Jump to content

Ренессансная архитектура Тулузы

Отель д'Ассеза , архитектурная жемчужина Тулузского Возрождения.

В 16 веке эпоха Возрождения , призывавшая вернуться к моделям римской античности, распространилась по Европе из Италии, в частности, через трактаты и гравюры, отсылающие к трактату Об архитектуре» Витрувия « (90–20 до н. э.), римского теоретика античности. архитектура. Каждый центр культуры и творчества переосмысливал эти новые ориентиры в соответствии со своими местными традициями. [ 1 ]

В начале 16 века Тулуза переживала период расцвета. Это был третий по величине город Франции, богатая и могущественная столица провинции, которую торговля вайдами снабжала купцами международного уровня. Город также был резиденцией первого французского провинциального парламента , юрисдикция которого простиралась от Роны до Гаскони, университета , известного даже за пределами границ (в основном в области права), и большого архиепископства, в котором церковь Сен-Сернен. находилась считается одним из самых святых мест в мире. [ 2 ] [ примечание 1 ]

Эти факторы динамизма породили глубокий гуманистический импульс, подтвердили роль города как яркого художественного места. [ 2 ] и поддерживал атмосферу социального соревнования, в которой было важно быть заметным. [ 1 ] Эти характеристики Тулузского Возрождения можно найти в богатстве и качестве его архитектуры, к счастью, в значительной степени сохранившейся, но, возможно, трудно осмыслить ее целиком, поскольку она несколько разбросана по обширному периметру исторического центра и, кроме того, частично скрыта во дворах, что нелегко. доступны для публики.

Поэтому цель этой статьи — собрать воедино и представить различные элементы ренессансной архитектуры Тулузы назвал этот город «самым красивым городом Франции». , благодаря которой ученый Жозеф Юстус Скалигер в конце 1930-х годов шестнадцатый век. [ 2 ]

Архитектура как поддержка муниципальных амбиций

[ редактировать ]
Эта гравюра с изображением Civitas Tholosa иллюстрирует Gesta Tholosanorum , написанную в 1515 году бывшим капитолием Николя Бертраном и являющуюся одной из первых публикаций, рассказывающих историю города.

Дом эрудиции и гуманизма, Тулуза приветствовала эпоху Возрождения и оглядывалась на свое престижное древнее прошлое, от которого осталось мало видимых остатков, а древнеримские памятники служили «кирпичными карьерами» на протяжении всего Средневековья.

Столкнувшись с королевской администрацией, стремящейся уменьшить прерогативы общинной власти крупных городов Франции, муниципальное учреждение Тулузы стремилось повысить свой престиж и легитимность. По просьбе капитолий (главных магистратов города) такие ученые, как Николя Бертран, Гийом де Ла Перьер и Антуан Ногье, возродили Палладию Толосу (Палладианскую Тулузу), созданную латинскими поэтами Марсиалем , Авзонием и Сидонием Аполлинарисом , древнюю Тулузу, помещенную император Домициан под покровительством богини Паллады (Минерва) [ 3 ] представлен как защитник искусств и литературы. по настоянию дьяка Пьера Саламона муниципальный дворец капитулума В 1522 году (капитула) стал Капитолием (Капитолием), [ 4 ] отражающее желание подражать Риму и его древним отсылкам.

Эти идеализированные связи между муниципальными учреждениями Тулузы и Древним Римом нашли выражение в искусстве и, в частности, в архитектуре.

Башни бывшего Капитолия

[ редактировать ]

Архивная башня Капитолия

[ редактировать ]

Опасаясь вторжения в Лангедок испанской армии Карла V, маневрировавшей в Пиренеях, и стремясь защитить свои запасы пороха и свои драгоценные архивы, капитулы построили между 1525 и 1530 годами Лораном Клари башню, названную тогда «Архивной башней». который теперь называется «Крепостью» ( le Donjon по-французски) из-за его укрепленного вида. На первом этаже находилась «Малая Консистория», престижное помещение, где капитулы проводили свои частные собрания. [ 2 ]

На фасаде этой башни, в каменном каркасе, устроенном в стиле античного храма, капители колонн которого представляют собой наложение дорического и ионического ордера, капитулы представляли себя римскими консулами. Латинская надпись, выгравированная на камне, гласит: FIEBAT ANNO CHRISTIANAE SALUTIS MDXXV IDIBS NOVEBR NOBILIBUS PREINSIGNITIS CAPITOLINIS DECURIONIBUS , что означает «Был объявлен годом спасения 1525, в ноябрьские иды, благородными и очень выдающимися декурионами Капитолия». Выдавая себя за « декурионов », сидящих в «Капитолии», капитулы эпохи Возрождения надеялись продемонстрировать историческую легитимность, которая, как они утверждали, восходит к античности и превосходит легитимность королей Франции. [ примечание 2 ] перед лицом королевской администрации и парламента , которые имели тенденцию все больше и больше ограничивать их прерогативы и муниципальные свободы, которые они завоевали. [ 2 ]

На крыше башни Архива между 1550 и 1829 годами стояла позолоченная бронзовая статуя по имени Леди Толоза ( по-французски Дама Толоза ), работа скульптора Жана Ранси и литейщика Клода Пельо, являющаяся исключительным олицетворением под чертами богини Афины Паллады. , города и ценностей, которые обеспечивали его сплоченность вокруг муниципальных судей. [ 5 ] Тулуза воспользовалась наличием своего большого арсенала, чтобы отлить эту большую статую, первую во Франции за пределами королевских мастерских. Никто, даже в Италии, не решался тогда на столь динамичную работу, стоящую на одной опорной ноге ( Джамболонья создал свой «Летающий Меркурий» более пятнадцати лет спустя). Леди Толозе также отличается мастерством работы с мокрыми драпировками, наукой жестов, поворотов и множеством точек зрения, которые Джин Ранси продемонстрировала с самого начала. В правой руке статуя держала флюгер, а левой опиралась на щит с гербом города. На щите были начертаны буквы CPQT MDL , то есть Capitulum Populusque Tolosanum 1550 , «Капитулат и народ Тулузы», которые, подобно римскому SPQR , относились к Риму и к идее городской республики. Капитолии хвастаются тем, что сидят в Капитолии. [ 2 ]

Тур де ла Вис (разрушен в 1885 году)

[ редактировать ]

Хотя Архивная башня по-прежнему имеет готическую архитектуру, за исключением декоративных элементов, представленных в предыдущей главе, Тур- де-ла-Вис , пристроенная к ней несколько лет спустя, была важной вехой архитектуры эпохи Возрождения в Тулузе до ее основания. Разрушение в 1885 году.

