Глупость ради Христа
Юродство ради Христа ( греч . διά Χριστόν σαλότητα ; церковнославянский : оуродъ, юродъ ) относится к такому поведению, как отказ от всего мирского имущества при присоединении к аскетическому ордену или религиозной жизни или намеренное пренебрежение условностями общества для служения религиозным целям, особенно Христианство. Таких людей исторически называли как «юродивыми», так и «юродивыми». Термин «глупый» означает то, что воспринимается как слабоумие , а « благословенный » или «святой» относится к невиновности в глазах Бога. [1]
Термин «юродивые» для Христа происходит от писаний апостола Павла . отцы-пустынники В роли юродивых выступали и другие святые, а также юродивы (или юродство) восточно-православного аскетизма . Глупцы ради Христа часто используют шокирующее и нетрадиционное поведение, чтобы бросить вызов общепринятым нормам, произнести пророчества или замаскировать свое благочестие. [2]
Ветхий Завет
[ редактировать ]признаки странного поведения , Некоторые ученые считают некоторых пророков Ветхого Завета, демонстрировавших [3] быть предшественниками «Юродивых ради Христа». Пророк Исайя ходил нагим и босым около трёх лет, предсказывая предстоящее пленение в Египте ( Исаия 20:2, 3 ); пророк Иезекииль лежал перед камнем, который символизировал осажденный Иерусалим , и хотя Бог повелел ему есть хлеб, испеченный на человеческих отходах, в конце концов он попросил вместо этого использовать коровий навоз ( Иезекииль 4:9–15 ); Осия женился на блуднице , чтобы символизировать неверность Израиля перед Богом ( Осия 3 ).
По мнению некоторых ученых, [4] эти пророки не считались современниками дураками, поскольку они просто совершали отдельные действия, чтобы привлечь внимание людей и пробудить в них покаяние . [4]
Новый Завет
[ редактировать ]По христианским представлениям, «юродство» включало в себя последовательное неприятие мирских забот и подражание Христу , терпевшему насмешки и унижения со стороны толпы. Духовный смысл «глупости» с ранних веков христианства был тесно связан со смыслом отказа от общепринятых социальных правил лицемерия, жестокости и стремления к власти и выгодам. [4]
По словам Антония Великого : «Наступает время, когда люди будут вести себя как сумасшедшие, и если они увидят кого-нибудь, кто не ведет себя так, они восстанут против него и скажут: «Вы безумны», — потому что он не похож на них». [5]
Павел Апостол
[ редактировать ]Частично библейское основание для этого можно увидеть в словах апостола Павла в 1 Коринфянам 4:10 , в которых говорится:
- «Мы безумцы ради Христа , а вы мудры во Христе; мы немощны, но вы сильны; вы славны, а мы презираемы». ( КЯВ ).
А также:
- «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом. Как написано: «Он ловит мудрых в их лукавстве»» ( 1 Коринфянам 3:19 ).
- «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия». ( 1 Коринфянам 1:18 )
- «Ибо, так как в премудрости Божией мир своей мудростью не познал Его, то Богу угодно было юродством проповеданного спасти верующих». ( 1 Коринфянам 1:21 )
Западное христианство
[ редактировать ]В западном христианстве было несколько святых, которые жили довольно эксцентричной и, казалось бы, глупой жизнью. Среди самых ранних из них был святой Николай Трани , молодой бездомный, умерший в 1094 году нашей эры. Судя по всему, он никогда не переставал повторять фразу «Кайри Элисон» и вел себя глупо. [3] Подобным же образом блаженный Петр из Фолиньо жил в добровольной нищете и считался сумасшедшим. [5]
Другими известными мирянами, которые вели святой, хотя и эксцентричный образ жизни, были блаженный Петр Треви , Теобальдо Роджери , Бенедикт Жозеф Лабре , святой Салаун Бретонский Людовико Морбиоли и Казимиро Барелло среди других. Ключевыми характеристиками глупости Христа в западном христианстве являются сон в суровых условиях (на открытом воздухе) и бездомность, минималистичный образ жизни с очень небольшим количеством имущества, если оно вообще имеется, и строгое посвящение молитве и самоотречению.
