbuilding Co. в следующем году ). Его киль был заложен 21 февраля 1896 года, а завершен 21 ноября 1896 года. У него было три трубы. На языке того времени это был « эсминец-торпедный катер », предназначенный для защиты более крупных кораблей от атак торпедных катеров , но также несущий торпеды, с помощью которых можно было атаковать более крупные корабли. [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Когда в начале 1898 года напряженность между Испанией и Соединенными Штатами возросла, Фурор входил в состав 1-й эскадры ВМС Испании под командованием вице-адмирала Паскуаля Сервера-и-Топете . Эскадрилье было приказано сконцентрироваться в Сан-Висенте на португальских островах Зеленого Мыса . Соответственно, «Фурор Серверы » в компании с флагманом , броненосным крейсером «Инфанта Мария Тереза» , броненосным крейсером «Кристобаль Колон» и эсминцами «Плутон» и «Террор » покинул Кадис 8 апреля 1898 года и прибыл в Сан-Висенте 14 апреля 1898 года. На кораблях возникли механические проблемы. и сжег во время путешествия чрезмерное количество угля. Вскоре эскадра была усилена еще двумя броненосными крейсерами, «Бискайя» и «Альмиранте Окендо» . [ 2 ]
Испано -американская война началась, когда Фурор находился в Сан-Висенте. Получив приказ нейтральной Португалии в соответствии с международным правом покинуть Сан-Висенте в течение 24 часов после объявления войны, Фурор и остальная часть эскадры Серверы отправились 29 апреля 1898 года, направляясь в Сан-Хуан , Пуэрто-Рико . Из-за продолжающейся неисправности двигателя и нехватки угля «Фурор» и ее собратья-эсминцы часть пути были отбуксированы. Корабли Серверы достигли принадлежавшей Франции Мартиники на Малых Антильских островах 10 мая 1898 года. [ 3 ]
Пока другие корабли слонялись в международных водах, «Фурор» и «Террор» отправились в Фор-де-Франс за углем. Франция была нейтральной и не поставляла уголь. Более того, американский вспомогательный крейсер USS Harvard только что покинул порт, а французские официальные лица заявили, что в соответствии с международным правом и нейтралитетом Франции эсминцы, как воюющие стороны, не могут покинуть порт до истечения 48 часов после выхода Гарварда , то есть 13 мая. 1898. Террор был парализован из-за проблем с двигателем, поэтому 12 мая командующий флотилией эсминцев капитан Фернандо Вильямиль вывел Фурор в гавань. 1898 года под уловкой испытания своих двигателей, а затем успешно совершила рывок в международные воды на 24 часа раньше. [ 4 ]
Оставив Террор позади, Фурор и остальная часть эскадрильи Серверы 12 мая 1898 года отправились на принадлежащий голландцам Кюрасао , где Сервера ожидал встретить угольщика . Сервера прибыл в Виллемстад 14 мая, но Нидерланды также были нейтральными и строго соблюдали свой нейтралитет, разрешив войти в порт только Бискайе и инфанте Марии Терезе и разрешив им загрузить только 600 тонн угля. 15 мая корабли Серверы отбыли, направляясь уже не в Сан-Хуан, который к тому времени находился под блокадой ВМС США , а в еще не блокированный Сантьяго-де-Куба на юго-восточном побережье Кубы , прибыв туда 19 мая 1898 года. Сервера надеялся, что переоборудовать там свои корабли, прежде чем он окажется в ловушке. Его эскадра все еще находилась в гавани Сантьяго-де-Куба, когда 27 мая 1898 года прибыла американская эскадра и начала блокаду, которая продлилась 37 дней. [ 5 ]
Во время блокады Фурор и другие время от времени подвергались бомбардировкам гавани американскими военно-морскими силами; во время одной из таких бомбардировок 6 июня 1898 года она получила попадание снаряда в свой бункер, но не получила серьезных повреждений. [ 6 ] Некоторые из ее людей присоединились к другим военно-морским бригадам, чтобы бороться с сухопутным наступлением армии США на Сантьяго-де-Куба. [ 7 ]
К началу июля 1898 года эта атака угрожала захватить Сантьяго-де-Куба, и Сервера решил, что единственная надежда его эскадры — попытаться уйти в открытое море, прорвав блокаду. Решение было принято 1 июля 1898 года, а выход был назначен на 3 июля 1898 года. 2 июля 1898 года экипаж «Фурора» возвращался со службы в военно-морской бригаде и готовился к действию. «Фурор» должен был стать пятым кораблем в очереди во время побега после четырех броненосных крейсеров и с Плутоном позади него; в то время как инфанта Мария Тереза пожертвовала собой, атаковав самый быстрый американский корабль, броненосный крейсер USS Brooklyn , Furor и другие должны были уклониться от боевых действий, набрать всю возможную скорость и бежать в открытое море. [ 8 ]