Эта лестничная башня, построенная между 1532 и 1542 годами, предназначалась для замены внешней деревянной лестницы, обслуживавшей верхний этаж Архивной башни. Массивная квадратная конструкция содержала подвесную лестницу из 61 ступени, считавшуюся архитектурным шедевром, с винтовым сводом, выдолбленным в центре и поддерживаемым только по периметру здания. [ 4 ]

Мастер-каменщик Себастьян Бугро построил эту замечательную лестницу, ставшую одной из первых попыток эпохи Возрождения заменить винтовые лестницы. Этот пример остался уникальным в Тулузе, где позже была отдана предпочтение прямой лестнице, поддерживаемой разделительной стеной, менее сложной в строительстве. [ 4 ] Этот подвиг стереотипии, вдохновленный достижениями Испании (Бугро работал в этой стране), был первой известной подвесной лестницей во Франции; формула была найдена в Париже лишь столетие спустя (после 1640 года), прежде чем она вернулась в провинцию. [ 6 ]

В 1885 году муниципалитет решил снести его, поскольку он скрывал перспективу нового заднего фасада Капитолия. [ 4 ]

Двор Капитолия Генриха IV и его триумфальный портал

[ редактировать ]

Двор Генриха IV

[ редактировать ]

Двор Генрихе IV при Капитолия был построен между 1602 и 1609 годами архитектором Пьером Суффроном . Для него характерна полихромия кирпича и камня, композиция, которая повлияла на более поздние постройки муниципального дворца. [ 2 ] Аркады первого этажа были построены Домиником Капмартеном и Жаном Бордом, а галереи наверху были построены для размещения престижных залов, таких как комната для организаторов Цветочных игр , богато украшенная гербами и цветами, написанными Жаном Шалеттом , зародышем первый Зал выдающихся людей. [ 7 ]

В 1606 году парламент Тулузы вызвал трудности в отношении этих работ, и капитулы обратились к королю Генриху IV за разрешением продолжить их, что он принял при условии, что его мраморная статуя будет размещена там и что северная галерея будет называться «Галерея Генриха IV». Король Франции и Наварры». [ 7 ]

На галереях с наложенными ордерами капитулов 1605 года размещались гербы города и короля, а также гербы, которые были повреждены революционерами, но были восстановлены в 1873 году. Западный портал датируется 1576 годом, но он был преобразован. в 1607 году, затем снова переработан в 1676 году и дополнен двумя женскими фигурами с ягненком и совой, изображающими Палладу / Леди Толозу, работы скульптора Филибера Шайона. [ 7 ]

Триумфальный портал

[ редактировать ]

Триумфальный портал двора Генриха IV представляет собой наложение различных частей, последовательно выполненных тулузскими художниками эпохи Возрождения. Он был возведен на своем нынешнем месте в начале 17 века, одновременно с построением двора Генриха IV. Это поддержка символического языка, подчеркивающего величие города и, в его верхней части, Французской Короны.

Нижнюю часть портала спроектировал архитектор и скульптор Николя Башелье в 1546 году по рисунку Жана Ранси. Первоначально он украшал вестибюль Большой Консистории и изображал богиню Палладу, защитницу города во времена Римской империи. Это была престижная фигура-опекун, выдвинутая на передний план столицами эпохи Возрождения. Паллада здесь окружена двумя крылатыми женщинами: одна несет посох с Тулузским крестом (первоначально это была сова, атрибут Паллады), другая размахивает лавровым венком и цветущей ветвью.

Средняя часть портала была создана Жоффруа Жарри в 1561 году. На ней изображены порабощенные заключенные, окружающие герб Тулузы, что символизирует власть города как столицы провинции Лангедок . Под скульптурами в 1771 году добавлена ​​надпись. [ 6 ] объявляет на латыни важность этого места: HIC THEMIS DAT JURA CIVIBUS, APOLLO FLORES CAMŒNIS, MINERVA PALMAS ARTIBUS , «Здесь Фемида дает закон гражданам, Аполлон цветы поэтам, Минерва пальмы художникам».

Верхняя часть портала, украшенная именами и гербами столиц года, организована вокруг мраморной статуи Генриха IV работы Томаса Эртематта (1607 г.). Единственная статуя короля, сделанная при его жизни, свидетельствует о желании Короны восстановить политический имидж короля Франции в ультракатолическом городе, который несколькими годами ранее яростно сопротивлялся его восшествию на престол. Король стоит лагерем в лаврах и в доспехах, чтобы прославлять свою военную мощь и изображать из себя миротворца и защитника христианского мира. [ 2 ]

Фонтан Гриффуля

[ редактировать ]

Еще в 1545 году капитулы предприняли масштабные работы по восстановлению рабочего состояния древнеримского акведука, который вел воды с высокого холма к месту расположения собора. Первый общественный фонтан был установлен скульптором Жаном Ранси в 1549 году, а в 1593 году заменен некоторыми элементами нынешнего фонтана: обелиском из красного мрамора из Сьерпа (в Пиренеях), помещенным на постамент, вырытый из четырех ниш, в которых размещаются бронзовые дети, каждый из которых держит кувшин и мочится, как Писающий мальчик. В 1649 году разрушенные вандалами, они были восстановлены Пьером Аффром, который заменил кувшины змеями. И только в 19 веке детей немного видоизменили, чтобы не оскорблять скромность. Другие элементы добавлялись или заменялись на протяжении веков (о чем свидетельствует увеличение дат на различных частях фонтана). [ 2 ]

Символ эуэргетизма Капитолий, на протяжении веков этот фонтан был единственным, дающим воду в Тулузе, дополненным колодцами (часто зараженными) и водовозами, получавшими воду из реки Гаронны. [ 2 ] Эффектный износ каменного покрытия свидетельствует о его длительном и интенсивном использовании.

На протяжении всей своей истории Тулуза была тыловой базой для военных действий против Испании и войск, охранявших границу. По этой причине город был, например, оснащен большим арсеналом.

Именно в 1541 году по инициативе короля Франциска I , у которого были некоторые основания опасаться завоевания Испании Карлом V , было принято решение о строительстве Пон-Нёфа со стратегической целью обеспечить проход войск из с одной стороны Гаронны на другую в любую погоду. Король санкционировал взимание с этой цели специального налога с региона, но деньги часто заканчивались, а его строительство, начавшееся до 1545 года, не было завершено до 1632 года.

Великие мастера, действовавшие в Тулузе в начале строительства, скульптор Жан Ранси, художник Бернар Нало, архитекторы Луи Прива, Николя Башелье , а затем Доминик Бертен и Доминик Башелье работали вместе со специалистами по гидротехнике, которые были вызваны для разработать новые фундаментальные процессы в водной среде. Позже Пьер Суффрон познакомился с молодыми Жаком Лемерсье и Франсуа Мансаром . Таким образом, эта строительная площадка была местом подражания, обмена и обучения с национальным и даже европейским влиянием: по просьбе короля Испании Филиппа II Доминик Башелье отправился в Сарагосу в 1584 году, чтобы отремонтировать мост, соединяющий берега реки Эбро. . [ 2 ] Pont-Neuf доказал свою надежность и актуальность принятых технических решений, став единственным мостом в Тулузе, устоявшим перед великим наводнением Гаронны в 1875 году.

