Jump to content

Скульптура Монголии

произведения Скульптурные создавались в Монголии с доисторических времен. Мегалиты бронзового века , известные как оленьи камни, изображали оленей в орнаментированной оправе. Статуи воинов, Курганные стелы , были созданы под тюркским правлением с VI века нашей эры, а позже начали нести надписи фонетическим письмом, орхонским письмом , которое было расшифровано только в 1980-х годах. Статуи воинов продолжились и при уйгурах , которые также сделали золотое изображение Будды . Многие образцы скульптур людей и животных, а также резных стел известны из Монгольской империи , особенно из ее столицы Каракорума .

Распространение буддизма в Монголии с 16 века было связано с культурным возрождением, включавшим работы скульптора Занабазара (1635–1723), известного своими человеческими формами в бронзе, изображающими фигуры буддийской традиции. С этого периода также известны богато украшенные маски, используемые в мистических танцах Чам .

Резкие перемены в монгольском искусстве последовали за революцией 1921 года , после которой страна осталась под сильным советским влиянием. Буддизм утратил свою силу, и многие скульптуры в общественных местах переняли стиль соцреализма . Позже западные влияния привнесли модернизм в скульптуру, и после свержения социалистического режима в 1990 году стали изучаться абстрактные и традиционные стили.

Скульптура бронзового века

[ редактировать ]
Олений камень

Наиболее яркими артефактами древнемонгольской скульптуры являются оленьи камни «буган чулуу» (bugan chuluu) (называемые по -монгольски ), широко распространенные в районах хребта Монгольского Алтая и гор Хангай . К скифо-сибирскому стилю относится искусство изображения оленей на камнях, популярное в Западной Евразии и Средней Азии в эпоху бронзы. Около 500 оленьих камней (составляющих 80% всех известных в обширной степной зоне Евразии) сосредоточены на севере и северо-западе Монголии. [ 1 ]

Большинство ученых полагают, что кочевники бронзового века воздвигли изящные и загадочные мегалиты в северных регионах Монголии и южной Сибири около 1000 г. до н.э., хотя некоторые ученые полагают, что они могут быть работой более поздних народов железного века, которые появились в Монголии к 700 г. до н.э. [ 2 ] В верхней части оленьих камней расположены изображения солнца и луны, под которыми расположена линия геометрического орнамента. Далее идут изображения оленей, которые характеризуются как «летящие галопом». Под изображениями оленей расположен еще один пояс, украшенный геометрическим орнаментом. [ 3 ] На редких экземплярах встречается изображение человеческого лица. В верхней части оленьего камня, обнаруженного на стоянке Шар-Ус, имеется изображение солнечного диска с одной стороны и изображение человеческого лица с другой. [ 4 ] Скифо-сибирский стиль характерен и для металлических изделий мастеров бронзового века. Рукоятки ножей украшались фигурками головы оленя, барана или козла с увеличенными ушами, выпученными глазами и спиральными рогами. Эти предметы принадлежат карасукской культуре , зародившейся в Монголии и распространившейся на север до Сибири и на юг до Иньского Китая. [ 1 ]

Средневековая скульптура

[ редактировать ]

Племена хунну , основавшие первую кочевую империю на обширных монгольских степях к северу от Великой Китайской стены в III веке до нашей эры, унаследовали скифо-сибирский стиль. Особый интерес представляет серебряная пластина с рельефным изображением яка на фоне лесистой горы. [ 1 ]

Kurgan stelae

Среди средневековых империй Монголии Тюркский каганат, основанный в середине VI в. н.э., оставил после себя наибольшее количество скульптурных памятников. Тюркские курганные стелы, называемые по-монгольски «хүн чулуу» (хун чулуу), встречаются на обширных степях и в горах. Их возводили на курганах. Каменные статуи изображают усатых воинов с поясами, на которых подвешено их оружие. Их левые руки в знак уважения сжимают пояса, а правые держат кубки. [ 5 ]

Скульптурные комплексы, посвященные памяти тюркского советника Тонюкука и тюркского полководца Кул Тегина, были построены в VIII веке. Мемориальный комплекс Кул Тегина был окружен стеной шириной в метр. В центре комплекса находилось двухэтажное здание, поддерживаемое 12 колоннами, в здании располагались мраморные статуи Кул Тегина и его супруги. Голову статуи Кул Тегина увенчивает корона с изображением птицы, расправившей крылья. [ 1 ]