Некоторые аскеты известны как нищие и организованы в нищенствующие ордена . Самым известным примером в Западной церкви является Франциск Ассизский , чей орден был известен тем, что следовал учению Христа и шел по его стопам. Таким образом, присоединившись к ордену, францисканцы раздали все имущество и сосредоточились на уличных проповедях простому человеку.
Слуга Божий, брат Джунипер , один из первых последователей францисканского ордена, был известен тем, что довел учение францисканцев до крайности. Когда кто-нибудь просил что-нибудь из его имущества, он охотно отдавал все, включая свою одежду. Однажды он даже отрезал колокольчики от своего алтаря и отдал их бедной женщине. [6] Его товарищи-францисканцы должны были внимательно следить за ним и строго запрещали ему раздавать свою одежду. Хотя такое поведение смущало его братьев, он также был признан чистым примером францисканского ордена и, следовательно, уважал.
«Цветы святого Франциска Ассизского», [7] в котором документированы устные традиции францисканцев, рассказывается несколько историй о «Брате Можжевельнике». Самая известная из них — история о том, как брат Джунипер, услышав, как больной брат просит в пищу свиную ногу, взял кухонный нож и побежал в лес, где увидел пасущееся стадо свиней. Там он быстро отрезал одной из свиней ногу и отнес ее брату, оставив свинью умирать. Это разозлило пастуха, который пожаловался святому Франциску. Святой Франциск выступил против брата Можжевельника, который радостно воскликнул: «Это правда, милый отец, что я отрезал свиную ногу. Я скажу тебе причину. Я пошел из благотворительности, чтобы навестить больного брата». Брат Джунипер также объяснил это разгневанному пастуху, который, увидев «милосердие, простоту и смирение» (Худлстон, 1953) в сердце брата Джунипера, простил его и передал остальную часть свиньи братьям.
Восточное христианство
[ редактировать ]Юродивый русский (юродивый) — вариант юродства ради Христа, своеобразная форма восточно-православного аскетизма . Юродивый — юродивый, тот, кто намеренно глупит в глазах людей. Этот термин подразумевает поведение, «которое не вызвано ни ошибкой, ни слабоумием, а является преднамеренным, раздражающим и даже провокационным». [8]
В своей книге « Юродивые в Византии и за ее пределами » Иванов описал «юродивого» как термин для человека, который «симулирует безумие, притворяется глупым или вызывает шок или возмущение своим намеренным неуправляемостью». [8] Он объяснил, что такое поведение квалифицируется как юродство только в том случае, если аудитория считает, что человек в здравом уме, нравственен и благочестив. Восточная Православная Церковь считает, что юродивые добровольно принимают облик безумия, чтобы скрыть свое совершенство от мира и таким образом избежать похвалы. [8]
Некоторые характеристики, которые обычно наблюдались у юродивых, заключались в том, что они ходили полуобнаженными, были бездомными , говорили загадками , считались ясновидящими и пророками , а иногда были разрушительными и бросающими вызов до такой степени, что казались аморальными (хотя всегда для того, чтобы сделать точка).
Иванов утверждает, что, в отличие от прошлого, современные юродивые обычно осознают, что выглядят жалкими в глазах других. Они стремятся упредить это презрение посредством преувеличенного самоунижения и, следуя таким проявлениям, дают понять, что их поведение было инсценировано, и что их целью было замаскировать свое превосходство над аудиторией. [8]
Юродивым за Христа часто дается титул Блаженный ( блаженный ), что не обязательно означает, что человек меньше святого, а скорее указывает на благословения от Бога, которые, как полагают, они приобрели.
Восточная Православная Церковь относит Исидору Баранкиса из Египта (ум. 369) к числу первых юродивых. Однако этот термин не получил популяризации до прихода Симеона Эмесского , который считается покровителем юродивых . [2] [9] По-гречески юродивый называется salos .
