Jump to content

План Z-4

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с плана Z-4 )

Районы, контролируемые РСК, в январе 1995 г. и их предлагаемый статус в соответствии с Планом Z-4:
  Автономный регион в составе Хорватии
  Вернитесь под полный хорватский контроль через два года
  Немедленно вернуться под полный хорватский контроль.

План Z-4 был предложенной основой для переговоров о прекращении войны за независимость Хорватии путем политического урегулирования. Его подготовили Питер В. Гэлбрейт , Леонид Керестеджянц и Герт-Хинрих Аренс от имени мини-контактной группы, в которую входят посланники ООН и дипломаты из США, России и Европейского Союза . Сопредседатели Международной конференции по бывшей Югославии Дэвид Оуэн и Торвальд Столтенберг принимали активное участие в политическом процессе вокруг этого плана. Документ был подготовлен в последние месяцы 1994 года и в начале 1995 года, а затем был представлен президенту Хорватии Франьо Туджману и лидерам самопровозглашенной Республики Сербская Краина (RSK) 30 января 1995 года. Туджман был недоволен этим предложением, но принял его. это как основа для дальнейших переговоров. Однако власти РСК даже отказались получить документ до того, как был определен статус мандата СООНО. Судя по более поздним отзывам, руководство РСК не удовлетворилось этим планом.

Еще три попытки возродить этот план были предприняты после операции «Вспышка» в начале мая, когда Хорватия захватила часть западной Славонии , ранее контролировавшуюся РСК. Первая инициатива, начатая позже в том же месяце, провалилась, потому что RSK потребовала, чтобы хорватские войска отошли из западной Славонии (что Хорватия отказалась сделать). Вторая попытка провалилась просто потому, что ни одна из сторон не хотела вести переговоры. Последний раунд переговоров, на котором международные дипломаты предложили план Z-4, состоялся в начале августа, когда крупное нападение Хорватии на RSK казалось неизбежным. На этот раз руководство RSK, похоже, было более склонно к переговорам на основе плана Z-4, но Хорватия выдвинула свои собственные требования (включая немедленную замену RSK хорватским гражданским правительством), которые были отклонены. 4 августа Хорватия начала операцию «Шторм» , разгромила RSK и фактически положила конец политическому процессу, который привел к созданию плана Z-4.

Элементы плана воплотились в два предложения по разрешению косовского кризиса: в 1999 году (во время войны в Косово ) и в 2005 году в рамках процесса определения статуса Косово . Ни то, ни другое не было принято сторонами в этом конфликте.

восстание, известное как Бревенчатая революция В августе 1990 года в Хорватии произошло сербами , сосредоточенное в преимущественно населенных районах внутренних районов Далмации вокруг города Книн . [ 1 ] части регионов Лика , Кордун и Бановина , а также поселения в восточной Хорватии со значительным сербским населением. [ 2 ] Эти территории впоследствии были названы Республикой Сербская Краина (РСК), а после того, как РСК заявила о своем намерении объединиться с Сербией , правительство Хорватии объявило РСК отколовшимся государством. [ 3 ] К марту 1991 года конфликт обострился, что привело к хорватской войне за независимость . [ 4 ] В июне 1991 года Хорватия провозгласила свою независимость после распада Югославии . [ 5 ] Последовали трехмесячный мораторий на Хорватию и заявления РСК. [ 6 ] после чего их решения были выполнены 8 октября. [ 7 ]

Поскольку Югославская народная армия (ЮНА) все активнее поддерживала РСК, а хорватская полиция была не в состоянии справиться с ситуацией, в мае 1991 года была сформирована Хорватская национальная гвардия (ЗНГ). В ноябре ЗНГ была переименована в Хорватскую армию (ХВ). [ 8 ] Созданию хорватских вооруженных сил препятствовало сентябрьское эмбарго ООН на поставки оружия . [ 9 ] В последние месяцы 1991 года произошли наступление ЮНА и самые ожесточенные бои войны, кульминацией которых стала осада Дубровника. [ 10 ] и битва при Вуковаре . [ 11 ] В ноябре были заключены переговоры о прекращении огня в ожидании политического урегулирования (которое стало известно как план Вэнса ). [ 12 ] и он был реализован в начале января 1992 года. [ 13 ] Перемирие было нарушено в январе 1993 года, когда ВВ начала операцию «Масленица» , и мелкие столкновения продолжались более года. 16 марта 1994 года российский посланник Виталий Чуркин выступил посредником в переговорах между Хорватией и РСК, в результате которых 30 марта было заключено новое прекращение огня. В результате дальнейших переговоров были достигнуты соглашения о возобновлении работы участка автомагистрали Загреб-Белград (пересекающего контролируемую RSK часть западной Славонии , нефтепровода «Адрия» и нескольких линий водоснабжения) к концу 1994 года. [ 14 ]

