Jump to content

После Исландии

Глядя на восток через остров Пил.
На северной оконечности острова Пил находятся реликвии Второй мировой войны, в том числе 8-дюймовая военно-морская пушка и бетонный дот.

Остров Пил — один из трех островов атолла Уэйк-Айленд , который расположен в Тихом океане между Гуамом и Мидуэем . С 1935 года на атолле располагалась база гидросамолетов и отель, построенный компанией Pan-American , которая начала первые транстихоокеанские пассажирские перевозки с использованием ряда островов через Тихий океан для поэтапных перелетов между Америкой и Азией. Остров, как и остальная часть Уэйка, состоит из фрагментов кораллов и песка, расположен на вершине подводной горы и окружен живым коралловым рифом. Остров густо засажен тропическими кустарниками, деревьями и травами и населен в основном птицами, крысами и раками-отшельниками. В конце 20-го века здесь располагалась береговой охраны США станция Лоран , поддерживавшая радионавигацию до появления спутниковых систем. На острове находится множество исторических объектов, в том числе отель «Пан-Американ» (несуществующая авиакомпания) и остатки Второй мировой войны , такие как бункеры и ржавая 8-дюймовая пушка береговой обороны.

Остров Пил назван в честь натуралиста Тициана Пила , посетившего остров в 1841 году. [ 1 ] Остров Пил был местом выращивания некоторых из первых растений, выращенных на гидропонике , которые использовались для снабжения отеля Pan-American свежими продуктами для персонала и пассажиров во время остановки. [ 2 ] Пил был частью привычки ныне вымершей нелетающей птицы, рейла с острова Уэйк .

География

[ редактировать ]

Пил находится на северо-западной стороне острова Уэйк , а основные точки на острове Пил включают мыс Токи, западный мыс Пила. На южной стороне есть участок земли, входящий в лагуну, который направлен на юго-восток и заканчивается у Флиппер-Пойнт. [ 3 ] Он отделен от острова Уэйк каналом, который со времен Второй мировой войны до XXI века пересекал деревянный мост. Мост сгорел к 2003 году. В 1953 году мост между Пилом и островом Уэйк был восстановлен. [ 4 ]

Уэйк — один из самых отдаленных островов на планете, до ближайшей суши он находится в сотнях миль. Тем не менее, он удобно расположен между другими тихоокеанскими островами США, такими как Гуам и северные Марианские острова на западе, а также Мидуэй, западные Гавайские острова и остров Джонстон на востоке.

Отель Pan American Airways и база гидросамолетов (1935–1941)

[ редактировать ]
Остатки пирса Pan-Am для заправочной станции гидросамолетов и аэропорта на острове Пил.

Остров Пил в Уэйке был выбран в качестве места для отеля Pan-American и летающих лодок в конце 1930-х годов с пирсом, выходящим в лагуну. Когда началась Вторая мировая война, объекты подверглись бомбардировке, в результате чего отель был разрушен. Pan Am продолжала работать до первого налета японской авиации в декабре 1941 года. С середины 1930-х годов авиакомпания имела базу гидросамолетов и отель. [ 5 ] Строительство началось в 1935 году, а к 22 ноября 1935 года началось почтовое сообщение, а 4 ноября 1936 года началось строительство гостиницы для обслуживания пассажиров. [ 6 ] Никакого военного строительства не началось до 1941 года. [ 6 ]

Хуан Триппе , президент Pan Am, крупнейшей в то время авиакомпании в мире, хотел расширить свою деятельность в глобальном масштабе, предлагая услуги между Соединенными Штатами и Китаем. Чтобы пересечь Тихий океан, самолету придется останавливаться в различных точках для дозаправки и обслуживания. Сначала он попытался проложить маршрут на своем глобусе , но на нем было видно только открытое море между Мидуэем и Гуамом. Затем он отправился в Нью-Йоркскую публичную библиотеку, XIX века клиперов чтобы изучить бортовые журналы и карты , и нашел остров Уэйк, малоизвестный коралловый атолл. Чтобы продолжить реализацию своих планов в Уэйке и Мидуэе, Триппу нужно было предоставить доступ к каждому острову и разрешение на строительство и эксплуатацию объектов; однако острова не находились под юрисдикцией какого-либо конкретного правительственного образования США. [ 7 ] [ 8 ]

