Эндрю Ласло
Эндрю Ласло | |
---|---|
Рожденный | Андраш Ласло 12 января 1926 г. |
Умер | 7 октября 2011 г. | (85 лет)
Занятие | Оператор |
Годы активности | 1963-1992 |
Супруг | Энн Грейнджер |
Дети | 4 |
Семья | Внуки 5 |
Эндрю Ласло A.SC (12 января 1926 — 7 октября 2011, венгерский : László András ) — венгерско-американский оператор, наиболее известный по работе над культовым классическим фильмом «Воины» . Он был номинирован на премию «Эмми» за фильмы «Человек без страны» в 1973 году и мини-сериал «Сёгун» в 1980 году. В день его смерти родился его сын Правнук «Максим» Ласло.
Молодость (1926–1941)
[ редактировать ]Я никогда не считал себя кем-то особенным. Я до сих пор так не думаю и никогда не верил, что кому-то будет интересно узнать, кто я такой, откуда я родом, чем я занимался на разных этапах своей жизни и почему. Я убежден, что мир будет функционировать одинаково хорошо или одинаково плохо, со мной или без меня. - Эндрю Ласло, Сноска к истории, 2002 г. [ 1 ]
Так начинается часть рассказа Эндрю Ласло о своих ранних годах, в которой рассказывается о человеке, который пережил зверства того времени и многого добился в своей дальнейшей жизни.
Он родился Ласло Андраш в 1926 году в окрестностях Папы , Венгрия , города, где его семья окончательно обосновалась примерно в то время, когда Эндрю было три года. До тех пор, пока Вторая мировая война не начала влиять на жизнь в Венгрии, его жизнь была относительно беззаботной и проведена в относительном комфорте, хотя семье приходилось несколько раз переезжать в меньшие или большие помещения в зависимости от финансового положения его отца. Он был близок со своим старшим братом Алексом, с которым часто выдумывал захватывающие приключения, иногда приводившие к катастрофе.
Одним из его многочисленных ранних переживаний, послужившим прелюдией к более поздним трагедиям, было наблюдение за пролетом над Папой «Графа Цеппелина» . Поинтересовавшись символом, нарисованным на хвосте дирижабля, отец Андрея ответил, что это свастика . Это все, что он хотел тогда сказать своему маленькому сыну.
Эндрю Ласло был заядлым пловцом и фигуристом в школьные годы, а в старшей школе добился успехов в фехтовании. Именно в это время у него начался интерес к фотографии, который позже привел к созданию небольшого бизнеса по печати фотографий для своих одноклассников.
В конце 1930-х годов отец Ласло, Лесли (венгерский: Лачи), был призван на службу в венгерскую армию. Это фактически разрушило его бизнес, вынудив Ласло изучить тонкое искусство изготовления абажуров, чтобы поддержать семью. Это было успешное предприятие, хотя Ласло все еще учился в старшей школе дневного отделения. Затем, как и всех остальных, Вторая мировая война перевернула все с ног на голову.
Годы войны (1941-1947)
[ редактировать ]В июне 1941 года венгерский город Касса (сегодня Кошице в Словакии ) подвергся бомбардировке с воздуха. Хотя несколько теорий относительно настоящих виновников до сих пор обсуждаются, венгерское правительство использовало этот инцидент как повод для объявления войны Советскому Союзу . С тех пор Венгрия была необратимо связана с державами Оси и, в частности, с Германией/Гитлером. Антисемитизм , который кипел уже много лет, теперь вышел на передний план в Венгрии. В 1944 году часть Папы была превращена в гетто, куда были вынуждены переселиться все евреи, включая семью Ласло. В начале июня Эндрю отправили в трудовой лагерь и отвезли туда в железнодорожном вагоне для перевозки скота. 29 июня его семью (кроме брата Алекса) забрали у Папы и отправили в Освенцим . Затем Эндрю отправили в другой трудовой лагерь на территории нынешней Румынии и заставили работать по прокладке железнодорожных путей. После очередного переезда в другой лагерь Андрей получил последнюю открытку от своего брата Алекса.