Разработка

[ редактировать ]

Создание

[ редактировать ]

План Z-4 был разработан послом США в Хорватии Питером Гэлбрейтом , послом России в Хорватии Леонидом Керестеджянцем и немецким дипломатом Гертом-Хинрихом Аренсом , представляющими Европейский Союз (ЕС) в « мини-контактной группе ». [ 15 ] Буква Z в названии плана обозначала Загреб (столицу Хорватии), а цифра 4 означала участие США, России, ЕС и ООН. Этот план стал результатом процесса, начатого 23 марта 1994 г. [ 16 ] причем Гэлбрейт считал себя его главным автором. [ 17 ] Это был хорошо разработанный юридический документ. [ 18 ] задуман как основа для переговоров и, по словам Аренса, призван обязать Хорватию к согласованному на международном уровне урегулированию и не дать ей перейти к военному разрешению войны. [ 19 ] (при этом будучи щедрым по отношению к хорватским сербам). По словам Аренса, план на самом деле был слишком щедрым по отношению к сербам; [ 18 ] по сути, он создал правовую основу для постоянного сербского государства в Хорватии. [ 20 ]

Сердцем плана было Конституционное соглашение о Краине (Часть первая). В первой части Краина определена как автономный регион Хорватии, границы которого основаны на результатах хорватской переписи 1991 года. [ 19 ] (которые определили одиннадцать муниципалитетов с абсолютным сербским большинством). [ 21 ] Эти территории будут пользоваться высоким уровнем автономии, при этом большая часть полномочий будет передана от центрального правительства в Загребе Краине. У региона будет свой президент, кабинет министров, законодательство, суды, полиция, эмблема, флаг и валюта, а также право взимать налоги и заключать международные соглашения. [ 19 ] Часть первая также предусматривала демилитаризацию автономного округа. Часть вторая плана, «Соглашения относительно Славонии, Южной Бараньи, Западного Срема и других территорий», касалась территорий, где хорватские сербы не составляли большинства в 1991 году (включая восточную и западную Славонию), и содержала переходные положения. В третьей части плана были изложены гарантии прав человека, основных свобод, уголовное преследование за военные преступления , суд по правам человека с международными судьями, а также положения, разрешающие двойное хорватское и югославское гражданство для хорватских сербов. [ 18 ] План предусматривал, что западная Славония будет первой, которая будет возвращена под контроль Хорватии, за ней последует восточная Славония (где перед передачей будет создана переходная администрация ООН). [ 17 ]

Предлагаемые изменения

[ редактировать ]

Первый проект плана Z-4 был подготовлен в сентябре 1994 года и в течение следующих четырех месяцев несколько раз дорабатывался и исправлялся. За этот период Международной конференции по бывшей Югославии сопредседатели (ICFY) Дэвид Оуэн и Торвальд Столтенберг потребовали внесения поправок в план и выступили против его представления властям Хорватии или RSK. Первый набор запрошенных изменений заключался в том, чтобы включить положение о том, что Хорватия уступит территорию вокруг города Жупанья (на северном берегу реки Сава ) Союзной Республике Югославии , что позволит улучшить связь между Белградом и территорией боснийских сербов вокруг Баня-Луки. . Запрос, поданный 8 сентября, был отклонен авторами плана. [ 22 ] В тот день Оуэн потребовал, чтобы план позволил Краине сформировать конфедерацию либо с Сербией, либо с Союзной Республикой Югославией. Оуэн и Столтенберг стремились создать сеть конфедераций между бывшими югославскими республиками, но авторы плана Z-4 сочли это невозможным. Министр иностранных дел Германии Клаус Кинкель от имени Германии, председательствующей в ЕС, предупредил Оуэна, что краинские сербы составляют лишь 5 процентов населения Хорватии и что конфедерация Косово и Албании была бы более естественной. 6 октября Россия заявила о своем несогласии с конфедерацией, но через четыре дня (незадолго до того, как от нее отказались) Оуэн восстановил поддержку этой идеи в стране. [ 23 ]

