Сабуро Хасэгава
Сабуро Хасэгава | |
---|---|
Сабуро Хасэгава | |
![]() | |
Рожденный | 6 сентября 1906 г. Префектура Ямагути, Япония. |
Умер | 11 марта 1957 г. Сан-Франциско, Калифорния, США |
Национальность | японский |
Альма-матер | Токийский Императорский университет |
Род занятий | каллиграф, художник, педагог, критик |
Известный | Живопись, искусствоведение, японское традиционное искусство. |
Стиль | Абстракция, Каллиграфия |
Сабуро Хасэгава ( 長谷川 三郎 , Хасэгава Сабуро , 6 сентября 1906 — 11 марта 1957) — американский каллиграф, художник, писатель японского происхождения, куратор и педагог. Он был одним из первых защитников абстрактного искусства в Японии и столь же активным сторонником японского традиционного искусства ( японская каллиграфия , икебана , чайная церемония , рисование тушью ) и дзен-буддизма . На протяжении всей своей карьеры он выступал за связь между классическим искусством Восточной Азии и западной абстрактной живописью.
Биография
[ редактировать ]Молодость: 1906–1929 гг.
[ редактировать ]Сабуро Хасегава родился в префектуре Ямагути в 1906 году и был пятым из одиннадцати детей. Его отец был руководителем Mitsui & Co., работавшим в Лондоне и Гонконге. В 1910 году, когда его отца перевели на работу в Кобе , семья переехала в соседний Ашию и жила в доме в европейском стиле. [1] Хасегава выучил английский язык в школьные годы и вместе с тремя друзьями основал художественный клуб, известный как «Хакудзокай» («Группа белого слона»). В 1924 году Хасэгава начал учиться у художника-постимпрессиониста Нарасигэ Койде в Осаке . В 1926 году, вопреки желанию отца, Хасегава поступил на факультет истории искусств Токийского императорского университета (ныне Токийский университет). В 1929 году он закончил учебу, защитив диссертацию, посвященную известному художнику-тушью периода Муромати Сэссю Тойо . [2]
Начало карьеры: 1930-е годы.
[ редактировать ]
С 1929 по 1932 год Хасэгава побывал в Сан-Франциско, Нью-Йорке, Бостоне, Англии, Франции, Испании и Италии. [3] Его работа «Натюрморт (Овощи)» (1930) была принята к выставке на Осеннем салоне 1931 года в Париже. [1] Хасэгава прожил в Париже 19 месяцев, где смог стать свидетелем и изучить новые события в современном искусстве. Находясь в Париже, он женился на голландке по имени Виола де Бур (даты неизвестны). Он вернулся в Японию в 1932 году после неожиданной смерти своего отца. [4]
Хасегава и де Бур развелись в 1936 году после рождения дочери Сумире (1934–1996). Он женился на своей второй жене Киёко (1913–2006) в октябре 1936 года. Вместе у них родились сын Сёбу (1940–2015) и дочь Мичико (1943 г.р.). [5]
Хасэгава помог реорганизовать известное общество выставок масляной живописи в Дзию Бидзюцука Кёкай («Ассоциация свободных художников») в 1937 году. Общество стало поборником абстракции в мире японского искусства. В конце 1930-х годов Хасэгава начал изучать медиа помимо живописи, в том числе фотографию. [5] В 1938 году Хасэгава отправился в Китай, чтобы навестить своего брата, который проходил там военную службу. Поездка вдохновила его заняться фотографией , а пейзажи, в частности древние буддийские пещерные храмы, вдохновили его на работу в модернистских фотографических режимах. [6] Он выставил свои документальные фотографии вместе с Джию Бидзюцука Кёкай . [7]
«Старая Япония и Новый Запад»
[ редактировать ]Начиная с 1930-х годов деятельность Хасегавы проявляла двойной интерес к европейскому современному искусству и истории японского искусства. В 1937 году Хасэгава опубликовал первую в Японии книгу об абстракции под названием «Абусуторакуто ато» («Абстрактное искусство»). А на протяжении 1930-х годов он публиковал статьи о последних событиях в европейском искусстве, а также статьи о классическом искусстве Восточной Азии, в том числе «О Сэссю » (1934) и «Авангардное искусство и восточная классика» (1937). [4] Хасэгава обнаружил неразрывную связь между этими двумя областями. Примерно в это же время была задумана его теория «Старой Японии и Нового Запада». Он выявил параллели между современным западным искусством и традиционным классическим искусством Японии и Китая, утверждая, что современные художники в Евроамерике и Японии находят эти влияния одинаково вдохновляющими. [8] в «Абусуторакуто ато» он связал абстрактную живопись с классической японской каллиграфией. Например, [9] Он продолжал исследовать эти темы до конца своей карьеры.
