Скульптура Монголии
произведения Скульптурные создавались в Монголии с доисторических времен. Мегалиты бронзового века , известные как оленьи камни, изображали оленей в орнаментированной оправе. Статуи воинов, Курганные стелы , были созданы под тюркским правлением с VI века нашей эры, а позже начали нести надписи фонетическим письмом, орхонским письмом , которое было расшифровано только в 1980-х годах. Статуи воинов продолжились и при уйгурах , которые также сделали золотое изображение Будды . Многие образцы скульптур людей и животных, а также резных стел известны из Монгольской империи , особенно из ее столицы Каракорума .
Распространение буддизма в Монголии с 16 века было связано с культурным возрождением, включавшим работы скульптора Занабазара (1635–1723), известного своими человеческими формами в бронзе, изображающими фигуры буддийской традиции. С этого периода также известны богато украшенные маски, используемые в мистических танцах Чам .
Резкие перемены в монгольском искусстве последовали за революцией 1921 года , после которой страна осталась под сильным советским влиянием. Буддизм утратил свою силу, и многие скульптуры в общественных местах переняли стиль соцреализма . Позже западные влияния привнесли модернизм в скульптуру, и после свержения социалистического режима в 1990 году стали изучаться абстрактные и традиционные стили.
Скульптура бронзового века
[ редактировать ]
Наиболее яркими артефактами древнемонгольской скульптуры являются оленьи камни «буган чулуу» (bugan chuluu) (называемые по -монгольски ), широко распространенные в районах хребта Монгольского Алтая и гор Хангай . К скифо-сибирскому стилю относится искусство изображения оленей на камнях, популярное в Западной Евразии и Средней Азии в эпоху бронзы. Около 500 оленьих камней (составляющих 80% всех известных в обширной степной зоне Евразии) сосредоточены на севере и северо-западе Монголии. [ 1 ]
Большинство ученых полагают, что кочевники бронзового века воздвигли изящные и загадочные мегалиты в северных регионах Монголии и южной Сибири около 1000 г. до н.э., хотя некоторые ученые полагают, что они могут быть работой более поздних народов железного века, которые появились в Монголии к 700 г. до н.э. [ 2 ] В верхней части оленьих камней расположены изображения солнца и луны, под которыми расположена линия геометрического орнамента. Далее идут изображения оленей, которые характеризуются как «летящие галопом». Под изображениями оленей расположен еще один пояс, украшенный геометрическим орнаментом. [ 3 ] На редких экземплярах встречается изображение человеческого лица. В верхней части оленьего камня, обнаруженного на стоянке Шар-Ус, имеется изображение солнечного диска с одной стороны и изображение человеческого лица с другой. [ 4 ] Скифо-сибирский стиль характерен и для металлических изделий мастеров бронзового века. Рукоятки ножей украшались фигурками головы оленя, барана или козла с увеличенными ушами, выпученными глазами и спиральными рогами. Эти предметы принадлежат карасукской культуре , зародившейся в Монголии и распространившейся на север до Сибири и на юг до Иньского Китая. [ 1 ]
Средневековая скульптура
[ редактировать ]Племена хунну , основавшие первую кочевую империю на обширных монгольских степях к северу от Великой Китайской стены в III веке до нашей эры, унаследовали скифо-сибирский стиль. Особый интерес представляет серебряная пластина с рельефным изображением яка на фоне лесистой горы. [ 1 ]

Среди средневековых империй Монголии Тюркский каганат, основанный в середине VI в. н.э., оставил после себя наибольшее количество скульптурных памятников. Тюркские курганные стелы, называемые по-монгольски «хүн чулуу» (хун чулуу), встречаются на обширных степях и в горах. Их возводили на курганах. Каменные статуи изображают усатых воинов с поясами, на которых подвешено их оружие. Их левые руки в знак уважения сжимают пояса, а правые держат кубки. [ 5 ]
Скульптурные комплексы, посвященные памяти тюркского советника Тонюкука и тюркского полководца Кул Тегина, были построены в VIII веке. Мемориальный комплекс Кул Тегина был окружен стеной шириной в метр. В центре комплекса находилось двухэтажное здание, поддерживаемое 12 колоннами, в здании располагались мраморные статуи Кул Тегина и его супруги. Голову статуи Кул Тегина увенчивает корона с изображением птицы, расправившей крылья. [ 1 ]