Архитектор Жак Лемерсье, придавший решающий импульс строительству и обобщивший огромные арки-корзины, позволяющие пересекать реку без чрезмерного перепада уровней, осуществил синтез мостов римской античности, для использования наложенных водостоков, предназначенных для распространения воды и для проемов на пирсах, а также произведения итальянского Возрождения, такие как мост Систо в Риме для его окулуса или мост Санта-Тринита во Флоренции для опускания арок. Наконец, убрав корпус на мосту, он окончательно порвал с прошлым, отдав под движение транспорта всю палубу, как на мосту Пон-Нёф в Париже и на мосту Шательро. С их точки зрения Тулузский мост принадлежит к новому поколению инновационных сооружений. [ 8 ]

Таким образом, Пон-Нёф был величайшей амбицией Тулузского Возрождения как из-за масштаба и сложности проекта, так и из-за навыков, накопленных за почти столетие, которые сделали это место исключительным человеческим и техническим приключением. Его символическое значение эксплуатировалось королевской властью: Генрих IV хотел выставить свое скульптурное изображение, а конный портрет Людовика XIII венчал триумфальную арку, стоявшую до XIX века у входа на мост на левом берегу. [ 2 ]

Частные особняки

[ редактировать ]

Во Франции, в отличие, например, от Италии, термин «дворец» обычно применяется к резиденциям королей или принцев. Поэтому городские резиденции элиты некоролевского происхождения часто называют « особенными отелями ». Но эти отели могут быть самого разного размера и типа, обозначая дома как богатых буржуа, так и представителей высшей знати. Поэтому общепринято, что их можно охарактеризовать как роскошные таунхаусы.

Тулузского Частные отели Возрождения были по большей части построены дворянами, связанными с парламентом Тулузы , а также купцами, обогащенными международной торговлей вадами , которые стремились облагородить себя, став капитолиями .

Именно благодаря распространению гравюр памятников Рима, а также публикации архитектурных трактатов, таких как работы Серлио , Альберти или Витрувия , появился архитектурный словарь эпохи Возрождения, который развился в Италии во время Кватроченто (15 век). в частной архитектуре Тулузы первых десятилетий 16 века. [ 2 ] Первоначально характеризовавшийся декором Первого французского Ренессанса, вдохновленным долиной Луары , затем он перешел к классическому развитию, которое впечатляюще процветало в отеле d'Assézat . В то же время влияние маньеризма со стороны королевских замков Мадрида , Лувра и Фонтенбло влияло на архитектуру Тулузы до 1610–1620 годов. [ 2 ]

Архитектор Доминик Бертен создал тулузское издание «Витрувия», иллюстрированное и прокомментированное, чтобы сделать его содержание более доступным для мастеров (1556–1559).

Такие архитекторы, как Луи Прива, Николя Башелье , затем Доминик Башелье, Доминик Бертен и Пьер Суффрон, строили престижные отели для требовательных клиентов, которые ожидали, что они будут в курсе последних инноваций, уделяя особое внимание королевской моде.

Однако архитекторы были не единственными, кто разбирался в архитектурной культуре, на строительных площадках работали и деятели гуманистической среды Тулузы. Юрисконсульт Жан де Бойссоне, его двоюродный брат Жан Альберт, приор Ла Реоля, а также поэт и юрист Пьер Трассебо отличились своей концепцией архитектуры «антикварно». За годы до первых публикаций Серлио (1537 г.), перевода Сагредо на французский язык (1536 г.) или достижений Филибера Делорма в Лионе (1536 г.), которые, как считается, послужили источником распространения классической архитектуры во Франции, гуманист Жан де Пенс, епископ Риэ и блестящий дипломат, впервые использовал архитектурный ордер Тулузы (ионический ордер) при строительстве своего отеля . [ 9 ]

Известные качеством своей архитектуры, особые отели сохранившиеся до наших дней Тулузского Возрождения свидетельствуют о жизнеспособности и эволюции архитектурных вкусов в Тулузе на протяжении более чем столетия (около 1515–1620 гг.).

Бернуй Отель

[ редактировать ]

Жан де Бернюи приехал в Тулузу из Бургоса, чтобы начать торговлю вайдой в конце 15 века, и добился такого успеха, что в 1502 году начал первые строительные работы в своем отеле, приведшие, в частности, к возведению красивой готической лестницы. башня. С 1520 по 1536 год второй поход был поручен архитектору Луи Прива. Он обильно развил язык Возрождения во втором дворе. [ 10 ] где ему удалось, по словам историка Поля Меспле, «оживить Испанию, Италию и Луару под небом Тулузы». [ 11 ]

В архитектуре этого каменного двора эпохи Возрождения доминирует необычайный низкий кессонный свод, настоящий образец храбрости, чьи кессонные стены и свисающие розы не повторяют кривизну свода, а строго вертикальны - эффект, который, должно быть, создал работа каменщика значительно сложнее. [ 10 ]

Вдохновленные моделями из Италии и долины Луары, длинные колонны-канделябры, повсюду присутствующие в главном дворе, также близки к моделям, приведенным в трактате « Las Medidas del Romano» испанского архитектора Диего де Сагредо, опубликованном в 1526 году (и в 1536 году для французов). версия). [ 12 ] Они придают исключительную монументальность двору, верхняя галерея которого также впервые в Тулузе представляет коринфские колонны, дизайн которых взят из архитектурного трактата. [ 10 ]

Этот двор отеля de Bernuy, считающийся великолепным примером эпохи Возрождения в Тулузе и символом богатства города, был частично воспроизведен в Кампусе архитектуры и наследия в Париже, чтобы проиллюстрировать стиль французского Первого Возрождения. .

Отель д'Ассеза

[ редактировать ]

Пьер д'Ассеза заработал состояние на торговле вадой , в которой он стал одним из главных международных торговцев. Благодаря своим размерам, исключительному убранству и первозданному состоянию его отель упоминается во всех обзорах французского Возрождения. [ 10 ]

Именно каменщик Жан Кастанье и архитектор Николя Башелье провели первую кампанию работ в 1555–1557 годах. Планировка фасадов с двумя колоннами, которые регулярно располагаются на трех этажах, где накладываются дорический, ионический и коринфский ордера, вдохновлена ​​великими античными моделями, такими как Колизей , а также трактатами королевского архитектора Серлио . Дизайн капителей систематически воспроизводит самые сложные из известных античных выражений. [ 10 ]

Прерванное смертью Башелье (1556 г.), а затем Кастанье (1557 г.), это место в 1560 году перешло во владение Доминика Башелье, сына Николя. Отдавая предпочтение эстетике архитектуры маньеризма и игре полихромного кирпича и камня, он закрыл двор, создав лоджию и проход. Последний, поддерживаемый большими, богато украшенными консолями, акцентирован арками, украшенными каменными наконечниками ромбовидной формы. [ 10 ]

Серлио Доминик Башелье также спроектировал монументальный входной портал, взятый из «Необыкновенной книги» . Дорические пилястры, украшенные каменными ромбами, и изящно украшенные ионические пилястры вокруг многогранного окна придают всему помещению драгоценный размер, вызывая одновременно силу и тонкую эрудицию. [ 10 ]

Отель Дю Вьё-Изюм

[ редактировать ]

В 1515 году адвокат и капитул Берингье Менье приобрел отель 15 века. В новом жилище, обрамленном двумя лестничными башнями, расширенными двумя короткими флигелями (первый пролет нынешних крыльев), он разместил множество окон, богато украшенных пилястрами, канделябрами и свитками. Бюсты в медальонах украшают большую лестничную башню. В отеле парадный камин прославляет великую гуманистическую культуру владельца, его оформление – апология удачи, изобилия и плодородия. [ 10 ]

В 1547 году член парламента Жан де Бюрне приобрел отель у Берингье Менье. Между 1547 и 1577 годами он расширил почетный двор и придал ему квадратную форму с удлинением крыльев (за первый пролет). Он закрывается портиком, чьи дорические колонны и чередование кирпича и камня вдохновлены лоджией Ассеза. [ 10 ]

Наконец, между 1580 и 1591 годами епископ Пьер де Ланкро, ставший владельцем, повысил большую лестничную башню и построил несколько окон с теламонами. [ 10 ] хотя трудно с уверенностью сказать, какие окна из второй рабочей кампании, а какие из третьей.

