После Исландии


Остров Пил — один из трех островов атолла Уэйк-Айленд , который расположен в Тихом океане между Гуамом и Мидуэем . С 1935 года на атолле располагалась база гидросамолетов и отель, построенный компанией Pan-American , которая начала первые транстихоокеанские пассажирские перевозки с использованием ряда островов через Тихий океан для поэтапных перелетов между Америкой и Азией. Остров, как и остальная часть Уэйка, состоит из фрагментов кораллов и песка, расположен на вершине подводной горы и окружен живым коралловым рифом. Остров густо засажен тропическими кустарниками, деревьями и травами и населен в основном птицами, крысами и раками-отшельниками. В конце 20-го века здесь располагалась береговой охраны США станция Лоран , поддерживавшая радионавигацию до появления спутниковых систем. На острове находится множество исторических объектов, в том числе отель «Пан-Американ» (несуществующая авиакомпания) и остатки Второй мировой войны , такие как бункеры и ржавая 8-дюймовая пушка береговой обороны.
Остров Пил назван в честь натуралиста Тициана Пила , посетившего остров в 1841 году. [ 1 ] Остров Пил был местом выращивания некоторых из первых растений, выращенных на гидропонике , которые использовались для снабжения отеля Pan-American свежими продуктами для персонала и пассажиров во время остановки. [ 2 ] Пил был частью привычки ныне вымершей нелетающей птицы, рейла с острова Уэйк .
География
[ редактировать ]Пил находится на северо-западной стороне острова Уэйк , а основные точки на острове Пил включают мыс Токи, западный мыс Пила. На южной стороне есть участок земли, входящий в лагуну, который направлен на юго-восток и заканчивается у Флиппер-Пойнт. [ 3 ] Он отделен от острова Уэйк каналом, который со времен Второй мировой войны до XXI века пересекал деревянный мост. Мост сгорел к 2003 году. В 1953 году мост между Пилом и островом Уэйк был восстановлен. [ 4 ]
Уэйк — один из самых отдаленных островов на планете, до ближайшей суши он находится в сотнях миль. Тем не менее, он удобно расположен между другими тихоокеанскими островами США, такими как Гуам и северные Марианские острова на западе, а также Мидуэй, западные Гавайские острова и остров Джонстон на востоке.
Отель Pan American Airways и база гидросамолетов (1935–1941)
[ редактировать ]
Остров Пил в Уэйке был выбран в качестве места для отеля Pan-American и летающих лодок в конце 1930-х годов с пирсом, выходящим в лагуну. Когда началась Вторая мировая война, объекты подверглись бомбардировке, в результате чего отель был разрушен. Pan Am продолжала работать до первого налета японской авиации в декабре 1941 года. С середины 1930-х годов авиакомпания имела базу гидросамолетов и отель. [ 5 ] Строительство началось в 1935 году, а к 22 ноября 1935 года началось почтовое сообщение, а 4 ноября 1936 года началось строительство гостиницы для обслуживания пассажиров. [ 6 ] Никакого военного строительства не началось до 1941 года. [ 6 ]
Фон
[ редактировать ]Хуан Триппе , президент Pan Am, крупнейшей в то время авиакомпании в мире, хотел расширить свою деятельность в глобальном масштабе, предлагая услуги между Соединенными Штатами и Китаем. Чтобы пересечь Тихий океан, самолету придется останавливаться в различных точках для дозаправки и обслуживания. Сначала он попытался проложить маршрут на своем глобусе , но на нем было видно только открытое море между Мидуэем и Гуамом. Затем он отправился в Нью-Йоркскую публичную библиотеку, XIX века клиперов чтобы изучить бортовые журналы и карты , и нашел остров Уэйк, малоизвестный коралловый атолл. Чтобы продолжить реализацию своих планов в Уэйке и Мидуэе, Триппу нужно было предоставить доступ к каждому острову и разрешение на строительство и эксплуатацию объектов; однако острова не находились под юрисдикцией какого-либо конкретного правительственного образования США. [ 7 ] [ 8 ]
