Купено
![]() Традиционные земли народа купеньо светло-фиолетового цвета. | |
Общая численность населения | |
---|---|
1,000 (1990) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() | |
Языки | |
Английский , испанский , ранее Cupeño | |
Религия | |
Традиционная племенная религия, христианство ( католическое , протестантское) | |
Родственные этнические группы | |
Кауилья , Луисеньо , Серрано и Тонгва |
Купеньо Куупангаксвичем (или племя ) — индейское Южной Калифорнии .
Традиционно они жили примерно в 50 милях (80 км) внутри страны и в 50 милях (80 км) к северу от современной границы Мексики и США на полуостровном хребте Южной Калифорнии . [ 2 ] Сегодня их потомки являются членами признанных на федеральном уровне племен, известных как Группа Пала индейцев миссии Луисено , Группа Моронго индейцев миссии Кауилья и Группа Лос-Койотов индейцев Кауилья и Купено . [ 3 ]
История
[ редактировать ]Несколько различных групп объединились, чтобы сформировать культуру Купеньо примерно с 1000 по 1200 год нашей эры. Они были тесно связаны с культурой Кауилья . [ 4 ] Народ купеньо традиционно жил в горах долины Сан-Хосе в истоках реки Сан-Луис-Рей . [ 5 ] Их имя на их родном языке — «Куупангаксвичем» («люди, которые здесь спали»). [ 6 ] [ 2 ]
Они жили в двух автономных деревнях, Вилакальпе и Купе (или Купе). [ 3 ] расположен к северу от современного Уорнер-Спрингс, Калифорния . Их родина простиралась до Агуа-Кальенте, расположенного к востоку от озера Хеншоу , на территории, которую сейчас пересекает шоссе штата 79, недалеко от Уорнер-Спрингс. Площадь 200 акров (0,81 км 2) 2 ) Индейская деревня Купеньо сейчас заброшена, но свидетельства ее исторического значения сохранились. [ 7 ]
Испанская и мексиканская оккупация
[ редактировать ]
Испанцы вошли на земли Купеньо в 1795 году. [ 5 ] и взял под свой контроль земли к 19 веку. После того, как Мексика обрела независимость, ее правительство предоставило Хуану Хосе Уорнеру , натурализованному гражданину Америки и Мексики, почти 45 000 акров (180 км 2). 2 ) земли 28 ноября 1844 года. Уорнер, как и большинство других крупных землевладельцев Калифорнии того времени, зависел в первую очередь от индийской рабочей силы. [ 8 ] Жители деревни Купа предоставили большую часть рабочей силы Уорнеру на его животноводческом ранчо. Купеньо продолжали проживать в месте, которое испанцы называли Агуа-Кальенте, после американской оккупации Калифорнии в 1847–1848 годах, во время американо-мексиканской войны . Они построили глинобитный ранчо в 1849 году и сарай в 1857 году, которые по состоянию на 1963 год все еще стояли. [ 8 ]
По словам Хулио Ортеги, одного из старейших членов племени купеньо, Уорнер выделил около 16 миль (26 км) земли вокруг горячих источников в качестве частной собственности индейцев. Уорнер призвал купеньо построить каменный забор вокруг своей деревни и держать свой скот отдельно от скота на ранчо. Ортега считал, что если бы деревня создала свои собственные границы, купеньо до сих пор жили бы там. [ 8 ]
Американская оккупация
[ редактировать ]
Наблюдая за условиями жизни купеньо в 1846 году, У. Эмори, бревет-майор Инженерного корпуса армии США удерживает индейцев в состоянии крепостного права и с ними плохо обращаются. , описал, что Уорнер [ 9 ] В 1849 году Уорнер был арестован американскими войсками за сотрудничество с мексиканским правительством и доставлен в Лос-Анджелес . [ 10 ]
В 1851 году из-за нескольких конфликтов Антонио Гарра, индеец Юма , живший на ранчо Уорнера, попытался организовать коалицию различных индейских племен южной Калифорнии, чтобы изгнать всех американцев европейского происхождения . [ 10 ] Его « Восстание Гарры » провалилось, и поселенцы казнили Гарру. Купеньо напали на Уорнера и его ранчо, сожгли несколько зданий. Они потеряли постройки и в своем поселении Купа. Уорнер отправил свою семью в Лос-Анджелес, но продолжил управлять ранчо с помощью других. [ нужна ссылка ]
Принудительное выселение
[ редактировать ]
