Jump to content

Поколения реактивных истребителей

Поколения реактивных истребителей определяют основные технологические скачки в историческом развитии реактивных истребителей . Различные органы власти определили разные технологические скачки как ключевые, разделив разработку истребителей на разное количество поколений. В настоящее время широко признаны пять поколений, и ведется разработка шестого поколения. [ 1 ]

Классификация

[ редактировать ]

В 1990 году историк авиации Ричард П. Халлион предложил классифицировать существовавшие к тому времени реактивные истребители на шесть поколений. В широком смысле их можно охарактеризовать как дозвуковые , околозвуковые , сверхзвуковые , со скоростью 2 Маха , многоцелевые и высокоманёвренные. [ 2 ] С тех пор были описаны и другие схемы, включающие пять поколений примерно до того же периода, хотя демаркационные линии между поколениями различаются. Джон У. Р. Тейлор и Джон Ф. Гилмартин ( Британская энциклопедия ) следуют за Халлионом, за исключением того, что они объединяют два последних в один. [ 3 ] Веб- публикация НАСА делит разработку реактивного самолета до 2004 года на пять этапов; пионер (прямое крыло), стреловидное крыло, околозвуковой, 1960-е и 1970-е годы, кульминацией которых стали такие типы, как F-15 , F-16 и AV-8A . [ 4 ]

В 1990-х годах в России вошло в обиход другое дивизион, в котором в качестве противовеса Lockheed Martin F-22 Raptor был предложен истребитель «пятого поколения» . Напротив, предыдущее четвертое поколение заполнило пробел со времен эпохи F-15/16. [ 5 ] [ 6 ] Это фактически сократило предыдущие классификации до трех поколений. В 2004 году компания Aerospaceweb перечислила одно такое подразделение на пять поколений. [ 6 ] Хотя детали различаются, основная классификация на пять поколений с тех пор получила широкое распространение. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]

Точные критерии для различных этапов генерации не являются общепризнанными и являются предметом некоторых разногласий. Например, компания Lockheed Martin применила термин «пятое поколение» к своим самолетам F-22 и F-35 , но это было оспорено ее конкурентами Eurofighter GmbH и Boeing IDS . [ 10 ] [ 11 ] Было высказано предположение, что компания Lockheed Martin «в 2005 году назвала F-35 истребителем пятого поколения - термин, который она позаимствовала у России в 2004 году для описания F-22». [ 12 ] [ нужны разъяснения ] В некоторых источниках 4-е поколение подразделяется на 4 и 4,5 или 4+ и 4++.

В таблице ниже показано, как некоторые авторы разделили поколения постепенно, начиная с 1990 года.

Период Возможность Пример самолета Халлион (1990) [ 2 ] Аэрокосмическая паутина (2004) [ 6 ] Народно-освободительная армия (2007) [ 13 ] Журнал ВВС (2009) [ 14 ] Центр развития авиации (2012 г.) [ 9 ] Бейкер (2018) [ 1 ]
1943–1950 Высокий дозвук,
обычное вооружение
Я 262 , DH Вампир , P-80 1 1 1 1 1
1953–1955 околозвуковой,
ракеты воздух-воздух,
радар
F-86 , МиГ-15 , Хоукер Хантер 2 1 2
1953–1960 Ранний сверхзвук,
ракеты воздух-воздух,
радар
Ф-100 , МиГ-19 3 2 2 2 2
1955–1970 сверхзвуковой,
Только ракеты класса «воздух-воздух» со скоростью 2 Маха.
F-104 , МиГ-21 , Мираж III 4 3
1960–1970 Многоцелевые истребители-бомбардировщики Ф-4 , МиГ-23 , Мираж Ф1 5 3 3 3
1970–1980 Сверхзвуковой многоцелевой Панавиа Торнадо 4 3 4 4 4
1974–1990 Сверхзвуковой многоцелевой,
высокая эффективность,
высокая маневренность
Ф-14 , МиГ-29 , Мираж 2000 6
1990–2000 Расширенные возможности,
передовая авионика,
ограниченная скрытность
F/A-18 , Су-30 , Еврофайтер Тайфун 4.5 3.5 4+ 4.5
2000 – настоящее время Усовершенствованная интегрированная авионика,
скрытность
Дассо Рафаль , МиГ-35 , Су-35 , J-16 4++
Ф-22 , J-20 , Су-57 , Ф-35 5 4 5 5 5

В настоящее время общепризнано пять поколений, пятое представляет собой последнее поколение, находящееся на вооружении (по состоянию на 2018 год). [ 1 ] [ 15 ] [ 13 ] Ожидается, что будущие типы, находящиеся на ранней стадии разработки, будут иметь еще более расширенные возможности и станут известны как шестое поколение. [ 1 ] [ 14 ] Остальная часть этой статьи в целом следует анализу Бейкера. [ 1 ]

Me 262 был первым действующим реактивным истребителем.

