Пролив Фово
Пролив Фово | |
---|---|
Тихоокеанский путь ( маори ) | |
Пролив Фово разделяет острова Южный и Стюарт в Новой Зеландии. | |
Координаты | 46 ° 40'ю.ш., 168 ° 11' в.д. / 46,67 ° ю.ш., 168,18 ° в.д. |
Площадь поверхности | 2460 квадратных километров (950 квадратных миль) |
Пролив Фово ( маори : Те Ара-а-Кива , букв. «Путь Кива ») — пролив , отделяющий остров Стюарт от Южного острова Новой Зеландии. Ширина пролива колеблется от 23 до 53 км (от 14 до 33 миль), а глубина - от 18 до 46 м (от 59 до 151 фута). Пролив был впервые нанесен на карту в 1804 году американским охотником на тюленей Оуэном Фолджером Смитом. Официальных определений восточной и западной границ пролива нет.
Пролив был назван проливом Фово в марте 1809 года в честь Джозефа Фово , вице-губернатора Нового Южного Уэльса в Австралии. Паромное сообщение через пролив Фово началось в 1877 году и продолжает регулярно курсировать между Блафф-Харбором и Обаном . Пролив описывают как «один из самых суровых и непредсказуемых водных участков в мире». [1] Суровые погодные и морские условия в проливе стали причиной многочисленных кораблекрушений и человеческих жертв. Одной из таких потерь стало крушение SS Tararua в 1881 году — крупнейшая морская катастрофа для гражданских судов в истории Новой Зеландии, в результате которой погиб 131 человек.
Воды пролива Фово являются основным местом в Новой Зеландии для выемки устриц Блафф . В проливе расположено большое количество мелких островов, в том числе остров Руапуке и северные острова Тити/Барани . Эти острова являются местом ловли баранины — добычи ракиура- маори закопченных птенцов буревестника (или тити). На новозеландских морских котиков в этом регионе охотились в ходе крупных промыслов в начале 1800-х годов, пока их популяция не сильно истощилась, а китобойный промысел был основной отраслью промышленности в течение 40-летнего периода с 1844 по 1885 год.
Пролив Фово известен своим биоразнообразием, особенно морскими птицами и млекопитающими . В регионе обитают значительные популяции семи видов морских птиц, находящихся под угрозой исчезновения во всем мире. Множество участков береговой линии, островов и открытого моря в проливе были признаны важными территориями обитания птиц и биоразнообразия . Некоторые морские млекопитающие обитают в проливе круглый год, тогда как другие, например усатые киты , проходят через него зимой и весной во время миграции. это место спаривания южных китов Зимой . В более широком регионе также есть небольшие популяции дельфинов, находящихся под угрозой исчезновения на национальном уровне. Заповедник морских млекопитающих на побережье Кэтлинс расположен в основном внутри пролива.
География
[ редактировать ]Объем
[ редактировать ]Пролив Фово — морской путь, отделяющий остров Стюарт ( Ракиура ) от Южного острова ( Те Вай Пунаму ) в Новой Зеландии. Ширина пролива колеблется от 23 до 53 км (от 14 до 33 миль). Официального определения восточной и западной границ пролива не существует — разные источники устанавливают восточную границу пролива в районе мыса Вайпапа или, альтернативно, дальше на восток в гавани Вайкава. Западная граница была определена как линия на 167 ° 43' восточной долготы или дальше на запад в районе Сэнд-Хилл-Пойнт. В зависимости от определения восточной и западной границ площадь пролива составляет примерно 2460 км2. 2 (950 квадратных миль). [2] [3]
Физическая география и климат
[ редактировать ]В проливе расположено большое количество мелких островов, в том числе остров Раратока , остров Собаки , острова Баранины и остров Руапуке . Острова Соландер лежат на западе; они находятся за пределами района, обычно определяемого как пролив Фово. Основные формы рельефа на северном побережье пролива включают три больших залива: залив Те-Ваэваэ , пляж Орети , залив Тоэтос и гавань Блафф.
Во время последнего ледникового периода , когда уровень моря был как минимум на 100 м (330 футов) ниже нынешнего уровня, Южный остров и остров Стюарт были соединены прибрежной равниной . [4] [5] Это утверждение также подтверждается узорами гравия в проливе, которые можно различить с помощью петрографического анализа гальки, что подтверждает существование засушливых земель. [6] После того, как уровень моря начал повышаться 7000 лет назад, между двумя островами образовался пролив Фово. [5] Морское дно в проливе наклоняется к западу, увеличиваясь в глубину примерно с 18 до 46 м (от 59 до 151 фута). [7] [8] Морское дно в основном плоское с участками крупной гальки и поднятиями коренных пород вблизи уровня моря, недалеко от залива Те-Ваэваэ. Рядом залегают небольшие количества раковин Stiracolpus symmetricus и мелкий песок , встречающийся в устьях некоторых рек, [9] соленость в проливе постоянно низкая, особенно вблизи устьев рек южного побережья Саутленда, таких как река Вайау . [10]
Климат в районе пролива Фово суровый по стандартам Новой Зеландии: среднесуточная температура составляет около 14 °C летом и 5,3 °C зимой. Среднегодовое количество осадков составляет более 1100 миллиметров (43 дюйма), и в году бывает около 100 ветреных дней. В проливе Фово распространены ураганные ветры, частота которых уступает только проливу Кука . [11]
Морские условия
[ редактировать ]На морские условия и приливные течения в проливе Фово влияет субтропическая зона конвергенции (STCZ). Это фронтальная зона между субантарктическими водами на юге и субтропическими водами на севере. Южная граница STCZ проходит примерно на 46 ° ю.ш. и проходит на восток от Тасмании. Оно дает начало Саутлендскому течению, которое течет от континентального шельфа к западу от острова Стюарт через пролив Фово и затем на север вдоль побережья Южного острова. Саутлендское течение несет смесь субтропических вод и некоторых субантарктических вод из Австралазийского региона и оказывает большое влияние на состояние океана в проливе Фово и на юго-восточном побережье Южного острова. [12] [13]
Пролив Фово называют «одним из самых суровых и непредсказуемых водных участков в мире». [1] Сильные западные ветры регулярно дуют через пролив со скоростью до 130 км (81 миль) в час, часто создавая волны средней высотой более 3 м (9,8 футов), а иногда и более 10 м (33 футов). [14] [15] Приливный поток в проливе может течь со скоростью 80 см (31 дюйм) в секунду и до 120 см (47 дюймов) в секунду во время весенних приливов. [16] В 1850 году исследовательское судно HMS Acheron попало в шторм в проливе Фово, продолжавшийся пять дней. Судно укрылось у острова Руапуке, но капитан Джон Лорт Стоукс сообщал: «Все это время море напоминало огромный кипящий котел, шипящий и ревущий, а его разлом о многочисленные рифы, которыми было окружено судно, имел вид ужасно впечатляющий, когда виден во мраке приближающейся ночи». [17] Многие китобойные суда использовали Порт-Уильям на северо-западном побережье острова Стюард в качестве укрытия, когда в проливе Фово были сильные западные ветра или суровые морские условия. [18] [19]
Французский мореплаватель Жюль де Блоссвиль на борту французского экспедиционного судна «Кокиль» был первым, кто подробно описал пролив. В 1823 году он писал: «Часто можно встретить водовороты, и положение представляет большую опасность, когда направление волн противоречит направлению ветра». [20] Блоссвиль также сравнил пролив Фово с проливом Басса , написав, что течения были «намного сильнее», причем самое опасное было между островом Раратока и Южным островом, где «приливы и отливы проносятся со скоростью целых 5–6 миль. (8,0–9,7 км в час). [21] Сочетание ветра, приливов и топографии морского дна в проливе Фово может привести к образованию крутых волн, опасным обрывам и приливным отливам . Морские условия становятся суровыми, когда свежий ветер дует в направлении, противоположном сильному приливному потоку. В 2009 году, после нескольких расследований происшествий, компания Maritime New Zealand организовала добавление предупреждающих надписей на карты района. [22]
Топонимия
