Jump to content

Масонство в Испании

Масонство в Испании ( испанский : Masonería ) впервые упоминается в 1728 году в английской ложе. Поскольку различные папские буллы осуждали масонство, испанская инквизиция всячески старалась закрыть ложи и демонизировать масонство, поэтому успех масонства из года в год зависел от симпатий или антипатий правящего режима. Тем не менее, ложи и даже Великие ложи были сформированы и даже процветали в более либеральные периоды. Когда Франсиско Франко консолидировал власть в 1939 году, все масонство было запрещено. В 1979 году, через четыре года после смерти Франко, запрет масонства был объявлен неконституционным, и сейчас в Испании процветают несколько Великих Лож Востока.

Ранние ложи

[ редактировать ]
Портрет графа Аранды работы Франсиско Ховера и Казановы

15 февраля 1728 года на улице Сан-Бернардо в Мадриде была образована ложа под названием «Ла Матритенсе» или «Лас Трес Флорес де Лис» , вероятно, по названию отеля, в котором она собиралась. Он собирался в покоях бывшего Великого Магистра Англии, герцога Уортона , с Шарлем де Лабели в качестве Мастера. Эта ложа получила ордер от Великой Ложи Англии 29 марта 1729 года, и ложа была внесена в список под номером 50. [ 1 ] [ 2 ]

В том же 1728 году Ложа Св. Иоанна Иерусалимского была учреждена в Гибралтаре и позднее внесена в список Великой Ложи Англии под номером 51. В 1731 году капитан Джеймс Каммерфорд, служивший тогда в британской армии в Гибралтар был назначен Великим Магистром провинции Андалусия, под которым подразумевался Гибралтар и прилегающие к нему места. Гибралтар с 1713 года находился под британским контролем, и эта провинциальная Великая Ложа Андалусии продолжала формировать ложи по всей южной Испании. [ 1 ]

Первоначально члены масонских лож в Испании состояли из экспатриантов из Великобритании и Франции, но вскоре к ним начали присоединяться и испанцы. Несмотря на это, на протяжении большей части восемнадцатого века в Испании не возникло организованного и стабильного масонства. Немногие основанные ложи прожили короткую и нестабильную жизнь, потому что испанская инквизиция быстро возбудила уголовное дело, обеспечив соблюдение папских булл и указа Фернандо VI от 2 июля 1751 года о запрете масонства. Например, военная ложа, основанная в Барселоне в 1748 году и начавшаяся в Ницце, всего два года спустя была донесена до инквизиции и закрыта. Оно было реорганизовано в 1776 году, но инквизиция снова искоренила его и арестовала всех его лидеров. [ 3 ]

В 1767 году была сформирована Великая Ложа Испании (Gran Logia Española), и испанское масонство объявило себя независимым от Англии. Первым Великим Магистром был граф Аранда , премьер-министр Карла III. В 1780 году название этой организации было изменено на Gran Oriente Espanola, и она приняла французскую систему. Известно, что масонами были многие министры Карла III, а также внушительный список видных испанских дворян и высших чиновников. В 1800 году под руководством преемника Аранды, графа Монтихо, в Великом Востоке было 400 лож. [ 1 ] [ 4 ]

Осуждение и преследование

[ редактировать ]

По мере роста масонства в Испании оно вызывало подозрения и враждебность как церкви, так и светских властей. 28 апреля 1738 года Папа Климент издал In eminenti apostolatus , осуждающий масонство и запрещающий католикам присоединяться к нему. В Испании энциклика получила королевскую экзекватуру, и генеральный инквизитор опубликовал указ от 11 октября 1738 года, заявляя об исключительной юрисдикции по этому вопросу и призывая к доносу в течение шести дней под страхом отлучения от церкви и штрафа в 200 дукатов. [ 1 ]

В 1752 году, через год после обнародования Королевского указа, объявившего масонство вне закона, отец-францисканец Хосе Торрубиа опубликовал «Защитник против масонов» (Centinela contra francmasones) , сборник антимасонских иностранных текстов. Масонство было анафемой для испанского католицизма и стало ассоциироваться с такими терминами, как « ересь », « еврей », « атеист », « янсенист » и « манихей ». Частое использование этих слов по отношению к масонам объясняет, почему только в 1843 году термин « масонство» появился в словаре Королевской испанской академии как « тайное объединение, в котором несколько символов, взятых из каменной кладки, таких как квадраты, уровни и т. д. используются » . [ 5 ]