Тюрки первыми среди народов Средней Азии разработали фонетическое письмо. Стелы с текстами, написанными руническим орхонским письмом, посвященные Тонюкуку, Бильге-кагану и Куль-Тегину, найдены в центральных районах Монголии. [ 6 ] Эти тексты, повествующие о войнах, которые воинственные турки вели за защиту своей национальной свободы от иноземных врагов, впервые были прочитаны Н. М. Ядринцевым и Вильгельмом Томсоном в 1980-е годы. [ 1 ]
Археологические находки показывают, что уйгуры , разгромившие Тюркский каганат и основавшие на территории Монголии собственную империю, изготовляли реалистично выглядящие статуи в честь выдающихся воинов. [ 7 ] В VIII веке уйгурский каган Богучар приказал отлить золотую статую Будды Шакьямуни , которая позже была захвачена монгольскими хаанами. [ 8 ] Киданьская империя , основанная в начале X века, добилась огромных успехов в развитии культуры и научного восприятия. Широко практиковались такие ремесла, как ткачество, выплавка металла, живопись и скульптура. [ 9 ]
Скульптура Монгольской империи
[ редактировать ]О развитии скульптуры имперского монгольского времени можно судить по немногочисленным, но весьма выразительным образцам каменных человечков, стел и декоративных архитектурных элементов. Каменные фигуры аймака Сухэ-Батор отличаются головными уборами, одеждой, украшениями, позами и сиденьями. Важные артефакты включают Стелу Чингисхана. [ 10 ] документирующий достижения Есункэ Мергэна в искусстве стрельбы из лука, и обелиск, посвященный Мункэ Хаану . [ 11 ] [ 12 ] Такая стела стояла на спине каменных черепах, подобных тем, что были найдены вокруг столицы Монгольской империи Каракорума . [ 1 ]

Археологические раскопки древнего Каракорума выявили богатое наследие искусства периода Монгольской империи. Дворцы и храмы украшались скульптурами. Углы крыш были украшены головами крылатых драконов . большое количество фигурок существ, похожих на фениксов и химер, Раскопано а также статуэток людей в буддийской одежде. Один из фрагментов женских скульптур, найденных в руинах Каракорума, изображает женщину с большими глазами, нежной улыбкой, полуоткрытыми губами и заколками в виде цветов, счастливым выражением лица, напоминающим традиционную уйгурскую школу. Фрагмент другой статуэтки, еще более пропорциональный, представляет собой женщину с правильными чертами лица монгольского типа. [ 1 ]

Основываясь на записях Вильгельма Рубрука , большинство ученых утверждают, что перед дворцом находился фонтан «Серебряное дерево» (Мөнгөн мод). По словам Рубрука, у подножия Серебряного Дерева стояли четыре серебряные скульптуры львов, изо рта которых текло кисломолочное кобылье молоко — айраг, любимый напиток монголов. Четыре золотые змеи обвили дерево. Из пасти одной змеи лилось вино, из пасти второй змеи - айраг, из третьей - мед, из четвертой - рисовое пиво. Верхушку дерева венчал ангел, трубящий в рожок. Ветви, листья и плоды дерева были сделаны из серебра. Фонтан был спроектирован пленным скульптором Вильгельмом Парижским . [ 3 ]
Возрождение и буддизм
[ редактировать ]Г. Занабазар и его школа
[ редактировать ]Реинтродукция буддизма в Монголии во 2-й половине 16 в. и активное проникновение его во все стороны жизни монгольского общества непосредственно повлияли на дальнейшее развитие и расцвет скульптуры и других искусств в Монголии. [ 1 ] Соревнуясь с ханом Тюмедом Алтан - в религиозных и культурных начинаниях, Абтай Саин-хан из Халхи основал буддийский монастырь Эрденезуу недалеко от места бывшего города Каракорум в
Возрождение культуры М. связано с Борджигином Г. Занабазаром (Өндөр Гэгээн) (1635–1723), выдающимся скульптором среди буддийских стран Азии, первым Джебцундамба Хутукту, или Богдо Гэгеном, величайшим скульптором Монголии. [ 13 ] Среди его самых известных работ — позолоченные бронзовые статуи Зеленой Тары , Белой Тары, Двадцати одной Тары, Пяти Дхьяни-Будд и идущего Майтрейи . Черты лица скульптур Занабазара характеризуются высокими лбами, тонкими, изогнутыми бровями, носами с высокой переносицей и маленькими мясистыми губами. Ювелирные изделия изысканны, особенно длинные простые нити бус, которые свисают через торсы фигурок. Его работы имеют умиротворенный и созерцательный вид. [ 14 ] Скульптуры Занабазара и его школы обычно изготавливались из двух частей: тело и постамент изготавливались отдельно, а затем спаивались вместе, хотя скульптуры меньшего размера изготавливались как единое целое. Большинство скульптур красиво позолочены. [ 14 ] Многие работы Занабазара свидетельствуют о его мастерстве изображения женской красоты. [ 1 ] его скульптуры изображают молодые фигуры и имеют красивые пропорции.

