Иомний
Расположение | Тигзирт , провинция Тизи-Узу , Алжир |
---|---|
Координаты | 36 ° 53'35 "N 4 ° 07'24" E / 36,893024 ° N 4,123269 ° E |
Иомниум был финикийским , карфагенским и римским портом на Алжира средиземноморском побережье , на месте современного Тигзирта .
Имя
[ редактировать ]Иомний - это латинизация названия города пунического , которое, по-видимому, объединило элементы ʾY ( пунический : 𐤀𐤉 ) и ʾMN ( 𐤀𐤌𐤍 ), что означает «Сильный остров». [ 1 ] или «Полуостров силы». [ 2 ] Тот же трехбуквенный корень может также означать «мастер», «ремесленник» и т. д. [ 3 ]
Город был основан как колония на морском торговом пути между Финикией и Гибралтарским проливом . Он был частью Карфагенской империи и служил портом для крепости Русипписир (ныне Таксебт) в 3 км к востоку. [ 4 ] Таким образом, это был один из тех конкурсов, о которых Лансель говорит, что они « происходят довольно регулярно каждые 30 или 40 км» вдоль побережья Алжира ». [ 5 ] Это был один из ключевых перевалочных пунктов каботажа вдоль северного побережья древнего Магриба. [ 6 ]
География
[ редактировать ]Иомний располагался на полуострове , а гражданские постройки располагались на конце его мыса.
История
[ редактировать ]Город был основан как колония на торговом пути между Финикией и Гибралтарским проливом . Он входил в состав Карфагенской империи и служил гаванью для крепости Русипписир (современный Таксебт ) в 3 км (2 мили) к востоку от нее. [ 1 ]
он попал под римскую гегемонию После Пунических войн . При римском правлении Иомний имел статус родного города ( civitas ). [ 7 ] в провинции Нумидия . Раскопки выявили римский торговый центр средних размеров . [ 8 ] Здесь был форум , храм , здание суда и магистратская контора. Его римские улицы были расположены по сетке. [ 9 ] и общественная баня декоративная мозаика Были обнаружены , вокруг которой разбросаны надписи и статуи. [ 10 ]
Он был завоеван вместе с остальной территорией вокруг него в конце 7 века.
Идентификация его руин надолго задерживалась из-за ошибок в их упоминании в Tabula Peutingeriana . [ 11 ] что помещало его на «42 мили » к западу от Русипписира вместо фактического расстояния примерно в 2 мили. [ 1 ] Иомний, а не Иол , также, вероятно, является Иулиу ( греч . Ἰουλίου ), упомянутым в Перипле Псевдо-Скилакса , настоящий текст, вероятно, представляет собой ошибку переписчика в оригинальном названии. [ 1 ]
Руины
[ редактировать ]Великая Базилика
[ редактировать ]Великая базилика Иомния, также называемая собором, поскольку вполне вероятно, что в церкви такого масштаба располагалась резиденция самого епископа. [ 12 ] стоит между византийским и римским валами, но гораздо ближе к последнему, от которого его отделяют всего несколько метров. По такому же принципу располагались еще две известные нам церкви в городе. Новые религиозные здания обычно возводились в пригородах, недалеко от городских стен. В этих отдаленных частях городов, где земля меньше конкурировала с жильем, все еще были доступны довольно большие участки. В Типасе соборный храм тоже располагался таким же образом, но с дополнительной особенностью: [ 13 ] из-за необходимости ориентации на вал был обращен главный фасад, а не апсида, как это было в Иомнии.
Портал Иомния, с другой стороны, похоже, выходил на улицу или площадь, о чем можно судить по довольно неровной брусчатке, покрывающей землю перед входом. План здания представляет собой огромный прямоугольник длиной 38 метров и шириной 21 метр с арочной апсидой, выступающей примерно на 2 метра. На левую сторону обращено здание изогнутого силуэта размером 11 на 22 метра в самом широком месте.
В соответствии с ритуалом продольная ось проходит с востока на запад. Эту ориентацию легко было определить в Иомнии, где основные дороги, как и в большинстве прибрежных городов, обычно шли в этом направлении, что также соответствовало прибрежной дороге.
Внешние стены построены довольно неправильной, мелкой перевязкой, с рядами тесаного камня, расположенными на расстоянии от 2,20 до 2,70 м друг от друга. Исключение составляют фасад центрального нефа и две трети южной стены, сложенные из тесаного камня разной величины, выложенные в беспорядке, с заполнением промежутков небольшими блоками. Трудно определить, был ли это этап перепланировки или особый строительный процесс в этом районе. Первая гипотеза кажется наиболее вероятной.
