Китайское искусство по средствам и технике
Большая часть традиционного китайского искусства была создана для императорского двора и часто затем перераспределялась в качестве подарков. Помимо китайской живописи , скульптуры и китайской каллиграфии , существует широкий спектр того, что можно назвать декоративным или прикладным искусством . Китайское изобразительное искусство отличается от китайского народного искусства , которое отличается по своему стилю и назначению. В этой статье дается обзор множества различных прикладных искусств Китая.
Каллиграфия
[ редактировать ]Китайский императорский двор собрал образцы каллиграфии самых опытных каллиграфов страны. Коллекция содержит множество шедевров, созданных известными каллиграфами на протяжении всей истории китайского искусства. Более того, из-за высокой художественной ценности каллиграфии коллекционирование каллиграфии было популярно среди нескольких китайских императоров во многих династиях.
-
Переправа через замерзшую реку , стихотворение императора Канси (1654–1722), написанное бегущим сценарием, Дворцовый музей , Пекин.
-
Каллиграфия на веере Мо Шилуна, Китай, династия Мин , 16 век, тушь на золотой бумаге, Академия искусств Гонолулу.
-
Соблюдение холодных блюд (фрагмент), бумага, тушь, автор Су Ши , Национальный дворец-музей , Тайбэй.
Керамика
[ редактировать ]Китайская керамика , история которой восходит к додинастическим периодам, с тех пор постоянно совершенствуется и является одной из наиболее значительных форм китайского искусства.
-
Блюдо с подглазурным синим и надглазурным красным рисунком облаков и драконов, посуда Цзиндэчжэнь , период Юнчжэн (1723–1735), династия Цин , Шанхайский музей
-
Глазурованная керамическая лошадь Санцай, династия Тан , VII–VIII века, Музей Гиме.
-
Китайский глазурованный керамический кувшин, династия Юань , Академия искусств Гонолулу.
-
синяя глазурованная ваза с золотым медальоном, посуда Цзиндэчжэнь , 1875–1908 гг. Н.э., коллекция Шанхайского музея.
Табакерка
[ редактировать ]После того, как опиум был завезен в Китай, табакерки стали популярными. Китайские гонорары были зависимы от них, поскольку они использовали опиум как лекарство долгой жизни. Дизайн табакерок процветал благодаря деньгам, которые богатые люди вкладывали в эту отрасль. Многие из этих бутылок были изготовлены талантливыми мастерами с использованием крошечных кистей; они были нарисованы изнутри бутылки, доходя до верха узкого горлышка. Они и по сей день являются предметом коллекционирования. [ нужна ссылка ]
-
Китайские табакерки, разные периоды времени, Британский музей в Лондоне .
-
Китайская табакерка, XIX век, стеклянная бутылка с жадеитовой пробкой, Художественный музей Гонолулу.
Перегородчатая перегородка
[ редактировать ]-
Большая позолоченная медная тарелка с перегородчатой эмалью, династия Цин , 19 век, Музей прикладного искусства, Франкфурт.
-
Фляга паломника, украшенная персиками и гранатами; Династия Мин , 1-я половина 17 века, Музей Ритберг , Цюрих
-
Цилиня в форме Курильница (17–18 вв.) на выставке в Центре визуальных искусств Iris & B. Gerald Cantor в кампусе Стэнфордского университета в Стэнфорде , Калифорния .
Гравировка
[ редактировать ]-
Золотая фляга, сделанная во времена китайской династии Мин , датированная 15 веком, галереи Фрира и Саклера , Вашингтон, округ Колумбия.
-
Китайский поднос из красного лака по дереву с выгравированной золотой фольгой времен династии Сун (960–1279 гг. Н.э.), датированный XII - началом XIII веков. Галереи Фрира и Саклера , Вашингтон, округ Колумбия
Посуда
[ редактировать ]-
Таблички из синего стекла, найденные в мавзолее короля Наньюэ , датируемые концом II века до нашей эры.
-
начала XIX века Ваза из пекинского стекла императорского желтого цвета.
Ювелирные изделия
[ редактировать ]-
Заколка для волос, коллекция произведений искусства в Дворце-музее , Пекин.
-
Украшение для волос, 19 век, Художественный музей Уолтерса.
-
Церемониальный головной убор, XIX век, Художественный музей Уолтерса.
-
Головной убор китайской императорской королевы, династия Мин , Музей гробниц Мин.
