Мишель Вибо
Мишель Вибо | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 23 января 1963 г. Париж . Франция | ( 65 лет
Национальность | Французский |
Род занятий | авиаконструктор и воздухоплавания изобретатель |
Мишель Анри Мари Жозеф Вибо (родился 5 июня 1897 г., умер 23 января 1963 г.) был французским авиаконструктором. Он был ярым сторонником металлических конструкций, и его авиалайнеры сыграли важную роль в развитии французской коммерческой авиации в 1930-х годах. Он особенно известен своим изобретением векторной тяги для самолетов, которое привело к разработке V/STOL Hawker Siddeley Harrier .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мишель Вибо родился в Дуэ , недалеко от Лилля , Франция , 5 июня 1897 года в семье Ахилла и Мадлен Вибо. Ахиллу принадлежала сеть из примерно сотни продуктовых магазинов. У них было три сына и три дочери. [ 1 ]
В четыре года Мишель стал инвалидом из-за полиомиелита, поразившего все его конечности. В результате он не посещал школу и полностью занимался домашним обучением. У него также была немецкая няня. Инвалидность лишила его возможности служить в армии. В детстве он часто посещал аэродром Ла-Брайель , где проходила первая в мире встреча авиации. Здесь располагались мастерские Луи Бреге, с которым он познакомился и с которым позже завязал прочное знакомство. [ 1 ]
В августе 1914 года Дуэ был захвачен немцами, а семейный особняк заняли немецкие офицеры. Мишель посетил оккупированный аэродром Ла-Брайель. Немцы мало обращали внимания на молодого человека-инвалида, и, понимая немецкий язык, он мог наблюдать за происходящим и делать подробные записи. Он также встретил Энтони Фоккера , который гостил у друзей семьи, демонстрируя свои разработки немцам. Мишель построил собственную аэродинамическую трубу для испытаний моделей. Не любя немцев, он смог переехать в Бельгию , а затем в Швейцарию , где развил свои идеи.
Разработка самолетов
[ редактировать ]В марте 1917 года Вибо представил проект истребителя подполковнику Эмилю Дорану , директору Технического отдела военной аэронавтики (STAé) в Париже, и при финансовой помощи своего дяди по материнской линии, сделанной в декабре 1917 года, построил модель, которая прошла успешные испытания. в аэродинамической лаборатории Эйфеля . [ 2 ]
Вместе с французским инженером Полем Боккаччо в 1918 году он спроектировал и построил свой первый самолет — истребитель Wibault-Boccaccio & Cie C.1, оснащенный Hispano-Suiza двигателем мощностью 220 л.с. Испытания прошли очень успешно: максимальная скорость составила 237 км/ч, а высота полета — 7500 м, но в конце войны разработка была прекращена. [ 2 ]

В 1919 году Вибо основал Société des Avions Michel Wibault в Бийанкуре с различными самолетами, в основном монопланами-зонтами конструкции из дюралюминия , летающими с 1920 года. Сначала все самолеты были военных типов, а с 1930 года Вибо перешел на гражданские транспортные средства.
Вибо стал инженером-консультантом компании Vickers , начиная с 1922 года. Будучи пионером в области металлических конструкций, на которые он имел патенты, [ 3 ] он внимательно следовал методам проектирования Гюго Юнкерса и Кавдия Дорнье . Вибо и Викерс совместно разработали еще несколько патентов на металлические конструкции. [ 4 ] К 1925 году компания Vickers переняла методы строительства Wibault и произвела Vickers Wibault Scout (на базе Wibault 7 ) — 26 из которых были куплены ВВС Чили — истребители Vickers Vireo и Jockey , а также Viastra , Vellore и Vellox. гражданские транспортные самолеты . [ 4 ]

В 1930 году французские кораблестроители Penhoët (Шантье-Сен-Назер) профинансировали строительство Wibault-Penhoët 280-T . тримоторного низкоплана [ 5 ] [ 6 ] Это был первый из серии авиалайнеров, сыгравших жизненно важное значение для развития коммерческой авиации во Франции в 1930-е годы. [ 7 ] Сотрудничество оказалось успешным: в 1931 году Penhoët объединился с Wibault, образовав Chantiers Aeronautiques Wibault-Penhoët. Затем в 1934 году сама компания Wibault-Penhoët была продана компании Breguet , которая впоследствии выпустила несколько моделей Wibault. [ 1 ]
В 1937 году министерство авиации Франции заключило с Вибо контракт на постройку большого четырехмоторного двухпалубного авиалайнера, способного перевозить до 72 пассажиров. Ранняя версия, вмещавшая 25 пассажиров в условиях роскоши, включая бар и ресторан на нижней палубе, получила название Air-Wibault 1.00. [ 8 ] Прототип был завершен, но удалось получить только три двигателя, и он был уничтожен во время воздушного налета на Арсенала завод в Виллакубле 3 июня 1940 года. Говорят, что Вибо сам поджег его, чтобы он не попал в руки немцев. [ 1 ]
17 июня 1940 года Вибо вместе со своей женой Мари-Роз бежал из Парижа в Лондон , где Шарль де Голль назначил его техническим директором France Forever , организации поддержки де Голля в США, и он был очень активен в этой группе. [ 9 ] Переехав в Америку, Вибо присоединился к Republic Aviation , где работал с главным двигателем компании и главным конструктором Александром Картвели . Картвели, советский эмигрант, учился в авиационной школе в Париже, затем работал у Луи Блерио и в компании Wibault. [ 10 ] [ 2 ] уехал в Америку в 1927 году и был ярым сторонником методов металлического строительства. [ 11 ] Для Republic Вибо работал над дизайном XF-12 Rainbow и RC-3 Seabee . [ 1 ]
разработка вертикального взлета и посадки
[ редактировать ]Находясь в Нью-Йорке в 1940 году, Вибо встретил Уинтропа Рокфеллера , политика-миллиардера и филантропа, который должен был финансировать Вибо до конца его карьеры, в основном через организацию под названием Vibrane Corporation, которая поддерживала его и спонсировала его заявки на патенты в США. После войны Вибо делил свое время между Нью-Йорком и Парижем. Он все больше интересовался самолетами вертикального взлета и посадки ( СВВП ), причем его проекты варьировались от перехватчиков до крупных авиалайнеров, большинство из которых он классифицировал как «Gyropter» (по-французски — «Gyroptère»). Его отправной точкой стал круговой самолет, сравнимый с Avro Canada VZ-9 Avrocar . [ 1 ]

