Ликосура
Ликосура | |
![]() Вид на юго-восток в сторону храма Деспойны в Ликосуре. | |
Альтернативное название | Ликосура, Ликосура |
---|---|
Расположение | Аркадия , Греция (современное) |
Область | Регион Паррасия (древний) |
Координаты | 37 ° 23'23 "N 22 ° 01'52" E / 37,38972 ° N 22,03111 ° E |
Тип | Урегулирование |
История | |
Периоды | От эллинистического до римского имперского |
Спутник | Мегаполис |
Примечания к сайту | |
Управление | Пятый эфорат доисторических и классических древностей |
Публичный доступ | Да |
Веб-сайт | Святилище Деспоина в Ликосуре |
Ликосура ( древнегреческий : Λυκόσουρα , латинизированный : Ликосура ) — город в древнем регионе Паррасия на юге Аркадии называет , который Павсаний старейшим городом в мире, хотя нет никаких доказательств его существования до четвертого века до нашей эры. Его нынешнее значение главным образом связано со святилищем богини Деспойны , в котором находилась колоссальная скульптурная группа, которая, как писал Павсаний (возможно, неточно), была изготовлена Дамофонтом из Мессены . В эту группу входят выполненные в технике акролита статуи Деспойны и Деметры, восседающие на троне, , а также статуи Артемиды и Титана Анитоса, стоящие по обе стороны от них – все из пентелийского мрамора. Даты строительства храма и скульптурной группы вызвали некоторые споры. остатки стои На этом месте также были обнаружены , алтарей и других построек. Святилище Деспоина в Ликосуре расположено в 9 км к юго-западу от Мегаполиса , в 6,9 км к юго-юго-востоку от горы Ликайон и в 160 км к юго-западу от Афин . На месте археологических раскопок есть небольшой музей, в котором хранятся небольшие находки, а также часть культовой группы, а остатки культовых статуй Деспойны и Деметры выставлены в Национальный археологический музей Афин .
Мифология и история
[ редактировать ]Хтоническая богиня , которой аркадцы поклонялись под именем Деспойна (Δέσποινα: Госпожа) (позже объединенная с Корой ), которая первоначально считалась дочерью Посейдона Гиппия и Деметры, а не Зевса и Деметры, как Кора. [ 1 ] Ее настоящее имя не могло быть открыто никому, кроме посвященных в ее мистерии в Ликосуре, следовательно, это имя неизвестно.
Во втором веке нашей эры греческий писатель-периегет Павсаний , опираясь на личные наблюдения, доступные тексты и консультации с местными жителями, написал единственное сохранившееся описание древнего города и его святилища. Он сообщает, что Ликосура была основана Ликаоном, сыном Пеласга . [ 2 ] и утверждал, что это самый старый город в мире. [ 3 ] Он отмечает, что Клитор, внук Аркаса (отсюда и топоним Аркадия), жил в Ликосуре. [ 4 ]
В 368 или 367 г. до н. э. , когда многие города региона были объединены в город Мегалополис посредством убеждения или силы, граждане Ликосуры, Трапеза, Ликеи и Триколони отказались переселиться. [ 5 ] Жители Трапеза были убиты или изгнаны аркадцами, но граждане Ликосуры были пощажены из-за почтения к святилищу Деспойны, где они искали убежища. [ 6 ] Таким образом, многие города региона были заброшены в пользу Мегаполиса, а их святилища вышли из употребления. [ 7 ] Павсаний утверждает, что святилище Деспойны находилось в 40 стадиях (7,4 км) от Мегалополиса, который осуществлял политический контроль над святилищем. [ 8 ] статуя императора Адриана Во втором веке нашей эры в храме была установлена . На монетах Мегаполиса Северского периода начала третьего века изображена группа культовых статуй. [ 7 ] Несмотря на свою значимость для аркадцев и периодические уведомления со стороны всего Средиземноморья, культ Деспойны, похоже, остался привязанным к этому единственному святилищу в Ликосуре. [ 9 ]
Археология
[ редактировать ]Обзор сайта
[ редактировать ]
Участок Ликосура занимает холм высотой 632 м в лесистой горной местности к югу от реки Платанистон. Святилище Деспойна расположено на склоне северо-восточного склона холма, занимаемого городом. Храм и значительные останки культовой скульптурной группы были обнаружены в 1889 году нашей эры Греческой археологической службой , задолго до появления методов стратографических раскопок . Таким образом, датировка находок и построек остается проблематичной, хотя более поздние раскопки и исследования попытались прояснить ситуацию. Хотя территория города практически не раскопана, святилище Деспойны было тщательно обнаружено и состоит из храма, стои, зоны театральных сидений, трех алтарей и загадочного сооружения, традиционно называемого Мегароном. Павсаний описывает также храм Артемиды Гегемоны (Артемиды Вождь) при входе в святилище на восточной его стороне; [ 10 ] до настоящего времени это сооружение и ряд других, упомянутых автором, археологически не идентифицированы. Следы стены теменоса (границы священной территории) обнаружены на северной и восточной сторонах святилища; таким образом, южные и западные границы священной территории неизвестны.