Деятельность во время войны: 1940–1948 гг.
[ редактировать ]Хасэгава продолжал фотографировать во время Второй мировой войны. Он был арестован в 1940 году за отказ участвовать в военных учениях. После короткого тюремного заключения Хасэгава перевез свою семью в Нагахаму , к северу от Киото , где они провели остаток войны в крайней нищете. В это время Хасэгава начал вести натуральное хозяйство и практически перестал создавать произведения искусства и писать художественные эссе. изучать даосизм и дзэн-буддизм , посещал дзэнских священников и буддийских ученых и переписывался с ними. Он начал более глубоко [5] Он также изучал чайную церемонию школы Мушанокодзи . [10]
Послевоенная карьера: 1948–1957 гг.
[ редактировать ]В 1948 году Хасэгава снова начал публиковать очерки об искусстве и создавать модернистские картины маслом. Он продолжал увлекаться японской исторической культурой, но также возродил интерес к европейскому модернизму. [10] В начале 1950-х годов Хасэгава полностью отказался от масляной живописи и начал создавать произведения, используя традиционные японские материалы, включая тушь, бумагу и гравюру на дереве . Он также начал экспериментальную серию фотограмм – возвращение к своим ранним фотографическим практикам 1930-х годов. К 1955 году работа Хасэгавы получила неожиданное признание критиков в Соединенных Штатах, тогда как в Японии ее практически игнорировали. В 1955 году он навсегда переехал с семьей в США. [11]
Отношения с Исаму Ногучи
[ редактировать ]Поскольку Хасэгава свободно говорил по-английски и уже занимал уважаемое положение в мире японского искусства, его пригласили работать гидом у американского художника японского происхождения Исаму Ногучи во время поездки Ногучи в Японию в 1950 году. Хасегава и Ногучи вместе посетили знаковые места, в том числе Императорская вилла Кацура , Рёан-дзи и храм Исэ . В ходе поездки они обнаружили, что у них много общего, и стали близкими друзьями. [12] Ногучи был рад получить доступ к менее известным местам японского искусства и культуры, и его собственное искусство отражало определенные японские эстетические качества. Хасэгава чувствовал, что этот энтузиазм по поводу японской традиции, проявленный Ногучи, современным художником, помог узаконить его собственную веру в сближение японской традиции и современного искусства. [13]
Хасэгава опубликовал множество статей о творчестве Ногучи. Их отношения и обмен мнениями привлекли значительное внимание средств массовой информации. По мнению искусствоведа Китадзавы Нориаки, поездка Ногучи в Японию, возможно, стала катализатором серии интеллектуальных дебатов, произошедших в Японии в 1950-х годах, о значении японской традиции в современном искусстве , архитектуре и обществе. Это широко известно как «Спор о традициях» ( dentō ronsō ). [13]
Деятельность в Нью-Йорке
[ редактировать ]пригласила Хасэгаву Группа американских художников-абстракционистов курировать выставку азиатского абстрактного искусства в Нью-Йорке . Хасэгава отправился в Нью-Йорк в 1954 году, где помог установить выставку в музее Риверсайд на Манхэттене . Выставка включала работы десяти художников, одним из которых был Хасегава, и была первой в своем роде, проходившей в Соединенных Штатах. [14] Хасэгава также помогал выбирать художников для выставки 1954 года «Японская каллиграфия» в Музее современного искусства в Нью-Йорке . Он присутствовал на открытии выставки.