Он сделал Белую Тару молодой и красивой девушкой, лицо и тело которой еще не созрели до полной зрелости, пальцы которой еще сохраняют детскую пухлость, а грудь только начинает наполняться. [ 1 ]

Статуя Зеленой Тары — самый впечатляющий из его женских портретов. Она сидит, и весь вес ее тела переносится на левую ягодицу, а верхняя часть туловища наклоняется вправо круговым движением. Вся поза подчеркивается параллельным ритмом ее правой ноги и правой руки, свободно опускающимися вниз в мудре, символизирующей щедрость, и горизонтальной линией ее левой ноги в классическом подтянутом положении, обеспечивающей твердую поддержку. Ее грудь молодая и полная, а тонкая талия изящно изгибается. [ 1 ] Мудра левой руки изображает прибежище в трёх драгоценностях: Будде, Дхарме и Сангхе .
Ваджрадхара, Дхьяни-Будды и другие божества демонстрируют 32 главных и 80 второстепенных черт идеального человеческого тела. Они гармонируют с каноническими пропорциями, описанными в Тенгьюре . Занабазара Особенно прекрасны лица будд и бодхисаттв в глубокой медитации. Руководствуясь желанием освободить людей от гнева, невежества, похоти, презрения и недоброжелательности – пяти пороков, порождающих все грехи, – скульптор в медитации создал Пяти Дхиани Будд. Это Акшобхья , синий искоренитель гнева, занимающий центр Мандалы , Вайрочана , белый искоренитель невежества, занимающий восточную часть Мандалы, Ратнасамбхава , желтый разрушитель презрения, восседающий на юге, красный Амитаба, искореняющий похоть и сидит на западе и зеленеет Амогхасиддхи , искоренитель недоброжелательности, господствующий над север. [ 1 ]
Искусство Чама
[ редактировать ]
Эзотерический . мистический танец под названием Чам был завезен в Монголию вместе с тибетским буддизмом [ 15 ] и процветал с XVIII в. Первая церемония чамов в Халхе прошла в монастыре Эрдэнэ-Зуу в первом десятилетии XIX века. [ 3 ]
Монгольский чам представляет особый интерес, поскольку этот тип священных действий за свою короткую жизнь в Монголии достиг уровня, не имеющего себе равных в других местах. Хотя существуют тибетские и монгольские руководства, подробно описывающие иконографию и хореографию Цама, свидетельства очевидцев первых западных путешественников предполагают, что танцы на самом деле во многом отличались от руководств. [ 16 ] Например, чамские маски монгольского производства обладают художественной выразительностью, редко встречающейся в других странах. [ 16 ] Изготовление масок для Чама было сложной и трудоемкой работой. Формы масок сначала изготавливались из папье-маше . В конце маски были расписаны и позолочены. Маски также могут быть отделаны кораллами , жемчугом и драгоценными камнями . Одежда шилась из высококачественного шелка, а некоторые элементы аксессуаров или символических атрибутов изготавливались из кораллов, жемчуга, драгоценных камней, бивней и верблюжьей кости. Каждый монастырь имел свой отличительный стиль масок и украшений. Так, маски в монастыре Жанжинг-Чойрен были такого размера, чтобы соответствовать головам танцоров, которые могли видеть сквозь стеклянные прорези глаз масок. Маски в стиле Урга были исключительно большими, вдвое больше человеческой головы, что добавляло дополнительный рост танцору, который мог видеть через рот маски. [ 3 ] Маска Дхармапалы Жамсрана была изготовлена из папье-маше; Вдоль овала лица инкрустировано 6000 кусочков натурального красного коралла разного размера, подчеркивающих динамику мимических мышц. Дхармапалы или Десять бодхисаттв Кхангал были главными персонажами Чама. Их гневные образы выражают масштаб и глубину усилий, которые требуются для подчинения нирвани — порочного ума, могущественного внутреннего врага каждого чувствующего существа .
