Тубу народ
![]() Тубу мужчины в традиционном снаряжении | |
Общая численность населения | |
---|---|
в 1 225,933 [ 1 ] | |
Регионы со значительным населением | |
![]() | 1,074,343 [ 1 ] |
![]() | 101,590 [ 2 ] |
![]() | 50,000 [ 3 ] –85,000 [ 4 ] |
Языки | |
Тебус ( Даза , Теда ) [ 5 ] [ 6 ] Арабский ( чадиский арабский , ливийский арабский ) | |
Религия | |
Ислам ( суннит ) [ 7 ] | |
Связанные этнические группы | |
Канембу , Карури , Загла |
Toubou , что означает или Tubu (от старого тебу «рок -людей» [ 8 ] ) являются этнической группой, родной в горах Тибести [ 9 ] Это живет в центральной части Сахары в северном Чаде , Южной Ливии , северо -восточном Нигере и северо -западе Судана . Они живут либо как пастухи и кочевники , либо как фермеры возле оазисов . Их общество основано на клане, каждый клан имеет определенные оазисы, пастбища и скважины. [ 10 ]
Тубу, как правило, делятся на две близкородственные группы: Теда (или Туда, Теда, Тода, Тира) и Даза (или Дэззага, Дазагара, Дазагада). Считается, что они разделяют общее происхождение и говорят на языках тебу , которые взяты из сахарской филиала Нило-Сахаран . семьи [ 11 ] Тебу разделен дальше на два тесно связанных языка, называемые Тедага (Тдеда Тоубу) и Дазага (Дазага Гуран). Из двух групп, Даза, найденная на юге Теды, более многочисленны. [ 12 ]
Люди Тубид, Табу, Тебу, Тбу, Тибу, Тибу, Тубага, Тубага, Тубага, Туба, Туба или Горан или Петиция Евангелия. [ 6 ] [ 7 ] Даза иногда называют Гураном (или Гораном, Гораном, Гураном), арабским экзонием. [ 13 ] Многие из лидеров Чада имеют ноги Тубу (Гурран), президент склонности Гудкоуни Уддей и Хизин Хабре . [ 14 ]
Распределение
[ редактировать ]Народ Тубу исторически жил в северном Чаде, северо -восточном Нигере и Южной Ливии. [ 15 ] Иногда их называли «черными кочевниками Сахары». [ 16 ] Они распределены по большой территории в центральной части Сахары, а также на северо-центральном Сахеле . Они особенно найдены к северу от гор Тибести , которые в старом тебу означает «Скалистые горы». Первый слог «TU» относится к горам Тибести, известным туземцам (TUDA), а второй слог «BO» относится к крови на языке калембу; Таким образом, люди из региона Тибести называются Тубу ». Их имя происходит от этого. [ 17 ]
Теды встречаются в основном в регионах Сахары вокруг границ юго -восточной Ливии, северо -восточного Нигера и северного Чада . Они считают себя воином. Даза живет в отношении региона Сахеля и распространяется по большей части северо-центрального Чада. Даза состоят из многочисленных кланов. Некоторые крупные племена, кланы, общества Дазы, или Гуран , включают Алала, Анаказа , Хорага, Дазза, Джагада, Догорда, Донза, Гада, Камайя, Кара, Кетчерда, Кокорда, Мурдия, Нара, Йира и многие другие Полем Даза охватывает северные регионы Чада, такие как Бурко , плато Энни , Северное Канем, Бахр -эль -Газель на юге, а также горы Тибести и соседние страны. В Омдурмане, Судане и несколько тысяч тысяч, работающих в Джидде, Саудовская Аравия , есть сообщество диаспоры в нескольких тысячах Дазы, живущих в Омдурмане , Судане и пара тысяч, работающих в Джидде , Саудовская Аравия . [ Цитация необходима ]
История
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к этому . ( Ноябрь 2016 ) |

Древняя история народа Тоубу неясна. Они могут быть связаны с «Эфиопами», упомянутым Геродотом в 430 году до нашей эры, как людей, которых охотится на Гарамантеса , но это спекулятивно, как утверждает Жан Чапель. [ 18 ] [ 19 ] Кроме того, такие ученые, как Лоуренс П. Кирван, подчеркивают, что Гараманты и Тубу, кажется, занимают те же земли. Который простирается от Феззана (Фазания) на юге, как Нубия. Дальнейшие доказательства дают Гарольд МакМайкл , что пустыня Баюда все еще была известна как пустыня Горана; Имя, как показал МакМайкл, связанный с сегодняшним кураном сегодня. Это подтверждает, что сегодня куран (Горан) занимает большую часть той же территории, что и когда -то Гараманты. [ 20 ] [ 21 ]
В исламской литературе самое раннее упоминание как народ Тоубу, возможно, заключается в том, что наряду с народом Загава в тексте арабского ученого Ибн Кутайба . [ 19 ] [ 22 ] 9-й век Аль-Кхваризми упоминает о народе Дазы (Южная Теда). [ 22 ] [ 23 ]
В экспансивную эпоху торговли Транс-Сахара , тубов, населенные Тубу, которые часто использовались торговыми караванами, в частности вдоль маршрутов Оазиса Куфра . Неизвестно, был ли Тубу, названный караванами.