Третья группа запрошенных поправок относилась к Восточной Славонии. Оуэн и Столтенберг просили оставить его статус нерешенным вместо того, чтобы постепенно в течение пятилетнего периода вернуться под хорватский контроль и использовать послевоенный этнический состав территории в качестве формулы для этнического состава местной полиции и создания совместной хорватско-хорватской полиции. Югославская компания по добыче сырой нефти в Джелетовцах . Предложение было отклонено, но оно привело к местной автономии сербских деревень в этом районе и сократило переходный период до двух лет. [ 24 ] Четвертая группа предложенных поправок, внесенная Оуэном, включала предложение о продолжении сербского вооруженного присутствия в Краине и дополнительных полномочиях Краины в отношении минеральных ресурсов и международных договоров. После предложений текст плана стал предметом длительных обсуждений между странами контактной группы, ЕС и сопредседателями ICFY. Сопредседатели приступили к разработке своей версии плана; Столтенберг застопорил этот план через норвежского дипломата (и посла ICFY) Кая Эйде . [ 25 ] [ 26 ] создавая конфликт между Эйде и Гэлбрейтом. [ 27 ]

Первые новости о плане

[ редактировать ]

1 октября Гэлбрейт проинформировал президента Хорватии Франьо Туджмана о плане, не сообщив никаких подробностей. Аналогичным образом Аренс и Эйде проинформировали президента RSK Милана Мартича . [ 19 ] Хотя ранние переговоры по плану Z-4 были запланированы без фактического раскрытия этого плана Хорватии и RSK, [ 25 ] Элементы плана просочились в газеты Белграда и Загреба в середине октября. [ 27 ] По словам Флоренс Хартманн , в октябре представители Туджмана и президента Сербии Слободана Милошевича встретились в Граце , Австрия, чтобы обсудить предлагаемую реинтеграцию RSK в Хорватию и их противодействие плану Z-4. [ 28 ] Туджману этот план не понравился, потому что он предусматривал сербское государство в Хорватии, в то время как Милошевич видел в нем опасный прецедент, который можно было бы применить к несербским или этнически смешанным регионам остатков Югославии, таким как Косово, Воеводина и Санджак . [ 29 ] [ 30 ]

Гэлбрейт, Эйде и Керестеджианц согласились передать план Хорватии и РСК 21 октября, против чего выступили Оуэн и Столтенберг. Оуэн также попросил Виталия Чуркина дать указание своему посланнику воспрепятствовать доставке. По указанию Москвы Керестеджианц отказался от участия, а Гэлбрейт обвинил Оуэна в саботаже плана Z-4. [ 31 ]

Финальная версия

[ редактировать ]

53-страничная окончательная версия плана Z-4. [ 32 ] был подготовлен 18 января 1995 года. Под названием «Проект соглашения о Краине, Славонии, Южной Баранье и Западном Среме» он состоял из трех документов и двух предварительных карт. Карты считались предварительными из-за опасений, что включение Бенковаца в состав Краины будет оспорено Хорватией; часть муниципалитета была населена преимущественно хорватами и находилась на Адриатическом побережье. Еще одним территориальным вопросом был муниципалитет Слунь ; он не был включен в состав Краины, и это упущение фактически разделило Краину на две части. Возможным решением проблемы было разделение муниципалитета на две части и передача территорий к востоку от Слуня Краине. В ожидании этого началось планирование дороги в обход Слуня. Несмотря на нерешенные вопросы, доставка плана в Хорватию и РСК была запланирована на январь. [ 33 ] 12 января, незадолго до того, как был составлен окончательный вариант плана, Туджман объявил в письме в ООН, что Хорватия не предоставит продление миротворческого мандата ООН после 31 марта, а войска Сил Организации Объединенных Наций по охране (СООНО), развернутые в РСК, будут придется уйти. [ 34 ]

Презентация

[ редактировать ]

30 января план Z-4 был представлен Туджману послом Франции в Хорватии в сопровождении Гэлбрейта, Керестеджянца, Аренса и посла Италии Альфредо Матакотты (сменившего Эйде). [ 15 ] Туджман не скрывал своего недовольства этим планом. [ 29 ] получил проект, зная, что сопротивление Милошевича плану (из-за его опасений по поводу Косово) не позволит его реализовать. [ 35 ] Туджман принял план (который Хорватия сочла неприемлемым) в качестве основы для переговоров с РСК. [ 32 ] надеясь, что они откажутся от этого. [ 15 ]

