Jump to content

Тубу народ

(Перенаправлено от вас )

Тубу
Тубу мужчины в традиционном снаряжении
Общая численность населения
в 1 225,933 [ 1 ]
Регионы со значительным населением
 Чад 1,074,343 [ 1 ]
 Нигер 101,590 [ 2 ]
 Ливия 50,000 [ 3 ] –85,000 [ 4 ]
Языки
Тебус ( Даза , Теда ) [ 5 ] [ 6 ]
Арабский ( чадиский арабский , ливийский арабский )
Религия
Ислам ( суннит ) [ 7 ]
Связанные этнические группы
Канембу , Карури , Загла

Toubou , что означает или Tubu (от старого тебу «рок -людей» [ 8 ] ) являются этнической группой, родной в горах Тибести [ 9 ] Это живет в центральной части Сахары в северном Чаде , Южной Ливии , северо -восточном Нигере и северо -западе Судана . Они живут либо как пастухи и кочевники , либо как фермеры возле оазисов . Их общество основано на клане, каждый клан имеет определенные оазисы, пастбища и скважины. [ 10 ]

Тубу, как правило, делятся на две близкородственные группы: Теда (или Туда, Теда, Тода, Тира) и Даза (или Дэззага, Дазагара, Дазагада). Считается, что они разделяют общее происхождение и говорят на языках тебу , которые взяты из сахарской филиала Нило-Сахаран . семьи [ 11 ] Тебу разделен дальше на два тесно связанных языка, называемые Тедага (Тдеда Тоубу) и Дазага (Дазага Гуран). Из двух групп, Даза, найденная на юге Теды, более многочисленны. [ 12 ]

Люди Тубид, Табу, Тебу, Тбу, Тибу, Тибу, Тубага, Тубага, Тубага, Туба, Туба или Горан или Петиция Евангелия. [ 6 ] [ 7 ] Даза иногда называют Гураном (или Гораном, Гораном, Гураном), арабским экзонием. [ 13 ] Многие из лидеров Чада имеют ноги Тубу (Гурран), президент склонности Гудкоуни Уддей и Хизин Хабре . [ 14 ]

Распределение

[ редактировать ]

Народ Тубу исторически жил в северном Чаде, северо -восточном Нигере и Южной Ливии. [ 15 ] Иногда их называли «черными кочевниками Сахары». [ 16 ] Они распределены по большой территории в центральной части Сахары, а также на северо-центральном Сахеле . Они особенно найдены к северу от гор Тибести , которые в старом тебу означает «Скалистые горы». Первый слог «TU» относится к горам Тибести, известным туземцам (TUDA), а второй слог «BO» относится к крови на языке калембу; Таким образом, люди из региона Тибести называются Тубу ». Их имя происходит от этого. [ 17 ]

Теды встречаются в основном в регионах Сахары вокруг границ юго -восточной Ливии, северо -восточного Нигера и северного Чада . Они считают себя воином. Даза живет в отношении региона Сахеля и распространяется по большей части северо-центрального Чада. Даза состоят из многочисленных кланов. Некоторые крупные племена, кланы, общества Дазы, или Гуран , включают Алала, Анаказа , Хорага, Дазза, Джагада, Догорда, Донза, Гада, Камайя, Кара, Кетчерда, Кокорда, Мурдия, Нара, Йира и многие другие Полем Даза охватывает северные регионы Чада, такие как Бурко , плато Энни , Северное Канем, Бахр -эль -Газель на юге, а также горы Тибести и соседние страны. В Омдурмане, Судане и несколько тысяч тысяч, работающих в Джидде, Саудовская Аравия , есть сообщество диаспоры в нескольких тысячах Дазы, живущих в Омдурмане , Судане и пара тысяч, работающих в Джидде , Саудовская Аравия . [ Цитация необходима ]

Приблизительное распределение народных людей (слева). Они найдены возле массива Тибести в Чаде, особенно на севере и западе.
Зоны, занятые Тубу и местными именами племенных конфедераций, которые занимают эти зоны.

