Jump to content

Быдгощский собор

Координаты : 53 ° 07'22 "с.ш. 17 ° 59'56" в.д.  /  53,1228 ° с.ш. 17,9989 ° в.д.  / 53,1228; 17,9989

Собор Святого Мартина и Николая
Собор Св. Марцин и Миколай
Карта
Расположение Быдгощ
Страна  Польша
Номинал Костел
Веб-сайт www .katedrabydgoska .pl
История
Преданность Пресвятая Дева Мария, Королева Польская , Мартин Турский , Святитель Николай
Посвященный 25 марта 2004 г.
Архитектура
Обозначение наследия №601220-Рег. А/740 (3 ноября 1960 г.) [ 1 ]
Стиль Кирпичная готика
Новаторский 1346–1364
Завершенный 1425
Технические характеристики
Емкость 1800 мест
Длина 52 метра (171 фут)
Ширина 40 метров (130 футов)
Площадь пола 604 квадратных метра (6500 квадратных футов)
Количество шпилей 1
Материалы Кирпич
Администрация
епархия Римско-католическая епархия Быдгощи

Собор Святых Мартина и Николая ( польский : Katedra św. Marcina i Mikołaja ), или просто известный как Быдгощский собор , — католический костел, построенный в 15 веке. Он выполнен в готическом стиле, служит приходской церковью и кафедральным собором Быдгощской епархии . Здесь также находится храм, посвященный Деве Марии . Его адрес — улица Фарна, 10 .

Это ценнейший архитектурный памятник Старого города. [ 2 ] стоит на берегу реки Брда . Он был возведен в собор 25 марта 2004 года по решению тогдашнего Папы Иоанна Павла II . С 3 ноября 1960 года собор внесен в список наследия Куявско-Поморья . [ 1 ]

Строительство первого храма

[ редактировать ]

Приходская церковь Быдгощи была основана первыми мэрами города Яном Киссельхутом и Конрадом, одновременно с созданием самого прихода, после основания Быдгощи в 1346 году. Здание церкви и прилегающее к ней кладбище (действующее до 1809 года) располагались на территории Быдгощи. северо-западный угол городского рынка (сегодняшний Старый рынок – польский : Старый рынок ), доходящий до берегов реки Брды и ее ветвей, питающих водяные мельницы (ныне Мельничный остров ). [ 3 ]

Хроника Быдгоща XVII века, написанная Войцехом Лоховским, а также исторические исследования позволяют предположить, что до строительства приходской церкви более старый храм, посвященный Святому Джайлсу на окраине старого города Куявского уже стоял . С 13 века он служил часовней для местных чиновников и рыцарей Быдгощского замка. После постройки замка в Быдгоще в середине 14 века на месте замковой часовни появилась церковь Святого Джайлса. До завершения строительства приходской церкви ее священник проживал в часовне Легкости . [ 4 ] Этот эпизод заложил более позднюю, но искаженную традицию, сделав церковь Святого Джайлса самой старой приходской церковью в Быдгоще; [ 3 ] часовня была снесена в 1879 году при строительстве улицы Бернардинской .

Считается, что приходская церковь Быдгощи была частично деревянной церковью и была построена около 1364 года, до возведения первого монастыря кармелитов в Быдгоще (1398 год). Первое упоминание о церковном священнике было сделано 22 июля 1402 года, упоминание о церкви датируется 1408 годом, а название приходской церкви цитируется в документе 1417 года. [ 3 ] Вместе с церковью была основана приходская школа.

Часть церкви была построена из кирпича , что позволило синод епархии Влоцлавской провести здесь в январе 1425 года. Кроме того, на северной стене нынешней церкви до сих пор сохранились кирпичные следы окон и портала. Согласно хроникам Войцеха Лоховского, в 1425 году пожар уничтожил некоторые элементы здания, вероятно, деревянную крышу, а во время этого бедствия были потеряны и архивные городские документы. [ 3 ]

Западный фасад со ступенчатым фронтоном.

Строительство готического храма (1425-1466 гг.)

[ редактировать ]

Реконструкция храма в том же году (1425 г.) заключалась в расширении главного здания и строительстве двух приделов. Поскольку строители интегрировали в новое здание северную кирпичную стену от прежнего храма, в церкви появился алтарь шире нефа почти на 2 метра. [ 3 ]

Как и другие средневековые религиозные сооружения, строительство не прерывало богослужения, о чем упоминается в 1449 году в документе, связанном с возведением церкви Святой Троицы на северной окраине города (на месте нынешней церкви Бедных кларис) . [ 3 ]

Финансирование проекта, хотя и колебалось, в основном осуществлялось во время Тринадцатилетней войны (1454–66) против Тевтонского ордена , когда Быдгощ часто посещал Казимир IV Ягеллон , его свита, высокопоставленное духовенство, толпы сановников, рыцарей, и маркграфом Бранденбурга Фридрихом II или Эриком II , герцогом Померании . Ян Косцелецкий, местный влиятельный деятель и один из крупнейших финансовых магнатов Польши того времени (1457–1475), также внес значительный вклад. [ 3 ]

Внешний вид церкви был завершен в 1466 году: в том же году началось внутреннее убранство с алтарей установкой :

В 1497 году Кшеслав Курозвенский, епископ Влоцлавека , организовал здесь синод для духовенства Куявии . По этому случаю церковь получила дополнительные посвящения , дополняющие посвящение 14 века Святому Николаю : она получила в качестве покровителей Мартина Турского , Адальберта Пражского и Станислава Щепановского . Празднование этих посвящений отмечалось ежегодно в первое воскресенье после дня апостола Варфоломея (т. е. 24 августа). [ 3 ]

Площадь придела и алтаря, около 604 квадратных метров (6500 квадратных футов), в 1466 году была девятой по величине приходской церковью в Влоцлавской епархии после:

только приходская церковь Св. Николая в Иновроцлаве . В Куявии крупнее была [ 3 ]

Расширение 16-18 веков.

[ редактировать ]
Часовня Святого Креста, построенная в 1617 году.

В конце XV века крыши были подняты из сосновой древесины, привезенной через реку Брда и рубленной на месте, крыши фронтона и пресвитерия были звездообразными и сводчатыми . церкви был пристроен южный шпиль . При этом к основному корпусу [ 3 ]

С 1466 по 1617 год были возведены и пристроены к основному корпусу три четырехугольные часовни, а на месте бывшего входа пресвитерия была построена четвертая часовня. В 1559 году ​​башенка на краю крыши нефа была установлена с легким колоколом, отлитым мастером Анджеем; еще один колокол был подвешен там в 1668 году. В 1702 году его заменила барочная башенка , покрытая бронзой. Он стоит и сегодня: восьмиугольный, с фонарем на крыше . был заказан новый колокол Для этой реализации у колоколоделателя Абсалома Виттверка из Гданьска .

В 1585 году к северной стене алтаря была возведена готическая прямоугольная ризница была обнаружена надпись 1585 года после Второй мировой войны : под штукатуркой подоконника . Между 1712 и 1745 годами часть деревянного сводчатого потолка между двумя этажами была заменена люнетом . В 1650-х годах начались крупные строительные и ремонтные работы:

  • башня получила третий этаж, как можно видеть сегодня;
  • тамбуром подвале в ; к западному фасаду пристроено крыльцо в стиле маньеризма с открытым
  • западная часть деревянной фермы крыши над корпусом нефа была заменена после 1651 года, по данным дендрохронологических исследований, включая ремонт башенной лестницы.

