Западноафриканский водун
Водун или vodúnsínsen — африканская традиционная религия, исповедуемая народами аджа , эве и фон в Бенине , Того , Гане и Нигерии . Практикующих обычно называют vodúnsɛntó или Vodúnisants .
Водун учит о существовании высшего божества-создателя, под властью которого находятся меньшие духи, называемые водунами . Многие из этих божеств связаны с определенными областями, но другие широко почитаются по всей Западной Африке; некоторые были поглощены другими религиями, включая христианство и индуизм . Водунам жертвоприношения приносят подношения, обычно включая животных . Существует несколько тайных обществ, состоящих исключительно из мужчин, в том числе Оро и Эгунгун , в которые люди получают посвящение. различные формы гадания используются Для получения информации от водуна , наиболее известной из которых является Фа , которым управляет общество посвященных.
Во время работорговли в Атлантике в 16-19 веках vodúnsɛntó были среди порабощенных африканцев, перевезенных в Америку. Там их традиционные религии повлияли на развитие новых религий, таких как гаитянское вуду , луизианское вуду и бразильское кандомбле-джеже . С 1990-х годов активизировались усилия по поощрению иностранных туристов посетить Западную Африку и получить посвящение в Водун.
Многие vodúnsɛntó исповедуют свою традиционную религию наряду с христианством, например, интерпретируя Иисуса Христа как водуна . Хотя в основном эта религия встречается в Западной Африке, с конца 20 века эта религия также распространилась за границу и исповедуется людьми разных национальностей и национальностей.
Определение
[ редактировать ]Водун – это религия. [ 1 ] Антрополог Тимоти Р. Лэндри отметил, что, хотя термин «водун» широко используется, более точным названием религии было vodúnsínsen , что означает «поклонение духам». [ 2 ] Написание Vodún обычно используется, чтобы отличить западноафриканскую религию от гаитянской религии, которую чаще называют Vodou ; [ 2 ] это, в свою очередь, часто используется, чтобы отличить его от Луизианского Вуду . [ 3 ] Альтернативное написание, иногда используемое для обозначения западноафриканской религии, — Vodu . [ 4 ] Приверженцев религии называют vodúnsɛntó или, во французской версии, Vodúnisants . [ 2 ]
Водун — «преобладающая религиозная система» южного Бенина, Того и некоторых частей юго-восточной Ганы. [ 5 ] Антрополог Джуди Розенталь отметила, что «формы поклонения воде фон и эве практически одинаковы». [ 6 ] Это часть той же сети религий, которая включает религию йоруба , а также традиции африканской диаспоры, такие как гаитянский вуду, кубинская сантерия и бразильский кандомбле . [ 7 ]
Водун — это фрагментированная религия, разделенная на «независимые небольшие культовые единицы», посвященные определенным духам. [ 8 ] Как традиция, Водун не является доктринальным, [ 9 ] без ортодоксальности, [ 8 ] и нет центрального текста. [ 9 ] Он аморфен и гибок, [ 10 ] меняться и адаптироваться в различных ситуациях. [ 11 ] Он открыт для постоянного пересмотра, [ 9 ] быть эклектичным и поглощать элементы многих культурных традиций, [ 7 ] в том числе из других частей Африки, но также из Европы, Азии и Америки. [ 12 ] В Западной Африке многие люди одновременно используют традиционные африканские религии, христианство и ислам для решения жизненных проблем. [ 13 ] В Западной Африке vodúnsɛntó иногда отказываются от своей религии в пользу евангелического христианства . [ 14 ] хотя есть и христиане, принявшие водун. [ 15 ] Распространенный подход заключается в том, что люди исповедуют христианство, одновременно участвуя в ритуалах Водун; [ 16 ] Есть также vodúnsɛntó , которые отвергают христианство, считая его несовместимым со своей традицией. [ 17 ]