Между тем, военные планировщики ВМС США и Госдепартамент все больше встревожены экспансионистской позицией Японской империи и растущей воинственностью в западной части Тихого океана . После Первой мировой войны Совет Лиги Наций предоставил в Первой мировой войне) мандат в Южных морях Японии (которая присоединилась к союзным державам («Наньо») , который включал уже удерживаемые Японией острова Микронезии к северу от экватора. которые были частью бывшей колонии Германской Новой Гвинеи Германской империи ; к ним относятся современные нации/штаты Палау , Федеративные Штаты Микронезии , Северные Марианские острова и Маршалловы острова . В 1920-х и 1930-х годах Япония ограничила доступ к своей подмандатной территории и начала развивать гавани и аэродромы по всей Микронезии вопреки Вашингтонскому военно-морскому договору 1922 года, который запрещал как Соединенным Штатам, так и Японии расширять военные укрепления на островах Тихого океана. Теперь, когда запланированный Триппом авиационный маршрут Pan American Airways (PAA) проходит через Уэйк и Мидуэй, ВМС США и Государственный департамент увидели возможность проецировать американскую авиацию через Тихий океан под прикрытием коммерческой авиации предприятие . 3 октября 1934 года Трипп написал министру военно-морского флота письмо с просьбой о пятилетней аренде острова Уэйк с возможностью четырехкратного продления. Учитывая потенциальную военную ценность строительства базы ПАА, 13 ноября командующий военно-морскими операциями адмирал Уильям Х. Стэндли приказал обследовать Уэйк военным кораблем USS Nitro , а 29 декабря президент Франклин Д. Рузвельт издал Указ № 6935, согласно которому остров Уэйк и также Джонстон , Сэнд-Айленд в Мидуэе и риф Кингман, находящиеся под контролем военно-морского ведомства. Военно-морской флот действительно пытался удовлетворить другие интересы, и контр-адмирал Гарри Э. Ярнелл также объявил остров Уэйк птичьим заповедником. [ 9 ]

Начало строительства

[ редактировать ]

Военный корабль США « Нитро» прибыл на остров Уэйк 8 марта 1935 года и провел двухдневную наземную, морскую и воздушную съемку, предоставив военно-морскому флоту стратегические наблюдения и полное фотографическое покрытие атолла. Четыре дня спустя, 12 марта, министр военно-морского флота Клод А. Суонсон официально предоставил Pan American Airways разрешение на строительство объектов на острове Уэйк. [ 3 ]

Строители Pan American Airways (PAA) перегружают строительные материалы из SS North Haven в причал на острове Уилкс, атолл Уэйк

Для строительства баз в Тихом океане ПАА зафрахтовала 6700-тонное грузовое судно SS North Haven , которое прибыло на остров Уэйк 9 мая 1935 года, со строителями, а также необходимыми материалами и оборудованием, чтобы начать строительство объектов Pan American и очистить лагуну. для посадочной площадки летающей лодки. Окружающий атолл коралловый риф не позволил кораблю войти в мелководную лагуну и стать на якорь. Единственным подходящим местом для переправки припасов и рабочих на берег был близлежащий остров Уилкс ; однако главный инженер экспедиции Чарльз Р. Рассел определил, что Уилкс находился слишком низко и временами затапливался, и что остров Пил был лучшим местом для размещения объектов Pan American. Чтобы разгрузить корабль, груз перегрузили с корабля на берег, перевезли через Уилкс, а затем перегрузили на баржу и отбуксировали через лагуну на остров Пил. По вдохновению кто-то ранее загрузил железнодорожные рельсы в Норт-Хейвен , поэтому люди построили узкоколейную железную дорогу , чтобы облегчить перевозку припасов через Уилкс к лагуне. На линии использовался бортовой автомобиль, запряженный трактором. 12 июня, Норт-Хейвен отправился на Гуам, оставив после себя различных технических специалистов ПАА и строительную бригаду. [ 10 ]