Первые реактивные истребители появились во время и после последних лет Второй мировой войны. Они во многом были похожи на своих современников с поршневыми двигателями, имели прямые, практически не стреловидные крылья и были изготовлены из дерева и/или легкого сплава. (У Me 262 было слегка стреловидное крыло, но это было сделано главным образом для достижения баланса, а стреловидность намеренно оставляли слишком малой, чтобы оказать значительный аэродинамический эффект. [ нужна ссылка ] ) У них было мало или вообще не было авионики, а основным вооружением были пушки с ручным управлением. Heinkel He 162 и Gloster Meteor также использовались в военное время, в то время как такие типы, как de Havilland Vampire и Lockheed F-80, все еще готовились к боевой службе, когда война закончилась.

Внедрение стреловидного крыла позволило достичь околозвуковых скоростей, однако управляемость на таких скоростях часто была ограничена. Эти самолеты обычно предназначались для обеспечения превосходства в воздухе. [ 16 ] Известные типы, принимавшие участие в Корейской войне 1950–1953 годов, включают советский МиГ-15 Микояна-Гуревича и североамериканский F-86 Sabre . Hawker Hunter появился слишком поздно для войны, но широко использовался и принимал участие в нескольких последующих войнах.

МиГ -21 был самым массовым реактивным истребителем в истории.

Корейская война 1950–1953 годов заставила серьезно пересмотреть конструкцию самолетов. Орудия оказались непригодными для таких высоких скоростей, в то время как необходимость в многоцелевых возможностях поддержки на поле боя была вновь открыта. В самолетах-перехватчиках, появившихся после войны, использовались двигатели дожигания, обеспечивающие скорость 2 Маха, а радиолокационные и инфракрасные самонаводящиеся ракеты значительно улучшили их точность и огневую мощь. Типичными для этой эпохи были американские самолеты серии Century , такие как Lockheed F-104 Starfighter , а также российский МиГ-21 , английский Electric Lightning и французский Dassault Mirage III . Многие типы вскоре были скомпрометированы адаптациями для ролей поддержки на поле боя, а некоторые из них сохранялись в новых вариантах на протяжении нескольких поколений. [ 17 ]

Hawker Siddeley Harrier был первым боевым штурмовиком с возможностью вертикального / короткого взлета и посадки (V / STOL).

Многие истребители третьего поколения были разработаны с намерением иметь многоцелевые возможности. Ожидалось, что самолеты той эпохи будут нести широкий спектр вооружений и других боеприпасов, таких как ракеты «воздух-земля» и бомбы с лазерным наведением, а также смогут осуществлять перехват «воздух-воздух» за пределами видимости. В этом поколении истребителей также были внесены многочисленные улучшения в авионику, включая импульсно-допплеровский радар, системы наведения за пределы прицеливания и системы предупреждения о местности.

Появление более экономичных турбовентиляторных двигателей привело к увеличению дальности полета и времени боевого вылета, в то время как увеличение тяги могло лишь частично обеспечить улучшение характеристик и маневренности во всем диапазоне скоростей. Некоторые конструкторы прибегли к изменяемой геометрии или векторной тяге, пытаясь примирить эти противоположности. Такие типы, как McDonnell Douglas F-4 Phantom , МиГ-23 Микояна-Гуревича , Су-17 , Shenyang J-8 и Hawker Siddeley Harrier имели разную степень успеха. [ 18 ]

Четвертый

[ редактировать ]
Grumman F-14 Tomcat был одним из первых действующих реактивных истребителей четвертого поколения.