Затем пятеро дипломатов отправились в Книн, чтобы представить план Z-4 руководству RSK. Там они встретились с Мартичем, премьер-министром РСК Бориславом Микеличем и министром иностранных дел Миланом Бабичем . Мартич отказался получить проект до того, как Совет Безопасности ООН опубликовал письменное заявление о продлении мандата СООНО по защите РСК. Керестеджианц и Аренс предложили Мартичу подтвердить получение плана, а затем заявить, что РСК не будет вести переговоры до тех пор, пока проблема СООНО не будет решена, но он отказался. Затем дипломаты попытались встретиться с Милошевичем в Белграде по этому поводу, но Милошевич отказался их видеть, и на следующий день группа вернулась в Загреб. [ 15 ] Аренс назвал события 30 января «фиаско». [ 36 ]

Аренс отметил, что Хорватия и РСК удовлетворены результатом. Оуэн и Столтенберг выразили понимание отказа RSK и Милошевича от этого плана, что вызвало резкую реакцию Гэлбрейта. [ 36 ] Парламент РСК собрался 8 февраля, и единственным пунктом повестки дня был план Z-4. В своих выступлениях Мартич, Микелич и Бабич назвали этот план провокационным для RSK и сочли поддержку Милошевича в отказе от плана очень обнадеживающей. [ 37 ] Помимо Милошевича, план отвергли и ряд других влиятельных сербских политиков, в том числе Борисав Йович — близкий союзник Милошевича, который считал РСК достаточно сильным в военном отношении, чтобы противостоять Хорватии, — и Воислав Шешель , который считал план совершенно неприемлемым. Оппозиционные политики в Сербии раскололись. Зоран Джинджич сказал, что, поскольку RSK отказалась от плана, Сербия также не должна его принимать, в то время как Вук Драшкович отдал предпочтение этому плану как исторической возможности. [ 38 ] Взгляды Драшковича в конечном итоге возобладали в сербских СМИ, но не раньше конца августа. [ 39 ] Единственная официальная реакция Хорватии поступила от ее главного переговорщика Хрвое Шаринича . Шаринич заявил, что Хорватия поддерживает восстановление хорватского правления, возвращение беженцев и местное самоуправление для хорватских сербов, но отвергает плановые решения, несовместимые с Конституцией Хорватии . [ 32 ] В Хорватии план и его авторы (особенно Гэлбрейт) подверглись резкой критике в рамках того, что Аренс назвал «порочной кампанией». [ 36 ]

Попытки реинтродукции

[ редактировать ]

Май и июнь 1995 г.

[ редактировать ]

Было еще несколько попыток пропагандировать план Z-4 как основу политического урегулирования хорватской войны за независимость. После того, как Хорватия захватила западную Славонию у РСК в ходе операции «Вспышка» в начале мая, Оуэн и Столтенберг пригласили хорватских чиновников и представителей РСК в Женеву, чтобы возродить этот план. Инициативу поддержали Совет Безопасности ООН и « Большая семерка» готовила саммит в Галифаксе , которая в то время . На встрече присутствовали Оуэн, Столтенберг, Гэлбрейт, Керестеджианц, Эйде и Аренс в качестве международных дипломатов; РСК представляли Мартич, Микелич и Бабич, а хорватскую делегацию возглавлял Шаринич. Шаринич принял приглашение, заявив, что это место было уступкой Хорватии, поскольку хорватские власти считали этот вопрос внутренним делом, которое обычно должно решаться в Хорватии. С другой стороны, делегация РСК настаивала на выводе хорватских войск с территории, захваченной ранее в том же месяце, прежде чем переговоры смогут продолжиться. Поскольку Совет Безопасности ООН не просил о таком выводе, Хорватия отклонила это требование, и инициатива провалилась. [ 40 ]

Вторая попытка возродить этот план возникла в результате переговоров между Кинкелем и министром иностранных дел Франции Эрве де Шареттом 28 июня. Они предложили создать зоны разделения для обеспечения соблюдения режима прекращения огня, наблюдения за внешними границами РСК, конкретных гарантий безопасности хорватских сербов и реализации мер по укреплению доверия путем экономического сотрудничества между Хорватией и РСК. Однако эта инициатива не получила поддержки, когда RSK отказалась вести переговоры. [ 41 ]

август 1995 г.