Под алтарем находились шесть сводчатых погребальных склепов:

  • Два были реализованы в восточной части северного нефа, под алтарями Девы Марии и Святого Лаврентия Римского ;
  • Остальные четыре были заложены в фундамент четырех часовен.

Между 1712 и 1745 годами побеленные стены ризницы, алтаря, нефа и колонны между нефами были покрыты в некоторых местах фигурной полихромией . Другими декоративными элементами стен были надгробные эпитафии . Большинство алтарей и религиозной мебели, существовавших до раздела Польши, были разрушены во время наполеоновских войн . [ 3 ]

Более масштабный ремонт крыши произошел также в конце 17 века, после разрушения пожаром 1684 года примыкающей водяной мельницы : во время пожара ветер направил пламя на северный фасад церкви. На очистку и устранение этого тяжелого ущерба ушло 15 лет. Катастрофа побудила других епархиальных приходских священников с 1712 по 1763 год написать о полуразрушенном состоянии храма и связанных с ним построек, которое контрастировало с хорошим состоянием других городских монастырей и монастырских церквей: кармелитов, бернардинцев, иезуиты. Церковь, однако, просуществовала в таком плачевном положении до начала раздела Польши , хотя никаких крупных экстренных инвестиций сделано не было. [ 3 ]

Здания 18 века

[ редактировать ]
Коньковая башенка с фонарем на крыше нефа, установлена ​​в 1559 году.

К 18 веку в окрестностях церкви было построено множество зданий. На церковно-кладбищном помещении стояли:

  • дом-часовня;
  • каменная статуя Иоанна Непомуцена , построенная в 1745 году;
  • сводчатый склеп, расположенный недалеко от северного нефа церкви;
  • монолитная часовня и кирпичный курган в форме склепа.

На западной стороне кладбища, на территории между нынешним доходным домом на улице Пжижече, 2 и памятником Непорочного зачатия Девы Марии Лурдской , стоял ряд зданий, включающий здание Быдгощской приходской школы и три дома, в которых проживал викарий . , его помощники и светские представители церковного служащего. Дом приходского священника располагался на восточной окраине муниципального некрополя, на сегодняшней улице Кс. Улица Тадеуши Скарбки-Мальчевского. [ 3 ]

Во время присоединения Быдгоща/Бромберга к Прусскому королевству в результате раздела Польши приходская церковь действительно находилась в плохом техническом состоянии. В 1794 году для нужд восстания Костюшко было израсходовано серебряное украшение, а также многочисленные ценности на общую сумму 256 гривен . Другие городские монастыри также внесли пожертвования на поддержку восстания, например, иезуиты и бернардинцы. [ 5 ]

В начале 19 века церковь представляла собой почти руины. В период Варшавского герцогства (1807–1815) русские вооруженные силы использовали его в военных целях: большая часть приделов и съемных элементов тогда была разрушена. [ 3 ]

Между 1819 и 1829 годами Королевство Пруссия профинансировало реконструкцию здания. В ходе работ была украдена часть религиозного инвентаря и снесены три придела; сохранилась часовня на северной стене ( Св. Фабиана и Св. Себастьяна ). Сохранилось всего три старых алтаря (Пресвятой Богородицы , Святой Варвары , Святого Фабиана и Святого Себастьяна), некоторые алтари были взяты из других монастырей города, ликвидированных прусскими властями: [ 6 ]

Отреставрированный храм был вновь открыт в 1831 году и повторно освящен. Кроме того, до 1875 года была возведена неоготическая на месте бывшей часовни Святого Стефана пристройка . [ 6 ]

В период раздела храм был единственной приходской церковью в городе, где среди поляков еще было живо религиозное и национальное чувство. [ 5 ] особенно в период Культуркампфа .

Межвоенный период

[ редактировать ]
Витражное окно

После присоединения Быдгощи к территории Второй Польской Республики в 1920 году приход был разделен на пять меньших приходов, освободив церковь от многих верующих, число которых стало слишком большим для одной церкви: в 1924 году приход насчитывал 100 тыс. человек. С 1922 по 1926 год интерьеры церкви были полностью восстановлены по инициативе тогдашнего приходского священника отца Тадеуша Скарбека-Мальчевского:

  • стены и своды были покрыты полихромными мотивами , выполненными Генриком Яковским-Ностицем по проекту Стефана Цибиховского (1923–1924);
  • витражное стекло ; установлено
  • на главном алтаре тщательная реставрация изображения Девы Марии с Розой . была проведена [ 6 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

9 января 1940 года приходская церковь была передана немецким оккупационным войскам, вход в которую был формально запрещен полякам. Новым пастором стал отец Алоизий Калушке, тогдашний пребендарий иезуитской церкви на главной Старой площади. Наиболее ценные вещи были разграблены и отправлены в Германию; Чтобы избежать такого грабежа, сотрудники церкви перевезли часть религиозного инвентаря в загородные усадьбы вокруг Быдгощи. Например, образ Девы Марии с Розой , признанный шедевром, мог быть унесен ночью 23 июля 1943 года в костел Монковарско , в 35 км к северу от Быдгощи. Его вернули в алтарь придела 26 сентября 1945 года. [ 7 ]

Бои за освобождение Быдгощи (январь 1945 г.) нанесли костелу серьезный ущерб: артиллерийские снаряды сожгли крышу и разрушили витражи. Вскоре после войны из-за протекающей крыши в неф регулярно капал дождь. [ 6 ]

Послевоенный период

[ редактировать ]
Полихромия нефа

После окончания Второй мировой войны новый приходской священник отец Францишек Ханельт приступил к устранению повреждений, нанесенных войной, и восстановлению храма. В 1950 году «Мадонну с розой» перевезли на консервацию в Университет Николая Коперника в Торуни . [ 7 ] Реставрацию витража осуществил Эдвард Квятковский, преподаватель факультета истории и искусства Торуни и ученик Генрика Яковского-Ностица, который до войны руководил полихромией церкви, через свою витражную студию «Полихромия». «в Познани : использованная техника была той, которая использовалась в 13 веке на готических витражах Сент -Шапель в Париже . [ 8 ] Работы в церкви продолжались с 1952 по 1954 год. [ 9 ]

В 1966 году предстоятель Польши увенчал Стефан Вышинский образ Мадонны с розой , назвав его «Богоматерь прекрасной любви» . С 1982 по 1996 год викарий в церкви проживал Ян Новак, городской , а затем переехал в Седльцкую епархию в качестве рядового . 5 сентября 1993 года архиепископ Гнезненский возвел Генрик Мушинский приходскую церковь в достоинство коллегиальной церкви , учредив епископский капитул, посвященный Богоматери Прекрасной Любви ( польский : Matki Bożej Pięknej Miłości ).

7 июня 1999 года во время мессы, отслуженной в Быдгоще перед 600 000 человек, Папа Иоанн Павел II даровал приходу титул сособора архиепархии Гнезненской . [ 6 ] В 2001 году архиепископ Генрик Мушинский отпраздновал 750-летие Шкапулярной Богоматери а , в 2002 году — 500-летие местной святыни Марии, по этому поводу Папа Иоанн Павел II направил специальное письмо. Год спустя Юбилейные двери были открыты и освящены.