Правление Фердинанда VII (1808–1833)

[ редактировать ]

С вторжением наполеоновских войск в 1808 году появились ложи, которые были инструментом наполеоновской политики. В Барселоне их было шесть, один из которых многозначительно назывался «Верные друзья Наполеона», и состояли они в основном из военных французов. Этот вид бонапартистского масонства исчез, когда французские войска покинули страну в 1813 году. [ 3 ]

Помимо лож, поддерживающих «французскую» монархию Жозефа Бонапарта в Испании, существовали также ложи «Патриотов», которые не признавали отречение Байонны и поэтому по-прежнему считали Фердинанда VII своим законным королем. Появились антимасонские газеты, такие как « Солнце Кадиса» (1812–1813), в которых говорилось, что «по всей Испании распространилась пагубная каста людей, которые не хотят ничего, кроме подрыва государства и подавления религии». Возник еще один миф, связанный с ночной деятельностью масона. Статья, опубликованная в 1812 году, содержит предупреждение: «Жители Малаги, бегите от этих хищных вечерних волков». Антимасонская обличительная речь XVIII века не изменилась. [ 5 ]

Портрет Хуана Ван Халена , анонимная работа 1853 года, Военно-морской музей Мадрида.

После восстановления Фердинандом абсолютной монархии в 1814 году преследование масонства со стороны испанской инквизиции достигло своего апогея. Новый Великий инквизитор , епископ Миер-и-Кампильо, одной из навязчивых идей которого было масонство, издал в начале 1815 года два указа, следуя указаниям Святого Видеть. Майер обвинил масонов в заговоре «не только против тронов, но и в значительной степени против религии» и призвал людей предать их, гарантируя анонимность. Включалась и конфискация имущества масонов. Было много жалоб, в том числе ложных, и признаний, что привело к закрытию лож. Иностранные масоны были изгнаны из Испании, а испанцы были вынуждены проходить духовные упражнения . Однако были масоны, к которым не относились столь снисходительно. Так было в случае с либеральным военным офицером Хуаном Ван Халеном . В 1817 году его пытали в течение двух дней после ареста инквизицией. Собственный рассказ Ван Халена об этом опыте, рассказанный десятью годами позже, рассматривается в Пио Барохи « Книга Хуан ван Хален, отважный офицер» [ 6 ]

По словам Эмилио Ла Парры и Марии Анхелес Касадо, составленные тогда списки подозреваемых масонов (многие из которых хранились у короля) были полезным инструментом в руках влиятельных политиков, позволяющим избавиться от оппонентов, многие из которых, возможно, не были масонами. [ 6 ]

Масонство вновь появляется в Либеральном Трехлетии и приобретает политическую роль. Оно было снова репрессировано во время Зловещего десятилетия . В 1824 году Фернандо VII издал Королевскую хартию, запрещающую «во владениях Испании и Индии любые собрания масонов, повстанцев (Sp:communeros) и других тайных сект». [ 3 ]

Высота, до которой могла подняться антимасонская паранойя, иллюстрируется небольшой книжкой «Представления о масонстве», опубликованной в 1828 году, в которой говорится; [ 5 ]

Конгрегация масонов — это военный орден, насчитывающий, по оценкам, миллион человек, к которым в случае необходимости могут призвать и получить помощь еще два миллиона новых братьев и друзей. [...] Все члены этой общины вооружены молотком.

