Красивая еврейка
La belle juive ( букв. « Прекрасная еврейка » ) — повторяющийся мотив, имеющий архетипическое значение в романтизме XIX века , наиболее распространенный в европейской литературе . «Красавица юная» обычно изображается как одинокая, молодая и красивая еврейская женщина в преимущественно христианском мире .
Историческая справка и темы
[ редактировать ]Истоки la belle juive восходят к средневековой литературе . [ 1 ] Однако полная форма архетипа, известная сегодня, возникла в 19 веке. Появление belle juive обычно считается проявлением антисемитизма со стороны автора, прежде всего потому, что этот архетип обычно используется нееврейскими художниками и авторами и часто сопровождается другими выражениями антисемитских представлений как со стороны Создатель предназначен для потребления антисемитской аудиторией. [ 2 ] Великобритания, Франция и Германия — три основные страны, где этот архетип укоренился и процветал на культурной сцене в 19 и начале 20 века. [ 3 ]
формируется Юная красавица ее отношениями с соседними персонажами, чаще всего с любовным интересом христианина или злодейским отцом-евреем. [ 4 ] Есть две основные категории belle juive; первый «положительный» и описывает ее как благородную, умную, чистую и верную, возможно, связывая ее с Девой Марией или с общим принципом христианского мученичества. Второй откровенно негативен, описывая ее как хитрую, кокетливую, чрезмерно сексуальную, опасную и разрушительную. Если отбросить различия, оба типа служат одной и той же цели; а именно отвлечение христианского героя. Соответственно, у красавицы-юной есть две приемлемые судьбы; первое — это полное подчинение возлюбленному-христианину, а через него — христианскому миру. Второе – смерть. [ 5 ] Юная красавица по своей сути является трагической героиней. Как положительный персонаж, она никогда не сможет найти истинного удовлетворения в проклятом еврейском мире; и как отрицательный персонаж у нее никогда не было возможности, поскольку она родилась в еврейском мире, быть кем-то иным, кроме проклятой.
Примеры
[ редактировать ]Пожалуй, самой знаменитой еврейской героиней была Рахель в Жака Галеви большой опере «Иудейка» (1835). Рэйчел влюбляется в христианского принца, который переодевается евреем, чтобы ухаживать за ней. Когда Рэйчел осознает обман, она осуждает его, проклиная себя. Кардинал обещает ей, что она будет спасена, если примет христианство . Она отказывается, и ее отправляют на смерть в котле с кипящей водой.
Еще одна популярная красавица – Ребекка из сэра Вальтера Скотта « романа Айвенго» . Ребекка влюбляется в главного героя, но они не могут быть вместе, потому что он христианин. Она не действует согласно своим чувствам, а вместо этого жертвует собой ради своей любви. Она заботится об Айвенго на протяжении всего романа и даже достаточно любезна, чтобы нежно попрощаться с его будущей женой после ее ухода, намереваясь жить как еврейский эквивалент монахини. [ 6 ]
Хотя практически вся литература о молодой красавице написана на Западе, они могут быть и о восточных персонажах. Известным примером этого архетипа из восточного мира является Сол Хачуэль , также известный как Солейка. Соль, марокканскую еврейку, обвиняет сосед-мусульманин в том, что она приняла ислам , а затем отвергла вновь обретенную веру . Сола приговаривают к тюремному заключению, а затем к смертной казни. Султан говорит ей, что ее можно освободить и наградить драгоценностями и мужем, если она обратится в другую веру, но она отказывается. Ее обезглавили на городской площади Феса. Позже она стала мученицей как для евреев, так и для мусульман. Многие испанские и французские поэты писали ее историю в романтическом стиле, изображая Соль архетипической красавицей. [ 7 ]
Ярким примером негативно изображаемой красавицы является Саломея . Первоначально являвшаяся библейским персонажем, Саломея, как говорят, соблазнительно танцевала для царя Ирода , чтобы он обезглавил для нее Иоанна Крестителя . Она олицетворяет сексуальность, глупость и опасность. Она была предметом многих произведений искусства, в том числе «Саломеи» Оскара Уайльда и ее оперной адаптации Рихарда Штрауса » «Саломея . На обеих изображен ее танец для царя Ирода, называемый « Танец семи покрывал» . [ 8 ]
Среди множества произведений искусства, изображающих прекрасную еврейку , к наиболее известным примерам относятся «Саломея» Анри Реньо , «Танжерский еврей в парадном костюме» Эжена Делакруа , «Голова еврея» Жана-Огюста-Доминика Энгра и « Голова еврея» Жана-Огюста-Доминика Энгра. Прекрасный еврей» Генриетты Браун .
