Митико Ямаваки
Митико Ямаваки | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Цукидзи , Тюо, Япония. | 13 июля 1910 г.
Умер | 2000 (89–90 лет) Токио, Япония |
Род занятий | Художник по текстилю , дизайнер |
Митико Ямаваки (山脇 道子 Ямаваки Мичико, 1910–2000) — японский дизайнер и художник по текстилю, проходивший обучение в Баухаусе . Она была одной из четырех японских студенток, обучавшихся в Баухаусе в Дессау , изучая рисунок, ткачество и типографику.
Она родилась на 43-м году Мэйдзи (эпохи) в Цукидзи , районе Тюо, Токио, и была старшей дочерью Зенгоро Ямаваки, Урасенкэ мастера чайной церемонии . [ 1 ] Она вышла замуж за фотографа и архитектора Ивао Ямаваки в Японии в 1928 году; поскольку она была наследницей и старшей дочерью важной семьи, его попросили принять ее фамилию, что он и сделал — взамен семья финансово поддержала их учебу в Баухаусе . [ 2 ] В мае 1930 года Мичико и Ивао уехали из Японии в Калифорнию , а затем в Нью-Йорк , где провели два месяца, прежде чем отправиться в Берлин , где воссоединились с Кореей Сенда , которая уже около двух лет жила в Берлине. Сенда, политически активный социалист, был связан с андеграундным театром в Берлине и с японским художественным сообществом города, с которым он познакомил Ямаваки.
В Баухаусе она училась в начале 1930-х годов у таких учителей, как Василий Кандинский , Анни Альберс , Йозеф Альберс и Гунта Штёльцль . [ 3 ] После того, как ее время в Германии подошло к концу после того, как нацисты закрыли школу в Дессау, она и ее муж вернулись в Японию в 1932 году. [ 4 ] По возвращении в Токио их транснациональный опыт и образование стали визитной карточкой их работы, а также их образа жизни. Они сыграли важную роль в продвижении модели преподавания и эстетики Баухауза в Японии. [ 5 ] Среди своих творческих занятий в Токио она преподавала в Синкенчику когей гакуин (Школа новой архитектуры и дизайна) в Токио в качестве руководителя курса ткачества, помогая привнести педагогический и эстетический подход Баухауза в Японию. После Второй мировой войны Мичико преподавала в университете Нихон .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мичико была старшей дочерью Зенгоро Ямаваки, бизнесмена из в Осаке семьи производителей сакэ , который был крупным владельцем земли в районе Цукидзи в Токио. Зенгоро посвящал свое время чайной церемонии , которую практиковал в стиле школы Урасенке . [ 6 ] Он сам изготовил некоторые сосуды, используемые для церемонии. Жизнь его и его семьи в результате сосредоточилась на эстетике чайной церемонии, сезонных изменениях, верности материалам и простоте. [ 6 ] Детство Митико также было сосредоточено на чайной культуре и коллекции старых предметов искусства ее отца. Исследователи жизни и карьеры Митико отмечают, что склонность к современным и модным вещам в детстве, возможно, придала ей особую чувствительность к японскому качеству, с которым она позже столкнулась в Баухаусе . утверждала, Хотя Мичико в своей книге «Баухаусу до Чаною» («Баухаус и чайная церемония») что до встречи с Ивао она не интересовалась дизайном, ее жизнь и чувство вкуса были сформированы изысканным домом ее семьи и практикой чайной церемонии ее отца, которая позже нашла отклик. своим опытом Баухауза и современным искусством, с которым она столкнулась в Германии. [ 7 ] В частности, позже она почувствовала близость к идеям Баухауса о простоте, функциональности и глубокому интересу к материалам, их качеству и использованию. [ 7 ]
Юная Мичико стала наследницей части семейного богатства, когда ее дядя умер преждевременно. Когда Ивао Фудзита познакомился с Митико посредством омайай , или формального знакомства, и женился на красивой, молодой и чрезвычайно богатой Мичико в 1928 году, ему предложили войти в семью и принять ее имя, что он принял в обмен на возможность учиться в Баухаус. [ 6 ] Отец Мичико, который говорил по-немецки и был знаком с передовыми художественными произведениями в Германии, поддержал эту идею и использовал свои финансы, чтобы превратить учебную поездку Ямаваки в более полноценный профессиональный опыт. [ 6 ] Доступ к образованию указывает на родословную семьи Ямадзаки в культурно элитарном мире: для женщин возможность изучать изобразительное искусство была ограничена по сравнению с мужчинами, а обучение за границей тем более ограничивалось социальным классом. [ 8 ]
