Людвиг Шнорр фон Карольсфельд

Людвиг Шнорр фон Карольсфельд (2 июля 1836 — 21 июля 1865) — немецкий холдентенор . Сын художника Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда , он обучался вокалу в Кройцшуле в Дрездене и Лейпцигской консерватории . Он был постоянным артистом Хофоперы Карлсруэ с 1854 по 1860 год и оперы Земпера в Дрездене с 1860 по 1865 год. [ 1 ]
Шнорр фон Карольсфельд наиболее известен тем, что исполнил роль Тристана в Рихарда Вагнера опере «Тристан и Изольда» на мировой премьере 1865 года в Баварской государственной опере в Мюнхене ; изобразив эту роль вместе со своей женой, сопрано Мальвиной Гарригес , в роли Изольды. [ 2 ] Он умер в возрасте 29 лет, всего через несколько недель после премьеры этой оперы, от простуды, за которой последовала ревматическая лихорадка , приведшая к апоплексическому удару , от которого скончался тенор с избыточным весом. [ 3 ] Его ранняя смерть создала миф в оперном мире, легенды объясняют его кончину огромными усилиями, необходимыми вагнеровскому холдентенору. [ 4 ] [ 5 ] Хотя он обладал сильным голосом, особенно подходящим для оперных произведений Вагнера и Джузеппе Верди , [ 2 ] он также был способен исполнять репертуар, чаще связанный с лирическим тенором fach . [ 6 ]
Молодость, образование и начальная карьера в Карлсруэ
[ редактировать ]Людвиг Шнорр фон Карольсфельд родился в Мюнхене 2 июля 1836 года. [ 2 ] Он был сыном известного художника Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда . [ 7 ] и племянник художника Людвига Фердинанда Шнорра фон Карольсфельда . [ 8 ] Музыкальное образование он начал в Кройцшуле в Дрездене . [ 1 ] а затем продолжил обучение в Лейпцигской консерватории. [ 1 ] где он был учеником Юлиуса Отто . [ 2 ]
Еще будучи студентом в Лейпциге, Шнорр фон Карольсфельд был нанят Эдуардом Девриентом для выступления в Хофопе Карлсруэ . [ 2 ] а также он дополнительно тренировал свой голос на частных уроках с Девриентом. [ 1 ] Свой профессиональный оперный дебют он сделал в этом театре в 1854 году в второстепенной роли Нафтали в опере Этьена Меюля « Жозеф ». [ 1 ] Позже в том же году он исполнил небольшую партию солдата в опере Джакомо Мейербера « Гугеноты» в постановке, в которой играла его будущая жена, датское сопрано Мальвина Гарригес . в роли Валентины [ 2 ] Мальвина и Людвиг обручились в 1857 году и поженились в апреле 1860 года. [ 2 ] Мальвина была на одиннадцать лет старше Людвига и переживла тенора почти на сорок лет. [ 9 ]
В 1855 году Шнорр фон Карольсфельд продолжал выступать в небольших партиях в Хофопере Карлсруэ в Винченцо Беллини и «Норма» « Карла Марии фон Вебера Вольный стрелок» . [ 2 ] В конце концов он был назначен главным тенором в Карлсруэ в 1858 году. [ 2 ] и добился своего первого крупного успеха в своей карьере в этом театре в главной роли в опере Мейербера « Роберт-дьявол» . Это достижение привело к тому, что он стал приглашенным артистом на ведущие роли в Хофтеатре Висбадена, Государственном театре Майнца , Альтес-театре в Дюссельдорфе и Комоеденхаусе во Франкфурте. [ 1 ]
Дальнейшая жизнь и карьера в Дрездене
[ редактировать ]В 1860 году Шнорр фон Карольсфельд оставил свою должность в Хофопе Карлсруэ, чтобы присоединиться к числу постоянных ведущих артистов Оперы Земпера в Дрездене. [ 1 ] [ 2 ] Он оставался на этой должности до своей смерти пять лет спустя. [ 1 ] В этом оперном театре он особенно прославился своими выступлениями в операх Рихарда Вагнера ; особую известность получил в главных ролях «Тангейзера» и «Лоэнгрина» . [ 2 ] В феврале 1861 года Людвиг спел «Лоэнгрина» в качестве приглашенного артиста в Баварской государственной опере ; представление, на котором присутствовал король Баварии Людвиг II . Это представление вызвало у короля страсть к музыке Вагнера, что привело к серии постановок опер Вагнера по приказу короля в период с 1862 по 1864 годы. [ 10 ]
Шнорр фон Карольсфельд также восхищался своей работой в операх Джузеппе Верди . [ 1 ] В 1860 году он сыграл Манрико на дрезденской премьере оперы Верди « Трубадур» . [ 2 ] Другие роли в его репертуаре варьировались от более легких лирических теноровых партий до более тяжелых драматических ролей, в том числе Поллиона в «Норме» , Тамино в «Волшебной флейте» , Арнольда в «Гийоме Телле» , Эдгардо в «Люсии ди Ламмермур» , Флористана в «Фиделио» , Дженнаро в «Лукреции Борджиа» , Джона Лейденского. в «Пророке» и Рауль в «Гугенотах» . [ 6 ]
