Jump to content

Глупость ради Христа

Василий Юродивый о Христе молится. Он не носил одежды ни летом, ни зимой. Глупцы ради Христа часто бросают вызов принятым нормам ради достижения религиозных целей. Картина Сергея Кириллова , 1994 год.

Юродство ради Христа ( греч . διά Χριστόν σαλότητα ; церковнославянский : оуродъ, юродъ ) относится к такому поведению, как отказ от всего мирского имущества при присоединении к аскетическому ордену или религиозной жизни или намеренное пренебрежение условностями общества для служения религиозным целям, особенно Христианство. Таких людей исторически называли как «юродивыми», так и «юродивыми». Термин «глупый» означает то, что воспринимается как слабоумие , а « благословенный » или «святой» относится к невиновности в глазах Бога. [1]

Термин «юродивые» для Христа происходит от писаний апостола Павла . отцы-пустынники В роли юродивых выступали и другие святые, а также юродивы (или юродство) восточно-православного аскетизма . Глупцы ради Христа часто используют шокирующее и нетрадиционное поведение, чтобы бросить вызов общепринятым нормам, произнести пророчества или замаскировать свое благочестие. [2]

Ветхий Завет

[ редактировать ]

признаки странного поведения , Некоторые ученые считают некоторых пророков Ветхого Завета, демонстрировавших [3] быть предшественниками «Юродивых ради Христа». Пророк Исайя ходил нагим и босым около трёх лет, предсказывая предстоящее пленение в Египте ( Исаия 20:2, 3 ); пророк Иезекииль лежал перед камнем, который символизировал осажденный Иерусалим , и хотя Бог повелел ему есть хлеб, испеченный на человеческих отходах, в конце концов он попросил вместо этого использовать коровий навоз ( Иезекииль 4:9–15 ); Осия женился на блуднице , чтобы символизировать неверность Израиля перед Богом ( Осия 3 ).

По мнению некоторых ученых, [4] эти пророки не считались современниками дураками, поскольку они просто совершали отдельные действия, чтобы привлечь внимание людей и пробудить в них покаяние . [4]

Новый Завет

[ редактировать ]
Юродивый, сидящий на снегу , Василий Суриков , 1885 год.

По христианским представлениям, «юродство» включало в себя последовательное неприятие мирских забот и подражание Христу , терпевшему насмешки и унижения со стороны толпы. Духовный смысл «глупости» с ранних веков христианства был тесно связан со смыслом отказа от общепринятых социальных правил лицемерия, жестокости и стремления к власти и выгодам. [4]

По словам Антония Великого : «Наступает время, когда люди будут вести себя как сумасшедшие, и если они увидят кого-нибудь, кто не ведет себя так, они восстанут против него и скажут: «Вы безумны», — потому что он не похож на них». [5]

Павел Апостол

[ редактировать ]

Частично библейское основание для этого можно увидеть в словах апостола Павла в 1 Коринфянам 4:10 , в которых говорится:

«Мы безумцы ради Христа , а вы мудры во Христе; мы немощны, но вы сильны; вы славны, а мы презираемы». ( КЯВ ).

А также:

«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом. Как написано: «Он ловит мудрых в их лукавстве»» ( 1 Коринфянам 3:19 ).
«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия». ( 1 Коринфянам 1:18 )
«Ибо, так как в премудрости Божией мир своей мудростью не познал Его, то Богу угодно было юродством проповеданного спасти верующих». ( 1 Коринфянам 1:21 )

Западное христианство

[ редактировать ]
Бенедикт Жозеф Лабр

В западном христианстве было несколько святых, которые жили довольно эксцентричной и, казалось бы, глупой жизнью. Среди самых ранних из них был святой Николай Трани , молодой бездомный, умерший в 1094 году нашей эры. Судя по всему, он никогда не переставал повторять фразу «Кайри Элисон» и вел себя глупо. [3] Подобным же образом блаженный Петр из Фолиньо жил в добровольной нищете и считался сумасшедшим. [5]