После воздушного налета на трудовой лагерь Эндрю дезертировал и направился в Будапешт. После недолгого пребывания в Городском парке (венгерский: Варошлигет) его и сотни других людей загнали в товарные вагоны и отправили в концентрационный лагерь Берген-Бельзен . Это была зима 1944 года. Здесь он месяцами выживал в атмосфере холода, голода, избиений, откровенных убийств, заражения вшами и постоянных напоминаний о смерти. Незадолго до своего 19-летия он заметил в лагере свою тетю Алису. Она погибла там немного позже.
В марте 1945 года, когда давление на немцев в Норвегии усилилось, Эндрю был отправлен в концентрационный лагерь Терезиенштадт . Здесь, как и тысячи других, он заболел брюшным тифом . Именно здесь он воссоединился со своим отцом, которого он считал давно умершим. Наконец, 8 мая 1945 года Терезиенштадт был освобожден Советской армией. В рамках возвращения к человечеству Эндрю нашел в лагере пианино и попросил своего соотечественника-венгра, пианиста Джорджа Фейера , сыграть для освободителей и освобожденных.
Вернувшись в Папу, он обнаружил, что город стал совсем другим местом, в том числе им управляла Советская Армия. Будучи предприимчивым, он возобновил свой фотографический бизнес, причем его клиентами стали российские солдаты. Сдав выпускной экзамен, Андрей получил аттестат средней школы, а затем переехал в Будапешт, где его ждала работа в Венгерском кинобюро. К сожалению, эта работа была не очень интересной и малооплачиваемой. Эндрю понимал, что венгерскому кинобизнесу потребуются годы, чтобы вернуться в прежнее состояние, и не хотел ждать так долго. Итак, он вернулся к Папе и начал планировать свою иммиграцию в Соединенные Штаты по настоянию своего дяди Джорджа Ласло, который уже жил в Нью-Йорке и был готов спонсировать его. Он попал в Нью-Йорк через Ульм , Германия, где выжил, продавая местным жителям американские сигареты (присланные ему дядей Джорджем). После краткой, но обязательной остановки во Франкфурте Эндрю получил право на въезд в США. Он сделал это 17 января 1947 года, спустившись по трапу SS Ernie Pyle после того, как он пришвартовался на западной стороне Манхэттена . Всего пять дней назад ему исполнился 21 год.
Жизнь и карьера в США (1947–1996)
[ редактировать ]По прибытии Эндрю был взят под опеку своего дяди Джорджа Ласло, художника, изобретателя и литографа, уже жившего в Нью-Йорке. Эндрю быстро приспособился к жизни на Манхэттене. Как он заявил своими словами в документальном фильме «Стиль кинематографиста» :
Моей главной целью было держать голову над водой, работать и иметь достаточно денег, чтобы жить, выучить язык, чем быстрее, тем лучше, потому что это был самый важный элемент в получении работы. Самое главное, я пытался получить работу, которая была бы в некотором роде связана с фотографией.
Некоторое время я работал в лаборатории компании, которая печатала на текстиле и обоях фотографическим процессом. Я работал в темной комнате, как я выразился, чтобы держать пальцы в проявителе. Одно время я работал детским фотографом на дому. У меня была камера и несколько источников света, с которыми я мог работать.
Затем наступил величайший прорыв в моей жизни. Я был первым человеком из Нью-Йорка, которого призвали в армию для участия в Корейской войне. Я попал в киношколу армии США, и это было замечательно. У нас не только было все необходимое оборудование, школа настаивала, чтобы мы снимали 35-миллиметровую кинопленку изо дня в день, на тысячи футов, и, конечно же, делать это — лучший способ учиться.
Когда я вернулся из армии, было немного тяжело. Я был молодым человеком и пытался войти в эту индустрию, что было очень сложно, потому что у меня не было послужного списка. Я перепробовал абсолютно все, чтобы получить работу. На самом деле, я прибегал к шуткам, о которых сейчас мне немного неловко говорить. Мне отказали многие продюсеры, даже мелкие; Я даже не мог пройти мимо секретарей. В какой-то момент я разослал резюме, распечатанные вручную на наждачной бумаге, просто чтобы они его запомнили. Я рассылала резюме на рубашечном картоне, чтобы они не могли его скомкать и выбросить в корзину для мусора. Наконец-то наступили перерывы. Я соглашался на любую предложенную мне работу, лишь бы у меня была возможность посидеть за камерой, заняться освещением, поэкспериментировать с объективами и так далее. Потом мне предложили работу получше, и так я начал. Как я уже говорил ранее, важно придерживаться этого.
