Василий Верещагин
Василий Верещагин | |
---|---|
Василий Верещагин | |
Рожденный | |
Умер | 13 апреля 1904 г. Порт-Артур , Российская империя (ныне Люшунькоу , Китай) | (61 год)
Национальность | Русский |
Альма-матер | Санкт-Петербургская Академия Художеств |
Занятия |
|
Стиль | реалист |
Награды | Орден Святого Георгия (4-й степени) |
Василий Васильевич Верещагин октября русский ( 26 1842 — 13 апреля 1904) — военный художник . Графический характер его реалистических сцен привел к тому, что многие из них никогда не печатались и не выставлялись. [1]
Годы обучения
[ редактировать ]Верещагин родился в Новгородской Череповце губернии в 1842 году в семье трёх братьев. Его отец был помещиком дворянского происхождения, а мать была простолюдинкой и имела татарские корни. [2] [3] [4] Когда ему было восемь лет, его отправили в Царское Село для поступления в Александровский кадетский корпус. Три года спустя он поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге , совершив свое первое плавание в 1858 году. [2] Служил на фрегате «Камчатка» , который плавал в Данию , Францию и Египет .
Верещагин первым в своем списке окончил военно-морское училище, но сразу оставил службу, чтобы всерьез заняться рисованием. Два года спустя, в 1863 году, он получил медаль Петербургской академии за картину «Улисс, убивающий женихов» . В 1864 году он отправился в Париж , где учился у Жана-Леона Жерома , хотя и сильно не согласен с методами своего учителя. [2]
Путешествия по Центральной Азии
[ редактировать ]В парижском Салоне 1866 года Верещагин выставил рисунок духоборов, поющих свои псалмы . В следующем году его пригласили сопровождать генерала Константина Кауфмана экспедицию в Туркестан . Ему было присвоено звание прапорщика. За героизм при осаде Самарканда 2–8 июня 1868 г. он был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. [2] Он был неутомимым путешественником: вернулся в Санкт-Петербург в конце 1868 года, в Париж в 1869 году, вернулся в Санкт-Петербург позже в том же году, а затем вернулся в Туркестан через Сибирь в конце 1869 года.
В 1871 году Верещагин основал ателье в Мюнхене . Он дал персональную выставку своих работ (позже названную « Туркестанской серией ») в Хрустальном дворце в Лондоне в 1873 году. Еще одну выставку своих работ он провел в Санкт-Петербурге в 1874 году, где были представлены две его картины, а именно : «Апофеоз войны» , посвященный «всем завоевателям прошлого, настоящего и будущего», и « Оставленные позади » , картина умирающего солдата, покинутого своими товарищами, [2] им было отказано в показе на том основании, что они изображали российских военных в плохом свете.
В конце 1874 года Верещагин отправился в обширное путешествие по Гималаям , Индии и Тибету , проведя в путешествии более двух лет. Он вернулся в Париж в конце 1876 года.
- Портрет Бачи (1867–1868)
- Люлли (Цыган) (1867–1868)
- Портрет мужчины в белом тюрбане (1867 г.)
- Узбекский мальчик (1867–1868)
- Дервиши в праздничных нарядах (1869–1870).
- Калмыцкая часовня (1869–1870 гг.)
- Апофеоз войны (1871)
- Продажа ребенка-раба (1872 г.)
- Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся (1873 г.)
- Главная улица Самарканда , с высоты цитадели ранним утром (1869–1870 гг.)
- Шах-и-Зинда Мавзолей в Самарканде (1869–1870 гг.)
- Гур-э-Амир Мавзолей . Самарканд (1869–1870)
- Медресе Шер-Дор на Регистан площади в Самарканде (1869–1870 гг.)
- Вручение трофеев (1872 г.)
- Факир (1874–1876). Картина индийского факира
- Буддийский храм в Дарджилинге . Сикким (1874 г.)
- Руины китайского святилища. Ак-Кент (1869–1870)
- Китайский дом (1869–1870)
- Руины театра в Чугучаке (1869–1870 гг.)