С 1997 года проведена полная реставрация церкви как внутри, так и снаружи:

25 марта 2004 года по решению Папы Иоанна Павла II приходская церковь стала Кафедральным собором вновь созданной Быдгощской епархии : была установлена ​​Богоматерь Прекрасной Любви , образ которой установлен над главным алтарем ее покровительницей . На должность главы епархии был назначен епископ Ян Тырава; в 2017 году он все еще на позиции. С 2013 по 2015 год плоская черепица , покрывающая алтарь, ризницу, главный неф и церковную башню, была заменена черепицей «Монах и монахиня» . Кроме того, были проведены работы на крыше над алтарем и главным нефом с целью восстановления сети сосновых балок XVI века, что потребовало немедленного вмешательства.

Покровители

[ редактировать ]

покровителем церкви был святитель Николай Мирский Первым .

в 1466 году, покровителями были установлены четыре святых епископа: святитель Николай, святой , святой Мартин Турский Адальберт Пражский и При следующей хиротонии , святой мученик Щепанувский Станислав . [ 10 ]

Полное название редко используется для обозначения храма. Не считая какой-либо конкретной меценатской службы, в целом храм называется Свято-Николаевским. Церковь Святого Мартина , как упоминалось во время освящения 1831 года, ограничивающая официальное название церкви. [ 6 ]

Архитектура

[ редактировать ]

Экстерьеры

[ редактировать ]
Внешняя стена с большими хлебными камнями внизу.

Храм имеет форму кирпичной готики . [ 11 ] с закрытым алтарем, обращенным на восток , тремя нефами и квадратной башней на юге. С западной стороны находится двухъярусное крыльцо с аркадами , которое выходит на главный вход в костел с ренессансной Быдгощи дубовой дверью (17 в.), украшенной гербом и инициалами городских гильдий и горожан (1925 г.).

Квадратное сооружение размером 24 на 24 метра (79 футов) украшено вершинами : западная заполнена шестью раскрашенными областями и увенчана распятием и треугольным ангелом 1848 года. Треугольная восточная вершина разделяет шесть многоугольных лесен, проходящих через вершина . На восточном конце крыши стоит восьмиугольный стиле барокко в фонарь на башне работы Войцеха Лоховского.

Полихромный свод

Потолок выполнен в разных техниках:

Эти орнаменты в арочной сети характерны для архитектуры поздней польской готики . Внизу южной стены расположены так называемые Хлебные камни ( польск . kamienie chlebowe ), призванные, по убеждению тогдашних строителей, сберегать хлеб насущный прихожан. [ 12 ]

Оконные проемы алтаря и приделов увенчаны остроконечными арками . Восьмиугольные колонны интерьеров, поставленные на постаменты и увенчанные карнизами , несут стеклянные аркады . Стены алтаря увенчаны готическим фризом и профилированным карнизом в стиле барокко. Трехэтажная башня церкви разделена на три части кольцевыми фризами. Самый верхний этаж был построен во время ремонта церкви в 1650 году. Можно предположить, что раньше деревянную башню венчала башня. Южное крыльцо украшено готическим порталом второй половины XV века.

Единственная сохранившаяся часовня первоначального здания стоит у северной стены. Это небольшое квадратное здание с окулами на трех внешних стенах, увенчанное ренессансным куполом , увенчанным фонарем на крыше с колоколообразной крышей и крестом 1617 года.

Тонкие пилястры фонаря на крыше украшены маскаронами , а каждый окулус защищен решеткой . Купол снаружи покрыт металлом, а внутри — полихромией в стиле ар-деко . Первоначально отделенный от главного здания решеткой , вход в часовню в 2002 году был заменен на остекление , позволяющее ежедневно совершать поклонение Таинству Покаяния .

Интерьеры

[ редактировать ]

Интерьер храма украшен декором в стиле барокко 17 века. Основные украшения находятся в семи алтарях в стиле барокко с фасадами алтаря и старинными картинами и скульптурами.

Самым ценным экспонатом является готическая картина «Мадонна с розой» (1467 г.). Также примечательны:

Имя Расположение Описание Картина
Девство Марии Назаретской , Святого Николая , Святого Мартина Восточный конец нефа (главный алтарь) в стиле барокко Главный алтарь с полихромией (ок. 1666 г., реконструкция 1922–1926 гг.). Алтарь со статуями епископов Св. Мартина и Св. Николая, двух ангелов, несущих Чашу, двух ангелов на верхнем уровне и голубя наверху. В центре алтаря стоит в золотой раме готико-ренессансная Богоматерь Прекрасной Любви ( польск . Matki Bożej Pięknej Miłości ), держащая в руке розу, с фигурой преклонившего колени у ее ног дарителя (1475–1500). ). На верхнем уровне — круглая барочная картина Успения Богородицы с парой коленопреклонённых основателей и гербами (начало XVIII в.). Под окнами по обе стороны алтаря стоят два барочных подсвечника (XVIII-XIX вв.).
Богоматерь Шкапулярная Северная торцевая сторона нефа Барочный алтарь (1650–1700) со скульптурами двух монахинь, двух ангелов на верхнем фронтоне и бюстом Бога-Отца наверху. Между монахинями стоит знаменитый образ Богоматери Шкапулярной Быдгощской , в посеребренном одеянии. Первоначально называвшаяся Богоматерью на горе Кармель (ок. 1700 г.), она происходит от исчезнувшей кармелитской церкви Быдгощи (расположенной на сегодняшней Театральной площади ). На верхнем уровне установлено изображение Святого Семейства (17-18 вв.).
Святой Иосиф Южный конец нефа Полихромный алтарь из исчезнувшей кармелитской церкви, с барочными росписями посередине: Св. Иосиф с юным Христом (1650–1700) и Святое Семейство на санях (начало 17 в., происходит из бывшей часовни Св. Анны). ). В алтаре изображены апостолы Андрей и Петр (1650–1700), на верхнем уровне — изображение Благовещения Марии и скульптуры двух монахов, увенчанных ангелом.
Святая Варвара Северная стена, северный неф Алтарь в стиле позднего барокко (1700–1750 гг.) с изображением святой Варвары посередине (1650–1700 гг., итальянского или фламандского происхождения), в окружении двух скульптур монахинь. на верхнем уровне изображение Святого Лаврентия (18 век).
Святой Антоний Падуанский Южный неф Алтарь (начало XVIII в.), происходящий из бернардинского костела Богоматери Царицы Мира на Бернардинской улице в Быдгоще , с барочной картиной «Св. Антоний с Иисусом» Младенцем (1550–1600, флорентийская школа), написанной на жести и посеребренное платье (1700–1750). Над фронтоном картина « Скорбящая» (начало XIX века), увенчанная реликварием ( XVII век, трансформированный). В 2014 году алтарь был отреставрирован и восстановлен в первоначальных цветах (первоначально темный, оранжевый, зеленый). С момента создания алтарь перекрашивался всего четыре раза.
Святой Рох Южный неф Алтарь (1696 г.), подаренный Станиславом и Еленой Конарскими, происходящий из бернардинского костела Богоматери Царицы Мира на улице Бернардинской в ​​Быдгоще . В середине изображение святого Роха (1841 г.) в серебряном одеянии, с ангелом, держащим платок с надписью: Eris in peste патронус (лат. Ты будешь хранительницей во время чумы ). На верхнем уровне находится картина в стиле барокко, изображающая Мученичество Криспина и Криспиниана (1690 г.). В ходе консервационных работ 2016–2017 годов были обнаружены оригинальные детали алтаря XVII века, сохранившиеся под резьбой середины XIX века. [ 13 ]
Святой Крест Часовня Святого Креста Полихромный алтарь в стиле барокко (ок. 17 в., преобразован в 19 в. и ок. 1920 г.) со скульптурами: в середине ренессансное распятие (1525 г.) на более позднем фоне, по бокам фигуры св. Григория и св. Вероники . Барельеф Воскресения на Пасхального . верхнем ярусе Внизу скиния, украшенная резными мотивами аканта (ок. 1730 г. ). города На полу могилы мэров : Войцеха Лоховского (1630-е гг.) и Марцина Орловицы (1620-е гг.).