Gyropter с вертикальным взлетом и посадкой, В 1954 году одним из его проектов был штурмовик в котором использовался самый мощный турбовальный двигатель, доступный на тот момент, Bristol Orion , приводивший в движение четыре центробежных компрессора, установленных по бокам планера вокруг центра тяжести . Выходные сопла компрессора могли поворачиваться между направлением вниз для взлета и посадки и направлением горизонтально назад для полета вперед. Он получил патенты на свою конструкцию с векторной тягой .
Не имея возможности заинтересовать этой идеей французское правительство или промышленность, в 1955 году Вибо представил ее в Программу взаимного развития вооружений НАТО и впоследствии был представлен Стэнли Хукеру, который в то время был техническим директором Bristol Engines . [ 12 ] Вскоре Вибо согласился работать с Бристолем, и они работали над облегчением и упрощением конструкции двигателя, что привело к получению в 1957 году нового патента, авторами которого выступили Мишель Вибо и помощник Хукера Гордон Льюис . [ 1 ]
Тем временем у главного конструктора Hawker Сидни Камма , отметив успех Ryan X-13 Vertijet , появился интерес к самолетам вертикального взлета и посадки, о чем он выразил в письме Хукеру, и таким образом была подготовлена почва для разработки Bristol Siddeley Pegasus. двигатель. Это было в основе конструкции Hawker P.1127 , которая превратилась в Hawker Siddeley Harrier . [ 13 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]В марте 1930 года он женился на Мари-Роз Буастель. [ 14 ] В 1931 году он был назначен кавалером ордена Почётного легиона . [ 1 ] Он умер в 16-м округе Парижа 23 января 1963 года.
См. также
[ редактировать ]- Société des Avions Michel Wibault (включая список дизайнов)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Доу, Эндрю (2009). Пегас: Сердце луня . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Pen & Sword Aviation. стр. 29–46. ISBN 978-1-84884-042-3 . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Пионеры авиации — Мишель Вибо» . Air France — история любви (на французском языке) . Проверено 24 декабря 2019 г.
- ^ Тейлор, Майкл Дж. Х. (1989). Энциклопедия авиации Джейн . Лондон, Великобритания: Bracken Books. п. 895. ИСБН 1-85170-324-1 .
- ^ Jump up to: а б Эндрюс, CF; Морган, Э.Б. (1988). Vickers Aircraft с 1908 г. (2-е изд.). Лондон, Великобритания: Патнэм. стр. 9, 207–231. ISBN 0-85177-815-1 .
- ^ Страуд, Джон (сентябрь 1984 г.). «Крылья мира 12: Вибо-Пеньоэ 280T». Самолет ежемесячно . 12 (9): 493–497.
- ^ Мансон, Кеннет (1983). Авиалайнеры с 1919 года до наших дней (2-е изд.). Лондон, Великобритания: Книги пэра. стр. 87, 174–175. ISBN 0-907408-36-2 .
- ^ «Серия Wibault 280». Самолет . 18 (212): 5935. 1993.
- ^ «Гигантский транспортный самолет Air-Wibault (на французском языке)» . Национальная библиотека Франции . L'Aéronautique, февраль 1940 г. Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Росс, Гарольд Уоллес; Уайт, Кэтрин сержант Энджелл (16 ноября 1940 г.). Житель Нью-Йорка . Издательская корпорация FR. п. 23.
- ^ «Мишель Вибо — француз, предвидевший «Харриер»» . Ops-Normal.org . Проверено 24 декабря 2019 г.
- ^ Стофф, Джошуа (1990). Громовая фабрика . Лондон, Великобритания: Arms & Armor Press Ltd., с. 13. ISBN 1-85409-040-2 .
- ^ Мэтьюз, Генри (ноябрь 2002 г.). «База данных: Hawker P.1127 и Kestrel». Самолет ежемесячно . 30 (11): 57.
- ^ Гланси, Джонатан (2013). Харриер: Биография . Лондон, Великобритания: ISBN Atlantic Books Ltd. 978-1843548911 . Проверено 24 декабря 2019 г.
- ^ «Мишель Вибо» . Geneanet.org . Проверено 25 декабря 2019 г.