Правление Изабеллы II (1833–1868)

[ редактировать ]

В 1834 году регентство Марии Кристины де Бурбон объявило амнистию масонам, но сохранило запрет на масонство. Вскоре после этого в Лиссабоне был основан Национальный Великий Восток Испании , а в 1839 году — Суверенное ведомственное отделение в Барселоне, зависимое от Великого Востока. [ 3 ]

В этот период масонство оставалось скрытым, что не помешало ему набрать обороты в течение прогрессивистского двухлетнего периода (1854–1856 гг.), особенно на Кубе , где некоторые масонские ложи участвовали в движении за независимость, как это произошло при освобождении американских колоний от Испании. между 1810 и 1825 годами [ 4 ]

Шесть лет демократии (1868–1874)

[ редактировать ]
Временное правительство 1869 года. Слева направо: Лауреано Фигерола , Мануэль Руис Соррилья , Пракседес Матео Сагаста , Хуан Прим , Франсиско Серрано-и-Домингес , Хуан Баутиста Топете , Аделардо Лопес де Айала , Хуан Альварес Лоренсана и Антонио Ромеро Ортис. Зорилла, Сагаста и Прим — масоны. [ нужна ссылка ]

Масонство расширилось в течение шести лет демократии . Хотя ложи размножались, воспользовавшись свободой, провозглашенной революцией 1868 года, возникли конфликты между двумя союзами: Национальным Великим Востоком Испании и Великим Востоком Испании. Последний был более демократичным и считал Мануэля Руиса Соррилью Великим Магистром . Один из самых выдающихся политиков своего времени, он был премьер-министром в 1872-1873 годах во время правления Амадео I. В 1876 году он сменил Пракседеса Матео Сагаста , другого видного политика того времени и одного из столпов, наряду с Кановасом дель Кастильо. , Реставрации Бурбонов в Испании . В том же 1876 году сенатор маркиз де Сеоан возглавил консервативную Национальную партию Великого Востока Испании. [ 3 ]

В этот период масоны могли выступать и выражать свои взгляды публично. 1 мая 1871 года начал публиковаться «Официальный бюллетень Великого Востока Испании», а в следующем году был опубликован «Масонский карманный словарь Пертусы». В последней работе говорилось, что масонство [ 3 ] [ 5 ] ассоциация свободных людей с хорошим характером, единственной и исключительной целью которой является социальное улучшение человечества .

По словам Пере Санчеса, «это была каменная кладка с очень тонко завуалированным политическим призванием, в которой немало персонажей использовали ее структуру и свое влияние, чтобы подняться к власти и престижу внутри нее, что (справедливо сказать) не встречало сопротивления, если рассматриваемый политик будет защищать их интересы. Не будет преувеличением сказать, что некоторые из них получили 33 степени ( Шотландского обряда ) за три дня, а многие другие, занимавшие важные должности, почти ничего не знали о масонстве и знали. не посещать ритуалы. Прогрессивная идеология и буржуазное членство были тогда прототипом латинского масонства, которое имело совершенно отличные характеристики от англо-масонства, такие как воинствующий антиклерикализм или поддержка определенных политических революций. Это масонство, типичное для Латинской Европы, поддерживало позитивизм и всеобщее избирательное право . второй половины XIX века, а некоторые из этих послушаний даже исключили из своих уставов обязанность признавать существование Великий Архитектор Вселенной (Бог). [ 3 ]

В этот период также процветало антимасонство. Некоторые выразили тревогу по поводу того, что «благотворительный, моральный институт цивилизаторского характера» пришлось «покрыть тайной», и пришли к выводу: [ 3 ] [ 5 ]

Поскольку масонство систематически скрывается от посторонних глаз, работа учреждения и не может представлять собой то, что хорошо и истинно.

Реставрация Бурбонов (1875–1902)

[ редактировать ]
Деталь гробницы семьи Фигероа (1878 г.) на кладбище Ла Альмудена, Мадрид.

«Золотой век» испанского масонства, начавшийся в «Шесть лет», продолжался во время Реставрации Бурбонов . Например, в Барселоне, где в 1890 году действовало более сорока лож, издавались различные масонские журналы, в которых собирались деньги в благотворительные фонды для оказания помощи семьям умерших масонов, помощи в случае болезни и оказания медицинской помощи. Основана в 1889 году Великим Востоком Испании под председательством Мигеля Морайты. В Каталонии гегемонию разделила Символическая Великая Ложа Балеарско-Каталонского региона, которая поддерживала каталонский национализм. Созданное тремя годами ранее, это было первое материковое послушание, которое не принуждало своих членов признать существование Великого Архитектора Вселенной. [ 3 ]

