Jump to content

Масонские мифы

Масонские мифы занимают центральное место в масонстве . Заимствованные из основополагающих текстов или различных библейских легенд, они присутствуют во всех масонских обрядах и рангах. Используя концептуальные притчи, они могут служить масонам источниками знаний и размышлений там, где история часто соперничает с вымыслом. Они вращаются в основном вокруг легендарных историй о строительстве храма Соломона , смерти его архитектора Хирама и рыцарстве . Некоторые из первоначальных мифических тем до сих пор в большей или меньшей степени и явно являются частью символов, составляющих корпус и историю спекулятивного масонства. Однако некоторые мифы не имели реального потомства, но их все еще можно найти в некоторых высоких степенях или в символике некоторых ритуалов. Другие заимствуют идеи из средневекового воображения или религиозного мистицизма и не обращают внимания на исторические истины, чтобы создать легендарные связи с исчезнувшими гильдиями или орденами.

Мифы и масонство

[ редактировать ]

Мифы в масонстве кажутся фундаментальными элементами в построении идей и чувств, которые передаются внутри корпуса масонских лож и масонов. Они способствуют их выражению и обеспечивают преемственность для каждого масона между обрядом, практиками и масонской культурой. Как и в других мифологиях , важность и качество сочетания элементов истории важнее самих фактов. В результате не существует единой истинной или официальной версии масонских мифов, а их богатство часто проистекает из множества возможных интерпретаций. [ С 1 ]

Они следуют определенному хронологическому повествованию, дополненному более или менее заметными вариациями, при этом фундаментальные принципы регулярно повторяются. Три великих мифа составляют основной корпус спекулятивного масонства: миф о строительстве храма, который, хотя и не занимает изначального места, предлагает непрерывность и центральность; легенда о Хираме , которая проистекает из возможности масонства достичь антропологической универсальности и остается главной легендой масонства; и средневековое рыцарство с его человеческими ценностями солидарности, верности и добродетели. [ С 2 ]

Главный вывод всех масонских мифов заключается в том, что в легендах используются целенаправленные психологические исследовательские «инструменты», которые вращаются главным образом вокруг морального и духовного самосовершенствования, самосовершенствования, братства и смерти. По мере своего развития мифы связаны героической фигурой, которая никогда не упоминается сначала и которая раскрывается в масонских ритуалах. [ С 3 ] Эта героическая фигура изображается и ставится получателем на церемонии посвящения в первый класс, а другие степени углубляют этот процесс, выявляя библейских героев, которые связывают степени вместе, давая энергию и оплодотворяя воображение и личные исследования. [ С 4 ]

Основные мифы

[ редактировать ]

Строительный миф

[ редактировать ]

Миф о строительстве единосущен масонству; часть своей символики он черпает из истории различных сооружений, реальных или легендарных, таких как пирамиды , Вавилонская башня , Иерусалимский храм или соборы . Хотя модель храма Соломона принята масонской мифологией, строительство, практикуемое спекулятивными масонами, является частью более широкого движения, которое историк Ив Ивер-Мессека описал в 2017 году как «масонский конструктивизм». Этот конструктивизм основан на принципах построения, деконструкции и свободного восстановления мужчины или женщины, духовного здания и лучшего мира одновременно. Таким образом, миф принимает два взаимодополняющих направления: одно эпистемологическое, философское и духовное, другое культурное, филантропическое и критическое. Этот миф, с его множественной и адаптируемой интерпретационной силой, предлагает ряд интерпретаций, которые необходимо терпеливо прорабатывать самостоятельно или совместно с другими. [ С 5 ]

Миф о строительстве не появляется в anciens devoirs (старых обвинениях) рукописи Региуса (1390 г.), где царь Соломон упоминается лишь один раз. Рукопись Кука (1410 г.), с другой стороны, предлагает мифологическое описание, которое стало основой действующей легенды о храме Соломона. Эта вульгата почти одинаково использована в рукописи Великой Ложи № 1 (1583 г.) и рукописи Уотсона (1687 г.). Рукопись Драмфриса (1710 г.) и рукопись Грэма (1726 г.) следуют тому же образцу, добавляя детали, чтобы подчеркнуть христианский характер и религиозность мифической сказки. [ Ф 1 ]