Генетика
[ редактировать ]Согласно исследованию, опубликованному в Американском журнале генетики человека (Haber et al. 2016), в котором изучались гаплогруппы Y-DNA человек Toubou, гаплогруппы, связанные с отцовски полученных от 75 из образцов , -V88), 31% для T1a и 1% для J1 . Североафриканский ассоциированный гаплогрупп E-M78 присутствовал по уровню 28%, а E-M81 появился со скоростью 5%. [ 23 ] Исследование также показало, что 20–30% аутосомной ДНК Тубу было евразийским происхождением, а их африканский родовой компонент был лучше всего представлен населением, говорящим на Лале. Наиболее вероятным источником этой евразийской ДНК, согласно анализу, были центральные европейские неолитические фермеры ( культура Linearbandkeramik ). [ 24 ] Другие этнические группы в Чаде , такие как народ Сары и спикеры Лаала, имели значительно снизу евразийскую приместию, составляют всего 0,3–2% (Сара) и 1,25–4,5% (LAAL). [ 23 ]
В 2019 году Borente-Galdos с использованием анализа цельного генома обнаружил, что в двух северо-восточных образцах к югу от Сахары это западное евразийское происхождение в их выборке Тубу составляло 31,4%, и это было 14,9% для восточноафриканской банту. Тубу также поддерживал аналогичное генетическое расстояние до других образцов к югу от Сахары, но также был генетически близок к североафриканским и неафриканским образцам. Евразийский компонент у североафриканских лиц присутствовал с высоким уровнем 84,9% для сахарави и 76,0% для ливийцев. Северные выборки были ближе к евразийскому населению, чем к странам к югу от Сахары, что подразумевает, что пустыня Сахара могла представлять основной барьер в Африке. Напротив, три группы Khoisan представили значительно небольшие пропорции евразийского компонента (3,83–4,11%). [ 25 ]
Общество
[ редактировать ]


Средства к существованию
[ редактировать ]Жизнь Тубу сосредоточена на повышении и опасении своего скота или на сельском хозяйстве разбросанных оазисов , где они выращивают даты , зерно и бобовые . Их стада включают в себя дромедары , козы, крупный рогатый скот, ослы и овец. [ 7 ] Живопись является основной частью их богатства и торговли. [ 17 ] Живопись также используется как часть оплаты приданого во время брака, в которой семья жениха соглашается заплатить семье невесты в обмен на невесту, [ 7 ] Или это дается родным невесты, чтобы предоставить молодой паре экономические ресурсы, чтобы начать семью. [ 26 ]
В некоторых местах Toubou также добывает соль и натрон , [ 27 ] Солеподобное вещество, которое необходимо почти во всех компонентах жизни Тубу из медицины, как смесь в жевании табака, сохранения, загара, производства мыла, текстиля и скота. [ 28 ] Показатели грамотности среди тубов довольно низкие. [ 29 ]
Клан
[ редактировать ]Многие люди Тубу все еще следят за полу-номадическим пасторалистским образом жизни. Те, кто предпочитает урегулированную жизнь, обычно живут в ладони, прямоугольных или цилиндрических грязевых домах. [ 7 ] Тубу патрилинейный, с старшим мужчиной, возглавляющим линию. Второй порядок родства Тубу - клан . [ 30 ]
По словам Жана Чапелле, колониального офицера истории, специализирующегося на хадианских этнических группах (хотя его книга в Боркоу вызвала значительную степень правонарушений), система кланов развивалась по необходимости. Котовая жизнь означает разбросанность по всему региону; Следовательно, принадлежность к клану означает, что человек, вероятно, найдет гостеприимного клана в большинстве поселений или лагерей любого размера. [ 31 ]
Вторым фактором является поддержание связей с матерским кланом. [ 31 ] Хотя клан матери не занимает центральное место для родительского клана, он обеспечивает связи. [ 31 ] Третий фактор - защитные отношения в первичной резиденции. [ 32 ] [ 33 ]