В эти годы также расширилось антимасонство , стимулируемое католической церковью. В 1884 году Лев XIII публикует энциклику Humanum genus , в которой снова осуждает масонство и рассматривает его как одного из главных врагов Церкви. По словам Пере Санчеса, «причины такого мощного нападения были разными. На одном уровне масонство духовно отреклось от католицизма, который казался суррогатной религией без догм, которая заменила бы католицизм. Если бы этого было недостаточно, чтобы гарантировать вражды, оно призывало к конкордатам, светскому образованию, общественным кладбищам, отмене регулярного духовенства и иезуитов , политической свободе и т. д. Для масонства антиклерикализм стал одним из основных столпов его деятельности в политике и обществе». [ 3 ] Примером этой антимасонской кампании является работа, опубликованная в 1899 году валенсийским фундаменталистом Мануэлем Поло-и-Пейролоном , в которой он сказал о масонстве следующее: [ 5 ]

Масонство — монстр, который сговаривается в Пещерах Адонирама с целью совершить всевозможные уголовные преступления и преступления; является Deus ex Machina всех убийств, отравлений, цареубийств , преследований Алтаря, Трона и Отечества, войн, политических кризисов, клеветы, мести, святотатств, тайн беззакония, поклонения Люциферу и Палладио, а также еще более ужасных загадочные, дьявольские, преступные и гнусные явления, произошедшие и происходящие в мире

.

Парадокс нападок католической церкви и католических фундаменталистов на масонство заключался в том, что они были подкреплены его верой в то, что «в мире две великие силы соперничают за господство. С одной стороны, мы, иезуиты, подлинные представители прошлых, настоящих и будущих тираний». С другой стороны, масонство, бесспорная колыбель свободы и человеческого милосердия», согласно статье, опубликованной в «Бюллетене Великого Востока Испании» в 1907 году. [ 3 ]

Между 1869 и концом 19 века испанские масонские послушания создали на Кубе 200 новых регулярных лож, из которых около половины располагались в центральной столице . [ 7 ] Такая атмосфера усиления антимасонства объясняет, почему, когда в 1896 году произошли кубинские и филиппинские восстания, масонство было обвинено в сотрудничестве с движением за независимость, а полиция закрыла мадридские штаб-квартиры Великого Востока Испании и Национального Великого Востока Испании, конфисковав всю их документацию и арест некоторых лидеров. Это политическое давление, наряду с внутренними причинами, объясняет кризис, с которым масонство столкнулось на рубеже веков, после которого оно так и не вернуло себе «золотой век» конца девятнадцатого века. Например, в 1920 году количество лож в Барселоне не превышало десятка. [ 3 ]

Конституционная монархия Альфонсо XIII и диктатура Примо де Ривера (1902–1930)

[ редактировать ]
Масонский мавзолей виконтов Ллантено, Мадрид (построен в 1910 году).

Масонству были не чужды политические конфликты, существовавшие в Испании в первые десятилетия двадцатого века. Возможно, наибольшее влияние на организацию оказал «региональный вопрос», в котором столкнулись две концепции испанского государства, централистская и федералистская. Таким образом, Великий Восток Испании защищал модель, основанную на центральном Мадриде, в то время как Символическая Великая Ложа Балеарских Региональных Каталонских островов выступала за федерализм, что заставило их действовать по всей Испании с 1921 года под новым названием Великой Ложи Испании , угрожая гегемонии, которую Великая Испанская Ложа Восток понравился. Оно попыталось следовать модели Соединенных Штатов , поэтому намеревалось создать независимую Великую Ложу в каждом регионе Пиренейского полуострова, включая Португалию. Два года спустя по просьбе своих каталонских лож Великий Восток приобрел аналогичную структуру. Например, организация в Каталонии была переименована в Великую Ложу Северо-Восточной Испании. [ 3 ]