Стелы с руническим текстом на тюркском языке

Тюрки первыми среди народов Средней Азии разработали фонетическое письмо. Стелы с текстами, написанными руническим орхонским письмом, посвященные Тонюкуку, Бильге-кагану и Куль-Тегину, найдены в центральных районах Монголии. [ 6 ] Эти тексты, повествующие о войнах, которые воинственные турки вели за защиту своей национальной свободы от иноземных врагов, впервые были прочитаны Н. М. Ядринцевым и Вильгельмом Томсоном в 1980-е годы. [ 1 ]

Археологические находки показывают, что уйгуры , разгромившие Тюркский каганат и основавшие на территории Монголии собственную империю, изготовляли реалистично выглядящие статуи в честь выдающихся воинов. [ 7 ] В VIII веке уйгурский каган Богучар приказал отлить золотую статую Будды Шакьямуни , которая позже была захвачена монгольскими хаанами. [ 8 ] Киданьская империя , основанная в начале X века, добилась огромных успехов в развитии культуры и научного восприятия. Широко практиковались такие ремесла, как ткачество, выплавка металла, живопись и скульптура. [ 9 ]

Скульптура Монгольской империи

[ редактировать ]

О развитии скульптуры имперского монгольского времени можно судить по немногочисленным, но весьма выразительным образцам каменных человечков, стел и декоративных архитектурных элементов. Каменные фигуры аймака Сухэ-Батор отличаются головными уборами, одеждой, украшениями, позами и сиденьями. Важные артефакты включают Стелу Чингисхана. [ 10 ] документирующий достижения Есункэ Мергэна в искусстве стрельбы из лука, и обелиск, посвященный Мункэ Хаану . [ 11 ] [ 12 ] Такая стела стояла на спине каменных черепах, подобных тем, что были найдены вокруг столицы Монгольской империи Каракорума . [ 1 ]

Каменная черепаха Каракорума

Археологические раскопки древнего Каракорума выявили богатое наследие искусства периода Монгольской империи. Дворцы и храмы украшались скульптурами. Углы крыш были украшены головами крылатых драконов . большое количество фигурок существ, похожих на фениксов и химер, Раскопано а также статуэток людей в буддийской одежде. Один из фрагментов женских скульптур, найденных в руинах Каракорума, изображает женщину с большими глазами, нежной улыбкой, полуоткрытыми губами и заколками в виде цветов, счастливым выражением лица, напоминающим традиционную уйгурскую школу. Фрагмент другой статуэтки, еще более пропорциональный, представляет собой женщину с правильными чертами лица монгольского типа. [ 1 ]

Фонтан «Серебряное дерево» перед дворцом Тюмень Амугуланг . Европейское воображение XVIII века

Основываясь на записях Вильгельма Рубрука , большинство ученых утверждают, что перед дворцом находился фонтан «Серебряное дерево» (Мөнгөн мод). По словам Рубрука, у подножия Серебряного Дерева стояли четыре серебряные скульптуры львов, изо рта которых текло кисломолочное кобылье молоко — айраг, любимый напиток монголов. Четыре золотые змеи обвили дерево. Из пасти одной змеи лилось вино, из пасти второй змеи - айраг, из третьей - мед, из четвертой - рисовое пиво. Верхушку дерева венчал ангел, трубящий в рожок. Ветви, листья и плоды дерева были сделаны из серебра. Фонтан был спроектирован пленным скульптором Вильгельмом Парижским . [ 3 ]

Возрождение и буддизм

[ редактировать ]

Г. Занабазар и его школа

[ редактировать ]
Статуя Будды в монастыре Эрдэнэ Зуу

Реинтродукция буддизма в Монголии во 2-й половине 16 в. и активное проникновение его во все стороны жизни монгольского общества непосредственно повлияли на дальнейшее развитие и расцвет скульптуры и других искусств в Монголии. [ 1 ] Соревнуясь с ханом Тюмедом Алтан - в религиозных и культурных начинаниях, Абтай Саин-хан из Халхи основал буддийский монастырь Эрденезуу недалеко от места бывшего города Каракорум в

Возрождение культуры М. связано с Борджигином Г. Занабазаром (Өндөр Гэгээн) (1635–1723), выдающимся скульптором среди буддийских стран Азии, первым Джебцундамба Хутукту, или Богдо Гэгеном, величайшим скульптором Монголии. [ 13 ] Среди его самых известных работ — позолоченные бронзовые статуи Зеленой Тары , Белой Тары, Двадцати одной Тары, Пяти Дхьяни-Будд и идущего Майтрейи . Черты лица скульптур Занабазара характеризуются высокими лбами, тонкими, изогнутыми бровями, носами с высокой переносицей и маленькими мясистыми губами. Ювелирные изделия изысканны, особенно длинные простые нити бус, которые свисают через торсы фигурок. Его работы имеют умиротворенный и созерцательный вид. [ 14 ] Скульптуры Занабазара и его школы обычно изготавливались из двух частей: тело и постамент изготавливались отдельно, а затем спаивались вместе, хотя скульптуры меньшего размера изготавливались как единое целое. Большинство скульптур красиво позолочены. [ 14 ] Многие работы Занабазара свидетельствуют о его мастерстве изображения женской красоты. [ 1 ] его скульптуры изображают молодые фигуры и имеют красивые пропорции.