Двойные колоннады отделяли неф от проходов с обеих сторон. Христианские базилики характеризуются четырьмя типами колоннады: [ 14 ] те, что с одинарными столбцами, наиболее распространены; те, что с квадратными колоннами; сочетающие в себе колонны и колонны; и, наконец, с двойными колоннами, примеры которых в Африке известны мало. Базилика Иомния принадлежала к этой последней категории; однако в двух ближайших к нефам рядах место колонн иногда заменяли столбы.
Главный фасад церкви характеризовался тесаной конструкцией нефа со стенами толщиной один метр, а боковые части, соответствующие нефам, были тоньше и имели толщину всего 0,60 м. Каркас этих секций состоял из каменных столбов или цепей, окруженных бутовой каменной кладкой, частично разрушенной незаметно для рабочих. Двери в проходы не открывались; вместо этого тройной пролет открывал доступ к нефу, обрамленному четырьмя большими колоннами, сохранившимися на разной высоте. Эти двери, не имевшие притвора, закрывались перекладинами. Столбы фасада, изначально равные по размеру, были изменены, чтобы уменьшить размер боковых дверей. Основания колонн были сделаны из тесаного камня, наверху - полукруглые арки. Некоторые архитектурные элементы, такие как Т-образные блоки, присутствовали для усиления конструкции. Основания арок опирались на нависающие ряды, образуя карнизы или карнизы, занимавшие всю толщину боковых стен.
Внутри останки свидетельствуют об архитектурном плане церкви. Слева колоннада практически разрушена, оставив лишь смутные следы. Справа он хоть и частично сохранился, но лежит на полу. Колонны высотой от 2,95 м до 3,05 м стояли на куске земли и не имели собственного основания. Первый пролет частично перекрыт стеной, отдельной от фасадных колонн, возможно, для усиления аркады. Наклонные колонны опираются на обломки, а квадратный столб заменяет колонну. Структурные изменения свидетельствуют об адаптации древних материалов к новым конструкциям. В последовательных пролетах видны поваленные колонны, раскрывающие архитектурный план. Двойные колонны отделяют неф от апсиды, а две изолированные колонны отмечают вход в апсиду. В приподнятой апсиде располагались алтарь и колонны, которые, вероятно, поддерживали киворий. Такие детали, как вертикальные канавки, указывают расположение подвижных барьеров. Основания колонн украшены сложными скульптурами, а дверные косяки украшены христианскими мотивами. Соседние ризницы имеют внутренние и внешние двери, обеспечивающие отдельный вход для духовенства. Фрагменты мозаики раскрывают исчезнувшие этажи и лестницы. Стена из щебня перед фасадом предполагает вестибюль, но его точная роль остается неясной.
Разные постройки
[ редактировать ]Здание, отмеченное буквой А на прилагаемом плане, представляет собой обширный четырехугольник, примыкающий к храму, и имеет некоторые примечательные архитектурные особенности. Колонны были обнаружены, некоторые частично закопаны. Две колонны стояли вертикально, их основания находились на глубине 2,50 метра. Важным открытием является найденная внутри надпись, в которой упоминаются города Русуккуру и Иомниум, что предполагает гражданское или религиозное использование, возможно, связанное с торговлей или поклонением.
Корпус Б (см. план), большой прямоугольник длиной около 45 метров, проходит параллельно улице, ведущей к храму. Хотя раскопки не проводились, его архитектура и расположение позволяют по-разному интерпретировать его функцию и значение в городском комплексе.
Здание, отмеченное на плане буквой C, представляет собой большой памятник в конце мыса с фасадом длиной около 35 метров. Это монументальное сооружение имеет внушительные стены и хорошо сохранившиеся пилястры. Обнаружение еще одной постройки на западном склоне мыса, состоящей из террас, поднимающихся до уровня города, свидетельствует о сложной городской организации и разумном использовании природного рельефа.
Здание D, квадрат длиной около 17 метров, расположено на востоке, на одной линии с храмом. Несмотря на изменения, внесенные в берберский период, отличительные архитектурные особенности сохранились, в том числе рельефная надпись, вырезанная на одном из обнаруженных блоков, дающая ценную информацию о функции и истории здания.