С другой стороны, в первой трети двадцатого века ложи перестали быть исключительно средним классом, включив в себя очень мало членов рабочего класса. Первопроходцами были каталонские анархисты, которые с конца XIX века проникали в масонские общества. Некоторые лидеры Федерации трудящихся испанского региона , среди которых заметно фигурировал Ансельмо Лоренцо , с 1883 года поддерживали интенсивную деятельность в ложе «Сыны труда» в Барселоне. Затем Лоренцо стал Мастером и Оратором Ложи Верности . [ 3 ] Однако после победы Октябрьской революции 1917 года в России Третий Интернационал 1921 года под руководством большевиков запретил ассоциированным партиям принадлежать к масонству как «буржуазному институту». В том же году каталонские ложи «Верность» (которая в следующем году признала Луиса Компаниса ) и «Феникс» , часть Великого Востока, опубликовали брошюру, одобренную Мануэлем Портелой Валладаресом, осуждающую Третий Интернационал. [ 3 ]

Репрессивная политика диктатуры Примо де Риверы в отношении масонства была описана как произвольная и непоследовательная. Например, когда масоны в Мадриде провели Национальное собрание в мае 1927 года, многие каталонские ложи были закрыты, а некоторые из их членов заключены в тюрьму. В течение этого времени Великий Восток оставался доминирующим, насчитывая более сотни лож, хотя Великая Ложа насчитывала более пятидесяти. [ 3 ]

Вторая Испанская республика (1931–1936)

[ редактировать ]

Провозглашение Второй Испанской республики открыло новую главу в истории испанского масонства. Последующая франкистская пропаганда обесценивала Республику, утверждая, что это была работа масонов. Правда, в Учредительном собрании было значительное число депутатов , являвшихся членами масонской ложи, но они не составляли большинства. Феррер Бенимели подсчитал, что 183 из 458 депутатов были масонами, в основном от левых республиканских партий. В Левой республиканской партии Каталонии 10 из 26 депутатов были масонами, в Республиканском действии - 19 из 28, в Радикально-социалистической партии - 34 из 54, в различных федеральных фракциях - 48 из 89 и в Испанской социалистической рабочей партии - 44. из 119. Во Временном правительстве Второй Испанской республики шесть из одиннадцати министров были масонами. Однако эти данные, по мнению Пере Санчеса, «не могут показать, что масоны сформировали блок единой политики или практики. Таким образом, испанское масонство не может рассматриваться как группа давления, в которой индивидуальное поведение стало подчиненным единым целям. Очевидно, что существовало сильная политическая тенденция, но она никогда не была партийной политической, а следовала более общим принципам, которые были сформулированы в рамках демократических идеалов социальной справедливости, ни в коем случае не уникальных для масонства». [ 3 ]

Гражданская война и франкистская Испания (1936–1975)

[ редактировать ]
Масонский храм Санта-Крус-де-Тенерифе , один из немногих масонских храмов, который не был снесен во франкистской Испании .

Во время гражданской войны в Испании масоны подвергались преследованиям в зоне повстанцев, а после войны все ложи были закрыты. В 1940 году Франко принял Закон о подавлении масонства и коммунизма , который стал правовым инструментом для проведения репрессий. Специальный трибунал по подавлению масонства и коммунизма функционировал до 1963 года, когда его заменил Суд общественного порядка , созданный по тому же закону. [ 3 ]

Во время репрессий сразу после Гражданской войны около 10 000 испанцев были расстреляны просто за то, что они были масонами. [ 8 ] [ нужна страница ]

Во франкистской Испании испанское масонство существовало только в изгнании. Великим магистром Великого Востока Испании был Антонио Вильяр Массо, который вместе с другими испанскими изгнанниками, такими как Жоан Бертран Деу, был принят Великим Востоком Франции . В интервью, опубликованном в Европейском пространстве (espacios europeos), Вильяр Массо сказал:

22 марта 1972 года в Париже я родился в масонской ложе Великого Востока Испании в изгнании. Он назывался «Union Hispana No1». Он был сформирован испанскими жителями французской столицы и принят в братское гостеприимство Великого Востока Франции, в одном из храмов которого в его штаб-квартире на улице Кадет, 16 состоялась впечатляющая церемония. Благодаря этому Великому Послушанию, как и Великой Ложе Мексики и испано-американским ложам в целом, у всех испанских масонов есть долг чести, о котором нельзя забывать.