Эта практика была признана в агиографии Византии пятого века и широко распространена в Московской России , вероятно, в XIV веке. Безумие . юродивого было неоднозначным и могло быть реальным или симулированным Считалось, что он (или она) был вдохновлен Богом и поэтому мог говорить истины, которые другие не могли, обычно в форме косвенных намеков или притч . Он имел особый статус по отношению к царям как фигура, не подлежащая земному контролю или осуждению.
Первым зарегистрированным юродивым на Руси был святитель Прокопий (Прокопий), пришедший из земель Священной Римской империи в Новгород , затем переселившийся в Устюг , притворяясь юродивым и ведя аскетический образ жизни (спал обнаженный на папертях, молился всю ночь, получал пищу только от бедняков). Его оскорбляли и избивали, но, в конце концов, после смерти он завоевал уважение и стал почитаемым. [10]
Русская Православная Церковь 36 юродивых святых насчитывает , начиная с Прокопия Устюжского и прежде всего Василия Юродивого , давшего свое имя собору Василия Блаженного в Москве . Одним из самых известных современных примеров в Русской Церкви является, пожалуй, святая Ксения Петербургская .
Общие фразы или эпитеты
[ редактировать ]Без ума от Бога
[ редактировать ]«Без ума от Бога» — это выражение, которое иногда используется в США и других англоязычных странах, чтобы передать идею, аналогичную понятию «Глупость ради Христа». Это было особенно связано с Церковью Объединения Соединенных Штатов . В «Пути воли Бога », сборнике высказываний, популярных среди членов церкви, основатель Церкви Объединения Сон Мён Мун цитирует слова: «Мы, лидеры, должны оставить традицию, согласно которой мы сошли с ума по Богу». [11]
В 1979 году критик Церкви Объединения Кристофер Эдвардс назвал мемуары о своем опыте за шесть месяцев, которые он провел в качестве члена церкви: « Без ума от Бога: кошмар культовой жизни». [12]
В 2007 году автор Фрэнк Шеффер назвал свою автобиографию « Без ума от Бога: как я вырос одним из избранных, помог найти религиозные права и жил, чтобы вернуть все (или почти все) обратно» . В нем рассказывается о его воспитании как сына известного евангелистского служителя и о его более позднем обращении в Греческую Православную Церковь . [13]
В том же году Стивен Протеро , автор и заведующий Бостонского университета кафедрой религии , написал в Гарвардском богословском бюллетене : «Я без ума от людей, которые без ума от Бога: людей, почти столь же непостижимых для меня, как божественность, которые бросают своих жен». и дети станут лесными монахами в Таиланде , которые обнаженными бродят по чреву Индии в поисках самореализации, которые говорят на языках и ловят змей в Аппалачах, потому что Библия говорит, что они могут». [14]
Современное богословие
[ редактировать ]Одна из последних работ по богословию — «Юродивые ради Христа». [15] автор Ярослав Пеликан . В шести эссе, посвященных различным «глупцам», Пеликан исследует мотив юродивого Христа в связи с проблемой понимания сверхъестественного:
Святое слишком велико и слишком ужасно, когда с ним сталкиваются непосредственно, чтобы люди с нормальным здравомыслием могли с комфортом созерцать его. Только те, кого не волнуют последствия, рискуют столкнуться с прямой конфронтацией со Святым.
