Пратт и Уитни Канада PW100
PW100 | |
---|---|
![]() | |
PW120 в Канадском музее авиации | |
Тип | Турбовинтовой |
Национальное происхождение | Канада |
Производитель | Пратт и Уитни Канада |
Первый запуск | Март 1981 г. |
Основные приложения | ATR 42 / ATR 72 Де Хэвилленд Канада Дэш 8 EADS CASA C-295 Embraer EMB 120 Бразилиа Фоккер 50 Сиань MA60 |
Количество построенных | >8000 (по состоянию на 2014 г.) [update]) [ 1 ] [ нужно обновить ] |
Семейство Pratt & Whitney Canada PW100 авиационных двигателей представляет собой серию мощностью от 1800 до 5000 лошадиных сил на валу (от 1300 до 3700 кВт), турбовинтовых двигателей производимых Pratt & Whitney Canada . Pratt & Whitney Canada доминирует на рынке турбовинтовых двигателей с 89% установленной базы турбовинтовых региональных авиалайнеров в 2016 году, лидируя среди GE Aviation и компаний Allison Engine . [ 2 ]
Разработка
[ редактировать ]Двигатель был впервые представлен в качестве демонстратора технологий в 1977 году. [ 3 ] PW100 был впервые испытан в марте 1981 года, первый полет совершил в феврале 1982 года на Vickers Viscount испытательном самолете . [ 4 ] а затем поступил в эксплуатацию в декабре 1984 года на Dash 8 региональном самолете компании NorOntair . [ 1 ]
Двигатель PW150 был представлен 24 апреля 1995 года, когда компания Bombardier выбрала этот двигатель для запуска своего регионального турбовинтового двигателя de Havilland Dash 8-400. PW150 представлял собой более мощную версию серии PW100, в которой компрессор низкого давления был заменен с одноступенчатого центробежного компрессора на трехступенчатый осевой компрессор , а турбина была модифицирована для улучшения охлаждения. Номинальная мощность была увеличена с 2750 лошадиных сил на валу (2050 киловатт) в PW127 до 4920 л.с. (3670 кВт) в PW150, хотя термодинамически двигатель имел мощность 6500–7500 л.с. (4800–5600 кВт). [ 5 ]
На авиасалоне в Дубае в 2021 году компания Pratt & Whitney Canada представила серию самолетов PW127XT (с увеличенным временем нахождения на крыле). PW127XT, призванный заменить вариант PW127M, сокращает количество капитальных ремонтов двигателя в течение 10 лет с трех до двух. Интервал обслуживания двигателя (время работы на крыле) увеличен с 14 000 часов до 20 000 часов, при этом будет потребляться на три процента меньше топлива, чем у PW127M. [ 6 ] Эта серия двигателей будет впервые представлена в качестве стандартной силовой установки на всех новых самолетах ATR 42 и ATR 72 по заказу Air Corsica на использование модели двигателя PW127XT-M. Вариант PW127XT-N, разработанный для ATR 72-600, имеет ту же номинальную механическую мощность, что и PW127XT-M, но имеет более высокий номинал термодинамической мощности. [ 7 ]
Дизайн
[ редактировать ]Первоначально называвшийся PT7, PW100 использует относительно необычную конфигурацию трехвального двигателя. В PW100 центробежное рабочее колесо низкого давления (LP) (за исключением PW150, в котором используется трехступенчатый осевой компрессор низкого давления), приводимое в движение одноступенчатой турбиной низкого давления , нагнетает вращающуюся в противоположных направлениях центробежную турбину высокого давления (HP). ) рабочее колесо, приводимое в движение одноступенчатой турбиной ВД. передается Мощность на смещенный винто- редуктор через третий вал, соединенный с двухступенчатой свободной (силовой) турбиной . Коробка передач имеет две ступени, обеспечивающие передаточное число от 15,4 до 17,16. На первой ступени используются двойные косозубые шестерни , на второй ступени используются прямые цилиндрические шестерни . [ 8 ]

