Формирование шума
Формирование шума — это метод, обычно используемый при цифровой обработке аудио , изображений и видео , обычно в сочетании с сглаживанием , как часть процесса квантования или разрядности уменьшения сигнала . Его целью является увеличение кажущегося отношения сигнал/шум результирующего сигнала. Это достигается путем изменения спектральной формы ошибки, вносимой дизерингом и квантованием; так, что мощность шума находится на более низком уровне в полосах частот, в которых шум считается менее желательным, и на соответственно более высоком уровне в полосах, где он считается более желательным. Популярный алгоритм формирования шума, используемый при обработке изображений, известен как « дизеринг Флойда Стейнберга »; и многие алгоритмы формирования шума, используемые при обработке звука, основаны на модели « Абсолютного порога слышимости ».
Операция
[ редактировать ]Любая петля обратной связи действует как фильтр . Формирование шума работает путем помещения шума квантования в контур обратной связи, предназначенный для фильтрации шума по желанию.
Пример коробчатого фильтра нижних частот
[ редактировать ]Например, рассмотрим систему обратной связи:
где b — константа, n — номер цикла, x [ n ] — значение входной выборки, y [ n ] значение — квантоваемое , а e [ n ] — его ошибка квантования:
В этой модели, когда разрядность любой выборки уменьшается, ошибка квантования измеряется и в следующем цикле добавляется к следующей выборке перед квантованием. Эффект заключается в том, что ошибка квантования фильтруется фильтром нижних частот фильтра с двумя выборками с помощью коробчатого (также известного как простой фильтр скользящего среднего ). В результате, по сравнению с предыдущим, ошибка квантования имеет меньшую мощность на более высоких частотах и более высокую мощность на более низких частотах. фильтра Частоту среза можно регулировать, изменяя b — долю ошибки предыдущей выборки, которая возвращается обратно.
Фильтры импульсной характеристики в целом
[ редактировать ]В более общем смысле любой КИХ- или БИХ-фильтр можно использовать для создания более сложной кривой частотной характеристики . Такие фильтры могут быть разработаны с использованием метода взвешенных наименьших квадратов . [ 1 ] В случае цифрового звука обычно используется весовая функция, деленная на абсолютный порог кривой слуха, т.е.
Дизеринг
[ редактировать ]Добавление соответствующего количества дизеринга во время квантования предотвращает определяемые ошибки, коррелирующие с сигналом. Если дизеринг не используется, то формирование шума эффективно действует просто как формирование искажения — перемещая энергию искажения в разные частотные диапазоны, но это все равно искажение. Если к процессу добавляется дизеринг как
тогда ошибка квантования действительно становится шумом, и этот процесс действительно приводит к формированию шума.
В цифровом аудио
[ редактировать ]-
Синусоидальный тон частотой 750 Гц, дискретизированный на частоте 48 кГц и квантованный до 4 битов без сглаживания и формирования шума. Этот процесс вносит периодическую ошибку округления с периодом выборки 64, которая в частотной области рассматривается как гармоники , достигающие -40 дБ по отношению к опорному тону.
-
Тот же чистый тон с треугольным дизерингом , но без формирования шума. Обратите внимание, что общая мощность шума увеличилась, но ни одна частота не достигает уровня выше -60 дБ.
-
Тот же чистый тон с треугольным дизерингом и формированием шума. Обратите внимание, что уровень шума самый низкий (-80 дБ) в районе 4 кГц, где ухо наиболее чувствительно.
