Чжун Ю
Чжун Ю | |||
---|---|---|---|
![]() Портрет династии Юань Цзылу мудрецов и добродетельных людей древности , в полупортретах великих хранящийся в Национальном дворцовом музее. | |||
китайский | 仲Накаю | ||
| |||
Любезное имя | |||
китайский | 子Зилу | ||
| |||
2-е любезное имя | |||
китайский | Джи Лу | ||
|
Чжун Ю (542–480 гг. до н. э.), широко известный под любезными именами Цзылу и Цзилу , был одним из самых известных и верных учеников Конфуция . [ 1 ] [ 2 ] Среди учеников Конфуция он был вторым по способностям и достижениям в области государственного управления после Ран Цю . [ 2 ] Он был известен своей доблестью и чувством справедливости, но Конфуций часто предостерегал его от необдуманных действий. [ 1 ] Он был убит в штате Вэй, защищая своего господина Конг Куя. [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]
Чжун Ю родился в 542 году до н.э., всего на девять лет моложе Конфуция. [ 3 ] [ 1 ] Он был родом из Бяня ( 卞 ), региона в штате Лу , известного храбростью своих людей. [ 4 ] Он был еренем , коренным жителем, отличным от «жителей города» или народа Чжоу , который поселился в укрепленных городах после завоевания этой земли. [ 5 ]
Когда Цзылу (Чжун Ю) впервые встретил Конфуция, он был одет агрессивно и грубо относился к Учителю. [ 4 ] Тем не менее Конфуций принял его как одного из своих первых учеников. [ 1 ] Он стал одним из самых преданных и близких учеников Учителя. [ 2 ] часто упоминается в Аналектах . [ 1 ] В «Аналектах» он изображен храбрым и опрометчивым, нетерпимым к учебе, но готовым к действию. В одной из знаменитых лекций Конфуция Зилу Учитель предупреждал, что стремление к добродетелям без обучения приведет к ошибке. Точнее, для Зилу без обучения любовь к храбрости приведет к невыполнению приказов. [ 1 ]
Цзылу служил офицером в доме Джисун , благородной семье, которая доминировала в политике Лу. [ 2 ] Позже он занимал пост главного магистрата Пу ( 蒲 ; современный уезд Чангюань ), стратегического города в соседнем штате Вэй . [ 6 ]
Из-за дерзости Зилу Конфуций опасался, что он «не умрет естественной смертью», и его смерть оказалась действительно насильственной. [ 7 ] Некоторые прочтения его смерти полагают, что это бессмысленно и противоречит учению Конфуция. Другие рассматривают это как благородное и строгое соблюдение приличий Ли , как подчеркивал Конфуций.
В 480 г. до н.э. Зилу служил вассалом Конг Куя ( 孔悝 ), главы могущественной семьи Конг (не имеющего отношения к Конфуцию) в штате Вэй. [ 7 ] [ 8 ] Принц Куайкуй ( 蒯聵 ), дядя Конга Куя по материнской линии, задумал переворот и заставил Конга помочь ему. Куайкуй успешно сверг герцога Чу Вэйского , который был его собственным сыном, и взошел на трон Вэя, получив имя герцога Чжуана. [ 8 ] Зилу, находившийся тогда вдали от столицы, бросился обратно, чтобы спасти своего господина. За городскими воротами он столкнулся с Гао Чаем , еще одним учеником Конфуция, который также служил в Вэе. Гао, бежавший от беспорядков, призвал Зилу повернуть назад. Зилу отказался и вошел в город, чтобы противостоять Куайкуи, но был убит людьми Куайкуи. [ 8 ] Согласно Записям Великого Историка , во время боя веревка, крепившая шляпу Зилу, была перерезана. Зная, что его смерть неизбежна, Зилу поправил шляпу в соответствии с приличиями джентльмена .
Согласно Книге Обрядов , после смерти Зилу его тело было изрублено на куски и замариновано. [ 9 ] Когда Конфуций узнал о его судьбе, он приказал выбросить все маринованные продукты в его доме. [ 10 ] Охваченный горем, Конфуций несколько дней не мог есть. Вскоре он заболел и умер в 479 г. до н.э. [ 11 ]
Наследие
[ редактировать ]
Чжун Ю — один из двадцати четырех конфуцианских образцов сыновней почтительности . Согласно легенде, он был из бедной семьи и часто собирал дикую зелень, чтобы прокормить себя, но приносил рис из более чем 100 ли своим родителям . Когда он вырос и стал важным чиновником, его родители уже умерли. Он жил роскошной жизнью, но тосковал по временам своей юности. Он часто вздыхал: «Как бы мне хотелось вернуться в старые времена, когда я ел дикую зелень и носил родителям рис!» [ 12 ]
В конфуцианских храмах Чжун Ю духовная табличка занимает четвертое место среди Двенадцати Мудрых на востоке. [ 3 ]
Во времена Тан династии император Сюаньцзун посмертно присвоил Чжун Ю дворянский титул маркиза Вэй ( 衛侯 ). Во времена династии Сун ему были присвоены титулы герцога Хэнея ( 河內公 ) и герцога Вэя ( 衛公 ). [ 13 ]
Потомок Чжун Ю носил титул Уцзин Боши ( 五經博士 ; Wǔjīng Bóshì). [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Тейлор и Чой, 2005 , стр. 644–5.
- ^ Jump up to: а б с д и Конфуций 1997 , с. 203.
- ^ Jump up to: а б Легге 2009 , стр. 114–5.
- ^ Jump up to: а б Чин 2009 , с. 78.
- ^ Чин 2009 , с. 77.
- ^ Хан 2010 , стр. 4579.
- ^ Jump up to: а б Чин 2009 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с Он 2010 , стр. 4580–2.
- ^ de Bary 2011 , p. 137.
- ^ Кинан 1994 , с. 205.
- ^ Хуан 2013 , с. 34.
- ^ Сто миль отрицательного риса (на китайском языке). Сегодня по истории. Архивировано из оригинала 9 ноября 2014 года . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ У Сяоюнь. «Чжун Ю» (на китайском языке). Тайбэйский конфуцианский храм . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ Х. С. Бруннерт; В.В. Хагельстрем (15 апреля 2013 г.). Современная политическая организация Китая . Рутледж. стр. 494–. ISBN 978-1-135-79795-9 .
Библиография
[ редактировать ]- Чин, Аньпин (2009). Конфуций: Жизнь мысли и политики . Издательство Йельского университета. п. 77 . ISBN 978-0-300-15118-3 .
- Конфуций (1997). Аналекты Конфуция . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-506157-4 .
- де Бари, Уильям Теодор (2011). Буддийская традиция: в Индии, Китае и Японии . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-77879-6 .
- Хан, Чжаоци (2010). «Жизнеописания учеников Конфуция». Шиджи Исторические записи Zhonghua Book Company). (на китайском языке: ISBN 978-7-101-07272-3 .
- Хуан, Юн (2013). Конфуций: Путеводитель для растерянных . А&С Черный. ISBN 978-1-4411-9653-8 .
- Кинан, Джон П. (1994). Как Мастер Моу устраняет наши сомнения: исследование ответов читателей и перевод Моу-цзы Ли-хо лунь . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-2203-8 .
- Легг, Джеймс (2009). Конфуцианские анализы, великое учение и доктрина среднего . Козимо. ISBN 978-1-60520-644-8 .
- Тейлор, Родни Леон; Чой, Говард Юэнь Фунг (2005). Иллюстрированная энциклопедия конфуцианства: N – Z. Издательская группа Розен. ISBN 978-0-8239-4081-3 .