Во дворе некоторые окна из теламона на первом этаже могли быть работой Николя Башелье, а окна на первом этаже - из третьей кампании (конец 16 века). Украшающие окна теламоны и кариатиды отличаются разнообразием и реалистичностью, на первом этаже их напряженная мускулатура кажется с трудом переносящей антаблемент ниш, на первом этаже гибридные фигуры со львиными лапами или пилястрами демонстрируют великолепные анатомические и психологические характеристики. реализм. Другие скульптурные мотивы изобилуют рамами и относятся к декору королевских зданий, таких как Галерея Франциска I в Фонтенбло , а иногда даже вдохновлены известными работами Бенвенуто Челлини и Микеланджело . [ 10 ]

Отель де Багис, затем де Клари

[ редактировать ]

В 1538 году архитектору Николя Башелье и каменщику Антуану Лескалю, которым в разработке проекта помогал приор Ла Реоля Жан-Альбер, строительство своего отеля поручил парламентарий Жан де Багис. Классические идеалы диктуют симметричность фасадов и правильность квадратного двора. Каменные бухты на всех уровнях имеют все более полный дорический ордер, новизна которого произвела в Тулузе тем большее впечатление, поскольку Жан де Багис, член Великого королевского совета, был одной из самых важных фигур в городе. [ 10 ]

В центре дома находится прямая лестница, одна из первых в Тулузе после лестницы в отеле д'Ульмо. Его вход отмечен порталом с великолепными теламонами, их издавна приписывали Николя Башелье из-за выразительности и качества исполнения, но их датировка все еще обсуждается и находится в центре текущих исследований. [ 10 ]

В начале 17 века Франсуа де Клари, первый президент парламента , и его жена купили отель де Багис, который тогда назывался Hôtel de Clary . Архитектор Пьер Суффрон при содействии скульпторов Пьера Бука, Пьера Монжа и Томаса Эртематта построил уникальный для города в эпоху Возрождения каменный фасад с симметричной композицией из восьми пролетов и колоссальными пилястрами. Над порталом богато скульптурным декором прославляют пару владельцев Аполлон, Меркурий, Юнона и Минерва. [ 10 ]

Этот впечатляющий фасад принес дому прозвище «каменный отель» ( hôtel de Pierre по-французски), а его владельцу — репутацию человека, незаконно присвоившего в свою пользу камни, предназначенные для строительства Нового моста, которым он руководил. [ 10 ]

Во дворе, дополняя старую композицию отеля де Багис, богатые маньеристские орнаменты на восточном и южном фасадах двора с мраморными инкрустациями и обильным резным декором также относятся к началу 17 века. [ 10 ]

Другие отели Ренессанса

[ редактировать ]

См. также: Список статей об отелях эпохи Возрождения в Тулузе.

После блестящей карьеры в Италии в качестве посла с 1515 по 1522 год прелат и гуманист Жан де Пен построил свой отель с 1528 по 1530 год. Отель Жана де Пена, состоящий из двух главных зданий и наложенных друг на друга галерей, был вдохновлен тем, что он построил. видели в Италии, в частности, отказавшись от тулузской традиции большой лестничной башни в пользу галерей с аркадами и садом. Предшественник появления классических ордеров во Франции, Жан де Пен заказал ионические пилястры, вырезанные по гравюре трактата Чезариано (опубликованного в Италии в 1521 году), посвященного древней архитектуре, с которой он, вероятно, столкнулся во время своего пребывания в Милане. Украшение дополнено портретами-медальонами, прославляющими человеческую фигуру и напоминающими монеты и медали римских императоров, собранные гуманистами эпохи Возрождения. [ 10 ]

Построенный между 1526 и 1536 годами отель d'Ulmo был первым в Тулузе, в котором использовалась прямая лестница, а не винтовая. Это изменило всю организацию дома, который тогда строился вокруг этой центральной оси. [ 13 ]

Построенный в 1540 году для парламентария Гийома де ла Мамье, отель Ламамье был первым в Тулузе, где реализовано наложение трех классических ордеров: большие дорические, ионические, а затем коринфские колонны следуют друг за другом на каждом уровне возвышения, напоминая престижный Римские памятники, такие как Колизей или Театр Марцелла. [ 10 ]

Отель Молинье был построен между 1550 и 1556 годами парламентарием Гаспаром Молинье. Он особенно примечателен своим маньеристским порталом 1556 года, созданным по образцу из 1551 Серлио «Необыкновенной книги» года, что свидетельствует о скорости, с которой престижные модели могли быть адаптированы к Тулузе. Эти монументальные ворота увенчаны многочисленными скульптурами, в том числе чудовищными существами и мраморными инкрустациями. Этот ансамбль соответствует новому тогда стилю, известному сегодня как маньеризм, основными чертами которого являются обилие скульптурных фигур, изображение фантастического бестиария, выраженная склонность к рельефу и полихроматическим взаимодействиям. Пристрастие к мраморным инкрустациям в архитектуре сохранялось до начала следующего столетия. Карьеры Пиренеев были источником этого драгоценного материала, который из Тулузы отправлялся на королевские строительные проекты, такие как Лувр. Скульптор черпал вдохновение в гравюрах Маркантонио Раймонди и работах королевского архитектора Себастьяно Серлио. [ 10 ]

Всего до наших дней сохранилось более двадцати отелей эпохи Возрождения (или значительных остатков отелей), свидетельствующих о вкусе тулузской элиты XVI и начала 17 веков к архитектуре эпохи Возрождения.

Ворота и окна

[ редактировать ]

Ворота и окна представлены ниже, насколько это возможно, в приблизительном хронологическом порядке.

Двери и порталы

[ редактировать ]

Двери и порталы, предпочитаемые средства коммуникации для частных или институциональных владельцев, желающих продемонстрировать свою значимость, обычно были объектом всякого декоративного ухода. Большое разнообразие дверей и порталов эпохи Возрождения в Тулузе раскрывает множество источников и влияний, свидетельствующих о более чем столетней архитектуре эпохи Возрождения.

Среди первых дверей Тулузского Возрождения дверь лестничной башни отеля du Vieux-Raisin (1515–1528) демонстрирует профили владельца и его жены, представленные в медальоне, и украшена латинским девизом внутри. декор из путти и свитков. Украшение на двери башни Турноер (1532 г.) изображает погребальную урну в обрамлении двух львов, обращенных друг к другу, в память о сыне владельца, умершем незадолго до этого.

Портал церкви Дальбаде выполнил каменщик Мишель Колен. Для создания нижней части (1537–1539 гг.) его вдохновила Долина Луары, но строительство проходило в решающий момент, когда стиль французского Первого Возрождения померк перед лицом архитектурных порядков. Также в верхней части, построенной с 1540 года, классические колонны и капители заменили составные и фигурные капители или завитки, придав порталу более монументальный стиль.

