Софи Висс

Софи Адель Висс (5 июля 1897 г.) [ 1 ] - 25 декабря 1983 г. [ 2 ] ) была швейцарской сопрано , сделавшей карьеру концертной певицы и телеведущей в Великобритании. Она была известна своим исполнением французских произведений, многие из которых были новыми для Британии, проведением мировых премьер Бенджамина Бриттена циклов оркестровых песен «Наши отцы-охотники» (1936) и «Les Illuminations» (1940), а также поощрением других композиторов к созданию Английские и французские тексты. Среди тех, кто писал для нее, были Леннокс Беркли , Арнольд Кук , Роберто Герхард , Элизабет Макончи , Питер Расин Фрикер , Алан Роусторн и Матьяш Зайбер .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Висс родился в музыкальной семье в Ла Неввиле , кантон Берн , Швейцария. [ 3 ] Две ее сестры, Эмили Перре-Висс и Колетт Фешотт-Висс, также были певицами, и все трое иногда выступали вместе. [ 4 ] Училась в Женевской консерватории и Базельской музыкальной академии . В 1925 году она вышла замуж за офицера британской армии капитана Арнольда Гайда, который ушел в отставку и стал издателем в Лондоне. [ 3 ] Он также стал казначеем Комитета по развитию новой музыки . [ 4 ] основан в 1943 году. [ 5 ]
Поселившись в Англии, Висс начала карьеру солистки. [ 3 ] Поначалу ей не удалось произвести впечатление на критиков. После раннего концерта в Лондоне в 1927 году «Таймс» сообщила: «В голосе мисс Висс есть некоторые приятные нотки, но тон в верхнем диапазоне был напряженным. Явное колебание, которое появлялось время от времени, и тенденция к затуханию. мелодия показала, что она еще не обрела достаточный контроль над своим голосом». [ 6 ] К 1930-м годам ее внимание превратилось из сдержанного в восторженное. «Таймс» сообщила, что Висс «обладает сопрано изысканно податливого качества… певица настолько удовлетворяющая, что мы не поверим себе, чтобы сказать, какая часть удовольствия, которое мы получили от ее выступлений, была связана с ней или самой музыкой. " [ 7 ]
В 1936 году вместе с Адольфом Холлисом , Бенджамином Бриттеном , Аланом Росторном и Кристианом Дарнтоном Висс стал основателем Концертного общества Холлиса, давшего ряд новаторских концертов в Лондоне в период 1936–1939 годов. В их число вошли британские премьеры как современной, так и исторической британской и европейской музыки, в том числе произведения Джованни Пьерлуиджи да Палестрина , Франсуа Куперена , Альбана Берга , Пауля Хиндемита , Элизабет Лютьенс и Элизабет Маконши . [ 8 ]
Висс призвала британских композиторов написать для нее французские тексты. [ 3 ] Самым известным произведением, появившимся в результате этого, были «Озарения» Бриттена на слова Рембо , премьера которых Виссом состоялась в Лондоне в 1940 году с Бойдом Нилом и его оркестром. [ 9 ] [ н 1 ] Висс одинаково хорошо чувствовал себя и с английскими текстами, например, в « Наших отцах-охотниках» Бриттена (1936). [ 3 ] и «На этом острове» (1937). [ 13 ] Бриттен посвятил Vol. 2 из его аранжировок народных песен (1942) двум сыновьям Висса и Гайда, Арнольду и Хамфри. [ 14 ] Бриттен также был крестным отцом Хамфри. [ 15 ] [ н 2 ] Она впервые исполнила его 8 французских народных песен на концерте в Национальной галерее в 1942 году с Джеральдом Муром , и позже она и Бриттен записали пять из этих песен. [ 17 ] Однако к 1942 году познания Бриттена в области голоса и вокальной техники значительно расширились, и он предпочел Питера Пирса интерпретацию «Les Illuminations» исполнению Висса, которое он описал близкому другу как «безнадежно неэффективное, субъективное и (из всего) такой застенчивый и капризный!!!" [ 18 ] Хотя Висс очень хотела возобновить ее профессиональные отношения с Бриттен, он больше не интересовался, но признался Пирс, что «слишком любит ее, чтобы грубить, и недостаточно заинтересован, чтобы критиковать». [ 19 ] [ н 3 ]