Многие центры и храмы масонства были разрушены по всей стране. [ 9 ] В 1936 году по первому декрету против масонства, продиктованному Франко, масонский храм Санта-Крус-де-Тенерифе (крупнейший масонский центр Испании до того момента) [ 10 ] был закрыт, осквернен и захвачен испанской Фалангой . Однако в отличие от того, что произошло в остальной части страны, этот храм так и не был разрушен.

Демократический переход (1975–1982)

[ редактировать ]

После принятия Конституции 1978 года масонство было легализовано в Испании 19 мая 1979 года решением Суда по административным делам Высокого суда , который отменил решение Генерального управления внутренней политики от 7 февраля того же года, которое объявило вне закона Великое Восток Испании. Заявленная причина аннулирования заключалась в том, что « Генеральное управление внутренней политики, объявив испанское регулярное ремесленное масонство вне закона, превысило ограниченные законодательные полномочия, которые Конституция наделяет государственной властью... что исключает проведение судебного разбирательства по реальным и предполагаемым скрытым намерениям. в продвижении своего творения ». Высокий суд основывал свое решение на свободе объединений, признанной и защищенной Конституцией. [ 11 ]

Современное испанское масонство

[ редактировать ]

Современная картина масонских организаций в Испании представляет собой множество различных интерпретаций масонской регулярности, в результате чего там можно обнаружить множество различных типов лож: либеральные, консервативные, традиционные, светские, деистические, эзотерические, региональные, национальные, международные, а также мужские, женские и смешанные.

В 1979 году Испанская федерация « Права человека» продолжила работу, прерванную в 1938 году, но продолжавшуюся в изгнании. Le Droit Humain — первый и старейший смешанный масонский орден, в настоящее время охватывающий более пятидесяти стран. Символическая Великая Ложа Испании (основанная в 1980 году) также имеет смешанные ложи и является частью альянса CLIPSAS . состоящая только из мужчин, Великая Ложа Испании, была основана в 1982 году и имеет признание Объединенной Великой Ложи Англии (а также большинства Великих Лож в Соединенных Штатах) и имеет наибольшее количество лож в современной Испании.

Печать I и IV провинций рыцарей-благодетелей Священного города, соответствующая старым коронам Арагона и Кастилии.

Существуют также Женский Великий Восток Испании и Женская Великая Ложа Испании, а также другие региональные реализации женского масонства, такие как Великая Ложа Канарских островов, Великая Ложа Каталонии и Великий Восток Каталонии. В 2003 году был основан Великий латиноамериканский монастырь, послушание, открытое только для христиан и практикующее Исправленный Шотландский Устав .

Международные масонские организации, такие как Великий Восток Франции, присутствуют в Испании. Существуют также масонские ложи других организаций, таких как Великая ложа Франции или Традиционная и символическая Великая ложа и другие.

Подобным же образом в 2001 году возник Великий Восток Иберии, либеральное послушание, которое, как и Символическая Великая Ложа Испании, приветствует мужские, женские и смешанные ложи и работает в основном во Французском Уставе как на Пиренейском полуострове, так и в Мексике и Франции. В 2010 году у него было тринадцать лож: одна в Мехико и две в Париже.

В 2007 году возникла Иберийская объединенная Великая Ложа - послушание, которое соблюдало традиционную регулярность, но не признавалось Объединенной Великой Ложей Англии.

В 2011 году Великая Ложа Испании (крупнейшая масонская группа в Испании, члены которой составляют 3000 из 3600 масонов, по оценкам, проживающих в стране, большинство из которых испанцы, а также некоторые британцы и французы) опубликовала первый масонский барометр, снимок кто они и что их волнует как членов этой группы. Согласно аннотации, опубликованной ежедневной газетой El Pais , «в результате они являются верующими (32% объявляют себя христианами, не указывая конкретно на какую-либо конфессию, еще 11,6% — католиками), с сильными, но разнообразными политическими убеждениями (28% называют себя либералами, 16,3% социал-демократами, 15,6% консерваторами) и считают самой большой проблемой, стоящей перед Испанией на данный момент, - это "кризис ценностей", так что кроме христиан и католиков есть еще и в гораздо меньшей степени (меньше). более 5% каждый), протестанты, англиканцы, евреи и буддисты. Но, несомненно, самую большую категорию составляют те, кто объявляет себя просто «духовными без принадлежности к какой-либо религии» (35%). 8,8% широкой публики), ссылаясь на суть масонства, которая имеет свою основную основу в Вере в Высшую Силу [ 12 ]