Датировка портала с теламонами во дворе отеля де Багис , символического произведения Тулузского Возрождения, до сих пор обсуждается из-за отсутствия документальных источников. Первоначально связанный с кампанией Николя Башелье (1538 г.), а затем с 1545 г. из-за его сходства с гравюрой Серлио « Regole Generali » 1539 г., он также был отнесен к мастерской Пьера Суффрона (около 1606 г.) из-за реконструкции. перрона и переворота на дворе почета в то время. Совсем недавно было предложено десятилетие 1550 года, поскольку элементы (основание и ножны теламонов, анатомическая обработка...) похожи на каминные полки Мадридского замка , созданные после 1540 года, гравюры которых были распространены Андруэ дю Серсо в 1550-х годах. [ 9 ]

Многочисленные двери бывшей ратуши — комплекса зданий, построенных в основном в XVI и XVII веках, — дали капитолиям возможность оставить след своего времени во главе муниципальной администрации. Их короткий годичный срок полномочий обычно не побуждал их приступать к крупномасштабным проектам, на которых они не могли бы вырезать свои гербы (монументальный фасад, двор Генриха IV и башня Архива являются исключениями в этом отношении). ), но двери могли быть изготовлены в этот период искусным мастером со всеми желаемыми украшениями и, прежде всего, с местом для гербов действующих консулов. Сохранилось лишь несколько экземпляров этих дверей Капитолия , и они пострадали как от революционной цензуры (уничтожение гербов), так и от XIX века, когда была почти полная реконструкция муниципального дворца. Среди сохранившихся дверей дверь Большой Консистории имела особую судьбу: построенная в 1552–1553 годах Гиро Мелло, который лепил гербы капитолий 1552 года, она была преобразована в 1628 году добавлением лепного декора к в память о взятии Ла-Рошели и в честь Ришелье, визит которого в Тулузу ожидался. Капитулы года воспользовались этой операцией, чтобы закрыть первоначальный капитулярный герб своим собственным. Заслуга этой бестактности заключалась в сохранении гербов капитолий 1552 года от революционного разрушения 1793 года, обрушившегося на герб 1628 года. [ 4 ] Вновь обнаруженный под слоем лепнины во время демонтажа двери в 1880 году, герб 1552 года снова отображается на этой двери Капитолия, трон которого с 1932 года находится в Лувре в коллекции скульптур.

Портал бывшего Эскильского колледжа – работа Николя Башелье (1556 г.). Он отмечает возрождение бывшего средневекового колледжа, который в 1550 году поглотил восемь старых колледжей. Деревенские вермикулированные выступы навевают солидность и почтенную старину. Вдохновленный композициями из «Необыкновенной книги» Серлио , он украшен различными эмблемами, отчеканенными во времена Революции.

Гравюра акантового листа (слева) и лаврового листа (справа) для украшения коринфского ордена Жана Буллана (1568 г.).

Портал отеля Молинье (1556 г.) был вдохновлен гравюрой « Необычайной книги» Себастьяно Серлио , опубликованной в Лионе всего пятью годами ранее. Это показывает, как быстро новые престижные модели были адаптированы к Тулузе в эпоху Возрождения. Построенный для парламентского советника Гаспара де Молинье, он представляет собой величественную композицию сложной архитектуры, изысканных скульптур и роскошной полихромии камня и мрамора. Парные, рифленые и фигурные колонны увенчаны коринфскими капителями, которые отсылают к римским моделям, таким как Пантеон или Храм Марса Ультора, гравюры которых были даны Альберти , Лабакко или Жаном Мартином в публикациях, опубликованных в Италии и Франции между 1550 и 1553 гг. В качестве дополнительного украшения капители покрыты лавровыми листьями, которые менее жесткие и сухие, чем листья аканта, как это было на многих древних останках, а также на современных объектах Лувра и Экуэна . Гибридные существа, развивающиеся на чердаке, вдохновлены дворец Фонтенбло . Две получеловеческие-полурастительные фигуры, одна женская, другая мужская, вдохновлены гравюрой Венециано 1536 года , воспроизведенной Андруэ дю Серсо между 1546 и 1549 годами. Еще одним важным элементом декора является установка десятков мемориальных досок. , кабошоны, полусферы или алмазные наконечники из цветного мрамора из пиренейских карьеров. Этот редкий и драгоценный мрамор — работа архитектора, инженера и плотника Доминика Бертена, который вновь открыл римские каменоломни в Пиренеях для снабжения королевских строительных площадок. Несмотря на удаленность от королевского двора, отзывчивость и изысканность художественной среды Тулузы, как показано на портале отеля де Молинье, не удивляют, как Бертен, но, вероятно, и другие тулузцы, такие как Жан Ранси, который спроектировал мраморные колонны и украшения. для Капитолия (так и не реализованного), часто посещали великих королевских архитекторов времен правления Генриха II ( Леско , Приматиччо , Де Л'Орм ...) и, таким образом, был в курсе последних событий. Это роскошное украшение увенчивалось верхней частью портала, на котором изображен стоический девиз. SUSTINE ET ABSTINE , «Терпи и терпи», который юрист Жан де Кора , выдающийся профессор права Тулузского университета , интерпретировал как руководство человека к добродетели, обучая его терпению, способности переносить трудности и прививая умеренность. Два скульптурных кувшина под девизом, традиционно символизирующие эти качества, а также воздержание, усиливают послание о честности и порядочности парламентария. Таким образом, амбициозная декоративная программа этого портала, богатая символами и отсылками, представляла собой несколько уровней чтения, некоторые из которых были доступны только самым эрудированным. Портал отеля де Молинье, призванный выражать благородство и моральные стандарты владельца, свидетельствует о том, что в то время, как в архитектуре, так и в риторике, «любой дискурс, стремившийся к величию, требовал богатства и изобилия». [ 14 ] [ 15 ]

Дверь лестничной башни отеля д'Ассеза (1555–1557 и/или после 1560 года) была главным входом в отель. Окруженный большими дорическими колоннами, обеспечивающими непрерывность окружающих его классических фасадов, он украшен двумя витыми колоннами, которые, возможно, являются отсылкой к королю Карлу IX (чьим символом были две переплетенные колонны) или к мифическим колоннам храма Соломона .

Большой портал отеля д'Ассеза (1560–1562), представляющий собой смесь мощи и тонкой эрудиции, — работа Доминика Башелье, сына знаменитого Николя Башелье, автора классических фасадов двора этого самого отеля. несколькими годами ранее. Дорические пилястры, обрамляющие дверь, имеют чередующуюся последовательность ромбовидных точек, придающих всему помещению драгоценный размер.

, датируемый 1604 или 1605 годом, Большой портал иезуитского колледжа вызвал восхищение Родена , который несколько раз рисовал его. На вырезанном из камня украшении были изображены гербы восьми капитолий года, а также двойные гербы Франции-Наварры слева и Тулузы-Лангедока справа, хотя из гербов только четырех капитолий все еще отчетливо видны.

Портал Hôtel de Clary , или «каменной гостиницы» (1610–1616), только двойной по внешнему виду: дверь справа — ложная дверь, созданная исключительно из соображений симметрии. Над дверями Меркурий и Аполлон слева, Юнона и Минерва справа прославляют владельцев богато резным маньеристским декором.