Древняя история народа Тоубу неясна. Они могут быть связаны с «Эфиопами», упомянутым Геродотом в 430 году до нашей эры, как людей, которых охотится на Гарамантеса , но это спекулятивно, как утверждает Жан Чапель. [ 18 ] [ 19 ] Кроме того, такие ученые, как Лоуренс П. Кирван, подчеркивают, что Гараманты и Тубу, кажется, занимают те же земли. Который простирается от Феззана (Фазания) на юге, как Нубия. Дальнейшие доказательства дают Гарольд МакМайкл , что пустыня Баюда все еще была известна как пустыня Горана; Имя, как показал МакМайкл, связанный с сегодняшним кураном сегодня. Это подтверждает, что сегодня куран (Горан) занимает большую часть той же территории, что и когда -то Гараманты. [ 20 ] [ 21 ]

В исламской литературе самое раннее упоминание как народ Тоубу, возможно, заключается в том, что наряду с народом Загава в тексте арабского ученого Ибн Кутайба . [ 19 ] [ 22 ] 9-й век Аль-Кхваризми упоминает о народе Дазы (Южная Теда). [ 22 ] [ 23 ]

В экспансивную эпоху торговли Транс-Сахара , тубов, населенные Тубу, которые часто использовались торговыми караванами, в частности вдоль маршрутов Оазиса Куфра . Неизвестно, был ли Тубу, названный караванами.

Генетика

[ редактировать ]

Согласно исследованию, опубликованному в Американском журнале генетики человека (Haber et al. 2016), в котором изучались гаплогруппы Y-DNA человек Toubou, гаплогруппы, связанные с отцовски полученных от 75 из образцов , -V88), 31% для T1a и 1% для J1 . Североафриканский ассоциированный гаплогрупп E-M78 присутствовал по уровню 28%, а E-M81 появился со скоростью 5%. [ 23 ] Исследование также показало, что 20–30% аутосомной ДНК Тубу было евразийским происхождением, а их африканский родовой компонент был лучше всего представлен населением, говорящим на Лале. Наиболее вероятным источником этой евразийской ДНК, согласно анализу, были центральные европейские неолитические фермеры ( культура Linearbandkeramik ). [ 24 ] Другие этнические группы в Чаде , такие как народ Сары и спикеры Лаала, имели значительно снизу евразийскую приместию, составляют всего 0,3–2% (Сара) и 1,25–4,5% (LAAL). [ 23 ]

В 2019 году Borente-Galdos с использованием анализа цельного генома обнаружил, что в двух северо-восточных образцах к югу от Сахары это западное евразийское происхождение в их выборке Тубу составляло 31,4%, и это было 14,9% для восточноафриканской банту. Тубу также поддерживал аналогичное генетическое расстояние до других образцов к югу от Сахары, но также был генетически близок к североафриканским и неафриканским образцам. Евразийский компонент у североафриканских лиц присутствовал с высоким уровнем 84,9% для сахарави и 76,0% для ливийцев. Северные выборки были ближе к евразийскому населению, чем к странам к югу от Сахары, что подразумевает, что пустыня Сахара могла представлять основной барьер в Африке. Напротив, три группы Khoisan представили значительно небольшие пропорции евразийского компонента (3,83–4,11%). [ 25 ]

Общество

[ редактировать ]
Тубу (Горан) женщина в традиционной одежде
Семья Тубу в Чаде
Toubou Camel Riders к северу от Н'Гурти , Нигер

Средства к существованию

[ редактировать ]

Жизнь Тубу сосредоточена на повышении и опасении своего скота или на сельском хозяйстве разбросанных оазисов , где они выращивают даты , зерно и бобовые . Их стада включают в себя дромедары , козы, крупный рогатый скот, ослы и овец. [ 7 ] Живопись является основной частью их богатства и торговли. [ 17 ] Живопись также используется как часть оплаты приданого во время брака, в которой семья жениха соглашается заплатить семье невесты в обмен на невесту, [ 7 ] Или это дается родным невесты, чтобы предоставить молодой паре экономические ресурсы, чтобы начать семью. [ 26 ]

В некоторых местах Toubou также добывает соль и натрон , [ 27 ] Солеподобное вещество, которое необходимо почти во всех компонентах жизни Тубу из медицины, как смесь в жевании табака, сохранения, загара, производства мыла, текстиля и скота. [ 28 ] Показатели грамотности среди тубов довольно низкие. [ 29 ]

Многие люди Тубу все еще следят за полу-номадическим пасторалистским образом жизни. Те, кто предпочитает урегулированную жизнь, обычно живут в ладони, прямоугольных или цилиндрических грязевых домах. [ 7 ] Тубу патрилинейный, с старшим мужчиной, возглавляющим линию. Второй порядок родства Тубу - клан . [ 30 ]

По словам Жана Чапелле, колониального офицера истории, специализирующегося на хадианских этнических группах (хотя его книга в Боркоу вызвала значительную степень правонарушений), система кланов развивалась по необходимости. Котовая жизнь означает разбросанность по всему региону; Следовательно, принадлежность к клану означает, что человек, вероятно, найдет гостеприимного клана в большинстве поселений или лагерей любого размера. [ 31 ]