Что касается здания Е, расположенного в восточном углу византийского вала, то здесь было сделано несколько замечательных открытий. Помимо обнаружения двух массивных колонн высотой 3,35 метра, наблюдались нетипичные архитектурные особенности, в частности отсутствие лепнины в основаниях колонн. Эта особенность в сочетании с наличием цилиндрических, а не усеченно-конических колонн поднимает интересные вопросы о происхождении и архитектурной эволюции этого здания.
Когда владелец г-н Леколь расчистил территорию, в здании F обнаружились два ряда параллельных колонн. Это открытие выявило большую комнату в форме базилики длиной около 25 метров с расстоянием между двумя рядами 6,35 метра. Внутри одной из ниш о наличии прочного перекрытия свидетельствует квадратный колодец размером 0,70 м на 0,85 м с подоконником и батутом. Предполагаемый вход в помещение, выровненный по южной оси, отмечен порогом размером 1,70 м на 0,60 м, установленным между двумя колоннами с аттическим основанием и ионической капителью.
Вероятно, в нескольких метрах южнее, недалеко от улицы, стоит колонна, похожая на колонну в домах Е и Е-бис, но еще большего размера. Этот замечательный монолит высотой не менее 4 метров имел окружность 1,80 метра, что соответствует диаметру 0,59 метра. Его цилиндрическая структура без каких-либо редукций к верху показывает, что он был рудиментарным по размеру.
Другие базилики
[ редактировать ]Описание ныне исчезнувшей базилики, расположенной в южной части города у римской стены, показывает фундамент, закопанный под дорогой, и участки 30, 31 и 32. Быстрый набросок был сделан, когда каменщики овладели этим местом. . Это был прямоугольник размером 25 на 13 метров, разделенный на три нефа двумя рядами квадратных колонн, по семь или восемь в каждом ряду. В конце находилась глубокая апсида размером 4,50 на 7 метров.
Крипта базилики, расположенная в пятидесяти метрах к югу от главной базилики, имела примечательную особенность: два этажа, включая подвал. Нижний уровень, исследованный пять лет назад, имел три слегка заниженных цилиндрических свода размером 3,30 х 7,20 м каждый, соединенных арками. Подвал после затопления превратился в выбоину, а верхний этаж, засыпанный на глубину около метра, не имел видимого плана, но сохранил форму базилики.
Базилика некрополя, расположенная на холме напротив большой базилики, за небольшим ущельем (Тарга-Румизга), была идентифицирована как погребальное здание Барбье и как храм Виньералем. Хотя в этом некрополе было обнаружено несколько языческих кладбищ, христианских гробниц, вероятно, было гораздо больше. К сожалению, руины этой базилики использовались в качестве источника строительных материалов для окружающей деревни, что ограничивало археологические открытия. Однако пробные ямы и раскопки выявили планировку здания, которая, безусловно, представляет интерес, а также его погребальную функцию.
Обращенная на запад церковь имеет форму прямоугольника размером 14,50 м на 1,50 м с тремя нефами и апсидой на востоке. Стены, сложенные из щебня с тесаными цепями через равные промежутки времени, не отличаются высоким качеством. Нефы разделены двумя рядами колонн, каждый из которых образует пять пролетов. Были обнаружены тимпаны аркад, некоторые из которых инкрустированы в Административном здании, с различными мотивами, такими как шестилистная розетка и звезда, образованная двумя переплетенными квадратами.
Укрепления
[ редактировать ]Хорошо видны две линии римских укреплений, защищавших полуостров, на котором располагался город. Линия римской стены, расположенная снаружи и концентричная с византийской стеной, занимает гораздо большую площадь, оцениваемую в 10 или 12 гектаров. Его тщательное строительство из небольших бутовых камней, связанных гидравлическим раствором, напоминает африканские укрепления, возведенные во времена римского правления с I по III века. О сложности этой оборонительной системы свидетельствуют круглые и квадратные башни, а также ворота, защищенные системой прямоугольных бастионов и закругленных стен. Четкие следы вала также видны на скалах, окаймляющих море, что позволяет предположить, что это методичное сооружение могло относиться ко времени правления короля вандалов Гензериха (455-477).