Хасегава провел две персональные выставки в галереях Нью-Йорка, на которые собрались выдающиеся деятели мира искусства Нью-Йорка. Ему также было опубликовано несколько новых эссе в американских изданиях, таких как ARTnews . [15]
Деятельность в Сан-Франциско
[ редактировать ]Хасэгава переехал в Сан-Франциско в сентябре 1955 года, где преподавал рисование и историю азиатского искусства в Калифорнийском колледже искусств и ремесел (CCAC) и читал лекции в Американской академии азиатских исследований (AAAS). [16] Хасэгава сыграл важную роль в распространении учения дзэн среди художественного сообщества Сан-Франциско, особенно среди поэтов-битников . [17] Хасэгава провел несколько выставок в районе залива, в том числе в CCAC, универмаге Gump's , Художественном музее Окленда и Музее современного искусства Сан-Франциско . [3] Он также курировал выставку японского искусства для Художественного музея Окленда. [18]
Хасегава умер от рака полости рта в Сан-Франциско в 1957 году. [3] Впоследствии его работы были представлены на нескольких мемориальных и групповых выставках в США. [16]
Работа
[ редактировать ]Картины и гравюры
[ редактировать ]
Самыми ранними работами Хасэгавы были картины маслом в стиле фовизма или постимпрессионизма. К середине 1930-х годов, когда он впервые стал сотрудничать с Ассоциацией свободных художников, работы Хасэгавы переходили в абстракцию, и он начал экспериментировать с коллажем, используя такие материалы, как пряжа и стекло. [19] Во время Второй мировой войны Хасэгава практически перестал рисовать, за исключением серии пейзажей и натюрмортов, написанных маслом, законченных в 1943 году. [5]
После войны картины Хасэгавы конца 1940-х годов начали исследовать образы доисторического японского искусства, включая артефакты периодов Дзёмон , Яёи и Кофун . Это была форма примитивизма и ориентализма , но она была специально сосредоточена на японской культуре и во многом была вдохновлена его теорией «Старой Японии и Нового Запада». Его интерес к доисторической Японии перекликался с послевоенным творчеством других японских художников, таких как Таро Окамото , который также исследовал древние артефакты, но во многом был вдохновлен примитивизмом парижских модернистов. [20] [21]
Примерно в 1951 году Хасэгава прекратил заниматься масляной живописью и вместо этого посвятил себя созданию гравюр и картин тушью, а также изучению фотографии с помощью фотограмм . Некоторые из его картин, написанных тушью того времени, очень близки к авангардной каллиграфии, которую практиковали такие каллиграфы, как члены группы Бокуджинкай в 1950-х годах. Авангардная каллиграфия фокусировалась на форме чернильных линий, но часто приводила к абстрактному искусству, а не к передаче каких-либо разборчивых символов. [22] Таким образом, картины Хасэгавы этого времени объединили жестикуляцию японской каллиграфии со спонтанностью послевоенной западной жестовой абстракции . [23] Хасэгава также создавал картины тушью . Его гравюры представляли собой монотипии акварелью , гуашью или тушью, выполненные с использованием камабоко-ита (прямоугольные куски дерева, используемые для приготовления на пару камабоко , или рыбных котлет, в Японии) и фунаита (корабельные доски) в качестве печатных блоков. Он также создавал рисунки тушью и произведения смешанной техники, сочетающие в себе любую из вышеперечисленных техник. [24]
Фотография