Реликвии

[ редактировать ]

В XV веке мощи, выставленные на всеобщее обозрение, покоились в шести серебряных крестах, позолоченных жемчугом и драгоценными камнями. В коллекцию реликвий XVIII века вошли останки девяти святых: святого апостола Андрея , святого Кастула , святой Фелициты Римской , святых Бонифация и святых Урбана раннехристианских мучеников , святых Цецилии и святой Екатерины Александрийских – девственниц. и раннехристианские мученики святые Адальберт и святитель Николай – епископы и покровители церкви. Эта коллекция была утеряна в 19 веке, когда реликварии были уничтожены. [ 3 ]

Сегодня в церковном реликварии хранятся 17 костей одной из 11 000 девственниц, спутниц святой Урсулы , которые были приобретены Бернардинской церковью Богоматери Царицы Мира. Мощи святого положены в алтарь скинии Антония. [ 6 ]

Декор и религиозные предметы

[ редактировать ]

В церкви до сих пор сохранилась часть оригинальной мебели, предметов, уцелевших от повреждений и разграбления. Он также унаследовал религиозные предметы из уже не существующих церквей в Быдгоще, особенно кармелитов и бернардинцев, после секуляризации монашеских монастырей, принятой прусскими властями в 1830-х годах.

Известные религиозные артефакты

Имя Расположение Описание Картина
Скульптура Святого апостола Иоанна В конце южного нефа, возле алтаря Св. Иосифа. Из утраченной иезуитской церкви Св. Игнатия Лойолы на старой рыночной площади: фигура стояла в оконной нише часовни Св. Иоанна XVII века, снесенной в 1920-х годах. В 1927 году его перенесли в районный музей Быдгощи. После ремонта в 2000 году скульптуру вернули в собор.
Кафедра Установлен на колонне между нефами. Кафедра XVIII века в стиле рококо из бывшей церкви кармелитов. На заднем плане картина (1750–1800 гг.), изображающая мученическую кончину кармелита Станислава Быдгощского в 1420 году.
Боковые стены алтаря Кармелитовые хоры Полихромные деревянные киоски в стиле рококо (1750–1800 гг.), оставшиеся от исчезнувшей кармелитской церкви. Вдоль обеих стен, по семь мест в каждой кабинке. Фон каждого киоска расписан изображениями святых и блаженных.
Хоровые кабинки На западной стене Резное дерево в стиле рококо: ряд из 6 и ряд из 7 мест. Оригинальные церковные палатки, упомянутые в 1763 году.
Исповедальный На боковых стенах и в часовне Святого Креста . Две исповедальни в стиле барокко (1750–1800) на южной стене, три на северной стене (18 век).
Кованая решетка В алтаре, под органом Проход под церковный орган закрыт тремя орнаментированными коваными решетками XVI–XVII веков. Современная решетка закрывает доступ к лестнице, ведущей к органу. Барочная решетка 1600–1650 годов у входа в часовню Святого Креста, принадлежавшая церкви Бедных кларис в Быдгоще , была возвращена на прежнее место в 1950-х годах.
Витражи В алтаре, на западной стене Пять витражей выполнил Генрик Яковский-Ностиц из Познани (1923–1924), а после войны реконструкцию выполнил его ученик Эдвард Квятковский из Торуни (1949–1954). Два витража в алтаре выполнены в технике XIII века, использовавшейся в готической церкви Сент-Шапель в Париже. [ 12 ] Они отображают мариологические темы, представляя Тайны Розария , смешанные с призывами, связанными с Литанией Пресвятой Девы Марии . Каждый витраж состоит из 36 окон (70×80 см) с цветным стеклом (преимущественно красным, желтым, зеленым и синим), обрамленным свинцом и оловом . [ 12 ]
Полихромия На стенах, сводах, колоннах Вся внутренняя полихромия была реализована между 1922 и 1925 годами Генриком Яковским-Ностицем из Познани по проекту Стефана Цибиховского и восстановлена ​​после 2000 года. Кончики колонн нефа украшены эмблемами : орлом , померанским грифоном и пальто Быдгощи. оружия .
Крестильный купель Между нефом и алтарем Поздний Ренессанс , латунь и позолота, декор с изображением святых сцен: Св. Адальберта Пражского , Св. Николая и Крещения Иисуса . Артефакт был основан в 1611 году Войцехом Лоховским, мэром Быдгощи: на нем стоит знак его дома и монограмма . Предмет заключен в деревянную балюстраду с орнаментированной решеткой в ​​стиле Регентства (ок. 1730 г.).
Станции Креста На стенах и колоннах между нефами Станции созданы в 1910 году польским скульптором Францишеком Блэком.
Юбилейные Двери Вход на крыльцо Казнен по случаю тройного юбилея: 2000-летия христианства летия митрополии Гнезненской , 1000 - и 500-летия приходской церкви Быдгощи. Двери выполнил скульптор Михал Кубяк из Быдгощи и освятил 20 апреля 2003 года Генрих Мушиньский , архиепископ Гнезненский. С обеих сторон представлены сцены, связанные с христианством и епархиальной церковью.

Помимо этого списка, к периоду до раздела относятся и другие предметы : [ 3 ]

Надгробия и памятные доски

[ редактировать ]

На паперти церкви и внутри здания находится несколько десятков памятных досок и надгробий, частично доразделительного периода. Снаружи на стенах церкви установлены другие мемориальные доски и установлены памятные памятники.