Юродивый . в искусстве и литературе
[ редактировать ]В русской литературе XIX века имеется ряд упоминаний о юродивых юродивых . Юродивый Николка — персонаж « пьесы Пушкина Борис Годунов» и оперы Мусоргского по пьесе. [16] [17] В поэме Пушкина «Медный всадник » образ Евгения опирается на традицию юродивых в его противостоянии ожившей статуе Петра Великого . [18]
Юродивий несколько раз появляется в романах Достоевского . «Идиот» исследует последствия помещения юродивого (сострадательного и проницательного эпилептика князя Мышкина ) в светский мир, где доминируют тщеславие и желания. [19] По словам Джозефа Франка , «хотя джентльменский и хорошо образованный принц не имеет внешнего сходства с этими эксцентричными фигурами, он действительно обладает их традиционным даром духовного прозрения, который действует инстинктивно, ниже любого уровня сознательного понимания или доктринальной приверженности». [20] В «Бесах» сумасшедшая Марья Лебядкина проявляет многие качества юродивой. [21] как и персонажи Софьи Мармеладовой в «Преступлении и наказании» и Лизаветы в «Братьях Карамазовых» . [22]
Еще один юродивый — Гриша в «Детстве» Толстого . Детство. Молодость . [10] Каллис и Дьюи описали Гришу следующим образом:
- Это была устрашающая фигура: исхудавший, босой и в лохмотьях, с глазами, которые «глядели насквозь» и длинными лохматыми волосами. Он всегда носил на шее цепи... Соседские дети иногда бегали за ним, смеясь и выкрикивая его имя. Пожилые люди, как правило, относились к Грише с уважением и некоторой опаской, особенно когда у него случился один из периодических припадков, и он начал кричать и разглагольствовать. В такие моменты взрослые люди толпились вокруг и слушали, поскольку верили, что через него действует Святой Дух. [23]
Ненормальное социальное поведение Гриши, припадки и ругательства были обычным явлением среди юродивых. Уважение, выражаемое взрослыми, также было обычным явлением. В своей автобиографии Толстой выразил такое уважение в ответ на то, что подслушал молитву Гриши:
- «О Великий Христианин Гриша! Ваша вера была настолько сильна, что вы чувствовали близость Бога; любовь твоя была так велика, что слова сами собой лились из твоих уст, и ты не проверял их разумом. И какую высокую похвалу воздал ты величию Божиему, когда, не находя слов, пал ниц на землю». [23]
Еще пример — Касьян в девятом наброске из Тургенева «Записок из охотничьего альбома» . [24] Кучер главного героя описывает его как «одного из тех святых людей», который живет один в лесу, строго различает поедание хлеба, который он называет «даром Божьим человеку», и «ручными существами», с одной стороны, и птицами «своих». свободный воздух» и создания «леса и поля», с другой стороны, последние из которых он считает греховными.
Отсылки к фильмам
[ редактировать ]- Остров (также известный как Остров ), фильм 2006 года, рассказывающий историю жизни (вымышленного) отца Анатолия в России 1970-х годов.
- Восточные мили огня .
- персонажа Кайома из «Дома среди чужих» , который быстро превращается из врага в друга. В качестве такой фигуры можно рассматривать
- В фильме «Андрей Рублёв » юродивого персонажа «Дурочку» (англ. дурочка) играет жена режиссёра Андрея Тарковского Ирма Рауш .
См. также
[ редактировать ]- Андрей Константинопольский , «Христос юродивый».
- Бенедикт Жозеф Лабр
- Давид Дендрит
- Божественное безумие
- Иоанн Московский , «Христос юродивый»
- Джон Волосатый
- Маст (Мехер Баба)
- Николай Странник
- Знак противоречия
- Иерусалимский синдром
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фрит, Ута. (1989) Аутизм: элегантная загадка. Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing.
- ^ Jump up to: а б Парри (1999), с. 233
- ^ Jump up to: а б Горайнов И. Les Fols en Christ... с. 15–16; Савард Дж. У Бога есть безумие. п. 15.
- ^ Jump up to: а б с Ж.- К. Ларчи. Исцеление психических болезней: Опыт первых веков на христианском Востоке . Переведено с французского на русский. Москва. Издательство Сретенского монастыря, 2007. 224 страницы.
- ^ Jump up to: а б Apophtegmy (Alphavitnoye sobranie). About Avva Anthony. 25 (in Russian: Memorable stories.) p. 427.
- ^ Фрит, Ута. (1989) Аутизм: объяснение загадки . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing.
- ^ Хадлстон, Дом Р. (1953) «Маленькие цветы святого Франциска Ассизского», 1-й английский перевод, исправленный и исправленный. Лондон: Бернс и Оутс.
- ^ Jump up to: а б с д Иванов С.А. (2006) «Юродивые в Византии и за ее пределами». Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Святое безумие, преподобный Фрэнк Лог, Епископальная церковь Короля мира, Кингсленд, Джорджия, февраль 2002 г.