- Садовые ворота в Чугучаке (1869–1870 гг.).
- Руины в Чугучаке (1869–1870 гг.)
- Руины в Чугучаке (1869–1870 гг.)
- Китайская палатка (1869–1870 гг.)
- Афганский (1868 г.)
- Афганский (1869–1870)
- После успеха (1868 г.)
- После неудачи (1868 г.)
- Богатый киргизский охотник с соколом (1871 г.)
- Киргизские юрты на реке Чу (1869–1870 гг.)
- В шатре богатого киргиза (1869–1870)
- В Алатау горах (1869–1870).
- В горах Алатау (1869–1870).
- Кочевая дорога в горах Алатау (1869–1870 гг.)
- Кыргызская миграция (1869–1870)
- Барскаунский пассаж (1869–1870)
- Дети солон племени (1869–1870)
- Двери Тимура (Тамерлана) (1872 г.)
- Пожиратели опиума (1868)
- Политики в опиумном магазине. Ташкент (1870 г.)
- У крепостной стены. «Пусть входят» (1871)
- Внезапная атака (1871)
- Парламентарии . "Сдаваться!" — «Уйди к черту!»
Русско-турецкая война
[ редактировать ]С началом русско-турецкой войны (1877–1878) Верещагин покинул Париж и вернулся на действительную службу в Российской императорской армии . Он присутствовал при переправе через Шипкинский перевал и при осаде Плевны , где был убит его брат. Был тяжело ранен во время подготовки к переправе через Дунай у Рущука . По окончании войны он исполнял обязанности секретаря генерала Скобелева в Сан-Стефано . [2]
Мировая известность
[ редактировать ]После войны Верещагин поселился в Мюнхене , где так быстро создавал свои военные картины, что его открыто обвиняли в найме помощников. Сенсационные сюжеты его картин и их дидактическая цель, а именно содействие миру посредством изображения ужасов войны, привлекли большую часть публики, обычно не интересующейся искусством, на серию выставок его картин в Париже в 1881 г., а затем в Лондоне , Берлине , Дрездене , Вене и других городах. [2]
Верещагин написал несколько сцен имперского правления в Британской Индии . Его эпическое изображение « Государственное шествие принца Уэльского в Джайпур в 1876 году» размером 196 × 274 считается второй по величине картиной маслом в мире. [5] Он снова отправился в Индию в 1882–1883 годах. [6]
Он вызвал много споров своей серией из трех картин: во-первых, римской казни ( «Распятие римлянами» (1887) ); во-вторых, подавление индийского восстания англичанами ; и, в-третьих, о казнях нигилистов в Петербурге. [2] Его картина «Подавление индийского восстания англичанами» изображала казни сипаев, совершаемые путем привязывания жертв к стволам орудий . Недоброжелатели Верещагина утверждали, что такие казни имели место только во время Индийского восстания 1857 года , но на картине были изображены современные солдаты 1880-х годов, подразумевая, что такая практика была тогда распространена. Благодаря своему фотографическому стилю картина представляла собой беспристрастную запись реального события. В 1887 году Верещагин защищался в «Журнале искусства», заявив, что, если произойдет еще одно восстание, британцы снова воспользуются этим методом. [7]
К концу 19 века Верещагин приобрел популярность не только в России, но и за рубежом, а его имя не сходило со страниц европейской и американской прессы. С самых ранних своих произведений, в отличие от большинства современных батальных произведений, изображающих войну как своего рода парад, Верещагин графически изображал ужасы войны. «Я всю жизнь любил солнце и хотел рисовать солнце. Когда мне довелось увидеть войну и сказать, что я о ней думаю, я радовался, что смогу снова посвятить себя солнцу. Но ярость войны продолжал преследовать меня». Верещагин написал. Однажды, в 1882 году, выставку Верещагина в Берлине посетил немецкий фельдмаршал Гельмут фон Мольтке Старший . Верещагин привел Мольтке к своей картине «Апофеоз войны» . Картина вызвала у фельдмаршала какое-то замешательство. После посещения выставки Мольтке издал приказ, запрещающий немецким солдатам посещать ее. Австрийский военный министр сделал то же самое. Он также отклонил предложение художника позволить австрийским офицерам бесплатно увидеть его картины на выставке 1881 года в Вене. [ нужна ссылка ]