В мае 1930 года пара покинула Иокогаму , чтобы отправиться в Европу через США. Они провели два месяца в Нью-Йорке, где Митико купила новую одежду и постриглась, чтобы приехать в Баухаус современной девушкой. [ 6 ] Вскоре по прибытии в Берлин они связались с подругой Ивао из театральных кругов Токио, художницей левого авангарда и театральным режиссёром Кореей Сенда , которая несколько лет жила в Берлине. Он помог им найти квартиру в Дессау , примерно в четырех часах езды от Берлина. [ 9 ] Сенда активно участвовал в андеграундных выступлениях в Берлине, а также в сообществе японцев, проживающих в Германии, которые занимались политической деятельностью . Сенда вместе с художником Осуке Симадзаки, художником по лаку Котаро Фукуока, фотографом Хироши Ёсидзавой и семьей Ямаваки основали дизайн-студию Tomoe, чтобы поддержать свою скромную жизнь в Берлине. [ 9 ] Студия производила листовки, плакаты, упаковочную бумагу, оформление окон и интерьеров для японских ресторанов в Берлине, число которых росло вместе с расширением японского сообщества. Сенда вернулся в Японию через Москву в январе 1931 года, и группа присоединилась к нему на неделю. [ 9 ] Ямаваки поехали вместе с женой Сенды Ирмой, театральным режиссером и теоретиком Секи Сано , которая позже уехала в Мексику и стала ключевой фигурой в мексиканском современном театре, двоюродной сестрой Митико, а также журналистом газеты Асахи , графическим дизайнером и художником по гравюре на дереве Масахидэ Асахи. В Москве они увидели несколько спектаклей в Театре Революции (ныне Театр Маяковского ) и Центральном театре рабочей молодежи. [ 9 ] Вернувшись в Берлин, они продолжали вести социально насыщенный образ жизни среди японской авангардной толпы, а также учились в Дессау. [ 9 ]
Баухаус
[ редактировать ]В ноябре 1922 года японский искусствовед Саданосукэ Накада и архитектор Кикудзи Ишимото посетили Баухаус в Веймаре , чтобы встретиться с Василием Кандинским , который их туда пригласил. По возвращении в Японию Ишимото и Накада написали о школе, выразив свой энтузиазм по поводу мастерских, продуктов и художников через свой художественный журнал Mizue в 1925 году. [ 10 ] В частности, Накада написал статью под названием «Государственный Баухаус», которая имела особенное влияние. [ 11 ] Затем архитектор Такехико Мизутани стал первым студентом из Японии, посетившим Баухауз в 1927 году. В частности, Мизутани получил архитектурную стипендию от Министерства культуры Японии, чтобы учиться в дальновидном университете в Германии , а затем применить эти знания в его преподавание в Японии. Приехав в Берлин летом 1926 года, Мизутани впервые посетил школу Реймана — частный колледж искусства и дизайна. Позже в том же году он впервые посетил Баухаус и переехал в Дессау на летний семестр 1927 года. В конце 1929 года Мизутани покинул Баухаус и вернулся в Японию, где делился идеями Баухауса в публикациях и участвуя в выставках. [ 10 ]
После этих первых встреч в 1930 году Митико сдала вступительный экзамен в Баухаус , и они начали учиться вместе, став 470-м и 169-м студентом соответственно, проработав два года. [ 11 ] На момент обучения Мичико из 170 студентов пятьдесят были женщинами. Она начала обучение с Воркурса , или предварительных курсов, которые включали модули по материалам , абстрактной композиции и дизайну, а также математике , физике и гимнастике . [ 12 ] В Баухаусе Мичико училась у Альберса , Кандинского и Йоста Шмидта . Мичико вспоминает, что в своих статьях Йозеф Альберс был особенно добрым и что его лекции на подготовительном курсе были самыми интересными. [ 12 ] Она также вспоминает, что «[Йозеф] Альберс выглядел и одевался как человек, проводивший японскую чайную церемонию ». [ 13 ] Лекции читались на немецком языке , что оказалось трудным для Мичико, чей немецкий в то время был базовым. Она с благодарностью отмечает, что Василий Кандинский был настолько любезен, что уделял им особое время после уроков и объяснял трудные или важные части своих лекций на английском языке . [ 12 ] Баухауза Ямаваки участвовали во многих внеклассных мероприятиях , таких как фестивали . В феврале 1931 года состоялась «Восточная ночь», для которой Мичико «выучила традиционный японский танец… который она исполнила, одетая в кимоно », пока Ивао строил декорации. [ 7 ] Спектакль произвел большое впечатление как на студентов, так и на преподавателей, особенно на Йозефа Альберса. Именно с этой ночи Кандинский познакомил пару с Паулем Клее . [ 12 ]
После окончания предварительных курсов Митико начала учиться в ткацкой мастерской у Гунты Штёльцля и Анни Альберс , а Ивао изучал фотографию . [ 14 ] В Баухаусе Мичико обнаружила параллели между традиционной японской чайной культурой и философией эстетики и ремесла Баухауза. В частности, Митико обнаружила, что свойства материала, простота и функциональность объектов рассматривались как одинаково важные в обеих сферах. Она описала свои исследования как возвращение в мир чая, который она хорошо знала с детства. [ 15 ]
Профессиональная жизнь
[ редактировать ]Когда в 1932 году политическое давление на Баухаус усилилось и переезд в Берлин стал неизбежен, Ямаваки вернулись в Японию, не желая продолжать обучение в частном Баухаусе, который открылся 18 октября того же года. Они взяли с собой не только свои многочисленные произведения искусства, мебель и книги, но и два ткацких станка , которые Мичико впоследствии использовала в своей токийской студии в работе успешного дизайнера текстиля и моды . [ 14 ] Во время своего пребывания в Германии Ямаваки собрали коллекцию предметов, которую они предоставили другим исследователям и экспонентам в Японии. [ 16 ] Это большое количество спроектированных объектов было призвано воссоздать атмосферу Баухауза и методику преподавания в Японии. [ 17 ] После их возвращения из Дессау в 1933 году Ивао основал в Токио свою собственную архитектурную фирму, Архитектурную ассоциацию Ивао Ямаваки, которая действовала до 1971 года. Проекты, над которыми он работал, включали планирование и строительство японского павильона на выставке 1939 года в Нью-Йорке. Всемирная выставка , а также планирование и дизайн выставки Гропиуса 1950 года и Баухауза в Токио, которая была первой такой крупномасштабной выставкой в Японии. Митико разработал текстильный раздел этой выставки, а также дизайн «Текстильной выставки Баухаус», проходившей в Токио в 1933 году. [ 18 ]
В Токио Ямаваки присоединились к кружкам, пропагандирующим современный евро-американский образ жизни, и широко читали лекции как в формальной, так и в неформальной обстановке, например, в последнем случае, в квартире Саданоксукэ Накады. Отец Митико Зенгоро снял для молодой пары современную квартиру в здании Токуда в Гиндзе , которое только что было построено по проекту Камеки Цучиуры. Ямаваки арендовали третий этаж и половину пятого этажа, где располагались два ткацких станка, которые Митико использовала в качестве своей мастерской. Квартира на пятом этаже стала местом размещения большого количества дизайнерских предметов, созданных дизайнерами Баухауза, книг и даже простой мебели из школьной столовой. [ 19 ] Квартира стала местом встречи архитекторов. [ 17 ]
Мичико и Ивао считались одними из главных пропагандистов и даже имитаторов Баухауза в Японии. Вернувшись домой в конце 1932 года, супружеская пара воплотила популярную современную западную моду и образ жизни, известные как «мога» и «мобо» (современная девушка и современный мальчик), войдя в круги мобога . [ 20 ] Когда Мичико и Ивао начали преподавать в Японии, их творческие практики использовали свой элитный статус культовой мобоги и пытались соединить и объединить японские традиции с авангардом, с которым они познакомились в Берлине. Мичико опубликовала свои воспоминания о Баухаусе в книге «Баухаус то чаною» («Баухауз и чайная церемония») под редакцией Наомичи Кавахата, в которой она подробно рассказала о Баухаусе, а также о мире мобоги в Токио 1930-х годов. [ 21 ]