[ редактировать ]На языке маори пролив называется Те Ара а Кива , что означает путь Кива. Менее распространенная альтернатива — Те Ара а Кева. [23] есть множество историй В мифологии маори о происхождении названий. В одном рассказе Кива устал от пересечения перешейка, соединявшего Мурихику ( Южная земля ) и Ракиуру . Он попросил кита Кева прогрызть перешеек, чтобы создать водный путь, чтобы он мог добраться до Ракиуры, используя вака . [24] [25] [26]
Пролив был впервые нанесен на карту американским охотником на тюленей Оуэном Фолджером Смитом. [27] Смит нанес на карту пролив с вельбота тюленьего брига «Юнион» (из Нью-Йорка) в 1804 году; на своей карте 1806 года он назвал его Проливом Смита. [28] [29] Карта Смита была передана губернатору Нового Южного Уэльса Филиппу Гидли Кингу , который не обнародовал ее, хотя был обязан сообщать обо всех гидрографических открытиях Адмиралтейству. [30] [31] Позже, в 1806 году, другое американское судно, « Фаворит», собрало большое количество тюленьих шкур в этом районе, прежде чем продолжить свое путешествие в Сидней через пролив, в результате чего на некоторых ранних картах и в американских бортовых журналах этот проход был назван «Проливом Фаворита». [28] [32]
Капитан Джон Гроно назвал пролив проливом Фово в марте 1809 года в честь своего друга Жозефа Фово , [32] Вице-губернатор Нового Южного Уэльса . [29] [33] [34] Его судно «Губернатор Блай» ударилось о скалу в проливе, но не получило особых повреждений. Он описал пролив как имеющий ширину от 36 до 40 миль (от 58 до 64 км) и «с очень опасной навигацией по многочисленным скалам, отмелям и маленьким островам, которыми он переполнен». [21] Запечатывающий бриг « Пегас» , которым командовал Эбер Банкер , сел на мель в проливе в 1809 году, и в сообщении о посадке на мель в The Sydney Gazette пролив назывался проливом Фово. [35]
В 1824 году капитан Кент с корабля «Элизабет Генриетта» попытался переименовать пролив в «Пролив Тис», но безуспешно. [36] [37] Более недавнее предложение 1968 года о переименовании пролива в «Пролив Купе» также не увенчалось успехом. [38] [39]
История
[ редактировать ]поселение маори
[ редактировать ]В устной традиции маори их история в Южном регионе восходит к прибытию двух вождей, Ракайхауту и Таматеа. Ракайхауту - типуна (предок) народа Вайтаха , капитан уруао вака ( каноэ). Вака Такитиму, капитаном которого был Таматеа, потерпел крушение недалеко от залива Те-Ваэваэ на берегу того, что сейчас называется проливом Фово. Согласно традиционному мнению, горы Такитиму в Саутленде представляют собой перевернутый корпус каноэ. Нижние части Южного острова назывались Мурихику , что в широком переводе означает «хвостовая часть» суши. [40]
Мурихику- маори были в основном охотниками-собирателями , которые селились вокруг пролива Фово, включая прибрежные поселения, такие как Блафф и Ривертон, перемещаясь между внутренними районами и побережьем, включая берега и острова пролива. Они основали постоянные поселения на острове Руапуке в проливе Фово и на побережье Южного острова в Апариме (Ривертон), Аваруа (Блафф) и Вайкаве . Океан давал пищу круглый год, а тити (бараньих птиц) ловили с островов у Ракиуры. Группы перемещались вглубь страны, чтобы ловить рыбу и ловить угрей в реках с конца зимы до лета. Осенью они охотились на птиц, включая века , кака , такахе , керэру и какапо . [41]
Значительные поселения маори существовали в районе пролива Фово, особенно на острове Руапуке. [42] В девятнадцатом веке здесь располагалось крупное поселение Нгай Таху, а также дом южного рангатира Тухаваики . Он был первым из южных вождей, подписавшим Договор Вайтанги . Руапуке был важным местом для двух первых отраслей промышленности страны: добычи харакеке (льна) и шкур морских котиков. [43]
Доколониальное население оценивается в 350 маори на северной стороне пролива, расположенного между современным поселением Блафф и островом Руапуке. На острове Стюарт проживало около 85 маори, в основном населявших залив Хорсшу и территорию, называемую Те Вехи-а-Те-Вера , узкий полуостров у входа в залив Патерсон . [44] [45]
В начале 19 века Хонекай, вождь маори в районе пролива Фово, заявил, что женщины Нгай Таху и европейские охотники на тюленей могут оставаться вместе в Венуа Хоу , в 3 км (1,9 мили) к западу от острова Стюарт, под его защитой, что делает его одним из Первые многорасовые сообщества Новой Зеландии. [46] Ранее он был известен как Канавера, в честь известного вождя Кати Мамоэ . [47]
Переход Кука вокруг острова Стюарт
[ редактировать ]В марте 1770 года капитан Джеймс Кук , британский исследователь, совершил кругосветное плавание вокруг Южного острова на корабле HMS Endeavour во время своего первого путешествия в Новую Зеландию . Во время этого путешествия он обогнул южную оконечность острова Стюарт и увидел район пролива Фово, но не зафиксировал наличие прохода. [28] Также возможно, что Кук действительно допустил ошибку, поскольку его внимание было сосредоточено на поиске южной оконечности Новой Зеландии, а условия были неблагоприятны для более тщательного изучения возможного пролива. [28] [48]
Уплотнение
[ редактировать ]Маори, живущие вокруг пролива Фово, охотились на тюленей ради еды и использовали шкуру тюленя для одежды, а зубы тюленя — для рыболовных крючков. Первыми европейцами, которые, как известно, охотились на тюленей в Саутленде, была команда судна Джеймса Кука , HMS «Резолюшн» , во время его пребывания в Даски-Саунд в 1773 году. В 1792 году в Даски-Саунд была высажена австралийская коммерческая группа тюленей для сбора тюленьих шкур. . Однако новые возможности для добычи тюленей в проливе Басса сделали Новую Зеландию менее привлекательной, и европейцы в дальнейшем мало охотились на тюленей до возобновления активности в Сумрачном проливе в 1803 году . Остров Баунти и Оклендские острова . Примерно с 1808 года запечатывание происходило вокруг пролива Фово. Во время одного рейса к проливу со своей базы в Порт-Джексоне (Сидней) в сентябре 1808 года губернатор Блай под командованием Джона Гроно вернулся с 10 000 шкурами. [49] Некоторые банды тюленей провели в этом регионе месяцы или годы, и между промысловиками тюленей и маори, живущими в этом районе, увеличились контакты и торговля. В одном случае банду тюленей высадили с брига « Фокс» на остров Соландер. Их оставили там более четырех лет, пока в 1813 году их не забрала « Персерверанс» . [37] Некоторые охотники на тюленей поселились у маори, а некоторые получили высокий статус благодаря браку с дочерьми вождей. Примерно с 1810 года колонии тюленей вокруг пролива Фово были настолько истощены, что крупномасштабный промысел тюленей стал экономически нецелесообразным. [50] [51]
Китобойный промысел
[ редактировать ]За 40-летний период 1844–1885 гг. Было по крайней мере 187 отдельных заходов китобойных судов в пролив Фово, пик которого пришелся на 1856–1862 гг. По оценкам, было убито 600 кашалотов. [52] Вдоль береговой линии пролива действовали многочисленные береговые китобойные станции. [53] [54] Западный вход в пролив Фово (недалеко от островов Соландер ) ранее описывался как «одно из лучших в мире мест для ловли кашалотов ». [55]
Кораблекрушения
[ редактировать ]В проливе Фово существует долгая история кораблекрушений и опрокидываний судов. Худший инцидент произошел 29 апреля 1881 года, когда SS Tararua столкнулся с рифом Отара в 13 км (8,1 мили) от мыса Вайпапа. [56] [57] [58] Из 151 пассажира корабля выжили только 20. Этот инцидент является крупнейшей морской катастрофой для гражданских судов в истории Новой Зеландии. [59] Катастрофа привела к созданию маяка на мысе Вайпапа. [60] [61] Серьезные инциденты с многочисленными жертвами продолжаются и в 21 веке, и береговую охрану Блаффа часто привлекают для оказания помощи судам, терпящим бедствие в проливе Фово. [62]
Корабль | Год | Расположение | Описание | Погибшие | Ссылка(и) |
---|---|---|---|---|---|
Неизвестный | 1836 | Обломки между островами Пассаж и заливом Тоэтос | Неизвестный корабль водоизмещением около 300 тонн | Неизвестный | [63] [64] |
Смеющаяся вода | 1870 | К юго-западу от Пахия-Пойнт | Деревянный барк водоизмещением 411 тонн | 1 | [65] [66] |