Посреди лагуны Биллу Маллахи , пловцу и фридайверу из Колумбийского университета , было поручено заложить динамитные заряды, чтобы взорвать сотни коралловых головок с расстояния 1 миля (1600 м) и 300 ярдов (270 м). широкая посадочная площадка глубиной 6 футов (2 м) для летающих лодок. [ 11 ] Всего за три месяца на коралловые головки в лагуне атолла Уэйк было использовано около 5 коротких тонн (4,5 метрических тонны) динамита. [ 12 ]

17 августа первая посадка самолета на острове Уэйк произошла, когда летающая лодка Pan-Am, выполнявшая обзорный полет по маршруту между Мидуэем и Уэйком, приземлилась в лагуне. [ 13 ] К ноябрю 1935 года Pan-American запустила транстихоокеанскую почтовую службу. [ 6 ]

Вторая экспедиция Норт-Хейвена прибыла на остров Уэйк 5 февраля 1936 года для завершения строительства объектов. Пятитонный тепловоз для железной дороги острова Уилкс был разгружен, а железнодорожные пути были расширены для перехода от дока к доку. За лагуной на острове Пил рабочие собрали отель, который представлял собой сборное сооружение с 48 номерами, широкими верандами и верандами . Отель состоял из двух крыльев, пристроенных к центральному вестибюлю , в каждом номере была ванная комната с душем с горячей водой. В состав персонала входила группа мужчин чаморро с Гуама, которые работали помощниками на кухне, обслуживающим персоналом гостиницы и разнорабочими. [ 14 ] [ 15 ] Деревня на Пил получила прозвище «ПААвилль» и была первым «постоянным» населенным пунктом на Уэйке. [ 16 ]

В 1936 году Норт-Хейвен построил два сборных отеля на 45 номеров, один для Уэйка, а другой для Мидуэя. Первоначально Pan-American начинала с почтовых услуг через Тихий океан, однако большой спрос на пассажирские перевозки и интерес к островам привели к ускорению темпов роста. планы пассажирских маршрутов. [ 17 ] Отель был спроектирован для тропических условий и состоял из центрального вестибюля круглой формы с двумя крыльями. Также была доставлена ​​мебель для гостиницы, в каждом номере была ванна с душем и горячей водой, телефон для звонков внутри гостиницы и между номерами, а также мелкие предметы, такие как пепельницы и ангары для шкафов. Корабль также доставил бензин, консервированные продукты и другие припасы на шесть месяцев. Строительные бригады жили в палатках, преодолевая сложные условия с жаждой приключений. [ 17 ]

Начало полетов

[ редактировать ]
Вид с воздуха на отель Pan American Airways и его объекты на острове Пил на атолле Уэйк. Слева находится отель, справа — якорь с затонувшего корабля «Либелле» и беседка, ведущая к причалу гидросамолетов «Клипер».
Остров Пил в мае 1941 года. Мост, ведущий к остальной части Уэйка, пересекает канал, и некоторые здания Панамерикана и пирс в лагуне видны с гидросамолетов.

