Джузеппе Джоаккино Белли
Джузеппе Франческо Антонио Мария Джоакино Раймондо Белли 7 сентября 1791 — 21 декабря 1863) — итальянский поэт, известный своими сонетами на романеско , диалекте Рима ( .
Биография
[ редактировать ]Джузеппе Франческо Антонио Мария Джоаккино Раймондо Белли родился в Риме , Италия, в семье, принадлежавшей к низшей буржуазии .
Его отец умер от тифа через некоторое время после того, как устроился на работу в Чивитавеккья . [1] Белли со своей матерью и двумя братьями вернулся в Рим, где им пришлось снять дешевое жилье на Виа дель Корсо . Белли начал свою поэтическую карьеру сначала с сочинения сонетов на итальянском языке по предложению своего друга, поэта Франческо Спада .
После периода работы в стесненных обстоятельствах в 1816 году он женился на состоятельной женщине Марии Конти, и это позволило ему легко развивать свои литературные таланты. У них был сын Чиро, родившийся в 1824 году. Белли совершил несколько поездок в Северную и Центральную Италию , где он мог познакомиться с более развитым литературным миром, а также с просветительской и революционной средой, которая почти полностью отсутствовала в Риме. , где сильная социальная сплоченность сделала почти анархоидное население полностью независимым и безразличным к политическим идеологиям. Именно во время пребывания в Милане он соприкоснулся с богатой местной традицией диалектной поэзии и сатиры, модернизированной Карло Порта , чьи остроумные народные сонеты послужили ему образцом для стихов на римском диалекте, которые должны были сделать его, посмертно, знаменитый.
Его сонеты часто носили сатирический и антиклерикальный характер , например, когда он определял кардиналов как «собак-грабителей», а папу Григория XVI как человека, который держал «Рим как свою личную гостиницу». Тем не менее, политические идеи Белли оставались в основном консервативными на протяжении всей его жизни. Во время демократического восстания Римской республики 1849 защищал права папы .
После смерти жены в 1837 году экономическое положение Белли снова ухудшилось. В последующие годы Белли потерял большую часть своей жизненной силы и почувствовал растущую неприязнь к окружающему миру, назвав себя «мертвым поэтом». Следовательно, его поэтическое творчество прекратилось, и его последний сонет на диалекте датируется 1849 годом.
В последние годы своей жизни Белли работал художественным и политическим цензором при папском правительстве. Среди произведений, распространение которых он отрицал, были работы Уильяма Шекспира , Джузеппе Верди и Джоаккино Россини .
Он умер в Риме в 1863 году от инсульта . Его племянник, художник Гульельмо Янни , написал монументальную биографию в 10 томах, которая была опубликована посмертно в 1967 году.
Работа
[ редактировать ]Белли в основном запомнился своей яркой популярной поэзией на римском диалекте . [2] Риме XIX века Он написал около 2279 сонетов, которые составляют бесценный документ о папском и жизни его простых людей. В основном они были написаны в период 1830–1839 гг. Белли держал их в основном в секрете, за исключением своих знаменитых концертов перед такими друзьями, как Шарль Огюстен Сент-Бёв и Николай Гоголь , и незадолго до своей смерти попросил своего друга монсеньора Винченцо Тиццани сжечь их. К счастью, прелат вернул их Чиро Белли, который, впервые публикуя избранные из них в 1866 году, серьезно их отредактировал, чтобы не оскорбить вкус того времени.
Белли пришел к Роману из итальянского языка, будучи образованным и умным пользователем языка, и его недавно опубликованные «Письма» представляют собой одни из лучших образцов итальянского стиля того периода. Он рассматривал свои римские сонеты в некотором роде в свете антрополога, выражая то, что он видел о настроениях, опыте и мнениях римских низших классов, и его успехи в римском языке зависели от уже приобретенного счастья в итальянском языке, что было очень редко. в свое время.
Самыми яркими характеристиками сонетов Белли являются подавляющий юмор и острая, беспощадная способность высмеивать как обычную жизнь, так и угнетающий ее клерикальный мир. Более того, некоторые сонеты демонстрируют явную степень эротизма . Хотя стихи Белли изобилуют осуждениями развращения мира Римской церкви и Рима XIX века в целом, они были определены как «никогда не нечестивые». Его стихи часто непристойны, подчеркивая буйную вульгарность и едкую интуицию местного мира, языком которого он пользовался, но всегда сформулированы с острым техническим мастерством ритма в сложных формальных структурах сонета Петрарки и с чувством реализма , которое редко встречался в поэтической продукции Европы, пока не появился грубый реализм с Эмилем Золя и Джеймсом Джойсом .
Некоторые сонеты Белли были переведены на английский язык Энтони Берджессом , который использовал грубый сленг с оттенком Ланкастера в качестве замены римского диалекта Белли. Эти переводы появляются в романе ABBA ABBA , в котором рассказывается о вымышленной встрече между Белли и Джоном Китсом , и взяты из «Революционных сонетов и других стихотворений» . Произведения Белли также переводил поэт Гарольд Норс .
Среди других английских переводчиков произведений Белли — Уильям Карлос Уильямс , Элеонора Кларк и Миллер Уильямс . Роберт Гариоч очень удачно перевел избранные свои сонеты на эдинбургский демотический язык. [3]
В Луиджи Маньи фильме «Во имя суверенного народа » (1990) Белли играет Роберто Херлицка .
См. также
[ редактировать ]- Белли «Совранцы Старого Света» (1831)
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Теодонио, Марчелло (1993). Жизнь Белли . Рим: Третий. ISBN 978-88-420-4294-5 .
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 699.
- ^ Джузеппе Джоаккино Белли (1791–1863)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Виртуальный Рим подробно описывает диалект «романеско», используемый Белли.
- Tutti i sonetti romaneschi и другие произведения Белли : текст, симфонии и частотный список
- Джузеппе Джоаккино Белли . Актер Маурицио Мозетти исполняет сонет на аудиофайлах на оригинальном диалекте.
- М. Делл'Арко, Портрет Джоаккино , в «Капитолии», 1963 (XXVIII), номера:
- 10 (первая часть) , 11 (вторая часть). Архивировано 3 марта 2016 г. на Wayback Machine , 12 (третья часть). Архивировано 3 марта 2016 г. на Wayback Machine.