Между тем, военные планировщики ВМС США и Госдепартамент все больше встревожены экспансионистской позицией Японской империи и растущей воинственностью в западной части Тихого океана . После Первой мировой войны Совет Лиги Наций предоставил в Первой мировой войне) мандат в Южных морях Японии (которая присоединилась к союзным державам («Наньо») , который включал уже удерживаемые Японией острова Микронезии к северу от экватора. которые были частью бывшей колонии Германской Новой Гвинеи Германской империи ; к ним относятся современные нации/штаты Палау , Федеративные Штаты Микронезии , Северные Марианские острова и Маршалловы острова . В 1920-х и 1930-х годах Япония ограничила доступ к своей подмандатной территории и начала развивать гавани и аэродромы по всей Микронезии вопреки Вашингтонскому военно-морскому договору 1922 года, который запрещал как Соединенным Штатам, так и Японии расширять военные укрепления на островах Тихого океана. Теперь, когда запланированный Триппом авиационный маршрут Pan American Airways (PAA) проходит через Уэйк и Мидуэй, ВМС США и Государственный департамент увидели возможность проецировать американскую авиацию через Тихий океан под прикрытием коммерческой авиации предприятие . 3 октября 1934 года Трипп написал министру военно-морского флота письмо с просьбой о пятилетней аренде острова Уэйк с возможностью четырехкратного продления. Учитывая потенциальную военную ценность строительства базы ПАА, 13 ноября командующий военно-морскими операциями адмирал Уильям Х. Стэндли приказал обследовать Уэйк военным кораблем USS Nitro , а 29 декабря президент Франклин Д. Рузвельт издал Указ № 6935, согласно которому остров Уэйк и также Джонстон , Сэнд-Айленд в Мидуэе и риф Кингман, находящиеся под контролем военно-морского ведомства. Военно-морской флот действительно пытался удовлетворить другие интересы, и контр-адмирал Гарри Э. Ярнелл также объявил остров Уэйк птичьим заповедником. [ 9 ]
Начало строительства
[ редактировать ]Военный корабль США « Нитро» прибыл на остров Уэйк 8 марта 1935 года и провел двухдневную наземную, морскую и воздушную съемку, предоставив военно-морскому флоту стратегические наблюдения и полное фотографическое покрытие атолла. Четыре дня спустя, 12 марта, министр военно-морского флота Клод А. Суонсон официально предоставил Pan American Airways разрешение на строительство объектов на острове Уэйк. [ 3 ]

Для строительства баз в Тихом океане ПАА зафрахтовала 6700-тонное грузовое судно SS North Haven , которое прибыло на остров Уэйк 9 мая 1935 года, со строителями, а также необходимыми материалами и оборудованием, чтобы начать строительство объектов Pan American и очистить лагуну. для посадочной площадки летающей лодки. Окружающий атолл коралловый риф не позволил кораблю войти в мелководную лагуну и стать на якорь. Единственным подходящим местом для переправки припасов и рабочих на берег был близлежащий остров Уилкс ; однако главный инженер экспедиции Чарльз Р. Рассел определил, что Уилкс находился слишком низко и временами затапливался, и что остров Пил был лучшим местом для размещения объектов Pan American. Чтобы разгрузить корабль, груз перегрузили с корабля на берег, перевезли через Уилкс, а затем перегрузили на баржу и отбуксировали через лагуну на остров Пил. По вдохновению кто-то ранее загрузил железнодорожные рельсы в Норт-Хейвен , поэтому люди построили узкоколейную железную дорогу , чтобы облегчить перевозку припасов через Уилкс к лагуне. На линии использовался бортовой автомобиль, запряженный трактором. 12 июня, Норт-Хейвен отправился на Гуам, оставив после себя различных технических специалистов ПАА и строительную бригаду. [ 10 ]
Посреди лагуны Биллу Маллахи , пловцу и фридайверу из Колумбийского университета , было поручено заложить динамитные заряды, чтобы взорвать сотни коралловых головок с расстояния 1 миля (1600 м) и 300 ярдов (270 м). широкая посадочная площадка глубиной 6 футов (2 м) для летающих лодок. [ 11 ] Всего за три месяца на коралловые головки в лагуне атолла Уэйк было использовано около 5 коротких тонн (4,5 метрических тонны) динамита. [ 12 ]
