Церковь Богоматери Неустанной Помощи, Быдгощ
Церковь Богоматери Неустанной Помощи в Быдгоще | |
---|---|
Польский : Церковь Богоматери Неустанной Помощи в Быдгоще | |
![]() Церковь Богоматери Неустанной Помощи, Быдгощ | |
![]() | |
Расположение | ул. Угоры 16, Быдгощ |
Страна | ![]() |
Номинал | Католическая церковь |
Веб-сайт | http://www.ugory.bydgoszcz.pl/ |
История | |
Статус | Церковь |
Преданность | Христос Спаситель |
Преданный | 28 октября 1928 г. |
Архитектура | |
Функциональное состояние | Активный |
Обозначение наследия | № 601239, А/897 7 ноября 2005 г. [ 1 ] |
Архитектор(ы) | Стефан Цибичовский |
Архитектурный тип | Польский национальный стиль |
Завершенный | 1926-1928 |
Технические характеристики | |
Материалы | Кирпич |
Костел Богоматери Неустанной Помощи — деревянно-кирпичный католический костел, расположенный на южных высотах Быдгощи в северной Польше, на улице Угоры, 16.
История
[ редактировать ]Прусский период
[ редактировать ]Желание построить католическую церковь в Шведеровском районе зародилось еще в конце XIX века, поскольку в этой деревне проживала основная концентрация польских католиков в Бромберге и его окрестностях. [ 2 ] Прусские власти разрешили строительство лютеранского только в 1906 году храма церкви Мартина Лютера в Быдгоще , опасаясь, что новые католические приходы будут способствовать развитию польской идентичности и движений сопротивления. Последний храм был сожжен в сентябре 1939 года и снесен в 1945 году, вскоре после окончания Второй мировой войны . [ 3 ]
Эдмунд Дальбор , примас Польши , принял решение в пользу строительства церкви в этом пригороде после визита в Быдгощ, который он совершил в 1917 году. С этой целью он поручил Яну Конопчинскому, тогдашнему викарию Св . Мартина и Св. . Никольский приход - единственный католический приход, ответственный за проект, путем создания товарищества по строительству церквей в Быдгоще и окрестностях ( польск. : Katolickie Stowarzyszenie Budowy Kościołów w Bydgoszczy i Okolicy ). В августе 1917 года это объединение приобрело земельные участки на улице отца Игнация Скорупки (№ 2/4 и 8/10) и обратилось к местному инженеру Эдмунду Питаку с просьбой разработать первоначальный проект. Однако начало Первой мировой войны остановило эту схему. [ 4 ]
Проекты и строительство
[ редактировать ]Образование Второй Польской Республики в 1920 году создало благоприятные условия для ожидаемого строительства церкви: деревня Шведерово была включена в территорию города Быдгощ, а Шведеровский приход с населением 6700 жителей был одним из четырех вновь созданных пастырских округов ( Св. Мартина и Св. Никольский приход , приход Святой Троицы , приход Святейшего Сердца Иисуса и Шведерово). [ 4 ] Поначалу из-за отсутствия церкви воскресные и праздничные службы проводились под открытым небом, а в будние дни службы проводились в столовой на улице Орла, 66.