Неизвестный | 1875 | от Орепуки | Вельбот | 3 | [67] |
Неизвестный | 1875 | от Орепуки | Вельбот | 7 | [68] |
Уильям Акерс | 1876 | Вайпапа-Пойнт | Грузовой корабль | 8 | [69] [70] [71] |
СС Двойной | 1881 | Риф Отара в 13 км (8,1 миль) от мыса Вайпапа. | Пассажирский пароход | 131 | [69] [72] [59] |
Слава Англии | 1881 | Вход в гавань Блафф. | Железный барк водоизмещением 987 тонн | ноль | [73] [74] |
Мари Анхель | 1884 | Остров Соландер или пролив Фово | 275-тонный железный барк | все | [75] [76] |
Чемпион | 1885 | устье залива Паттерсон | Резак | 3 | [77] |
Нелли | 1888 | В 11 км (6,8 миль) от острова Дог | Рыболовная шхуна | 1 | [78] |
Звезда Эрин | 1892 | Вайпапа-Пойнт | Грузовой корабль | ноль | [79] [80] |
Филадельфия | 1898 | Обломки в Орепуки | Стальной полностью оснащенный корабль водоизмещением 1710 тонн | все | [81] |
Ирис | 1913 | Между островом Руапуке и Блаффом | 4-тонный вспомогательный резак | 4 | [82] |
Марароа | 1930 | Пролив Фово | Рыболовный запуск | 2 | [83] |
Вайкуаити | 1939 | Юго-восточный угол острова Собаки | Грузовой корабль | ноль | [69] [84] |
Море Мью | 1954 | Пролив Фово | Рыболовное судно | 1 | [85] [86] |
Морской язык | 1959 | Пролив Фово | 50-футовый моторный траулер | 3 | [87] [88] |
Дневное время | 1978 | Пролив Фово | деревянное рыболовное судно | 2 | [89] |
Неизвестный | 1984 | от Стерлинг-Пойнт | Шлюпка | 2 | [90] |
Лебедь | 1985 | Пролив Фово | Рыболовное судно | 3 | [89] |
Цвет | 1987 | Пролив Фово | Деревянное рыболовное судно | 2 | [89] |
Линда Мари | 1988 | Пролив Фово | Рыболовное судно | 2 | [89] |
Мститель | 1996 | Пролив Фово | Рыболовное судно | 2 | [91] |
Неизвестный | 2001 | от Стерлинг-Пойнт | Шлюпка | 1 | [92] |
Котуку | 2006 | возле Женского острова | Рыболовное судно | 6 | [93] |
Неизвестный | 2010 | к северу от острова Собаки | Шлюпка | 1 | [94] [95] |
Экстрим 1 | 2012 | у острова Руапуке | Судно для любительского рыболовства | 2 | [96] [97] |
Беспечный ездок | 2012 | Северная оконечность острова Стюарт | Рыболовное судно | 8 | [98] [99] [100] |
Тореа | 2012 | Зеленый остров, недалеко от острова Руапуке. | Рыболовное судно | ноль | [101] [102] |
Мунетра | 2014 | Пролив Фово | Яхта | 3 | [103] [104] |
Эйсон | 2014 | от Стерлинг-Пойнт | Рыболовное судно | ноль | [105] [106] |
Маяки
[ редактировать ]С первых дней европейского заселения было ясно, что маяк в проливе Фово необходим . Однако в 1860-х годах велись длительные дебаты о том, где он будет расположен. Капитанов, имеющих местный опыт, спросили их мнение, и они предложили возможные места на острове Раратока, острове Руапуке, острове Стюарт, островах Соландер и острове Собаки. [107] Капитан Томас Робертсон посетил остров Собаки в 1863 году и заявил, что северо-восточная окраина острова является идеальным местом для лодочной гавани. Робертсон поговорил с местным вождем маори Топи Патуки и заверил капитана Робертсона, что на острове есть хорошее водоснабжение. остров. [108] Позже он был выбран в качестве первого места в Саутленде для строительства маяка; рекомендация была сделана капитаном Инверкаргилл порта Джеймсу Мензису , первому суперинтенданту провинции Саутленд. [109]
Маяк также был построен на острове Раратока (также известном как Центральный остров). В 1853 году остров был куплен у маори. Башня маяка была построена из древесины каури , имеет высоту 12 м (39 футов) и начала работу с 1878 года. [110] [111] Самый отдаленный маяк в Саутленде — это маяк Пюисегур-Пойнт в северо-западной точке входа в пролив Фово, с видом на Тасманово море . [112] [113] Работа света на мысе Пюисегюр началась в 1879 году. [114] Еще один маяк на мысе Вайпапа был установлен в январе 1884 года после затопления корабля « Тараруа». Его высота составляет 13,4 м (44 фута), он построен из каури и тотара . древесины [115]
Биоразнообразие
[ редактировать ]Морские птицы
[ редактировать ]Новую Зеландию называют мировой столицей морских птиц из-за большого количества видов морских птиц, гнездящихся на ее территории, и большого разнообразия видов, включая альбатросов , пингвинов, буревестников и бакланов . [116] Пролив Фово — одно из ключевых мест Новой Зеландии для обитания и сохранения морских птиц. [117] [118] [119] В проливе зарегистрировано большое количество морских птиц, в том числе около 54 различных видов из разных семейств: пингвины (4 вида), альбатросы и моллюски (7 видов), буревестники , буревестники и прионы (25 видов), олуши и бакланы (25 видов). 6 видов), поморники , чайки и крачки (12 видов). [120] Наиболее примечательной среди пингвинов является популяция желтоглазых пингвинов в проливе . [121]
Несколько территорий в районе пролива Фово были признаны важной территорией сохранения птиц и биоразнообразия (IBA) организацией BirdLife International . Эти IBA характеризуются большим количеством видов морских птиц, находящихся под угрозой исчезновения в глобальном масштабе. [122] или потому, что они являются местами, где можно встретить более 1% мировой популяции того или иного вида. [123]
Важная орнитологическая территория (IBA) Ракиура (морская) была определена в 2014 году. Ее площадь составляет 7811 км . 2 (3016 квадратных миль) океана, включая весь пролив Фово, а также большие территории в море от острова Стюарт. IBA Ракиура (морской) признает, что в регионе имеются значительные популяции семи видов птиц, находящихся под угрозой исчезновения в глобальном масштабе, соответствующих критериям IBA: фьордлендский пингвин , желтоглазый пингвин , северный королевский альбатрос , буревестник Кука , пестрый буревестник , сажистый буревестник и эндемичный фово. махорка . [124]
Несколько мест на островах в проливе Фово или на береговой линии пролива также были признаны важными орнитологическими территориями (КОТР). К ним относятся залив Блафф-Харбор, Аваруа, Файф-Рок, северное побережье Ракиуры, северные острова Тити / Баранина, устье реки Орети на острове Омауи, остров Раратока и Руапуке. Острова Соландер к западу от пролива Фово — еще один наземный IBA. [123] «Триггерные виды» для прибрежных и островных участков IBA включают большинство видов, также внесенных в список для (морской) IBA Ракиура; наземные участки IBA признают гнездящиеся колонии на суше. Вид с наибольшей численностью в регионе — это сажистый буревестник, популяция которого, по оценкам, составляет от 100 000 до 500 000 птиц только на северных островах Тити / Бараньи птицы. [125]
Баранина
[ редактировать ]Северные острова Тити / Бараньих птиц в проливе Фово являются одним из основных мест вокруг острова Стюарт, где ежегодно выращивается культурный урожай птенцов тити (копченых буревестников) ракиурами маори. [126] [127] [128] В 2018 году птицеводы выразили обеспокоенность по поводу влияния растущей популяции новозеландских морских котиков на ежегодный урожай. [129]
Морские млекопитающие
[ редактировать ]около 50 видов китообразных (морские свиньи, дельфины и киты) и ластоногих В водах Новой Зеландии обитает (морские львы и тюлени). Из них в районе пролива Фово наблюдалось не менее 24 видов китообразных и четыре вида ластоногих. Некоторые из них обитают круглый год, тогда как другие, такие как усатые киты , проходят через пролив Фово зимой и весной во время миграции. В проливе наблюдаются следующие виды китов: косатки , горбатые киты и южные киты . Зимой пролив является местом спаривания южных китов. В более широком регионе Саутленда также есть небольшие популяции дельфинов, находящихся под угрозой исчезновения на национальном уровне, включая афалин и дельфина Гектора . [130] Гнездовая колония исчезающего новозеландского морского льва недавно обосновалась на южной оконечности острова Стюарт. [131] [132] Новозеландский морской котик присутствует в значительных количествах круглый год. [133] На суше морских львов обычно можно встретить на песчаных пляжах, но морских котиков чаще можно встретить на скалистых берегах. [134]
Заповедник морских млекопитающих на побережье Кэтлинс