Несмотря на общее лингвистическое наследие, лишь немногие учреждения среди Тоубу генерируют более широкое чувство идентичности, чем клан. [ 31 ] Региональные подразделения существуют, однако. [ 31 ] В течение колониального периода (и после обретения независимости в 1960 году) администрации чадинов дали законность и легитимность на этих региональных группировках, разделяя регионы Теды и Дазы на соответствующие территориальные единицы, называемые кантонами и назначающими вождей для их управления. [ 31 ]
Юридические обычаи Toubou, как правило, основаны на исламском праве, который позволяет реституции и мести. [ 34 ] Убийство, например, урегулируется непосредственно между семьями жертвы и убийцей. [ 31 ] Toubou Honor требует, чтобы кто -то из семьи жертвы пытался убить убийцу или родственника; Такие усилия в конечном итоге заканчиваются переговорами по урегулированию вопроса. [ 31 ]
Примирение следует за выплатой Гороги (исламского принципа диея ) или кровавых денег . [ 31 ] [ 35 ] Среди клана Тумагры народа Теды в регионе Тибести существует Дерде (духовный глава), который признан судьей клана и арбитражает конфликт и санкции. [ 36 ]
Социальная стратификация
[ редактировать ]
Народ Тубу, заявляет Джин Чапель, был социально стратифицирован встроенной кастовой системой. [ 37 ] [ 38 ] Три слоя состояли из свободных людей с правом на собственность, ремесленные касты и рабов. [ 39 ] [ 40 ]
Эндогамная каста аззы (или аза ) среди тубов имеет ремесленные занятия, такие как металлические работы, кожа Тубу, очень похожий на касту Хадахид в юго -восточном Чаде среди народа Загла . [ 41 ] [ 42 ] По словам Пола Лавджоя - профессора истории африканской истории, записи 19 -го века показывают, что эти отдельные касты Тубу следовали тем же обычавым и традициям, что и остальная часть Тубу, но они были независимыми в своей политике и убеждениях, так же, как и ремесленные касты, найденные Во многих этнических группах западного Чада, таких как Канембу , Йедина , Араб, Кури и Данава. [ 42 ]
Брак между членом Azza и членом из разных слоев народа Тубу был культурно неприемлемым. [ 39 ] [ 43 ] Азза-это люди, говорящие на Дазага, которые появились из Дазагары. Большинство Теды говорят и понимают Дазагу, однако, Дазагада не всегда ясно понимает Тедагу. Дазага является наиболее часто используемым языком в ставке всех его жителей. [ 44 ]
Самыми низкими социальными слоями были рабы ( Агара ). [ 38 ] [ 45 ] Рабы вошли в общества Тубу Теды и Даза из рейдов и войны на другие этнические группы на землях на их юг. Все рабы были собственностью их мастеров, их каста была эндогамной, и их статус был унаследован рождением.
В 1953 году Аль-Хадж Келлеи Чахами, высоко уважаемый привилегированный вождь Камайского кантона, соглашение с французскими колонизаторами, освобождено от эмансипации всех рабов и подавляло использование пленников в регионе Борки, в то время как рабы , например, Тибести и Эннеди, обнаружили освободительный центр, расположенный в Борко. Некоторые из этих рабов сбежали и искали убежище в Боркоу под защитой кантона Камайи, и впоследствии они были освобождены уважаемым вождем Аль-Хадж Келли Чахами, который предоставил им землю, которая позволила им устроиться, и этот район был упомянут как «Ниагаранга» в Дазаге, что буквально переводится как «страна рабов» в городе Файя-Ларго. Тем не менее, муниципалитет Борку решил перекрасить его как «Quartier Huit» (восьмой квартал) в качестве эвфемистического выражения. После отмены рабства в 1953 году вождь Келли Чахами признал потомков бывших пленников в кантон, где они были признаны полными членами и могут свободно перемещаться, и таким образом была установлена последняя часть кантона Камая. Не только пленники были привязаны к кантону Камайи, но и со всеми иностранцами, которые проживали Файю, в том числе Fezzanais (ливийские беженцы, которые бежали от итальянской жестокости в 1929 году до прогресса итальянских колонизаторов в южную Ливию, регион Феззэн), из Оудана из Регион Уоддай, проститутки, кузнецы и т. Д. Также были прикреплены к кантону Камая. Все эти проблемы были переданы колонизаторам через кантон Камайя.