В первом издании конституций Андерсона в 1723 году миф заимствует библейские элементы, но предлагает цель строительства как строительство «места молитвы для всех народов», придавая храму универсальность, который имеет тенденцию присоединяться к масонству. универсализм. В издании 1738 года масонский характер мифа и конструкции подчеркивается назначением Соломона Великим Магистром Масоном в Иерусалиме , а конструкция и ее главные герои наделены многочисленными добродетелями. Издание 1738 года восстанавливает библейские сочинения, не заботясь об исторической достоверности, с целью прославления, предшествования и легитимации. [ Ф 2 ]

В 18 веке миф о строительстве вокруг масонского храма использовался для создания пространства для межконфессионального обмена и дискуссий. Конституции вызывают идею строительной площадки, где поиск предполагаемых остатков масонства и передача далекой масонской традиции масонами главной Великой Ложи Англии послужили для изобретения языка, состоящего из знаков и слов признания. а также слово, которое позволило участникам строительной площадки узнавать друг друга, работать и продолжать работу в гармонии. [ С 5 ]

Миф о Хираме

[ редактировать ]
Цветной витраж библейской фигуры.
Хирам изображен между двумя колоннами храма.

Фундаментальный миф масонства и путеводная нить магистратуры появился в 1730-х годах. Миф о Хираме полностью преобразил раннее масонство, знавшее только две степени, добавив новую легенду, которая сильно изменила смысл посвящения. Быстро уничтожив идею Ноя, она стала повсеместно распространенной в спекулятивном масонстве. [ Ф 3 ]

Характер Хирама и миф, который сопровождал его легенду, не появляются в оригинальных рукописях или рукописях первого поколения « Региус и Кук » оперативной каменной кладки XIV века. [ С 6 ] Упоминание об архитекторе, «магистре геометрии и главном из всех каменщиков», действительно появляется в рукописях второго поколения Великой Ложи №. 1 , но его личность точно не установлена. Для объяснения этих вариаций были выдвинуты гипотезы, начиная от простой орфографической ошибки, допущенной репродуцентами текстов, до искажения примитивной легенды о Хираме и ее восстановления в восемнадцатом веке. [ С 7 ]

В 1723 году в первой версии конституций Андерсона упоминается «принц архитекторов» по ​​имени Хирам Абифф. Это назначение было сделано в связи с появлением степени магистра, основанной на образе Хирама в рукописях старых подопечных семьи Спенсеров , особенно между 1725 и 1729 годами. [ С 8 ]

Хотя источники легенды по-прежнему трудно установить, историки XXI века обычно выбирают составной миф, состоящий из нескольких историй, основанных на Библии : история о сыновьях Ноя, которые пытались спасти своего отца, чтобы узнать его тайну; рассказ о Весалеле и обучении строительному искусству, тайнах, окружающих его и которые он расточал двум сыновьям царя; наконец, рассказ о царе Соломоне и строительстве храма, в котором архитектор Хирам предстает сыном тирянина и вдовы из колена Неффалима. [ С 9 ] Первая история взята из рукописи Грэма , которая была первым текстом, в котором упоминалось о восстановлении тела и тайне, утерянной в результате смерти владельца; второй рассказывает о чудесных талантах и ​​качествах Весалеля и его секретах искусства, которые нужно было «хранить в сердце»; и, наконец, третий напоминает Хирама как мудрейшего надзирателя и передатчика знаков, дающих права каменщикам. Наложение этих трех мифов почти дает полное описание легенды о Хираме, изложенной в книге Сэмюэля Причарда 1730 года La Maçonnerie disseéquée . [ С 10 ]

