Jump to content

Тест интеллекта Бине-Саймона

Репродукция пункта из шкалы интеллекта Бине-Симона 1908 года, показывающая три пары изображений, по поводу которого испытуемого ребенка спрашивали: «Какое из этих двух лиц красивее?» Рисунки были воспроизведены в статье Дж. У. Уоллеса Уоллина «Практическое руководство по использованию шкалы Бине-Саймона для измерения интеллекта» в мартовском номере журнала «Психологическая клиника» за 1911 год (том 5, номер 1), который сейчас находится в открытом доступе. домен в США и доступна в виде бесплатной электронной книги в Интернете.
Изображение из американского руководства по использованию теста интеллекта Бине-Саймона. Показаны три пары картинок. Обследуемого ребенка просили определить, какое из двух лиц красивое, а какое некрасивое. Используется для определения умственного возраста 6 лет. [ 1 ]

Тест интеллекта Бине -Симона был первым работающим тестом интеллекта . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Разработка теста началась в 1905 году Альфредом Бине и Теодором Симоном в Париже, Франция. [ 3 ] [ 4 ] Бине и Симон несколько раз публиковали статьи об этом тесте в научном журнале Бине L'Année Psychologique : дважды в 1905 году, один раз в 1908 году и один раз в 1911 году (на этот раз Бине был единственным автором). [ 5 ] Пересмотры и публикации теста интеллекта Бине-Симона Бине и Симона прекратились в 1911 году из-за смерти Альфреда Бине в 1911 году. [ 3 ]

Результаты теста были связаны с успеваемостью. [ 3 ] Бине-Симон был популярен, потому что люди считали, что он способен измерять более высокие и сложные психические функции в ситуациях, очень похожих на реальную жизнь. [ 3 ] Это отличалось от предыдущих попыток тестов интеллекта, которые были разработаны для измерения конкретных и отдельных «способностей» ума. [ 2 ]

Тест интеллекта Бине и Саймона был хорошо принят современными психологами, поскольку он соответствовал общепринятому мнению, согласно которому интеллект включает в себя множество различных психических функций (например, владение языком , воображение , память , сенсорную дискриминацию). [ 3 ]

Прекурсоры

[ редактировать ]

Предшественниками теста интеллекта Бине-Саймона были краниологические и антропометрические исследования, особенно антропометрические исследования Фрэнсиса Гальтона и Джеймса Маккина Кеттелла . [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] Гальтон и Кеттелл прекратили свои исследования, когда поняли, что их измерения человеческого тела не коррелируют с академической успеваемостью. [ 3 ] В результате французская психология исключила методы измерения интеллекта, основанные на корреляции между физическими размерами тела и академической успеваемостью. [ 6 ]

Разработка

[ редактировать ]

До работы над тестом Альфред Бине имел опыт воспитания двух своих дочерей, на которых он также проводил исследования интеллекта в период с 1900 по 1902 год. [ 3 ] [ 4 ] Он уже написал значительное количество научных статей по индивидуальным различиям , интеллекту , магнетизму , гипнозу и многим другим психологическим темам. [ 3 ]

Теодор Симон изучал медицину и начинал свою докторскую диссертацию в психиатрической больнице Перре-Ваклюз, когда он связался с Бине в 1898 году, когда Симону было 25 лет. [ 5 ] Руководитель Саймона, доктор Блин, поручил Саймону найти лучший способ измерения интеллекта детей, чем доступные медицинские методы. Бине и Симон начали работать вместе, сначала изучая взаимосвязь между размерами черепа и интеллектом, а позже отказавшись от этого антропометрического подхода в пользу психологического тестирования. [ 2 ] [ 5 ]