После неоднозначного успеха поколения многоцелевых самолетов разрабатывались передовые технологии, такие как электродистанционное управление, композитные материалы, тяговооруженность, превышающая единицу (позволяющая самолету набирать высоту вертикально), сверхманевренность, усовершенствованная цифровая авионика и датчики, такие как синтетический радар и инфракрасный поиск и сопровождение, а также малозаметность. Поскольку они казались фрагментарными, дизайнеры в первую очередь вернулись к истребителю, но с вспомогательными функциями, запланированными в соответствии с ожидаемыми разработками. В самолете General Dynamics F-16 было реализовано электронное управление полетом и совмещение крыла с корпусом, а в Saab 37 Viggen открыли новые горизонты в аэродинамической конфигурации благодаря своим передним самолетам типа «утка» . Англо-американский Харриер II и советский Су-27 отличались исключительной маневренностью благодаря усиленным выхлопным соплам, соответственно, для виффинга (векторизации в прямом полете) и маневрирования на больших углах атаки, как у Пугачевской Кобры . Panavia Tornado оставался многоцелевым и имел защитно-наступательный сенсор, комплекс авионики и вооружения, особенно способный противостоять радиолокационным и противоракетным атакам наземных целей. Lockheed F-117 представил концепцию малозаметности. [ 19 ] Китая Народно-освободительная армия (НОАК) с другой системой поколений относит большинство истребителей четвертого поколения к третьему поколению. [ 13 ] [ 20 ]

Более поздние варианты этих и других самолетов постепенно улучшали свои характерные технологии и все больше включали аспекты друг друга, а также использовали некоторые новые технологии пятого поколения, такие как: [ 21 ]

Эти частичные обновления возможностей 5-го поколения побудили некоторых комментаторов идентифицировать промежуточные поколения как 4,5 или 4+ и 4++. В некоторых случаях, например, в случае с МиГ-35 Микояна-Гуревича, разработанным на базе МиГ-29 с авионикой пятого поколения, модернизация классифицируется как полностью пятое поколение (отвечающее всем требованиям пятого поколения, кроме малозаметности). [ 22 ] Многие из этих типов остаются на передовой службе по состоянию на 2023 год.

В 2020-х годах, после появления настоящего 5-го поколения и одновременно с разработкой самолетов 6-го поколения, разрабатывается ряд новых типов поколения 4,5, в том числе HAL Tejas MK 1A, CAC/PAC JF-17 Thunder Block 3 и KAI. KF-21 Борамаэ . [ 23 ] [ 14 ] [ 9 ]

Lockheed Martin F-22 Raptor стал первым действующим реактивным истребителем пятого поколения.

Огромный прогресс цифровых вычислений и мобильных сетей, начавшийся в 1990-х годах, привел к появлению новой модели сложного прямого C. 3 ( управление и связь ) присутствие над полем боя. Раньше такие самолеты были крупными транспортными типами, адаптированными для этой роли, но информационные технологии продвинулись до такой степени, что теперь гораздо меньший и более маневренный самолет мог нести необходимые системы данных. Сложная автоматизация и человеческие интерфейсы могут значительно снизить рабочую нагрузку экипажа. Теперь можно было объединить C 3 , истребитель и наземная поддержка в одном маневренном самолете. Такой истребитель – и его пилот – должны будут иметь возможность задерживаться в течение длительного времени, сохранять свои позиции в бою, сохранять осведомленность о поле боя и плавно менять роли по мере развития ситуации.

Параллельное развитие материалов, технологий двигателей и электроники сделало такую ​​машину возможной. С начала нового тысячелетия концепции передовых систем, такие как «умные» шлемы, объединение датчиков и данных и вспомогательные ударные дроны, стали реальностью. Объединение и интеграция таких достижений, а также достижений четвертого поколения, привело к созданию так называемого пятого поколения истребителей. Первым из них общепризнанно является Lockheed Martin F-22 . Последующие типы включают Lockheed Martin F-35 , Chengdu J-20 , [ 24 ] и Су-57 . [ 25 ]