После контактов с европейцами, но до момента их выселения, купеньо продавали молоко, корм и ремесленные изделия путешественникам по Южному следу иммигрантов и пассажирам дилижансов Баттерфилдской наземной почты , которые останавливались на ранчо Уорнера и проходили через долину. Женщины шили кружева и сдавали белье, которое стирали в горячих источниках. Мужчины вырезали дерево и изготавливали подушечки для седел для лошадей. Они также разводили крупный рогатый скот и обрабатывали 200 акров (0,81 км2). 2 ) земли. В 1880 году, после многочисленных исков и встречных исков, американец европейского происхождения Джон Дж. Дауни приобрел все права собственности на основную часть ранчо Уорнера. [ 11 ] [ 12 ]
В 1892 году Дауни, бывший губернатор Калифорнии и владелец ранчо с 1880 года, начал процедуру выселения купеньо из собственности ранчо. Судебное разбирательство продолжалось до 1903 года, когда суд вынес решение по делу Баркер против Харви против Купеньо. Правительство Соединенных Штатов предложило купить новую землю для купеньо, но они отказались. В 1903 году Сесилио Чернозуб, глава Купеньо в Агуа Кальенте, сказал: «Если вы дадите нам лучшее место в мире, оно не будет таким хорошим, как это. Это наш дом. Мы не можем жить где-либо еще; мы родились здесь, и наши отцы похоронены здесь». [ 13 ]
Тропа слез Купеньо
[ редактировать ]
13 мая 1903 года индейцы Куба были вынуждены переехать на 75 миль (121 км) в Палу, штат Калифорния, на реку Сан-Луис-Рей. [ 12 ] назвала это Газета Los Angeles Times , ученые и группа индейцев-миссионеров Пала «следом слез Купеньо», учитывая травмирующий характер события. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Принудительное переселение в резервацию Пала также включало « деревни Луисено в Пуэрта-ла-Крус и Ла-Пуэрта, а также деревни Кумеяай в Матагвае, Сан-Хосе и Сан-Фелипе». описал это Историк Фил Бриганди как «последнее «переселение» индейцев в Соединенных Штатах, положившее конец федеральной политике принудительного переселения, начавшейся 75 лет назад. [ 17 ]

Реакции
[ редактировать ]Утром удаления Россинда Ноласкес, которой на тот момент было одиннадцать лет, вспомнила последнее утро в Кубке. В Купеньо выкрикивались приказы на английском языке: «Мы были так напуганы. Мы не знали, что он говорил. Мы не знали, что происходит. Мы видели, как старики бегали туда-сюда. Мы тоже плакали, потому что боялись». Она вспоминает то утро, когда пыталась убедиться, что ее кошки не остались позади, и ей удалось их найти. [ 17 ]
В 1903 году в статье в газете Los Angeles Herald это описывалось так: «Родники привели к гибели индейцев. Белые люди хотели их, и теперь, после многих лет нетерпеливого ожидания, они владеют ими. Независимо от юридической стороны дела, этот поступок является прискорбным. Это одно из самых печальных последствий первого предупреждения белого человека [туземцам] на атлантическом побережье двигаться дальше. С тех пор они двигаются дальше». [ 12 ] Статья в газете Los Angeles Daily Times содержала заголовок: «Индейцы сгрудились, как скот, в Палу». [ 17 ]
Через две недели после вынужденного переселения американский журналист Грант Уоллес написал: «Многие пожилые люди все еще были «очень печальными...» Каждая вторая палатка или кустарниковый рамада все еще оставались «домом слез», поскольку их любовь к дому сильнее, чем у нас». [ 12 ] Дома, предоставленные правительством США, представляли собой портативные дома по патенту Ducker; описаны в отчете Индийского офиса как «крайне неудовлетворительные», некоторые из которых быстро пришли в негодность или развалились. [ 17 ] В 1922 году была построена плотина Хеншоу , что значительно ухудшило течение реки Сан-Луис-Рей , протекавшей через место переселения. [ 17 ]
Сегодняшний день
[ редактировать ]Индейцы в современных резервациях Лос-Койотс , Сан-Игнасио, Санта-Исабель и Меса-Гранде являются одними из потомков Уорнер-Спрингс Купеньо. Многие купеньо верят, что им вернут землю в Купе. С этой целью они ищут юридической помощи. Объект Куба служит объединяющей точкой для движения современных индийцев за земельные претензии, особенно их усилий по возвращению культурных и религиозных территорий. [ 11 ] [ 12 ]
Культура
[ редактировать ]Племя разделено на две части : Койот и Дикая Кошка, которые делятся на несколько по отцовской линии кланов . Кланы возглавляются потомственными лидерами кланов-мужчинами и помощниками лидеров. Браки заключались традиционно по договоренности. [ 3 ] Традиционные продукты включали желуди, плоды кактусов, семена, ягоды, оленину, перепелку, кроликов и другую мелкую дичь. [ 3 ] [ 4 ]