Маски считаются священными предметами, как и буддийские статуи. Когда они не использовались, их хранили в монастырях и им отдавали дань уважения в ежедневных ритуалах. [ 16 ]
«Соцреализм»
[ редактировать ]Годы после 1924 года, когда Монголия приняла коммунистические принципы, характеризовались политическими чистками и подавлением буддизма. Многие монгольские художники были наняты для создания плакатов и других материалов, пропагандирующих коммунистическую идеологию. В результате буддийская эстетика постепенно была заменена западными техниками изобразительного искусства. На протяжении 1930-х и 1940-х годов советские художники и преподаватели представляли свое искусство в Монголии, а ряду монгольских художников была оказана финансовая помощь для обучения в Советском Союзе . Благодаря этому монгольские художники научились использовать масляные краски и познакомились с социалистическим реализмом, а также с русским реализмом и импрессионизмом XIX века . Хотя монгольские художники экспериментировали с различными европейскими стилями, в ту эпоху доминировал социалистический реализм, изображающий жизнь людей, усердно работающих вместе для развития страны. [ 17 ]
Наиболее известными образцами скульптуры периода соцреализма являются конная статуя Сухэ-Батора, одного из лидеров революции 1921 года, статуи пастуха и крестьянина перед зданием Министерства сельского хозяйства и Зайсанский мемориал Зайсану. Советский солдат.
Модернизм и традиции
[ редактировать ]

. В 1960-х годах монгольские художники начали учиться в таких странах, как Восточная Германия и Чехословакия , где они переняли стили модернистского искусства. Эти художники расширили диапазон монгольского художественного самовыражения и приняли большую степень индивидуализма. Несмотря на разочарование со стороны социалистического правительства, монгольские художники создавали все более свободные и эмоциональные композиции. К 1980-м годам большее количество художников вернулись из учебы в Европе , и модернизм в Монголии процветал . Демократическая революция 1990 года открыла Монголию миру, и художники получили полную свободу рисовать любые сюжеты и путешествовать в любую страну за рубежом. Новые группы художников были сформированы, приверженные современному искусству, в ответ на доминирование реализма в последние десятилетия. Ранее табуированные темы, такие как монгольский лидер Чингисхан, и стили абстрактного искусства были исследованы со страстью. [ 17 ]
В то же время возникло возрождение традиционных художественных стилей. Монах-художник Лам Ганчугийн Пуревбат известен своими модернистскими танками и трехмерными мандалами .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Цультем, Н. (1989). Монгольский: ᠮᠣᠩᠭᠣᠯ ᠣᠨ ᠣᠷᠠᠨ ᠪᠠᠷᠢᠮᠠᠯ (монгольская скульптура) . Улан-Батор.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Пауэлл, Э.А. (2006). Таинственная Монголия .
- ^ Jump up to: а б с д Chultem, N. (1984). Искусство Монголии . Moscow.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Волков, В. В. (1964). Из истории изучения памятников бронзового века Монголии . Ulan Bator.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Соловьёв, А. И. Древние тюрки .
- ^ Мелиоранский, П. М. (1898). Об орхонских и енисейских надгробных памятниках с надписями .
- ^ Евтюхова, Л. А. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии .
- ^ Евтюхова, Л. А. Буддизм в период правления Угэдэй-хана .
- ^ Раннемонгольское государство .
- ^ Янхунен, Юха (27 января 2006 г.). Монгольские языки . Рутледж. ISBN 9781135796907 .
- ^ Лазарь-Яфе, Хава (1 января 1999 г.). Меджлис: межрелигиозные встречи в средневековом исламе . Издательство Отто Харрасовица. ISBN 9783447040419 .
- ^ «Национальный музей истории Монголии: Монгольская империя Чингисхана и его преемников» . depts.washington.edu . Проверено 26 марта 2017 г.
- ^ Бергер, Патрисия (1995). После Ксанаду: монгольский ренессанс XVI-XVIII веков . Томас и Хадсон, Нью-Йорк. ISBN 0-500-23705-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Варфоломей, Тереза Це (1995). Знакомство с искусством Монголии .
- ^ Буддийский ритуал: буддийский монашеский танец .
- ^ Jump up to: а б с Церемониальные маски Монголии .
- ^ Jump up to: а б Монгольская национальная галерея современного искусства .