В мае 1933 года жена Саданосукэ Накады, художника йоги (западного стиля) Ёси Накада, курировала персональную выставку Мичико Ямаваки «Ямаваки Мичико Баухаусу теоримоно котэн» в галерее Shiseido, на которой в основном были представлены текстильные работы Мичико. Мичико дополнила экспозицию изделиями и украшениями металлической мастерской Баухауза. [ 17 ] Интерес к Баухаусу был на пике, и посмотреть выставку пришло множество художников. Митико написала в своей книге, что, хотя большую часть времени, как культовая мога она предпочла надеть кимоно с рисунком глицинии , она носила одежду в европейском стиле, на открытие выставки . Для нее кимоно было связано с Баухаусом, и она помнила, как естественно к ней относились, когда она носила его в кампусе в Дессау. [ 17 ] Эта транскультурная эстетика, как традиционная, так и современная, стала торговой маркой Ямаваки. У них была японская комната на вилле в стиле Баухаус в Комабе , Токио , и они с энтузиазмом относились к японской керамике и ремеслу Мингеи . Они увидели близость между современными способами, разработанными Баухаусом, и традиционным японским искусством, и посредством искусства разработали образ жизни, который объединил два стиля взгляда и жизни. [ 22 ]
В 1934 году японский архитектор Ренситиро Кавакита пригласил обоих Ямаваки преподавать в его школе Синкенчику когей гакуин, «Японский Баухаус», добавив в школу новые курсы. Митико стала руководителем курса ткачества, а ее коллега Шизуко Кагеяма стала главой отдела западного дизайна одежды . [ 22 ] Оба курса в недавно созданном Центре ткачества и дизайна одежды рекламировались в современном женском журнале Fujin gahō . Мичико проводила трехчасовые занятия раз в неделю, курс длился три с половиной месяца. Для этой цели Митико сконструировал небольшой ткацкий станок, который стал известен как Мичико теорики (ткацкий станок Мичико). [ 22 ]
Ткацкие станки были изготовлены примерно в пятидесяти экземплярах в мастерской Гумма Такасаки, той же мастерской, в которой работал немецкий архитектор Бруно Таут , которого познакомили с Ямаваки. С 1934 года Митико снова использовала портативный ткацкий станок, когда она начала преподавать текстильный дизайн в школе Дзию гакуэн , которой руководила прогрессивная женщина-педагог и издатель Хани Мотоко . [ 22 ] Год спустя ее работа «Ткацкий станок и кот» была выставлена в ремесленном разделе салонной выставки «Тейтен» . Кусок текстиля был очень большим, 150 х 300 см, и она отметила, что в работе ей помогал любимый ученик Бруно Таута Токуген Михара и еще один помощник. К этому времени Мичико уже был признанным художником и широко уважаемым специалистом в области современного текстиля, много публиковался и в различных качестве был членом нескольких ассоциаций художников. С 1939 года она работала научным сотрудником в Нихон сюкогейбунка кёкай (Японская ассоциация ремесел). [ 22 ]
Резиденция Ямаваки
[ редактировать ]На фотографиях дома Ямаваки в Токио изображена модернистская вилла , которая является интерпретацией модернистского дома в Центральной Европе. Большая гостиная была обставлена предметами, привезенными Мичико и Ивао из Германии, в том числе знаменитыми Василии стальными трубчатыми стульями . В квартире в немецком стиле была комната в японском стиле с верандой . Как и в архитектуре своего дома, Мичико выразили свою ориентацию на слияние культур через предметы домашнего обихода, такие как столовые приборы . [ 23 ]
Послевоенная карьера