Миф и легенда о Хираме, вытекающие из него, сильно отличаются от других масонских мифов или легенд о строительной профессии, которые развиваются с течением времени и адаптируются по мере изменения времен и передач. Похоже, что это намеренная конструкция, предназначенная для структурирования другой ступени и поощрения более аристократического типа масонства, а также для развития нового и отличного видения масонства. Миф о Хираме в своей конституции раскрывал научный труд, который в свое время, по мнению историка Роджера Дачеса , также был политическим инструментом молодой и ведущей Великой Ложи Англии . Она привнесла в ритуалы те же новшества и литературные качества, что и конституции Андерсона , когда они были впервые опубликованы для зарождения послушного масонства, оба творения произошли от одного и того же движения. [ С 10 ]

Миф о рыцарстве

[ редактировать ]

Хотя рыцарский миф развивался главным образом во Франции, он впервые появился в первых конституциях 1723 года: в коротком отрывке Андерсон установил связь между рыцарством и масонством. [ П 1 ]

После процесса интеграции, который историки связывают развитие старого рыцарства с речью, произнесенной шотландским кавалером Эндрю Майклом Рамзи в 1736 году, древнее рыцарство стало основополагающим масонским мифом. Меч, кордон и церемония посвящения являются прямым потомком рыцарства, где братство по оружию отражает братство в ложе. Число рыцарских званий увеличилось с 1740 года. Рыцарский миф посредством этого легендарного родства закрепляет зарождающееся масонство в форме древней легитимности. [ С 11 ] масонству и рыцарству приписывают древнее происхождение. [ П 2 ] Миф также предлагает путь вперед масонам, желающим объединить действие и духовность. [ С 11 ]

Со второй половины восемнадцатого века оно приобрело решающее значение в масонстве, особенно среди его высоких чинов. В разгар Эпохи Просвещения , когда рационализм медленно набирал силу, он рассматривался как движение за ресакрализацию веры, окрашенное различными течениями мистицизма, христианства и оккультизма. Присвоению рыцарских мифов способствовали оригинальные ритуалы, такие как средневековый ритуал инициации, который был полностью принят некоторыми рыцарскими масонскими степенями. [ С 12 ] Во Франции самым старым засвидетельствованным рангом, использующим рыцарский миф, является звание «Шевалье Ориента», датируемое 1748 годом. Легендарный сюжет вращается вокруг восстановления Второго Храма , завершившегося в восемнадцатом веке как часть Путешествие масона. [ П 3 ]

Этот миф также делает рыцаря-каменщика рабочим, претендующим на родство с каменщиками и строителями соборов, предполагая, что теперь он работает «с мечом в одной руке и мастерком в другой», по образу 3-го ордена французов . Обряд . В этой двойной роли он утверждает себя как борец, озабоченный судьбой мира, а также ищущий духовности. [ С 13 ] Он придерживается идеала сублимированного прошлого и лучшего будущего, подводя итог своим действиям в диалектике между традицией и прогрессом. [ С 14 ] Тем не менее, его эволюция в сторону от первоначальных рекомендаций оперативников и рабочих, безусловно, менее полезна. Это ближе к модели, где правила и помпезность религиозного и военного ордена дают дополнительный престиж и повод для лести, а иногда и тщеславия немногочисленным аристократам и знати, которые легко получают доступ к символизирующим его чинам. [ Д 1 ]

Оригинальные мифы

[ редактировать ]

Миф о Евклиде

[ редактировать ]
Цветная гравюра Евклида Александрийского.
Евклид Александрийский.

Важность Евклида в рукописях «Старых обвинений в английском оперативном масонстве» очевидна с самых первых строк, в первой формуле: «Здесь начинаются положения искусства геометрии согласно Евклиду». [ Ф 4 ] Посредством мифического повествования, вызванного рукописью Региуса , Евклид установил семь свободных искусств , другое название семи наук и основную ссылку на миф. [ Ф 5 ] В своих сочинениях Евклид является самым ученым из всех ремесел и тем, кто обучал им в Египте. [ примечание 1 ] и другие страны, где он распространял геометрию и различные профессии. [ Ф 5 ] Рукопись Кука развивает миф, но интегрирует его в библейскую историю, которая делает Евклида одним из учеников Авраама и где он первым назвал геометрию своим именем. [ Ф 6 ] Рукописи «Старых обвинений» второго поколения, начиная с 1583 г., сохраняют Евклида как главный миф об их моральном регулировании: в 1710 г. рукопись Дамфриса №. 4 , без особого отличия от предыдущих сочинений, наделяет его дополнительным даром пророчества , делая, таким образом, дальнейший шаг в построении мифа, когда искусство гаданий проникает в идею трансцендентности, религиозной или нет. [ Ф 7 ] Таким образом, миф о Евклиде служит восхвалению, вознесенному в этих основополагающих текстах по геометрии, считающейся высшей наукой и основным инструментом экономического, ремесленного и политического управления. [ Ф 8 ]