Водун и христианский синкретизм
[ редактировать ]Синкретизм . водуна и христианства был создан путем соединения традиционного западноафриканского водуна и христианства в Бенине [ 18 ] Синкретизм в религиозной сфере — это слияние двух или более изначально различных религиозных традиций. [ 19 ] Подобные синкретические религии встречаются и в соседних странах. [ 20 ] где это связь между религией йоруба и христианством, [ 21 ] религия Одиналы и христианство, религия Бори и ислам или религия Бвити и христианство. [ 22 ]
В Бенине, помимо последователей синкретизма, существует большая группа людей, исповедующих воду и христианство, не смешивая их. [ 18 ] Это распространенное в Африке явление множественной религиозной принадлежности . [ 20 ] различные синкретизмы и эклектизмы распространены В Западной Африке . [ 23 ] Помимо христианских служб (в основном, но не исключительно, в Бенине), верующие также посещают посвященных Водун, используют традиционные бытовые защитные фетиши и индивидуальные защитные амулеты гри-гри . Они культивируют уважение к умершим предкам и общаются с миром духов с помощью жреца водын ( водун ). [ 18 ]
Синкретизм Водуна и христианства возник так же, как и сам Водун в Бенине. [ 18 ] но подобные синкретизмы возникли и за рубежом, когда Водун вместе с рабами достиг Карибского бассейна, где его синкретизм с католическим христианством породил Карибское Вуду, подобное бразильскому Кандомбле и кубинской Сантерии . [ 24 ] [ 18 ]
Убеждения
[ редактировать ]В Водуне вера сосредоточена на эффективности, а не на христианских представлениях о вере . [ 25 ]
Существует также философская основа, лежащая в основе Водуна, которая, по словам Сюзанны Престон Блайер, которая провела год исследований в 1985–86 годах в Абоми и близлежащих районах, подчеркивает важность сохранения спокойствия в контексте трудностей и в жизни в целом. По словам Блиера, «водун» означает «идею оставаться рядом с источником воды, не спешить по жизни, находить время для достижения спокойствия». Ее интерпретация исходит от двух местных прорицателей, которые утверждают, что ее происхождение лежит во фразе «отдыхать, чтобы черпать воду», от глаголов фон vo «отдыхать» и dun «черпать воду», стоическое предположение о «необходимости быть спокойным и собранным» перед лицом невзгод. [ 26 ]
Теология
[ редактировать ]Водун учит о существовании единого божественного творца. [ 5 ] Ниже этой сущности находится бесчисленное количество духов, которые управляют различными аспектами природы и общества. [ 5 ] Термин «водун» происходит от языков гбе нигерско -конголезской языковой семьи . [ 27 ] Оно переводится как «дух», «бог», «божественность» или «присутствие». [ 7 ] Историк искусства Сюзанна Престон Блиер назвала эти «таинственные силы или силы, которые управляют миром и жизнью тех, кто в нем живет». [ 28 ] Религия постоянно открыта для включения новых духовных божеств, в то время как те, которые уже почитаются, могут измениться и принять новые аспекты. [ 29 ] Культ каждого водуна имеет свои особые верования и обычаи. [ 30 ] У нее также могут быть свои собственные ограничения на членство: некоторые группы готовы инициировать только членов семьи. [ 31 ]
Распространено мнение, что водун пришел из моря. [ 32 ] Считается, что духи обитают в Кутмоме («земле мертвых»), невидимом мире, параллельном миру человечества. [ 33 ] У духов водуна есть свои индивидуальные симпатии и антипатии; [ 9 ] к каждому также обращены особые песни, танцы и молитвы. [ 9 ] Когда короли представляли народу фон новые божества, часто считалось, что они усиливают власть короля. [ 34 ]