Другими известными мирянами, которые вели святой, хотя и эксцентричный образ жизни, были блаженный Петр Треви , Теобальдо Роджери , Бенедикт Жозеф Лабре , святой Салаун Бретонский Людовико Морбиоли и Казимиро Барелло среди других. Ключевыми характеристиками глупости Христа в западном христианстве являются сон в суровых условиях (на открытом воздухе) и бездомность, минималистичный образ жизни с очень небольшим количеством имущества, если оно вообще имеется, и строгое посвящение молитве и самоотречению.

Некоторые аскеты известны как нищие и организованы в нищенствующие ордена . Самым известным примером в Западной церкви является Франциск Ассизский , чей орден был известен тем, что следовал учению Христа и шел по его стопам. Таким образом, присоединившись к ордену, францисканцы раздали все имущество и сосредоточились на уличных проповедях простому человеку.

Слуга Божий, брат Джунипер , один из первых последователей францисканского ордена, был известен тем, что довел учение францисканцев до крайности. Когда кто-нибудь просил что-нибудь из его имущества, он охотно отдавал все, включая свою одежду. Однажды он даже отрезал колокольчики от своего алтаря и отдал их бедной женщине. [6] Его товарищи-францисканцы должны были внимательно следить за ним и строго запрещали ему раздавать свою одежду. Хотя такое поведение смущало его братьев, он также был признан чистым примером францисканского ордена и, следовательно, уважал.

«Цветы святого Франциска Ассизского», [7] в котором документированы устные традиции францисканцев, рассказывается несколько историй о «Брате Можжевельнике». Самая известная из них — история о том, как брат Джунипер, услышав, как больной брат просит в пищу свиную ногу, взял кухонный нож и побежал в лес, где увидел пасущееся стадо свиней. Там он быстро отрезал одной из свиней ногу и отнес ее брату, оставив свинью умирать. Это разозлило пастуха, который пожаловался святому Франциску. Святой Франциск выступил против брата Можжевельника, который радостно воскликнул: «Это правда, милый отец, что я отрезал свиную ногу. Я скажу тебе причину. Я пошел из благотворительности, чтобы навестить больного брата». Брат Джунипер также объяснил это разгневанному пастуху, который, увидев «милосердие, простоту и смирение» (Худлстон, 1953) в сердце брата Джунипера, простил его и передал остальную часть свиньи братьям.

Восточное христианство

[ редактировать ]
Василий Ради Христа юродивый (1468-1552), юродивый, которому собор Василия Блаженного в Москве. посвящен
Misha Samuil  [ ru ] (1848-1907), a holy fool from Pereslavl

Юродивый русский (юродивый) — вариант юродства ради Христа, своеобразная форма восточно-православного аскетизма . Юродивый — юродивый, тот, кто намеренно глупит в глазах людей. Этот термин подразумевает поведение, «которое не вызвано ни ошибкой, ни слабоумием, а является преднамеренным, раздражающим и даже провокационным». [8]

В своей книге « Юродивые в Византии и за ее пределами » Иванов описал «юродивого» как термин для человека, который «симулирует безумие, притворяется глупым или вызывает шок или возмущение своим намеренным неуправляемостью». [8] Он объяснил, что такое поведение квалифицируется как юродство только в том случае, если аудитория считает, что человек в здравом уме, нравственен и благочестив. Восточная Православная Церковь считает, что юродивые добровольно принимают облик безумия, чтобы скрыть свое совершенство от мира и таким образом избежать похвалы. [8]

Некоторые характеристики, которые обычно наблюдались у юродивых, заключались в том, что они ходили полуобнаженными, были бездомными , говорили загадками , считались ясновидящими и пророками , а иногда были разрушительными и бросающими вызов до такой степени, что казались аморальными (хотя всегда для того, чтобы сделать точка).