Философская подоплека
[ редактировать ]символа . Утверждалось, что архетип belle juive раскрывает антисемитизм и женоненавистничество со стороны создателя, поскольку, хотя персонажи и конкретные подходы к ним меняются в зависимости от каждого внешнего вида, общей нитью, разделяемой всеми, является основная функция еврейки как эротического о другой, странной и запретной, уникальной в своей уязвимости и убийственной соблазнительности. В своем эссе «Еврей и антисемит» (1946) Жан-Поль Сартр пишет:
- Во фразе «красивая еврейка» заключено совершенно особое сексуальное значение, совершенно отличное от того, которое содержится, например, в словах «красивая румынка», «красивая гречанка» или «красивая американка». Эта фраза несет в себе ауру изнасилования и резни. «Красивая еврейка» — это та, которую казаки при царе тащили за волосы по улицам горящей деревни […] Часто подвергаемая насилию или избиениям, ей иногда удается избежать бесчестия посредством смерти, но это форма справедливости. ; а те, кто хранит свою добродетель, — это послушные служанки или униженные женщины, влюбленные в равнодушных христиан, женящихся на арийских женщинах. Я думаю, ничего больше не нужно, чтобы указать на место еврейки как сексуального символа в фольклоре. [ 9 ]
Более того, Энтони Бэйл в своем эссе «Женское «еврейское» либидо в средневековой культуре» конкретно указывает на христианско-еврейский конфликт как на источник этого явления, отмечая, что: «Тело еврейки — это место конкурирующих юрисдикций, христианской и еврейской». , когда соперничество между мужчинами выражается в контроле над еврейкой […], еврейские женщины — это то, что допускает тревожный — но полезный — союз секса и насилия в рамках нормативных кодексов христианского поведения, воображаемый Еврейское тело для эгоистичного удовлетворения христианского религиозного тела». [ 10 ]
Однако образ красивой еврейки также использовался авторами, сочувствующими евреям и их тяжелому положению. Примером может служить рассказ « Жидовка русского писателя Александра Куприна плохие условия жизни евреев в черте оседлости . » 1904 года, в котором главной темой являются [ 11 ]
В таком мрачном месте главный герой встречает еврейку, чья трудно поддающаяся описанию библейская красота еще больше подчеркивается контрастом с окружающей грязью и депрессией. Обнаружить такую фигуру в этом затерянном, заброшенном уголке черты оседлости кажется ему не чем иным, как чудом, и после долгих размышлений о чудесном выживании еврейского народа среди всех этих почти мифологических вымерших цивилизаций главный герой, этнический русский, вернулся к себе: «Что я, — размышляет он, — вчерашний дикарь и сегодняшний интеллигент... рядом с этой живой загадкой, может быть, величайшей и самой необъяснимой загадкой в истории человечества?»
Вот стоит эта женщина, на лице которой отражается божественная красота, внушающая священный восторг. Сколько тысяч лет ее народ должен был воздерживаться от общения с кем-либо, чтобы сохранить эти удивительные библейские черты? С такой же гладкой шалью на голове, с такими же глубокими глазами и скорбной складкой вокруг губ рисуют они мать Иисуса Христа . С таким же безукоризненным чистым восторгом сияли мрачная Юдифь , милая Руфь , нежная Лия , прекрасная Рахиль , и Агарь , и Сарра . Глядя на нее, веришь, чувствуешь и видишь, как эти люди идут в своей помрачающей разум родословной к Моисею , взбираются к Аврааму , и все выше и выше – прямо к великому, страшному и мстительному библейскому Богу ! [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Физические атрибуты
[ редактировать ]Типичный внешний вид la belle juive включает длинные, густые, темные волосы, большие темные глаза, оливковый оттенок кожи и томное выражение лица. Часто ее изображают в экзотической восточной одежде и украшениях.