Расположение Дата Описание Картина
Северный неф, западная стена 1580 Каменная эпитафия Быдгощи мэру Станиславу Гржимале
Южная стена нефа, рядом с алтарем Св. Роха. 1630 Надгробие из черного мрамора в стиле барокко. Картушная надпись Марцину Орловиту (1560–1630), мэру Быдгощи и основателю бывшей часовни Святой Анны.
Южная стена алтаря 17 век. Надгробие в стиле барокко с гербом Войцеха Лоховского (умер в 1651 г.), мэра Быдгощи и автора летописей .
На западной стене, над прилавками. 17 век. Надгробие семьи Лоховских
Конец южного нефа 1833 Черномраморное надгробие Николая Гуттен-Чапского (польского генерала, 1753–1833) с гербом Леливы , панопляном и медальоном с портретом покойного в окружении лепного лаврового венка.
Снаружи южная стена алтаря 1948 Мемориальная доска приходским священникам отцу Юзефу Шульца, Яну Якубовскому, Станиславу Копчи и Антонию Свядеку , убитым нацистскими вооруженными силами во время Второй мировой войны (1939–1945).
Внутри церковной паперти 1949 Мемориальная доска 47 убитым быдгощским купцам из бывшей Ресурсы Купецкой (ресторанно-развлекательного заведения на улице Ягеллонской , снесенного в 1950-х годах). [ 12 ]
Внешняя стена 1962 Мемориальные доски часовням эпохи Возрождения, утраченным между 1815 и 1830 годами: Святой Анне (подарен семьей Орловитых в 1555 году), Святому Стефану (подарен Стегфаном Богурским в 1605 году), Святому Иоанну Богослову (подарен семьей Рыхловских в 1612 году).
Внутри церковной паперти Мемориальная доска в память отца Тадеуша Скарбека-Мальчевского и художников, проводивших реконструкцию костела в 1922–1926 годах.
Внутри церковной паперти 1978 Мемориальная доска в память о Великопольском восстании (1918–1919) и вступлении польских войск в Быдгощ 20 января 1920 года. [ 12 ]
Внутри церковной паперти 1979 Мемориальная доска в память об убийстве нацистами Леона Барчишевского, мэра Быдгощи, и его сына Януша, 11 ноября 1939 года. [ 12 ]
Южная стена, рядом с алтарем Святого Антония. 1992 Латунная эпитафия, посвященная памяти кардинала Стефана Вышинского , Примаса Тысячелетия (1901–1981), и вспомогательных епископов Гнезненской архиепископии: Люциана Бернацкого (1902–1975) и Яна Михальского (1914–1989). Мемориальная доска выполнена скульптором Александром Денткосем из Быдгощи.
Стена южного нефа 1997 Бронзовая доска, посвященная памяти отца Францишка Ханельта, прихожанина церкви (1946–1971), с портретом усопшего в медальоне .
Снаружи, южная стена 2000 Мемориальный камень в честь 1000-летия города Гнезно.
Снаружи, южная стена 2002 Мемориальный камень в память адвокатов Быдгощи , погибших во время Второй мировой войны .
Внутри церковной паперти 2002 Мемориальная доска в память воинов 16-го Великопольского уланского полка погибших Густава Орлича-Дресера, в 1939–1945 годах.
Правая табличка
Right plaque
Внутри церковной паперти 2002 Мемориальная доска в память о трудовых лагерях и сибирских ГУЛАГах , финансируемая Союзом сибиряков ( польский : Związek Sybiraków ), польской ассоциацией, перегруппировывающей бывших ссыльных.
Левая табличка
Left plaque
Конец южного нефа 2002 Мемориальная доска в память апостольского визита Папы Иоанна Павла II в Быдгощ 7 июня 1999 года.
Внутри церковной паперти 2003 Мемориальная доска в память Юбилейных ворот , заложенная по случаю 500-летия приходской церкви и 1000-летия Гнезненской архиепархии.

Первый оригинальный церковный орган использовался до 1763 года: в этот момент город профинансировал новый инструмент с педалями, двумя клавиатурами и пятью мехами , на котором играли до 19 века. Церковный орган был построен Полом Фёлкнером примерно в 1907 году. Инструмент трекерного действия имеет 28 труб , 2 ручные клавиатуры и одну педальную клавиатуру . Неизвестно, был ли орган построен для собора: Лех Ликки в своем путеводителе по Быдгоще утверждает , что приходские власти перенесли инструмент из снесенной иезуитской церкви в 1940 году. Вероятно, он был восстановлен во время Второй мировой войны гданьской фирмой. Капитальный ремонт проводился в 1965 и 1980-х годах. [ 14 ]

Статуя Св. Джон Немученный

Точной ранней истории этой фигуры нет. О его существовании впервые упоминается в 1745 году, когда произошло посещение прихода Бромберга . [ 15 ] Считается, что исполнение статуи можно отнести к первым годам после канонизации священника, в 1729 году. Фигуру установили на южной стороне приходской церкви в начале XIX века, где тогда находился приходское кладбище: оно стояло на кирпичном столбе высотой 3 метра (9,8 фута), голову которого венчали пять звезд. [ 15 ] В 1762 году городские власти профинансировали Лампу святому Иоанну Непомуцену , что позволило освещать скульптуру так же, как и более известные в то время изображения в Праге или Коварах . Перенос статуи на берег реки Брды произошел в 1950-х годах после реставрационных работ под руководством отца Францишка Ксавера Ханельта, тогдашнего приходского священника. Выравнивание земли в 1954 году потребовало сноса оригинального кирпичного столба, замененного гранитным постаментом; в ходе этих работ была снята венчающая фигуру звезда. [ 15 ]

Сегодня статуя расположена на площади, к северу от собора, на устье реки Брды, недалеко от приходской плотины ( польск . Jaz Farny ). Фигура, сделанная из резного песчаника, имеет высоту 1,4 метра (4,6 фута). [ 15 ] Его гранитный постамент имеет высоту 1,63 метра (5,3 фута). Святой одет в иерейское одеяние, выполненное в стиле барокко : ряса и стихарь, подобные тем, что были у святителя и каноника римская амиса и биретта , на голове . Он держит распятие обеими руками, чтобы напомнить о своих связанных руках во время его мученической кончины (утонул в реке Влтаве ). [ 15 ]

Почитание образов Марии в церкви

[ редактировать ]

Образ Богоматери Прекрасной Любви

[ редактировать ]
Богоматерь прекрасной любви

Почитание образа восходит к эпохе Возрождения . богатая коллекция вотивных приношений В XVI веке была собрана Марии. По описаниям между 1712 и 1745 годами на оловянном фоне картины были увенчаны звездами и украшены серебром и золотом. В знак благодарности на них вешали предметы: вотивы, коралловые нити, драгоценности, серьги, цепочки, медали, наплечники , подвески или ленты. Два великолепных обета способствовали известности города. Один из них, подаренный до 1745 года и демонстрирующий герб Быдгощи, содержал ритуальное изображение Богородицы . [ 3 ] Большинство голосов, предложенных между периодом раздела и концом 18-го века, были посвящены поддержке восстания Костюшко .

XV века Богоматерь с розой была помещена в северном приделе приходской церкви, и с середины 17 века ее репутация выросла, благодаря чему церковь стала играть привлекательную роль среди местных верующих Мариан. Возможно, картина создана под влиянием рейнской и фламандской живописи Польши. [ 16 ]

С 1699 по 1712 год картина была связана с папскими индульгенциями на пути в Чистилище , находящимися под властью Святого Престола , продлеваемой каждые десять лет ординарием . С 1772 по 1920 годы прусская оккупация разрушила культ чудотворного образа. Оно вновь набрало обороты после воссоздания независимого польского государства в 1918 году и стало еще более важным после окончания Второй мировой войны. Во время войны нацистские власти приказали вывезти эту икону, как и большинство ценных музейных и церковных коллекций, из Быдгощи. Затем 23 июля 1943 года Деву Марию с розой перенесли в церковь Монковарско , в 35 километрах (22 мили) к северу от Быдгощи. Здесь, на алтаре придела, он простоял до 26 сентября 1945 года. [ 16 ] В 1950 году картина была отреставрирована в мастерских Торуни .