- ^ Jump up to: а б «Христос юродство, статья на портале «Правмир» . Правмир.com . Проверено 4 января 2012 г.
- ^ « Путь воли Божией Глава 3. Руководители» . Unification.org. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 4 января 2012 г.
- ^ «Без ума от Бога» . Theologytoday.ptsem.edu. Архивировано из оригинала 16 февраля 2012 г. Проверено 4 января 2012 г.
- ^ «Чернильные вопросы и ответы, Фрэнк Шеффер» . Пауэллс.com. 05.12.2011. Архивировано из оригинала 5 декабря 2011 г. Проверено 4 января 2012 г.
- ↑ Вера за скобками: аргумент в пользу того, чтобы религиовед рассказал больше о том, откуда он или она родом. Архивировано 11 февраля 2009 г. в Wayback Machine , Harvard Divinity Bulletin , 6 ноября 2007 г.
- ^ Пеликан, Ярослав (07 ноября 2001 г.). Юродивые ради Христа - Ярослав Пеликан - Google Books . Wipf и Stock Publishers. ISBN 9781579108021 . Проверено 19 марта 2014 г.
- ^ Волков, Соломон (2007). Шостакович и Сталин: необычайные отношения между великими ... Издательство Knopf Doubleday. ISBN 9780307427724 .
- ^ Волков, Соломон (2010). Санкт-Петербург: история культуры . Саймон и Шустер. ISBN 9781451603156 .
- ^ Розеншилс, Гэри (2003). Пушкин и жанры безумия: Шедевры 1833 года . Университет Висконсина Пресс. п. 112. ИСБН 9780299182045 .
- ^ Грейлинг, AC (2010). Сердце вещей: применение философии в 21 веке . Хачетт Великобритания. ISBN 9780297865643 .
- ^ Фрэнк, Джозеф (2010). Достоевский: писатель своего времени . Издательство Принстонского университета. п. 579 . ISBN 9780691128191 .
- ^ Фрэнк, Джозеф (2010). Достоевский: писатель своего времени . Издательство Принстонского университета. п. 658 . ISBN 9780691128191 .
- ^ «Путь юродивых» . 22 сентября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Бирюков Павел и Толстой Лев. (1911) Лев Толстой: Его жизнь и творчество. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
- ^ Тургенев, Иван Сергеевич (1990). Зарисовки из альбома охотника . Ричард Фриборн (Полное издание). Лондон, Англия. ISBN 0-14-044522-6 . OCLC 22736825 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Ссылки
[ редактировать ]- Парри, Кен; Дэвид Меллинг; Дмитрий Брэди; Сидни Х. Гриффит; Джон Ф. Хили, ред. (1999). Блэквеллский словарь восточного христианства . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. ISBN 978-0-631-23203-2 .
- Россия и русские , Джеффри Хоскинг ; ISBN 0-14-029788-X
- Yurodstvo, by S.Kobets
- С.А. Иванов. Симеон Новый Богослов как юродство ради Христа (на французском языке)
- Георг Фейерштейн . Святое безумие: шоковая тактика и радикальные учения безумно-мудрых адептов, юродивых и негодяев-гуру (духовность, безумно-мудрые учителя и просветление). Хом Пресс, 2006.
- Мариус Коцеёвский «Уличный философ и юродивый: сирийское путешествие». Sutton Publishing, Stroud, 2004, содержит много статей о безумии как в христианской, так и в исламской традициях.
- Светлана Кобец, «От Табеннисского женского монастыря до Pussy Riot: юродивые в Византии и России», Canadian Славянские документы 60, вып. 1–2 (2018)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Петцольд, Х.Г. (1968): Юродивые. Хохланд 2, 1968, 97–109. [ ISBN отсутствует ]
- Петцольд, Х.Г. (1977): «О благочестии юродивых». В: Единство церкви. Festschrift для Питера Мейнхольда, изд. в. Лоренц Хейн. Франц Штайнер Верлаг, Висбаден, 140–53. [ ISBN отсутствует ]
- Ева М. Томпсон, Понимание России: юродивый в русской культуре, Лэнхэм, Мэриленд: Университетское издательство Америки, 1987.