Постепенное исчезновение упоминаний о Евклиде началось в последних рукописях старых обвинений, которые уже не напоминали о нем как об изобретателе и распространителе свободных наук, сохраняя при этом центральную функцию геометрии в мифе об оперативниках. [ Ф 9 ] Первое издание Конституций так называемого спекулятивного масонства Андерсона 1723 года сохранило гуманитарные науки, но отвело лишь более ограниченное место Евклиду, которого называли «достойным восхищения». Это лишило его фундаментальной роли, возложенной на него оперативным масонством, в пользу библейской фигуры Адама . Греческий геометр и его миф постепенно исчезли из мифологии масонства, поскольку рационалистический дух, основанный на рассуждениях и измерениях, казалось, вступал в противоречие с библейским и религиозным компонентом, который вышел на первый план в первых конституциях, регулирующих организацию Великого Премьера. Ложа Англии . [ Ф 10 ]

Миф о Ное

[ редактировать ]
Цветная картина Ноя на земле, обнаженного перед сыновьями.
Ной и его сыновья.

первого поколения В рукописях старых обвинений упоминается , датируемых между 1390 и 1420 годами, Ной лишь вкратце, а воспоминания более четко фокусируются на Великом Потопе, который служит исторической отсылкой ко времени для построения мифа. Рукопись второго поколения Великой Ложи №. 1 (1583 г.) завершает позиционирование Потопа , чтобы вызвать воспоминания о событиях до и после. [ Ф 11 ] Спекулятивное масонство кратко упоминает его в историческом разделе и в первых двух песнопениях конституций Андерсона, в первой версии 1723 года. В этом упоминании Ной и трое его сыновей признаются «подлинными масонами», которые продолжают распространение и передачу допотопное искусство и традиции. [ С 15 ]

В 1738 году второе издание «Конституций» придало большее значение фигуре Ноя, впервые представив его отцом масонства. Ожидается, что масоны выступят как «истинные сыновья Ноя», построившего ковчег с помощью трех своих сыновей. Миф, предложенный конституциями в этой версии, — это миф о мире, происхождение которого является масонским, и чьи первые масоны называются « Ноахидами ». Шевалье Рамзи в своей речи в 1736 году превозносит тот же миф, описывая патриарха как первого Великого Магистра ордена и изобретателя военно-морской архитектуры. Эти основополагающие тексты масонства подкрепляют и пытаются утвердить ноахизм в масонской легенде, которая теперь основана на универсальном мифе, предшествовавшем всем религиозным догмам. [ Ф 12 ]

В основополагающем тексте 1726 года, рукописи Грэма , персонажи Ноя и трёх его сыновей изображены в замещённых формах, позициях и словах, явно предвещая сцены, описанные в легенде о Хираме , которая со временем взяла верх над легендой о Мастере. Сорт Мейсон. Однако миф о Ное продолжает жить благодаря принятой каменной кладке , церемониальная направленность которой сосредоточена на доступе к Ноеву ковчегу . Миф также можно встретить в 20-й степени Ордена Королевской Тайны , под именем «Великого Патриарха», предшественника 21-й степени Древнего и Принятого Шотландского Устава , под именем «Прусский кавалер или Ноахит». . [ С 16 ]

Миф о Вавилоне

[ редактировать ]
Цветная аллегорическая картина Вавилонской башни.
Вавилонская башня ( Питер Брейгель Старший ).