Белая Тара Богд Гегин Занабазар. На заднем плане статуя из набора Пяти Дхиани Будд Занабазара.

Он сделал Белую Тару молодой и красивой девушкой, лицо и тело которой еще не созрели до полной зрелости, пальцы которой еще сохраняют детскую пухлость, а грудь только начинает наполняться. [ 1 ]

Зеленая Тара Богд Гегин Занабазар. На заднем плане - статуя из набора Занабазара "Двадцать одна Тарас".

Статуя Зеленой Тары — самый впечатляющий из его женских портретов. Она сидит, и весь вес ее тела переносится на левую ягодицу, а верхняя часть туловища наклоняется вправо круговым движением. Вся поза подчеркивается параллельным ритмом ее правой ноги и правой руки, свободно опускающимися вниз в мудре, символизирующей щедрость, и горизонтальной линией ее левой ноги в классическом подтянутом положении, обеспечивающей твердую поддержку. Ее грудь молодая и полная, а тонкая талия изящно изгибается. [ 1 ] Мудра левой руки изображает прибежище в трёх драгоценностях: Будде, Дхарме и Сангхе .

Ваджрадхара, Дхьяни-Будды и другие божества демонстрируют 32 главных и 80 второстепенных черт идеального человеческого тела. Они гармонируют с каноническими пропорциями, описанными в Тенгьюре . Занабазара Особенно прекрасны лица будд и бодхисаттв в глубокой медитации. Руководствуясь желанием освободить людей от гнева, невежества, похоти, презрения и недоброжелательности – пяти пороков, порождающих все грехи, – скульптор в медитации создал Пяти Дхиани Будд. Это Акшобхья , синий искоренитель гнева, занимающий центр Мандалы , Вайрочана , белый искоренитель невежества, занимающий восточную часть Мандалы, Ратнасамбхава , желтый разрушитель презрения, восседающий на юге, красный Амитаба, искореняющий похоть и сидит на западе и зеленеет Амогхасиддхи , искоренитель недоброжелательности, господствующий над север. [ 1 ]

Искусство Чама

[ редактировать ]
Жамсран или Улаан Сахиус от мастера ароматов Пунцог-Осора

Эзотерический . мистический танец под названием Чам был завезен в Монголию вместе с тибетским буддизмом [ 15 ] и процветал с XVIII в. Первая церемония чамов в Халхе прошла в монастыре Эрдэнэ-Зуу в первом десятилетии XIX века. [ 3 ]

Монгольский чам представляет особый интерес, поскольку этот тип священных действий за свою короткую жизнь в Монголии достиг уровня, не имеющего себе равных в других местах. Хотя существуют тибетские и монгольские руководства, подробно описывающие иконографию и хореографию Цама, свидетельства очевидцев первых западных путешественников предполагают, что танцы на самом деле во многом отличались от руководств. [ 16 ] Например, чамские маски монгольского производства обладают художественной выразительностью, редко встречающейся в других странах. [ 16 ] Изготовление масок для Чама было сложной и трудоемкой работой. Формы масок сначала изготавливались из папье-маше . В конце маски были расписаны и позолочены. Маски также могут быть отделаны кораллами , жемчугом и драгоценными камнями . Одежда шилась из высококачественного шелка, а некоторые элементы аксессуаров или символических атрибутов изготавливались из кораллов, жемчуга, драгоценных камней, бивней и верблюжьей кости. Каждый монастырь имел свой отличительный стиль масок и украшений. Так, маски в монастыре Жанжинг-Чойрен были такого размера, чтобы соответствовать головам танцоров, которые могли видеть сквозь стеклянные прорези глаз масок. Маски в стиле Урга были исключительно большими, вдвое больше человеческой головы, что добавляло дополнительный рост танцору, который мог видеть через рот маски. [ 3 ] Маска Дхармапалы Жамсрана была изготовлена ​​из папье-маше; Вдоль овала лица инкрустировано 6000 кусочков натурального красного коралла разного размера, подчеркивающих динамику мимических мышц. Дхармапалы или Десять бодхисаттв Кхангал были главными персонажами Чама. Их гневные образы выражают масштаб и глубину усилий, которые требуются для подчинения нирвани — порочного ума, могущественного внутреннего врага каждого чувствующего существа .