Иванов утверждает, что, в отличие от прошлого, современные юродивые обычно осознают, что выглядят жалкими в глазах других. Они стремятся упредить это презрение посредством преувеличенного самоунижения и, следуя таким проявлениям, дают понять, что их поведение было инсценировано, и что их целью было замаскировать свое превосходство над аудиторией. [8]

Юродивым за Христа часто дается титул Блаженный ( блаженный ), что не обязательно означает, что человек меньше святого, а скорее указывает на благословения от Бога, которые, как полагают, они приобрели.

Душа народа . Обратите внимание на старика на заднем плане, с воздетыми к небу руками, картина Михаила Нестерова.

Восточная Православная Церковь относит Исидору Баранкиса из Египта (ум. 369) к числу первых юродивых. Однако этот термин не получил популяризации до прихода Симеона Эмесского , который считается покровителем юродивых . [2] [9] По-гречески юродивый называется salos .

Эта практика была признана в агиографии Византии пятого века и широко распространена в Московской России , вероятно, в XIV веке. Безумие . юродивого было неоднозначным и могло быть реальным или симулированным Считалось, что он (или она) был вдохновлен Богом и поэтому мог говорить истины, которые другие не могли, обычно в форме косвенных намеков или притч . Он имел особый статус по отношению к царям как фигура, не подлежащая земному контролю или осуждению.

Holy Rus, by Mikhail Nesterov

Первым зарегистрированным юродивым на Руси был святитель Прокопий (Прокопий), пришедший из земель Священной Римской империи в Новгород , затем переселившийся в Устюг , притворяясь юродивым и ведя аскетический образ жизни (спал обнаженный на папертях, молился всю ночь, получал пищу только от бедняков). Его оскорбляли и избивали, но, в конце концов, после смерти он завоевал уважение и стал почитаемым. [10]

Русская Православная Церковь 36 юродивых святых насчитывает , начиная с Прокопия Устюжского и прежде всего Василия Юродивого , давшего свое имя собору Василия Блаженного в Москве . Одним из самых известных современных примеров в Русской Церкви является, пожалуй, святая Ксения Петербургская .

Общие фразы или эпитеты

[ редактировать ]
Юродивый , Павел Сведомский

Без ума от Бога

[ редактировать ]

«Без ума от Бога» — это выражение, которое иногда используется в США и других англоязычных странах, чтобы передать идею, аналогичную понятию «Глупость ради Христа». Это было особенно связано с Церковью Объединения Соединенных Штатов . В «Пути воли Бога », сборнике высказываний, популярных среди членов церкви, основатель Церкви Объединения Сон Мён Мун цитирует слова: «Мы, лидеры, должны оставить традицию, согласно которой мы сошли с ума по Богу». [11]

В 1979 году критик Церкви Объединения Кристофер Эдвардс назвал мемуары о своем опыте за шесть месяцев, которые он провел в качестве члена церкви: « Без ума от Бога: кошмар культовой жизни». [12]

В 2007 году автор Фрэнк Шеффер назвал свою автобиографию « Без ума от Бога: как я вырос одним из избранных, помог найти религиозные права и жил, чтобы вернуть все (или почти все) обратно» . В нем рассказывается о его воспитании как сына известного евангелистского служителя и о его более позднем обращении в Греческую Православную Церковь . [13]

В том же году Стивен Протеро , автор и заведующий Бостонского университета кафедрой религии , написал в Гарвардском богословском бюллетене : «Я без ума от людей, которые без ума от Бога: людей, почти столь же непостижимых для меня, как божественность, которые бросают своих жен». и дети станут лесными монахами в Таиланде , которые обнаженными бродят по чреву Индии в поисках самореализации, которые говорят на языках и ловят змей в Аппалачах, потому что Библия говорит, что они могут». [14]

Современное богословие

[ редактировать ]

Одна из последних работ по богословию — «Юродивые ради Христа». [15] автор Ярослав Пеликан . В шести эссе, посвященных различным «глупцам», Пеликан исследует мотив юродивого Христа в связи с проблемой понимания сверхъестественного:

Святое слишком велико и слишком ужасно, когда с ним сталкиваются непосредственно, чтобы люди с нормальным здравомыслием могли с комфортом созерцать его. Только те, кого не волнуют последствия, рискуют столкнуться с прямой конфронтацией со Святым.