К октябрю 1936 года компания Pan American Airways была готова перевозить пассажиров через Тихий океан на своем небольшом флоте из трех самолетов Martin M-130 «Flying Clippers». 11 октября в Уэйке приземлился самолет China Clipper , выполнявший рейс для прессы с десятью журналистами на борту. Неделю спустя, 18 октября, президент PAA Хуан Триппе и группа VIP- пассажиров прибыли в Уэйк на филиппинском клипере (NC14715). 25 октября самолет Hawaii Clipper (NC14714) приземлился в Уэйке вместе с первыми платными пассажирами авиакомпании, когда-либо пересекавшими Тихий океан. В 1937 году остров Уэйк стал регулярной остановкой для международных транстихоокеанских пассажирских и авиапочтовых рейсов PAA с двумя регулярными рейсами в неделю: один в западном направлении от Мидуэя и один в восточном направлении из Гуама. [ 14 ] [ 15 ] Pan Am также управляла летающими лодками Boeing 314 Clipper . Помимо Martin M130, [ 18 ]

Остров Уэйк считается одним из первых успехов гидропоники , которая позволила Pan American Airways выращивать овощи для своих пассажиров, поскольку перевозка свежих овощей по воздуху была очень дорогой, а на острове не было естественной почвы. [ 19 ] Доктор Герике из Калифорнийского университета в Беркли написал новаторское исследование по гидропонике. После конфликта с университетом по поводу публикации его исследования он ушел; однако некоторые проекты уже начались. Один из них заключался в том, чтобы г-н Лаумейстер, старший из Калифорнийского университета, разбил гидропонный огород для отдаленного острова, на котором были проблемы с доставкой свежих продуктов (корабль с припасами приходил только раз в шесть месяцев). К 1938 году он вырастил редис , а после преодоления некоторых трудностей ему удалось вырастить салат , огурцы и морковь . В июне 1939 года Торри Лайонс занял пост руководителя проекта и курировал строительство и использование гораздо более крупной гидропоники для удовлетворения спроса. [ 2 ] Напротив, Мидуэй, который был еще одной остановкой на маршруте, должен был иметь тысячи тонн почвы, необходимой для выращивания продуктов питания и поддержания зеленого ландшафта, необходимого для роскошной остановки. [ 20 ]

Начиная с 1941 года из-за напряженности в Тихом океане США начали строительство гораздо более крупного военного объекта на острове Уэйк, включая базу военно-воздушных сил и подводных лодок, хотя к моменту начала военных действий с Японской империей оно не было завершено. [ 6 ]

Pan Am продолжала действовать до первого налета японской авиации на Перл-Харбор в декабре 1941 года, вынудившего США вступить во Вторую мировую войну . [ 21 ] 8 декабря 1942 года пятизвездочный отель подвергнется бомбардировке вместе с военной взлетно-посадочной полосой, в результате чего погибнет множество сотрудников и будет нанесен ущерб объектам. Однако летающий клипер получил лишь незначительные повреждения в лагуне, поэтому его вылетели вместе с пассажирами и некоторыми сотрудниками Pan Am. [ 22 ]

Последним вылетел самолет «Мартин М-130», который только что вылетел на Гуам, когда по радио сообщили о Перл-Харборе и начале Второй мировой войны, поэтому он вернулся в Уэйк. Он был заправлен топливом и собирался совершить морское патрулирование в поисках японцев, когда произошла японская бомбардировка. Во время налета самолет получил легкие повреждения, двое членов экипажа были ранены. Его лишили сидений и запасного груза и наполнили 40 людьми для эвакуации. После трех попыток взлета он поднялся в воздух и долетел до Мидуэя, затем Перл-Харбора , а затем обратно в США. [ 23 ] За исключением еще одного морского пехотинца , вылетевшего 21 числа, они были последними, кто покинул остров Уэйк до того, как его захватили японцы. План состоял в том, чтобы пополнить запасы находящихся в пути военно-морских сил и отвести гражданских подрядчиков, работавших на военных объектах; однако 23 декабря он был захвачен прежде, чем это могло произойти.

Вторая мировая война начинается

[ редактировать ]
В Национальный реестр исторических мест США включены места на острове Пил, в том числе это береговое орудие времен Второй мировой войны на острове Пил.