Маски считаются священными предметами, как и буддийские статуи. Когда они не использовались, их хранили в монастырях и им отдавали дань уважения в ежедневных ритуалах. [ 16 ]

«Соцреализм»

[ редактировать ]
Статуя Сухэ-Батора работы С. Чоймбола

Годы после 1924 года, когда Монголия приняла коммунистические принципы, характеризовались политическими чистками и подавлением буддизма. Многие монгольские художники были наняты для создания плакатов и других материалов, пропагандирующих коммунистическую идеологию. В результате буддийская эстетика постепенно была заменена западными техниками изобразительного искусства. На протяжении 1930-х и 1940-х годов советские художники и преподаватели представляли свое искусство в Монголии, а ряду монгольских художников была оказана финансовая помощь для обучения в Советском Союзе . Благодаря этому монгольские художники научились использовать масляные краски и познакомились с социалистическим реализмом, а также с русским реализмом и импрессионизмом XIX века . Хотя монгольские художники экспериментировали с различными европейскими стилями, в ту эпоху доминировал социалистический реализм, изображающий жизнь людей, усердно работающих вместе для развития страны. [ 17 ]

Наиболее известными образцами скульптуры периода соцреализма являются конная статуя Сухэ-Батора, одного из лидеров революции 1921 года, статуи пастуха и крестьянина перед зданием Министерства сельского хозяйства и Зайсанский мемориал Зайсану. Советский солдат.

Модернизм и традиции

[ редактировать ]
Памятник жертвам политических чисток
Статуя Ваджрапани , защитника монгольского народа, изготовлена ​​под руководством Лама Ганчугийна Пуревбата.

. В 1960-х годах монгольские художники начали учиться в таких странах, как Восточная Германия и Чехословакия , где они переняли стили модернистского искусства. Эти художники расширили диапазон монгольского художественного самовыражения и приняли большую степень индивидуализма. Несмотря на разочарование со стороны социалистического правительства, монгольские художники создавали все более свободные и эмоциональные композиции. К 1980-м годам большее количество художников вернулись из учебы в Европе , и модернизм в Монголии процветал . Демократическая революция 1990 года открыла Монголию миру, и художники получили полную свободу рисовать любые сюжеты и путешествовать в любую страну за рубежом. Новые группы художников были сформированы, приверженные современному искусству, в ответ на доминирование реализма в последние десятилетия. Ранее табуированные темы, такие как монгольский лидер Чингисхан, и стили абстрактного искусства были исследованы со страстью. [ 17 ]

В то же время возникло возрождение традиционных художественных стилей. Монах-художник Лам Ганчугийн Пуревбат известен своими модернистскими танками и трехмерными мандалами .

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Цультем, Н. (1989). Монгольский: ᠮᠣᠩᠭᠣᠯ ᠣᠨ ᠣᠷᠠᠨ ᠪᠠᠷᠢᠮᠠᠯ (монгольская скульптура) . Улан-Батор. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. ^ Пауэлл, Э.А. (2006). Таинственная Монголия .
  3. ^ Jump up to: а б с д Chultem, N. (1984). Искусство Монголии . Moscow. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Волков, В. В. (1964). Из истории изучения памятников бронзового века Монголии . Ulan Bator. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  5. ^ Соловьёв, А. И. Древние тюрки .
  6. ^ Мелиоранский, П. М. (1898). Об орхонских и енисейских надгробных памятниках с надписями .
  7. ^ Евтюхова, Л. А. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии .
  8. ^ Евтюхова, Л. А. Буддизм в период правления Угэдэй-хана .
  9. ^ Раннемонгольское государство .
  10. ^ Янхунен, Юха (27 января 2006 г.). Монгольские языки . Рутледж. ISBN  9781135796907 .
  11. ^ Лазарь-Яфе, Хава (1 января 1999 г.). Меджлис: межрелигиозные встречи в средневековом исламе . Издательство Отто Харрасовица. ISBN  9783447040419 .
  12. ^ «Национальный музей истории Монголии: Монгольская империя Чингисхана и его преемников» . depts.washington.edu . Проверено 26 марта 2017 г.
  13. ^ Бергер, Патрисия (1995). После Ксанаду: монгольский ренессанс XVI-XVIII веков . Томас и Хадсон, Нью-Йорк. ISBN  0-500-23705-0 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  14. ^ Jump up to: а б Варфоломей, Тереза ​​​​Це (1995). Знакомство с искусством Монголии .
  15. ^ Буддийский ритуал: буддийский монашеский танец .
  16. ^ Jump up to: а б с Церемониальные маски Монголии .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c0715e2f15889cb8579b214880481c0f__1716067500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/0f/c0715e2f15889cb8579b214880481c0f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sculpture of Mongolia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)