Lɛgbà — дух перекрестка, открывающий связь между человечеством и духовным миром. [ 35 ] Сакпата — это водун земли и оспы, [ 36 ] но со временем оно стало ассоциироваться с новыми заболеваниями, такими как ВИЧ/СПИД . [ 37 ] Все духи Дана — змеи; [ 38 ] Дан — змей- водун, ассоциирующийся с богатством и прохладным ветром. [ 39 ] Xɛbyosò или Hɛvioso — дух грома. [ 40 ] Гу — дух металла и кузнечного дела, [ 41 ] а в последние десятилетия стал ассоциироваться с металлическими транспортными средствами, такими как автомобили, поезда и самолеты. [ 29 ] Гбаду — жена Фа. [ 42 ] Трон — дух ореха колы ; [ 43 ] Недавно он был представлен пантеону Водун через носителей языка эве из Ганы и Того. [ 44 ]
Некоторые бенинцы признают, что некоторые йоруба- ориса более могущественны, чем некоторые водын . [ 45 ]
Также частью мировоззрения водын является азизу , тип лесного духа. [ 46 ]
Молитвы водуну обычно включают в себя просьбы о финансовом благополучии. [ 47 ] Практикующие стремятся добиться благополучия, уделяя особое внимание здоровью и памяти своих семей. [ 48 ] Могут быть ограничения на то, кто может поклоняться божеству; практикующие считают, что женщин следует держать подальше от присутствия Гбаду, поскольку, если они приблизятся к ней, они могут стать бесплодными или умереть. [ 42 ] Преданность определенному божеству может выражаться по-разному; Например, приверженцы духа оспы Сакпаты шрамируют свои тела, напоминающие шрамы от оспы. [ 37 ]
Образцы поклонения Воду следуют различным диалектам, духам, практикам, песням и ритуалам. Божественный Создатель , называемый по-разному Маву или Маху , является существом женского пола. Она пожилая женщина и обычно нежная и всепрощающая мать. Ее также считают богом, которому принадлежат все другие боги, и даже если в ее имя не построен храм, люди продолжают молиться ей, особенно во времена бедствий. По одной из традиций, она родила семерых детей. Сакпата: Водун Земли, Ксевиозо (или Ксебиозо): Водун Грома, также связанный с божественной справедливостью, [ 49 ] Агбе: Водун моря, Гу: Водун железа и войны, Аге: Водун сельского хозяйства и лесов, Джо: Водун Воздуха и Легба: Водун непредсказуемого. [ 50 ]
Создатель воплощает двойной космогонический принцип, в котором Маву-луна и Лиза-солнце являются соответственно женским и мужским аспектами, часто изображаемыми как дети-близнецы Создателя. [ 51 ] В других историях Маву-Лиза изображается как одинокий гермафродит, способный забеременеть, с двумя лицами, а не как близнецы. [ 52 ] В других ветвях Творец и другие воды известны под разными именами, например, Сакпо-Диса (Маву), Ахолу (Сакпата) и Анидохо (Да), Гороводу. [ 53 ]
Душа
[ редактировать ]Среди фон распространено мнение, что голова — это вместилище души человека. [ 37 ] Таким образом, голова имеет символическое значение в Водуне. [ 37 ]
Acɛ
[ редактировать ]Лэндри определил acɛ как «божественную силу». [ 54 ]
Упражняться
[ редактировать ]Антрополог Дайана Раш отметила, что Водун «проникает практически во все аспекты жизни его участников». [ 5 ] По традиции, приоритет отдается действиям и достижению цели. [ 9 ] Финансовые операции играют важную роль, поскольку и водуны , и их священники обычно ожидают оплаты за свои услуги. [ 55 ]
К священнику-мужчине можно отнести слово «хунган» на языке фон . [ 55 ] Эти практикующие могут рекламировать свои ритуальные услуги, используя радио, телевидение, рекламные щиты и Интернет. [ 56 ] Есть люди, которые претендуют на титул «верховного ребенка Водуна в Бенине», однако есть конкурирующие претенденты на этот титул, и он мало признан за пределами Уиды. [ 57 ]