17 августа первая посадка самолета на острове Уэйк произошла, когда летающая лодка Pan-Am, выполнявшая обзорный полет по маршруту между Мидуэем и Уэйком, приземлилась в лагуне. [ 13 ] К ноябрю 1935 года Pan-American запустила транстихоокеанскую почтовую службу. [ 6 ]
Вторая экспедиция Норт-Хейвена прибыла на остров Уэйк 5 февраля 1936 года для завершения строительства объектов. Пятитонный тепловоз для железной дороги острова Уилкс был разгружен, а железнодорожные пути были расширены для перехода от дока к доку. За лагуной на острове Пил рабочие собрали отель, который представлял собой сборное сооружение с 48 номерами, широкими верандами и верандами . Отель состоял из двух крыльев, пристроенных к центральному вестибюлю , в каждом номере была ванная комната с душем с горячей водой. В состав персонала входила группа мужчин чаморро с Гуама, которые работали помощниками на кухне, обслуживающим персоналом гостиницы и разнорабочими. [ 14 ] [ 15 ] Деревня на Пил получила прозвище «ПААвилль» и была первым «постоянным» населенным пунктом на Уэйке. [ 16 ]
В 1936 году Норт-Хейвен построил два сборных отеля на 45 номеров, один для Уэйка, а другой для Мидуэя. Первоначально Pan-American начинала с почтовых услуг через Тихий океан, однако большой спрос на пассажирские перевозки и интерес к островам привели к ускорению темпов роста. планы пассажирских маршрутов. [ 17 ] Отель был спроектирован для тропических условий и состоял из центрального вестибюля круглой формы с двумя крыльями. Также была доставлена мебель для гостиницы, в каждом номере была ванна с душем и горячей водой, телефон для звонков внутри гостиницы и между номерами, а также мелкие предметы, такие как пепельницы и ангары для шкафов. Корабль также доставил бензин, консервированные продукты и другие припасы на шесть месяцев. Строительные бригады жили в палатках, преодолевая сложные условия с жаждой приключений. [ 17 ]
Начало полетов
[ редактировать ]

К октябрю 1936 года компания Pan American Airways была готова перевозить пассажиров через Тихий океан на своем небольшом флоте из трех самолетов Martin M-130 «Flying Clippers». 11 октября в Уэйке приземлился самолет China Clipper , выполнявший рейс для прессы с десятью журналистами на борту. Неделю спустя, 18 октября, президент PAA Хуан Триппе и группа VIP- пассажиров прибыли в Уэйк на филиппинском клипере (NC14715). 25 октября самолет Hawaii Clipper (NC14714) приземлился в Уэйке вместе с первыми платными пассажирами авиакомпании, когда-либо пересекавшими Тихий океан. В 1937 году остров Уэйк стал регулярной остановкой для международных транстихоокеанских пассажирских и авиапочтовых рейсов PAA с двумя регулярными рейсами в неделю: один в западном направлении от Мидуэя и один в восточном направлении из Гуама. [ 14 ] [ 15 ] Pan Am также управляла летающими лодками Boeing 314 Clipper . Помимо Martin M130, [ 18 ]
Остров Уэйк считается одним из первых успехов гидропоники , которая позволила Pan American Airways выращивать овощи для своих пассажиров, поскольку перевозка свежих овощей по воздуху была очень дорогой, а на острове не было естественной почвы. [ 19 ] Доктор Герике из Калифорнийского университета в Беркли написал новаторское исследование по гидропонике. После конфликта с университетом по поводу публикации его исследования он ушел; однако некоторые проекты уже начались. Один из них заключался в том, чтобы г-н Лаумейстер, старший из Калифорнийского университета, разбил гидропонный огород для отдаленного острова, на котором были проблемы с доставкой свежих продуктов (корабль с припасами приходил только раз в шесть месяцев). К 1938 году он вырастил редис , а после преодоления некоторых трудностей ему удалось вырастить салат , огурцы и морковь . В июне 1939 года Торри Лайонс занял пост руководителя проекта и курировал строительство и использование гораздо более крупной гидропоники для удовлетворения спроса. [ 2 ] Напротив, Мидуэй, который был еще одной остановкой на маршруте, должен был иметь тысячи тонн почвы, необходимой для выращивания продуктов питания и поддержания зеленого ландшафта, необходимого для роскошной остановки. [ 20 ]