Вторым фактором является поддержание связей с матерским кланом. [ 31 ] Хотя клан матери не занимает центральное место для родительского клана, он обеспечивает связи. [ 31 ] Третий фактор - защитные отношения в первичной резиденции. [ 32 ] [ 33 ]

Несмотря на общее лингвистическое наследие, лишь немногие учреждения среди Тоубу генерируют более широкое чувство идентичности, чем клан. [ 31 ] Региональные подразделения существуют, однако. [ 31 ] В течение колониального периода (и после обретения независимости в 1960 году) администрации чадинов дали законность и легитимность на этих региональных группировках, разделяя регионы Теды и Дазы на соответствующие территориальные единицы, называемые кантонами и назначающими вождей для их управления. [ 31 ]

Юридические обычаи Toubou, как правило, основаны на исламском праве, который позволяет реституции и мести. [ 34 ] Убийство, например, урегулируется непосредственно между семьями жертвы и убийцей. [ 31 ] Toubou Honor требует, чтобы кто -то из семьи жертвы пытался убить убийцу или родственника; Такие усилия в конечном итоге заканчиваются переговорами по урегулированию вопроса. [ 31 ]

Примирение следует за выплатой Гороги (исламского принципа диея ) или кровавых денег . [ 31 ] [ 35 ] Среди клана Тумагры народа Теды в регионе Тибести существует Дерде (духовный глава), который признан судьей клана и арбитражает конфликт и санкции. [ 36 ]

Социальная стратификация

[ редактировать ]
Тубу народ в Катруне , Джордж Фрэнсис Лион , 1821

Народ Тубу, заявляет Джин Чапель, был социально стратифицирован встроенной кастовой системой. [ 37 ] [ 38 ] Три слоя состояли из свободных людей с правом на собственность, ремесленные касты и рабов. [ 39 ] [ 40 ]

Эндогамная каста аззы (или аза ) среди тубов имеет ремесленные занятия, такие как металлические работы, кожа Тубу, очень похожий на касту Хадахид в юго -восточном Чаде среди народа Загла . [ 41 ] [ 42 ] По словам Пола Лавджоя - профессора истории африканской истории, записи 19 -го века показывают, что эти отдельные касты Тубу следовали тем же обычавым и традициям, что и остальная часть Тубу, но они были независимыми в своей политике и убеждениях, так же, как и ремесленные касты, найденные Во многих этнических группах западного Чада, таких как Канембу , Йедина , Араб, Кури и Данава. [ 42 ]

Брак между членом Azza и членом из разных слоев народа Тубу был культурно неприемлемым. [ 39 ] [ 43 ] Азза-это люди, говорящие на Дазага, которые появились из Дазагары. Большинство Теды говорят и понимают Дазагу, однако, Дазагада не всегда ясно понимает Тедагу. Дазага является наиболее часто используемым языком в ставке всех его жителей. [ 44 ]

Самыми низкими социальными слоями были рабы ( Агара ). [ 38 ] [ 45 ] Рабы вошли в общества Тубу Теды и Даза из рейдов и войны на другие этнические группы на землях на их юг. Все рабы были собственностью их мастеров, их каста была эндогамной, и их статус был унаследован рождением.

В 1953 году Аль-Хадж Келлеи Чахами, высоко уважаемый привилегированный вождь Камайского кантона, соглашение с французскими колонизаторами, освобождено от эмансипации всех рабов и подавляло использование пленников в регионе Борки, в то время как рабы , например, Тибести и Эннеди, обнаружили освободительный центр, расположенный в Борко. Некоторые из этих рабов сбежали и искали убежище в Боркоу под защитой кантона Камайи, и впоследствии они были освобождены уважаемым вождем Аль-Хадж Келли Чахами, который предоставил им землю, которая позволила им устроиться, и этот район был упомянут как «Ниагаранга» в Дазаге, что буквально переводится как «страна рабов» в городе Файя-Ларго. Тем не менее, муниципалитет Борку решил перекрасить его как «Quartier Huit» (восьмой квартал) в качестве эвфемистического выражения. После отмены рабства в 1953 году вождь Келли Чахами признал потомков бывших пленников в кантон, где они были признаны полными членами и могут свободно перемещаться, и таким образом была установлена ​​последняя часть кантона Камая. Не только пленники были привязаны к кантону Камайи, но и со всеми иностранцами, которые проживали Файю, в том числе Fezzanais (ливийские беженцы, которые бежали от итальянской жестокости в 1929 году до прогресса итальянских колонизаторов в южную Ливию, регион Феззэн), из Оудана из Регион Уоддай, проститутки, кузнецы и т. Д. Также были прикреплены к кантону Камая. Все эти проблемы были переданы колонизаторам через кантон Камайя.