[ редактировать ]Морские млекопитающие в водах Новой Зеландии находятся под защитой Закона о защите морских млекопитающих . В некоторых районах была обеспечена дополнительная защита благодаря созданию заповедников морских млекопитающих. Одним из них является заповедник морских млекопитающих на побережье Кэтлинс, основанный в 2008 году и расположенный в основном в районе пролива Фово. В этом заповеднике строго ограничены сейсморазведочные работы, а добыча полезных ископаемых на морском дне запрещена. Святилище простирается от линии к северу от острова Руапуке на восток до мыса Бразерс-Пойнт к востоку от гавани Вайкава. [135]
В 2020 году весь пролив Фово и большая территория, окружающая весь остров Стюарт, были определены как остров Ракиура-Стюарт и Те-Ара-а-Кива IMMA . Международной целевой группой по охраняемым районам морских млекопитающих [136]
Насекомые
[ редактировать ]Foveaux wētā ( Deinacrida carinata ) — это вид гигантской веты , который является эндемичным для Новой Зеландии и в настоящее время ограничен несколькими прибрежными островами, свободными от хищников, включая остров Херекопаре в группе островов Тити / Бараньих птиц в проливе Фово. [137]
Рыболовство и аквакультура
[ редактировать ]Коммерческое рыболовство
[ редактировать ]В районе пролива Фово ведется промысел устриц Блафф и голубой трески национального значения . Около половины всего вылова голубой трески Новой Зеландии приходится на остров Стюарт или в пролив Фово. Рыбу обычно ловят в ловушки для трески . В более широком регионе Саутленда также ведется крупный коммерческий промысел раков (известных в других местах как каменный омар или лангуст) и пауа (известных в других местах как морское ушко ). [138] [139] [140]
Промысел устриц Блафф
[ редактировать ]Устрицы Bluff считаются деликатесом в Новой Зеландии, особенно в южных частях страны. Устрицы, найденные в проливе Фово, также встречаются в других частях Новой Зеландии. Однако только в проливе Фово количество устриц Блаффа достаточно для поддержания коммерческого рыболовства. Это одна из старейших отраслей промышленности Новой Зеландии. [6] [16] Промысел устриц Блафф имеет национальное значение и приносит социально-экономическую выгоду соседним поселениям. [141] Устриц собирают с помощью флота дноуглубительных лодок, в основном работающих из гавани Блафф, в период с марта по август каждого года. [142] [143] Добыча устриц началась на острове Стюарт в 1860-х годах и постепенно переместилась в пролив с открытием там более крупных устричных пластов в 1879 году. [144] [6] В последние годы квота на устриц была значительно сокращена из-за влияния изменчивости фитопланктона на устричные заросли. [145] и воздействие токсичных простейших паразитов, таких как Bonamia ostreae . Эти проблемы привели к тому, рахуи установил что в 2021 году местный иви . [146] [147]
Традиционные районы управления рыболовством
[ редактировать ]Согласно Договору Вайтанги , тангата венуа (народу земли) гарантируются традиционные права на рыбную ловлю. В районе пролива Фово эти права защищены постановлениями, которые предусматривают объявление районов традиционных рыболовных угодий заповедником матаитаи , где тангата венуа являются хранителями и могут издавать подзаконные акты, а коммерческое рыболовство обычно не разрешается. [148] [149] [150] Запасы Матаитаи в проливе Фово включают:
- Кайхука (прибрежные воды, окружающие остров Кайхука в северной группе островов Тити / Бараньи птицы) [151]
- Мотупоуэ (прибрежная зона вокруг полуострова Блафф) [152]
- Орети (прибрежная зона вдоль пляжа Орети ) [153]
- Омауи (прибрежная зона вокруг мыса Омауи к северо-западу от Утеса) [154]
- Отара (прибрежный район к северу от мыса Вайпапа) [155]
- Пикомамаку (участок прибрежных вод вокруг Пикомамаку (Женский остров), в северной группе островов Тити/Барани) [156]
В 2023 году ванау, связанный с островом Руапуке, подал заявку на создание заповедника матаитаи вокруг острова в ответ на чрезмерный промысел рыбаками-любителями, который привел к сокращению местных запасов рыбы и моллюсков. [157] [158]
Аквакультура
[ редактировать ]Наземное предприятие по аквакультуре работает на пляже Оушен-Бич недалеко от Блаффа, на берегу пролива Фово. Он имеет большие резервуары и использует воду из пролива для выращивания популярных новозеландских видов, включая хапуку , королевскую рыбу , мальку и пауа. Объект был построен в 2018 году с использованием комплекса зданий, которые изначально были крупной скотобойней и мясоперерабатывающим заводом, закрытым в 1991 году. [159] В мае 2021 года компания по производству морепродуктов, принадлежащая Нгаи Таху, подала заявку на получение разрешения на создание лососевых ферм в проливе Фово. Предложение охватывало территорию площадью 2500 гектаров (6200 акров), расположенную в 2–6 км (1,2–3,7 миль) от северо-восточного побережья острова Стюарт. Заявка на получение согласия была рассмотрена независимой комиссией в соответствии с «ускоренным» законодательством и отклонена в августе 2023 года из-за вероятного воздействия на окружающую среду. [160]
Транспорт
[ редактировать ]Паромные перевозки
[ редактировать ]Длина парома через пролив Фово между гаванью Блафф на Южном острове и Обаном на острове Стюарт составляет около 39 км (21 морская миля). [161] Первое регулярное сообщение через пролив Фово началось в 1877 году для еженедельной доставки почты, но вскоре также стало перевозить пассажиров и генеральные грузы. [162] Совет Блафф-Харбор и центральное правительство предоставляли субсидированные паромные перевозки на остров Стюарт в течение 100 лет, с 1885 по 1985 год. [163] [162] [164] когда частные операторы взяли на себя эту услугу. [165] Существующие услуги высокоскоростного катамарана обычно занимают один час. [166] [167] По состоянию на 2024 год паромное сообщение находится в ведении туристической компании RealNZ (ранее Real Journeys). [168]
Перевозки
[ редактировать ]Через пролив Фово проходит широкий спектр судов: от небольших рыболовных судов до круизных лайнеров, крупных грузовых судов и танкеров. Суда, следующие между международными портами, могут проходить через пролив Фово на основании прав мирного прохода, определенных в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву . Большинство судов, проходящих транзитом через пролив, проходят к северу от острова Руапуке. [169]
Для перевозки грузов между Блаффом и Обаном паромная переправа перевозит легкие грузы, а Rakiura Shipping предоставляет услуги общих грузовых перевозок. [170] [171]
Воздушные перевозки
[ редактировать ]Stewart Island Flights обеспечивает воздушные перевозки через пролив Фово между аэропортом Инверкаргилл и аэродромом Райанс-Крик на острове Стюарт. Их самолеты также приземляются на песок в заливе Мейсон, заливе Дафбой и на пляже Вест-Раггеди. [172] [173]
В 1950 году компания Amphibian Airways получила лицензию на выполнение воздушного сообщения между Инверкаргиллом и островом Стюарт. [174] Первый рейс в Хаф-Мун-Бей был совершен 20 марта 1951 года, и планировалось, что оно будет выполняться еженедельно. [175] В марте 1979 года единственная взлетно-посадочная полоса на острове была открыта в районе Райанс-Крик над Обаном. [176] Услуги из Инверкаргилла предоставлялись с использованием Nomad и Britten-Norman Islander . самолетов [177] [178] В 1998 году самолет Southern Air Cessna затонул в проливе Фово во время рейса с острова Стюарт в Инверкаргилл после потери мощности обоих двигателей, что привело к гибели пяти человек. [179] [180]
Плавание
[ редактировать ]Пролив Фово переплывало мало людей, в основном из-за непредсказуемых погодных условий и обитающих в этом районе больших белых акул . [181] Расстояние пересечения пролива составляет примерно 30 км (19 миль). [182] Первым известным человеком, переплывшим пролив, был Джон ван Леувен, который преодолел его 7 февраля 1963 года за 13 часов 40 минут. [183] [184] Первой женщиной, переплывшей пролив, была новозеландка Меда Маккензи , завершившая переход 20 марта 1979 года. [185]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Левермор, Элизабет; Арнольд, Карен (20 мая 2006 г.). «Проход через пролив Фово опасен». Саутленд Таймс . ПроКвест 330801212 .