Начиная с 1941 года из-за напряженности в Тихом океане США начали строительство гораздо более крупного военного объекта на острове Уэйк, включая базу военно-воздушных сил и подводных лодок, хотя к моменту начала военных действий с Японской империей оно не было завершено. [ 6 ]
Pan Am продолжала действовать до первого налета японской авиации на Перл-Харбор в декабре 1941 года, вынудившего США вступить во Вторую мировую войну . [ 21 ] 8 декабря 1942 года пятизвездочный отель подвергнется бомбардировке вместе с военной взлетно-посадочной полосой, в результате чего погибнет множество сотрудников и будет нанесен ущерб объектам. Однако летающий клипер получил лишь незначительные повреждения в лагуне, поэтому его вылетели вместе с пассажирами и некоторыми сотрудниками Pan Am. [ 22 ]
Последним вылетел самолет «Мартин М-130», который только что вылетел на Гуам, когда по радио сообщили о Перл-Харборе и начале Второй мировой войны, поэтому он вернулся в Уэйк. Он был заправлен топливом и собирался совершить морское патрулирование в поисках японцев, когда произошла японская бомбардировка. Во время налета самолет получил легкие повреждения, двое членов экипажа были ранены. Его лишили сидений и запасного груза и наполнили 40 людьми для эвакуации. После трех попыток взлета он поднялся в воздух и долетел до Мидуэя, затем Перл-Харбора , а затем обратно в США. [ 23 ] За исключением еще одного морского пехотинца , вылетевшего 21 числа, они были последними, кто покинул остров Уэйк до того, как его захватили японцы. План состоял в том, чтобы пополнить запасы находящихся в пути военно-морских сил и отвести гражданских подрядчиков, работавших на военных объектах; однако 23 декабря он был захвачен прежде, чем это могло произойти.
Вторая мировая война начинается
[ редактировать ]
Рано утром 8 декабря 1941 года самолет Pan-American Martin M-130 вылетел и направлялся с пассажирами на Гуам, когда он получил радиосообщение о нападении на Перл-Харбор и ему было приказано вернуться в Уэйк. . [ 24 ] Он вернулся только после внезапного японского бомбардировки, в результате которой погибли 9 сотрудников и были разрушены многие здания. [ 24 ]
После этой атаки сотрудники Pan Am были эвакуированы вместе с пассажирами филиппинского клипера , а летающая лодка-амфибия Martin 130 пережила атаку невредимой, за исключением нескольких пулевых отверстий. Выжившие рабочие чаморро не сели в самолет и остались позади. [ 25 ] Из 45 чаморро пятеро были убиты и пятеро ранены в результате первых авиаударов 8 декабря, а пятеро в больнице скончались на следующий день в результате бомбардировки больницы. Военный командир Уэйка спросил выживших чаморро, помогут ли они защитить остров; они согласились и помогли укрепить остров. Они были взяты в плен в качестве военнопленных , 33 человека пережили войну, а в 1982 году им был присвоен статус ветеранов за их вклад во время битвы. [ 26 ] Самолет был разобран, чтобы вместить как можно больше людей, и в нем могло поместиться около 40 пассажиров, но им пришлось сидеть на голом полу. [ 5 ] Филиппинскому «Клипперу» предпринято три попытки взлета, чтобы подняться в воздух, а затем в течение трех дней вылетел в Мидуэй, затем в Гонолулу и, наконец, в Сан-Франциско , и пассажиры рассказали о нападении из первых рук. [ 24 ] Пассажиры не только пережили воздушный налет на Уэйк, но и видели разрушения в Мидуэе и Перл-Харборе на обратном пути в Сан-Франциско. [ 5 ] В тот день Мидуэй также подвергся нападению вместе с Уэйком и Перл; его обстреляли два японских эсминца . [ 27 ] Другие острова США, подвергшиеся нападению в декабре, включают атолл Джонстон, атолл Пальмира , Гуам и многие места на Филиппинах. (см. также Вторжение на Филиппины )