Потомки свободных рабов, которые находились в регионе Тибести в течение многих лет, приближаются к своим бывшим мастерам, спрашивая об их прошлом. В ответ Теда, намеренно утверждает свою личность как «камаджу» своим освобожденным пленникам, которые задаются вопросом о значении этого обозначения. Теда отвечает, что они знают, что люди освобожденных пленников заставили их принять это название. Однако, как только потомки свободных рабов придерживаются этой веры и ухода, Теда продолжает использовать оскорбительные термины, такие как «слепые», «глупые» и «неразумные», а также другие термины, которые унижают. Термин «Камаджа» является неправильным произношением Камайи, и Теда неохотно пытается саботировать репутацию федерации кланов Тубу Гурана Камайя, так как история Камайи была изготовлена ​​французски и широкая публика.

Лингвистический анализ показывает, что термин «камаджа» не существует ни на языках Дазаги, ни на тедагах. Термины тона, а именно «камаджа» для мужского множественного числа и как общего и «камаджи» для мужского единственного числа, используются в качестве общих фраз. Стоит отметить, что эти термины не имеют смысла. Одиночная форма женского термина, «Камаджедо» или «Камаджеро», может рассматриваться как неправдоподобная и без согласованности, в то время как множественная форма женского термина, «Камаджеда», имеет исключительно своеобразное и иррациональное качество. Эти термины лишены какого -либо заметного значения. Рассматриваемое неверное произведение может быть связано с проблемами, с которыми сталкиваются французские колонисты, пытаясь сформулировать фонему, представленную буквой «y» в алфавите. В качестве замены они часто прибегали к применению фонетических звуков «DJ» или «J». Более того, исследователи, которые посетили Борку до французской колонизации, внесли свой вклад в неверное толкование различных выражений, о чем свидетельствуют работы Густава Нихтигала. Эти неточности включают в себя название клана Йира как Джира, клан Йеноа как Дженоа, Оазис Инь как Джина, Ярда Оазис как Джарда, Файя Оазис как Фаджа, община бидайт, как бидадже, и Голи Деску как Иезукоу (черный змея), еще много других небрежности. Эти надзор и неправильное толкование примечательны в литературе по разведке. Термин «камаджа» стал несколько укоренившимся определенным уровнем постоянства, но теряет свою актуальность этнической группы Камая из-за отсутствия самоидентификации, и важно отметить, что этот термин был введен и распространяется европейцами, и там вера в то, что он неточно неверно процитировал, неправильно истолковал и исказил звук «y» на «DJ» или «J» в именах различных кланов, племен, сообществ, сельских районов, организмов и многочисленных других сущностей во всей территории Чад.

На другом конце спектра номенклатура Камайи имеет значение, ценность и историческое происхождение, основанное на выражении «Кама-дро-Юде». Это выражение относится к жителям оазиса Файи в акценте Канем Дазаги, где «Кама» описывает долину, «Dro» подразумевает интерьер, а «иде» обозначает пассажира. В этом контексте «Yé» указывает на акт жилья, в то время как «dé» является индикатором единственной формы. Таким образом, выражение «кама-дро-дю» может быть истолковано как «человека, который обитает в долине» Палм-рощи, расположенной в Оазисе Фая. Древнее обозначение для кланов Камайи было «Камаяда», с «ya», обозначающим жилье и «да», указывающее на множественность. И наоборот, «Kamayédé» - это единственное и подлинное существительное, используемое для обозначения пассажира долины Оазис Фая Палм -Гроув, поскольку суффикс «dé» добавляется к одиночной форме «yé». Таким образом, обозначение «Камайя» относится к местным жителям долины, расположенной в Палм -роще Файи Оазис. В Дазаге сообщество называется «кама-янга», что означает кантон Камайя и вместе с суффиксом «GA» подразумевает диалект, на котором говорится Дазагада. В рассматриваемом лингвистическом контексте граждане вышеупомянутого кантона упоминаются как «камай» в единственной форме для мужчин, в то время как единственная форма для женщин может быть либо «камайдо», либо «камайро», с вокализацией суффикса различаются по конкретным регионам и акцентам отдельных лиц, от «DO» до «ro». Форма во множественном числе существительной «женщины» может быть выражена как «камайда» или «камайра», тогда как форма множественного числа для мужчин и как общая ссылка - «Камайя». [ 46 ]