Незадолго до увольнения из Корпуса связи армии США Эндрю женился на своей возлюбленной, уроженке Нью-Йорка, Энн Грейнджер. Вскоре семья выросла до трех человек с рождением первенца, которого тоже назвали Эндрю. Проявив настойчивость, он устроился оператором на «Шоу Фила Сильверса» . За этим последовал ряд других телешоу, в том числе « Обнаженный город» , где он работал оператором-постановщиком. С появлением новых возможностей возникла необходимость работать по всему миру. Сопротивляясь искушению переехать в Голливуд, Эндрю поселился со своей семьей в пригороде Нью-Йорка, где быстро появились еще трое детей (Джим, Джеффри и Элизабет).
Эндрю начал работать с телеведущим Эдом Салливаном в 1953 году и снимал программы в Португалии , Аляске и Ирландии . В 1959 году Эд «похитил» Эндрю в Гавану , Куба, под предлогом того, что они будут снимать отрывок в Доминиканской Республике . Настоящей целью Эда было дать интервью Фиделю Кастро , который только что сверг Фульхенсио Батисты правительство . Эд, к сожалению, не осознавал, что электрическая система на Кубе не поддерживает съемочное оборудование и освещение, обычно используемые в Соединенных Штатах. Это создало огромные технические проблемы для экипажа, поскольку оборудование могло привести к отключению электроэнергии во всем районе. Каким-то образом отснятый материал получился неплохим, хотя и сносным.
В 1962 году Эндрю предложили его первый полнометражный фильм « Одна картошка, две картошки» — скандальный фильм о межрасовом браке чернокожего мужчины и белой разведенной женщины. В 1966 году он снялся в фильме Фрэнсиса Форда Копполы « Теперь ты большой мальчик» , где Джеральдин Пейдж была номинирована на «Оскар» как лучшая актриса второго плана. За этим в 1968 году последовал Ночь, когда они совершили набег на Мински» высокобюджетный мюзикл « , омраченный смертью Берта Лара в середине производства .
15 августа 1965 года The Beatles должны были дать концерт на стадионе Ши в Нью-Йорке. Эндрю взялся за постановку Эда Салливана с трепетом и волнением, поскольку это будет первый чрезвычайно крупный рок-концерт, снятый для телевидения. Даже при тщательной подготовке съемочная группа не была готова к пронзительным крикам аудитории, состоящей из 56 тысяч подростков. Звуковая система была полностью перегружена, из-за чего пришлось дублировать большую часть песен на этапе постобработки. Тем не менее, используя 14 камер, разбросанных по всему залу, съемочной группе удалось заснять не только «Битлз», но и большую часть зрителей на трибунах, а также сотрудников службы безопасности, которые надеялись, что не начнется серьезная давка. Когда все было сказано и сделано, съемочная группа записала более 200 000 футов пленки, из которых только 10 800 вошли в готовый документальный фильм. В результате этого слух Эндрю больше никогда не стал нормальным.
В 1979 году он снял Уолтера Хилла культовый фильм «Воины» . Этот фильм дал Эндрю возможность разработать несколько кинематографических техник, в том числе инновационное освещение, используемое для съемок интерьеров вагонов метро. Размышляя в своей книге 2000 года «Каждый кадр — Рембрандт», [ 2 ] он говорит:
Если бы «Воины» были сняты сегодня, вероятно, это был бы совершенно другой фильм. Доступность светосильных и более чувствительных, более щадящих негативных и позитивных пленок, более светосильных объективов во всех диапазонах фокусных расстояний, меньших по размеру и более мощных источников света, электронной постобработки - все это привело бы к различным фотографическим техникам, что свело бы на нет необходимость в такой же изобретательности. в борьбе с трудностями кинематографии в 1978 году.