Формирование шума в аудио чаще всего применяется как схема уменьшения битов. Самая основная форма дизеринга — плоский белый шум. Однако на низких уровнях ухо менее чувствительно к определенным частотам, чем к другим (см. Контур равной громкости ). Используя формирование шума, можно эффективно распределить ошибку квантования, так что большая ее часть будет сосредоточена на частотах, которые невозможно услышать, а меньшая — на частотах, которые можно услышать. В результате там, где ухо наиболее критично, ошибка квантования может быть значительно уменьшена, а там, где уши менее чувствительны, шум намного выше. Это может дать снижение воспринимаемого шума на 4 бита по сравнению с прямым сглаживанием. [ 2 ] Таким образом, хотя 16-битные сэмплы имеют динамический диапазон всего 96 дБ по всему спектру (см. расчеты искажений квантования ), шумообразное сглаживание может, однако, увеличить воспринимаемый динамический диапазон звука до 120 дБ. [ 3 ]
Формирование шума и 1-битные преобразователи
[ редактировать ]Примерно с 1989 года 1-битные дельта-сигма модуляторы используются в аналого-цифровых преобразователях . Это включает в себя дискретизацию звука с очень высокой частотой (например, 2,8224 миллиона выборок в секунду ), но с использованием только одного бита. Поскольку используется только 1 бит, этот преобразователь имеет динамический диапазон всего 6,02 дБ . Однако минимальный уровень шума распространяется по всему диапазону частот без наложения спектров ниже частоты Найквиста 1,4112 МГц. Формирование шума используется для снижения шума, присутствующего в слышимом диапазоне (от 20 Гц до 20 кГц), и увеличения шума выше слышимого диапазона. В результате широкополосный динамический диапазон составляет всего 7,78 дБ, но он не одинаков для разных частотных диапазонов, а на самых низких частотах (слышимом диапазоне) динамический диапазон намного больше — более 100 дБ. Формирование шума по своей сути встроено в дельта-сигма модуляторы.
1-битный преобразователь является основой формата DSD от Sony. Одна из критических замечаний по поводу 1-битного преобразователя (и, следовательно, системы DSD) заключается в том, что, поскольку только 1 бит используется как в сигнале, так и в контуре обратной связи, в контуре обратной связи невозможно использовать достаточное количество дизеринга, и при некоторых изменениях можно услышать искажения. условий (подробнее обсудите Direct Stream Digital § DSD и PCM ). [ 4 ] [ 5 ]
В большинстве аналого-цифровых преобразователей, выпущенных с 2000 года, используются многобитные или многоуровневые дельта-сигма модуляторы, которые дают выходной сигнал более 1 бита, поэтому в контур обратной связи можно добавить надлежащее сглаживание. Для традиционной выборки PCM сигнал затем прореживается до 44,1 кГц или другой подходящей частоты дискретизации.
В современных АЦП
[ редактировать ]Analog Devices использует то, что они называют «повторно квантователем формирования шума». [ 6 ] и Texas Instruments используют то, что они называют «SNRBoost». [ 7 ] [ 8 ] для снижения уровня шума примерно на 30 дБ по сравнению с окружающими частотами. Это происходит за счет прерывистой работы, но обеспечивает красивую форму ванны на полу. Это можно комбинировать с другими методами, такими как Bit-Boost. [ указать ] для дальнейшего повышения разрешения спектра.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Верхельст, Вернер; Де Конинг, Дретен (24 октября 2001 г.). Конструкция фильтра формирования шума для минимально слышимого повторного квантования сигнала . Семинар IEEE по применению обработки сигналов в аудио и акустике . ИИЭЭ .
- ^ Герзон, Майкл ; Питер Крэйвен; Роберт Стюарт; Ронда Уилсон (16–19 марта 1993 г.). Улучшения в форме психоакустического шума в компакт-дисках и других линейных цифровых носителях . 94-й съезд Общества аудиоинженеров , Берлин. АЕС . Препринт 3501.
- ^ «24/192 загрузки музыки — это действительно очень глупо» . xiph.org . Проверено 1 августа 2015 г.
- ^ Липшиц, Стэнли П.; Вандеркуй, Джон (22 сентября 2000 г.). «Почему профессиональное 1-битное сигма-дельта-преобразование — плохая идея» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 ноября 2022 г.
- ^ Липшиц, Стэнли П.; Вандеркуй, Джон (12 мая 2001 г.). «Почему 1-битное сигма-дельта-преобразование не подходит для высококачественных приложений» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 30 апреля 2023 г. Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ AD6677 ПЧ-приемник с полосой пропускания 80 МГц (на странице 23)
- ^ Использование окон с технологией SNRBoost3G (PDF)
- ^ Понимание поведения 11-битных АЦП при низкой амплитуде (PDF)