Византийская ограда, которая, по наблюдениям г-на Паллу де Лессерта, вероятно, относится к византийскому периоду, [ 15 ] свидетельствует о необходимости защиты и сокращении населения во время упадка римской власти и вандальской оккупации. Стена, построенная из больших обрезанных блоков, сложенных один на другой без видимого цемента, удивительно хорошо сохранилась на большей части своей длины, хотя часто состоит из одного ряда тесаного камня. Чтобы компенсировать эту техническую неполноценность, ограда была продуманно спроектирована с рядом реданов и навесных стен с узкими воротами, такими как главные ворота, обнаруженные почти неповрежденными, с огромными каменными петлями и створками.
Наиболее заметные части византийского вала находятся на его восточном и западном концах, где стена простирается в море, чтобы предотвратить нападения с мелководной береговой линии. Конструкция стены, две грани которой состоят из крупных тесаных блоков, иногда соединенных более мелкими блоками, типична для византийских укреплений в Африке. Несмотря на признаки поспешного строительства с использованием уцелевших материалов, было обнаружено несколько христианских декоративных элементов, таких как розетки и монограммы, что позволяет предположить, что здание было заселено после времен Гензериха.
Остров
[ редактировать ]Что касается острова и порта, то островок напротив полуострова, хотя сейчас и заросший, демонстрирует следы прошлой связи с берегом, вероятно, через каменную дамбу. Сам порт располагался в нескольких километрах восточнее, у подножия города Таксебт. На острове, необитаемом из-за крутых склонов, сегодня сохранились только одни руины — небольшая сводчатая камера, откуда открывается панорамный вид на город.
Некрополи
[ редактировать ]Что касается некрополей, то примечательны гробницы, вырытые в огромном валуне слева от дороги, ведущей из Деллиса. Их форма, закругленная с одной стороны и суженная с другой, возможно, напоминает человекообразные погребения, использовавшиеся финикийцами. Датировка этих погребальных гробниц, тип которых засвидетельствован от пунического периода до позднего христианства, остается неопределенной.
Во время дорожных работ в XIX веке [ 16 ] нетипичная гробница была обнаружена в южной части города, за пределами римских укреплений и на значительном расстоянии от византийской стены. Нетронутая гробница была сделана из плоских камней и имела длину 1,88 м. Он был перекрыт тремя квадратными плитами, на одной из которых были написаны буквы MF L. Эта особенность предполагает захоронение, которое было временно спрятано по неизвестным причинам, возможно, связанным с религиозными преследованиями, например, связанными с донатизмом. Расположение гробницы внутри древнейших городских стен предполагает возможный период заброшенности, возможно, в период вандализма или совсем недавно. Найденное тело было целым, лежало на спине, но почва, проникшая между камнями, не позволила сохраниться костям, которые со временем разложились.
Эпиграфия
[ редактировать ]Латинская эпиграфика Тигзирта часто встречается на камнях. В 1899 году М. Гзель опубликовал на скале длинную надпись, в которой подчеркнуто прославлял меры предосторожности, принятые для предотвращения падения стад в пропасть. [ 17 ] Другая надпись, «AVGSR», которая должна читаться как «A'ug(usti) s(um,ma) r(atio)», интерпретируемая как граница между собственностью Императора и собственностью города или частного лица, была обнаружилось в дальнейшем. Надписи раскрывают древнюю экономическую и социальную организацию региона, подчеркивая дальновидность богатых, представленных Providentia bonorum . [ 18 ] Присутствие крупных землевладельцев, в том числе императора, предполагает ландшафт, характеризующийся обширными поместьями, частной собственностью и императорскими землями. [ 19 ]
Скульптуры фаллосов в горельефе часто можно увидеть в руинах, часто поодиночке или в противостоянии. Два противоположных фаллоса можно увидеть на блоке известняка возле ворот цитадели, а под другим - эпиграфический фрагмент. Хотя точное значение этого фрагмента неизвестно, эти скульптуры, судя по всему, имели профилактическую роль, защищая от сглаза и предвидя злые намерения завистников. [ 20 ] Обнаружен еще один документ порнографического характера. На плите песчаника размерами примерно 0,51 х 0,76 х 0,09 метра в барельефе высечено нехудожественное изображение, отличающееся своей непристойностью, затруднявшей описание в начале ХХ века. [ 21 ] Справа от сцены изображен фаллос, увенчанный вазой, в одном ряду со стоящей лицом к лицу женской фигурой, одетой в короткое платье и со сложной прической. Она скрывает нижнюю часть лица, которую поддерживает полувытянутыми руками. Над фаллосом две линии, выгравированные буквами высотой 15 мм, содержат следующие три слова: «Bibe, mandu[c]a, suc[c]ur[re]», которые можно перевести как повелительные глаголы «пить, есть и облегчить". Еще один явно порнографический текст (который можно перевести как «Зозимус Виктории, привет. Пожалуйста, помогите мне в трудную минуту. Если можете...», [ 22 ] выражая дань, уплаченную солдатом за снисходительность одной из женщин в гарнизоне) был бы обнаружен в 8 км отсюда, в дуаре Игуонан, где остатки двух римских замков, построенных для охраны дороги из Тигзирта в Себау по-прежнему остаются на высотах региона.