Юродивый . в искусстве и литературе

[ редактировать ]

В русской литературе XIX века имеется ряд упоминаний о юродивых юродивых . Юродивый Николка — персонаж « пьесы Пушкина Борис Годунов» и оперы Мусоргского по пьесе. [16] [17] В поэме Пушкина «Медный всадник » образ Евгения опирается на традицию юродивых в его противостоянии ожившей статуе Петра Великого . [18]

Юродивий несколько раз появляется в романах Достоевского . «Идиот» исследует последствия помещения юродивого (сострадательного и проницательного эпилептика князя Мышкина ) в светский мир, где доминируют тщеславие и желания. [19] По словам Джозефа Франка , «хотя джентльменский и хорошо образованный принц не имеет внешнего сходства с этими эксцентричными фигурами, он действительно обладает их традиционным даром духовного прозрения, который действует инстинктивно, ниже любого уровня сознательного понимания или доктринальной приверженности». [20] В «Бесах» сумасшедшая Марья Лебядкина проявляет многие качества юродивой. [21] как и персонажи Софьи Мармеладовой в «Преступлении и наказании» и Лизаветы в «Братьях Карамазовых» . [22]

Еще один юродивый — Гриша в «Детстве» Толстого . Детство. Молодость . [10] Каллис и Дьюи описали Гришу следующим образом:

Это была устрашающая фигура: исхудавший, босой и в лохмотьях, с глазами, которые «глядели насквозь» и длинными лохматыми волосами. Он всегда носил на шее цепи... Соседские дети иногда бегали за ним, смеясь и выкрикивая его имя. Пожилые люди, как правило, относились к Грише с уважением и некоторой опаской, особенно когда у него случился один из периодических припадков, и он начал кричать и разглагольствовать. В такие моменты взрослые люди толпились вокруг и слушали, поскольку верили, что через него действует Святой Дух. [23]

Ненормальное социальное поведение Гриши, припадки и ругательства были обычным явлением среди юродивых. Уважение, выражаемое взрослыми, также было обычным явлением. В своей автобиографии Толстой выразил такое уважение в ответ на то, что подслушал молитву Гриши:

«О Великий Христианин Гриша! Ваша вера была настолько сильна, что вы чувствовали близость Бога; любовь твоя была так велика, что слова сами собой лились из твоих уст, и ты не проверял их разумом. И какую высокую похвалу воздал ты величию Божиему, когда, не находя слов, пал ниц на землю». [23]

Еще пример — Касьян в девятом наброске из Тургенева «Записок из охотничьего альбома» . [24] Кучер главного героя описывает его как «одного из тех святых людей», который живет один в лесу, строго различает поедание хлеба, который он называет «даром Божьим человеку», и «ручными существами», с одной стороны, и птицами «своих». свободный воздух» и создания «леса и поля», с другой стороны, последние из которых он считает греховными.