Вернувшись на телевидение, Эндрю был оператором пятисерийного мини-сериала NBC « Сёгун» в главной роли 1980 года с Ричардом Чемберленом . Производство было полностью снято в Японии , и во время съемок было много трудностей, в том числе трудности с общением и руководством актерами и массовкой, которые не говорили по-английски. Неудачный, но забавный анекдот, часто пересказанный Эндрю, был преждевременным началом жестокой сцены действий в гавани Осаки , включающей сверкание орудий, прыжки статистов в воду, взрывы бомб и повсюду тонущие лодки. К сожалению, камеры не работали. Всю сцену пришлось переснимать ценой огромных затрат времени и денег. Подробности этого происшествия вспоминаются в книге Эндрю «Это обертка». [ 3 ]
Его последний полнометражный фильм «Новости» , снятый в 1991 году, был о забастовке разносчиков газет, произошедшей в 1899 году. В фильме снимались Кристиан Бэйл и Роберт Дюваль . Хотя фильм провалился в прокате, он стал культовым и был превращен в мюзикл в театре Paper Mill Playhouse в Нью-Джерси . Он переедет на Бродвей ограниченным тиражом с марта по июнь 2012 года.
Когда журналисты были наготове, Эндрю решил, что пришло время сменить фокус с теле- и кинопроизводства на преподавание, рыбалку нахлыстом и работу по дереву.
Поздние годы (1996–2011)
[ редактировать ]Имея за плечами кинобизнес, Эндрю проводил время, читая лекции студентам-кинематографистам по всей территории Соединенных Штатов. Это дало ему возможность написать две книги об искусстве и науке кинематографии. [ 2 ] [ 3 ] Обладая талантом рассказчика и большим воображением, Эндрю написал и опубликовал несколько художественных произведений. Крысолов [ 4 ] был опубликован в 2004 году. Борьба без последствий [ 5 ] появился в 2006 году и касается бывшего бойца, пытающегося вернуться. Его опыт в Японии во время съемок «Сёгуна» способствовал написанию художественной книги «Бандзин ». [ 6 ] В свободное от лекций и писательства время Эндрю занимался различными проектами по обработке дерева и металла. Посещая свое ранчо в Монтане, он часто пользовался первоклассными ручьями и реками для ловли нахлыстом в этом районе. Прежде всего, ему нравилось проводить время с женой, детьми и внуками. После внезапной болезни, диагностированной в середине года, он умер в своем доме 7 октября 2011 года в Бозмане, штат Монтана , в возрасте 85 лет.
Художественные фильмы
[ редактировать ]Телевизионные программы
[ редактировать ]Примечание. В некоторых случаях год обозначает дату производства, а не выхода в эфир.
Минисериал
[ редактировать ]- Вашингтон: за закрытыми дверями (1977)
- Проклятие Дайна (1978)
- Вершина холма (1978)
- Сёгун (1979)
Ряд
[ редактировать ]- Коронет синий
- Врачи и медсестры
- Медсестры
- Голый город
- Бреннер (CBS)
- Мама (CBS)
- Джо и Мэйбл (CBS)
- Шоу Фила Сильверса (CBS)
Документальные фильмы
[ редактировать ]- Двадцатый век (CBS)
- Высокие приключения с Лоуэллом Томасом (NBC)
Специальные предложения
[ редактировать ]- Битлз на стадионе Ши (ABC)
- Эд Салливан, Пасхальный выпуск для ветеранов Вьетнама (CBS)
- Эд Салливан на Кубе (CBS)
- Эд Салливан в Ирландии (CBS)
- Эд Салливан на Аляске (CBS)
- Эд Салливан в Португалии (CBS)
Особенности и пилотные версии
[ редактировать ]- Случайники (1965)
- Жители скал (1965)
- Дафна (1966)
- Учитель, Учитель (1969)
- Золото голубой воды (1969)
- Человек без страны (1973)
- Нежеланные (1974)
- Ключ гаечного ключа (1978)
- Тонкий лед (1981)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ласло, Эндрю (2002). Сноска к истории . Университетское издательство Америки. ISBN 978-0-7618-2465-7 .
- ^ Jump up to: а б Ласло, Эндрю (2000). Каждый кадр — Рембрандт: искусство и практика кинематографии . Фокальная пресса. ISBN 0-240-80399-Х .
- ^ Jump up to: а б Ласло, Эндрю (2004). Это обертка . АСК Пресс. ISBN 0-935578-23-4 .
- ^ Ласло, Эндрю (2004). Крысолов . Дэн Ривер Пресс. ISBN 978-0-89754-203-6 .
- ^ Ласло, Эндрю (2006). Бой без последствий . Публикуйте Америку. ISBN 978-1-4137-7881-6 .
- ^ . Ласло, Эндрю (2008). Наводнение . Публикуйте Америку. ISBN 978-1-60672-505-4 .