Помимо оперной деятельности, Шнорр фон Карольсфельд имел успех в Дрездене как исполнитель песен и ораторий . [ 2 ] Он также пробовал себя в качестве художника. [ 1 ] поэт, [ 1 ] и композитор. [ 2 ]
Тристан и Изольда и ранняя смерть
[ редактировать ]
В 1862 году Шнорр фон Карольсфельд привлек внимание Рихарда Вагнера, когда композитор посетил спектакль «Лоэнгрин» в Хофопе Карлсруэ, в котором тенор исполнил заглавную партию, вернувшись в этот театр в качестве приглашенного артиста. Сильно впечатленный пением Шнорра фон Карольсфельда, Вагнер обратился к тенору с предложением спеть партию Тристана в его новой опере «Тристан и Изольда» . [ 1 ] Вагнер предоставил Людвигу и его жене Мальвине копию партитуры, и пара спела части оперы с Вагнером за фортепиано. Вагнер был особенно впечатлен эстетическими чувствами и интеллектом Людвига. [ 2 ]
Позже, в 1862 году, к Вагнеру обратилась Венская государственная опера с предложением поставить премьеру « Тристана и Изольды» , и тогда же Вагнер предложил этому театру, чтобы на главные роли были приглашены Людвиг и Мальвина Шнорр фон Карольсфельд. Однако это предложение было отклонено, поскольку у Венской государственной оперы была своя группа артистов по контракту. [ 11 ] Соответственно, Луиза Мейер-Дастманн . на роль Изольды была выбрана [ 12 ] а роль Тристана была отдана Алоису Андеру, когда опера пошла на репетицию в Вене. [ 11 ]
Венская постановка « Тристана и Изольды» оказалась неудачной. У Андерса были проблемы с памятью, и он жаловался, что монолог третьего акта невозможно спеть. В конце концов он потерял голос, и вскоре после того, как у сопрано Мейер-Дастманн также возникли проблемы с вокалом при исполнении своей партии. [ 4 ] Источники различаются относительно количества репетиций, которые произошли в Вене до того, как опера была закрыта в апреле 1863 года: один источник утверждает, что всего было проведено пятьдесят четыре репетиции. [ 13 ] около пятидесяти семи репетиций, [ 14 ] [ 15 ] и др. 77 репетиций. [ 16 ] [ 17 ]
При содействии короля Людвига II была предпринята вторая попытка поставить « Тристан и Изольду» , на этот раз в Мюнхене. [ 18 ] 10 июня 1865 года, за месяц до смерти, Шнорр фон Карольсфельд и его жена исполнили заглавные партии на мировой премьере оперы Вагнера « Тристан и Изольда» в Баварской государственной опере . [ 1 ] [ 2 ] Людвиг имел триумфальный успех в роли Тристана на премьере и спел эту роль еще четыре раза. [ 1 ] к одобрению критиков. [ 4 ] Успех оперы на премьере во многом связан с выступлениями Людвига и Мальвины. [ 2 ]
Несмотря на успех своей роли Тристана, Шнорр фон Карольсфельд был физически утомлен требованиями этой роли, и вскоре после этого у него поднялась температура. [ 2 ] Несмотря на болезнь, он продолжал работать. [ 2 ] его последним выступлением в опере стал Эрик в «Летучем голландце» 9 июля 1865 года. [ 1 ] Он дал еще одно выступление 12 июля следующего года на музыкальном вечере, организованном Людвигом II, на котором он спел отрывки из трех еще не исполненных опер Вагнера: «Нюрнбергские мейстерзингеры» , «Валькирия» и «Зигфрид» . [ 1 ] У него развилась ревматическая лихорадка , приведшая к инсульту . [ 3 ] и он умер в Дрездене 21 июля следующего года, всего через 19 дней после своего 29-летия. [ 2 ] он репетировал партию Дона Оттавио в опере Моцарта « Дон Жуан» , и должен был исполнить эту роль на следующий день после своей смерти. На момент своей смерти [ 3 ]
Смерть Шнорра фон Карольсфеда вскоре после исполнения сложной роли Тристана породила миф. [ 4 ] [ 5 ] вокруг «опасностей искусства Вагнера». [ 19 ] Хотя с медицинской точки зрения смерть Шнорра фон Карольсфельда объясняется сердечной недостаточностью, она создала легенду о трудностях исполнения образа Тристана; некоторые утверждали, что физические требования к исполнению этой роли стали причиной его преждевременной смерти в возрасте 29 лет. [ 4 ] [ 5 ] Другие связывают смерть Людвига с несколькими другими несчастьями, преследующими художников, связанных с Вагнером, включая самоубийство пианиста Йозефа Рубинштейна и смерть тенора Алоиса Андера в 1864 году, последний из которых страдал безумием вскоре после репетиции роли Тристана в 1862-1863. Французский поэт Шарль Бодлер зашел так далеко, что обвинил музыку Вагнера в том, что она является частью « сатанинской религии », и использовал трагическую смерть Шнорра фон Карольсфеда как доказательство того, что «музыка Вагнера задействовала дьявольские силы». [ 20 ]