В посвящении упоминается расширение портика в святилище едва преобразившегося Ваала, отнесенное ко II веку, упоминается украшение храма непокоренного бога Фругифера и расширение нового портика, предназначенного для священных церемоний. [ 23 ] Это посвящение подчеркивает важность внутренних дворов, настоящих священных дворов или портиков, в жизни святилищ, построенных в Африке в римские времена в честь пунических божеств, более или менее преобразованных преобладающим синкретизмом . [ 24 ]
Древние маслобойни и прессы
[ редактировать ]Рядом с Иомниумом было обнаружено несколько древних маслобойн и прессов. [ 25 ] Большинство маслозаводов в регионах Тигзирт и Таксебт, судя по всему, имели схожий план: небольшие здания были разделены на две комнаты, только в одной из которых сохранились остатки пресса. Стены были построены из блоков, укрепленных арфами, с закрепленным в камне деревянным прессом. Монолитный прессовый стол опирался на четыре тесаных камня с канавками для жидкости. Для прессования сырков, вероятно, использовался противовес (сито или фильтр, традиционно используемый при производстве оливкового масла для отделения масла от твердых частиц в оливковой пасте). Рядом с прессом стоял большой прямоугольный стол с гладкой поверхностью, указывающий на деревянное приспособление для измельчения оливок.
Другие маслобойни были высечены прямо в скале. Эта деревенская версия классической техники, по крайней мере здесь, кажется, связана с небольшими владениями. [ 26 ] Так, на всем прибрежном хребте во многих скальных обнажениях имеются котловины и бороздки, ошибочно интерпретированные ранними европейцами как жертвенные камни, по которым текла кровь жертв. [ 27 ] Около Тигзирта, в Тенсе, пресс в скале непригоден для использования из-за трех врытых в зону ступни купул; однако деревенские женщины до 1970-х годов использовали его для измельчения оливок. [ 28 ] Эти маслобойни, которые в прошлом часто путали с военными постами, были относительно равномерно распределены по региону. [ 29 ] Вполне возможно, что не все эти маслобойни работали одновременно. Некоторые из них вполне могут предшествовать наиболее процветающему периоду Иомния и Русипписира (конец 2-го века, начало 3-го века).
Однако их распределение позволяет предположить, что многие из них были построены в одно и то же время. Распространение этих маслозаводов подразумевает довольно высокую плотность населения, которую было трудно полностью разместить в пределах двух узких огороженных территорий Тигзирта и Таксебта. Кое-где встречаются следы изолированных домов с сухими каменными стенами, старых, но трудно датируемых. С другой стороны, небольшая древняя деревня, окруженная оградой из сухого камня, венчает хребет на высоте 830 метров и четко идентифицируется. [ 30 ] который, вероятно, был не единственным в регионе. Отсутствие крупных поселений в крупных поместьях предполагает эксплуатацию мелких землевладельцев: земля принадлежала городской знати, а обрабатывали ее крестьяне. На побережье Кабила не было крупных ферм, а были небольшие хозяйства. Территория Тигзирта, хотя и ограниченная, была организована просто, вероятно, под влиянием истории окрестных городов, и есть много оснований предполагать, что римские поселения вынудили туземцев мигрировать в более отдаленные земли.
Религия
[ редактировать ]В древности Иомниум был резиденцией христианского епископства . [ 31 ] руины небольшой базилики . Были обнаружены [ 31 ] Здание имеет три нефа с галереями над нефами. На северо-востоке находился баптистерий из многолистной фольги.
Епархия была возрождена Римско-католической церковью как титулярная кафедра . [ 32 ] Нынешний епископ — Хайме Кальдерон Кальдерон .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Липинский (2004) , стр. 397–9 .
- ^ П. Сиггерс, Топонимические остатки присутствия фенико-пунистов на Сардинии , стр. 25–35.