[ редактировать ]

Еще одна попытка реализации этого плана была предпринята после того, как Милошевич попросил Соединенные Штаты остановить неминуемое нападение Хорватии на РСК 30 июля. Хотя в своем запросе он указал, что переговоры следует провести на основе плана Z-4, он отказался встретиться с Гэлбрейтом (который хотел, чтобы Милошевич оказал давление на RSK, чтобы тот принял его) 2 августа. [ 42 ] Вместо этого Гэлбрейт встретился с Бабичем в Белграде, пытаясь убедить его принять этот план. Он сказал Бабичу, что РСК не может рассчитывать на международное сочувствие из-за своего участия в осаде Бихача , и им придется принять хорватские условия, чтобы избежать войны. В качестве альтернативы Гэлбрейт посоветовал Бабичу принять переговоры на основе плана Z-4. [ 43 ] Бабич подчинился, и Столтенберг пригласил делегации Хорватии и RSK на переговоры 3 августа. [ 41 ] Генто , недалеко от Женевы, [ 44 ] был выбран в качестве места, чтобы избежать внимания средств массовой информации. [ 45 ] Делегацию РСК возглавил генерал-майор Миле Новакович Армии Республики Сербской Краины , а хорватскую делегацию возглавил советник Туджмана Ивич Пашалич . [ 46 ]

На встрече РСК настаивала на выводе HV из Западной Славонии и постепенном соблюдении режима прекращения огня с последующим экономическим сотрудничеством до обсуждения политического урегулирования. Хорватская делегация намеревалась не вести переговоры, а дипломатически готовиться к военному разрешению войны. Столтенберг предложил компромисс из семи пунктов, включая переговоры на основе плана Z-4, которые начнутся 10 августа. [ 46 ] Первоначально предложение было принято Бабичем, который затем выразил сомнения по поводу плана Z-4 как политического урегулирования, когда его попросили публично заявить о поддержке предложения Столтенберга (чтобы делегация Новаковича последовала его примеру). Затем Пашалич попросил Новаковича принять семь требований Хорватии: [ 47 ] включая немедленную замену РСК хорватским гражданским правительством. [ 46 ] Новакович отказался от предложения Пашалича, указав, что вместо этого он принял предложение Столтенберга, а Пашалич заявил, что RSK отклонила предложение Хорватии о переговорах. [ 47 ] Хорватия не считала Бабича достаточно могущественным, чтобы заручиться поддержкой инициативы Мартича, и, следовательно, не могла обязать RSK заключить соглашение. [ 48 ] Эту точку зрения поддержал сам Бабич, который сказал Гэлбрейту во время встречи 2 августа в Белграде, что Мартич будет подчиняться только Милошевичу. [ 49 ] 4 августа Хорватия начала операцию «Шторм» против РСК и, по словам Гэлбрейта, фактически прекратила план Z-4 и связанный с ним политический процесс. [ 16 ]

Последняя попытка, организованная Бабичем, была предпринята 16 августа по возрождению плана Z-4. Эта инициатива предусматривала согласование каждого пункта плана и расширение автономных территорий на восточную Славонию. Однако Аренс и Столтенберг считали невозможными любые переговоры между Хорватией и изгнанными, дискредитировавшими себя лидерами РСК. Когда они проконсультировались с Шариничем по поводу этой инициативы, он отверг любую возможность переговоров. [ 50 ]

Сентябрь 1995 г. и далее

[ редактировать ]

После военного успеха Хорватии против РСК во время операции «Шторм» в августе и в Боснии и Герцеговине против Республики Сербской во время операции «Мистраль-2» в сентябре президент США Билл Клинтон объявил о новой мирной инициативе для Боснии и Герцеговины. Эта инициатива, направленная на возвращение Хорватии Восточной Славонии, была основана на суверенитете Хорватии и плане Z-4. Гейлбрейт стремился согласовать план с новыми обстоятельствами на местах; [ 51 ] примером было ограниченное самоуправление хорватских сербов в муниципалитетах восточной Славонии, где они составляли большинство населения 1991 года; после того как Хорватия возразила, это предложение было заменено положениями Конституции Хорватии. К началу октября процесс привел к заключению Эрдутского соглашения , создавшего основу для восстановления восточной Славонии под властью Хорватии. [ 52 ] Когда соглашение было впервые реализовано в 1996 году, в Хорватии были опасения, что этот процесс может привести к «тайной» реализации плана Z-4 в восточной Славонии и политической автономии региона. [ 53 ]