Теда, в частности, запрещает брак между двоюродными братьями, до 9 поколений, не связанной с традицией, преобладающей со многими мусульманскими этническими группами в Африке, однако, Даза Канем, Бахр Эль-Газаль и некоторые кланы Боркоу и Эннедеди вступают в брак близких двоюродных братьев. Поскольку в Коране это не запрещено, они также сомневаются в происхождении отдельных лиц и ошибке. [ 47 ] Человек может жениться и иметь несколько жен в соответствии с исламскими принципами, однако эта практика несколько распространена в обществе Тоубу. [ 7 ]

Право собственности на землю, животных и ресурсов принимает несколько форм. [ 31 ] В рамках оазиса или зоны, принадлежащей к конкретному клану, земле, деревьям (обычно даты), а в соседних скважинах могут быть разные владельцы. [ 31 ] Права каждой семьи на использование конкретных участков земли признается другими членами клана. [ 31 ] Семьи также могут иметь привилегированный доступ к определенным скважинам и право на часть урожая с полей, орошаемых их водой. [ 31 ] В контексте клана и семьи люди также могут иметь личные претензии на пальмы и животных. [ 31 ]

Современные условия

[ редактировать ]
Toubou (Gorane) Samel Show
Toubou (Gorane) Всадник верблюда на плато Энни, Чад
Флаг людей, используемых в Чаде

Большая часть политического класса Чада взята из Дазаги. Во время первой гражданской войны в Чадии (1966–1979), Дерде пришел, чтобы занять более важную позицию. [ 31 ] В 1965 году правительство Чадиана приняло прямую власть над горами Тибести , отправив военный гарнизон и администраторы в Бардаи , столицу подпрофектуры Тибести. [ 31 ] В течение года злоупотребления властью вызвали значительную оппозицию среди Тоубу. [ 31 ] Дерде Бэйда , Уэддеи Кичидеми , признал, но мало уважаемых до того времени, протестовал против излишеств, вливался в изгнание в Ливии , и при поддержке студентов Тубу в Исламском университете стал символом оппозиции правительству Чадиана. [ 31 ] Эта роль усилила положение Derde из племени Тумагра Тубу. [ 31 ] [ 48 ]

После 1967 года Дерде надеялся сплотить Тобу на национальный фронт освобождения Чада (Фролинт). [ 31 ] моральная власть Вскоре после этого стала военной властью, когда его сын, Гукуни Уэддей , стал одним из лидеров Второй освободительной армии Фролината. [ 31 ] Гукони должен был стать национальной фигурой; Он сыграл важную роль в битвах с Н'Джаменом в 1979 и 1980 годах и некоторое время служил главой государства. [ 31 ] Другой северян, Хиссен Хабре из Дазагра, заменил Гукуни из Теды в 1982 году и в конечном итоге потерял власть за Загаву Идрисс Дэби через 8 лет. [ 49 ]

Ситуация в Ливии в мае 2016 года
Флаг Тубу -фронта для спасения Ливии

Меньшинство Тубу в Ливии перенесло то, что было описано как «массовая дискриминация» [ 50 ] как под руководством Муаммара Каддафи , так и после гражданской войны в Ливии . [ 29 ]

В отчете, опубликованном УВКБ ООН , Общество угрожаемых народов (STP) сообщило о «масштабной дискриминации» против меньшинства Тубу, которое проживает в юго -восточном углу страны вокруг города Оазис Куфра . В декабре 2007 года правительство Каддафи ликвидировало ливийцев своего гражданства, утверждая, что они были не ливийцами, а скорее хадианцами. Кроме того, местные органы власти лишали людей в доступе Тубу к образованию и здравоохранению. В ответ вооруженная группа под названием Toubou Front для спасения Ливии (TFSL) устроила восстание в ноябре 2008 года, которое длилось пять дней и унесла 33 жизни, прежде чем их сокрушили силы государственной безопасности. Несмотря на сопротивление и общественное осуждение, режим Каддафи продолжил преследование меньшинства Тубу в Ливии. Начиная с ноября 2009 года, правительство начало программу принудительного выселения и сноса домов Тубу, что сделало много бездомных. Несколько десятков, которые протестовали против разрушения, были арестованы, и семьи, которые отказались покинуть свои дома, были избиты. [ 50 ]

В Ливийской гражданской войне повстанцев племени Тоубу в Ливии встали на сторону сил анти-гаддафи и участвовали в кампании Фезца против сил, лояльных Муаммару Каддафи , кратко захватив город Катран [ 51 ] и утверждать, что запечатлел Мурзука за движение повстанцев через месяц. [ 52 ]