- ^ Каллен 1967 , с. 13.
- ^ Джейкомб, Уолтер и Дженнингс 2010 , стр. 25-59.
- ^ Ослы 2020 , стр. 9.
- ^ Jump up to: а б «Устьевое происхождение» . Национальный институт водных и атмосферных исследований . Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 года . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Каллен 1967 , с. 11.
- ^ Каллен 1967 , с. 17.
- ^ Тернбулл 2010 , с. 14.
- ^ Каллен 1967 , с. 33.
- ^ Брэдфорд, Крэнфилд и Майкл 1991 , с. 137.
- ^ Джейкомб, Уолтер и Дженнингс 2010 , стр. 26.
- ^ Саттон, Филип Дж. Х. (2003). «Саутлендское течение: субантарктическое течение» . Новозеландский журнал исследований морской и пресноводной воды . 37 (3): 645–652. Бибкод : 2003NZJMF..37..645S . дои : 10.1080/00288330.2003.9517195 . Архивировано из оригинала 15 мая 2024 года . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Крейг Стивенс; Джоан М. О'Каллаган; Стивен М. Чизуэлл; Марк Г. Хэдфилд (21 марта 2019 г.). «Физическая океанография шельфовых морей Новой Зеландии/Аотеароа – обзор» . Новозеландский журнал исследований морской и пресноводной воды . дои : 10.1080/00288330.2019.1588746 . ISSN 0028-8330 . Викиданные Q62471625 .
- ^ Никол, Тесс (18 мая 2015 г.). «Огромные порывы ветра со скоростью 130 км/ч через пролив Фово» . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 12 мая 2024 года . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Горман, Ричард; Лэнг, Эндрю К.; Брайан, Карен Р. (сентябрь 2003 г.). «Ретроспективный прогноз волн для региона Новой Зеландии: проверка прибрежных зон и климат прибрежных волн». Новозеландский журнал исследований морской и пресноводной воды . 37 (3): 567–588. Бибкод : 2003NZJMF..37..567G . дои : 10.1080/00288330.2003.9517190 .
- ^ Jump up to: а б Крэнфилд, Джон (март 2007 г.). «Тяжелый пролив – устрицы Блаффа: исчезающие устрицы пролива Фово» . Новозеландский географический . 084 . Архивировано из оригинала 5 мая 2024 года . Проверено 5 мая 2024 г.
- ^ «С HMS Acheron во время ее ранних исследований» . Звезда (Крайстчерч) . № 17889. 3 июля 1926 г. Архивировано из оригинала 5 мая 2024 г. Проверено 5 мая 2024 г. - через Papers Past .
- ^ «Гибель китобойного брига «Амхерст» у острова Стюарта» . Западное побережье Таймс . № 257. 20 июля 1866 г. Архивировано из оригинала 11 мая 2024 г. Проверено 11 мая 2024 г. - через Papers Past.
- ^ Ричардс 2010 , с. 39–41.
- ^ Самсара, Крис. «Пролив Фово: покачивание, перекатывание, езда…» New Zealand Herald . Архивировано из оригинала 17 декабря 2022 года . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Каллен 1967 , с. 9.
- ^ «Карты пролива Фово обновлены с учетом волновых опасностей» (PDF) . Безопасное море. Чистое море . 28 . Морское судно Новой Зеландии : 7 июня 2009 г. Архивировано (PDF) из оригинала 10 декабря 2023 г. Проверено 5 мая 2024 г.
- ^ Хаами, Брэдфорд (12 июня 2006 г.). «Te wānau puha - киты - Общество китов и маори» . Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 7 января 2022 года . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ Дж. Х., Битти (1944). «Топонимы маори в Отаго: сотни до сих пор неопубликованных названий с многочисленными подлинными традициями / рассказанные маори Херрису Битти». Отаго Дейли Таймс . Данидин, Новая Зеландия. п. 77.
- ^ WHS, Робертс (17 января 1914 г.). «Топонимы Отаго и Саутленда» . Саутленд Таймс . Архивировано из оригинала 14 мая 2024 года . Проверено 14 мая 2024 г. - через Papers Past .
- ^ Тейлор 1952 , с. 158, 162.
- ^ Ловелл-Смит, Мелани (24 сентября 2007 г.). «Раннее картографирование – Торговцы, китобои, миссионеры: 1800–1840» . Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бейн 2010 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б «Деталь географического названия: пролив Фово» . Справочник Новой Зеландии . Географический совет Новой Зеландии . Проверено 5 мая 2024 г.
- ^ Ховард, Бэзил. и Комитет столетия острова Стюарт. Ракиура: История острова Стюарт, Новая Зеландия, Бэзил Ховард Рид для Комитета столетия острова Стюарт, Данидин, 1940, стр. 22; Чарльз А. Бегг и Нил К. Бегг, Сохранение порта, Крайстчерч, Уиткомб и Томбс, 1973, стр.61
- ^ Энтуисл, Питер (1998). Вот луна: европейская оккупация района Данидин, 1770–1848 гг . Порт Дэниэл Пресс. ISBN 9780473055912 .
- ^ Jump up to: а б Холл-Джонс, Джон (1979). Юг исследован . Инверкаргилл, Новая Зеландия. п. 15. ISBN 0589012568 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Росс, Джон О'К. (1987). Уильям Стюарт, капитан тюленей, трейдер и спекулянт . Аранда (ACT), Общество Робака. п. 100. ИСБН 090943428X .
- ^ Уитакер, Энн-Мари (2004). «От острова Норфолк до пролива Фово: роль Джозефа Фово в расширении китобойного промысла и промысла тюленей в Австралазии в начале девятнадцатого века». Большой Круг . 26 (1): 51–59.
- ^ Путеводитель Wises по Новой Зеландии, 7-е издание, 1979. стр.106.
- ^ «Те Ара-а-Кива: Как появился пролив Фово, согласно легенде маори» . Вещи . 17 сентября 2021 года. Архивировано из оригинала 17 сентября 2021 года . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Макнаб, Роберт (1905). Мурихику: История Южного острова Новой Зеландии и островов, прилегающих и лежащих к югу, с 1642 по 1835 год: Тайна Соландерса, 1808–1813 гг . Издательство Кембриджского университета (переиздано в 2011 г.). стр. 208–211. ISBN 9781108039994 . Проверено 21 марта 2019 г.
- ^ Роу, Дамиан (19 июня 2020 г.). «Житель Окленда начинает кампанию за изменение названия пролива Фово» . Вещи . Архивировано из оригинала 6 июля 2020 года . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ Роу, Дамиан (20 июня 2020 г.). «Следует ли переименовать пролив Фово?» . Саутленд Таймс . Инверкаргилл, Новая Зеландия. ISSN 0112-9910 . ПроКвест 2414801336 . Архивировано из оригинала 6 июля 2020 года . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ Грант, Дэвид (1 мая 2015 г.). «Регион Саутленд – Раннее поселение» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 16 мая 2024 года . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ «Обновление регионального кадрового плана Саутленда Мурихику на 2023 год: наша история – He kōrero mō mātau» . Министерство бизнеса, инноваций и занятости . Архивировано из оригинала 16 мая 2024 года . Проверено 16 мая 2024 г.
- ^ «Создавая будущее. Часть I: Заселение, улучшение и сохранение в ходе европейской колонизации Отаго, 1840–1860 гг.». Издательство Австралийского национального университета . 6 (2). Международный обзор экологической истории: 82. 2020.
- ^ «Руапуке» . Проект культурного картирования . Проверено 5 августа 2024 г.
- ^ Ричардс 2010 , с. 19.
- ^ Тейлор 1952 , с. 158.