Дева Мария с розой была коронована дважды:

Эта вторая коронация повлияла на популярность изображения, побудив духовенство организовать в соборе постоянную исповедальную миссию, чтобы удовлетворить постоянное присутствие молящихся перед изображением людей. [ 17 ]

25 марта 2004 года Папа Иоанн Павел II создал Римско-католическую епархию Быдгощи , стали Богоматерь Прекрасной Любви и Михал Козал сопокровителями которой .

Образ Шкапулярной Богоматери в Быдгоще

[ редактировать ]
Богоматерь Шкапулярная

История культа образа связана с наличием в Быдгоще с 1397 года монастыря кармелитов , пастырская деятельность которого была сосредоточена на проведении богослужений и поощрении религиозного братства . [ 18 ] Важным элементом службы кармелитов был культ наплечника как защиты от проклятия. Оно было введено после видения, полученного святым Симоном Стоком в 1251 году, в котором, как говорят, явилась Мария и дала ему кармелитскую одежду, Коричневую лопатку , которую несколько пап подтвердили как кармелитскую привилегию. [ 19 ] В 1470 году в кармелитской церкви было создано Братство Богоматери Шкапулярной , получив одобрение отца Бернарда, главы чешско-польской кармелитской провинции. Братство имело структуру, близко отражающую иерархию Ордена кармелитов: старейшины носили титул приоров и субприоров, в братство входили семь консулов, задачей которых было улаживать организационные вопросы, два арбитра, решавшие споры, и два поселенца, решавшие спорные вопросы. решить юридические проблемы. Не было титульных сановников, каждый член был привержен определенным действиям. [ 18 ] Благородными покровителями были члены воеводы или кастеляна Бжеско -Куявского, Быдгощской старосты или представители сельской знати. [ 19 ] Отобранные знатные сторонники одобрялись монастырем, а священнослужителями всегда были проповедники-кармелиты. При вступлении в братство брат получил наплечник. [ 18 ]

Во второй половине 17 века Братство Шкапуляров стало массовой организацией, влияние которой простиралось далеко за пределы Быдгощи, достигая земель к югу от Вонгровца и к северу от Вармии и Квидзына . Братство процветало, получало многочисленные пожертвования и владело четырьмя банками — двумя в Быдгоще, одним в Гнезно и одним в Фордоне . [ 19 ] Самым важным днем ​​для Братства было 16 июля, во время праздника Богоматери на горе Кармель , когда отмечался как Орден кармелитов, так и Братство. Его отмечали торжественно, шествиями по всему городу. С другой стороны, Страстная пятница была периодом, когда публичное бичевание проводилось в кармелитской церкви Быдгощи совместно с некоторыми профессиональными гильдиями (например, гончарами и рулевыми ). [ 19 ]

После секуляризации, навязанной прусскими властями в 1810-х годах, кармелитский монастырь в Быдгоще был закрыт (1816 г.) и кармелитская церковь снесена (1822 г.): Братство лопаточников переехало в Св. Мартина-Св. Никольская приходская церковь, в которой находится и их алтарь. [ 19 ] В 1888 году, благодаря усилиям приходского священника Юзефа Хорашевского, Гнезненская архиепископия передала Братству ответственность за содержание алтаря и картин. В 1927 году в братстве насчитывалось 284 члена, но к 1930-м годам оно сократилось до 100. [ 19 ]

Богоматерь Шкапулярная в Быдгоще была коронована дважды:

[ редактировать ]

приходская школа

[ редактировать ]
Здание бывшей приходской школы

Точная дата создания приходской школы в Быдгоще неизвестна, но ее истоки связаны с созданием приходской церкви в Быдгоще и связанными с ней привилегиями. [ 21 ] около 1346 г. Здание открылось после середины 14 века: первые выпускники приехали в Краков в Ягеллонский университет около 1419 г. [ 22 ] Приходская школа была учреждением в городском пейзаже и в сознании ее жителей, располагаясь тогда в кирпичном здании с несколькими палатами, на краю погостного кладбища, на участке сегодняшнего дома по улице Пжижече, 2. [ 21 ] В 1532 году было зарегистрировано около 150 мальчиков, что сделало эту школу важной в то время. Тогда им управлял приходской священник церкви. Основной задачей школы было обучение молодежи, которая в дальнейшем будет выполнять обязанности священников. Однако в 15 веке его роль изменилась в пользу более «светской» учебной программы . Высшая степень ( лат . Quadrivium ) охватывала арифметику , геометрию , музыку и астрономию . Дальнейшее обучение было возможно в университетском , а затем и в университете . [ 21 ] В 17 веке школа пришла в упадок, став жертвой конкуренции со стороны недавно открытого иезуитского колледжа и созданных академических учреждений в Гданьске , Эльблонге , Торуни или Хелмно . [ 22 ]

К началу XVIII века здание было почти разрушено, несмотря на попытки городского совета взять на себя все расходы школы. [ 21 ] Само здание использовалось как сарай, а учеников переводили в простой дом, возведенный у восточной стены ризницы, оборудованный скамейками и крытыми конюшнями. [ 22 ] Во времена Пруссии настоящее здание было построено (1834–1854 гг.) для нужд приходской школы на месте старого заброшенного здания. [ 23 ]

В 1947 году здание было преобразовано в приходской детский сад. В 1982 году новоназначенный викарий Быдгощи Ян Виктор Новак открыл в доме Институт примаса христианской культуры кардинала Стефана Вышинского ( польск . Prymasowski Instytut Kultury Chrześcijańskiej ). [ 24 ] В 1989 году институту был присвоен статус Государственного высшего учебного заведения . С 1998 года является официальным отделением Познанского теологического университета. [ 24 ] С созданием Быдгощской епархии в 2004 году и переездом три года спустя резиденции Высшей семинарии Быдгощской епархии в историческое здание на улице Гродзкой, 18, было также решено переместить туда Институт предстоятелей. С этого времени в бывшей приходской школе разместилась библиотека Предстоятельского института христианской культуры. [ 23 ]

Приходская библиотека

[ редактировать ]

Открытая специально для использования священниками и сотрудниками приходской школы, приходская библиотека насчитывала в 1712 году 144 рукописных и печатных книг, в 1745 году — 104 тома, а в 1763 году — только 97 томов. В 17 веке, во время расцвета библиотеки, Якуб Игнаций Влодзимерский, приходской священник Быдгощи и Солецкого, в 1686 году перевез рукописи в Солец Куявский .

Небольшая часть ресурсов библиотеки использовалась ежедневно: в основном экземпляры Библии и богослужебные или нотные книги (около 27 томов Миссалов , повесток , требников , антифонариев , градуалов , псалмов ). Другая книга посвящена преимущественно трудам по теологии , философии , этике , каноническому праву , церковным темам, включая сборники проповедей , жития , комментарии к Ветхому и Новому Заветам , а также апологетические сочинения, направленные против лютеранства и кальвинизма .