В своем дневнике Вагнер винил себя в ранней смерти Шнорра фон Карольсфеда и считал, что зашел слишком далеко с певцом. [ 21 ] Вагнер написал следующее о Людвиге Шнорре фон Карольсфельде после его смерти: «В нем я потерял… огромный гранитный блок, необходимый для возведения моего здания, и обнаружил, что мне приказано искать ему замену в куче кирпичей». [ 2 ]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]- Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Кач, Кей Джей ; Рименс, Лео (2012). «Шнорр фон Карольсфельд, Людвиг». Großes Sängerlexikon (на немецком языке) (4-е изд.). Грютер . стр. 4245. ИСБН 978-3-59-844088-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Варрак, Джон (2001). «Шнорр фон Карольсфельд, Людвиг». Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.25013 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б с Плезантс, Генри (1981). Великие певцы: от Дженни Линд до Каллас и Паваротти . Саймон и Шустер . п. 229.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бергер, Уильям (2010). Вагнер без страха: научиться любить и даже наслаждаться самым требовательным гением оперы . Издательская группа Кнопфа Doubleday . ISBN 9780307756343 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дантон-Дауэр, Лесли (2011). «Кто поет средневековое тело?» . В Руппе, Катрин; Ниффенеггер, Николь (ред.). Плотские дела и духовные вопросы: исследования средневекового тела в честь Маргарет Бриджес . Издательство Кембриджских ученых . п. 231. ИСБН 9781443828208 .
- ^ Перейти обратно: а б Уокер, Джеймисон. Спектральный анализ Хелдентенора (PDF) (доктор философии). Университет штата Флорида . п. 12.
- ^ Ньюман, Эрнест (2014). Жизнь Рихарда Вагнера . Издательство Кембриджского университета . п. 133. ИСБН 9781108007719 .
- ^ Сальетти, Бенедетта (2010). Бетховен, портреты и образы: исследование иконографии (на итальянском языке). Турин: EDT. п. 45. ИСБН 9788860403629 .
- ^ Сомерсет-Уорд, Ричард (2004). Ангелы и монстры: мужское и женское сопрано в истории оперы, 1600–1900 гг . Издательство Йельского университета . п. 238. ИСБН 9780300099683 .
- ^ Бренер, Милтон Э. (2015). «Король Людвиг» . Рихард Вагнер и евреи . МакФарланд и компания . ISBN 9780786491384 .
- ^ Перейти обратно: а б ДиГаэтани, Джон Луи (2014). «Глава 14: Вена, Россия, и супружеские кризисы: 1861-1864» . Рихард Вагнер: Новый взгляд на музыкальную жизнь . МакФарланд и компания . ISBN 9780786445448 .
- ^ Миллингтон, Барри (1992). Вагнер, исправленное издание . Издательство Принстонского университета . п. 71. ИСБН 9780691027227 .
- ^ Финк, Генри Теофил (1893). Вагнер и его произведения: История его жизни с критическими комментариями, Том 2 . Сыновья Чарльза Скрибнера . п. 492.
- ^ Роус, Сэмюэл Холланд (1917). Книга оперы Виктролы: истории ста двадцати опер с семьюстами иллюстраций и описаниями тысячи двести пластинок Victor Opera . Компания говорящих машин Виктор . п. 510.
- ^ Коббе, Густав (1919). Полный оперный сборник: Истории опер вместе с 400 ведущими мелодиями и мотивами нотной записи . Сыновья ГП Патнэма .
- ^ Уильямс, Саймон (1994). Рихард Вагнер и фестивальный театр . Академик Блумсбери . п. 88. ИСБН 9780275936082 .
- ^ Бауэр, Освальд Георг (1983). Рихард Вагнер, Сценографии и постановки от премьер до наших дней . Риццоли . п. 142. ИСБН 9780847804788 .
- ^ Мельхиор, Иб; Мельхиор, Лауриц (2003). «Тристан и Изольда» . Лауриц Мельхиор: Золотые годы Байройта . Издательство Баскервиль . п. 135. ИСБН 9781880909621 .
- ^ Брибитцер-Сталл, Мэтью; Любет, Алекс (17 сентября 2007 г.). «Введение: затяжные диссонансы в стипендии Вагнера» . В Брибитцер-Сталл, Мэтью; Любет, Алекс; Вагнер, Готфрид (ред.). Рихард Вагнер для нового тысячелетия: очерки музыки и культуры . Спрингер. ISBN 978-0-230-60717-0 .
- ^ Росс, Алекс (2020). «Глава 4: Храм Грааля: эзотерический, декадентский и сатанинский Вагнер». Вагнеризм: искусство и политика в тени музыки . Фаррар, Штраус и Жиру . ISBN 9781429944540 .
- ^ Конрад, Питер (2011). Верди и/или Вагнер: два человека, два мира, два века . Темза и Гудзон . п. 28, 131, 167. ISBN. 9780500771440 .