Ударный согласный
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2024 г. ) |
В семитском языкознании эмфатический согласный — это глухой согласный , который первоначально противопоставлялся, а часто и сейчас противопоставляется аналогичному звонкому или глухому звуку посредством вторичной артикуляции . В определенных семитских языках члены эмфатического ряда могут реализовываться как увуляризованные , фарингеализованные , веляризованные или эъективные , или посредством простого голосового контраста; например, в арабском языке акцент включает втягивание спинки (или корня) языка, что по-разному описывается как веляризация или фарингализация в зависимости от того, где предполагается место втягивания. Этот термин также используется, в меньшей степени, для описания родственных серий в других афро-азиатских языках , где они обычно реализуются как отрывные, имплозивные или фарингеальные согласные.
В семитских исследованиях эмфатические согласные обычно транскрибируются с использованием соглашения о размещении точки под ближайшей простой согласной в латинском алфавите . Однако существуют исключения: исходное эмфатическое k превратилось в / q / в большинстве семитских языков; строго говоря, таким образом, он перестал быть выразительной версией k и стал другим согласным, который чаще всего транскрибируется как q (а не ḳ ) соответственно.
В арабском языке фонетическая реализация эмфатических согласных различается от диалекта к диалекту, но обычно они реализуются как фарингальные согласные. В эфиопских семитских и современных южноаравийских языках они реализуются как отрывные согласные. Хотя эти звуки не обязательно имеют какие-либо общие фонетические свойства, большинство из них исторически происходят из общего источника.
пять таких «выразительных» фонем реконструировано Для прасемитского языка :
Протосемитский | иврит | арамейский | арабский | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Описание фонемы | НАСИЛИЕ | Пер. | Название буквы/фонемы | НАСИЛИЕ | Пер. | ||
Альвеолярный выброс | [ т' ] | ṭ | Tet Тет | Тет ט | Та ' ط | [ тˤ ] | ṭ |
Стоматологический выбросный фрикативный | [ θʼ ] | ṯ̣ | Цади צ | Ẓāʾ Ẓā' | [ ðˤ ] | ẓ или ḏ̣ | |
Альвеолярный выбросный фрикативный или аффрикатный | [ ц` ] / [ с` ] | ш | Шаде צ | Шад ص | [ сˤ ] | ш | |
Альвеолярный латеральный выбросный фрикативный или аффрикатный | [ ɬʼ ] / [ tɬʼ ] | не | Масса ע | Хад ض | [ дˤ ] [ примечание 1 ] | ḍ | |
Велар выбросный | [ к '] | ḳ | ק Кто-то | Коф ק | Каф ق | [ q ] [ примечание 2 ] | д |
Дополнительная выразительная губная форма *ṗ встречается в некоторых семитских языках, но неясно, была ли она фонемой в протосемитском языке.
- Классический эфиопский семитский язык геэз уникален среди семитских языков тем, что противопоставляет все три /p/ , /f/ и /pʼ/ . Хотя /p/ и /pʼ/ встречаются в основном в заимствованных словах (особенно из греческого ), существует множество других словосочетаний, происхождение которых менее ясно (например, hepʼä «удар», häppälä «стирать одежду»). [ 3 ]
- По мнению Хецрона, иврит развился [ когда? ] выразительная губная фонема ṗ для обозначения безнаддувного /p/ из персидского и греческого языков; эта фонема не встречается в еврейской орфографии. [ 4 ]
Общие положения Современный израильский иврит и мальтийский язык являются заметными исключениями среди семитских языков из-за наличия выразительных согласных. В обоих языках они были утрачены под влиянием индоевропейских языков (главным образом идиша и сицилийского соответственно, хотя влияние могли оказать и другие языки; см. возрождение языка иврит ).
- В иврите буква цади (от протосемитского ṯ̣ , ṣ , ṣ́ ) остается отдельной, но была заменена нефаригальной аффрикатой / ts / . Эмфатический звук ḳ был слит с простым k в неленитированных позициях , но остается отдельным после вокала, где простой согласный становится / x / (фонетически [ χ ] ), а исходный эмфатический звук - нет. Семитский ṭ полностью слился с равнинным t .
- В мальтийском языке отчетливым остается только выразительное ḳ (пишется q ). это до сих пор реализуется как увулярная остановка [ q ], В некоторых деревнях но в остальном она превратилась в гортанную согласную остановку [ ʔ ] . Все остальные эмфатические звуки были объединены в простые согласные. Тем не менее, их часто все еще можно узнать по особым вокальным изменениям, которые они вызвали до слияний: сравните sejf ( « меч » , от арабского سَيْف Sayf ) с sajf ( « лето » , от арабского صَيْف ṣayf ). Эмфатический ṣ препятствовал тому a , чтобы была повышена до e , как это было с простой s ).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Исторически эмфатический согласный /dˤ/ произносился [ ɮˤ ] или, возможно, [ d͡ɮˤ ] [ 1 ] — в любом случае, весьма необычный звук. Средневековые арабы даже называли свой язык لغة الضاد lughat al-Dād «языком Хада » (название буквы, используемой для этого звука), полагая, что этот звук уникален для их языка, хотя он также встречается и в Мехри . Он сохранился среди носителей старшего поколения на нескольких изолированных диалектах. [ 2 ]
- ^ В некоторых арабских диалектах , особенно в диалектах Хиджаза и Неджда , выразительное [ kʼ ] превратилось в простое [ ɡ ] вместо [q] . Эта форма произношения довольно старая и, вероятно, существовала уже в начале исламских завоеваний.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фергюсон, Чарльз (1959), «Арабский койне», Language , 35 (4): 630, doi : 10.2307/410601 , JSTOR 410601
- ^ Аль-Азраки, Мунира (2019). «Делатерализация по-арабски и Мехри» . Диалектология . 23 : 1–23.
- ^ Вудард, Роджер Д. (2008). Вудард, Роджер Д. (ред.). Древние языки Малой Азии . Издательство Кембриджского университета . п. 219. дои : 10.1017/CBO9780511486845 . ISBN 978-0-521-68496-5 .
- ^ Хецрон, Роберт (1997). Семитские языки . Рутледж . п. 147. ИСБН 9780415412667 .