Рано утром 8 декабря 1941 года самолет Pan-American Martin M-130 вылетел и направлялся с пассажирами на Гуам, когда он получил радиосообщение о нападении на Перл-Харбор и ему было приказано вернуться в Уэйк. . [ 24 ] Он вернулся только после внезапного японского бомбардировки, в результате которой погибли 9 сотрудников и были разрушены многие здания. [ 24 ]

После этой атаки сотрудники Pan Am были эвакуированы вместе с пассажирами филиппинского клипера , а летающая лодка-амфибия Martin 130 пережила атаку невредимой, за исключением нескольких пулевых отверстий. Выжившие рабочие чаморро не сели в самолет и остались позади. [ 25 ] Из 45 чаморро пятеро были убиты и пятеро ранены в результате первых авиаударов 8 декабря, а пятеро в больнице скончались на следующий день в результате бомбардировки больницы. Военный командир Уэйка спросил выживших чаморро, помогут ли они защитить остров; они согласились и помогли укрепить остров. Они были взяты в плен в качестве военнопленных , 33 человека пережили войну, а в 1982 году им был присвоен статус ветеранов за их вклад во время битвы. [ 26 ] Самолет был разобран, чтобы вместить как можно больше людей, и в нем могло поместиться около 40 пассажиров, но им пришлось сидеть на голом полу. [ 5 ] Филиппинскому «Клипперу» предпринято три попытки взлета, чтобы подняться в воздух, а затем в течение трех дней вылетел в Мидуэй, затем в Гонолулу и, наконец, в Сан-Франциско , и пассажиры рассказали о нападении из первых рук. [ 24 ] Пассажиры не только пережили воздушный налет на Уэйк, но и видели разрушения в Мидуэе и Перл-Харборе на обратном пути в Сан-Франциско. [ 5 ] В тот день Мидуэй также подвергся нападению вместе с Уэйком и Перл; его обстреляли два японских эсминца . [ 27 ] Другие острова США, подвергшиеся нападению в декабре, включают атолл Джонстон, атолл Пальмира , Гуам и многие места на Филиппинах. (см. также Вторжение на Филиппины )

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Удерживаемый японцами Уэйк подвергается бомбардировке в марте 1944 года. Пил находится вверху слева.

Начиная с 1941 года, ВМС США начали превращать Уэйк в военный форпост с различными укреплениями над островом Уэйк. рампа для гидросамолета для авиабазы ​​ВМФ На Пил была построена . Кроме того, на острове Пил были позиции 5-дюймовых (127-мм), 3-дюймовых (76-мм), 50-го и 30-го калибров и прожекторы, такие как точка Токи, аналогичная оборонительным точкам на Уэйке и Уилксе. Основная взлетно-посадочная полоса и большинство военных построек находились на юге, на острове Уэйк. Многие объекты подверглись бомбардировке, в том числе Пил 8 декабря 1941 года, а три дня спустя, 11 декабря 1941 года, японский десантный флот был отбит военной заставой. Комбинация коротких батарей и воздушной атаки самолетов Grumman F4F Wildcat потопила два корабля, одни из первых в войне на Тихом океане. [ 28 ]

Японцы продолжали бомбить Уэйк с ограниченным эффектом в ближайшие дни, наконец, 23 декабря снова атаковали гораздо более крупные силы и захватили остров после битвы. [ 29 ]

После захвата японцы разместили на Уэйке гарнизон численностью 4000 человек и значительно усилили свою оборону. Они сохранили часть захваченных военнопленных для строительства более 200 дотов , бункеров и других сооружений, а также противотанковых рвов, траншей и минных полей . [ 30 ] На Пиле была установлена ​​8-дюймовая корабельная пушка. [ 31 ]

На остров время от времени совершались набеги (в частности, взлетно-посадочная полоса оставалась угрозой на протяжении большей части войны), но в остальном он проходил мимо и вернулся в Соединенные Штаты в сентябре 1945 года после капитуляции Японии. [ 32 ]

Станция USCGC Лоран

[ редактировать ]
Остатки старого моста на остров Пил, вид через канал на остров Пил со стороны Уэйка.
Вертолет ВМС пролетает над островом Пил в 2012 году.