Миф о Вавилонской башне имеет в масонских текстах несколько интерпретаций. Моралистическая библейская версия, противоположная, предлагающая позитивное видение конструкции башни, и конституции Андерсона , синтезирующие обе. [ С 17 ] Рукопись Региуса по оперативной каменной кладке включает в свои религиозные предписания историю Вавилонской башни. Смысл остается близким к библейским текстам: проявление гордыни человека перед Богом, которая уничтожается смешением языков. Несколько столетий спустя эта более наполненная чувством вины версия встречается в легенде о высокой степени Древнего и Принятого Шотландского Устава , 21-й степени. [ С 18 ] Этот миф также можно найти в принятом масонстве в форме ошибок, совершенных «детьми земли». [ С 19 ]

Другие основополагающие тексты, хотя и поддерживают миф о башне, не сохраняют ошибку в качестве основного элемента, а дают более позитивную интерпретацию. Это уже имеет место в рукописи Кука (1420 г.), а также в старых обвинениях второго поколения, начиная с 1580 г., которые превозносят ремесло и стремление строить, не сохраняя ни гордости, ни вины в поведении людей, лояльно относящихся к строительству. передавать друг другу правила ремесла. [ С 20 ]

Версия конституций Андерсона представляет собой синтез старых обвинений и версии Ветхого Завета . В легендарном описании конституций название Вавилонской башни прямо не упоминается, но миф ясно очевиден. Хотя наказание остается прежним, оно является лишь следствием того, что, несмотря на все это, человечество приобрело исключительные навыки в строительном искусстве, а вина привела к большому прогрессу. [ С 21 ] В этой версии это общепринятая идея, но она не ограничивает прогресс человечества вокруг масонства. [ С 22 ] выявление идеи о том, что миф о Вавилоне символизирует чрезмерный беспорядок, тогда как строительство храма, преобладающее в масонской легенде, представляет собой символическую строительную площадку единства и универсальности. [ С 23 ]

Миф о Еве

[ редактировать ]
Цветная картина Адама и Евы перед деревом и яблоком.
Адам и Ева ( Гвидо Рени )

Хотя конституции Андерсона в версии 1723 года прослеживают историю первой масонской ложи до Земного рая , где Адам присутствуют и два его сына, Ева в этом воспоминании не упоминается. Это исключение не было эффективным в Европе на протяжении восемнадцатого века, где многие аристократические женщины были приняты как «масоны» через принятое масонство , где обряд усыновления включал миф о Еве. [ С 24 ] Ритуализированный в различных формах миф о Еве чаще всего используется для второго уровня и связан с яблоком и змеей. Первая женщина появляется рядом с Адамом на кальках , где древо познания появляется в самом сердце земного Рая . Во втором классе учащимся предлагается пережить историю Евы в другом символическом смысле, откусив яблоко, которое дает им познание добра и зла. [ С 25 ] Этот миф предполагает, что женщины этого столетия должны использовать свой разум и волю, чтобы делать выбор, зная первое состояние, и, таким образом, быть способными практиковать добродетели. В этом символизме он предлагает жест, который больше не является ошибкой, а является стремлением к знанию и возможности выбора. Таким образом, миф о Еве приводит женщин в масонство с самых ранних его проявлений. [ С 26 ]

Романские мифы

[ редактировать ]

Оперативный миф

[ редактировать ]

Действующий миф уже давно жив в воображении масонства, делая спекулятивных масонов наследниками строителей соборов. Согласно довольно простой гипотезе, спекулятивные масоны, хотя и больше не используют инструменты оперативных масонов на практике, унаследовали их, а также сопутствующие им символы, правила и секреты. Исторические документы семнадцатого века, а также четырнадцатого и шестнадцатого веков содержат несколько записей о « масонах » и « ложах » в Англии и Шотландии на крупных средневековых строительных площадках. Сходство используемой семантики предполагает преемственность. До 20-го века это мифическое наследие пользовалось устойчивым успехом, объясняемое теорией перехода , которая в течение нескольких лет превратила недовольные оперативные ложи в спекулятивные ложи, где строительство соборов было заменено строительством интеллектуальные постройки благодаря принятию джентльменов-масонов в качестве защитников и доноров. [ Д 2 ]