Потомки свободных рабов, которые находились в регионе Тибести в течение многих лет, приближаются к своим бывшим мастерам, спрашивая об их прошлом. В ответ Теда, намеренно утверждает свою личность как «камаджу» своим освобожденным пленникам, которые задаются вопросом о значении этого обозначения. Теда отвечает, что они знают, что люди освобожденных пленников заставили их принять это название. Однако, как только потомки свободных рабов придерживаются этой веры и ухода, Теда продолжает использовать оскорбительные термины, такие как «слепые», «глупые» и «неразумные», а также другие термины, которые унижают. Термин «Камаджа» является неправильным произношением Камайи, и Теда неохотно пытается саботировать репутацию федерации кланов Тубу Гурана Камайя, так как история Камайи была изготовлена французски и широкая публика.
Лингвистический анализ показывает, что термин «камаджа» не существует ни на языках Дазаги, ни на тедагах. Термины тона, а именно «камаджа» для мужского множественного числа и как общего и «камаджи» для мужского единственного числа, используются в качестве общих фраз. Стоит отметить, что эти термины не имеют смысла. Одиночная форма женского термина, «Камаджедо» или «Камаджеро», может рассматриваться как неправдоподобная и без согласованности, в то время как множественная форма женского термина, «Камаджеда», имеет исключительно своеобразное и иррациональное качество. Эти термины лишены какого -либо заметного значения. Рассматриваемое неверное произведение может быть связано с проблемами, с которыми сталкиваются французские колонисты, пытаясь сформулировать фонему, представленную буквой «y» в алфавите. В качестве замены они часто прибегали к применению фонетических звуков «DJ» или «J». Более того, исследователи, которые посетили Борку до французской колонизации, внесли свой вклад в неверное толкование различных выражений, о чем свидетельствуют работы Густава Нихтигала. Эти неточности включают в себя название клана Йира как Джира, клан Йеноа как Дженоа, Оазис Инь как Джина, Ярда Оазис как Джарда, Файя Оазис как Фаджа, община бидайт, как бидадже, и Голи Деску как Иезукоу (черный змея), еще много других небрежности. Эти надзор и неправильное толкование примечательны в литературе по разведке. Термин «камаджа» стал несколько укоренившимся определенным уровнем постоянства, но теряет свою актуальность этнической группы Камая из-за отсутствия самоидентификации, и важно отметить, что этот термин был введен и распространяется европейцами, и там вера в то, что он неточно неверно процитировал, неправильно истолковал и исказил звук «y» на «DJ» или «J» в именах различных кланов, племен, сообществ, сельских районов, организмов и многочисленных других сущностей во всей территории Чад.
На другом конце спектра номенклатура Камайи имеет значение, ценность и историческое происхождение, основанное на выражении «Кама-дро-Юде». Это выражение относится к жителям оазиса Файи в акценте Канем Дазаги, где «Кама» описывает долину, «Dro» подразумевает интерьер, а «иде» обозначает пассажира. В этом контексте «Yé» указывает на акт жилья, в то время как «dé» является индикатором единственной формы. Таким образом, выражение «кама-дро-дю» может быть истолковано как «человека, который обитает в долине» Палм-рощи, расположенной в Оазисе Фая. Древнее обозначение для кланов Камайи было «Камаяда», с «ya», обозначающим жилье и «да», указывающее на множественность. И наоборот, «Kamayédé» - это единственное и подлинное существительное, используемое для обозначения пассажира долины Оазис Фая Палм -Гроув, поскольку суффикс «dé» добавляется к одиночной форме «yé». Таким образом, обозначение «Камайя» относится к местным жителям долины, расположенной в Палм -роще Файи Оазис. В Дазаге сообщество называется «кама-янга», что означает кантон Камайя и вместе с суффиксом «GA» подразумевает диалект, на котором говорится Дазагада. В рассматриваемом лингвистическом контексте граждане вышеупомянутого кантона упоминаются как «камай» в единственной форме для мужчин, в то время как единственная форма для женщин может быть либо «камайдо», либо «камайро», с вокализацией суффикса различаются по конкретным регионам и акцентам отдельных лиц, от «DO» до «ro». Форма во множественном числе существительной «женщины» может быть выражена как «камайда» или «камайра», тогда как форма множественного числа для мужчин и как общая ссылка - «Камайя». [ 46 ]
Свадьба