Лак
[ редактировать ]Именно во времена династии Шан (ок. 1600–1046 гг. до н.э.) были впервые разработаны сложные методы, используемые в процессе лакирования, и это стало высокохудожественным ремеслом. [ 1 ] В Китае были обнаружены различные доисторические лаковые изделия, относящиеся к периоду неолита . [ 1 ] Самый ранний из сохранившихся лаковых предметов — красная деревянная чаша. [ 2 ] был обнаружен на территории культуры Хемуду (ок. 5000–4500 гг. До н.э.). [ 3 ] Во времена династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) было основано множество центров производства лака. [ 1 ] Знания о китайских методах изготовления лака распространились из Китая во времена династий Хань, Тан и Сун. Позже он был представлен остальному миру — Корее, Японии, Юго-Восточной и Южной Азии. [ 4 ]
-
Резной лаковый поднос с розами, династия Юань , диаметр 16 см.
-
Китайская перламутровая лаковая шкатулка с декором из пионов, династия Мин , 16 век, Museum für Lackkunst, Мюнстер (Германия)
-
Коромандельская лаковая ширма с фигурами в павильонах и главный бордюр с «сотней антиквариата».
-
Китайская лаковая шкатулка времен династии Цин , Музей прикладного искусства , Франкфурт , Германия.
Рисование
[ редактировать ]-
Розовый и белый лотос , висящий свиток , Китай, XIV век, Художественный музей Кимбелла
-
Дерево, бамбук и изящный камень , Ни Зан , 1360–1370-е гг., Дворец-музей.
-
Портрет мадам Лю , Ли Тьефу , 1942, холст, масло
-
Чэнь Чэн-по, 1933, холст, масло, собрание Тайваньского музея изящных искусств.
-
Золотой фазан и хлопковая роза , Чжао Цзи , Дворцовый музей
-
Портрет императора, ловящего оленей , Джузеппе Кастильоне , Дворец-музей
Фотография
[ редактировать ]После изобретения фотографии в 1839 году и прибытия европейских фотографов в Макао фотография вскоре распространилась в нескольких городах Китая. Поначалу некоторые люди сопротивлялись, потому что думали, что если камера сфотографирует их, это приведет к потере их духа. Но к концу девятнадцатого века во всех крупных городах появились фотостудии. Некоторые богатые китайцы даже сделали фотографию своим хобби. Западные и китайские фотографы запечатлели обычную уличную жизнь, крупные войны и выдающихся деятелей. [ нужна ссылка ]
-
императорская императрица Цыси Вдовствующая Китая
-
Трехлетний император Китая Пу И , 23 февраля 1909 года, Библиотека Конгресса США.
Вдовствующую императрицу Цыси неоднократно фотографировали.
Скульптура и резьба
[ редактировать ]В 18 веке крытая ваза династии Цин с изображением женщины, держащей гриб линчжи и ветку пиона была создана . Женщину также сопровождали мальчик, журавль и олень, как показано ниже. [ нужна ссылка ]
-
Крытая ваза, украшенная женской фигурой, династия Цин , 18 век, коралл , Азиатская коллекция в Художественном музее Вустера , Вустер , Массачусетс
-
Китайская богиня сострадания Гуаньинь , между 1580 и 1644 годами, резная слоновая кость , Художественный музей Уолтерса.
Резьба по слоновой кости
[ редактировать ]Слоновая кость не была престижным материалом в довольно строгой иерархии китайского искусства, где нефрит всегда ценился гораздо выше, а рог носорога (который не был слоновой костью) имел особое благоприятное значение. [ 5 ] Но слоновая кость, как и кость, использовалась для изготовления различных предметов с давних времен, когда в Китае еще существовал свой собственный вид слонов. Спрос на слоновую кость, по-видимому, сыграл большую роль в их исчезновении, произошедшем до 100 г. до н.э. Во времена династии Мин слоновая кость стала использоваться для изготовления небольших статуэток богов и др. (см. галерею). Во времена династии Цин он соответствовал растущему вкусу к сложной резьбе и стал более широко использоваться для изготовления подставок для кистей, коробок, ручек и подобных предметов. Позже Кантон даже разработал большие модели домов и другие крупные и эффектные предметы, которые остались популярными. [ 6 ] Огромные экземпляры до сих пор считаются декоративными элементами на правительственных приемах. Фигуры обычно были неокрашенными или просто с определенными чертами, окрашенными чернилами, которые часто были просто черными, но иногда и другими цветами. [ нужна ссылка ]
-
Фигурка из слоновой кости Вэнь Чана , «Бога литературы». Около 1550–1644, династия Мин , Королевский музей Онтарио .
-
Пара вееров из слоновой кости, изображающих сцены из «Романа Западной палаты» , ок. 1800–1911, династия Цин . Экспонируется в Музее азиатского искусства в Сан-Франциско , Калифорния .
-
Китайская настольная ширма из слоновой кости с резным декором уличной сцены времен династии Цин , датированная периодом правления императора Цяньлуна (1735–1796).