- ^ Битти, Херрис (1944). Топонимы маори Отаго . Данидин, Новая Зеландия: Otago Daily Times . п. 77. ИСБН 9781877151590 .
- ^ «Легендарная история новой земли» . Отаго Дейли Таймс . 30 сентября 2019 года. Архивировано из оригинала 31 июля 2021 года . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ Мавер, Джорджия (2018). «Ложь ради адмиралтейства: путешествие капитана Кука [обзор книги]». Глобус (84): 59–61 – через ProQuest.
- ^ Салмонд 1997 , с. 521.
- ^ Салмонд 1997 , с. 299-313.
- ^ Филлипс, Джок (12 июня 2006 г.). «Уплотнение – взлет и падение уплотнения» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 1 февраля 2024 года . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Ослы 2020 , стр. 97.
- ^ Грант, Дэвид (1 мая 2015 г.). «Китобойный промысел в проливе Фово, 1820-1840-е годы» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 15 мая 2024 года . Проверено 16 мая 2024 г.
- ^ Дон Грейди (1986) Морские и китобои в водах Новой Зеландии , Окленд, Рид Метуэн, стр.150. ISBN 0474000508
- ^ Брэдфорд, Крэнфилд и Майкл 1991 , с. 133.
- ^ Бэйн 2010 , с. 117.
- ^ Ингрэм 1977 , стр. 199–202.
- ^ Кларк, Томас Алва (1963). Море — мой сосед: история смотрителя маяка . Крайстчерч, Новая Зеландия. п. 109.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Место двойного крушения СС» . Список наследия Новой Зеландии . Наследие Новой Зеландии . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Мурно, Брюс (8 февраля 2021 г.). «Давно пропало серебро» . Отаго Дейли Таймс . Архивировано из оригинала 3 мая 2024 года . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ Пикетт, Бретань (29 апреля 2016 г.). «Потомки отдают дань уважения жертве СС Тараруа» . Вещи . Архивировано из оригинала 13 мая 2024 года . Проверено 4 мая 2024 г.
- ^ Фенсом, Алекс (6 января 2012 г.). «Даже «тихий день» может закончиться трагедией». Пресса . стр. А6. ПроКвест 916342546 .
- ^ Ингрэм 1977 , с. 10.
- ^ Макнабб, Роберт (1913). «Глава X. — Отаго Трейд, 1836 и 1837 годы». Старые времена китобойного промысла: история южной Новой Зеландии с 1830 по 1840 год . Уиткомб и Томбс. п. 174.
- ^ Ингрэм 1977 , с. 143.
- ^ «Гибель барка «Веселая вода» у Орепуки» . Колонист . 1 февраля 1870 года. Архивировано из оригинала 13 мая 2024 года . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «Утопление троих мужчин в Орепуки» . Саутленд Таймс . № 2091. 24 марта 1875 г. с. 2. Архивировано из оригинала 10 мая 2024 года . Проверено 10 мая 2024 г. - через Papers Past.
- ^ «Ривертон» . Саутленд Таймс . № 2100. 9 апреля 1875 г. с. 2. Архивировано из оригинала 10 мая 2024 года . Проверено 10 мая 2024 г. - через Papers Past.
- ^ Jump up to: а б с Бейн 2010 , с. 118.
- ^ Ингрэм 1977 , с. 177.
- ^ «Уильям Акерс» . Пресса . 26 декабря 1876 г. с. 3. Архивировано из оригинала 6 мая 2024 года . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Пикетт, Бретань (29 апреля 2016 г.). «Потомки отдают дань уважения жертве СС Тараруа» . Вещи . Архивировано из оригинала 13 мая 2024 года . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ «Крушение английского корабля у Утеса. Затопление судна» . Вечерняя почта . 7 ноября 1881 года. Архивировано из оригинала 16 июня 2024 года . Проверено 16 июня 2024 г. - через Papers Past.
- ^ «Слава Англии» . Сборник электронных текстов Новой Зеландии . Проверено 16 июня 2024 г. - через Университет Виктории в Веллингтоне.
- ^ Ингрэм 1977 , с. 216.
- ^ «Предполагаемое крушение Марии Анж» . Окленд Стар . 8 августа 1884 года. Архивировано из оригинала 10 мая 2024 года . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «Сообщено о крушении катера» . Вечерняя почта . Том. ХХХ, нет. 49. 26 августа 1885 года. Архивировано из оригинала 9 мая 2024 года . Проверено 9 мая 2024 г. - через Papers Past .
- ^ Ингрэм 1977 , с. 237.
- ^ Ингрэм 1977 , с. 247.
- ^ Бретт, Генри (1924). Белые Крылья . Том. 1. Окленд, Новая Зеландия: The Brett Printing Company Limited. п. 317.
- ^ Ингрэм 1977 , с. 268.
- ^ Ингрэм 1977 , с. 320.
- ^ Ингрэм 1977 , с. 356.
- ^ «Пароход на берегу» . Гисборн Геральд . 29 ноября 1939 г. с. 6. Архивировано из оригинала 6 мая 2024 года . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Ингрэм 1977 , с. 390.
- ^ «Пропавший рыбак из Ривертона» . Пресса . 11 ноября 1954 года. Архивировано из оригинала 13 мая 2024 года . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Ингрэм 1977 , с. 394.
- ^ «Найдены еще обломки Рео Моаны» . Пресса . 29 августа 1959 года. Архивировано из оригинала 10 мая 2024 года . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хардинг, Эван (27 марта 2012 г.). «Обида берет свое» . Саутленд Таймс . Архивировано из оригинала 13 мая 2024 года . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «Семейное путешествие на лодке заканчивается трагедией» . Пресса . 21 января 1984 г. с. 1. Архивировано из оригинала 9 мая 2024 года . Проверено 9 мая 2024 г. - через Papers Past .
- ^ Дэниелс, Крис (20 марта 1997 г.). «Джандалс использовался в качестве заглушки корпуса, говорится в отчете». Доминион . ПроКвест 314967020 .
- ^ «Возобновлены поиски лодки, пропавшей в проливе Фово» . Новозеландский Вестник . 2 ноября 2001 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2024 г. Проверено 11 мая 2024 г.
- ^ «Отчет 06-204, рыболовное судно, Котуку, опрокинувшееся и затонувшее, пролив Фово, 13 мая 2006 г.» (PDF) . Комиссия по расследованию транспортных происшествий. Архивировано (PDF) из оригинала 7 мая 2024 года . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ «Тело обнаружено при обыске в проливе Фово» . РНЗ . 6 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2024 г. . Проверено 11 мая 2024 г.
- ^ «Мужчина погиб после того, как лодка перевернулась в проливе» . Вещи . 6 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2024 г. . Проверено 11 мая 2024 г.
- ^ «Мужчины погибли после того, как лодку накрыла волна» . Вещи . 28 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2024 г. . Проверено 8 мая 2024 г.
- ^ «Пара погибла после опрокидывания в проливе Фово» . Отаго Дейли Таймс . 20 января 2012 года. Архивировано из оригинала 8 мая 2024 года . Проверено 8 мая 2024 г.
- ^ Морское расследование 12-201: Рыболовное судно Easy Rider перевернулось и затонуло, пролив Фово, 15 марта 2012 г. (PDF) . Комиссия по расследованию транспортных происшествий . Март 2013 г. Архивировано (PDF) из оригинала 3 февраля 2023 г. . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ «Тонущий выживший говорит об испытаниях» . Новозеландский Вестник . 16 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 6 мая 2024 года . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Андерсон, Чарльз (2014). «В черноту: трагедия Беспечного ездока» . Вещи . Архивировано из оригинала 7 мая 2024 года . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Колдуэлл, Оливия (12 сентября 2012 г.). «Мы только что наткнулись на камень: шкипер» . Отаго Дейли Таймс . Архивировано из оригинала 7 мая 2024 года . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Диксон, Алана (25 августа 2012 г.). «Все 26 человек на борту живы и здоровы; капитан похвален» . Саутленд Таймс . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ «Последнее прощание с дочерьми, пропавшими в море» . Отаго Дейли Таймс . 15 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 9 мая 2024 г. . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Уивер, Джорджия (21 апреля 2015 г.). «Пропавшая яхта Мунетра до сих пор остается загадкой» . Вещи . Архивировано из оригинала 9 июня 2021 года . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ «Рыболовное судно «Айсон» ударилось о камни и затонуло» . Полиция Новой Зеландии. 7 февраля 2014 года . Проверено 17 июля 2024 г.