Станция береговой охраны США Лоран , которая поддерживала радионавигационную систему, имела штат около десяти человек и работала с 1950 по 1978 год, а к 1958 году на острове Пил были восстановлены объекты. [ 33 ] [ 34 ] Первоначально персонал жил на Уэйке и добирался до станции Лоран на Пил через мост; оборудование Лорана находилось в хижине Квонсета . Однако после 1958 года на Пиле были построены новые современные объекты. Грузовое судно USCGC Kukui поддержало строительство новых объектов Лоран, прибыв на остров в 1957 году. [ 35 ]

Мост между Пилом и Уэйком сгорел в начале 2000-х. [ 36 ] В 21 веке Пил был предоставлен природе и заполнен руинами разрушенного отеля Pan-American, пирса, трапа для гидросамолета и укреплений времен Второй мировой войны. [ 37 ] Пил-авеню и Пан-Ам-роуд, различные старые объекты, такие как здания Лорана, военно-морские казармы и другие руины, медленно зарастают растительностью. Тайфун Иоке уничтожил большую часть растительности на мысе Токи, когда он обрушился в 2006 году. [ 36 ] Остров периодически посещают небольшие лодки, которые могут пересечь небольшой канал, где находятся остатки двух старых мостов. [ 37 ]

  1. ^ Капитан Росс А. Дирдорф, ВМС США (апрель 1943 г.). «Пионерская вечеринка — Остров Уэйк» .
  2. ^ Jump up to: а б «История гидропоники, часть 3 | Коммерциализация науки о водной культуре» . Гидропоника . Проверено 20 ноября 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б Крессма, Роберт Дж. «Великолепная битва: морские пехотинцы в битве за остров Уэйк» . Морская пехота в памятной серии Второй мировой войны .
  4. ^ Дайджест инженера береговой охраны . Береговая охрана США. 1959.
  5. ^ Jump up to: а б с «Боевой корабль: Героическая сказка» . www.panam.org . Проверено 13 ноября 2023 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д «Остров Уэйк, Остров Уэйк, Остров Уэйк, UM» . Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия 20540 США . Проверено 29 ноября 2023 г.
  7. ^ «Хроники острова Уэйк» . Панам.орг .
  8. ^ Гарольд Эванс (24 февраля 2005 г.). «Триппе Легкий Фантастик». Уолл Стрит Джорнал .
  9. China Clipper: эпоха великих летающих лодок , Роберт Гандт, Naval Institute Press, 23 сентября 2013 г.
  10. ^ «Что нового в мире самолетов и воздушного транспорта: трудитесь на пустынных островах, чтобы проложить тихоокеанские воздушные пути» . Чикаго Трибьюн . 7 июля 1935 г. с. 70. Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 года . Проверено 18 сентября 2015 г.
  11. ^ Роберт Дейли (1980). Американская сага: Хуан Триппе и его империя Pan Am . Рэндом Хаус, Инкорпорейтед. ISBN  978-0-394-50223-6 .
  12. ^ Дэвидсон, Джой; Макалластер, Венди (2011). Обзор исторических американских ландшафтов: остров Уэйк (PDF) (отчет). Вашингтон, округ Колумбия: Служба национальных парков. п. 6 . Проверено 6 октября 2021 г.
  13. ^ Бонита Л. Гилберт (2012). Строительство для войны: эпическая сага о гражданских подрядчиках и морских пехотинцах острова Уэйк во время Второй мировой войны . Каземат. ISBN  978-1-61200-129-6 .
  14. ^ Jump up to: а б Поездка на риф – панамериканское приключение с любовью , Берт Вортмейер, Кэрол Никишер, Paladwr Press, 2005 г.