Масонские послушания в Испании

[ редактировать ]
  • Великая Ложа Испании [ 13 ] был создан 6 ноября 1982 года в Мадриде . [ 14 ] Его нынешняя штаб-квартира находится в Барселоне и состоит из 180 лож, расположенных по всей стране. [ 15 ] Он разделен на восемь масонских провинций (Андалусия, Балеарские острова, Канарские острова, Кастилия, Каталония, Мадрид, Мурсия и Валенсия), каждая из которых имеет свою собственную Великую провинциальную ложу. Это регулярная масонская юрисдикция Испании, имеющая признание Объединенной Великой Ложи Англии, а также многих других регулярных Великих Лож по всему миру.
  • Символическая Великая Ложа Испании (Gran Logia Simbolica Española), [ 16 ] который принимает как мужчин, так и женщин. Он был основан в 1980 году и на данный момент имеет 41 домик, расположенный по всей стране.
  • Права человека - Испанская Федерация [ 17 ] Это глобальный масонский орден, который принимает как мужчин, так и женщин. В нее входят около 32 000 членов в более чем 60 странах мира и на всех 5 континентах. [ 18 ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д История и преследования испанского масонства - Мартин И. МакГрегор, главный лектор масонов Новой Зеландии - размещено на веб-сайте Pietre Stones Review of Freemasonry.
  2. ^ La Matritense № 7, История (Часть 2) , по состоянию на 5 сентября 2014 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Пере Санчес Ферре, Масонство в Каталонии (на каталанском языке), L'Avenç 76, 1984, стр. 53-61.
  4. ^ Jump up to: а б Хосе Мария Аррибас Мачо, масонство , Энциклопедия истории Испании. V. Тематический словарь, под редакцией Мигеля Артолы, Alianza Editorial, Мадрид, 1991, стр. 785.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Августин Мартинес де лас Эрас, Политический и социальный словарь испанского XIX века , Мадрид, 2003, стр. 440-441, Масонство.
  6. ^ Jump up to: а б Эмилио Ла Парра Лопес и Мария Анхелес Касадо, Инквизиция в Испании. Агония и отмена , The Cataract Books, 2013, стр. 146–147
  7. ^ Феррер Бенимели, Хосе Антонио (25 сентября 2009 г.). «Методы и опыт изучения истории испанского масонства» (pdf) . Ремлак (на испанском языке). 1 (2): 48. ISSN   1659-4223 . OCLC   7180149305 . Архивировано из оригинала 2 декабря 2017 года . Проверено 13 мая 2021 г. академия.edu
  8. ^ Раскрытие масонства Пепе Родригеса (От мифа к реальности 1100-2006) , Темас де Хой, 2006 ISBN   84-8460-595-7
  9. ^ Последний масонский храм в Испании.
  10. ^ Масонский храм, объект культурного интереса.
  11. El Pais, Испанское масонство легализовано , 20 мая 1979 г. , по состоянию на 29 ноября 2013 г.
  12. ^ JA Aunión, 43% испанских масонов объявляют себя христианами или католиками , El Pais, 3 ноября 2011 г., по состоянию на ноябрь 2013 г.
  13. ^ Веб-сайт Великой Ложи Испании
  14. История. Архивировано 7 ноября 2008 г. в Wayback Machine с веб-сайта Великой Ложи Испании.
  15. ^ Список лож. Архивировано 28 декабря 2014 г. на сайте Wayback Machine с веб-сайта Великой Ложи Испании.
  16. ^ Веб-сайт GLSE
  17. ^ Права человека - веб-сайт Испанской федерации.
  18. ^ Веб-сайт Международного ордена масонства для мужчин и женщин Le Droit Humain
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ec06e53aacc7626bb217635dfda730bc__1717208760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/bc/ec06e53aacc7626bb217635dfda730bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Freemasonry in Spain - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)