Варианты
[ редактировать ]

Последние две цифры номера модели каждого варианта обозначают номинальную взлетную мощность в сотнях лошадиных сил. [ 9 ]
Вариант | Сертификация | Рейтинг | Примечания |
---|---|---|---|
PW115 | 1983-12 [ 9 ] | 1500 л.с. (1100 кВт) [ 11 ] | Больше не находится в эксплуатации. |
PW118 | 1986-03-11 | 1892 л.с. (1411 кВт) | Может быть преобразован в PW118A. |
PW118A | 1987-06-30 | 1893 л.с. (1412 кВт) | Может быть преобразован в PW118B. |
PW118B | 1996-02-29 | 1892 л.с. (1412 кВт) | |
PW119A | 1992-03-04 | 1948 л.с. (1453 кВт) | Может быть преобразован в PW119B. |
PW119B | 1993-04-05 | 1941 л.с. (1448 кВт) | Может быть преобразован в PW119C. |
PW119C | 1995-04-21 | 1941 л.с. (1448 кВт) | Может быть преобразован в PW119B. |
PW120 | 1983-12-16 | 1787 л.с. (1333 кВт) | Может быть преобразован в PW121. |
PW120A | 1984-09-18 | 1892 л.с. (1411 кВт) | Может быть преобразован в PW121. |
PW121 | 1987-02-18 | 2044 л.с. (1524 кВт) | Может быть преобразован в PW120. |
PW121A | 1995-03-24 | 1992 л.с. (1465 кВт) | |
PW123 | 1987-06-30 | 2261 л.с. (1687 кВт) | Может быть преобразован в PW123B, C, D или E. |
PW123AF | 1989-06-14 | 2261 л.с. (1686 кВт) | Может быть преобразован в PW123. |
PW123B | 1991-12-20 | 2262 л.с. (1687 кВт) | Может быть преобразован в PW123. |
PW123C | 1994-05-13 | 2054 л.с. (1532 кВт) | Может быть преобразован в PW123 или D. |
PW123D | 1994-05-13 | 2054 л.с. (1532 кВт) | Может быть преобразован в PW123 или C. |
PW123E | 1995-02-13 | 2261 л.с. (1687 кВт) | Может быть преобразован в PW123. |
PW124B | 1988-05-25 | 2522 л.с. (1881 кВт) | Может быть преобразован в PW123 или PW127. |
PW125B | 1987-05-01 | 2261 л.с. (1687 кВт) | |
PW126 | 1987-05-01 | 2323 л.с. (1732 кВт) | Может быть преобразован в PW123 или PW126A. |
PW126A | 1989-06-14 | 2493 л.с. (1859 кВт) | Может быть преобразован в PW123 или PW127D. |
PW127 | 1992-02-04 | 2619 л.с. (1953 кВт) | Может быть преобразован в PW127C, E или F. |
PW127A | 1992-02-10 | 2620 л.с. (1954 кВт) | Может быть преобразован в PW127B. |
PW127B | 1992-11-05 | 2619 л.с. (1953 кВт) | |
PW127C | 1992-10-06 | 2880 л.с. (2148 кВт) | |
PW127D | 1993-03-31 | 2880 л.с. (2148 кВт) | Может быть преобразован в PW127B. |
PW127E | 1994-12-16 | 2516 л.с. (1876 кВт) | Может быть преобразован в PW127M. |
PW127F | 1996-08-30 | 2619 л.с. (1953 кВт) | Может быть преобразован в PW127M. |
PW127G | 1997-09-19 | 3058 л.с. (2281 кВт) | Используется в CASA C295. |
PW127H | 1998-10-23 | 2880 л.с. (2148 кВт) | |
PW127J | 1999-01-04 | 2880 л.с. (2148 кВт) | |
ПВ127М | 2007-12-07 | 2619 л.с. (1953 кВт) | Используется в ATR 72-600. |
PW127N | 2014-05-05 | 2619 л.с. (1953 кВт) | |
PW127XT-L | 2023-08-28 | 2619 л.с. (1953 кВт) | Разработан для использования на самолетах STOL (короткого взлета и посадки). |
PW127XT-М | 2022-08-25 | 2621 л.с. (1954 кВт) | Используется в ATR 72-600. |
PW127XT-N | 2023-06-22 | 2621 л.с. (1954 кВт) | |
PW150A | 1998-06-24 | 5492 л.с. (4095 кВт) [ 12 ] | Для Q400 и Ан-132 . [ а ] |
- ^ Имеет мощность до 7000 л.с. (5200 кВт). Имеет трехступенчатый осевой компрессор низкого давления вместо центробежного агрегата NL на других вариантах. На Q400 установлен более крупный шестилопастной винт Dowty R408 длиной 13,5 футов (4,1 м), который вращается с меньшей скоростью: 1020 об/мин при взлете и 850 об/мин на крейсерском режиме. [ 13 ]
Другие варианты
[ редактировать ]- PW119
- 1815 л.с. (1353 кВт), [ 14 ] больше не в эксплуатации.
