Jump to content

Формирование шума

Формирование шума — это метод, обычно используемый при цифровой обработке аудио , изображений и видео , обычно в сочетании с сглаживанием , как часть процесса квантования или разрядности уменьшения сигнала . Его целью является увеличение кажущегося отношения сигнал/шум результирующего сигнала. Это достигается путем изменения спектральной формы ошибки, вносимой дизерингом и квантованием; так, что мощность шума находится на более низком уровне в полосах частот, в которых шум считается менее желательным, и на соответственно более высоком уровне в полосах, где он считается более желательным. Популярный алгоритм формирования шума, используемый при обработке изображений, известен как « дизеринг Флойда Стейнберга »; и многие алгоритмы формирования шума, используемые при обработке звука, основаны на модели « Абсолютного порога слышимости ».

Операция

[ редактировать ]

Любая петля обратной связи действует как фильтр . Формирование шума работает путем помещения шума квантования в контур обратной связи, предназначенный для фильтрации шума по желанию.

Пример коробчатого фильтра нижних частот

[ редактировать ]

Например, рассмотрим систему обратной связи:

где b — константа, n — номер цикла, x [ n ] — значение входной выборки, y [ n ] значение — квантоваемое , а e [ n ] — его ошибка квантования:

В этой модели, когда разрядность любой выборки уменьшается, ошибка квантования измеряется и в следующем цикле добавляется к следующей выборке перед квантованием. Эффект заключается в том, что ошибка квантования фильтруется фильтром нижних частот фильтра с двумя выборками с помощью коробчатого (также известного как простой фильтр скользящего среднего ). В результате, по сравнению с предыдущим, ошибка квантования имеет меньшую мощность на более высоких частотах и ​​более высокую мощность на более низких частотах. фильтра Частоту среза можно регулировать, изменяя b — долю ошибки предыдущей выборки, которая возвращается обратно.

Фильтры импульсной характеристики в целом

[ редактировать ]

В более общем смысле любой КИХ- или БИХ-фильтр можно использовать для создания более сложной кривой частотной характеристики . Такие фильтры могут быть разработаны с использованием метода взвешенных наименьших квадратов . [ 1 ] В случае цифрового звука обычно используется весовая функция, деленная на абсолютный порог кривой слуха, т.е.

Дизеринг

[ редактировать ]

Добавление соответствующего количества дизеринга во время квантования предотвращает определяемые ошибки, коррелирующие с сигналом. Если дизеринг не используется, то формирование шума эффективно действует просто как формирование искажения — перемещая энергию искажения в разные частотные диапазоны, но это все равно искажение. Если к процессу добавляется дизеринг как

тогда ошибка квантования действительно становится шумом, и этот процесс действительно приводит к формированию шума.

В цифровом аудио

[ редактировать ]

Формирование шума в аудио чаще всего применяется как схема уменьшения битов. Самая основная форма дизеринга — плоский белый шум. Однако на низких уровнях ухо менее чувствительно к определенным частотам, чем к другим (см. Контур равной громкости ). Используя формирование шума, можно эффективно распределить ошибку квантования, так что большая ее часть будет сосредоточена на частотах, которые невозможно услышать, а меньшая — на частотах, которые можно услышать. В результате там, где ухо наиболее критично, ошибка квантования может быть значительно уменьшена, а там, где уши менее чувствительны, шум намного выше. Это может дать снижение воспринимаемого шума на 4 бита по сравнению с прямым сглаживанием. [ 2 ] Таким образом, хотя 16-битные сэмплы имеют динамический диапазон всего 96 дБ по всему спектру (см. расчеты искажений квантования ), шумообразное сглаживание может, однако, увеличить воспринимаемый динамический диапазон звука до 120 дБ. [ 3 ]

Формирование шума и 1-битные преобразователи

[ редактировать ]