  15. ^ Jump up to: а б Дизель будет ехать по линии острова Уэйк , Popular Science, апрель 1936 г., Vol. 128, № 4, с. 40
  16. ^ «О летающих облаках и Китае. Клипперс: Тихоокеанские ступеньки: Пробуждение» . 29 июня 2016 г.
  17. ^ Jump up to: а б «Экспедиция Норт-Хейвен II» . www.panam.org . Проверено 29 ноября 2023 г.
  18. ^ «Хроники острова Уэйк» . www.panam.org . Проверено 24 октября 2023 г.
  19. ^ Nice Clean Gardening , Фрэнк Дж. Тейлор, «Ротарианец», июль 1939 г., стр. 14. Хороший, чистый сад
  20. ^ Холтуйзен, Витеке (3 сентября 2019 г.). «Рецепт восстановления атолла Мидуэй» . Сохранение острова . Проверено 20 ноября 2023 г.
  21. ^ «Боевой корабль: Героическая сказка» . Панам.орг .
  22. ^ «Статьи CHIPS: Остров Уэйк - другая история декабря 1941 года» . www.doncio.navy.mil . Проверено 20 ноября 2023 г.
  23. ^ «Затонувшие корабли в Тихом океане — регистрационный номер Мартина М-130 «Филиппинский клипер» NC14715» . pacificwrecks.com .
  24. ^ Jump up to: а б с «Клипперс на войне @ Flyclippers.com» . www.flyingclippers.com . Проверено 6 ноября 2023 г.
  25. ^ Каннингем, В. Скотт (1961). Командование острова Уэйк . Бостон, Массачусетс: Литтл, Браун и компания. OCLC   464544704 .
  26. ^ «Вторая мировая война: 45 чаморов пойманы во время вторжения в следы - Гуампедия» . www.guampedia.com . 15 июля 2014 г. Проверено 6 ноября 2023 г.
  27. ^ «1941: 7 декабря: Нападение японцев на остров Мидуэй» . НХХК . Проверено 13 ноября 2023 г.
  28. ^ Министерство торговли США, Национальное управление океанических и атмосферных исследований. «Глубоководные чудеса следа: жертва войны на Тихом океане: уничтожение эсминца IJN Hayate 11 декабря 1941 года: Управление океанических исследований и исследований NOAA» . Oceanexplorer.noaa.gov . Проверено 21 ноября 2023 г.
  29. ^ «Битва за остров Уэйк: моральный дух нации поднялся в 1941 году» . Национальный музей Второй мировой войны | Новый Орлеан . 2020-12-23 . Проверено 21 ноября 2023 г.
  30. ^ «Журнал военно-морской истории, февраль 2001 г. Резня на острове Уэйк» .
  31. ^ PacificWrecks.com. «Тихоокеанские кораблекрушения» . pacificwrecks.com . Проверено 21 ноября 2023 г.
  32. ^ «Битва за остров Уэйк: моральный дух нации поднялся в 1941 году» . Национальный музей Второй мировой войны | Новый Орлеан . 2020-12-23 . Проверено 21 ноября 2023 г.
  33. ^ «Станция Лоран, остров Уэйк» . www.loran-history.info . Проверено 5 ноября 2023 г.
  34. ^ «Пробуждение на станции Лоран» . www.loran-history.info . Проверено 5 ноября 2023 г.
  35. ^ Дайджест инженера береговой охраны . Береговая охрана. 1959.
  36. ^ Jump up to: а б «Атолл Уэйк, Аэродром острова Уэйк, здание терминала, остров Уэйк» . Исторические структуры . Проверено 29 ноября 2023 г.
  37. ^ Jump up to: а б «Статьи CHIPS: Остров Уэйк - другая история декабря 1941 года» . www.doncio.navy.mil . Проверено 29 ноября 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ee78bf163140d1da09aea9bb38361aa9__1717502460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/a9/ee78bf163140d1da09aea9bb38361aa9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Peale Island - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)