[ редактировать ]С конца 1930-х годов Митико занималась формированием националистического образа японских женщин. Превращение Мичико из традиционной японской девушки в современную женщину было непростым процессом. Несмотря на гламурный современный образ пары, Ивао оставался, по мнению Митико, очень традиционным японским мужем. Вскоре после рождения второго ребенка Митико совершенно неожиданно перестала ткать, о чем даже сообщалось в прессе. [ 24 ] Она не исчезла полностью из поля зрения общественности, а сосредоточилась на семейном образе жизни как с современной, так и с женской точки зрения. Она пропагандировала красоту и эстетику повседневной жизни, которую называла Сэйкацу бигаку («Эстетика жизни»). После войны Ивао возобновил сотрудничество с «Сенда Корея» и в 1953 году спроектировал знаменитый театр Хайюза в Роппонги . Мичико отметила, что на открытии ее приняли за Тиэко Хигасияму , актрису, известную по фильмам Ясудзиро Одзу . Ямаваки привезли в Японию две передвижные выставки Баухауза: «Гропиуса и Баухауза» в 1954 году и «50 лет Баухауза» в 1971 году. [ 25 ] Исэ и Вальтер Гропиус приехали в Японию по случаю своей выставки и предпочли ее версиям, гастролировавшим в Европе и Америке. Митико написала, что Гропиусы прекрасно провели время с ними в Комабе, сидя в креслах Василия в их гостиной. Вальтер Гропиус заметил некоторые детали, выполненные в стиле Баухаус, но с японским оттенком, возможно, так же, как Митико ощущала японскую атмосферу в атмосфере Баухауза, когда она была студенткой. [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ltd, компания Шисейдо. «Исследование современной Гиндзы — I. Колокола Вако | Исследование современной Гиндзы» . ХАНАТСУБАКИ | ШИСЕЙДО . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ «Митико Ямаваки - японка в Баухаусе (исследовательский проект 2019 года, финансируемый Министерством иностранных дел Германии)» (PDF) . ДОМ МИС ВАН ДЕР РОЭ, БЕРЛИН . 24 апреля 2019 г.
- ^ ЧАПКОВА, ЕЛЕНА. «Баухаус и чайная церемония» . www.bauhaus-imaginista.org . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ " "Атака на Баухаус" - Статьи – bauhaus imaginista" . www.bauhaus-imaginista.org . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Чапкова, Елена. «Транснациональные сетевики — Ивао и Митико Ямаваки и формирование японского модернистского дизайна», Journal of Design History , Vol. 4 (2014): 370.
- ^ Jump up to: а б с д и Чапкова, Елена. «Транснациональные сетевики — Ивао и Митико Ямаваки и формирование японского модернистского дизайна», Journal of Design History , Vol. 4 (2014): 372.
- ^ Jump up to: а б с Ямаваки, Митико Наомичи Кавахата: Баухаусу в Чаною Токио: Синчоша (1995): 10-11. ISBN 4-10-404201-3
- ^ Суга, Ясуко. «Модернизм, национализм и гендер: создание «современного» японизма». Журнал истории дизайна 21, вып. 3 (2008): 263. JSTOR 25228592 .
- ^ Jump up to: а б с д и Чапкова, Елена. «Транснациональные сетевики — Ивао и Митико Ямаваки и формирование японского модернистского дизайна», Journal of Design History , Vol. 4 (2014): 373.
- ^ Jump up to: а б Мотомура, Кента. «Медиаграмотность в искусстве: экспрессия движений и новый взгляд на художественное образование». Журнал эстетического воспитания 37, вып. 4 (2003): 58–64. дои : 10.2307/3527335 .
- ^ Jump up to: а б Чапкова, Елена. «Баухаус и чайная церемония: исследование взаимного влияния в дизайнерском образовании между Германией и Японией в межвоенный период». Кэролин Столте и Ёсиюки Кикучи, редакторы, « Встречи в Евразии: музеи, миссии, современность». Амстердам: Издательство Амстердамского университета (2017): 108.
- ^ Jump up to: а б с д Чапкова, Елена. «Транснациональные сетевики — Ивао и Мичико Ямаваки и формирование японского модернистского дизайна», Журнал истории дизайна , том 4 (2014): 374.
- ^ Ямаваки, Мичико Наомичи Кавахата: Баухаусу в Чаною Токио: Синчоша (1995): 45. ISBN 4-10-404201-3
- ^ Jump up to: а б «От Дессау до Токио: Япония и Баухаус». bauaus koperation berlin dessau , https://www.bauhauskooperation.com/kooperation/project-archive/magazine/follow-the-bauhaus-into-the-world/from-dessau-to-tokyo/ (по состоянию на 18 декабря 2022 г.).