[ редактировать ]Теда, в частности, запрещает брак между двоюродными братьями, до 9 поколений, не связанной с традицией, преобладающей со многими мусульманскими этническими группами в Африке, однако, Даза Канем, Бахр Эль-Газаль и некоторые кланы Боркоу и Эннедеди вступают в брак близких двоюродных братьев. Поскольку в Коране это не запрещено, они также сомневаются в происхождении отдельных лиц и ошибке. [ 47 ] Человек может жениться и иметь несколько жен в соответствии с исламскими принципами, однако эта практика несколько распространена в обществе Тоубу. [ 7 ]
Право собственности на землю, животных и ресурсов принимает несколько форм. [ 31 ] В рамках оазиса или зоны, принадлежащей к конкретному клану, земле, деревьям (обычно даты), а в соседних скважинах могут быть разные владельцы. [ 31 ] Права каждой семьи на использование конкретных участков земли признается другими членами клана. [ 31 ] Семьи также могут иметь привилегированный доступ к определенным скважинам и право на часть урожая с полей, орошаемых их водой. [ 31 ] В контексте клана и семьи люди также могут иметь личные претензии на пальмы и животных. [ 31 ]
Современные условия
[ редактировать ]
Чад
[ редактировать ]

Большая часть политического класса Чада взята из Дазаги. Во время первой гражданской войны в Чадии (1966–1979), Дерде пришел, чтобы занять более важную позицию. [ 31 ] В 1965 году правительство Чадиана приняло прямую власть над горами Тибести , отправив военный гарнизон и администраторы в Бардаи , столицу подпрофектуры Тибести. [ 31 ] В течение года злоупотребления властью вызвали значительную оппозицию среди Тоубу. [ 31 ] Дерде Бэйда , Уэддеи Кичидеми , признал, но мало уважаемых до того времени, протестовал против излишеств, вливался в изгнание в Ливии , и при поддержке студентов Тубу в Исламском университете стал символом оппозиции правительству Чадиана. [ 31 ] Эта роль усилила положение Derde из племени Тумагра Тубу. [ 31 ] [ 48 ]
После 1967 года Дерде надеялся сплотить Тобу на национальный фронт освобождения Чада (Фролинт). [ 31 ] моральная власть Вскоре после этого стала военной властью, когда его сын, Гукуни Уэддей , стал одним из лидеров Второй освободительной армии Фролината. [ 31 ] Гукони должен был стать национальной фигурой; Он сыграл важную роль в битвах с Н'Джаменом в 1979 и 1980 годах и некоторое время служил главой государства. [ 31 ] Другой северян, Хиссен Хабре из Дазагра, заменил Гукуни из Теды в 1982 году и в конечном итоге потерял власть за Загаву Идрисс Дэби через 8 лет. [ 49 ]
Ливия
[ редактировать ]

Меньшинство Тубу в Ливии перенесло то, что было описано как «массовая дискриминация» [ 50 ] как под руководством Муаммара Каддафи , так и после гражданской войны в Ливии . [ 29 ]
В отчете, опубликованном УВКБ ООН , Общество угрожаемых народов (STP) сообщило о «масштабной дискриминации» против меньшинства Тубу, которое проживает в юго -восточном углу страны вокруг города Оазис Куфра . В декабре 2007 года правительство Каддафи ликвидировало ливийцев своего гражданства, утверждая, что они были не ливийцами, а скорее хадианцами. Кроме того, местные органы власти лишали людей в доступе Тубу к образованию и здравоохранению. В ответ вооруженная группа под названием Toubou Front для спасения Ливии (TFSL) устроила восстание в ноябре 2008 года, которое длилось пять дней и унесла 33 жизни, прежде чем их сокрушили силы государственной безопасности. Несмотря на сопротивление и общественное осуждение, режим Каддафи продолжил преследование меньшинства Тубу в Ливии. Начиная с ноября 2009 года, правительство начало программу принудительного выселения и сноса домов Тубу, что сделало много бездомных. Несколько десятков, которые протестовали против разрушения, были арестованы, и семьи, которые отказались покинуть свои дома, были избиты. [ 50 ]
В Ливийской гражданской войне повстанцев племени Тоубу в Ливии встали на сторону сил анти-гаддафи и участвовали в кампании Фезца против сил, лояльных Муаммару Каддафи , кратко захватив город Катран [ 51 ] и утверждать, что запечатлел Мурзука за движение повстанцев через месяц. [ 52 ]
В марте 2012 года кровавые столкновения между Тубу и арабскими племенами разразились в южном городе Сабха, Ливия . В ответ Исса Абдель Маджид Мансур, лидер племени Тубу в Ливии, угрожала сепаратистской ставке, осуждая то, что он считал «этническим чистком» против Тубу и объявив «мы объявляем о реактивации туабу Тубу народ из этнической чистки ". TFSL была оппозиционной группой, активной на беспорядках 2007–2008 гг., Которые «безжалостно преследуются» правительством Каддафи. [ 53 ] [ 54 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный "Чад" . Получено 18 сентября 2023 года .