В XVIII веке приходская библиотека была одной из самых богатых в городе по количеству книг после библиотеки монастыря бернардинцев, имевшей около 1500 томов. [ 3 ] В 1829 году, при упразднении монастыря, наиболее ценные рукописи библиотеки были через несколько лет переданы в приходскую церковь, где они сохранились до 1907 года, когда были перенесены в Губернскую и городскую публичную библиотеку .

Кладбище

[ редактировать ]

Церковное кладбище было основано в 14 веке, во времена создания прихода и строительства церкви, и использовалось до конца 18 века. До раздела Польши священнослужители , патриции и польская знать были похоронены в украшенных склепах, расположенных под церковным алтарем, нефами и часовнями.

Прусские власти закрыли это кладбище и основали другое, названное Старым приходским кладбищем ( польский : Cemetarz Starofarny ), дальше на север, хорошо отделенное от церкви.

В 1906 году приходской священник отец Рышард Маркварт основал на северной окраине Бромберга Новое приходское кладбище ( польск . Новофарное кладбище ), чтобы решить проблему вместимости старого кладбища.

Колокола

[ редактировать ]

Первые документы, касающиеся церковных колоколов, относятся к середине 17 века. [ 25 ] Мэр Быдгощи Войцех Лоховский сообщил в своих «Хрониках» , что они висели в колокольне в начале XVI века, а также, к 1660 году, в небольшой коньковой башенке , крытой жестью, стоящей у края крыши храма. [ 25 ]

Во время посещений прихода в XVIII веке были внесены в список четыре колокола: [ 25 ]

  • Марцин , 475 кг (1047 фунтов), отлит в 1652 году в мастерской Августина Кеше в Торуни . На его корпусе была вырезана молитва святому Мартину с датой отливки (1652 г.);
  • Мария , около 300 килограммов (660 фунтов), отлитая Жераром Беннигеком в 1651 году;
  • Миколай весил около 400 килограммов (880 фунтов), имел диаметр 1,19 метра (3,9 фута). Он был отлит в мастерской Николая Петерсилге в Торуни в 1758 году и переработан в 1864 году, сохранив оригинальные надписи;
  • Святой Дух , 190 килограммов (420 фунтов), основан в 1642 году мастерской Августина Кеше. В 1865 году его переплавили, сохранив оригинальные гравюры.
Колокольня

В 1801 году числилось шесть колоколов: четыре верхних упомянутых, и два меньших в ризнице и в коньковой башенке . церкви был повешен пятый колокол В 1838 году на южной колокольне : Юзеф , 550 килограммов (1210 фунтов), отлитый в 1720 году в мастерской Хинриха Вредне, действовавшей до 1904 года. На его корпусе рельефы изображали Деву Марию , Св. Иосиф и Иисус. В башенке наверху церкви находились пять небольших колоколов, некоторые из которых, возможно, были повешены прусскими властями и конфискованы в близлежащих монастырских и больничных церквях. Главный из них был заложен в 1702 году, в бронзовой мастерской Абсалома Виттверка (1634–1716), диаметром 36 сантиметров (14 дюймов) и гравюрами ( «Слава единому Богу »). Другие прибыли разного происхождения, в 1559 и 1668 годах. [ 25 ]

В 1864 и 1865 годах мастер по бронзе Фридерик Шульц из Хелмно переплавил несколько старых колоколов и отлил три новых: Миколай 1325 кг (2921 фунт), Мария 350 кг (770 фунтов) и Святой Дух 190 кг (420 фунтов).

В конце XIX века на приходской звоннице было повешено пять колоколов: 1864 г. – Миколай , самый большой, Юзеф (1720 г.), Марцин (1652 г.), Мария (1865 г.) и Святого Духа (1864 г.). В конце концов, в начале 20 века, благодаря работе Рышарда Маркварта, в приходской церкви все еще сохранились четыре больших колокола, три из которых были заложены в последние 50 лет: Миколай в 1864 году и меньшие, Марцин и Мария. , отлитые в 1904 году. Эти колокола были конфискованы прусскими властями для военных целей и переплавлены в конце Первой мировой войны . [ 25 ]

После воссоздания польского государства в 1918 году приходской священник Тадеуш Скарбек-Мальчевский начал процесс приобретения новых колоколов. Между тем, церкви Богоматери Лорето в Варшаве вернули колокола после того, как они были захвачены СССР в результате Рижского мира (1921 г.).

В 1922 году Тадеуш Скарбек-Мальчевский заметил, что три колокола, возвращенные в Варшаву, на самом деле принадлежали Каменец-Подольскому собору на Украине : следовательно, он отстаивал идею доставки этих осиротевших колоколов в Быдгощ. Наконец, в ноябре 1923 года эти колокола прибыли в Быдгощ, один из них был передан Лабишину .

были заложены четыре новых дополнительных колокола В 1929 году литейщиком Каролем Швабе из Бялы : Войцеха , Марцина , Николая и Благовещения Пресвятой Девы Марии . Эти колокола были конфискованы во время Второй мировой войны и переплавлены Третьим рейхом для поддержки военных действий.

В конце концов, только два колокола пережили Вторую мировую войну и сохранились до сих пор в звоннице приходского храма: [ 25 ]

  1. Колокол 1641 года из церкви Св. Петропавловский собор Каменца-Подольского - диаметр 1 метр (3,3 фута), 1138 кг (2509 фунтов). Его рельефы указывают на то, что он был основан Войцехом Вольскилнусом и каноником Станиславом Рильским. Этот колокол был увековечен в Генрика Сенкевича романе «Огонь в степи » ( польский : Пан Володыёвский ) за вызов тревоги во время осады Подольского в 1672 году и в сцене клятвы между героем Михалом Володыёвским и его другом Кеттлингом ;
  2. Колокол 1737 года из доминиканского костела Каменца-Подольского. . На его корпусе выгравировано доминиканское происхождение