Поскольку пятое поколение постепенно поступало на вооружение, внимание переключилось на замену шестого поколения. Требования к такому истребителю остаются дискуссионными. Способности пятого поколения, обеспечивающие выживаемость на поле боя, превосходство в воздухе и наземную поддержку, совершенствуются и адаптируются к будущим угрозам. Время и стоимость разработки являются важными факторами при разработке практических планов. Дроны и другие удаленные беспилотные технологии все чаще используются на полях сражений нового тысячелетия, и реализуются проекты по их использованию в качестве полуавтономных « ведомых ». Они могут быть интегрированы с авионикой истребителей шестого поколения либо в качестве самолетов-спутников под управлением командирского истребителя шестого поколения, либо даже заменять пилота в автономном или полуавтономном командирском самолете. Такие исследования, как программы США «Доминирование в воздухе нового поколения » (NGAD) и F/A-XX , Европейская боевая авиационная система будущего (FCAS), многонациональная Глобальная программа боевой авиации (GCAP), а также разработки в Китае, продолжаются. [ 26 ] [ 27 ] Некоторые наблюдатели ожидают, что конкретные требования выявятся примерно к 2025 году. [ 28 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Бейкер 2018
  2. ^ Перейти обратно: а б Доктор Ричард П. Халлион (зима 1990 г.), «Приобретение истребителей ВВС с 1945 года» , Air Power Journal , заархивировано из оригинала 11 декабря 2016 г. , получено 7 февраля 2012 г.
  3. ^ Джон В. Р. Тейлор и Джон Ф. Гилмартин; « Военные самолеты: эпоха реактивных самолетов », britannica.com. (Проверено 3 января 2021 г.)
  4. ^ Стив Гарбер; В поисках производительности: эволюция современных самолетов , NASA SP-468, Бюро истории НАСА, обновлено 6 августа 2004 г., глава 11, страницы 2–6. (Проверено 3 января 2021 г.)
  5. ^ Винчестер 2011, страницы 5, 83.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Джо Юн (27 июня 2004 г.). «Поколения истребителей» . Аэрокосмическая паутина .
  7. ^ Ричард А. Битцингер , изд. (2009). Современная оборонная промышленность: политические, экономические и технологические проблемы . Прегер . п. 307. ИСБН  9781567207491 .
  8. ^ «Пять поколений самолетов» . Музей истребительной авиации мира , Австралия.
  9. ^ Перейти обратно: а б с «Пять поколений реактивных истребителей» (PDF) . Бюллетень Центра развития авиации . Королевские ВВС Австралии . Январь 2012.
  10. ^ «Что такое истребитель 5-го поколения» (PDF) . Еврофайтерский мир . Февраль 2010. с. 16. Архивировано из оригинала (PDF) 2 ноября 2012 г. (дата архива указана на основе URL-адреса архива).
  11. ^ Даниэль Леблан (18 октября 2013 г.). «Война разгорается между Lockheed Martin и Boeing в попытке заменить самолеты» . « Глобус и почта ».
  12. ^ Билл Свитман (24 марта 2014 г.). «Является ли новый Gripen от Saab будущим истребителей?» . Неделя авиации и космических технологий .
  13. ^ Перейти обратно: а б с «Соперничает ли китайский J-20 с другими истребителями-невидимками?» . Китайская власть . ЦСИС . Проверено 30 апреля 2017 г. .
  14. ^ Перейти обратно: а б с Джон А. Тирпак (октябрь 2009 г.). «Истребитель шестого поколения» . Журнал ВВС . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  15. ^ Винчестер 2011
  16. ^ Бейкер 2018, Глава 1: «Происхождение поколений».
  17. ^ Бейкер 2018, Глава 2: Разрыв поколений.
  18. ^ Бейкер 2018, Глава 3: Восходящее поколение.
  19. ^ Бейкер 2018, главы с 4 по 6.
  20. ^ «Китай понизил свой истребитель-невидимку J-20 с 5-го поколения до 4-го?» . Неделя . 1 августа 2020 г.
  21. ^ «Спросите нас — Поколения истребителей» . aerospaceweb.org . Проверено 20 января 2023 г.
  22. Бейкер 2018. Глава 9: МиГ-35.
  23. ^ admin2 (18 сентября 2020 г.). «HAL Tejas, самый мощный истребитель своего поколения, разработанный в Индии. — Thecompares.net» . Проверено 24 августа 2021 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  24. ^ Зайдель, Джейми (20 октября 2017 г.). «После того, как истребитель-невидимка J20 находится на вооружении, Китай вырывается вперед в гонке вооружений в Азии» . Австралийские новости .
  25. ^ Бейкер 2018, главы с 7 по 14.
  26. ^ Гонрада, Габриэль (1 октября 2022 г.). «Китай борется за преимущество над США на истребителях 6-го поколения» . Азия Таймс .
  27. ^ Ньюдик, Томас (28 сентября 2022 г.). «Китай работает над собственной программой истребителей шестого поколения: официально» . Драйв .
  28. ^ Бейкер 2018, Глава 18.
  29. ^ Мизоками, Кайл (5 декабря 2022 г.). «Первый самолет шестого поколения, B-21 Raider, — это «неповторимый бомбардировщик» » . Yahoo Новости . Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года . Проверено 5 декабря 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e6ae9e5207c2007a651e9311b6164625__1721319420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/25/e6ae9e5207c2007a651e9311b6164625.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jet fighter generations - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)