В России также введен запрет на выставки работ Верещагина, а также запрет на их воспроизведение в книгах и периодических изданиях на фоне обвинений в клевете на российскую армию. Художник тяжело воспринял эти несправедливые обвинения и сжег три свои картины: «Забытый солдат» , «Они окружили» и «Преследовать и они вошли ». [ нужна ссылка ]
Путешествие по Сирии и Палестине в 1884 году предоставило ему столь же обсуждаемый набор тем из Нового Завета . [2] Картины Верещагина вызвали споры по поводу его изображения фигуры Христа, которое в то время считалось неподобающим реализмом. Его изображение черт лица Иисуса считалось чрезмерно вульгарным и чрезмерно семитским по этническому происхождению. [ нужна ссылка ]
Серия «1812», посвященная , Наполеона русскому походу о которой Верещагин также написал книгу, кажется, была вдохновлена » Толстого «Войной и миром и была написана в 1893 году в Москве , где со временем обосновался художник. [2] [8]
Последние годы
[ редактировать ]Верещагин находился на Дальнем Востоке во время Первой китайско-японской войны 1894–1895 годов и был с русскими войсками в Маньчжурии во время Боксерского восстания 1900 года. [2] В 1901 году он посетил Филиппины , в 1902 году — США и Кубу , а в 1903 году — Японию .
Во время русско-японской войны пригласил его адмирал Степан Макаров присоединиться к нему на борт линкора Макарова «Петропавловск» . 13 апреля 1904 года «Петропавловск» подорвался на двух минах при возвращении в Порт-Артур и затонул, унеся с собой большую часть экипажа, включая адмирала Макарова и Верещагина. Последняя работа Верещагина — изображение военного совета под председательством адмирала Макарова — была обнаружена почти неповрежденной. [2] [9]
Наследие
[ редактировать ]- Его именем назван город Верещагино в Пермском крае , а также малая планета 3410 Верещагина , открытая советским астрономом Людмилой Журавлёвой в 1978 году. [10]
- Улица Верещагина в Череповце носит имя Василия Верещагина, также в Череповце есть исторический дом-музей и памятник Верещагину.
- Он дальний родственник чешского рок -певца Алеша Брихты . «Апофеоз войны» использовался чешской хэви-метал группой Arakain в качестве обложки альбома Farao .
Галерея
[ редактировать ]- Конец Бородинской битвы.
- Под Москвой в ожидании боярской депутации
- Сквозь огонь
- В Петровском дворце (В ожидании мира)
- Верещагин с женой Лидией и сыном Василием у картины "В Петровском дворце" . 1895–1896 гг.
- Наполеон и генерал Лористон (Мир любой ценой!)
- На большой дороге. Отступление, бегство
- Почините штыки! Ура! Ура! ( битва под Красным [11] )
- Ночной бивак Великой Армии
- Победители
- Перед нападением. В Плевне
- После атаки
- Поле боя на Шипке (Скобелев на Шипке)
- Побежден. Реквием
- Шпион
- Пикет на Дунае
- Два ястреба ( Башибузук )
- В турецком морге
- Адъютант
- Московские соборы и Москва-река (весной)
- Иглз (Забытый солдат)
- Шпион ( Испанско-американская война )
- Допрос дезертира
- Храм в Никко
- японка
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Верещагин, Василий (1887). Василий Верещагин, Художник, солдат, Путешественник; Автобиографические очерки . Том. 1. Перевод Питерса, Ф.Х. Лондон: Ричард Бентли и сын . Проверено 14 августа 2018 г. - из Интернет-архива. ; Верещагин, Василий (1887). Василий Верещагин, Художник, солдат, Путешественник; Автобиографические очерки . Том. 2. Перевод Питерса, Ф.Х. Лондон: Ричард Бентли и сын . Проверено 14 августа 2018 г. - из Интернет-архива.