Отсылки к фильмам

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Фрит, Ута. (1989) Аутизм: элегантная загадка. Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing.
  2. ^ Jump up to: а б Парри (1999), с. 233
  3. ^ Jump up to: а б Горайнов И. Les Fols en Christ... с. 15–16; Савард Дж. У Бога есть безумие. п. 15.
  4. ^ Jump up to: а б с Ж.- К. Ларчи. Исцеление психических болезней: Опыт первых веков на христианском Востоке . Переведено с французского на русский. Москва. Издательство Сретенского монастыря, 2007. 224 страницы.
  5. ^ Jump up to: а б Apophtegmy (Alphavitnoye sobranie). About Avva Anthony. 25 (in Russian: Memorable stories.) p. 427.
  6. ^ Фрит, Ута. (1989) Аутизм: объяснение загадки . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing.
  7. ^ Хадлстон, Дом Р. (1953) «Маленькие цветы святого Франциска Ассизского», 1-й английский перевод, исправленный и исправленный. Лондон: Бернс и Оутс.
  8. ^ Jump up to: а б с д Иванов С.А. (2006) «Юродивые в Византии и за ее пределами». Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  9. ^ Святое безумие, преподобный Фрэнк Лог, Епископальная церковь Короля мира, Кингсленд, Джорджия, февраль 2002 г.
  10. ^ Jump up to: а б «Христос юродство, статья на портале «Правмир» . Правмир.com . Проверено 4 января 2012 г.
  11. ^ « Путь воли Божией Глава 3. Руководители» . Unification.org. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 4 января 2012 г.
  12. ^ «Без ума от Бога» . Theologytoday.ptsem.edu. Архивировано из оригинала 16 февраля 2012 г. Проверено 4 января 2012 г.
  13. ^ «Чернильные вопросы и ответы, Фрэнк Шеффер» . Пауэллс.com. 05.12.2011. Архивировано из оригинала 5 декабря 2011 г. Проверено 4 января 2012 г.
  14. Вера за скобками: аргумент в пользу того, чтобы религиовед рассказал больше о том, откуда он или она родом. Архивировано 11 февраля 2009 г. в Wayback Machine , Harvard Divinity Bulletin , 6 ноября 2007 г.
  15. ^ Пеликан, Ярослав (07 ноября 2001 г.). Юродивые ради Христа - Ярослав Пеликан - Google Books . Wipf и Stock Publishers. ISBN  9781579108021 . Проверено 19 марта 2014 г.
  16. ^ Волков, Соломон (2007). Шостакович и Сталин: необычайные отношения между великими ... Издательство Knopf Doubleday. ISBN  9780307427724 .
  17. ^ Волков, Соломон (2010). Санкт-Петербург: история культуры . Саймон и Шустер. ISBN  9781451603156 .
  18. ^ Розеншилс, Гэри (2003). Пушкин и жанры безумия: Шедевры 1833 года . Университет Висконсина Пресс. п. 112. ИСБН  9780299182045 .
  19. ^ Грейлинг, AC (2010). Сердце вещей: применение философии в 21 веке . Хачетт Великобритания. ISBN  9780297865643 .
  20. ^ Фрэнк, Джозеф (2010). Достоевский: писатель своего времени . Издательство Принстонского университета. п. 579 . ISBN  9780691128191 .
  21. ^ Фрэнк, Джозеф (2010). Достоевский: писатель своего времени . Издательство Принстонского университета. п. 658 . ISBN  9780691128191 .
  22. ^ «Путь юродивых» . 22 сентября 2008 г.
  23. ^ Jump up to: а б Бирюков Павел и Толстой Лев. (1911) Лев Толстой: Его жизнь и творчество. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
  24. ^ Тургенев, Иван Сергеевич (1990). Зарисовки из альбома охотника . Ричард Фриборн (Полное издание). Лондон, Англия. ISBN  0-14-044522-6 . OCLC   22736825 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Петцольд, Х.Г. (1968): Юродивые. Хохланд 2, 1968, 97–109. [ ISBN отсутствует ]
  • Петцольд, Х.Г. (1977): «О благочестии юродивых». В: Единство церкви. Festschrift для Питера Мейнхольда, изд. в. Лоренц Хейн. Франц Штайнер Верлаг, Висбаден, 140–53. [ ISBN отсутствует ]
  • Ева М. Томпсон, Понимание России: юродивый в русской культуре, Лэнхэм, Мэриленд: Университетское издательство Америки, 1987.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bdcc39efe36151ad4ad740f61ff9f486__1721999220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/86/bdcc39efe36151ad4ad740f61ff9f486.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Foolishness for Christ - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)