Отец Конопчинский предложил Митрополитской курии в Гнезно два варианта: либо построить временную церковь на участке на пересечении улиц Орла и Скорупкего, либо приобрести у города бывший танцевальный зал Конитцера на улице Домбровского, 2 и приспособить его под импровизированный храм. Было выбрано последнее решение, и с помощью прихожан был построен временный храм, включающий главный алтарь, украшенный картиной Богоматери Неустанной Помощи , пришедшей из прихода Св. Мартина и Св. Николая в центре города. [ 2 ] Эта импровизированная церковь была освящена 10 октября 1920 года. С этого времени многие люди, ремесленники и торговцы делали пожертвования, предлагали будущей церкви картины или поделки. [ 5 ]
В 1923 году городской совет Быдгощи передал земли по улицам Орла и Домбровского под частное строительство, в обмен на что принял постановление о предоставлении в бессрочную аренду участка, на котором будет построена церковь. Между тем, 10 апреля 1924 года кардинал Эдмунд Дальбор официально основал Шведеровский приход Богоматери Неустанной Помощи . Наконец, в январе 1926 года отец Конопчинский от имени Митрополичьей курии приобрел участок на улице Угоры, 8/9 (ныне улица Угоры, 16) для строительства приходской церкви. [ 4 ]

Первоначально деревянного каркаса предполагалось использовать технологию , но по совету познанского архитектора Стефана Цибиховского было решено построить железобетонный неф и увеличить церковь на один пролет . Проектирование было завершено в мае 1926 года, а строительные работы начались в октябре. [ 2 ] Благодаря ежедневной добровольной помощи 150 жителей района в 1927 году были закончены стены, крыша и башня. На протяжении всего периода строительства велась постоянная борьба за финансирование проекта. В 1927 году местная пресса много раз сообщала об этой проблеме, а местная газета «Дзенник Быдгоски» не переставала агитировать за завершение строительства церкви, регулярно призывая к пожертвованиям. Жители Швередово организовывали выступления, к движению присоединились церковные братства и ассоциации со всей Польши, такие как Конференция Дам Милосердия Святого Винсента де Поля ( польский : Konferencja Pań Miłosierdzia św. Wincentego ci Paulo ), Братство христианских матерей (польск. По-польски : Bracwo Matek Chrześcijańskich ) или Католическое общество польских рабочих ( польск. : Katolickie Towarzystwo Robotników Polskich ). [ 4 ] К кампании присоединилась и молодежь из местных неполных средних школ, город Быдгощ профинансировал за счет кредитов обустройство интерьеров. другие кредиты, полученные в 1926–1927 годах, а также сбор средств в соседних воеводствах На строительство церкви внесли свой вклад и . В конце концов, даже поставка строительных материалов по ничтожным ценам, не говоря уже о том, чтобы бесплатно, способствовала успеху проекта: 10 000 кирпичей, подаренных человеком из Потулице , поставки древесины за полцены, гравий, переданный бесплатно местный кирпичный завод. Однако из-за нехватки средств первоначальные архитектурные замыслы не были полностью реализованы, особенно интерьеры. По проекту Стефана Цибиховского был построен новый пресвитерий, что позволило продать городским властям старый пресвитерий по улице Скорупкого, 4/5. [ 4 ] Украшение и оснащение церкви продолжалось еще десять лет (1937 г.).
Строительную площадку посетили кардинал Август Хлонд (7 марта 1927 г.) и епископ Антони Лаубиц (19 мая 1928 г.), которые также финансово поддержали строительство. Варшавская митрополитическая курия XIV века предложила в 1927 году церковный колокол ( Святого Иоанна Богослова около 300 кг), который был найден в несуществующей церкви в Восточном Пограничье . Второй колокол, Богоматерь Неустанной Помощи (ок. 500 кг), был отлит из покупного колокола 17 века, пришедшего со шпиля в Пустельнике .
После освящения церкви
[ редактировать ]Освящение храма произошло 28 октября 1928 года, а его наместник был торжественно назначен 23 февраля 1930 года. В 1933 году была установлена большая часть элементов интерьера в стиле необарокко , в 1937 году достроен главный алтарь. В это время Стефан Цибиховский работал над проектом церкви Святого Антония Падуанского ( польск . Kościół św. Antoniego Padewskiego ), расположенной на пересечении улиц Грюнвальдской и Короновской. [ 6 ] В годы, предшествовавшие Второй мировой войне , пыл местной общины укрепил свою духовную сплоченность: в период с 1924 по 1939 год 19 католических братств в приходе было основано и ассоциаций.
Во время нацистской оккупации церковь все еще действовала, но польский язык был запрещен как во время служб, так и в частных беседах. Несмотря на эти угрозы, священники прихода часто использовали польский язык на исповеди или при подготовке детей к первому причастию . В то время пресвитерия действовала как контактная ячейка Армии Крайовой ( польск . Armia Krajowa, AK ) и как небольшая подпольная семинария . Война нанесла церкви значительный ущерб: большая часть нефа была снесена, 60% крыши разрушено.
Среди польских жертв различных облав и обысков, проведенных с 5 по 30 сентября, зафиксировано около 300 жителей Шведерово. [ 7 ] На погосте Богоматери Неустанной Помощи на улице Угоры находится братская могила 21 убитого поляка, задержанного при выходе из церкви после службы в воскресенье, 10 сентября 1939 года. Ян Конопчинский был арестован гестапо осенью 1939 года, но через несколько месяцев он был освобожден из тюрьмы и пережил оккупацию . Он был назначен принять приход Святейшего Сердца Иисуса 15 сентября 1945 года. [ 4 ]
Реставрационные работы начались в 1946 году на частное финансирование жителей Быдгощи; Ремонтом интерьера руководил художник-пластик Владислав Пахольский. Недавно отреставрированная церковь была освящена 29 июня 1947 года Люцианом Бернацким, епископом Гнезно вспомогательным .