В марте 2012 года кровавые столкновения между Тубу и арабскими племенами разразились в южном городе Сабха, Ливия . В ответ Исса Абдель Маджид Мансур, лидер племени Тубу в Ливии, угрожала сепаратистской ставке, осуждая то, что он считал «этническим чистком» против Тубу и объявив «мы объявляем о реактивации туабу Тубу народ из этнической чистки ". TFSL была оппозиционной группой, активной на беспорядках 2007–2008 гг., Которые «безжалостно преследуются» правительством Каддафи. [ 53 ] [ 54 ]

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а беременный "Чад" . Получено 18 сентября 2023 года .
  2. ^ "Нигер" . Получено 18 сентября 2023 года .
  3. ^ «Морский мир 2021: Ливия - Iwgia - Международная рабочая группа по делам коренных народов» . iwgia.org . 21 апреля 2021 года . Получено 26 октября 2022 года .
  4. ^ Шуп, Джон А. (31 октября 2011 г.). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: энциклопедия . ABC-Clio. п. 284. ISBN  978-1-59884-362-0 .
  5. ^ Дазага: язык Чада , Этнолог
  6. ^ Jump up to: а беременный Тедага: язык Чада , Этнолог
  7. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Teda People , Encyclopædia Britannica
  8. ^ МакМайкл, Гарольд: История арабов в Судане и некоторые из рассказов о людях, которые предшествовали им, и о племенах, населяющих Дарфур . 1922.
  9. ^ «Важные факты о горах Тибести» . Worldatlas . 13 февраля 2018 года . Получено 26 октября 2022 года .
  10. ^ Копсон, Рэймонд В. (1 января 1994 г.). Африканские войны и перспективы мира . Я Шарп. ISBN  9781563243004 .
  11. ^ Международная энциклопедия лингвистики . Издательство Оксфордского университета. 1 января 2003 г. ISBN  9780195139778 .
  12. ^ Олсон, Джеймс Стюарт (1996). Народы Африки: этноисторический словарь . Greenwood Publishing. ISBN  978-0313279188 .
  13. ^ Первая энциклопедия Ислама: 1913-1936 . Брилль 1993. с. 818. ISBN  978-9004097964 .
  14. ^ Молодой, Том (1 января 2003 г.). Чтения в африканской политике . Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0253216465 .
  15. ^ Брэхет, Жюльен; Шил, Джудит (2019). Значение беспорядка: автономия, процветание и грабежа в Чадианской Сахаре . Кембридж: издательство Кембриджского университета. п. 10. doi : 10.1017/9781108566315 . ISBN  9781108566315 Полем S2CID   181557618 .
  16. ^ Кэтрин Бароин (1997). ТУБУ: Теда и Дазагра (Кара / Анаказа / Даза) . Розенская издательская группа. Стр. 9-10. ISBN  978-0-8239-2000-6 .
  17. ^ Jump up to: а беременный Гертель, профессор д -р Йорг; Херон, профессор Ричард Ле (28 ноября 2012 г.). Экономические пространства пастырских производственных и товарных систем: рынки и средства к существованию . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN  9781409490364 .
  18. ^ Цвейг, Пол (1 января 1976 г.). Три путешествия: автология . Основные книги. ISBN  9780465086108 .
  19. ^ Jump up to: а беременный Смит, Эндрю Браун (2005). Африканские пастухи: появление пастырских традиций . Роуман Альтамира. С. 127–129. ISBN  978-0759107489 .
  20. ^ Кирван, LP (1934). «Христианство и ḳura'án» . Журнал египетской археологии . 20 (3/4): 201–203. doi : 10.2307/3854742 . ISSN   0307-5133 . JSTOR   3854742 .
  21. ^ МакМайкл, Гарольд Альфред (1912). Племена северного и центрального Кордофана . Робартс - Университет Торонто. Кембридж: Университетская издательство.
  22. ^ Jump up to: а беременный JD Fage; Роланд Оливер (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. С. 287 –289. ISBN  978-0-521-20981-6 .
  23. ^ Jump up to: а беременный в Хабер, Марк; Mezzavilla, Massimo; Бергстрем, Андерс; Прадо-Мартинес, Хавьер; Hallast, Pille; Саиф-Али, Эр-Рияд; Аль-Хабори, Молхэм; Дедузис, Джордж; Zeggini, Elephthera; Блю-Смит, Джейсон; Уэллс, Р. Спринг; Сюэ, попробуй; Zalloua, Pierre A.; Тайлер-Смит, Крис (декабрь 2016 г.). «Генетическое разнообразие Чада раскрывает африканскую историю, отмеченную множественными голоценовыми миграциями евразана » Американский журнал генетики человека 99 (6): 1316–1 Doi : 10.1016/ j.ajhg.2016.10.0  5142112PMC  27889059PMID  38169172S2CID