- ^ "Нигер" . Получено 18 сентября 2023 года .
- ^ «Морский мир 2021: Ливия - Iwgia - Международная рабочая группа по делам коренных народов» . iwgia.org . 21 апреля 2021 года . Получено 26 октября 2022 года .
- ^ Шуп, Джон А. (31 октября 2011 г.). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: энциклопедия . ABC-Clio. п. 284. ISBN 978-1-59884-362-0 .
- ^ Дазага: язык Чада , Этнолог
- ^ Jump up to: а беременный Тедага: язык Чада , Этнолог
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Teda People , Encyclopædia Britannica
- ^ МакМайкл, Гарольд: История арабов в Судане и некоторые из рассказов о людях, которые предшествовали им, и о племенах, населяющих Дарфур . 1922.
- ^ «Важные факты о горах Тибести» . Worldatlas . 13 февраля 2018 года . Получено 26 октября 2022 года .
- ^ Копсон, Рэймонд В. (1 января 1994 г.). Африканские войны и перспективы мира . Я Шарп. ISBN 9781563243004 .
- ^ Международная энциклопедия лингвистики . Издательство Оксфордского университета. 1 января 2003 г. ISBN 9780195139778 .
- ^ Олсон, Джеймс Стюарт (1996). Народы Африки: этноисторический словарь . Greenwood Publishing. ISBN 978-0313279188 .
- ^ Первая энциклопедия Ислама: 1913-1936 . Брилль 1993. с. 818. ISBN 978-9004097964 .
- ^ Молодой, Том (1 января 2003 г.). Чтения в африканской политике . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0253216465 .
- ^ Брэхет, Жюльен; Шил, Джудит (2019). Значение беспорядка: автономия, процветание и грабежа в Чадианской Сахаре . Кембридж: издательство Кембриджского университета. п. 10. doi : 10.1017/9781108566315 . ISBN 9781108566315 Полем S2CID 181557618 .
- ^ Кэтрин Бароин (1997). ТУБУ: Теда и Дазагра (Кара / Анаказа / Даза) . Розенская издательская группа. Стр. 9-10. ISBN 978-0-8239-2000-6 .
- ^ Jump up to: а беременный Гертель, профессор д -р Йорг; Херон, профессор Ричард Ле (28 ноября 2012 г.). Экономические пространства пастырских производственных и товарных систем: рынки и средства к существованию . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 9781409490364 .
- ^ Цвейг, Пол (1 января 1976 г.). Три путешествия: автология . Основные книги. ISBN 9780465086108 .
- ^ Jump up to: а беременный Смит, Эндрю Браун (2005). Африканские пастухи: появление пастырских традиций . Роуман Альтамира. С. 127–129. ISBN 978-0759107489 .
- ^ Кирван, LP (1934). «Христианство и ḳura'án» . Журнал египетской археологии . 20 (3/4): 201–203. doi : 10.2307/3854742 . ISSN 0307-5133 . JSTOR 3854742 .
- ^ МакМайкл, Гарольд Альфред (1912). Племена северного и центрального Кордофана . Робартс - Университет Торонто. Кембридж: Университетская издательство.
- ^ Jump up to: а беременный JD Fage; Роланд Оливер (1975). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. С. 287 –289. ISBN 978-0-521-20981-6 .
- ^ Jump up to: а беременный в Хабер, Марк; Mezzavilla, Massimo; Бергстрем, Андерс; Прадо-Мартинес, Хавьер; Hallast, Pille; Саиф-Али, Эр-Рияд; Аль-Хабори, Молхэм; Дедузис, Джордж; Zeggini, Elephthera; Блю-Смит, Джейсон; Уэллс, Р. Спринг; Сюэ, попробуй; Zalloua, Pierre A.; Тайлер-Смит, Крис (декабрь 2016 г.). «Генетическое разнообразие Чада раскрывает африканскую историю, отмеченную множественными голоценовыми миграциями евразана » Американский журнал генетики человека 99 (6): 1316–1 Doi : 10.1016/ j.ajhg.2016.10.0 5142112PMC 27889059PMID 38169172S2CID
- ^ Марк, Хабер (2016). «Генетическое разнообразие Чада раскрывает африканскую историю, отмеченную множественными голоценовыми евразийскими миграциями (дополнительная информация)» . Американский журнал человеческой генетики . 99 (6): 1316–1324. doi : 10.1016/j.ajhg.2016.10.012 . PMC 5142112 . PMID 27889059 .