- PW124
- 2400 л.с. (1800 кВт), [ 15 ] больше не в эксплуатации.
- PW124A
- Больше не находится в эксплуатации.
- PW125
- Больше не находится в эксплуатации.
- PW125A
- Больше не находится в эксплуатации.
- PW127TS
- Версия с турбовальным двигателем мощностью 2500 л.с. (1900 кВт), которая использовалась на первых двух прототипах вертолета -38. Ми [ 16 ] и должен был использоваться на варианте Ми-38-1. [ 17 ]
- PW127XT-S
- Выбран для установки на Deutsche Aircraft D328eco в июне 2022 года. [ 18 ]
- PW130
- Безуспешно предлагалось для Saab 2000. [ 19 ] и самолет ИПТН Н-250 . [ 20 ] Предлагается для строящихся самолетов Fokker 50-400. [ 21 ]
- PW150 Двойной пакет
- Предлагаемая силовая установка для Airbus A400M . [ 22 ] Два двигателя на базе PW150 будут использоваться для привода одного винта. [ 23 ] Силовая установка была исключена из конкурса Airbus в начале июня 1999 года, поскольку ей не хватало мощности в 9000 л.с. (6700 кВт), необходимой в то время для привода восьмилопастного винта, а ее удельный расход топлива (SFC) был чрезмерным. [ 24 ]
- PW150B
- Предлагаемая силовая установка для Shaanxi Y-8 F-600. [ 25 ] Заброшен в декабре 2008 года, когда правительство США запретило американскому субподрядчику экспортировать программное обеспечение управления двигателем для PW150B. [ 26 ]
- PW150C
- Предлагаемая силовая установка для Xian MA700 . [ 27 ] Включает в себя силовую турбину третьей ступени, гребные винты большего диаметра, модифицированный редуктор и оптимизированный компрессор низкого давления. [ 28 ] Имеет более высокую тягу, более высокую скорость и увеличенный запас хода по сравнению с PW150A. В 2020 году правительство Канады заблокировало экспортную лицензию. [ 29 ] из-за ответного задержания китайским правительством канадских граждан (« двух Майклов »), начиная с 2018 года. [ 30 ]
- СТ18М
- Морское применение для PW100.
- СТ40
- Производная версия PW150, адаптированная для Bombardier JetTrain , который предлагался для использования в высокоскоростных поездах Северной Америки. [ 31 ]
- СТ40М
- Морское применение для PW150A.