Храм Деспойны, Стоа и алтари
[ редактировать ]
Храм Деспойны представляет собой простиль - гексастиль в плане и в дорическом ордере , то есть только на переднем фасаде у него было шесть дорических колонн. В плане стилобат (платформа) храма имеет размеры 11,15 на 21,35 м и разделен на пронаос (парадный портик) и целлу. [ 9 ] храма Нижняя часть стен целлы построена из известняка и состоит из ряда ортостатов, увенчанных двумя рядами струн; стены до уровня крыши выполнены из обожженного глиняного кирпича, который должен быть оштукатурен. Шесть колонн фасада выполнены из мрамора, как и антаблемент . Любопытной особенностью этого храма является дверной проем в южной стене, обращенный в театральную зону. Хотя это и редкость, боковые двери известны из других храмов в Аркадии: например, Афины Алеи в Тегее и Аполлона Эпикурия в Бассае .

Вместо того, чтобы простираться ступенями вдоль четырех сторон храма, ступенчатая крепидома охватывает только переднюю часть храма и имеет возвраты по бокам до ант . Архитектура также отличается от стандартной дорической схемы тем, что ее дорический фриз в 1,5 раза превышает высоту архитрава. [ 11 ] В задней части целлы находится массивный массив c. Каменный подиум высотой 1 м, предназначенный для размещения культовой скульптурной группы, перед которой расположен мозаика, украшающая пол. По общему мнению, первое строительство этого храма датируется четвертым веком до нашей эры. В римский период было несколько ремонтов.
К югу от храма, врезанном в склон холма, находится театральная площадка с десятью рядами каменных сидений длиной от 21 до 29 метров. Эти ряды сидений не изогнуты и параллельны южной стене храма.

К северо-востоку от храма находилась Стоя также в дорическом ордере с одноэтажным зданием и внутренней колоннадой размерами 14 на 64 м. К западному торцу стои примыкает фундамент помещения неопределенного назначения размером 5,5 на 6 м. Павсаний сообщил, что на стое находилась панель, расписанная вопросами, относящимися к тайнам, и четыре барельефа из белого мрамора, изображающие: [ 12 ]
- Зевс и судьбы
- Геракл борется с Аполлоном за дельфийский треножник
- нимфы и паны
- Историк Полибий с надписью, восхваляющей его мудрость.
К сожалению, ни один из этих рельефов в ходе раскопок не был обнаружен. Подобное использование стоа для демонстрации произведений искусства известно для Стоа Пойкиле (Раскрашенная Стоа) в древних Афинах, где сцены рисовались прямо на задней стене сооружения. Стоасы, как и сокровищницы, часто использовались в святилищах для хранения обетных даров божествам: например, стоа и сокровищница афинян в Дельфах и многочисленные сокровищницы в Олимпии .
Три небольших каменных алтаря были найдены на территории c. В 15 м к востоку от храма, посвященного Деспойне, Деметре и Гее, Великой Матери соответственно. [ 13 ] При раскопках святилища также было найдено множество вотивных даров и подношений.
Мегарон и не только
[ редактировать ]
Сооружение, названное в честь Павсания Мегароном (Большим залом), плохо сохранилось, но сохранилось в своем основном плане: его размеры составляют 9,5 м в ширину и 12 м в глубину. По мнению Уильяма Динсмура, это сооружение можно реконструировать как монументальный алтарь с лестницами по обеим сторонам и небольшой стоей наверху – сравнимо с Великим алтарем Зевса в Пергаме . Большой интерес представляют более ста сорока терракотовых фигурок с головами овец или коров, найденных в районе Мегарона. Подавляющее большинство из них — женщины, и они очень напоминают декоративные фигуры, вырезанные на покрывале колоссальной головы Деспойны. [ 14 ]
За Мегароном Павсаний также отметил наличие рощи, посвященной Деспойне, окруженной камнями, с алтарями Посейдона Гиппия и других божеств за ее пределами, причем один алтарь утверждал, что он был посвящен всем божествам. Оттуда можно было попасть в храм Пана по лестнице. [ 15 ] С этой святыней были связаны алтарь Ареса , две статуи Афродиты (одна мраморная, одна деревянная – хоанон – и старше), деревянные изображения ( хоана ) Аполлона и Афины и святилище Афины. Эти функции не были надежно расположены.