Мы также находим евразийскую гаплогруппу T в Тубу, причем у Тубу высокая частота (31%) их изучаемых мужчин, принадлежащих к этой гаплогруппе… случаи этой гаплогруппы в исследуемых древних популяциях находятся в популяции линейного бандкерамика (LBK), которые мы обнаружили Самая значительная ссылка для Евразийского происхождения в Тубу.
- ^ Лоренте-Гальдос, Белен; Лао, Оскар; Серра-Вивиал, Джерард; Сантпер, Габриэль; Кудерна, Лукас Ф.К.; Арауна, Лара Р.; Фадхлау-Зид, Карима; Pimenoff, Ville N.; Soodyalll, ученый; Zalloua, Pierre; Marques-Bonet, Tomas; Комы, Дэвид (26 апреля 2019 г.). «Анализ последовательностей всего генома панафриканского набора образцов выявляет архаичный поток генов из вымершей базальной популяции современных людей в популяции к югу от Сахары » генома Биология 20 (1): 77. doi : 10.1186/ s13059-019-1684-5 ISSN 1474-760x 6485163PMC 31023378PMID
- ^ Бароин, Кэтрин (1987). " PDF . Этнос 52 (1–2): 137–1 doi : 10.1080/0014184.1987 .
- ^ Брэхет, Жюльен; Шил, Джудит (2019). Значение беспорядка: автономия, процветание и грабежа в Чадианской Сахаре . Кембридж: издательство Кембриджского университета. С. 191–196. doi : 10.1017/9781108566315 . ISBN 9781108566315 Полем S2CID 181557618 .
- ^ Лавджой, Пол Э. (1986). Соль пустынного солнца: история производства соли и торговли в Центральном Судане . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-30182-4 . [ страница необходима ]
- ^ Jump up to: а беременный Коул, Питер; МакКинн, Брайан (2015). Ливийская революция и ее последствия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-021096-0 . [ страница необходима ]
- ^ Сердце, гл. «Черные кочевники Сахары Джин Чапель» [Черные кочевники Сахары от Жана Чапелла] (PDF) . Анналы географии (по -французски). 69 (376): 632–635. Doi : 10.3406/geo.1960.14782 . JSTOR 23445165 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Т в v
Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе . Чад: страновое исследование . Федеральное исследовательское отделение . 1988. Тубу и Даза: кочевники Сахары.
- ^ Часовня, Джин (1982). Черные кочевники Сахары: Тубоус (на французском языке). Издания L'harmattan. ISBN 9782858022212 .
- ^ Бароин, Кэтрин (1985). Анархия и социальная сплоченность среди Тоубу: Даза Кесерда (Нигер) (по -французски). Издания MSH. ISBN 978-0521304764 .
- ^ Шил, Джудит (март 2015 г.). «Ценности« анархии »: моральная автономия среди спикеров тубу в северном Чаде». Журнал Королевского антропологического института . 21 (1): 32–48. doi : 10.1111/1467-9655.12141 .
- ^ Buijtenhuijs, Robert (2001). «Чадианские тубу: современные кочевники, которые покорили государство». Африка . 71 (1): 149–161. doi : 10.3366/afr.2001.71.1.149 . S2CID 145784989 .
- ^ Права, Африканская комиссия по людям и народам (2009). Отчет рабочей группы Африканской комиссии по аборигенам/сообществам: Миссия в Республике Нигер 14–24 февраля 2006 г. (на французском языке). Iwgia. ISBN 978-8791563485 .
- ^ Часовня, Джин (1982). Черные кочевники Сахары: Тубоус (на французском языке). Издания L'harmattan. стр. 7–8, 343–344. ISBN 978-2858022212 .
- ^ Jump up to: а беременный Кэбот, Джин (1965). «Три работы по популяциям севера Чада Джин Чапель, Энни Лебьюф и Альберт Ле Руврер» [Три книги о популяциях северного Чада Джин Чапель, Энни Лебьюф и Альберт Ле Руврер] (PDF) . Анналы географии (по -французски). 74 (401): 104–107. Doi : 10.3406/geo.1965.16791 . JSTOR 23446423 .