Будучи ближайшим соседом Джеральда Финци , с 1941 года Висс выступал на нескольких его концертах с участием струнных музыкантов Ньюбери , исполняя арию из «Dies Natalis» Финци, а также произведения Уильяма Берда , Генри Перселла , Джорджа Фридриха Генделя , Айвора Герни , и Ральф Воан Уильямс . [ 21 ] Висс дал много первых исполнений произведений на французском или английском языке композиторов, включая Леннокса Беркли , [ 22 ] Арнольд Кук , Роберто Герхард , Элизабет Макончи , Питер Расин Фрикер , Алан Роусторн , Джордж Энеску , Энтони Хопкинс [ 23 ] и Матьяш Зайбер . [ 3 ] [ 4 ] Она также была ведущим исполнителем в Великобритании песен Габриэля Форе , Клода Дебюсси , Рейнальдо Хана , Мориса Равеля и других французских композиторов. [ 4 ] За свою карьеру, которая длилась до начала 1960-х годов, Висс активно вещал для BBC и совершал концертные туры по континентальной Европе и Австралии. [ 3 ] Она умерла в Богнор-Реджисе на южном побережье Англии в возрасте 86 лет. В некрологе The Times заключила: «Ее вклад в британскую музыкальную жизнь был чем-то особенным, и его будет трудно заменить». [ 3 ]
Записи
[ редактировать ]Висс записывалась для Decca Records с 1941 по 1946 год. Среди произведений, которые она пела, были некоторые произведения английских композиторов: « «The Hare» и «The Buckle» Блисса из его Трех романтических песен» ; Наборы Бриттена «Две французские народные песни» и «Три французские народные песни» , а также Роусторна «Три французские детские песни» . Из французского репертуара она записала Шабрие «Villanelle des petits canards» и «Les cigales» Дебюсси ; «L'échelonnement des haies» ; ; «Грустный шансон» Дюпарка Форе » «Хороший шансон , «Аврора» (соч. 39/1), «Розы Исфахана» (соч. 39/4) и «Les berceaux» (соч. 23/1); и Равеля «Николетта» . Среди ее аккомпаниаторов были Бриттен и Кэтлин Лонг . [ 24 ] В 2012 году Symposium Records выпустила записи, сделанные Виссом в 1950-х годах. Это были: » Луи Дюри «Образы в «Крузо» ; » Джорджа Энеску « Семь песен Клемана Маро ; Артура Онеггера » «Шесть стихотворений Жана Кокто ; » Фрэнка Мартина « Три рождественские гимны ; и Жюля Массне » « Аврильская поэма . [ 4 ]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
- ↑ В апреле 1939 года Висс представила единственные две песни, написанные на тот момент для цикла: «Marine» и «Being Beauteous». [ 10 ] Она повторила их с Симфоническим оркестром BBC под управлением сэра Генри Вуда на прогулочном концерте в августе того же года. [ 11 ] В последующие годы Бриттен настаивал на том, чтобы цикл пел тенор , хотя это почти наверняка произошло из-за влияния Груши. [ 12 ]
- ↑ Крестной матерью мальчика стала живущая в Великобритании австралийская писательница Генри Гендель Ричардсон . [ 16 ]
- ↑ Ближе к концу своей жизни Висс утверждала, что окончательный раскол между ней и Бриттен произошел из-за того, что ее муж, Арнольд Гайд, обиделся на то, что Бриттен предпочитала, чтобы Пирс пела Les Illusions . Хотя Висс предпочла бы остаться друзьями, ее муж «не мог простить пренебрежения», которое, по его мнению, совершил Бриттен. [ 20 ]
Ссылки
- ^ Словарь музыки и музыкантов Гроува , 5-е изд., 1954, том. IX, с. 377
- ^ "Летальные исходы". Таймс . Лондон, Англия. 29 декабря 1983 г. с. 18.