[ редактировать ]Хасэгава впервые столкнулся с экспериментальной фотографией и фотограммами в европейских и американских журналах, воспроизводящих работы таких художников, как Ман Рэй и Ласло Мохой-Надь . [25] Его первые фотографические работы были выполнены в документальной традиции во время поездки в Китай в 1938 году, где он делал экспериментальные снимки буддийских пещерных скульптур. Позже в 1939 году он выпустил серию документальных фотографий под названием « Кёдоси» («Местный журнал»), в которых он исследовал местную деревенскую жизнь через изображения с явно модернистской рамкой. В фотографиях особое внимание уделялось кадрированию, моделированию и скульптурному качеству запечатленного объекта. Он выставил несколько из этих фотографий с Джию Бидзюцука Кёкай в 1940 году. [7]

После войны Хасэгава начал больше экспериментировать с фотографией. С 1953 по 1954 год он создал серию совместных работ с фотографом Киёдзи Оцудзи и другими художниками из Джиккен Кобо для Asahi Picture News . Хасэгава сделал коллаж, который был сфотографирован Оцудзи, в результате чего получилась фотографическая работа в смешанной технике. [7]
Письмо
[ редактировать ]Хасегава много писал о европейском модернизме, знакомя японских художников с сюрреализмом и абстрактным экспрессионизмом . [23] Он публиковал статьи о европейских современных художниках, включая Анри Руссо, Пауля Клее, Василия Кандсинки, Анри Матисса и Пабло Пикассо. В то же время он опубликовал множество статей о японских художниках, включая Таварая Сотацу , Нарасигэ Койде и Ике-но Тайга . Начиная с 1930-х годов, во многих его произведениях исследовались пересечения «Старой Японии и Нового Запада», в том числе статьи «Письма из Франции и Америки» (1951), «Создание абстрактной императорской виллы Кацура» (1951) и «Каллиграфия и новый мир». Живопись» (1951). Его произведения были охарактеризованы как воплощение «космополитического транснационализма», который находился «между Востоком и Западом». [26]
Пишу по каллиграфии
[ редактировать ]В 1930-е и 1950-е годы Хасэгава поощрял новые разработки в авангардной каллиграфии, особенно как новую форму абстрактной живописи. С 1950 по 1953 год он пропагандировал новые эксперименты в каллиграфии, редактируя колонку «Альфа-раздел отбора и критики» для каллиграфических журналов « Сё но би» и «Бокуби» — двух периодических изданий под редакцией Мориты Сирю из каллиграфической группы «Бокудзинкай» . Хасэгава отобрал и просмотрел в рубрике произведения абстрактной каллиграфии. несколько статей, Хасэгава также написал для Бокуби в которых он теоретизировал (как и в 1930-е годы) особую связь между абстрактной живописью и каллиграфией, включая серию под названием «Размышления о новом западном и старом восточном искусстве». [24] произведениями Франца Клайна Хасэгава также познакомил японскую аудиторию с , опубликовав и проанализировав их в «Бокуби». Ногучи впервые познакомил Хасэгаву с картинами Клайна во время их поездки в 1950 году. [27]
Параллели между западным абстрактным искусством и японской каллиграфией, которые обсуждал Хасэгава, глубоко вдохновили каллиграфов Бокудзинкай и способствовали их ранним теоретическим основам. [8]
Коллекции и выставки
[ редактировать ]Работы Хасэгавы хранятся в нескольких постоянных коллекциях, включая Музей современного искусства Сан-Франциско , Национальный музей современного искусства в Токио , Национальный музей современного искусства в Киото и Национальный музей искусств в Осаке . [28] [29]
В 2019 году работы Хасегавы были включены в выставку «Меняющиеся и неизменные вещи: Ногути и Хасегава в послевоенной Японии», организованную Музеем Ногути . На выставке было представлено около 90 работ Хасэгавы и Ногути, а также картины, каллиграфические рисунки и некоторые из его стихов. [30]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кавасаки, Коичи (2019). «Сожалея о будущем: Ногути и Хасэгава рассматривают направление послевоенного японского искусства». В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Меняющиеся и неизменные вещи: Ногути и Хасэгава в послевоенной Японии . Нью-Йорк: Фонд Исаму Ногучи и садовый музей. стр. 63–64.