Разработка теста интеллекта Бине и Симона началась в Париже в 1905 году. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Тест был выпущен для выявления психических отклонений у французских учеников начальной школы. Эти дети, которых называют слабоумными или умственно отсталыми , предположительно создавали проблемы во французских начальных школах, поскольку не могли получать стандартное образование и мешали остальным одноклассникам. [ 3 ] [ 4 ] Закон об обязательном начальном образовании для детей в возрасте от шести до тринадцати лет был принят в 1882 году, а в 1904 году учителя начальных школ начали жаловаться в прессе и на собраниях на детей с ненормальным интеллектом. [ 4 ]

Эти жалобы были подхвачены французскими национальными политиками, что привело к созданию в 1904 году французским министром народного просвещения Буржуазной комиссии. Целью этой комиссии было изучение мер, которые необходимо принять, чтобы можно было идентифицировать этих ненормальных детей. [ 3 ] [ 4 ] В состав Буржуазной комиссии входили специалисты по изучению детей с психическими отклонениями (психиатры, психологи), работники системы народного образования и представители МВД. [ 4 ] Бине присоединился к Комиссии в связи с тем, что он был президентом Свободного общества психологического изучения ребенка . Свободное общество психологического изучения ребенка представляло собой научное сотрудничество, в основном между учеными и педагогами. [ 4 ] [ 3 ] [ 7 ] [ 8 ] Бине вызвался стать секретарем Комиссии.

Бине разработал первый тест интеллекта, чтобы ограничить влияние психиатров. Психиатры, такие как Бурневиль (который также входил в состав Буржуазной комиссии), выступали за то, чтобы забирать ненормальных детей из школ и помещать их в медицинские приюты для получения специального образования у практикующих врачей. [ 4 ] Выявление и лечение аномального до этого момента было психиатрической областью, но Бине хотел держать этих детей в школах и искал способ стать властью. [ 4 ] Бине был поддержан в этой попытке свободного общества для психологического исследования ребенка , других сотрудников и друзей. [ 4 ]

Несмотря на позицию Бине в качестве секретаря Буржуазной комиссии, он не смог не позволить Комиссии рекомендовать, чтобы только медицинские и образовательные эксперты приняли решение о интеллектуальном уровне детей и должны ли они ходить в специальную школу. [ 9 ] [ 4 ] Тем не менее, рекомендация никогда не превращалась в законодательство, а также планы Борневиля по созданию специальных уроков образования в убежищах. La Société Libre Pour L'Etude Psychologique de l'Enfant лоббировала оба этих плана, и Бине было рекомендовано придумать лучшую альтернативу для измерения разницы между нормальными и ненормальными детьми. [ 4 ] [ 5 ]

Существовало три версии теста интеллекта Бине-Саймона. Первый, разработанный в 1905 году, предназначался для выявления аномальных детей. Во второй версии, 1908 года, было добавлено понятие возраста, позволяющее подсчитать, на сколько лет ребенок отстает интеллектуально. Последний тест, проведенный в 1911 году, сохранил понятие умственного возраста и представлял собой пересмотренную версию версии 1908 года. Тесты 1908 и 1911 годов позже использовались американскими психологами, такими как Генри Х. Годдард и Льюис Терман . [ 10 ]

Версия 1905 года

[ редактировать ]
Обзор первой версии теста Симона-Бине (июль 1905 г.). Направлен на различение «идиотии», «имбицильности», «слабости» и «нормальности» у детей. Эта таблица была построена для статьи: «Болею? Или медленно? О истоках интеллекта как психологического объекта» (2013) [ 4 ]

Версия 1905 года была направлена ​​на различение детей с нормальным и «ненормальным» интеллектом. Бине и Симон сгруппировали детей на « идиотию », « имбецильность », « слабость » и « нормальность ». [ 4 ] В каждой категории был свой набор заданий, организованных от самой низкой до самой высокой сложности. [ 2 ] [ 4 ] Обычно проведение полного теста занимало всего пятнадцать минут. [ 4 ]