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Памятники в Польше (PDF) . Быдгощ: Институт национального наследия. 31 марта 2017 г.
  2. ^ Буяк, Адам (2007). Польские соборы . Белый Ворон. ISBN  9788360292372 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Лбик, Лех (2002). Старопольская деятельность Быдгонского прихода (XIV–XVIII вв.). Быдгосская летопись XXIV . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. п. 11.
  4. ^ Лбик, Лех (1999). Рождение Быдгощского прихода, средневековые храмы, приходские миряне, благочиние. Хроника Быдгощи — специальный том, изданный по случаю визита Папы Иоанна Павла II в Быдгощ . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи.
  5. ^ Перейти обратно: а б Шамот, Марек (2000). Католическая церковь в Быдгоще во время разделов. Быдгощский календарь . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. стр. 105.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Лбик, Лех (2004). Фара – свидетель истории города. Быдгощский календарь . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи.
  7. ^ Перейти обратно: а б Боруцкий, Казимеж (1972). Мадонна приходской церкви. Быдгощский календарь . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. стр. 92.
  8. ^ Кульпинский, Хенрик (1982). Быдгощская приходская церковь. Быдгощский календарь . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. стр. 53–55.
  9. ^ Высоцкая, Агнешка (1998). Витражи алтаря приходской церкви в Быдгоще. Материалы для истории культуры и искусства Быдгощи и района, л.3 . Быдгощ: Студия документации и популяризации памятников Провинциального культурного центра в Быдгоще.
  10. ^ Мацеевский, Яцек (1999). Рецепция культа Святого Николая в Быдгоще на фоне зарождения местного прихода. Хроника Быдгощи — специальный том, изданный по случаю визита Папы Иоанна Павла II в Быдгощ . Быдгощ: Общество любителей города Быдгощи - Быдгощское научное общество.
  11. ^ Парука, Кристина (2008). Памятники Быдгощи – мини-каталог . Быдгощ: «Тифен».
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кульпинский, Хенрик (1982). Быдгощская приходская церковь. Быдгощский календарь . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. стр. 53.
  13. ^ аль, КАИ (17 января 2017 г.). «Ковер двадцатого века покрыл детали алтаря XVIII века» . bydgoszcz.voter.pl . bydgoszcz.voter . Проверено 10 июня 2017 г.
  14. ^ ПВКО (2017). «Катедра Св. Марцина и Миколай» . орган.art.pl . ПВКО. Архивировано из оригинала 8 мая 2016 года . Проверено 11 июня 2017 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и Лбик, Лех (2001). Святой Иоанн Непомуцкий из приходской церкви Быдгощи. Быдгощский календарь . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи.
  16. ^ Перейти обратно: а б Боруцкий, Казимеж (1972). Мадонна приходской церкви. Быдгощский календарь . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. стр. 92–95.
  17. ^ Смигель, Казимеж (1999). Из истории образа и культа Матери Прекрасной Любви в коллегиальном (приходском) храме в Быдгоще. Хроника Быдгощи — специальный том, изданный по случаю визита Папы Иоанна Павла II в Быдгощ . Быдгощ: Общество любителей города Быдгощи - Быдгощское научное общество.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Аладрукинская, Эльжбета (1990). Из истории быдгощских кармелитов. Быдгощская хроника X (1986–88) . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. стр. 169.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Малевский, Зигмунт. Братство Шкапулярной Богоматери в Быдгоще . Быдгощ: Пшеглод Быдгоски.
  20. ^ «САМЫЕ ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ ИЗ ИСТОРИИ ПРИХОДА В БЫДГОЩЕ» . katedabydgoska.pl . собор Быдгоска. 2006 год . Проверено 12 июня 2017 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Гулдон Зенон, Кабациньский Рышард Праце Популярнонаукове № 9 (1975). Очерки из истории древнего Быдгощи 16-18 веков . Быдгощ: Быдгощское научное общество. {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  22. ^ Перейти обратно: а б с Лбик, Лех (2003). Старопольская деятельность Быдгонского прихода (XIV-XVIII вв.). Быдгосская летопись XXIV . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. п. 11.
  23. ^ Перейти обратно: а б Парука, Кристина (2008). Памятники Быдгощи – мини-каталог . Быдгощ: «Тифен». ISBN  978-8392719106 .
  24. ^ Перейти обратно: а б Кутта, Януш (1999). Епископальный викарий Примаса Польши в Быдгоще. Быдгощская хроника — специальный том, изданный по случаю визита Папы Иоанна Павла II . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Зиглевский, Збигнев (2003). Колокола Быдгощской приходской церкви, Кроника Быдгоска XXIV (2002 г.) . Быдгощ: Общество любителей города Быдгощи - Быдгощское научное общество. стр. 127.
[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • (на польском языке) Блажеевский, Кшиштоф (2007). Володыёвский колокол. Быдгощский календарь . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи.
  • (на польском языке) Боруцкий, Казимеж (1972). Мадонна приходской церкви. Быдгощский календарь . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. стр. 92–95.
  • (на польском языке) Шамот, Марек (2000). Католическая церковь в Быдгоще во время разделов. Быдгощский календарь . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. стр. 105–109.
  • (на польском языке) Деренда, Ежи (2006). Красивый старый Быдгощ, т. I из серии Быдгощ, город в Куявии . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. ISBN  9788391617816 .
  • (на польском языке) Кульпинский, Хенрик (1982). Быдгощская приходская церковь. Быдгощский календарь . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. стр. 92–95.
  • (на польском языке) Кутта, Януш (1988). Роль католической церкви в истории Быдгощи. Быдгощская летопись XIX . Быдгощ: Общество любителей города Быдгощи - Быдгощское научное общество. стр. 9:00–16:00.
  • (на польском языке) Лбик, Лех (2004). Фара – свидетель истории города. Быдгощский календарь . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи.
  • (на польском языке) Лбик, Лех (1999). Рождение Быдгощского прихода, средневековые храмы, приходские миряне, благочиние. «Хроника Быдгоски», специальный том, изданный по случаю визита Папы Иоанна Павла II в Быдгощ . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи.
  • (на польском языке) Лбик, Лех (2002). Старопольская деятельность Быдгонского прихода (XIV–XVIII вв.). Быдгосская летопись XXIV . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. стр. 11–73.
  • (на польском языке) Лбик, Лех (1999). Рецепция культа Святого Николая в Быдгоще на фоне зарождения местного прихода. «Хроника Быдгоски», специальный том, изданный по случаю визита Папы Иоанна Павла II в Быдгощ . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи.
  • (на польском языке) Марковский, Дариуш (2002). Готическая картина «Мадонна с розой» из соборного костела в Быдгоще – иконография, история, техника . Торунь: Acta Universitatis Николая Коперничи. Гуманитарные и социальные науки. Памятник и консервация, д. 32 (344). стр. 67–108.
  • (на польском языке) Марковский, Дариуш (1996). Вклад в исследование картины «Мадонна с розой» из приходского костела в Быдгоще. Материалы для истории культуры и искусства Быдгощи и района, ж. 1 . Быдгощ: Студия документации и популяризации памятников Провинциального культурного центра в Быдгоще. стр. 44–51.
  • (на польском языке) Новицкий, Томаш (2002). Посещение приходской церкви Быдгощи 1745 года как пример источника для исследования церковного убранства. Быдгощская летопись XXIV . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. стр. 74–83.
  • (на польском языке) Парука, Кристина (2008). Памятники Быдгощи: мини-каталог . Быдгощ: TIFEN Кристина Поручка. ISBN  9788392719106 .
  • (на польском языке) Боруцкий, Казимеж (2006). Расцвет Быдгощской церкви. Быдгощский календарь . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи.
  • (на польском языке) Романюк, Марек (2002). Духовенство Быдгощского прихода в 1772–1920 годах – коллективный портрет. Быдгощская летопись XXIV . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. стр. 142–150.
  • (на польском языке) Высоцкая, Агнешка (1998). Витражи алтаря приходской церкви в Быдгоще. Материалы для истории культуры и искусства Быдгощи и района, ж. 3 . Быдгощ: Студия документации и популяризации памятников Провинциального культурного центра в Быдгоще. стр. 105–110.
  • (на польском языке) Зиглевский, Збигнев (2002). Колокола приходской церкви Быдгощи. Быдгощская летопись XXIV . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. стр. 127–141.

53 ° 07'22 "с.ш. 17 ° 59'56" в.д.  /  53,1228 ° с.ш. 17,9989 ° в.д.  / 53,1228; 17,9989

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bae0613b0021a46ed0066d68bbc10e06__1709261160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/06/bae0613b0021a46ed0066d68bbc10e06.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bydgoszcz Cathedral - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)