См. также
[ редактировать ]- Книга Юдифи , апокрифическая/второканоническая книга Библии, главный герой которой использует свою красоту, чтобы спасти свой город от иностранного вторжения.
- Ориентализм , подражание или изображение восточной культуры.
- Femme Fatale — архетип загадочной, красивой и соблазнительной женщины.
- Соль Хачуэль , марокканская еврейка, казненная за предполагаемое отступничество от ислама в 1834 году.
- Саломея , еврейская принцесса из Иродианского царства Иудея.
- Айвенго , шотландский роман 1820 года, исследующий разногласия между евреями и местными христианами.
- Стереотипы евреев , распространенные современные и исторические стереотипы еврейского народа.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лея Лифшиц – Страницы печального прошлого
- ^ Бэйл (2007) , стр. 94–95.
- ^ Конечно (2017) , стр. 170–171.
- ^ Латерс (2000) , стр. 27–32.
- ^ Конечно (2017) , стр. 1–5.
- ^ Конечно (2017) , с. 12.
- ^ Левин (2005) , стр. 178–212.
- ^ Азагуры (2011) , с. 134.
- ^ Гилман (1993) , стр. 195–211.
- ^ Сартр (1946) , стр. 34–35.
- ^ Бэйл (2007) , стр. 99–100.
- ^ Люкер, Николас Дж.Л. (1978). Александр Куприн . Бостон: ГК Холл.
- ^ Куприн, А. И. (1904). Еврейская женщина .
- ^ «Полный перевод» . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Еще один полный перевод . Проверено 8 февраля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Азагури, Яэль (2011). Готтрейх, Эмили; Шретер, Дэниел Дж. (ред.). Соль Ачуэль в коллективной памяти и сказках марокканских евреев . Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Бэйл, Энтони (2007). Аманда Хопкинс; Кори Джеймс Раштон (ред.). Женское еврейское либидо в средневековой культуре . Кембридж: DS Брюэр.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Гилман, Сандер Л. (1993). «Саломея, Сифилис, Сара Бернар и «Современная еврейка» ». Немецкий ежеквартальный журнал . 66 (2): 195–211. дои : 10.2307/407468 . JSTOR 407468 .
- Халперн, Стефани (2011), «Кейт Бейтман: дезинфекция красивой еврейки», TDR , 55 (3): 72–79, doi : 10.1162/DRAM_a_00097 , JSTOR 23017931 , S2CID 57571335
- Пена, Мари (2000). « Позирование «Belle Juive»: еврейские модели в Париже XIX века». Женский художественный журнал . 21 (1): 27–32. doi : 10.2307/1358867 . JSTOR 1358867 .
- Левин, Джудит (2005). «Легенды о Ребекке: Айвенго, динамическая идентификация и портреты Ребекки Грац». Нашим: Журнал еврейских женских исследований и гендерных проблем . 10 (10): 178–212. дои : 10.2979/NAS.2005.-.10.178 . JSTOR 40326602 .
- Сартр, Жан Поль (1995) [1946]. Антисемит и еврей : исследование этиологии ненависти . Перевод Джорджа Дж. Беккера. Нью-Йорк: Schocken Books. ISBN 9780805210477 .
- Зихер, Эфраим (2017). Дочь еврея: культурная история повествования об обращении . Лэнхэм: Книги Лексингтона.
- Валман, Надя (весна 2007 г.). «Прекрасная юная красавица» . Еврейский ежеквартальный журнал (205). Архивировано из оригинала (выдержки) 4 марта 2016 г.