Приложения
[ редактировать ]Самолет
[ редактировать ]
Приложение | Вариант |
---|---|
Антонов Ан-132 Д | PW150A |
Антонов Ан-140 | PW127A |
АТР 42 -300/320/400 | ПВ120/ПВ121 |
АТР 42 -500/600/600 С | PW127E/XT-M/XT-L |
АТР 72 -100/200 | PW124B |
АТР 72 -500/600 | PW127F/XT-М |
БАе АТФ | PW126 |
Канадаэр CL-215 Т | PW123AF |
Канадаэр CL-415 | PW123AF |
Де Хэвилленд Канада Дэш 8–100 | ПВ120/ПВ121 |
Де Хэвилленд Канада Дэш 8 -200/300 | PW123 |
Де Хэвилленд Канада Дэш 8 -400 | PW150 |
Дорнье 328 | PW119 |
EADS CASA C-295 | PW127G |
Embraer EMB 120 Бразилиа | ПВ118/118А/118Б |
Фоккер 50/60 | ПВ125Б/127Б |
Ильюшин Ил-114 | PW127H |
Сиань MA60 | PW127J |
Сиань Y- 7-200А | PW127C [ 32 ] |
Другие приложения
[ редактировать ]- Bombardier JetTrain
- Корвет класса «Щит»
Технические характеристики
[ редактировать ]Ряд | Термо. Власть |
Мех. Власть |
Опора. макс. об/мин |
БФК [ а ] [ 34 ] | Сухой масса [ 34 ] |
Высота | Ширина | Длина | Приложение |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
PW118 | 2180 л.с. 1630 кВт |
1800 л.с. 1300 кВт |
1,300 | 0,498 фунта/(л.с.⋅ч) 303 г/кВтч |
861 фунт 391 кг |
31 дюйм 79 см |
25 дюймов 64 см |
81 дюйм 210 см |
Эмбраер ЭМБ-120 |
PW120 | 2400 л.с. 1800 кВт |
2100 л.с. 1600 кВт |
1,200 | 0,485 фунта/(л.с.⋅ч) 295 г/кВтч |
921 фунт 418 кг |
31 дюйм 79 см |
25 дюймов 64 см |
84 дюйма 210 см |
АТР 42 -300/320 Дэш 8 -100 |
ПВ123/124 | 3000 л.с. 2200 кВт |
2400 л.с. 1800 кВт |
1,200 | 0,470 фунта/(л.с.⋅ч) 286 г/кВтч |
992 фунта 450 кг |
33 дюйма 84 см |
26 дюймов 66 см |
84 дюйма 210 см |
Дэш 8 -200/300 Канадаэр CL-215T / CL-415 |
PW127 | 3200 л.с. 2400 кВт |
2750 л.с. 2050 кВт |
1,200 | 0,459 фунта/(л.с.⋅ч) 279 г/кВтч |
1060 фунтов 480 кг |
33 дюйма 84 см |
26 дюймов 66 см |
84 дюйма 210 см |
Ан-140 , АТР 42 -400/500/600, АТР 72 -210/500/600 CASA C-295 , Ил-114-100 , Сиань MA60 |
PW150 | 6200 л.с. 4600 кВт |
5000 л.с. 3700 кВт |
1,020 | 0,433 фунта/(л.с.⋅ч) 263 г/кВтч [ 35 ] |
1583 фунта 718 кг [ 35 ] |
44 дюйма 110 см |
30 дюймов 76 см |
95 дюймов 240 см |
Дэш 8 -400 |
- ^ При взлете на уровне моря
Данные PW100, [ 36 ] PW150 [ 37 ]
Общие характеристики
- Тип: Трехвальный турбовинтовой
- Длина: 2046–2130 мм (80,6–83,9 дюйма); PW150: 2420 мм (95 дюймов)
- Диаметр: 635–679 мм (25,0–26,7 дюйма); PW150: 790 мм (31 дюйм)
- Сухой вес: 390,5–481,7 кг (861–1062 фунта); PW150: 716,9 кг (1580 фунтов)
Компоненты
- Компрессор: двухзолотниковый, двухступенчатый центробежный компрессор, PW150: двухзолотниковый, трехступенчатый осевой, одноцентробежный. [ 33 ]
- Камеры сгорания : Камера сгорания с обратным потоком [ 33 ]
- Турбина : Одноступенчатые турбины низкого и высокого давления, Двухступенчатая силовая турбина. [ 33 ]
- Тип топлива: PW150: Керосин Jet A, A-1/JP8; Широкий разрез Jet B/JP4; Высокая вспышка JP5/JP1
- Масляная система: Автономная система [ 38 ]
Производительность
- Максимальная выходная мощность: 1342–1846 кВт (1800–2476 л.с.); PW150: 3415 кВт (4580 л.с.) + 3,412 кН (767 фунтов силы)
- Общий коэффициент давления : PW120, PW127 и PW150: 12,14, 15,77 и 17,97. [ 8 ]
- Массовый расход воздуха: PW120, PW127 и PW150: 6,70, 8,49 и 14,44 кг/с (14,8, 18,7 и 31,8 фунта/с) [ 8 ]
- Отношение мощности к весу : 3,44–3,83 кВт/кг (2,09–2,33 л.с./фунт); PW150: 4,76 кВт/кг (2,90 л.с./фунт)
См. также
[ редактировать ]Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Pratt & Whitney Canada (13 мая 2014 г.). «Pratt & Whitney Canada празднует 30-летие турбовинтового двигателя PW100» . Журнал Skies (пресс-релиз).