  24. ^ Марк, Хабер (2016). «Генетическое разнообразие Чада раскрывает африканскую историю, отмеченную множественными голоценовыми евразийскими миграциями (дополнительная информация)» . Американский журнал человеческой генетики . 99 (6): 1316–1324. doi : 10.1016/j.ajhg.2016.10.012 . PMC   5142112 . PMID   27889059 . Мы также находим евразийскую гаплогруппу T в Тубу, причем у Тубу высокая частота (31%) их изучаемых мужчин, принадлежащих к этой гаплогруппе… случаи этой гаплогруппы в исследуемых древних популяциях находятся в популяции линейного бандкерамика (LBK), которые мы обнаружили Самая значительная ссылка для Евразийского происхождения в Тубу.
  25. ^ Лоренте-Гальдос, Белен; Лао, Оскар; Серра-Вивиал, Джерард; Сантпер, Габриэль; Кудерна, Лукас Ф.К.; Арауна, Лара Р.; Фадхлау-Зид, Карима; Pimenoff, Ville N.; Soodyalll, ученый; Zalloua, Pierre; Marques-Bonet, Tomas; Комы, Дэвид (26 апреля 2019 г.). «Анализ последовательностей всего генома панафриканского набора образцов выявляет архаичный поток генов из вымершей базальной популяции современных людей в популяции к югу от Сахары » генома Биология 20 (1): 77. doi : 10.1186/ s13059-019-1684-5 ISSN   1474-760x  6485163PMC  31023378PMID
  26. ^ Бароин, Кэтрин (1987). " PDF . Этнос 52 (1–2): 137–1 doi : 10.1080/0014184.1987 .
  27. ^ Брэхет, Жюльен; Шил, Джудит (2019). Значение беспорядка: автономия, процветание и грабежа в Чадианской Сахаре . Кембридж: издательство Кембриджского университета. С. 191–196. doi : 10.1017/9781108566315 . ISBN  9781108566315 Полем S2CID   181557618 .
  28. ^ Лавджой, Пол Э. (1986). Соль пустынного солнца: история производства соли и торговли в Центральном Судане . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-30182-4 . [ страница необходима ]
  29. ^ Jump up to: а беременный Коул, Питер; МакКинн, Брайан (2015). Ливийская революция и ее последствия . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-021096-0 . [ страница необходима ]
  30. ^ Сердце, гл. «Черные кочевники Сахары Джин Чапель» [Черные кочевники Сахары от Жана Чапелла] (PDF) . Анналы географии (по -французски). 69 (376): 632–635. Doi : 10.3406/geo.1960.14782 . JSTOR   23445165 .
  31. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Т в v Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе . Чад: страновое исследование . Федеральное исследовательское отделение . 1988. Тубу и Даза: кочевники Сахары.
  32. ^ Часовня, Джин (1982). Черные кочевники Сахары: Тубоус (на французском языке). Издания L'harmattan. ISBN  9782858022212 .
  33. ^ Бароин, Кэтрин (1985). Анархия и социальная сплоченность среди Тоубу: Даза Кесерда (Нигер) (по -французски). Издания MSH. ISBN  978-0521304764 .
  34. ^ Шил, Джудит (март 2015 г.). «Ценности« анархии »: моральная автономия среди спикеров тубу в северном Чаде». Журнал Королевского антропологического института . 21 (1): 32–48. doi : 10.1111/1467-9655.12141 .
  35. ^ Buijtenhuijs, Robert (2001). «Чадианские тубу: современные кочевники, которые покорили государство». Африка . 71 (1): 149–161. doi : 10.3366/afr.2001.71.1.149 . S2CID   145784989 .
  36. ^ Права, Африканская комиссия по людям и народам (2009). Отчет рабочей группы Африканской комиссии по аборигенам/сообществам: Миссия в Республике Нигер 14–24 февраля 2006 г. (на французском языке). Iwgia. ISBN  978-8791563485 .
  37. ^ Часовня, Джин (1982). Черные кочевники Сахары: Тубоус (на французском языке). Издания L'harmattan. стр. 7–8, 343–344. ISBN  978-2858022212 .
  38. ^ Jump up to: а беременный Кэбот, Джин (1965). «Три работы по популяциям севера Чада Джин Чапель, Энни Лебьюф и Альберт Ле Руврер» [Три книги о популяциях северного Чада Джин Чапель, Энни Лебьюф и Альберт Ле Руврер] (PDF) . Анналы географии (по -французски). 74 (401): 104–107. Doi : 10.3406/geo.1965.16791 . JSTOR   23446423 .