Бине и Симон предположили, что «идиот» обладает базовыми навыками. Шесть подтестов теста 1905 года впервые измеряли эти базовые навыки. Вторая часть теста интеллекта Бине-Саймона была направлена ​​на различение « идиотизма » и « имбецильности ». Если ребенок не мог пройти все подтесты этого раздела, тест прекращался, и на ребенка навешивался ярлык « идиот ». Эта часть состояла из пяти субтестов. [ 4 ] Третья часть теста 1905 года, предназначенная для различения между непримиримостью и слабостью . Если ребенок не мог пройти все тесты из этой части, он был помечен внесением имбивания . Эта часть включала 15 подтестов. Четвертая и последняя часть теста различала расслабленность и нормальность . У этой части было четыре подтеста. [ 4 ]

Тест 1905 года был в основном основан на работе Бинета за предыдущие 15 лет и был построен в течение нескольких недель. [ 4 ] Этот пакет тестов был первым метрическим масштабом интеллекта («Echelle Métrique de L'Intelligence»). [ 5 ]

1908 версия

[ редактировать ]

Историк Аннет Мюльбергер утверждала, что версия 1908 года была первой успешной версией теста. [ 3 ] Опубликованный текст можно легко прочитать как руководство по тестированию интеллекта. [ 5 ] Тест стал масштабным, а подтесты располагались от самого простого к самому сложному. Тест также подробно показал четыре-восемь задач, которые дети должны уметь выполнять в 11 разных возрастах, от 3 до 13 лет. [ 3 ] [ 5 ] Тест был построен путем предоставления субтестов детям определенной (хронологической) возрастной группы. Если 75% этих детей сдадут экзамен, субтест будет отнесен к этой возрастной группе. [ 3 ] [ 9 ]

Тест измерял то, что Бине назвал умственным возрастом , — возрастной уровень, на котором ребенок может выступать. Если бы ребенок, например, мог выполнять все задачи, предназначенные для 10-летнего ребенка, но не те, которые предназначены для 11-летнего ребенка, его умственный возраст был бы равен 10 годам. Умственный возраст устанавливался независимо от хронологический возраст, что означает, что ребенок может иметь умственный возраст 10-летнего ребенка и хронологический возраст 12-летнего ребенка. Также возможно, что ребенок имеет более высокий умственный возраст, чем его хронологический возраст. [ 3 ] Если умственный возраст ребенка на два года отставал от его хронологического возраста, ребенка считали ненормальным. Бине и Симон рассматривали отставание в два или более года как предупреждающий признак низкого интеллекта, который требует особого внимания, прежде всего путем предоставления корректирующего образования. [ 5 ]

Версия теста Бине-Симона 1908 года рассматривалась как научный и объективный метод, способный предоставить фактические утверждения о сложном психическом феномене интеллектуальных способностей человека. [ 3 ] [ 6 ]

Версия 1911 года

[ редактировать ]

В 1911 году Бине пересмотрел версию 1908 года без Симона. [ 3 ] [ 5 ] Саймон не участвовал в версии 1911 года, поскольку он переехал в Северную Францию, чтобы работать в приюте Сен-Йон и над своей книгой «L'Aliéné, l'Asile, l'Infirmier» («Отчужденные, приют, медсестра»). . [ 5 ] В версии 1911 года новых тестов добавлено не было. Количество субтестов было выровнено: по пять заданий на возрастную группу. Бине создал новые категории для 15-летних и взрослых, перенеся в эти новые категории самые сложные подтесты. [ 5 ] Эта публикация 1911 года состояла в основном из разъяснений и реакций на комментарии учителей и исследователей, а также из представления новых данных, собранных в результате использования теста в нескольких школах. [ 5 ] Бине умер в 1911 году, и Симон не работал над какими-либо новыми тестовыми версиями. [ 5 ]

Переведенная версия для США 1911 г.