Однако доказанное отсутствие действующих лож, исчезнувших еще в конце XV века по политическим причинам в период Тюдоров в Англии, и первых принятых масонов («джентльменов-масонов»), существование которых засвидетельствовано лишь в начала 17 века в Шотландии и Англии , делают этот переход и миф о масонах как наследниках строителей соборов неэффективным. В Шотландии эти допуски недействующих знатных лиц, которые редки, но четко задокументированы, представляют собой в основном символические приемы знатных лиц в действующих ложах, регулируемых уставами Шоу , которые никогда или очень редко снова входили в свою приемную ложу. Без участия в работе лож, которые обычно собираются только раз в год, никакая трансформация или мутация невозможны. [ Д 3 ] Действующий миф с использованием знаков, символов и закодированных языков, предоставленных древними масонскими братствами, тем не менее использовался для развития спекулятивного масонства, заимствуя некоторые из его кодов. Благородство архитектуры и возможные философские эволюции, поддержанные обширной и богатой литературой эпохи Возрождения , должны были объединить знатных людей и интеллектуалов, которые хотели, прежде всего, жить в гармонии в эпоху религиозного противостояния. [ Д 4 ]

Миф о тамплиерах

[ редактировать ]
Цветная гравюра с изображением кавалера тамплиеров.
Жак де Моле .

Миф об Ордене-основателе Храма, сохранившемся благодаря масонству, должен был стать автономной частью масонского наследия в конце восемнадцатого века, когда к тому времени масонство установило четкие практики и собственные структуры. Миф о тамплиерах был впервые создан в ответ на мнение аристократической публики, которая, помимо рыцарского мифа о речи Рамзи , в которой тамплиеры отсутствовали, проявила новый интерес к истории рыцарских орденов в целом и Ордена тамплиеров. В частности, Темпл, о котором различные авторы написали работы конца 17 века, такие как Пьера Дюпюи « История осуждения тамплиеров» , опубликованная в 1654 году и переизданная несколько раз до 1751 года. [ Д 5 ]

В 1740-х годах в Германии была создана масонская система, получившая название « Строгое послушание тамплиерам» и пользовавшаяся значительным успехом в течение почти двадцати лет. Эта система довела миф о тамплиерах до логического завершения, уча и утверждая, что масонство под видом мирного братства было не чем иным, как скрытым Орденом Тамплиеров, который пережил преследования, укрывшись в действующих ложах Шотландии. [ Д 1 ] Эта «неотамплиерская» система позже стала одним из основополагающих компонентов Исправленного Шотландского Устава , структура которого частично основана на ней. [ П 4 ] Масонский наследник кавалеров тамплиеров также принадлежит к последней ступени Древнего и Принятого Шотландского Устава , Рыцарю Кадошу . Во франккенских рукописях 1764 года легендарная история тамплиеров широко используется в ритуале степени. [ П 5 ]

Однако ученые и масонологи 20-го и 21-го веков были единодушны в своем опровержении идеи о происхождении тамплиеров, даже отдаленного, поскольку это вопрос вымышленной истории масонства и утверждения о том, что этот рыцарский орден выжил. в масонстве считается выдумкой. [ Д 1 ] [ стр 6 ]

Алхимик и миф о розенкрейцерах

[ редактировать ]