В последующие годы было выполнено множество работ по капитальному ремонту и украшению, в том числе:
- Установка витража по проекту художника Эдварда Квятковского из Торуни в память об убийстве 10 сентября 1939 г. жителей Шведерово на церковном кладбище (1947 г.);
- Установка нового колокола Святого Войцеха (около 750 кг) взамен захваченных нацистскими войсками (1947 г.);
- Новые органы из лютеранского храма в Монковарско (1948 г.);

- Установлен новый миссионерский крест , восстанавливающий первоначальный крест 1937 года, разрушенный немцами (1949 год);
- Ремонтные работы, хотя и не санкционированные политическими властями , ведутся в ризнице , котельной и кафедре . Установка новой крестильной купели , дополнительного витража Квятковского и картины «Апостол Иуда» (1952–1956);
- Ремонт крыши (1969-1970 гг.);
- Строительство катехизического дома (1975 г.);
- Укладка мраморного пола (1981-1982 гг.);
- Реконструкция Юбилейного креста 1935 года, спустя 50 лет после его разрушения нацистами. Стоит на пересечении улиц Орла и Игначего Скорупки (1992 г.).
Архитектура
[ редактировать ]Церковь демонстрирует национальный стиль, модный в Польше в 1920-е годы: историческая платформа в сочетании с народными элементами и смесью влияний неоренессанса и необарокко . [ 8 ]
Экстерьеры
[ редактировать ]Здание состоит из трех нефов и закрытого пятиугольного алтаря , обращенного на юг, с массивной башней спереди. Таким образом, его дизайн отражает другое современное религиозное сооружение в Быдгоще — костел святого мученика Станислава Щепановского, расположенный на улице Капличной, 1. Хотя использование железобетона позволило увеличить длину нефа, объем внешней обшивки из деревянного каркаса не мог соответствовать противопожарным правилам того времени, и, как следствие, корпус здания пришлось штукатурить, а башню облицован медными листами.
Внешний вид церкви напоминает народную архитектуру, в частности уплощенный шпиль луковицы , нависающий главного входа над колонным портиком . Второй портик был добавлен после Второй мировой войны у западного бокового входа. [ 9 ] с На вершине алтаря стоит коньковая башенка таким же луковичным куполом.
Изображение Богоматери вечной помощи
[ редактировать ]Образ Богоматери Неустанной Помощи был вылеплен и написан на квадратной доске размером 54 сантиметра (21 дюйм) x 41,5 сантиметра (16,3 дюйма) и помещен на шпиле, приветствуя верующих. Это напоминание об иконе, стоящей над главным алтарем.
На иконе изображены следующие святые фигуры: Дева Мария , младенец Иисус и архангелы Михаил и Гавриил. Они связаны с греческими буквами, начертанными на фоне доски:
- Πρ-ΤΥ , что означает Богородица ( греч .: Богородица );
- IC — XC , для Иисуса Христа, первая и последняя буквы каждого греческого слова, обозначающего Иисуса Христа ( ΙΚΚΟΚΚΚΥΡΟΚΟΚ или греческий : Ιησοῦς Χριστός );
- ОАМ для архангела O Ἀρχάγγελος ΜιχαήλМихаила
- OAG для архангела O Ἀρχάγγελος Γαβριήλ, ΟΑΓГавриила
Цвета немного потускнели, но на фигуре Мэри можно заметить:
- темно-синяя мантия, которую носят матери в Палестине ; [ 10 ]
- красная туника, символизирующая в византийской иконографии цвет императрицы; [ 11 ]
- синий головной убор, закрывающий волосы и лоб.
Золотая земля символизирует небеса.
У младенца Иисуса, коронованного как его мать, правая сандалия расстегивается и падает, оставляя одну ногу обнаженной: это означает, что, хотя он и Бог, он также является человеком. [ 12 ]
Оба ангела несут орудия распятия Христа : крест Гавриила, трость, губку и копье Михаила.