Построенный в 1617 году отель Hôtel de Chalvet представляет собой образец изменения стиля, который должен был оставить свой след в архитектуре Тулузы 17-го века: от скульптурного декора отказались в пользу строгости, только скрашенной в проемах чередованием кирпича и камня. . Только его портал с выступами до сих пор вдохновлен отсылками к эпохе Возрождения, и он был одним из последних, кто сделал это с впечатляющим порталом отеля Desplats (около 1620–1622 гг.).

Богато украшенные окна

[ редактировать ]

Наряду с воротами наиболее очевидным признаком социального статуса владельца было резное окно. Использование камня на фоне кирпича подчеркивает эти проемы, которые, как и в Италии, представляют собой изолированные мотивы. Разрыв с ярким готическим стилем был выражен термином «à l'antique» (означающим «античный стиль»), используемым в строительных контрактах, но эта формулировка на самом деле охватывала широкий спектр решений, которые постоянно развивались. [ 13 ]

Орнаментальный словарь первого Возрождения (свитки, медальоны, путти) был заменен в 1538 году «fenestre à l'antique» (античным окном), установленным архитектором и каменщиком Николя Башелье в отеле de Bagis . В этом случае Башелье приступил к постепенному изображению дорического ордера, которое становится все более полным на всех уровнях, превращая каждое окно в миниатюрный храм в древнем стиле. Модернизируя окно с наложенными колоннами из Италии, он занял позицию четверти канделябра в окнах Hôtel du Vieux-Raisin, вставив четверть дорической колонны в перемычку. Вместо того, чтобы накладывать две небольшие колонны, Башелье предпочитал использовать высоту пролета, чтобы представить полный дорический ордер, поместив на небольшую колонну триглиф вытянутых пропорций, тем самым придав проему, увенчанному внушительным карнизом, большую монументальность. [ 2 ]

Эта формула «античного окна», разработанная Башелье в отеле де Багис, была использована им самим в 1540–1544 годах в отеле де Гийом де Бернюи . Использование столов, украшенных маньеристскими украшениями, вдохновленными школой Фонтенбло, добавляет изысканности обрамлению. [ 10 ]

Эта модель была снова использована на окнах, которые в 1546 году Жан Шеверри построил в новых зданиях Отеля де Бойссон 15-го века , с дорическими или ионическими колоннами. Шеверри также модернизировал внешний вид средневековой лестничной башни, вставив на первом этаже окно, украшенное термами «получеловек-полуколонна», взятыми из древней архитектуры. Над ними пилястры украшены гравюрой Серлио, вдохновленной кафедрой римской архбазилики Святого Иоанна Латеранского. [ 10 ]

Это стремление подражать окнам великого парламентария можно рассматривать как стратегию присвоения вкуса наиболее важных деятелей города (Жан де Багис также был членом Великого королевского совета), ценимую купцами в полном социальном восхождении и в поисках признания.

В соответствии с логикой почетного присвоения этот тип подражания практиковался на протяжении всего столетия. Купец Жан Асторг поступил по этому пути, когда около 1562 года для украшения окон своего нового здания в глубине двора он заказал окна своего соседа Пьера Дельпеша (1554–1560), влиятельного члена Католическая лига, особенно участвовавшая в борьбе с протестантами, подражала. Эти окна имеют раму, известную по-французски как « шамбранль-а-крестетт », поддерживаемую четырьмя короткими пилястрами. Они не играют вспомогательной роли, а скорее кажутся подвешенными и зависимыми от каркаса, который они должны поддерживать. [ 10 ]

Некоторые окна Hôtel de Massas (или Hôtel d'Aldéguier) были спроектированы на основе гравированных моделей « Необыкновенной книги» королевского архитектора Себастьяно Серлио. Издание этой книги, хранящееся в Париже, содержит лист рисунков архитектора отеля де Масса. Они детализируют размышления дизайнера о профилях дворовых окон и их декоре по мотивам гравированных Серлио моделей. Скорее всего, это работа сына Николя Башелье, Доминика, одного из величайших строителей второй половины 16 века. [ 10 ] Этот лист эскизов рассказывает нам о вкусе и предпочтениях архитектора в отношении необычных форм, которые он создает, смешивает и комбинирует по своему вкусу. Это старейшая сохранившаяся запись о графическом изобретении французского архитектора-художника. [ 2 ]

Окна дома Эли Жеро , мастера-ювелира, более скромны, так как они сделаны из дерева и расположены в фахверковом доме. Они отражают стремление имитировать окна с каменными рамами в некоторых отелях .

Удивительное стилистическое разнообразие тулузских окон эпохи Возрождения демонстрирует как влияние многочисленных престижных формальных источников, так и богатую креативность архитекторов в их адаптации.

Орнаменты, характерные для Тулузского Возрождения.

[ редактировать ]

Архитектуру эпохи Возрождения трудно отделить от скульптурного орнамента. Среди декоративных атрибутов, обычно связанных с эпохой Возрождения, есть некоторые, которые в Тулузе приобрели особую силу и разнообразие. Они свидетельствуют о стремлениях владельцев, всегда ищущих научные ссылки, а также о художественной жизнеспособности города.

Говорящие фасады

[ редактировать ]

Во время правления короля Франции Франциска I письменное слово утвердилось как привилегированное средство выражения власти. Одновременно, предоставив человечеству новое место, эпоха Возрождения способствовала размышлениям о положении человека. Эти соображения проявились на различных зданиях Тулузы через надписи, высеченные прямо на фасадах, что сродни речам, предназначенным для общественного пространства. [ 16 ]

В своей «Необычайной книге» , приводя пример древних триумфальных арок, Себастьяно Серлио объяснил, что он прервал антаблемент своих порталов, чтобы освободить место для желания продемонстрировать культуру или амбиции владельца: «Есть даже такие, которые в каждом маленьком проделанную ими работу, хотелось бы иметь достаточно места и места для размещения букв, гербов, девизов и тому подобных вещей». [ 16 ]

От почетных претензий до проявленного смирения, от афоризмов древней философии до библейских изречений, надписи на «говорящих фасадах» выбрали латынь, чтобы продемонстрировать моральные и интеллектуальные качества своего покровителя. В городе, где был основан Доминиканский орден и старейшее литературное учреждение в Европе , тогдашнем административном и судебном мегаполисе, культурный, политический и интеллектуальный контекст способствовал публичному выражению искусства самоуправления. [ 16 ]

Однако использование надписей не носило систематического характера; например, Пьер д'Ассеза предпочел другой архитектурный язык для своего знаменитого особняка. [ 16 ]

Основными примерами этих говорящих фасадов являются: в Hôtel de Bernuy SI DEUS PRO NOBIS (начало библейской фразы, означающей «Если Бог за нас, кто может быть против нас?»), в Hôtel du Vieux-Raisin. VIVITUR INGENIO CAETERA MORTIS ERUNT («Гений живет, все остальное смертно») и TOGUATI MAINERII EDES || LINGUA CONSTRUCTE FLORENT («Жилище, построенное красноречием профессора Менье, процветает»), в Hôtel d'Aymès NE TE QUAESIVERIS EXTRA («Не ищите вне себя»), в Hôtel Dumay TEMPORE ET DILIGENTIA («Время и промышленность»), в Hôtel d'Ulmo DURUM PACIENTIA FRANGO («Терпением я ломаю то, что твердо»), в Hôtel Dahus-Tournoer ESTO MICHI DOMINE TURRIS FORTITUDINIS A FACIE INIMICI («Будь для меня, Господи, башней силы против врага»), в отеле Molinier SUSTINE, ABSTINE («Терпи и терпи»). Во дворе отеля Delpech восемь окон, построенных между 1554 и 1560 годами, украшены латинскими надписями, взятыми из Библии, наиболее разборчивая из которых гласит: QUI TIMENT DOMINUM NON ERUNT INCREDIBILES VERBO Illius («Боящиеся Господа не будут недоверчив к его слову»).