Алхимики и розенкрейцеры также являются частью романских мифов масонства , их иногда называют скрытыми основателями. В семнадцатом веке появились три манифеста, известные как «Орден розенкрейцеров», написанные главным образом членами Тюбингенской горницы , всеми студентами -лютеранскими богословами. Эти молодые идеалисты представляли и надеялись на появление более терпимого, более мирного мира, примиряющего веру и развивающуюся науку, и выражали эту надежду в форме аллегорических рассказов. В эти манифесты были включены каббалистические доктрины, моральные эмблемы, алхимические и герметические символы. [ Д 6 ] Позже существование ряда символов в масонских ритуалах инициации, таких как ртуть и сера в камере отражения или испытания воздухом, водой и огнем при посвящении первой степени в некоторых ритуалах, позволило проводить сравнения без историчности. Эти приближения, появившиеся во второй половине XVIII века, добавляют к истории создания масонства романский миф, миф, не входящий в его первоначальные легенды. [ Д 7 ] Розенкрейцерский мистицизм, успешный в период интеллектуального расцвета, [ Д 8 ] Тем не менее, оно должно было оказать влияние на молодое масонство, которое позаимствовало несколько символов из своего корпуса и наполнило эту новую легенду масонской степенью, первые ритуалы которой появились около 1760 года, — ритуалом Суверенного Принца-Розенкрейцера или Рыцаря-Розенкрейцера. [ Д 7 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ни один исторический источник не подтверждает его присутствие когда-либо в этой стране Кавеньяк (2016) , с. 32.
  1. ^ Hivert-Messeca (2017) , стр. 9–11.
  2. ^ Hivert-Messeca (2017) , стр. 13.
  3. ^ Винсент (2017) , стр. 137–138.
  4. ^ Винсент (2017) , с. 139
  5. ^ Jump up to: а б Hivert-Messeca (2017) , стр. 12–15.
  6. ^ Дачез (2017) , с. 37
  7. ^ Дачез (2017) , с. 38
  8. ^ Дачез (2017) , с. 39
  9. ^ Дачез (2017) , с. 46
  10. ^ Jump up to: а б Дачез (2017) , с. 47
  11. ^ Jump up to: а б Hivert-Messeca (2017) , стр. 18.
  12. ^ Брион-Портет (2017) , с. 132
  13. ^ Брион-Портет (2017) , с. 129
  14. ^ Брион-Портет (2017) , с. 130
  15. ^ Седо (2017) , с. 85
  16. ^ Седо (2017) , с. 95
  17. ^ Кавеньяк (2017) , с. 53
  18. ^ Кавеньяк (2017) , с. 55
  19. ^ Кавеньяк (2017) , с. 56
  20. ^ Кавеньяк (2017) , с. 57
  21. ^ Кавеньяк (2017) , с. 59
  22. ^ Кавеньяк (2017) , с. 60
  23. ^ Кавеньяк (2017) , с. 61
  24. ^ Морейон (2017) , с. 102
  25. ^ Морейон (2017) , с. 103
  26. ^ Морейон (2017) , с. 105
  • Франсуа Кавеньяк, Возвращение к масонским мифам (на французском языке), 2016:

Библиография

[ редактировать ]
  • Хаббас, Кристоф (2017). «Эти мифы, питающие масонство». La Chaîne d'union (на французском языке) (HS 6). ЧУ2017.
  • Кавеньяк, Франсуа (август 2016 г.). Возвращение к масонским мифам . Масонская вселенная (на французском языке). Дерви Издания. ISBN  979-10-242-0157-3 . .
  • Дачес, Роджер; Бауэр, Ален (2016). «Легендарные и мифические источники». Масонство . Что я знаю? (на французском языке). ППУ . ISBN  978-2-13-075022-2 .
  • Мольер, Пьер (2005). Масонское рыцарство: масонство, рыцарское воображение и легенды тамплиеров в эпоху Просвещения . Традиционный Ренессанс (на французском языке). Дерви Издания. ISBN  978-2-84454-398-1 .
  • Нодон, Пол (2012). «Духовные источники». Масонство . Квадрига (на французском языке). Париж: PUF . ISBN  978-2-13-059447-5 .
  • Вьерн, Симона (ноябрь 2008 г.). «Мифы франк-масонства» . Univers Maçonnique (на французском языке). Вега. ISBN  978-2-85829-541-8 . .
  • Соланж Сударкис (2021). Нет метки или заголовка — отладка: Q106773455 . ISBN  978-2-91-965640-0 . Викиданные   Q106773455 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d0f174d20ea789d2b2738806aed5877__1720286280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/77/9d0f174d20ea789d2b2738806aed5877.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Masonic myths - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)