«Гайд». 25 декабря 1983 года мирно в Богнор-Реджисе в возрасте 86 лет Софи Адель Гайд (урожденная Софи Висс), вдова капитана Арнольда Гинда [так в оригинале] и мать Арнольда и Хамфри.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Софи Висс», The Times , 2 января 1986 г., стр. 10
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гайд, Хамфри. Примечания к компакт-диску Symposium Records CD 1409 , получены 9 июня 2014 г.
- ^ Пейн, Энтони . «Общество продвижения новой музыки» , Grove Music Online, Oxford University Press, получено 15 июня 2014 г. (требуется подписка)
- ^ «Мисс Софи Висс», The Times , 17 декабря 1927 г., стр. 10
- ^ «Концерты недели», The Times , 22 марта 1935 г., стр. 14
- ^ Завод 2001 . Подробная информация о программах этих концертов представлена на сайте Concert Programmes: Darnton Collection Совета по исследованиям в области искусств и гуманитарных наук (по состоянию на 10 июня 2014 г.).
- ^ «Центр современной музыки», The Times , 31 января 1940 г., стр. 11
- ^ Мэтьюз 2013 , с. 50.
- ↑ Архив выпускных вечеров 1939 года BBC, получено 15 июня 2014 г.
- ^ Мэтьюз 2013 , с. 57.
- ^ Килдеа 2013 , стр. 136.
- ^ Бридкат 2010 , с. 122 .
- ^ Бриттен 1991a , Дневник, 19 сентября 1936 г.: стр. 443.
- ↑ The Argus (Мельбурн), 20 июля 1948 года. «Известный швейцарский певец представил старые песни в «новом виде » » , получено 9 июня 2014 г.
- ^ Бридкат 2010 , с. 395 .
- ^ Бриттен 1991b , письмо 397, 30 сентября 1942 г.: с. 1089.
- ↑ Бриттен 1991b , письмо 392, 25 сентября 1942 г.: с. 1080.
- ^ Бриттен, Бет (2013). Мой брат Бенджамин . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 9780571299959 .
- ^ Маквей, Диана . Джеральд Финци: его жизнь и музыка . Boydell Press, 2005: стр. 120, 123, 128, 131.
- ^ "Леннокс Беркли: Низины Голландии " , Boosey & Hawkes , получено 5 июля 2022 г.
- ^ Британская классическая музыка: Земля утраченного контента, четверг, 9 августа 2012 г., Энтони Хопкинс: Портрет композитора, компакт-диск 1... , получено 9 июня 2014 г.
- ^ Стюарт, Филип. Decca Classical 1929–2009, получено 15 июня 2014 г.
Источники
- Бридкат, Джон (2010). Карманный путеводитель Фабера по Бриттену . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-23776-0 .
- Бриттен, Бенджамин (1991a). Дональд Митчелл (ред.). Письма из жизни: Избранные письма Бенджамина Бриттена, том 1, 1923–39 . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 057115221X .
- Бриттен, Бенджамин (1991b). Дональд Митчелл (ред.). Письма из жизни: Избранные письма Бенджамина Бриттена, том 2, 1939–45 . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 0571160581 .
- Килдеа, Пол (2013). Бенджамин Бриттен: Жизнь в двадцатом веке . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 9781846142338 .
- Мэтьюз, Дэвид (2013). Бриттен . Лондон: Издательство Haus. ISBN 978-1908323385 .
- Плант, Эндрю (2001). «Дарнтон, (Филип) Кристиан». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.07225 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Софи Висс» , Оксфордский справочник.
- Дискография , Recordings.online.fr