[ редактировать ]

Между этим практическим руководством 1911 года для США и оригинальным французским тестом 1908 года было два различия, за исключением того, что оно было переводом с французского на английский. Во-первых, в переведенную версию была включена категория идиотии (вопросы 1–6), которая измеряет умственный возраст 1–2, а также тесты 17а и 50а. [ 1 ] Во-вторых, эта версия фокусировалась на различении разных уровней умственных способностей. В порядке убывания к высшему это были: « идиот », « имбециль », « дебил » и « нормальный ». [ 1 ]

Практическое руководство, написанное для тех, кто хотел провести тест интеллекта Бине-Саймона в США (1911 г.). [ 1 ]

Тест было рекомендовано проводить следующим образом. Прежде чем начать тест, человек, проводящий тест, экспериментатор, записывал биоданные испытуемого. Этими биоданными были: имя, год рождения, место рождения, национальность, пол, здоровье, физические недостатки, школьная оценка, школьная успеваемость (педагогически отсталые или ускоренные годы), а также данные обследования и кто был экспериментатором, проводившим тест. [ 1 ]

После завершения теста экспериментатор указывал психическое состояние испытуемого во время теста. Общие результаты сначала сообщались как количество «пройденных тестов умственного возраста », затем хронологический (фактический) возраст, а затем разница в количестве лет между этим и интеллектуальным возрастом.

В последнюю очередь экспериментатор должен был указать степень психики. Экзаменатор мог выбрать следующие ярлыки: «сверхнормальный», «нормальный», «субнормальный», «отсталый» или « слабоумный ». Эти ярлыки также могут быть связаны с ярлыками «идиот низкого, среднего или высокого уровня»; низкий, средний или высокий идиот и низкий, средний или высокий идиот. [ 1 ]

Срок действия

[ редактировать ]

Когда тест был опубликован во Франции, его достоверность была признана, поскольку он позволял различать нормальных и умственно отсталых детей, а также потому, что баллы по тесту увеличивались с возрастом ребенка. [ 11 ] Более того, Бине и Саймон представили доказательства того, что порядок заданий был линейным и что баллы ребенка на тесте коррелировали с его успеваемостью. [ 5 ]

В Соединенных Штатах Генри Годдард (1886–1957) был очарован эффективностью теста Бине-Саймона. его цитируют: «Никто не может использовать тесты на значительном количестве детей, не убедившись, что, какие бы дефекты или недостатки они ни имели, и никто не может утверждать, что они идеальны, тесты действительно удивительно близки [к] то, что мы считаем истиной в отношении психического статуса любого протестированного ребенка». [ 3 ]

Кто это использовал?

[ редактировать ]

Первоначальной целью теста было различение нормальных и ненормальных детей во французских начальных школах. Тест проводился учителями французских государственных школ. [ 8 ]

Критика Йеркса

[ редактировать ]

Роберт Йеркс (1876–1956) раскритиковал тест Бине-Симона за то, что он предполагает, что все, кто его проходит, являются носителями языка. Он также утверждал, что тест интеллекта должен иметь универсальную шкалу успеваемости, а не шкалу возрастных оценок. Он далее заявил, что социальные и биологические различия следует учитывать при выборе норм, используемых для оценки производительности. [ 10 ]

Критика Мюльбергера

[ редактировать ]

Мюльбергер (2020) отметил, что тест интеллекта — это теоретический инструмент, который «что-то делает» с теми, кто с ним взаимодействует. Тест интеллекта Бине-Саймона впервые стал инструментом анализа интеллекта для психологов. Следовательно, онтологические предположения и концептуальные понимания оказались в «черном ящике» . В результате концепция интеллекта стала тем, что измерял тест. [ 3 ] Тест имеет встроенный набор норм и ценностей, которые предполагают, какую умственную работу должен уметь выполнять нормальный гражданин. Мюльбергер (2020) признает методологическое усердие психологов в оценке и обеспечении его достоверности, надежности и воспроизводимости, но, несмотря на эти усилия, тест был опасным и мог вызвать скептицизм и страх. [ 3 ]

Критика Гулда

[ редактировать ]