План Z-4 был снова возрожден в 1999 году в качестве образца для Соглашения Рамбуйе , предлагаемого мирного договора, заключенного между Союзной Республикой Югославией и этническими албанцами, проживающими в Косово. [ 30 ] В 2005 году, после войны в Косово , Сербия и Черногория попытались урегулировать процесс определения статуса Косово , представив мирный план, предлагающий широкую автономию Косово. По словам Драшковича, тогдашнего министра иностранных дел Сербии и Черногории, этот план был «зеркальным отражением плана Z-4». [ 54 ] В том же году в Белграде было создано «правительство РСК в изгнании», требовавшее возрождения плана Z-4 в Хорватии (шаг, осужденный Драшковичем и президентом Сербии Борисом Тадичем ). [ 55 ] Ту же идею в 2010 году выдвинула организация сербских беженцев под руководством Саво Штрбаца . [ 56 ]

  1. Судеты и 19 августа 1990 г.
  2. ^ МТБЮ и 12 июня 2007 г.
  3. Судеты и 2 апреля 1991 г.
  4. ^ Энгельберг и 3 марта 1991 г.
  5. Судеты и 26 июня 1991 г.
  6. Судеты и 29 июня 1991 г.
  7. Народне новине и 8 октября 1991 г.
  8. ^ EECIS 1999 , стр. 272–278.
  9. Беллами и 10 октября 1992 г.
  10. ^ Белаяц и Жунец 2009 , стр. 249–250.
  11. Судеты и 18 ноября 1991 г.
  12. ^ Арматта 2010 , стр. 195–196.
  13. ^ ЦРУ 2002 , с. 106.
  14. ^ ЦРУ 2002 , с. 276.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Аренс 2007 , с. 165.
  16. ^ Перейти обратно: а б Марижан 2010 , стр. 358.
  17. ^ Перейти обратно: а б Bing 2007 , примечание 72.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Аренс 2007 , с. 159.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Аренс 2007 , с. 158.
  20. ^ Рамет 2006 , с. 455.
  21. ^ Аренс 2007 , с. 182.
  22. ^ Аренс 2007 , с. 160.
  23. ^ Аренс 2007 , стр. 160–161.
  24. ^ Аренс 2007 , с. 161.
  25. ^ Перейти обратно: а б Аренс 2007 , с. 162.
  26. ^ Аренс 2007 , с. 114.
  27. ^ Перейти обратно: а б Аренс 2007 , с. 163.
  28. ^ Бинг 2007 , с. 391.
  29. ^ Перейти обратно: а б Бинг 2007 , с. 393.
  30. ^ Перейти обратно: а б Bing 2007 , примечание 73.
  31. ^ Аренс 2007 , стр. 163–164.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Маринкович и 2 февраля 1995 г.
  33. ^ Аренс 2007 , с. 164.
  34. ^ Аренс 2007 , стр. 166–167.
  35. ^ Арматта 2010 , с. 203.
  36. ^ Перейти обратно: а б с Аренс 2007 , с. 166.
  37. ^ Марижан 2010 , стр. 221–222.
  38. ^ Марижан 2010 , стр. 17.
  39. ^ Марижан 2010 , стр. 16.
  40. ^ Аренс 2007 , с. 170.
  41. ^ Перейти обратно: а б Аренс 2007 , с. 171.
  42. ^ Продать 2002 , с. 239.
  43. ^ Марижан 2010 , стр. 365.
  44. ^ Марижан и июль 2010 г.
  45. ^ Аренс 2007 , стр. 171–172.
  46. ^ Перейти обратно: а б с Аренс 2007 , с. 172.
  47. ^ Перейти обратно: а б Аренс 2007 , с. 173.
  48. ^ Марижан 2010 , стр. 367.
  49. ^ Марижан 2010 , стр. 366.
  50. ^ Аренс 2007 , стр. 181–182.
  51. ^ Бинг 2007 , стр. 396–397.
  52. ^ Бинг 2007 , с. 398.
  53. ^ Павич 1996 , стр. 170.
  54. ^ Диданович и 29 декабря 2005 г.
  55. ^ Index.hr и 5 марта 2005 г.
  56. ^ Освобождение и 3 августа 2010 г ..
Книги
Статьи в научных журналах
Новостные репортажи
Другие источники
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b5c27619053d02a8e0b94c147f35b7d2__1708771620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/d2/b5c27619053d02a8e0b94c147f35b7d2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Z-4 Plan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)