- ^ Jump up to: а беременный Эндрю Б. Смит (2005). Африканские пастухи: появление пастырских традиций . Роуман Альтамира. стр. 135, 142. ISBN 978-0-7591-1502-6 Полем Цитата: «Как туарег, у тубов есть четкая иерархия, с тремя отдельными уровнями: Теда/Даза, Аза -ремесленники и рабы. (...) [там] кузнецы были отделены от большего населения и рассматривались как презренные. (...) Ни одна Теда/Даза не подумала бы о том, чтобы жениться на кузнецах. Они отдельно, вступая в брак только между собой ».
- ^ Жан-Пьер Оливье де Сардан; Махамам Тиджани Алу (2009). Местные державы в Нигере . Париж: издание Картала. стр. 280–281. ISBN 978-2-8111-0306-4 .
- ^ Ха МакМайкл (1988). История арабов в Судане . Издательство Кембриджского университета. С. 89–90 с сносками.
- ^ Jump up to: а беременный Пол Э. Лавджой (1986). Соль пустынного солнца: история производства соли и торговли в Центральном Судане . Издательство Кембриджского университета. С. 147, 272–273. ISBN 978-0-521-30182-4 .
- ^ Кэтрин Бароин (1985). Анархия и социальная сплоченность среди Тоубу: Даза Кесерда (Нигер) . Издания MSH. стр. 187–188. ISBN 978-0-521-30476-4 .
- ^ Уильям Фроули (2003). Международная энциклопедия лингвистики: aave-esperanto. Тол. 1 (2 -е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 492. ISBN 978-0-19-513977-8 .
- ^ Дэвид Дж. Филлипс (2001). Народы в движении: представление кочевников мира . Библиотека Уильяма Кэри. с. 178–180, 193. ISBN 978-0-87808-352-7 .
- ^ Пол Э. Лавджой (1986). Соль пустынного солнца: история производства соли и торговли в Центральном Судане . Издательство Кембриджского университета. С. 141–147, 274–275. ISBN 978-0-521-30182-4 .
- ^ Брэхет, Жюльен; Шил, Джудит (2019). Значение беспорядка: автономия, процветание и грабежа в Чадианской Сахаре . Кембридж: издательство Кембриджского университета. п. 36. doi : 10.1017/9781108566315 . ISBN 9781108566315 Полем S2CID 181557618 .
- ^ Олимпио, Франциско Кофи Ньяксо (2013). Неопанабриизм иностранные полномочия и не государственные субъекты Liter Verlag Münster. ISBN 978-3-643-90422-5 . [ страница необходима ]
- ^ Брэхет, Жюльен; Шил, Джудит (2019). Значение беспорядка: автономия, процветание и грабежа в Чадианской Сахаре . Кембридж: издательство Кембриджского университета. doi : 10.1017/9781108566315 . ISBN 978-1-108-56631-5 Полем S2CID 181557618 .
- ^ Jump up to: а беременный «Резюме, подготовленное Управлением Верховного комиссара по правам человека в соответствии с пунктом 15 (c) Приложения к Резолюции Совета по правам человека 5/1: ливийская арабская Джамахирия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2021 года . Получено 27 августа 2011 года .
- ^ «Повстанцы Ливии сообщают о потере Qatrun» . Газета Daily Star - Ливан . Архивировано с оригинала 22 января 2013 года . Получено 21 ноября 2014 года .
- ^ «Ливия: повстанцы Тоубу участвуют в битве против Каддафи» . Архивировано с оригинала 7 ноября 2014 года . Получено 21 ноября 2014 года .
- ^ «Лидер племени Тубу в Ливии поднимает сепаратистскую ставку» . Архивировано из оригинала 15 августа 2013 года . Получено 21 ноября 2014 года .
- ^ Хабер, Марк; Mezzavilla, Massimo; Бергстрем, Андерс; Прадо-Мартинес, Хавьер; Hallast, Pille; Саиф-Али, Эр-Рияд; Аль-Хабори, Молхэм; Дедузис, Джордж; Zeggini, Elephthera; Блю-Смит, Джейсон; Уэллс, Р. Спринг; Сюэ, попробуй; Zalloua, Pierre A.; Тайлер-Смит, Крис (декабрь 2016 г.). «Генетическое разнообразие Чада раскрывает африканскую историю, отмеченную множественными голоценовыми миграциями евразана » Американский журнал генетики человека 99 (6): 1316–1 Doi : 10.1016/ j.ajhg.2016.10.0 5142112PMC 27889059PMID