Около 08:45 3 июля 1898 года испанские корабли двинулись в путь. Примерно в 09:35 американская эскадра заметила испанские корабли в проливе, и началась битва при Сантьяго-де-Куба . [ 9 ]
В то время как четыре броненосных крейсера повернули на правый борт, чтобы двигаться на запад, «Фурор» и «Плутон» развернулись внутри них и двинулись ближе к берегу. Блокирующие американские линкоры и броненосные крейсеры открыли огонь по двум эсминцам, вышедшим из пролива, несколько раз поразив оба эсминца, но затем переключили свое внимание на преследование испанских крейсеров. Два поврежденных эсминца набрали скорость, преследуемые только вооруженной яхтой USS Gloucester , кораблем, менее хорошо вооруженным, чем эсминцы, но более крупным, быстрым и неповрежденным. «Глостер» неоднократно поражал оба эсминца. [ 10 ] Вскоре число жертв на борту «Фурора» начало расти, а его корма затопила и затонула; все ее котлы были разрушены, а двигатель поврежден; в нескольких местах вспыхнули пожары, в том числе особенно сильный в машинном отделении, находившемся над корпусным отделением, что вызвало опасность взрыва; в ее боку была пробита дыра; и, наконец, у нее отказало рулевое управление. [ 11 ]
Слишком сильно поврежденный, чтобы продолжать движение, «Плутон» сел на мель в 10:45 на пляже к западу от залива Кабанас . Оставшись один, Фурор прожил еще всего пять минут. Все еще стреляя из орудий, но половина экипажа была убита или ранена и явно обречена, Фурор подняла флаг и начала спускать лодки; несколько американских снарядов попали в испанских моряков, боровшихся в воде, прежде чем американцы поняли, что она сдалась. Две американские лодки подошли рядом и начали снимать выживших, но снова быстро отошли, опасаясь неминуемого взрыва магазина, который тут же произошел. «Фурор» затонул примерно в миле от берега на глубокой воде в 10:50. [ 12 ]
Капитан Вильямиль погиб на борту «Фурора» , как и более половины ее команды. [ 13 ] Тем членам ее экипажа, которые выбрались на берег, пришлось остерегаться кубинских повстанцев, которые начали расстреливать найденных на берегу испанских моряков. Других выживших нашли американские моряки на небольших лодках. [ 14 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Все боевые корабли мира Конвея 1860–1905 , с. 385
- ↑ Нофи описывает концентрацию эскадрильи, стр. 78–80.
- ↑ Нофи рассказывает о концентрации эскадры и ее трансатлантическом путешествии, стр. 82–85.
- ^ Нофи, с. 85
- ↑ См. «Нофи», стр. 85–86, где описан отчет о путешествии Серверы по Карибскому морю.
- ↑ О попаданиях и повреждениях сообщается в документах Серверы, стр. 101
- ↑ Нофи обсуждает военно-морскую бригаду, стр. 146, 172.
- ↑ См. план Серверы в Нофи, стр. 172–173
- ^ Нофи, стр. 173–176
- ^ Нофи, стр. 179–180
- ↑ О повреждениях сообщается в «Отчете о фуроре » в бумагах Серверы, стр. 132–133.
- ^ См. «Отчет о фуроре » в бумагах Серверы, стр. 132–133.
- ^ См. «Отчет о фуроре » в бумагах Серверы, стр. 132–133.
- ^ Нофи, с. 183
Ссылки
[ редактировать ]- Сервера, Паскуаль, Эд. Военные записки Управления военно-морской разведки № VII: Информация из-за границы. Испано-американская война: сборник документов, касающихся операций эскадры в Вест-Индии, составленный контр-адмиралом Паскуалем Сервера-и-Топете, перевод с испанского . Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография, 1899 г.
- Шено, Роджер и Юджин М. Колесник, ред. Конвея «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Mayflower Books Inc., 1979. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Нофи, Альберт А. Испано-американская война, 1898 г. Коншохокен, Пенсильвания: Joint Books, Inc., 1996. ISBN 0-938289-57-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт столетия испано-американской войны: эсминцы торпедных катеров «Фурор » , «Плутон» и «Террор»
- Военно-морское управление: Военно-морской исторический центр: Интернет-библиотека избранных изображений: Корабли ВМС Испании: Фурор (эсминец, 1896–1898 гг.)