- ^ Шонланд, Аддисон (25 апреля 2017 г.). «Пратт и Уитни Канада – Доминатор» . Группа Эйр Инсайт . Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ Тримбл, Стивен (28 февраля – 5 марта 2012 г.). «Возвращение мощного турбовинтового двигателя: на 90-местном автомобиле разгорается дуэль турбовинтовых двигателей» . Рейс Интернешнл . № 728. С. 32–33. ISSN 0015-3710 .
- ^ Законы II и Флеминг 1999 , с. 489 .
- ^ «PW150 для Dash 8-400» . Рейс Интернешнл . 2 мая 1995 г. ISSN 0015-3710 .
- ^ Бьюк, Кэти (16 ноября 2021 г.). «ATR модернизирует турбовинтовые двигатели новыми двигателями Pratt» (PDF) . Новости авиашоу в Дубае . Международные авиационные новости . п. 6.
- Кэти Бьюк (15 ноября 2021 г.). «ATR модернизирует турбовинтовые двигатели новым двигателем Pratt & Whitney» . Международные авиационные новости .
- ^ Перри, Доминик (15 ноября 2021 г.). «ATR модернизирует двигатели новой серией PW127XT и получает заказ на запуск от Air Corsica» . Дубай 2021. Международный рейс . ISSN 0015-3710 .
- ^ Jump up to: а б с Хоскинг, Э.; Кенни, ДП; Маккормик, Род-Айленд; Мустафа, Ш.; Сампат, П.; Смайлис А.А. (11–15 мая 1998 г.). Двигатель PW100: 20 лет развития газотурбинных технологий . Принципы и методы проектирования авиационных газотурбинных двигателей. стр. 4–1–4–9. CiteSeerX 10.1.1.600.8607 . ISBN 9789283700050 . OCLC 300373932 .
- ^ Jump up to: а б Кук, Дэвид Л. (16–19 апреля 1985 г.). Разработка турбовинтовых двигателей PW100 . Встреча и выставка самолетов гражданской авиации. Сделки SAE . Том. 94, нет. 4. С. 4.740–4.746. дои : 10.4271/850909 . ISSN 0096-736X . JSTOR 44729718 .
- ^ Паспорт типа сертификата (Отчет). Том. E-19 (51-е изд.). Транспорт Канады. 28 августа 2023 г. Канадский сертификат типа для PW118–PW127.
- ^ «Характеристики турбовальных и турбовинтовых двигателей гражданского назначения» . www.jet-engine.net .
- ^ Паспорт типа сертификата (Отчет). Том. E-29 (3-е изд.). Транспорт Канады. 28 августа 2000 г. Канадский сертификат типа на PW150.
- ^ Уорвик, Грэм (9 сентября 1998 г.). «Турбовинтовой – и этим горжусь» . Рейс Интернешнл . ISSN 0015-3710 .
- ^ «Дорнье получает большой заказ» . Летающий . Сентябрь 1991 г. с. 26. ISSN 0015-4806 .
- ^ Законы II и Флеминг 1999 , с. 491 .
- ^ Дюбуа, Тьерри; Хубер, Марк (февраль 2014 г.). «Новая винтокрылая машина 2014» (PDF) . Международные авиационные новости . стр. 48–51.
- Тьерри Дюбуа; Марк Хубер (1 февраля 2014 г.). «Новый винтокрыл 2014» . Международные авиационные новости .
- ^ «Четвертый Ми-38 приступает к испытаниям» (PDF) . Промышленность – Новости. Взлет: Национальный аэрокосмический журнал России . Ноябрь 2014. с. 30.
- «Четвертый Ми-38 приступает к испытаниям» . Лаборатория фантазии .
- ^ Шурман, Ричард (17 июня 2022 г.). «Deutsche Aircraft модернизирует двигатели P&W PW127XT-S» . ЭйрИнсайтГрупп .
- ^ Шифрин, Кэрол А. (3 июля 1989 г.). «Дуглас может предложить три версии MD-90 с силовыми установками V2500» . Репортаж из Ле Бурже. Неделя авиации и космических технологий . стр. 56–57. ISSN 0005-2175 .
