Тонг Ябгу Каган
Тонг Ябгу Каган | |
---|---|
Каган Западно -Тюркского каганата | |
Царствование | 618-628 |
Предшественник | Шеги |
Преемник | Багатур Каган |
Умер | 628 |
Дом | Ашина |
Религия | вероятно, буддизм [ 1 ] или тенгризм |
Тонг Ябгу Каган (годы правления 618–628 или 630 гг.) [ 2 ] ) (также известный как Тунг Ябгу , Тонг Ябгу Каган и Тонг Ябгу , традиционный китайский Тонг Еху Хан, упрощенный китайский : Тонг Еху Хан, пиньинь Тонг Йеху Кехан , Уэйд-Джайлс : Тунг Еху К' о-хан ; <среднекитайский: * t'uong d'źiap-ġuo k'â-ġân [ 3 ] ) был каганом Западно -Тюркского каганата с 618 по 628 год нашей эры. Тонг Янху был братом Шегуя (годы правления 611–618), предыдущего хагана западных Гектюрков , и был членом клана Ашина ; [ 4 ] его правление обычно считается зенитом Западного Гектюркского каганата. [ 5 ]
Имя
[ редактировать ]Его имя записано китайским иероглифом 統, что означает «основная шелковая нить > направляющая». [ 6 ] объединять, командовать, управлять». [ 7 ] Караханидский ученый Махмуд аль-Кашгари , писавший в XI веке, интерпретировал toŋa на среднетюркском языке как « тигр» . [ 8 ] Джерард Клосон выступает против Кашгари и утверждает, что тона примерно означает «герой, выдающийся воин». [ 9 ]
Царствование
[ редактировать ]Тонг Ябгу поддерживал тесные отношения с династией Тан китайской и, возможно , женился на члене императорской семьи. [ 10 ] Китайский буддийский паломник Сюаньцзан посетил западную столицу Гёктюрка Суяб в современном Кыргызстане и оставил описание хагана. Ученые полагают, что хаганом, описанным Сюаньцзаном, был Тонг Ябгу. [ 11 ] Гао и Ла Васьер утверждают, что хаганом, которого встретил Сюаньцзан, был его сын Си Ябгу, а не Тонг Ябгу. [ 12 ] [ 13 ] Сюаньцзан описал хагана следующим образом:
Хан был одет в зеленое атласное одеяние; его волосы длиной десять футов были распущены. Повязка из белого шелка обвивала его лоб и свисала сзади. Министры присутствия, [ 14 ] числом двести человек, все в вышитых одеждах, стояли справа и слева от него. Остальная часть его военной свиты [была] одета в меха, саржу и тонкую шерсть, копья, штандарты и луки были в порядке, а всадники на верблюдах и лошадях простирались далеко за пределы [взгляда]. [ 15 ]
Согласно Старой книге Тан , правление Тонг Ябгу когда-то считалось золотым веком Западного Гёктюркского каганата:
Тонг Еху Каган — человек храбрый и проницательный. Он хорош в военном искусстве. Таким образом, он контролировал племена Тиле на севере, противостоял Персии на западе, соединяясь с Касмирой (ныне Кашмир ) на юге. Ему подчиняются все страны. Он управлял десятью тысячами человек с помощью стрел и луков, установив свою власть над западным регионом. Он занял землю Усуней и перенес свой шатер в Цяньцюань к северу от Ташкента. Все князья западного региона приняли на себя тюркскую должность Джиелифы . Тонг Еху Каган также послал тутуна, чтобы следить за их навязыванием. Могущество западных тюрков еще никогда не достигало такого состояния». [ 16 ]
Походы против Персии
[ редактировать ]Тонг Ябгу воевала с Сасанидами Ирана Империя . В начале 620-х годов племянник хагана Бери Шад совершил серию набегов через Кавказские горы на территорию Персии . Многие ученые идентифицировали Тонг Ябгу как Зибеля. [ сомнительно – обсудить ] упоминается в византийских хаган источниках как имевший (как хазарский ) поход вместе с императором Ираклием на Кавказ против Сасанидской Персидской империи в 627–628 гг. [ 17 ] Некоторые учёные, в том числе Шаванн, Учида, Гао и Сюэ Чжунцзэн, уже давно утверждают, что Тонг Ябгу нельзя однозначно идентифицировать с Зибелем (или любым хазарским правителем) и что он, возможно, на самом деле умер уже в 626 году. Эти учёные указывают на расхождения в датируются византийскими и китайскими источниками и утверждают, что окончательное объединение Зибеля с Тонг Ябгу является преувеличением существующих свидетельств. [ 12 ] [ 18 ] Последние исследования по этой теме доказывают, что они были правы: если Тонг действительно умер в 628 году, Зибеля следует идентифицировать с Сипи хаганом, дядей Тонг Ябгу, который убил его и ненадолго взошел на трон. [ 19 ] К тому времени Сипи был провозглашен Зибилом, и он был маленьким хаганом, управлявшим западной частью империи Тонг Ябгу, точно так же, как и Зибель, согласно византийским источникам. Зибель описывается как брат Тонга в византийских источниках и как его дядя в китайских источниках, но это несоответствие долгое время препятствовало идентификации. Однако дядя и старший брат — это одно и то же слово в древнетурецком языке аши, и китайские источники не смогли передать это двойное значение с помощью своей очень точной системы имен родства. [ 20 ]
Управление
[ редактировать ]Тонг Ябгу назначал губернаторов или тудунов для управления различными племенами и людьми, находившимися под его властью. [ 11 ] По всей вероятности, племянник Тонг Ябгу Бори Шад и сын Зибила/Зибеля был военачальником хазар , самого западного из племен, подчинявшихся западным гектюркам; эта ветвь семьи, возможно, дала хазарам первых каганов в середине седьмого века. [ 21 ]
Смерть
[ редактировать ]Примерно в В 630 году он был убит Кюлюгом Сибиром , своим дядей и сторонником фракции Дулу . После смерти Тонг Ябгу мощь западных гектюрков в значительной степени рухнула. Хотя каганат просуществовал несколько десятилетий, прежде чем попасть в состав Китайской империи, многие племена-клиенты стали независимыми, а ряд государств-преемников, включая Хазарский каганат и Великую Болгарию , стали независимыми. [ 22 ]
Семья
[ редактировать ]У него было как минимум 2 сына:
- Ябгу
- Тардуш Шад (達頭设) - Ябгу из Тохаристана
Примечания
[ редактировать ]- ^ Олчин Раймонд Олчин (2019). Археология Афганистана: от древнейших времен до периода Тимуридов: новое издание . стр. 5–96.