  39. ^ Jump up to: а беременный Эндрю Б. Смит (2005). Африканские пастухи: появление пастырских традиций . Роуман Альтамира. стр. 135, 142. ISBN  978-0-7591-1502-6 Полем Цитата: «Как туарег, у тубов есть четкая иерархия, с тремя отдельными уровнями: Теда/Даза, Аза -ремесленники и рабы. (...) [там] кузнецы были отделены от большего населения и рассматривались как презренные. (...) Ни одна Теда/Даза не подумала бы о том, чтобы жениться на кузнецах. Они отдельно, вступая в брак только между собой ».
  40. ^ Жан-Пьер Оливье де Сардан; Махамам Тиджани Алу (2009). Местные державы в Нигере . Париж: издание Картала. стр. 280–281. ISBN  978-2-8111-0306-4 .
  41. ^ Ха МакМайкл (1988). История арабов в Судане . Издательство Кембриджского университета. С. 89–90 с сносками.
  42. ^ Jump up to: а беременный Пол Э. Лавджой (1986). Соль пустынного солнца: история производства соли и торговли в Центральном Судане . Издательство Кембриджского университета. С. 147, 272–273. ISBN  978-0-521-30182-4 .
  43. ^ Кэтрин Бароин (1985). Анархия и социальная сплоченность среди Тоубу: Даза Кесерда (Нигер) . Издания MSH. стр. 187–188. ISBN  978-0-521-30476-4 .
  44. ^ Уильям Фроули (2003). Международная энциклопедия лингвистики: aave-esperanto. Тол. 1 (2 -е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 492. ISBN  978-0-19-513977-8 .
  45. ^ Дэвид Дж. Филлипс (2001). Народы в движении: представление кочевников мира . Библиотека Уильяма Кэри. с. 178–180, 193. ISBN  978-0-87808-352-7 .
  46. ^ Пол Э. Лавджой (1986). Соль пустынного солнца: история производства соли и торговли в Центральном Судане . Издательство Кембриджского университета. С. 141–147, 274–275. ISBN  978-0-521-30182-4 .
  47. ^ Брэхет, Жюльен; Шил, Джудит (2019). Значение беспорядка: автономия, процветание и грабежа в Чадианской Сахаре . Кембридж: издательство Кембриджского университета. п. 36. doi : 10.1017/9781108566315 . ISBN  9781108566315 Полем S2CID   181557618 .
  48. ^ Олимпио, Франциско Кофи Ньяксо (2013). Неопанабриизм иностранные полномочия и не государственные субъекты Liter Verlag Münster. ISBN  978-3-643-90422-5 . [ страница необходима ]
  49. ^ Брэхет, Жюльен; Шил, Джудит (2019). Значение беспорядка: автономия, процветание и грабежа в Чадианской Сахаре . Кембридж: издательство Кембриджского университета. doi : 10.1017/9781108566315 . ISBN  978-1-108-56631-5 Полем S2CID   181557618 .
  50. ^ Jump up to: а беременный «Резюме, подготовленное Управлением Верховного комиссара по правам человека в соответствии с пунктом 15 (c) Приложения к Резолюции Совета по правам человека 5/1: ливийская арабская Джамахирия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2021 года . Получено 27 августа 2011 года .
  51. ^ «Повстанцы Ливии сообщают о потере Qatrun» . Газета Daily Star - Ливан . Архивировано с оригинала 22 января 2013 года . Получено 21 ноября 2014 года .
  52. ^ «Ливия: повстанцы Тоубу участвуют в битве против Каддафи» . Архивировано с оригинала 7 ноября 2014 года . Получено 21 ноября 2014 года .
  53. ^ «Лидер племени Тубу в Ливии поднимает сепаратистскую ставку» . Архивировано из оригинала 15 августа 2013 года . Получено 21 ноября 2014 года .
  54. ^ Хабер, Марк; Mezzavilla, Massimo; Бергстрем, Андерс; Прадо-Мартинес, Хавьер; Hallast, Pille; Саиф-Али, Эр-Рияд; Аль-Хабори, Молхэм; Дедузис, Джордж; Zeggini, Elephthera; Блю-Смит, Джейсон; Уэллс, Р. Спринг; Сюэ, попробуй; Zalloua, Pierre A.; Тайлер-Смит, Крис (декабрь 2016 г.). «Генетическое разнообразие Чада раскрывает африканскую историю, отмеченную множественными голоценовыми миграциями евразана » Американский журнал генетики человека 99 (6): 1316–1 Doi : 10.1016/ j.ajhg.2016.10.0  5142112PMC  27889059PMID
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e782ec33f0ef2b9b82b6f23e1ecb899d__1725295860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/9d/e782ec33f0ef2b9b82b6f23e1ecb899d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Toubou people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)