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Начиная с 1941 года, ВМС США начали превращать Уэйк в военный форпост с различными укреплениями над островом Уэйк. рампа для гидросамолета для авиабазы ВМФ На Пил была построена . Кроме того, на острове Пил были позиции 5-дюймовых (127-мм), 3-дюймовых (76-мм), 50-го и 30-го калибров и прожекторы, такие как точка Токи, аналогичная оборонительным точкам на Уэйке и Уилксе. Основная взлетно-посадочная полоса и большинство военных построек находились на юге, на острове Уэйк. Многие объекты подверглись бомбардировке, в том числе Пил 8 декабря 1941 года, а три дня спустя, 11 декабря 1941 года, японский десантный флот был отбит военной заставой. Комбинация коротких батарей и воздушной атаки самолетов Grumman F4F Wildcat потопила два корабля, одни из первых в войне на Тихом океане. [ 28 ]
Японцы продолжали бомбить Уэйк с ограниченным эффектом в ближайшие дни, наконец, 23 декабря снова атаковали гораздо более крупные силы и захватили остров после битвы. [ 29 ]
После захвата японцы разместили на Уэйке гарнизон численностью 4000 человек и значительно усилили свою оборону. Они сохранили часть захваченных военнопленных для строительства более 200 дотов , бункеров и других сооружений, а также противотанковых рвов, траншей и минных полей . [ 30 ] На Пиле была установлена 8-дюймовая корабельная пушка. [ 31 ]
На остров время от времени совершались набеги (в частности, взлетно-посадочная полоса оставалась угрозой на протяжении большей части войны), но в остальном он проходил мимо и вернулся в Соединенные Штаты в сентябре 1945 года после капитуляции Японии. [ 32 ]
Станция USCGC Лоран
[ редактировать ]

Станция береговой охраны США Лоран , которая поддерживала радионавигационную систему, имела штат около десяти человек и работала с 1950 по 1978 год, а к 1958 году на острове Пил были восстановлены объекты. [ 33 ] [ 34 ] Первоначально персонал жил на Уэйке и добирался до станции Лоран на Пил через мост; оборудование Лорана находилось в хижине Квонсета . Однако после 1958 года на Пиле были построены новые современные объекты. Грузовое судно USCGC Kukui поддержало строительство новых объектов Лоран, прибыв на остров в 1957 году. [ 35 ]
21 век
[ редактировать ]Мост между Пилом и Уэйком сгорел в начале 2000-х. [ 36 ] В 21 веке Пил был предоставлен природе и заполнен руинами разрушенного отеля Pan-American, пирса, трапа для гидросамолета и укреплений времен Второй мировой войны. [ 37 ] Пил-авеню и Пан-Ам-роуд, различные старые объекты, такие как здания Лорана, военно-морские казармы и другие руины, медленно зарастают растительностью. Тайфун Иоке уничтожил большую часть растительности на мысе Токи, когда он обрушился в 2006 году. [ 36 ] Остров периодически посещают небольшие лодки, которые могут пересечь небольшой канал, где находятся остатки двух старых мостов. [ 37 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Капитан Росс А. Дирдорф, ВМС США (апрель 1943 г.). «Пионерская вечеринка — Остров Уэйк» .
- ^ Jump up to: а б «История гидропоники, часть 3 | Коммерциализация науки о водной культуре» . Гидропоника . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Крессма, Роберт Дж. «Великолепная битва: морские пехотинцы в битве за остров Уэйк» . Морская пехота в памятной серии Второй мировой войны .
- ^ Дайджест инженера береговой охраны . Береговая охрана США. 1959.
- ^ Jump up to: а б с «Боевой корабль: Героическая сказка» . www.panam.org . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Остров Уэйк, Остров Уэйк, Остров Уэйк, UM» . Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия 20540 США . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ «Хроники острова Уэйк» . Панам.орг .
- ^ Гарольд Эванс (24 февраля 2005 г.). «Триппе Легкий Фантастик». Уолл Стрит Джорнал .
- ↑ China Clipper: эпоха великих летающих лодок , Роберт Гандт, Naval Institute Press, 23 сентября 2013 г.