Археологические находки за пределами святилища
[ редактировать ]Хотя святилище Деспоина было раскопано в значительной степени, городской территории Ликосуры и ее периферии уделялось гораздо меньше внимания. За пределами святилища и в шестидесяти метрах к юго-западу от храма, на противоположной стороне хребта, идущего с юго-востока на северо-запад, вплоть до холма акрополя, был обнаружен ряд построек эллинистического и римского времени, которые могут иметь гидравлические функции. возможно, нимфей (фонтан) и комплекс римских терм (бань). [ 9 ] Также были обнаружены некоторые остатки городской стены.
Культовая скульптурная группа
[ редактировать ]
Колоссальная культовая группа, приписываемая Дамофонту Павсанием, хотя во многих фрагментах и не полностью сохранилась, все же подробно изучена и описана. [ 7 ] Однако комплексного изучения всех останков еще не проводилось. В относительно небольшой целле храма Деспойны доминировала культовая группа статуй, состоящая из четырех фигур, значительно больших, чем в натуральную величину, выполненных в технике акролита, а также богато украшенный трон для центральных фигур Деспойны и Деметры - все из пентелийского мрамора. [ 16 ] Такое расположение было несколько необычным, поскольку в типичной ситуации в задней части целлы находилась единственная культовая статуя, которая была основным объектом почитания. [ 17 ] Центральные фигуры Деспойны и Деметры имели колоссальные размеры, значительно превышающие размеры Артемиды и титана Анита . Бюст Деспойны не сохранился. На бюсте Артемиды сохранились отверстия для крепления серег и других металлических украшений, а на бюсте Деметры — для диадемы (или лучей). Глаза Артемиды и Анита были вставлены, а не вырезаны из мрамора, как на бюсте Деметры. Великую богиню Гею можно было представить в виде трона, а трон Деспойны и Деметры был украшен тритонессами – подходящая тема, учитывая идентификацию Посейдона как отца Деспойны. Эта морская отсылка подчеркивается присутствием морской тематики и на вуали Despoina. Одна из этих тритонесс была заменена в римский период, что указывает на повреждение группы, возможно, из-за землетрясения.
Хотя вся группа представляет значительный стилистический интерес, вуаль Деспойны представляет особый интерес из-за сложности ее декоративной программы. Помимо упомянутых выше танцевальных линий женщин с головами животных, на двух уровнях завесы имеется несколько других регистров скульптурного орнамента. Верхний уровень завесы Деспойны имеет следующие варианты оформления (сверху вниз):
- Серия треугольных лучей
- Группа орлов и крылатых громов
- Полоса оливковых спреев
- Фриз с изображением нереид, скачущих на морских коньках, и тритонов , а также дельфинов.
- бахрома с кисточками
Нижний (и больший) слой имеет (сверху вниз):
- Фриз , изображающий Никаи с кадильницами и оливковыми брызгами перед собой.
- Полоса оливковых спреев
- Фриз с танцующими фигурами с головами животных.
- Модель меандра бегущей волны
Было высказано предположение, что эта вуаль представляет собой тип гобеленов или вышитых тканых материалов, созданных современными художниками этого сообщества. [ 14 ] Высокий уровень детализации считается отличительной чертой техники Дамофона. Фриз с морскими божествами и извилистый пик бегущей волны отсылают к Посейдону на троне. Группа орлов и крылатых молний может быть отсылкой к Зевсу.
Изображения самих богинь и трон, на котором они восседают, и подножие под их ногами — цельные. ... Изображения примерно такого же размера, как и у Матери у афинян. Это дела Дамофонта. В правой руке Деметра держит факел, а другую руку она положила на Деспойну. На коленях у Деспойны скипетр и так называемая циста (шкатулка), которую она держит в правой руке. По обе стороны трона стоит Артемида рядом с Деметрой, одетой в оленью шкуру, с колчаном на плечах, и в одной руке - факел, а в других - две змеи. Рядом с Артемидой лежит собака, пригодная для охоты. Рядом с изображением Деспойны стоит Анит, изображенный в виде человека в доспехах. — Павсаний 8.37.3-5
Значение сайта
[ редактировать ]
Помимо находки акролитических статуй, обычно приписываемых Дамофонту , этот храм важен для изучения древнегреческой религиозной практики из-за необычной особенности его бокового дверного проема в сочетании с театральной зоной. Некоторые авторы предположили, что боковой дверной проем и пространство, напоминающее театр, были созданы для проведения ритуала таинственного культа Деспойны, возможно, прозрения богини.