Интерьер
[ редактировать ]Интерьеры выполнены в стиле необарокко . Нефы разделены лепными аркадами , украшенными в стиле рококо орнаментированными картушами . Три нефа, алтарь и три апсиды имеют цилиндрические своды и люнеты . Алтарь окружен шестью монументальными ионического стиля капительными колоннами . Колонны также поддерживают трифориумную галерею, стоящую над главным входом. [ 9 ]
Большие полихромии выполнил художник Леон Драпиевский из Познани . Над главным алтарем на стене стоит картина Богоматери Неустанной Помощи , созданная в 1930-х годах в Баварии . Скульптурная версия установлена высоко на главном шпиле, чтобы напоминать прихожанам.
Галерея
[ редактировать ]-
[Западный фасад
-
Вид с набережной
-
Шпиль
-
Скульптурная икона на главной башне
-
Коньковая турель
-
Икона Божией Матери «Неустанная помощь»
-
Сводчатая крыша
-
Церковь зимой
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Реестр недвижимых памятников - Куявско-Поморское воеводство (31 декабря 2014 г.), выдан 12 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Уминьский, Януш (1999). Приход Св. Богоматерь вечной помощи (1920–1998). Быдгощский календарь (на польском языке). Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. стр. 165–180.
- ^ Редакция (30 марта 2008 г.). «Краткая история Шведерова» . bydgoszcz.naszemiasto.pl . bydgoszcz.ourcity . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Яркевич, Зенон (1988). ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОЙ ЦЕРКВИ В ШВЕДЕРОВЕ В МЕЖВОЕННЫЕ ГОДЫ. ИСХОДНЫЕ ВЫДЕРЖКИ. Быдгощская летопись XIX . Быдгощ: Общество любителей города Быдгощи - Быдгощское научное общество. стр. 226–247.
- ^ Статья в ежедневной газете «Дзенник Быдгоски» . Быдгощ: Дзенник Быдгоски. 13 апреля 1922 года.
- ^ УАФ (24 июля 2020 г.). «Мы заботимся о памятниках. Башня с новым фасадом» . bydgoszcz.pl . Город Быдгощ . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Уминьский, Януш (1996). Быдгощ. Гид . Быдгощ: Региональное отделение ПТТК «Шлак Брды».
- ^ Парука, Кристина (2008). Памятники Быдгощи – мини-каталог (на польском языке). Быдгощ: «Тифен» Кристина Поручка.
- ^ Jump up to: а б Куберска, Инга (1998). Религиозная архитектура Быдгощи в исторический период. Материалы по истории культуры и искусства Быдгощи и региона. Выпуск 3 (на польском языке). Быдгощ: Студия документации и популяризации памятников провинциального культурного центра в Быдгоще. стр. 77–78.
- ^ Кнап, Пэтти (27 июня 2018 г.). «Богоматерь вечной помощи, приди к нам на помощь» . www.ncregister.com . EWTN News, Inc. Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ «Богоматерь вечной помощи» . Базилика Богоматери вечной помощи Бруклин, Нью-Йорк . Базилика Богоматери вечной помощи Бруклин, Нью-Йорк . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ «Иконографическое значение образа Божией Матери Неустанной Помощи» . www.facebook.com . фейсбук. 16 марта 2011 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
Библиография
[ редактировать ]- Куберска, Инга (1998). Религиозная архитектура Быдгощи в исторический период. Материалы по истории культуры и искусства Быдгощи и региона. Выпуск 3 (на польском языке). Быдгощ: Студия документации и популяризации памятников провинциального культурного центра в Быдгоще.
- Парука, Кристина (2008). Памятники Быдгощи – мини-каталог (на польском языке). Быдгощ: «Тифен» Кристина Поручка.
- Рогальский, Богумил (1991). Религиозная архитектура Быдгощи в прошлом и сегодня. Хроника Быдгощи XII (на польском языке). Быдгощ: Общество любителей города Быдгощи - Быдгощское научное общество. стр. 51–77.
- Деренда, Ежи (2006). Красивый старый Быдгощ – I том из серии Быдгощ, город в Куявии. Коллективная работа (на польском языке). Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи.
- Уминьский, Януш (1999). Приход Св. Богоматерь вечной помощи (1920–1998). Быдгощский календарь (на польском языке). Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на польском языке) Сайт прихода