- ^ «Что нового в мире самолетов и воздушного транспорта: трудитесь на пустынных островах, чтобы проложить тихоокеанские воздушные пути» . Чикаго Трибьюн . 7 июля 1935 г. с. 70. Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 года . Проверено 18 сентября 2015 г.
- ^ Роберт Дейли (1980). Американская сага: Хуан Триппе и его империя Pan Am . Рэндом Хаус, Инкорпорейтед. ISBN 978-0-394-50223-6 .
- ^ Дэвидсон, Джой; Макалластер, Венди (2011). Обзор исторических американских ландшафтов: остров Уэйк (PDF) (отчет). Вашингтон, округ Колумбия: Служба национальных парков. п. 6 . Проверено 6 октября 2021 г.
- ^ Бонита Л. Гилберт (2012). Строительство для войны: эпическая сага о гражданских подрядчиках и морских пехотинцах острова Уэйк во время Второй мировой войны . Каземат. ISBN 978-1-61200-129-6 .
- ^ Jump up to: а б Поездка на риф – панамериканское приключение с любовью , Берт Вортмейер, Кэрол Никишер, Paladwr Press, 2005 г.
- ^ Jump up to: а б Дизель будет ехать по линии острова Уэйк , Popular Science, апрель 1936 г., Vol. 128, № 4, с. 40
- ^ «О летающих облаках и Китае. Клипперс: Тихоокеанские ступеньки: Пробуждение» . 29 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Экспедиция Норт-Хейвен II» . www.panam.org . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ «Хроники острова Уэйк» . www.panam.org . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Nice Clean Gardening , Фрэнк Дж. Тейлор, «Ротарианец», июль 1939 г., стр. 14. Хороший, чистый сад
- ^ Холтуйзен, Витеке (3 сентября 2019 г.). «Рецепт восстановления атолла Мидуэй» . Сохранение острова . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Боевой корабль: Героическая сказка» . Панам.орг .
- ^ «Статьи CHIPS: Остров Уэйк - другая история декабря 1941 года» . www.doncio.navy.mil . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Затонувшие корабли в Тихом океане — регистрационный номер Мартина М-130 «Филиппинский клипер» NC14715» . pacificwrecks.com .
- ^ Jump up to: а б с «Клипперс на войне @ Flyclippers.com» . www.flyingclippers.com . Проверено 6 ноября 2023 г.
- ^ Каннингем, В. Скотт (1961). Командование острова Уэйк . Бостон, Массачусетс: Литтл, Браун и компания. OCLC 464544704 .
- ^ «Вторая мировая война: 45 чаморов пойманы во время вторжения в следы - Гуампедия» . www.guampedia.com . 15 июля 2014 г. Проверено 6 ноября 2023 г.
- ^ «1941: 7 декабря: Нападение японцев на остров Мидуэй» . НХХК . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ Министерство торговли США, Национальное управление океанических и атмосферных исследований. «Глубоководные чудеса следа: жертва войны на Тихом океане: уничтожение эсминца IJN Hayate 11 декабря 1941 года: Управление океанических исследований и исследований NOAA» . Oceanexplorer.noaa.gov . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ «Битва за остров Уэйк: моральный дух нации поднялся в 1941 году» . Национальный музей Второй мировой войны | Новый Орлеан . 2020-12-23 . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ «Журнал военно-морской истории, февраль 2001 г. Резня на острове Уэйк» .
- ^ PacificWrecks.com. «Тихоокеанские кораблекрушения» . pacificwrecks.com . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ «Битва за остров Уэйк: моральный дух нации поднялся в 1941 году» . Национальный музей Второй мировой войны | Новый Орлеан . 2020-12-23 . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ «Станция Лоран, остров Уэйк» . www.loran-history.info . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ «Пробуждение на станции Лоран» . www.loran-history.info . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ Дайджест инженера береговой охраны . Береговая охрана. 1959.
- ^ Jump up to: а б «Атолл Уэйк, Аэродром острова Уэйк, здание терминала, остров Уэйк» . Исторические структуры . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Статьи CHIPS: Остров Уэйк - другая история декабря 1941 года» . www.doncio.navy.mil . Проверено 29 ноября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Прогулка по острову Пил (1 час видеопрогулки)