Тонг Ябгу благосклонно относился к буддизму...
- ^ 628 от Цзыжи Тунцзянь , том. 193 . 630 в Баумере, 2198, Кристиан, стр. 260, Синор, 309 жив в 630. Баумер начинает царствование c617.
- ^ Голден, П.Б. Введение в историю тюркских народов . Серия: Тюркологика, 9 . Висбаден: Отто-Харрасовиц. п. 135, 71
- ^ Кристиан 260
- ^ Золотой, Кочевники 30.
- ^ Задрапа, Л. (2017). Структурная метафора в основе непереводимости в древнекитайских и древнекитайских текстах: предварительное исследование случая лексического поля «нормы» в Philologica . Том 4. Карлов университет: Karolinum Press. стр. 42.
- ^ Сюэ 284
- ^ Махмуд аль-Кашгари (1982). Роберт Данкофф ; Джеймс Келли (ред.). Диван Лугат аль-Тюрк . Источники восточных языков и литературы. Том. 2. п. 337.
- ^ Клосон, Джерард (1972). Этимологический словарь турецкого языка до тринадцатого века . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 515.
- ^ Голден, Введение 135. Согласно китайским историческим источникам, брак так и не был заключен из-за вмешательства восточного Гёктюрка Иллига Кагана , территория которого находилась между его территорией и территорией Тан и который чувствовал угрозу со стороны предложенного брака. Зыжи Тунцзянь , т. 192 .
- ^ Перейти обратно: а б Кристиан 260.
- ^ Перейти обратно: а б Гао 113.
- ^ La Vaissière 2010. Если для Сюаньцзана верно 630, то бизнес сына должен быть связан с датой смерти 628.
- ^ "та-Куан"", вероятно, тархан имеется в виду ; см. Кристиан 260.
- ^ Адаптировано из Уоттерса I: 74,77.
- ^ Ин, Лин. Западные турки и византийские золотые монеты найдены в Китае - Трансоксиана
- ↑ Поход подробно описан в « Летописи Феофана Исповедника». Идентификация Зибеля как «кагана хазар», а не западных тюрков, вероятно, связана с тем, что хазары, как вассалы Гёктюрка, составляли самый крупный контингент армии Гектюрка, с которым греки контактировали. Кляшторный 96–97; Золотой, Введение 135; Кристиан 260.
- ^ Например , Сюэ 286–289.
- ^ Ла Васьер 2013.
- ^ Ла Васьер 2010b
- ^ Кристиан 283; Артаманов 170–180.
- ^ Например , Кристиан 260–285.
Ссылки
[ редактировать ]- Artamonov, Mikhail . Istoriya Khazar . Leningrad, 1962.
- Брук, Кевин Алан . Евреи Хазарии . 3-е изд. Rowman & Littlefield Publishers, Inc, 2018 г. ISBN 978-1-5381-0342-5
- Кристиан, Дэвид . История России, Монголии и Средней Азии. Блэквелл, 1999.
- Гао Лэй. «Редакция « Суй Тан Удай Цзюань » Чжунго Лиши Да Цидиана» Журнал Янтайского нормального института философии и социальных наук ,
- Гиббон, Эдвард . История упадка и разрушения Римской империи . Лондон, 1845 год.
- Голден, Питер Бенджамин . Введение в историю тюркских народов. Висбаден: Харрасовиц, 1992.
- Голден, Питер Бенджамин. Хазароведение: историко-филологическое исследование происхождения хазар. Будапешт: Академическое издательство, 1980.
- Голден, Питер Бенджамин. Кочевники и оседлые общества в средневековой Евразии . Вашингтон, округ Колумбия: Американское историческое общество, 1998.
- Кляшторный С.Г. и Султанов Т.И. Казахстан . Алма-Ата, 1992 год.
- Ла Васьер, Э. из «Заметок по хронологии Сюаньцзана», Journal Asiatique, 298.1, 2010 г., стр. 157–168. [1]
- Ла Вайсьер, Э. из «Дяди и братья: каганы Ашина и турецкий словарь родства» Turcica 42, 2010, стр. 267–277 [2]
- Ла Васьер, Э. де «Зибель Каган идентифицирован» в К. Цукермане (редактор), Constructing the 7th Century (Travaux et mémoires 17), Париж, 2013, стр. 741–748 [3]
- Манго, К. и Р. Скотт (пер.), Хроники Феофана Исповедника , Oxford University Press, 1997.
- Моисей Каганкатвачи . История агвана Моисея Каганкатваци, писателя X века (пер. и под ред. Патканова ). Св. Петербург, 1861 год.
- Сюэ, Цзунчжэн. История тюрков . Пекин: Китайская пресса социальных наук, 1992. ISBN 7-5004-0432-8 .