Первые украшения эпохи Возрождения

[ редактировать ]

Пилястры, канделябры, свитки, гротески , маргиналы , рога изобилия и другие конструкции из Италии впервые заменили готические украшения. Определенные фигуры пересекли столетие: путти (херувимы) можно найти в отеле du Vieux-Raisin (1520-е гг.), отеле de Bernuy и отеле de Tournoer (1530-е гг.), отеле de Molinier (1552 г.) и отеле de Clary. (около 1610 г.); то же самое касается львиных муфелей, используемых в качестве горгулий, вдохновленных древними храмами, такими как Maison Carrée в Ниме.

Портреты в медальоне

[ редактировать ]

В XVI веке, отмеченном гуманизмом и антикварной культурой, владельцы, не колеблясь, изображали римских императоров в медальонах, вырезанных из камня, напоминающих древние монеты и медали, собранные гуманистами. Именно на башне Hôtel du Vieux-Raisin владелец Берангье Менье, капитул и парламентарий, впервые в Тулузе изготовил медальоны (между 1515 и 1528 годами). Тулузский прелат и гуманист Жан де Пен, посол в Милане, Венеции и Риме, сыграл важную роль во внедрении итальянских моделей, украсив двор своего отеля около 1528 года головами, вырезанными из медальонов. У следующего владельца этого же Hôtel de Pins были и другие медальоны, изготовленные в 1545 году, приписываемые Николя Башелье, шесть из которых были повторно использованы во дворе Hôtel Thomas de Montval . Их обрамление, состоящее из растительной короны, называемой в сохранившихся документах «триумфальной гирляндой», отсылает к римским триумфам (лавру), а также к гербу купца XVI века. Манера Николя Башелье отличается трактовкой очень выступающих надбровных дуг и очень часто толстых губ его персонажей. [ 10 ]

После 1540 года эволюция привела к появлению бюстов без рамы, как на башне отеля де Брюсель, построенной в 1544 году. Затем этот тип украшения стал более редким и в середине 16 века был заменен классическими ордерами . [ 17 ]

Классические заказы

[ редактировать ]

Хотя некоторые украшения, считавшиеся античными (свитки, канделябры, путти, медальоны), имели большой успех уже в 1520 году, капители, относящиеся непосредственно к классическим ордерам , взятые из книжных цитат, были вырезаны в 1530-х годах.

Таким образом, ионический ордер галереи Отеля де Пен , построенного около 1530 года, взят из издания «Трактата Витрувия», опубликованного Чезариано в 1521 году. Дизайн его свитка все еще несовершенен, но это раннее проявление витрувианской архитектуры должно Надо отдать должное комиссару, который сделал блестящую дипломатическую карьеру в Милане в то время, когда Чезариано работал над его изданием. [ 2 ] Коринфский ордер впервые появился в Тулузе на окнах двора отеля де Бернюи (1530–1536), а дорический ордер появился на окнах и лестнице отеля де Багис (1538).

Отель де Ламамие — первое проявление в Тулузе (около 1540 г.) возвышения трех наложенных друг на друга древних ордеров: дорического на нижнем этаже, ионического в среднем и коринфского на верхнем этаже.

В Отеле д'Ассеза (1555–1556) наложение ордеров по всей высоте возвышения и наличие чердака напоминают модель Колизея , распространявшуюся через Серлио . Первоначальное использование в городе двух колонн соответствует поиску эстетики «обогащения», которая следует древней модели и в то же время перекликается с архитектурой великих королевства середины века. Как подчеркивает тщательное обращение с валами и капителями, самые сложные античные выражения систематически питали изобретение скульптора. Дорический, например, через Серлио или Лабакко , является намеком на его самую богато известную версию - базилику Эмилия . [ 2 ]

The Caryatid order

[ редактировать ]
Замок Фонтенбло : некоторые творения Тулузы похожи на лепные модели 1530-х годов, выполненные художниками для королевских дворцов (здесь они украшают галерею Франциска I).

После 1540 года дверные и оконные рамы эпохи Возрождения часто были выражением ордена кариатид, эволюции классического стиля. Эти антропоморфные опоры в виде термонов (безруких и в ножнах) или в виде теламонов и кариатид (несущих груз или антаблемент на руках, часто тоже в ножнах), были эффектно реализованы в Тулузе. Вдохновленные лепниной королевских замков Мадрида и Фонтенбло, а также архитектурными трактатами, такими как работы Филибера Делорма , Жака Андруэ дю Серсо и Маркантонио Раймонди , они использовались в течение нескольких десятилетий. [ 2 ]

Скульпторы Тулузы приняли условности, которые затрудняли приписывание авторства произведений: прически и лица Венеры у женщин, борода и нахмуренные брови у мужчин. Эти работы вдохновлены , terribilità Микеланджело а также литературным и эрудированным знанием хризелефантинового Зевса Олимпийского , которому скульптор Фидий надел темные брови, взятые из стихов Гомера . [ 2 ] По этой причине многие из этих работ впоследствии были приписаны архитектору и скульптору Николя Башелье, который, по легенде (заведомо необоснованной), был учеником великого Микеланджело. Эти неопределенные атрибуции создавали и продолжают создавать трудности при датировке произведений. Таким образом, историки до сих пор спорят о возрасте самого символичного портала этого типа: портала во дворе отеля де Багис (или отеля де Пьер) со знаменитыми старыми теламонами. Датированная 1538 годом и приписываемая одним Николя Башелье, началу 17 века и мастерской Пьера Суффрона другим, более поздняя публикация теперь упоминает десятилетие 1550 года и сходство с гравюрами каминов Мадридского замка ( уничтожен). [ 18 ] [ 19 ] [ 9 ] То же сомнение висит над эффектными окнами отеля дю Вье-Резэн : принадлежат ли они владельцу Жану Бюрне (с 1547 г.), секретарю парламента Тулузы, или епископу Ломбеза Пьеру де Ланкро, который скорее датирует их с 1580 по 1584 год?