Культурный центр Cupa был основан в 1974 году в Пале и претерпел значительное расширение в 2005 году. В центре выставлены произведения искусства; проводит занятия и мероприятия, такие как изготовление корзин и бисероплетение; и предлагает курсы языка купеньо. В первые выходные каждого мая в культурном центре отмечают Дни Кубка. [ 18 ]

Язык
[ редактировать ]Язык купеньо принадлежит к группе купаньо , в которую входят языки кауилья и луисеньо . Эта группа относится к такической ветви юто-ацтекской языковой семьи. [ 2 ] Россинда Ноласкес (1892–1987), мексиканского происхождения яки, считается последней по-настоящему бегло говорящей на языке купеньо. [ 19 ] Сегодня этот язык считается вымершим. В 1994 году лингвист Линн Хинтон подсчитала, что от одного до пяти человек все еще говорят на купеньо, а девять человек в переписи населения США 1990 года заявили, что говорят на этом языке. [ 20 ] Существуют учебные материалы по языку, и молодые люди в Купеньо до сих пор учатся петь, особенно песни птиц. [ 21 ]
Население
[ редактировать ]Альфред Л. Кребер оценил численность населения Купеньо в 1770 году в 500 человек. Лоуэлл Джон Бин и Чарльз Р. Смит оценили общую численность населения в 1795 году между 500 и 750. По словам Кребера, к 1910 году население Купеньо упало до 150 человек. Более поздние оценки показали, что в 1973 году их было менее 150. [ 10 ] но около 200 в 2000 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ P. SDSU. (получено 18 мая 2010 г.) "Калифорнийские индейцы и их резервации: доступ к библиотеке и информации
- ^ Jump up to: а б с «Калифорнийские индейцы и их резервации. Архивировано 5 февраля 2009 г. в библиотеке и информационном доступе Wayback Machine SDSU. (получено 18 мая 2010 г.)
- ^ Jump up to: а б с д Прицкера, 125
- ^ Jump up to: а б Бин и Смит, 588 г.
- ^ Jump up to: а б Притцкера, 124
- ^ «Пала-группа индейцев-миссионеров - История» . Архивировано из оригинала 31 марта 2018 г. Проверено 30 марта 2018 г.
- ^ «Купа: округ Сан-Диего». Архивировано 29 августа 2005 г. в Wayback Machine , История американских индейцев в Калифорнии: исторические места , Служба национальных парков, по состоянию на 18 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Моррисон, 1962, стр.21.
- ^ Май 1902 г., Out West , с. 471
- ^ Jump up to: а б с Бин и Смит, 589 г.
- ^ Jump up to: а б «След слез семьи Купеньо» . Лос-Анджелес Таймс . 17 марта 2012 г. Проверено 23 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «В какой-то момент Купеньо перестал оглядываться назад. | Читатель из Сан-Диего» . www.sandiegoreader.com . Проверено 23 декабря 2022 г.
- ↑ Май 1902 г., Out West , стр.475.
- ^ «След слез семьи Купеньо» . Лос-Анджелес Таймс . 17 марта 2012 г. Проверено 23 декабря 2022 г.
История индейцев-миссионеров племени Пала начинается с события настолько травмирующего, что оно известно как «Тропа слез Купеньо».
- ^ Бахр, Диана (1997). «Тропа слез Купеньо: переселение и урбанизация» . Журнал культуры и исследований американских индейцев . 21 (3): 75–82 – через Центр изучения американских индейцев Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
- ^ «Пала-группа индейцев-миссионеров - Цифровой атлас NAHC» . nahc.ca.gov . Проверено 23 декабря 2022 г.
12 мая 1903 года агенты Индийского бюро и 44 вооруженных возницы прибыли, чтобы наблюдать за выселением Купеньо. Принудительное удаление известно как «тропа слез Купеньо».
- ^ Jump up to: а б с д и Бриганди, Фил (зима 2018 г.). «Во имя закона: переселение Купеньо в 1903 году» . Журнал истории Сан-Диего . 64 (1) – через Исторический центр Сан-Диего.
- ^ "Культурный центр Кубка" , Группа индейцев-миссионеров Пала. 2006 (получено 18 мая 2010 г.)
- ^ Бриганди, П. «Вспомнили Росинду Ноласкес». Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 9 (1) 2009: 3.
- ^ Хинтон, 28 лет.
- ^ Хинтон, 29, 42
Ссылки
[ редактировать ]- Бин, Лоуэлл Джон и Чарльз Р. Смит. «Купеньо». Хейзер, Роберт Ф., изд. тома. Справочник североамериканских индейцев : Калифорния, том 8. стр. 91–98. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1978. ISBN 978-0-16-004574-5 .
- Хинтон, Линн. Флейты огня: очерки языков индейцев Калифорнии . Беркли: Книги расцвета, 1994. ISBN 0-930588-62-2
- Притцкер, Барри М. Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN 978-0-19-513877-1 .