- ^ «Выбран Allison GMA 2100» . Отраслевой обозреватель. Неделя авиации и космических технологий . 30 июля 1990 г. с. 11. ISSN 0005-2175 .
- ^ «Цель запуска нового Fokker» (PDF) . Из других публикаций. Рундшау . Том. 37, нет. 287. АЭРОПЕРЫ. Рейс Интернешнл . Июль – август 1990 г. с. 38. OCLC 173866706 .
- ^ Моксон, Джулиан (17 марта 1999 г.). «CASA выбрана для окончательной сборки военного транспортника Airbus» . Рейс Интернешнл . Тулуза, Франция. п. 22. ISSN 0015-3710 .
- ^ Норрис, Гай (2 июня 1999 г.). «Европейский лидер: BMW Rolls-Royce готов к новому росту, выходя на рынок коммерческих двигателей с BR715» . Рейс Интернешнл . № 4679. Берлин, Германия. стр. 38–40. ISSN 0015-3710 . ОСЛК 207200939 .
- ^ Кук, Ник (9 июня 1999 г.). «Airbus выберет двигатель для А400М в следующем месяце» . Еженедельник защиты Джейн . Том. 31, нет. 23. с. 1. ISSN 0265-3818 . OCLC 207398309 .
- ^ Чанг, Андрей (3 декабря 2008 г.). «Китай и Россия все еще спорят по поводу сделки по продаже Ил-76» . Юнайтед Пресс Интернэшнл (UPI).
- ^ «PWC отказывается от военного Y8-F600» . Новости грузовых авиаперевозок . 22 декабря 2008 г.
- ^ Месарош, Дженнифер (20 января 2020 г.). «Китайская компания LCC принимает на сборку свой первый комплект ARJ21, MA700» . AINonline .
- ^ Полек, Григорий (20 июня 2017 г.). «Pratt Canada заключает сделки на поставку китайских и российских турбовинтовых двигателей» . AINonline .
- ^ «Китайский MA700 находится под угрозой, поскольку Канада блокирует экспорт PW150C» . ч-авиация . 28 сентября 2021 г.
- ^ Чуа, Альфред (3 октября 2022 г.). «Помимо эйфории по сертификации C919, COMAC сталкивается с отрезвляющими реалиями» . FlightGlobal . ISSN 0015-3710 .
- ^ «Двигатель, созданный компанией Pratt для привода JetTrain» . Хартфорд Курант . 16 октября 2002 г. ISSN 1047-4153 . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ «Сиань подписывает соглашения по Y-7 с пятью китайскими внутренними авиакомпаниями» . Рейс Интернешнл . 16 июня 1998 г. ISSN 0015-3710 .
- ^ Jump up to: а б с д «Турбовинтовые двигатели PW100/150» . Пратт и Уитни Канада.
- ^ Jump up to: а б Гудмундссон, Снорри (2022). «Таблица 7-9. Типичная мощность ТО и КПЧ некоторых турбовинтовых двигателей» . Проектирование самолетов авиации общего назначения: Прикладные методы и процедуры (2-е изд.). Баттерворт-Хайнеманн . п. 227. ИСБН 978-0-12-818465-3 . OCLC 1272887697 .
- ^ Jump up to: а б Национальный исследовательский совет (2007). «Таблица 3-1. Сравнение характеристик двигателей-кандидатов» . Повышение эффективности двигателей больших небоевых самолетов . Пресса национальных академий. п. 29. дои : 10.17226/11837 . ISBN 978-0-309-10399-2 . OCLC 567827788 .
- ^ «Паспорт типа сертификата PW100» (PDF) . EASA. 4 июня 2014 г. Архивировано из оригинала (PDF) 31 января 2017 г. . Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ «Паспорт типа сертификата PW150» (PDF) . EASA. 19 ноября 2014 г.
- ^ ATR 42 72 Учебное пособие по техническому обслуживанию самолетов, глава 71.
Библиография
[ редактировать ]- «Серия Pratt & Whitney Canada PW100» (PDF) . Прогноз Интернешнл. Ноябрь 2010 г.
- Лейес II, Ричард А.; Флеминг, Уильям А. (1999). История североамериканских малых газотурбинных авиационных двигателей . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. ISBN 1-56347-332-1 . OCLC 247550535 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]