По словам Павсания, Мегарон (Μέγαρον) был местом крупных жертвоприношений Деспойне со стороны аркадцев и местом, где они разыгрывали мистерии богини. [ 18 ] Способ жертвоприношения на Мегароне был необычен тем, что включал в себя отрубание конечности жертвенного животного, а не перерезание ему горла. Сходство фигурок, найденных в окрестностях Мегарона, и танцующих фигур, вырезанных на завесе Деспойны, может кое-что рассказать о ритуалах культа. [ 14 ] Предположение о том, что это место было местом культовой деятельности с давних времен, подтверждается наличием множества культовых статуй типа ксоанон , необычным способом жертвоприношения и особым почитанием, проявленным к святилищу аркадцами в 368/7 г. до нашей эры, как обсуждалось выше. Как и Элевсин и Самофракия , Ликосура является важным местом для изучения древних мистических религий и религии в более широком смысле, хотя она оставалась региональным, а не панэллинским или пан-средиземноморским культом.

Павсаний сообщает, что скульптурная группа «Деспоина» была создана выдающимся эллинистом художником- Дамофонтом из Мессены . [ 19 ] Хотя Дамофонт отнесен к датам, варьирующимся от четвертого века до нашей эры до эпохи Адриана во втором веке, теперь общепринято, что он действовал во втором веке до нашей эры, через два столетия после строительства храма. Павсаний также утверждает, что статуи Деспойны и Деметры были изготовлены из цельного куска мрамора без использования железных зажимов или раствора. [ 20 ] Поскольку эти статуи имеют акролитовую конструкцию, это утверждение явно неверно, что делает его приписывание этой группы Дамофонту столь же подозрительным. На момент визита Павсания скульптурам было бы триста и более лет; никого, кто точно знал бы об их происхождении, не было в живых. Поскольку многое из того, что было написано о стиле Дамофонта, основано на этих скульптурах, их приписывание имеет немаловажное значение.

Дополнительные изображения святилища Деспойны
[ редактировать ]-
Вид на северо-восток из театральной зоны отдыха на пронаос храма Деспойны со Стоей вдалеке.
-
Вид на восток, на целлу храма Деспойны – аналогично третьему изображению выше.
-
Водосток в форме львиной головы с крыши храма Деспойны.
-
Надпись на пронаосе храма Деспойны.
-
Вид на юго-восток, остатки алтарей к югу от Стоа.
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Павсаний 8.37.9-10
- ^ Павсаний 8.2.1
- ^ Павсаний 8.38.1
- ^ Павсаний 8.4.1-5
- ^ Павсаний 8.27.1-6
- ^ Павсаний 8.27.6
- ^ Перейти обратно: а б с Йост 1985 года .
- ^ Павсаний 8.36.9
- ^ Перейти обратно: а б с Мейер 1926 г.
- ^ Павсаний 8.37.1
- ^ Лоуренс 1996 .
- ^ Павсаний 8.37.1-2
- ^ Павсаний 8.37.2
- ^ Перейти обратно: а б с Уэйс, Алан Дж. Б. (1934). «Покров Деспойны». Американский журнал археологии . 38 (1): 107–111. дои : 10.2307/498936 . JSTOR 498936 . S2CID 193098536 .
- ^ Павсаний 8.37.10-11
- ^ Хотя головы статуй производятся так, как будто их нужно вставить в некаменные тела, что типично для техники акролита, группа статуй в Ликосуре была полностью изготовлена из мрамора. Гора Пентеликон на северо-востоке Афин, в 180 км от святилища.
- ^ В целле греческого храма могло быть несколько статуй, кроме культовой статуи.
- ^ Павсаний 8.37.8
- ^ Павсаний 8.37.3-5
- ^ Павсаний 8.37.3
Источники
[ редактировать ]- Йост, М. (1985). Святилища и культы Аркадии (на французском языке). Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Лоуренс, AW (1996). Греческая архитектура (5-е изд.). Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- Мейер, Э. (1926). «Ликосура». Настоящая энциклопедия классической древности Поли (на немецком языке). Том 13. С. 2417–2432.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Ликосура ». Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 153. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Динсмур, Уильям Белл, 1975. Архитектура Древней Греции: отчет о ее историческом развитии. Нью-Йорк: Нортон Пресс.
- Йост, М. 1994. «Распределение святилищ в гражданском пространстве Аркадии». В С. Э. Алкоке и Р. Осборне (ред.), «Размещение богов», Оксфорд, стр. 217–30.
- Каввадиас, П. 1893. Раскопки Ликосуры. Афины.
- Леонардос, В. 1896. «Раскопки святилища Деспини в Ликосуре». Упражняться.
- Стюарт, Эндрю. 1990. Греческая скульптура: исследование. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- Орландини, Джорджия, 1972. Соображения по поводу мегарона Ликосуры. Рим: Ежегодник Афинской археологической школы
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- Археологический музей Ликосуры
- Принстонская энциклопедия классических памятников
- Реконструкция культовой скульптурной группы внутри целлы.