Этот интерес Тулузского Возрождения к теламонам и кариатидам в полной мере проявляется на окнах Hôtel du Vieux-Raisin (2-я и 3-я строительные кампании). Некоторые теламоны, снабженные подушками для поддержки своего груза, отсылают к мифу о Саде Гесперид и к моменту, когда Геракл хитро попросил Атласа взять на себя его ношу (чтобы выдержать тяжесть неба) на мгновение, время для него. найти подушку для своих плеч. Другие персонажи в верхней части тела человеческие, а нижняя часть полностью животная, вдохновленная лепными украшениями Королевской галереи в замке Фонтенбло. Наконец, на некоторых из этих теламонов и кариатид в промежности изображены головы: гримасничающая маска у мужчин, голова ребенка у женщин, между плодородием и сексуальной страстью. [ 20 ]

Маньеристские орнаменты

[ редактировать ]

Эстетика маньеризма, основанная на необычности и объединении противоположностей, где сливаются минеральное, растительное и животное царства, использует изысканные мотивы, полихромию (кирпич и камень) и орнаменты (кабошоны, алмазные острия, маски), вызывающие роскошь, удивление и изобилие. [ 10 ]

Под влиянием искусства Фонтенбло украшения Тулузы в стиле маньеризма вдохновлены лепниной Россо и картинами Приматиччо . [ 13 ] Это особенно богатое и яркое искусство соблазняло клиентов так же, как и классические заказы, и в то время считалось таким же классическим. [ 2 ]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Коллективная работа под руководством Паскаля Жюльена, «Каталог выставки Тулузского Возрождения», Somogy éditions d'art, 2018.

Примечания

[ редактировать ]
  1. Базилика Сен-Сернен, насчитывающая более двухсот заявленных святых реликвий, в том числе шести апостолов, является церковью во Франции с наибольшим количеством реликвий. Это также делает Тулузу вторым городом Европы после Рима по количеству реликвий.
  2. Тулузы Капитулат появился в 1147 году, его консулы были советниками графа Альфонсо Джордана , отвечавшего за управление городом. Таким образом, претензии капитулов эпохи Возрождения на сохранение своей древности в пользу Римской империи и императора Феодосия были необоснованными. Однако такого рода преувеличения не были свойственны Тулузе того времени.
  1. ^ Jump up to: а б Сара Муньос и Колен Дебуиш, «Toulouse lecharacter d’une ville» («Тулуза, характер города»). Обзор Vieilles Maisons Françaises (VMF), № 231 (март 2010 г.).
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Коллективная работа под руководством Паскаля Жюльена, «Каталог выставки Тулузского Возрождения», Somogy éditions d'art, 2018.
  3. ^ Жан-Мари Пайе, «Домициан и город Паллада, поворотный момент в истории древней Тулузы». Ссылка (на французском языке): https://www.persee.fr/doc/palla_0031-0387_1988_num_34_1_1596.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Жюль Шаланд, «Монументальная история ратуши Тулузы», 1919-1922 гг.
  5. ^ Бруно Толлон, «Леди Толоза, политическая аллегория эпохи Возрождения», в Mémoires de la SAMF, том LIX (1999). Ссылка (на французском языке): https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6576093v/f195.item.r=M%C3%A9moires%20Bulletins%20Soci%C3%A9t%C3%A9%20arch%C3 %A9ologique%20midi%20France.langFR
  6. ^ Jump up to: а б Мишель Эклаш, Кристиан Пелигри, Жан Пенент, « Образы и великолепие столиц Тулузы », Ратуша Тулузы и Музей Поля Дюпюи, 1990.
  7. ^ Jump up to: а б с Анри Раме, «Капитолий и парламент Тулузы», Éditions Pyrémonde, 2008 г. (первая публикация в 1926 г.).
  8. ^ Жорж Коста, «Жак Ле Мерсье и строительство Нового моста в Тулузе» («Жак Ле Мерсье и строительство Нового моста в Тулузе»), в Mémoires de la SAMF, том LXI (2000–2001). Ссылка (на французском языке): https://societearcheologiquedumidi.fr/_samf/memoires/t_61/127-152CO.pdf.
  9. ^ Jump up to: а б с Колен Дебуиш, «Цитаты и изобретения в архитектуре Тулузы в эпоху Возрождения», в «Мемуарах Археологического общества Юга Франции», том LXXVIII (2018), стр. 223-252. Ссылка (на французском языке): http://societearcheologiquedumidi.fr/_samf/memoires/t_78/2018_SAMF_memoires.pdf
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Выставка Тулузы «Ренессанс» (2018 г.), содержание интерактивного пояснительного терминала о таунхаусах эпохи Возрождения. Ссылка: https://www.vip-studio360.fr/galerie360/visites/vv-borne-toulouse/vv-borne-toulouse-en-c.html ; тексты Колена Дебуиша при содействии Матильды Рой.
  11. ^ Поль Месуле, «Vieux Hôtels de Toulouse» («Старые отели Тулузы»), Editions du Pays d'Oc, 1948, 194 стр., стр. 33-43.
  12. ^ Колен Дебуиш, «Отель де Бернюи и влияние Medidas del romano в архитектуре эпохи Возрождения Тулузы», Framespa, 2010. Ссылка (на французском языке): https://journals.openedition.org/framespa/159
  13. ^ Jump up to: а б с Ги Алсель де Тулза, Луи Пейрусс, Бруно Толлон, «Отели и резиденции в Тулузе и районе Тулузы», редактор Даниэль Бриан, 1997.
  14. ^ Паскаль Жюльен и Колен Дебуиш, «Архитектура и декор отеля Молинье: парламентской резиденции эпохи Тулузского Возрождения», в «Мемуарах SAMF», том LXXVI (2016). Ссылка (на французском языке): https://societearcheologiquedumidi.fr/_samf/memoires/t_76/152-180_PJ_CD.pdf.
  15. ^ Колин Дебуиш, «Искусство прошлого. Античность и городские мифы Палладии Толосы XVI веке» в , в книге «Художник и антиквар. Исследование антиквариата и его воображение в современную эпоху», коллективная работа, INHA/Éditions Picard, 2017.
  16. ^ Jump up to: а б с д Колен Дебуиш, «Ложные советы и плохие тесты заставили меня задраить эти окна»: говорящие фасады эпохи Возрождения в Тулузе», 2022. Ссылка: https://www.academia.edu/107909503/_Faux_conseils_et_mauvaises_testes_m_ont_fait_bastir_ces_fenestres_les_fa%C3%A7ades_parlantes_de_ la_Renaissance_ %C3 %A0_Тулуза
  17. Коллективная работа Марион Будон-Машуэль «Французская скульптура XVI века» Сары Муньос. Редактор Le bec en l’air, 2011.
  18. ^ Бруно Толлон, «Хронология Тулузского Возрождения: несколько замечаний». Мемуары Археологического общества Юга Франции, том LXXI (2011), http://societearcheologiquedumidi.fr/_samf/memoires/t_71/181-196_Tollon.pdf
  19. Коллективная работа под руководством Марион Будон-Машуэль «La Sculpture française du XVIème siècle» («Французская скульптура XVI века»), статья Паскаля Жюльена. Издания Le bec en l’air, 2011.
  20. Передача «Корни и крылья» от 14.11.2018: «По дорогам региона Тулузы», взгляд на особняки эпохи Возрождения, с историком Паскалем Жюльеном. Ссылка на Ютуб: https://www.youtube.com/watch?v=U4y-68xHA8o&t=1653s
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1c0226f361beff25b1e7fe427586373__1723094820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/73/d1c0226f361beff25b1e7fe427586373.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Renaissance architecture of Toulouse - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)