- ^ Харт, Дакин; Джонсон, Марк Дин (2019). «Сабуро Хасэгава: Краткая биография». В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Читатель Сабуро Хасэгава . Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. XXV.
- ^ Jump up to: а б с Браво, Тони (05.11.2019). «Как история Ногучи и Хасэгавы в Сан-Франциско изменила азиатское искусство и культуру» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Харт, Дакин; Джонсон, Марк Дин (2019). «Сабуро Хасэгава: Краткая биография». В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Читатель Сабуро Хасэгава . Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. XXVI.
- ^ Jump up to: а б с д Харт, Дакин; Джонсон, Марк Дин (2019). «Сабуро Хасэгава: Краткая биография». В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Читатель Сабуро Хасэгава . Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. xxvii.
- ^ Винтер-Тамаки, Берт (2019). «Модернистские страсти к «старой Японии»: Сабуро Хасэгава и Исаму Ногути в 1950 году». В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Меняющиеся и неизменные вещи: Ногути и Хасэгава в послевоенной Японии . Нью-Йорк: Фонд Исаму Ногучи и садовый музей. стр. 23–24.
- ^ Jump up to: а б с Накамори, Ясуфуми (2019). «На пути к абстракции: исследование фотограммы Сабуро Хасэгавой». В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Меняющиеся и неизменные вещи: Ногути и Хасэгава в послевоенной Японии . Нью-Йорк: Фонд Исаму Ногучи и садовый музей. стр. 160–161.
- ^ Jump up to: а б Богданова-Куммер, Евгения (2020). Бокудзинкай: японская каллиграфия и послевоенный авангард . Лейден: Брилл. п. 31.
- ^ Кавасаки, Коичи (2019). «Сожалея о будущем: Ногути и Хасэгава рассматривают направление послевоенного японского искусства». В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Меняющиеся и неизменные вещи: Ногути и Хасэгава в послевоенной Японии . Нью-Йорк: Фонд Исаму Ногучи и садовый музей. п. 66.
- ^ Jump up to: а б Винтер-Тамаки, Берт (2019). «Модернистские страсти к «старой Японии»: Сабуро Хасэгава и Исаму Ногути в 1950 году». В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Меняющиеся и неизменные вещи: Ногути и Хасэгава в послевоенной Японии . Нью-Йорк: Фонд Исаму Ногучи и садовый музей. п. 25.
- ^ Кавасаки, Коичи (2019). «Сожалея о будущем: Ногути и Хасэгава рассматривают направление послевоенного японского искусства». В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Меняющиеся и неизменные вещи: Ногути и Хасэгава в послевоенной Японии . Нью-Йорк: Фонд Исаму Ногучи и садовый музей. п. 72.
- ^ Харт, Дакин; Джонсон, Марк Дин (2019). «Сабуро Хасэгава: Краткая биография». В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Читатель Сабуро Хасэгава . Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. xxviii.
- ^ Jump up to: а б Винтер-Тамаки, Берт (2019). «Модернистские страсти к «старой Японии»: Сабуро Хасэгава и Исаму Ногути в 1950 году». В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Меняющиеся и неизменные вещи: Ногути и Хасэгава в послевоенной Японии . Нью-Йорк: Фонд Исаму Ногучи и садовый музей. п. 26.
- ^ Харт, Дакин; Джонсон, Марк Дин (2019). «Сабуро Хасэгава: Краткая биография». В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Читатель Сабуро Хасэгава . Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. XXIX.
- ^ Джонсон, Марк Дин (2019). «Хасэгава в Америке: широкая открытая дорога». В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Меняющиеся и неизменные вещи: Ногути и Хасэгава в послевоенной Японии . Нью-Йорк: Фонд Исаму Ногучи и садовый музей. стр. 116–117.