Правительственные печати
[ редактировать ]Ручка для печати (紐刻) — это искусство, зародившееся в древнем Китае и в основном популярное в странах Восточной Азии. Он фокусируется или украшает головную часть или верхнюю часть печати. Это своего рода скульптура или мини-скульптура. В Китае самой важной печатью является императорская печать, вырезанная из Хэшиби , священного церемониального нефрита. Говорили, что зеленый нефрит принял форму круглой формы с надписями, гласившими: «Получив Мандат с Небес, пусть (император) проведет долгую и благополучную жизнь». (受命於天,既壽永昌) Говорят, что это было написано Букварем Ли Си для Цинь Ши Хуан Чжао Чжэна, императора Августа Китайской империи. [ нужна ссылка ]
-
Навершие правительственной печати династии Западная Хань .
Жуйи
[ редактировать ]Жуйи — скипетр, служащий в первую очередь украшением. Его история началась во времена династии Цин , когда скипетры Жуйи были вручены известным гостям императора. Теперь их дарят на день рождения. Жуйи изготавливается из разных материалов, в том числе из фарфора и нефрита. Термин Руйи означает «пусть твое желание будет исполнено» или «как ты пожелаешь». Необычная форма призвана имитировать форму цветка лотоса на стебле. [ 7 ]
-
Золотой Жуйи с резными цветами. Династия Цин (1644–1911). Дворец-музей , Пекин .
-
Орнамент с хурмой, лилией и грибом Жуйи, халцедон, 1900–49, период династии Цин или периода республики . Экспонируется в Музее азиатского искусства Сан-Франциско .
Резьба по камню
[ редактировать ]Работа по дереву
[ редактировать ]-
Китайская резьба по бамбуку , династия Цин , около 1900 г.
-
Переносной буддийский храм, 10 век, резное дерево, Художественный музей Уолтерса.
Текстильное искусство
[ редактировать ]Вышивка
[ редактировать ]Китайская вышивка – одно из древнейших сохранившихся видов рукоделия. Четыре основных региональных стиля китайской вышивки — это Сучжоу (Су Сю), Хунань (Сян Сю), Гуандун (Юэ Сю) и Сычуань (Шу Сю). Все они номинированы как нематериальное культурное наследие Китая . [ нужна ссылка ]
-
Вышитый шелк, 1770–1820 гг., династия Цин.
-
Знак звания «Золотой фазан», государственный служащий 2-го ранга, шелковый гобелен с расписными деталями. Китай, династия Цин , конец 18 – начало 19 века. Денверский художественный музей
-
Деталь цифу (императорского драконьего одеяния), конец 19 или начало 20 века, шелк, позолоченная нить, саржа и дамасское переплетение, вышивка, Академия художеств Гонолулу.
-
Деталь центральной вышивки женского летнего халата, шелковая марля, ок. 1875–1900, династия Цин . Экспонируется в Музее азиатского искусства Сан-Франциско .
-
Китайский летний придворный халат («халат дракона»), ок. 1890-е годы, шелковая марля, прошитая золотой нитью, Центр Восток-Запад.
Коврики
[ редактировать ]-
Комната с традиционными китайскими свадебными украшениями и коврами, Запретный город в Пекине.
-
Комната с синим узорчатым ковром и висячим ковриком с драконом, Запретный город , Пекин.
Тканый материал
[ редактировать ]-
Деталь цифу (императорского драконьего одеяния), конец 19 или начало 20 века, шелк, позолоченная нить, саржа и дамасское переплетение, вышивка, Академия художеств Гонолулу.
-
Тканый текстиль Дай, коллекция ткачества, Музей национальностей Юньнани , Куньмин , Юньнань , Китай .
См. также
[ редактировать ]- академии
- Китайская архитектура
- Китайское Народное Искусство
- Китайская мебель
- Китайский сад
- Коллекции изобразительного искусства в Китае
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Чанг, Цзунлинь, Ли, Сюкуй (2006). . Издательство Университета Цинхуа
- Институт истории естественных наук Китайской академии наук, под ред. (1983). Технологии и наука Древнего Китая. Пекин: Издательство иностранных языков. ISBN 978-0-8351-1001-3 .
- Роусон, Джессика (ред.). (2007). Книга китайского искусства Британского музея (2-е изд.). Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-2446-9
- Старк, Мириам Т. (2005). Археология Азии. Молден, Массачусетс: Паб Blackwell. ISBN 1-4051-0213-6 .
- Ван, Чжуншу. (1982). Ханьская цивилизация. Перевод К. К. Чанга и соавторов. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-02723-0 .
- Уэбб, Марианна (2000). Лак: Технология и консервация. Оксфорд: Баттерворт-Хайнеманн. ISBN 978-0-7506-4412-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арт-перезагрузка . Гонконг/Великобритания: OM Publishing . 2022. ISBN 978-9-6279-5647-1 .