В Стивена Джея Гулда книге «Неправильная оценка человека» Гулд утверждает, что, хотя тест Бине-Саймона использовался для морально хорошей цели (выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи), способ, которым этот тест впоследствии использовался в Соединенные Штаты психологов, таких как Спирмен , Терман , Годдард , Берт и Бригам , не были этичными. Гулд утверждает, что в Соединенных Штатах тест на интеллект использовался для дискриминации иностранцев и представителей рабочего класса, а также для помощи представителям высших социальных классов. [ 2 ] [ 3 ]

Тест интеллекта Бине-Симона стал моделью для будущих тестов интеллекта. [ 11 ] Многие более поздние тесты на интеллект также объединяли различные умственные тесты, чтобы получить единый балл интеллекта. [ 11 ] Определенные элементы теста Бине-Саймона также были повторно использованы для других тестов интеллекта. [ 11 ]

Теодор Саймон был самым большим сторонником теста после кончины Бине в 1911 году, выступая за его международное использование. Вскоре после этого другие известные педагоги и психологи, такие как Эдуард Клапаред и Овид Декроли . к его пропаганде теста присоединились [ 3 ] [ 9 ] Благодаря их обширной и обширной сети информация о надежности и эффективности теста Бине-Саймона быстро распространилась в тот период, когда школьное образование стало общедоступным и оценивалось. [ 3 ]

Группа врачей из Барселоны, нанятых мэрией, была одной из первых, кто использовал переведенную версию версии 1908 года. Они протестировали 420 мальчиков и девочек, чтобы выявить физически, умственно и социально отстающих школьников. Родители и дети надеялись на низкие баллы по тесту, потому что это означало бы, что детей отберут для поездки в спонсируемые государством летние лагеря в сельской местности. [ 3 ]

Генри Х. Годдард узнал о тесте Бине-Саймона во время путешествия по Европе и стал величайшим пропагандистом теста интеллекта Бине-Саймона в Соединенных Штатах. [ 9 ] [ 11 ] В 1916 году Годдард поручил полевой сотруднице своей лаборатории Элизабет С. Кайт перевести полную работу Бине и Саймона по тесту интеллекта на английский язык. [ 9 ] Будучи руководителем исследований в Вайнлендской школе подготовки слабоумных девочек и мальчиков , Годдард возглавил движение, которое привело к широкому использованию теста Бине-Саймона в американских учреждениях. [ 9 ] [ 11 ]

Коэффициент интеллекта Уильяма Стерна (1912)

[ редактировать ]

В 1912 году Уильям Стерн (1871–1938) стандартизировал результаты теста интеллекта Бине-Саймона. Он добился этого, разделив умственный возраст на хронологический возраст. Число, полученное в результате этих вычислений, было широко известным коэффициентом интеллекта или IQ . Для многих людей, как тестировщиков, так и тестируемых, это число стало точным встроенным интеллектом человека. [ 3 ] Теодор Симон раскритиковал эту версию теста Бине-Симона, утверждая, что это предательство цели теста. [ 9 ]

Робберт Йеркс и Джеймс Бриджес (1915)

[ редактировать ]

Робберт Йеркс и Джеймс Бриджес изменили годовую шкалу теста Бине-Саймона на балльную шкалу, превратив ее в экзамен по балльной шкале Йеркса-Бриджеса. Йеркс и Бриджес добились этого, сгруппировав элементы схожего содержания. Например, в тесте Бине-Саймона было несколько тестов на объем памяти , распределенных по разным возрастным группам. Например, Йеркс и Бриджес взяли все эти тесты на объем памяти и создали для них новую категорию, упорядоченную от самого простого к сложному. Они создали множество других групп, используя эту технику. Эта адаптация станет моделью для более поздних шкал Векслера . [ 11 ]

Шкалы интеллекта Стэнфорда-Бине Льюиса Термана (1916)

[ редактировать ]