- Верещагин, Василий (1889–1890). Реализм . Перевод миссис МакГахан . Специальная выставка; Межштатная промышленная выставка Чикаго . Проверено 14 августа 2018 г. - из Интернет-архива.
- Верещагин, Василий (1899). «1812 год» Наполеон I в России; с предисловием Р. Уайтинга . Лондон: Уильям Хайнеманн . Проверено 14 августа 2018 г. - из Интернет-архива.
- Плешаков Константин. «Последняя царская армада – эпический поход на Цусимскую битву». (2002).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Каунер, Исторический словарь русско-японской войны , с. 408.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 1021.
- ^ Хизер С. Зоннтаг, Прослеживая туркестанскую серию - изображения Центральной Азии Василия Верещагина конца XIX века , Университет Висконсин-Мэдисон (2003), стр. 18
- ^ Владимир Виссон, Портреты русских художников , В. Виссон (1987), с. 72
- ^ Читралекха (02.06.2020). «Джайпурская процессия, вдохновившая на создание второй по величине картины маслом в мире» . Лаборатория наследия . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ Басу, Анасуя (04 сентября 2022 г.). «Художник-военный: Россия нападает на Украину: время вспомнить русского художника XIX века Василия Васильевича Верещагина» . Телеграф Онлайн . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ «Искусство в декабре: М. Верещагин о своей критике – искусстве и политике» . Журнал искусства . Ноябрь 1887 г. – октябрь 1888 г. 11 . Касселл: ix (следуя стр. 430). 1878–1904.
- ^ Верещагин, Василий (1899). «1812 год» Наполеон I в России; с предисловием Р. Уайтинга . Лондон: Уильям Хайнеманн . Проверено 14 августа 2018 г. - из Интернет-архива.
- ^ «Государственный исторический музей открывает «1812 год в картинах Василия Верещагина», Art Daily, 11 марта 2010 г.; «Война длилась 18 месяцев… российский просчет», New York Times, 30 августа 1905 года.
- ^ Справочник названий второстепенных растений .
- ^ "Василий Васильевич Верещагин, цикл полотен «1812 год»" . www.museum.ru . Retrieved 2024-04-12 .
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Верещагин Василий Васильевич ». Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 1021. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Каунер, Ротем (2006). «Исторический словарь Русско-японской войны». Пугало. 620 стр. ISBN 0-8108-4927-5
- Леонард Д. Эбботт, «Верещагин, военный художник». Товарищ (Нью-Йорк), вып. 1, нет. 7 (апрель 1902 г.), стр. 155–156.
- Чикагский институт искусств, Работы Василия Верещагина: иллюстрированный описательный каталог и два приложения к каталогу «Реализм и прогресс в искусстве» Верещагина .
- У.Т. Стед, «Василий Верещагин: Очерк характера», Обзор обзоров (Лондон), том. 19 (январь 1899 г.), фронтиспис, 22–33.
- Мария Чернышева, « Русский Жером? Верещагин как художник Туркестана », журнал RIHA , сентябрь 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Василием Верещагиным, на Викискладе?
- Страница Верещагина в Галерее Ольги
- Василий Верещагин: ужасы войны глазами художника
- Утерянные картины Верещагина. Архивировано 8 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
- Работы Василия Верещагина в Project Gutenberg
- Работы Василия Верещагина или после него на Art UK сайте
- 1842 рождения
- 1904 смерти
- Люди из Череповца
- Художники-реалисты Российской империи.
- Художники-востоковеды Российской империи.
- Художники из Санкт-Петербурга.
- Военные художники Российской Империи.
- Русские военнослужащие Русско-турецкой войны (1877–1878 гг.)
- Российские военнослужащие, погибшие в русско-японской войне
- Военные художники XIX века
- Выходцы из Российской империи татарского происхождения
- Выпускники Морского кадетского корпуса