Примерно с 1989 года 1-битные дельта-сигма модуляторы используются в аналого-цифровых преобразователях . Это включает в себя дискретизацию звука с очень высокой частотой (например, 2,8224 миллиона выборок в секунду ), но с использованием только одного бита. Поскольку используется только 1 бит, этот преобразователь имеет динамический диапазон всего 6,02 дБ . Однако минимальный уровень шума распространяется по всему диапазону частот без наложения спектров ниже частоты Найквиста 1,4112 МГц. Формирование шума используется для снижения шума, присутствующего в слышимом диапазоне (от 20 Гц до 20 кГц), и увеличения шума выше слышимого диапазона. В результате широкополосный динамический диапазон составляет всего 7,78 дБ, но он не одинаков для разных частотных диапазонов, а на самых низких частотах (слышимом диапазоне) динамический диапазон намного больше — более 100 дБ. Формирование шума по своей сути встроено в дельта-сигма модуляторы.

1-битный преобразователь является основой формата DSD от Sony. Одна из критических замечаний по поводу 1-битного преобразователя (и, следовательно, системы DSD) заключается в том, что, поскольку только 1 бит используется как в сигнале, так и в контуре обратной связи, в контуре обратной связи невозможно использовать достаточное количество дизеринга, и при некоторых изменениях можно услышать искажения. условий (подробнее обсудите Direct Stream Digital § DSD и PCM ). [ 4 ] [ 5 ]

В большинстве аналого-цифровых преобразователей, выпущенных с 2000 года, используются многобитные или многоуровневые дельта-сигма модуляторы, которые дают выходной сигнал более 1 бита, поэтому в контур обратной связи можно добавить надлежащее сглаживание. Для традиционной выборки PCM сигнал затем прореживается до 44,1 кГц или другой подходящей частоты дискретизации.

В современных АЦП

[ редактировать ]

Analog Devices использует то, что они называют «повторно квантователем формирования шума». [ 6 ] и Texas Instruments используют то, что они называют «SNRBoost». [ 7 ] [ 8 ] для снижения уровня шума примерно на 30 дБ по сравнению с окружающими частотами. Это происходит за счет прерывистой работы, но обеспечивает красивую форму ванны на полу. Это можно комбинировать с другими методами, такими как Bit-Boost. [ указать ] для дальнейшего повышения разрешения спектра.

  1. ^ Верхельст, Вернер; Де Конинг, Дретен (24 октября 2001 г.). Конструкция фильтра формирования шума для минимально слышимого повторного квантования сигнала . Семинар IEEE по применению обработки сигналов в аудио и акустике . ИИЭЭ .
  2. ^ Герзон, Майкл ; Питер Крэйвен; Роберт Стюарт; Ронда Уилсон (16–19 марта 1993 г.). Улучшения в форме психоакустического шума в компакт-дисках и других линейных цифровых носителях . 94-й съезд Общества аудиоинженеров , Берлин. АЕС . Препринт 3501.
  3. ^ «24/192 загрузки музыки — это действительно очень глупо» . xiph.org . Проверено 1 августа 2015 г.
  4. ^ Липшиц, Стэнли П.; Вандеркуй, Джон (22 сентября 2000 г.). «Почему профессиональное 1-битное сигма-дельта-преобразование — плохая идея» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 ноября 2022 г.
  5. ^ Липшиц, Стэнли П.; Вандеркуй, Джон (12 мая 2001 г.). «Почему 1-битное сигма-дельта-преобразование не подходит для высококачественных приложений» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 30 апреля 2023 г. Проверено 28 августа 2023 г.
  6. ^ AD6677 ПЧ-приемник с полосой пропускания 80 МГц (на странице 23)
  7. ^ Использование окон с технологией SNRBoost3G (PDF)
  8. ^ Понимание поведения 11-битных АЦП при низкой амплитуде (PDF)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cedf24b445262e9a4cfa4fd1d143f6a4__1708976100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/a4/cedf24b445262e9a4cfa4fd1d143f6a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Noise shaping - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)