- ^ Чапкова, Елена. «Баухаус и чайная церемония: исследование взаимного влияния в дизайнерском образовании между Германией и Японией в межвоенный период». Кэролин Столте и Ёсиюки Кикучи, редакторы, « Встречи в Евразии: музеи, миссии, современность». Амстердам: Издательство Амстердамского университета (2017): 12.
- ^ Тагаки, Марико. «Когда Баухаус отправился в Японию». Google Arts & Culture, https://artsandcultural.google.com/story/when-the-bauhaus-went-to-japan/NgXBtL0SwXfFsQ?hl=en (по состоянию на 18 декабря 2022 г.).
- ^ Jump up to: а б с д Чапкова, Елена. «Транснациональные сетевики — Ивао и Митико Ямаваки и формирование японского модернистского дизайна», Journal of Design History , Vol. 4 (2014): 375.
- ^ Ивао, Ямаваки «Воспоминания о Дессау» , № 2 (1985): 57. дои : 10.2307/1511419 .
- ^ Чапкова, Елена. «Баухаус и чайная церемония: исследование взаимного влияния в дизайнерском образовании между Германией и Японией в межвоенный период». Кэролин Столте и Ёсиюки Кикучи, редакторы, « Встречи в Евразии: музеи, миссии, современность». Амстердам: Издательство Амстердамского университета (2017): 110.
- ^ Чапкова, Елена. «Транснациональные сетевики — Ивао и Митико Ямаваки и формирование японского модернистского дизайна», Journal of Design History , Vol. 4, 2014, с. 370–385.
- ^ Чапкова, Елена. «Транснациональные сетевики — Ивао и Митико Ямаваки и формирование японского модернистского дизайна», Journal of Design History , Vol. 4 (2014): 371.
- ^ Jump up to: а б с д и Чапкова, Елена. «Транснациональные сетевики — Ивао и Митико Ямаваки и формирование японского модернистского дизайна», Journal of Design History , Vol. 4 (2014): 376.
- ^ Чапкова, Елена. «Транснациональные сетевики — Ивао и Митико Ямаваки и формирование японского модернистского дизайна», Journal of Design History , Vol. 4 (2014): 380.
- ^ Чапкова, Елена. «Транснациональные сетевики — Ивао и Митико Ямаваки и формирование японского модернистского дизайна», Journal of Design History , Vol. 4 (2014): 383.
- ^ Jump up to: а б Чапкова, Елена. «Транснациональные сетевики — Ивао и Митико Ямаваки и формирование японского модернистского дизайна», Journal of Design History , Vol. 4 (2014): 383.
- Хелена Чапкова, «Транснациональные сетевики — Ивао и Митико Ямаваки и формирование японского модернистского дизайна», в: Journal of Design History , Vol. 4, 2014, с. 370–385.
- Хелена Чапкова, «Баухаус и чайная церемония» , http://www.bauhaus-imaginista.org/articles/1605/the-bauhaus-and-the-tea-ceremony
- Митико Ямаваки, (1995) « Баухаусу в Чаною» (Баухаус и чайная церемония ) (на японском языке), Токио: Синчоша
- Ивао Ямаваки, « Воспоминания о Дессау» в журнале Design Issues , том 2, № 2, осень 1985 г.
- Марико Такаги «Ямаваки Мичико: Японская история Баухауза / Ямаваки Митико: Японская история Баухауза» (2019), Форма + Цель https://formundweck.de/produkt/eine-japanische-bauhausgeschichte/
- Джеффри Бантинг, «Токийская бережливость – японизм и японский Баухаус» (2021), https://www.dailyartmagazine.com/japanese-bauhaus/
- Исследовательский проект MIES VAN DER ROHE HAUS 2019, финансируемый Федеральным министерством иностранных дел Германии, «Мичико Ямаваки — японка в Баухаусе» , https://www.miesvanderrohehaus.de/fileadmin/user_upload/Bildmaterial/2019/PresseInfos/Press_Release_Annual_Program_MVDRH_2019 .pdf