Шкала интеллекта Стэнфорда-Бине представляла собой переработанную версию теста интеллекта Бине-Саймона, разработанного Льюисом Терманом . Он начал переработку в 1910 году и опубликовал ее в 1916 году. [ 9 ] Для своей доработки Терман использовал версию теста Бине-Симона 1908 года. [ 9 ] Самым важным дополнением является замена умственного возраста коэффициентом интеллекта (IQ). Тест Стэнфорда-Бине на интеллект также набрал баллы. В первой версии Стэнфорда-Бине было 90 пунктов, а в более поздней пересмотренной версии — 129. [ 3 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Валлин, Дж. Э. Уоллес (15 декабря 1911 г.). «Практическое руководство по использованию шкалы Бине-Саймона для измерения интеллекта» . Психологическая клиника . 5 (7): 217–238. ПМК   5147539 . ПМИД   28909840 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Гулд, Стивен Джей (1981). Неправильная мера человека . Нью-Йорк: Нортон. п. 179. ИСБН  978-0-393-01489-1 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Мюльбергер, Аннетт (19 ноября 2020 г.), «Биографии научного субъекта: тест на интеллект» , Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии , doi : 10.1093/acrefore/9780190236557.013.694 , ISBN  978-0-19-023655-7 , получено 20 июня 2024 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Николя, Серж ; Андрие, Бернар ; Круазе, Жан-Клод; Санитиозо, Рашид Б.; Берман, Джереми Тревельян (сентябрь 2013 г.). «Больной? Или медленный? О происхождении интеллекта как психологического объекта» . Интеллект . 41 (5): 699–711. дои : 10.1016/j.intell.2013.08.006 . ISSN   0160-2896 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Брисберт, Марк; Николя, Серж (16 мая 2024 г.). «Два устойчивых мифа о Бине и начале тестов интеллекта в учебниках по психологии» . Коллабра: Психология . 10 (1). дои : 10.1525/collabra.117600 . ISSN   2474-7394 .
  6. ^ Jump up to: а б с Чиччола, Элизабетта; Фоски, Ренато; Ломбардо, Джованни Пьетро (август 2014 г.). «Составление шкал интеллекта: тесты Де Санктиса и Бине, 1905 год и позже» . История психологии . 17 (3): 223–236. дои : 10.1037/a0033740 . ISSN   1939-0610 . ПМИД   24127867 .
  7. ^ Фоски, Ренато; Чиччола, Элизабетта (2006). «Политика и натурализм в психологии Альфреда Бине ХХ века» . История психологии . 9 (4): 267–289. дои : 10.1037/1093-4510.9.4.267 . ISSN   1939-0610 .
  8. ^ Jump up to: а б Зендерланд, Лейла (апрель 1988 г.). «Образование, евангелизация и истоки клинической психологии: наследие изучения детей» . Журнал истории поведенческих наук . 24 (2): 152–165. doi : 10.1002/1520-6696(198804)24:2<152::AID-JHBS2300240203>3.0.CO;2-6 . ПМИД   3286752 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фланаган, Дон П.; Макдонаф, Эрин М.; Кауфман, Алан С., ред. (2018). Современная интеллектуальная оценка: теории, тесты и проблемы (4-е изд.). Нью-Йорк Лондон: Гилфорд Пресс. ISBN  978-1-4625-3578-1 .
  10. ^ Jump up to: а б Сокал, Майкл М.; Американская ассоциация содействия развитию науки, ред. (1987). Психологическое тестирование и американское общество, 1890-1930 гг . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса. ISBN  978-0-8135-1193-1 .
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г Боаке, Корвин (май 2002 г.). «От Бине-Симона до Векслера-Бельвю: прослеживая историю тестирования интеллекта» . Журнал клинической и экспериментальной нейропсихологии . 24 (3): 383–405. дои : 10.1076/jcen.24.3.383.981 . ISSN   1380-3395 . ПМИД   11992219 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a250e99211358176865303cb19fac313__1723827360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/13/a250e99211358176865303cb19fac313.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Binet-Simon Intelligence Test - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)