- ↑ Обнаружено затонувшее рыбацкое судно , 8 февраля 2014 г., Радио Новой Зеландии.
- ^ Бэйн 2010 , с. 7.
- ^ Бэйн 2010 , с. 9.
- ^ Bain 2010 , стр. 7f.
- ^ Бэйн 2010 , стр. 18.
- ^ Бегг, AC; Бегг, Северная Каролина (1973). Сохранение порта . Крайстчерч, Новая Зеландия: Whitcombe and Tombs Ltd., с. 268. ИСБН 0723303797 .
- ^ Бэйн 2010 , с. 23–25.
- ^ Эслер, Ллойд (29 января 2010 г.). «Удаленная точка света приветствовалась на юге» . Вещи . Архивировано из оригинала 4 мая 2024 года . Проверено 4 мая 2024 г.
- ^ Уивер, Джорджия (7 февраля 2022 г.). «Маяк, который не давал спать южанину Лэнсу Томасу» . Саутленд Таймс . Архивировано из оригинала 29 января 2023 года . Проверено 4 мая 2024 г.
- ^ Бэйн 2010 , стр. 33.
- ^ «Система определения приоритетов морских птиц» . Отдел консервации . Архивировано из оригинала 8 декабря 2023 года . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ Булл, Ли (11 октября 2022 г.). Проект аквакультуры Ханануи: Оценка морских птиц (PDF) . Боффа Мискелл. п. 7. Архивировано (PDF) из оригинала 13 мая 2024 года . Проверено 12 мая 2024 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Коннор-МакКлин, Бэйли; Рэй, Саманта; Белл, Майк; Белл, Элизабет (2020). «Морская аквакультура Новой Зеландии и ее потенциальное воздействие на морских птиц» . Международное управление дикой природой. п. 7. Архивировано из оригинала 13 мая 2024 года . Проверено 12 мая 2024 г. - через Министерство первичной промышленности.
- ^ «Важные орнитологические территории для морских птиц Новой Зеландии» . Лес и Птица . 12 июля 2018 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2024 г. . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ Макклеллан 2020 , с. 14-16.
- ^ Бэйн 2010 , с. 48.
- ^ Макклеллан 2020 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б «Зона данных: Новая Зеландия» . Бердлайф Интернэшнл . Архивировано из оригинала 25 мая 2024 года . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ «Зона данных: Ракиура (оффшор)» . Бердлайф Интернэшнл . Архивировано из оригинала 12 мая 2024 года . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ «Зона данных: острова Северного Тити Баранины» . Бердлайф Интернэшнл . Архивировано из оригинала 25 мая 2024 года . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ «Деталь географического названия: Тити / Бараньи острова» . Справочник Новой Зеландии . Географический совет Новой Зеландии . Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ «Баранная птица или тити – баранина на крыле» . Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева . Архивировано из оригинала 2 февраля 2022 года . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ «Сажистый буревестник | Тити» . Птицы Новой Зеландии онлайн . Архивировано из оригинала 12 мая 2024 года . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ Келли, Рэйчел (28 октября 2018 г.). «Южные маори просят «контролировать» охраняемую популяцию морских котиков, чтобы сохранить наследие бараньих птиц» . Вещи . Архивировано из оригинала 3 мая 2024 года . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Джеймс, Хартштейн и Джайлз 2020 , с. 68–73.
- ^ Джейкомб, Уолтер и Дженнингс 2010 , стр. 50.
- ^ Андерсон, Лидия (25 мая 2017 г.). «На острове Стюарт хорошо размножаются морские львы, находящиеся под угрозой исчезновения» . Радио Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 4 мая 2024 года . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ Джеймс, Хартштейн и Джайлз 2020 , с. 68-73.
- ^ Джейкомб, Уолтер и Дженнингс 2010 , стр. 28.
- ^ «Заповедник морских млекопитающих на побережье Кэтлинс» . Отдел консервации . Архивировано из оригинала 31 марта 2024 года . Проверено 17 мая 2024 г.
- ^ «Остров Ракиура Стюарт и Те Ара а Кива IMMA» . Целевая группа по охраняемым районам морских млекопитающих. 2020. Архивировано из оригинала 4 декабря 2023 года . Проверено 17 мая 2024 г.
- ^ Требования к сохранению беспозвоночных Новой Зеландии, находящихся под угрозой национального исчезновения (PDF) . Департамент консервации. п. 463–464. Архивировано (PDF) из оригинала 17 июня 2022 года . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ «Информационный сайт рыболовства: регион – Саутленд/Фьордленд (FMA 5)» . Рыболовство Новой Зеландии. Архивировано из оригинала 15 мая 2024 года . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Рассел, Терри (15 ноября 2013 г.). «Южное рыболовство приходит в норму» . Вещи . Архивировано из оригинала 15 мая 2024 года . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Миддлтон, DAJ «Рыболовство и популяции рыб в статистическом районе 025 (пролив Фово) в связи с предлагаемой рыбной фермой» (PDF) . Sanford Ltd. Архивировано (PDF) оригиналом 13 мая 2024 года . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Майкл, КП (2010). «Краткая информация о стратегическом исследовании устриц пролива Фово (Ostrea chilensis, OYU 5) на 2000–09 годы: контекст для плана стратегических исследований на 2010 год» . Веллингтон, Новая Зеландия: Министерство рыболовства . п. 6. Архивировано из оригинала 2 февраля 2019 года . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «Высокий спрос на устойчивые к рецессии устрицы» . Новозеландский Вестник . 2 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 10 декабря 2023 г. Проверено 4 мая 2024 г.
- ^ «Устрицы разнородные по всему промыслу» . Отаго Дейли Таймс . 30 марта 2024 года. Архивировано из оригинала 3 мая 2024 года . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ Бейкер, Че (11 марта 2023 г.). «Дноуглубительные работы в поисках золота устриц Блафф в проливе Фово» . Вещи . Архивировано из оригинала 13 мая 2024 года . Проверено 4 мая 2024 г.
- ^ Брэдфорд, Крэнфилд и Майкл 1991 , с. 133–144.
- ^ Стейл, Луиза (21 марта 2021 г.). «Рахуи будет помещен в пролив Фово после обнаружения устричного паразита» . Вещи . Архивировано из оригинала 13 мая 2024 года . Проверено 4 мая 2024 г.
- ^ Смит, Лаура (25 марта 2021 г.). «Дальнейшие анализы после обнаружения устричного паразита возле Блаффа» . «Отаго Дейли Таймс» . Архивировано из оригинала 25 марта 2021 года . Проверено 4 мая 2024 г.
- ^ «Правила рыболовства (традиционное рыболовство Южного острова) 1999 года» . Законодательство Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 25 мая 2024 года . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ «Управление традиционным рыболовством» . Министерство первичной промышленности . 12 февраля 2024 года. Архивировано из оригинала 25 мая 2024 года . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Рэтли, Нил (17 августа 2012 г.). «Новые постановления по пополнению рыбы». Саутленд Таймс . п. 3. ПроКвест 1033611156 .
- ^ «Заповедник Кайхука Матаитаи» . Министерство первичной промышленности . Архивировано из оригинала 25 мая 2024 года . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ «Заповедник Мотупоуэ Матаитаи» . Министерство первичной промышленности . Архивировано из оригинала 3 февраля 2018 года . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ «Заповедник Орети Матаитаи» . Министерство первичной промышленности . Архивировано из оригинала 25 мая 2024 года . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ «Карта заповедника Омауи Матаитаи» . Министерство первичной промышленности . Архивировано из оригинала 25 мая 2024 года . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ «Карта заповедника Отара Матаитаи» . Министерство первичной промышленности . Архивировано из оригинала 25 мая 2024 года . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ «Заповедник Пикомамаку Матаитаи» . Министерство первичной промышленности . Архивировано из оригинала 2 февраля 2018 года . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Джейкобс, Максин (16 мая 2024 г.). «Разрезать пополам: предлагаемый заповедник матаитаи на острове Руапуке, чтобы уменьшить рекреационную нагрузку» . Вещи . Архивировано из оригинала 15 мая 2024 года . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ «Заявка на создание заповедника Руапуке матаитаи, пролив Фово, Саутленд» . Министерство первичной промышленности . 4 сентября 2023 года. Архивировано из оригинала 25 мая 2024 года . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Эванс, Кейт (январь – февраль 2024 г.). «Рыба из воды» . Новозеландский географический сайт (185). Архивировано из оригинала 16 мая 2024 года . Проверено 24 мая 2024 г.