- ^ Jump up to: а б Джонсон, Марк Дин (2019). «Хасэгава в Америке: широкий открытый путь». В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Меняющиеся и неизменные вещи: Ногути и Хасэгава в послевоенной Японии . Нью-Йорк: Фонд Исаму Ногучи и садовый музей. п. 118.
- ^ Джонсон, Марк Дин (2019). «Хасэгава в Америке: широкая открытая дорога». В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Меняющиеся и неизменные вещи: Ногути и Хасэгава в послевоенной Японии . Нью-Йорк: Фонд Исаму Ногучи и садовый музей. стр. 122–123.
- ^ Джонсон, Марк Дин (2019). «Хасэгава в Америке: широкий открытый путь». В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Меняющиеся и неизменные вещи: Ногути и Хасэгава в послевоенной Японии . Нью-Йорк: Фонд Исаму Ногучи и садовый музей. стр. 120–121.
- ^ Винтер-Тамаки, Берт (2019). «Модернистские страсти к «старой Японии»: Сабуро Хасэгава и Исаму Ногути в 1950 году». В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Меняющиеся и неизменные вещи: Ногути и Хасэгава в послевоенной Японии . Нью-Йорк: Фонд Исаму Ногучи и садовый музей. п. 22.
- ^ Богданова-Куммер, Евгения (2020). Бокудзинкай: японская каллиграфия и послевоенный авангард . Лейден: Брилл. стр. 80–81.
- ^ Джонатан Рейнольдс, «Жуткая, гиперсовременная японскость: Окамото Таро и поиск доисторического модернизма», Аллегории времени и пространства: японская идентичность в фотографии и архитектуре (Гонолулу: Гавайский университет, 2015), 56.
- ^ Накамори, Ясуфуми (2019). «На пути к абстракции: исследование фотограммы Сабуро Хасэгавой». В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Меняющиеся и неизменные вещи: Ногути и Хасэгава в послевоенной Японии . Нью-Йорк: Фонд Исаму Ногучи и садовый музей. п. 162.
- ^ Jump up to: а б Папаниколас, Тереза и Стивен Салель, Стивен, «Абстрактный экспрессионизм, взгляд на восток с Дальнего Запада» , Художественный музей Гонолулу, 2017, ISBN 978-0-937426-92-0 , с. 17
- ^ Jump up to: а б Кавасаки, Коичи (2019). «Сожалея о будущем: Ногути и Хасэгава рассматривают направление послевоенного японского искусства». В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Меняющиеся и неизменные вещи: Ногути и Хасэгава в послевоенной Японии . Нью-Йорк: Фонд Исаму Ногучи и садовый музей. стр. 70–71.
- ^ Накамори, Ясуфуми (2019). «На пути к абстракции: исследование фотограммы Сабуро Хасэгавой». В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Меняющиеся и неизменные вещи: Ногути и Хасэгава в послевоенной Японии . Нью-Йорк: Фонд Исаму Ногучи и садовый музей. п. 159.
- ^ Харт, Дакин; Джонсон, Марк Дин (2019). "Введение". В Харте, Дакин; Джонсон, Марк Дин (ред.). Читатель Сабуро Хасэгава . Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. XIX – XX.
- ^ Папаниколас, Тереза и Стивен Салель, Стивен, Абстрактный экспрессионизм, Взгляд на Восток с Дальнего Запада , Художественный музей Гонолулу, 2017, ISBN 978-0-937426-92-0 , с. 14
- ^ «Работы в коллекции: Сабуро Хасэгава» . СФМОМА . Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ «Независимое административное учреждение Национальный художественный музей – Коллекции» . search.artmuseums.go.jp . Проверено 23 января 2021 г.
- ^ Эсплунд, Лэнс (июнь 2019 г.). « Обзор «Меняющихся и неизменных вещей: Ногути и Хасэгава в послевоенной Японии»: Красота без границ» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 2 декабря 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]