- ^ Уотсон (2013) , с. 328.
- ^ Липинский (2004) .
- ^ С. Лансель, «Алжир»; в финикийской и пунической цивилизации, Brill 1994. стр. 790-791.
- ^ Дэвид Л. Стоун (2014). Африка в Римской империи: связность, экономика и искусственные портовые сооружения. Американский журнал археологии, 118 (4), с. 573. https://doi.org/10.3764/aja.118.4.0565 Принять название в проект Citavi на основе этого DOI.
- ^ Роберт А. Кастер, Хранители языка: грамматист и общество в поздней античности (Калифорнийский университет Press, 1997). стр. 352 и 466.
- ^ Фотографии Иомния .
- ^ Ричард Стиллвелл, Принстонская энциклопедия классических памятников (Princeton University Press, 2017), стр. 414 .
- ^ Ричард Стиллвелл, Уильям Л. Макдональд, Мэриан Холланд Макаллистер, Стиллвелл, Ричард, Макдональд, Уильям Л., Макалистер, Мэриан Холланд, Эд., Принстонская энциклопедия классических памятников IOMNIUM .
- ^ Маннерт, Дюсберг и Маркус (1842) , стр. 490.
- ^ Гаво П. Исследование римских руин Тигзирта. Э. Леру; 1897.
- ^ Гселл, Сборники Римской школы, XIV (1894), стр. 359.
- ^ Корройер, Романская архитектура, рис. 58.
- ^ Бурлье и Паллу де Лессер, Revue de l'Afrique française, IV (1886), стр. 145; Отчеты Академии надписей, 1886, с. 270.
- ^ Бюллетень Национального общества антикваров Франции, Дюмулен (Париж), 1889. С. 180.
- ^ Гселл, Бык. Арх. дю Ком. 1899, с. CLXXXI.
- ^ Providentia bonorum — это латинское выражение, которое буквально переводится как «провидение благ» . В римском историческом и правовом контексте этот термин относится к власти и власти, которую опекун или попечитель имел над имуществом несовершеннолетнего или недееспособного лица. "providentia bonorum" предполагает управление и защиту собственности этого лица в его или ее интересах и для его или ее благополучия.
- ^ Дж. Карпопино, цит. указ.; п. 344.
- ^ Дж. Карпопино, цит. указ.; стр. 344-345.
- ^ Дж. Карпопино, цит. указ.; п. 346.
- ^ Дж. Карпопино, цит. указ.; п. 347.
- ^ Дж. Карпопино, цит. указ.; п. 348 отмечает надпись pro omamento lempli dei invicii Frugiferi a[d] sup[p]leiidam [p]oriicu[m] novam Sacre[s faci]u.[nd]i[s destinalam , что можно перевести как украшать В храме Бога я попросил непобедимого Фругифера предоставить новую дверь, посвященную новым священным ритуалам. "
- ^ Дж. Карпопино, цит. указ.; п. 348-349.
- ^ Ж.-П. Лапорт, Фермы, маслобойни и прессы великой Кабилии, в истории и археологии Северной Африки, 2-я международная конференция, Конгресс научных обществ, 108-й, Гренобль, 1983; стр. 127-146.
- ^ Лапорт, с. 144.
- ^ Лапорт, стр. 130.
- ^ Лапорт, с. 137.
- ^ Лапорт, с. 141.
- ^ Аззуз = Бениан мта Тамдинт. Атлас Гселля, лист VI, вып. 47. КЛ: 631,9/393,9. Разрушенная деревня, окруженная оградой из сухого камня, примерно овальной формы, длиной 200 м и короткой осью 100 м.
- ^ Jump up to: а б IomniumИомний
- ^ Титулярный епископальный престол Иомния .
Библиография
[ редактировать ]- Липинский, Эдвард (2004), Itineraria Phenicia , Orientalia Lovaniensia Analecta , No. 127, Студия Финикия , Том. XVIII, Левен: Издательство Peeters, ISBN 9789042913448 .
- Маннерт, Конрад; и др. (1842), Древняя география берберийских государств ... (на французском языке)
- Уотсон, Уилфред Дж. Е. (2013), «Заимствования в финикийском и пуническом языках» , «Ритуал, религия и разум» , Публикации по культуре и истории Древнего Ближнего Востока и Ветхого Завета , No. 404, Мюнстер: Угарит-Верлаг, стр. 327–346 .