- ^ Келли, Рэйчел (2 августа 2023 г.). «Независимая комиссия отвергает планы Нгаи Таху построить лососевую ферму у побережья острова Стюарт» . Вещи . Архивировано из оригинала 29 марта 2024 года . Проверено 24 мая 2024 г.
- ^ Валронд, Карл (1 мая 2015 г.). «Остров Стюарт/Ракиура – третий главный остров Новой Зеландии» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 11 января 2024 года . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Гэвин, Маклин (11 марта 2010 г.). «Паромы – паромы через проливы Кука и Фово» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 9 мая 2024 года . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ «Сводка новых объявлений» . Саутленд Таймс . № 8046. 29 июня 1885. с. 2. Архивировано из оригинала 9 мая 2024 года . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ «Министр отзывает паром» . Пресса . 4 апреля 1985 г. с. 4. Архивировано из оригинала 9 мая 2024 года . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Косгрифф, Дэвид (19 апреля 1999 г.). «Спущен новый паром». Саутленд Таймс . п. 3. ПроКвест 330564841 .
- ^ Маклин, Гэвин (11 марта 2010 г.). «Паромы – паромы через проливы Кука и Фово» . Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 3 мая 2024 года . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ «Пролив Фово: покачивание, перекатывание, езда…» The New Zealand Herald . Архивировано из оригинала 17 декабря 2022 года . Проверено 4 мая 2024 г.
- ^ «Паромная служба острова Стюарт» . РеалНЗ. Архивировано из оригинала 11 мая 2024 года . Проверено 11 мая 2024 г.
- ^ Оценка гидрографических рисков Новой Зеландии – национальный обзор (PDF) . Информация о земле Новая Зеландия . 28 июля 2016 г. с. 42. Архивировано (PDF) из оригинала 15 мая 2024 года . Проверено 17 мая 2024 г.
- ^ «Ракиура Шиппинг | Наши услуги» . Ракиура Шиппинг. Архивировано из оригинала 17 мая 2024 года . Проверено 17 мая 2024 г.
- ^ Херрон, Кейт (2 июля 2001 г.). «Новое судно для модернизации грузовых перевозок». Саутленд Таймс . п. 2. ПроКвест 330504374 .
- ^ «Чартерные и пляжные рейсы» . Полеты на остров Стюарт. Архивировано из оригинала 8 мая 2024 года . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ Гранвилл, Алан (7 марта 2023 г.). «Крошечная авиакомпания, самая любимая» в Новой Зеландии». Саутленд Таймс . п. 4. ПроКвест 2783164174 .
- ^ «Лицензия предоставлена: Воздушное сообщение с островом Стюарт» . Отаго Дейли Таймс . № 27323. 24 февраля 1950 г. с. 4. Архивировано из оригинала 9 мая 2024 года . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ «Общие новости: авиасообщение с островом Стюарт» . Пресса . № 26376. 21 марта 1951 г. с. 6. Архивировано из оригинала 9 мая 2024 года . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ «Отмечен юбилей взлетно-посадочной полосы острова». Саутленд Таймс . 18 марта 2004 г. с. 18. ПроКвест 330624955 .
- ^ «Южная авиакомпания расправляет новые крылья» . Пресса . 6 октября 1981 г. с. 12. Архивировано из оригинала 13 мая 2024 года . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Уилсон, Хью (4 января 1980 г.). «На остров Стюарт, в гости…» Пресса . п. 8. Архивировано из оригинала 9 мая 2024 года . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ «Возвращение к трагедии в проливе Фово» . Саутленд Таймс . 31 января 2009 г. Архивировано из оригинала 5 мая 2024 г. . Проверено 5 мая 2024 г. - через Stuff .
- ^ «AO-1998-008: Cessna 402C ZK-VAC, отказ двух двигателей и посадка на воду, пролив Фово, 19 августа 1998 г.» . Комиссия по расследованию транспортных происшествий . 14 мая 1999 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2024 г. . Проверено 8 мая 2024 г.
- ^ Сирл, Джейми (1 марта 2021 г.). «Акулы мало интересуются пловцами, пересекающими пролив Фово» . Вещи . Архивировано из оригинала 1 марта 2021 года . Проверено 4 мая 2024 г.
- ^ Чепмен, Алекс (12 сентября 2020 г.). «Подросток рвется покорить коварный пролив Фово» . Радио Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 13 мая 2024 года . Проверено 4 мая 2024 г.
- ^ Радд, Эллисон (11 февраля 2013 г.). «Пловец приветствует покорителя пролива Фово» . Отаго Дейли Таймс . Архивировано из оригинала 8 мая 2024 года . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ «Те Ара-а-Кива: Как появился пролив Фово, согласно легенде маори» . Вещи . 17 сентября 2021 года. Архивировано из оригинала 17 сентября 2021 года . Проверено 3 мая 2024 г.
- ^ Сворбрик, Нэнси (1 февраля 2016 г.). «Плавание на открытой воде – Основные марафонские дистанции» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 6 мая 2024 года . Проверено 6 мая 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бэйн, Анджела (май 2010 г.). Маяки пролива Фово – история (PDF) . Веллингтон: Департамент консервации . ISBN 978-0-478-14764-3 . Проверено 4 мая 2024 г.
- Брэдфорд, Джанет М; Крэнфилд, Х. Джон; Майкл, Кейт П. (1991). «Биорнасс фитопланктона в отношении поверхностной гидрографии южной Новой Зеландии и возможное влияние на пищевую цепь». Новозеландский журнал исследований морской и пресноводной воды . 25 (2): 133–144. Бибкод : 1991NZJMF..25..133B . дои : 10.1080/00288330.1991.9516463 .
- Каллен, Дэвид Дж (1967). Подводная геология пролива Фово (PDF) . Департамент научных и промышленных исследований Новой Зеландии. eISSN 2538-1016 .
- Ингрэм, CWN (1977). Кораблекрушения Новой Зеландии 1795–1975 (5-е изд.). АХ и А.В. Рид. ISBN 0-589-01047-6 .
- Джейкомб, Крис; Уолтер, Ричард; Дженнингс, Крис (2010). «Обзор археологии пролива Фово, Новая Зеландия». Журнал Полинезийского общества . 119 (1): 25–59. JSTOR 20707515 .
- Джеймс, Марк; Хартштейн, Нил; Джайлз, Хильке (2020). Оценка экологических последствий проекта «Юг» — лососевой фермы в открытом океане, предлагаемой для восточной части пролива Фово (PDF) . Науки о водной окружающей среде.
- Макклеллан, Рэйчел (2020). «Морские птицы пролива Фово: оценка воздействия проекта «Юг» на окружающую среду» (PDF) . Окленд, Новая Зеландия: Дикие земли . Проверено 6 мая 2024 г.
- Филлипс, Джок (12 июня 2006 г.). «Уплотнение – взлет и падение уплотнения» . Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 3 мая 2024 г.
- Ричардс, Рис (2010). «Калотобойный промысел на территории Соландерса и во Фьордленде» (PDF) . Национальный институт водных и атмосферных исследований . Веллингтон, Новая Зеландия: 12–13. 42. ISSN 1174-264X .
- Салмонд, Энн (1997). Между мирами: ранние контакты между маори и европейцами 1713–1815 гг . Penguin Books (Новая Зеландия) Ltd. ISBN 0-670-87787-5 .
- Тернбулл, IM (2010). Геология района Фьордленда . Лоуэр-Хатт, Новая Зеландия: GNS Science . ISBN 978-0478196702 .
- Тейлор, Вашингтон (1952). Предания и история маори Южного острова . Крайстчерч, Новая Зеландия. ISBN 9781927207024 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Эслер, Ллойд (2020). Первые дни в проливе Фово . Инверкаргилл, Новая Зеландия. п. 9. ISBN 978-0473538286 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Карта NZ69 Остров Стюарт Ракиура (показан пролив Фово) в Land Information New Zealand
- Карта NZ76 Западные подходы к проливу Фово в Land Information New Zealand
- Карта NZ681 Подходы к Блаффу и Ривертон-Апариме в Land Information New Zealand