Практикующие водун верят, что многие природные материалы обладают сверхъестественной силой, в том числе листья, метеориты, каолин, почва с перекрестков, перья африканских серых попугаев, панцири черепах и сушеные хамелеоны. [ 58 ] Лэндри заявил, что связь с окружающей средой была «доминирующей темой» в религии. [ 58 ] Лес, в частности, важен в космологии Водун, и изучение силы леса и отдельных листьев, которые можно найти в нем, является постоянной темой среди практиков. [ 59 ] Листья, по словам Лэндри, являются «строительными блоками силы духов и материального присутствия на земле». [ 58 ] Листья часто погружают в воду, чтобы получить водсин (водун), который используется для омовения как новых святынь, так и новых посвященных. [ 60 ]
Все творение считается божественным и, следовательно, содержит в себе силу божественного. Именно так понимаются такие лекарства, как лечебные травы, и этим объясняется повсеместное использование мирских предметов в религиозных ритуалах. Талисманы водун, называемые « фетишами », представляют собой такие предметы, как статуи или высушенные части животных или человека, которые продаются из-за их целебных и духовно омолаживающих свойств. Точнее, это объекты, населенные духами. Сущности, населяющие фетиш, способны выполнять различные задачи в зависимости от стадии своего развития. Фетиш-объекты часто объединяются в конструкции «святынь», используемых для вызова определенных водун и связанных с ними сил. [ 61 ]
Святыни
[ редактировать ]Храм духов часто называют vodúnxɔ или hunxɔ . [ 62 ] Деревянная резная статуя называется bòcyɔ . [ 63 ]
Составные части святыни зависят от личности духа, хранящегося там. Фа, например, заключен в 16 пальмовых орехах, а для святынь Xɛbyosò требуется sò kpɛn («громовые камни»), которые, как полагают, были созданы там, где молния ударила в землю. [ 64 ] Между тем, Lɛgbà представлен холмиками земли, [ 65 ] обычно покрывает листья и другие предметы, захороненные внутри него. [ 39 ] В ритуале, который обычно включает в себя гадание, жертвоприношения и омовение листьев как для объектов, так и для практикующего, дух вселяется в эти святилища. [ 66 ] Для приверженцев эти святыни считаются физическими воплощениями духов. [ 66 ]
Растительный материал часто используют при строительстве святынь. [ 59 ] при этом определенные листья важны в этом процессе. [ 60 ] Святыни также могут включать в себя материалы из исчезающих видов, в том числе шкуры леопарда, птичьи яйца, перья попугаев, насекомых и слоновую кость. [ 66 ] Различные иностранные посвященные, пытаясь покинуть Западную Африку, обнаружили материалы, предназначенные для их святынь, конфискованные на таможне в аэропорту. [ 67 ]
Животное часто приносят в жертву, чтобы обеспечить проявление духа внутри святилища; [ 33 ] Считается, что животное заряжает дух духа, который дает святыне жизнь. [ 33 ] Например, в святилищах Лагба петуха, которого насильно кормили красным пальмовым маслом, часто хоронили заживо на том месте, где будет построен храм. [ 33 ] Во многих святилищах годы засохшей крови и пальмового масла оставили патину на святыне и сосудах для подношений. [ 39 ] Молясь в святилище, верующий обычно оставляет духам денежный подарок. [ 68 ] Вокруг него часто также стоят горшки, в которые можно класть подношения. [ 39 ]
Яд и шип
[ редактировать ]Группы Оро и Эгунгун представляют собой тайные общества, состоящие исключительно из мужчин. [ 69 ] В бенинском обществе эти группы вызывают уважение через страх. [ 70 ] В современном Бенине молодые люди обычно получают посвящение в оба общества в один и тот же день. [ 70 ]
Общество Эгунгун окружено культурой секретности. [ 71 ] После инициации мужчина должен будет изготовить собственную маску Эгунгун; [ 72 ] эти маски рассматриваются как воплощения предков. [ 73 ] Некоторые люди также изготавливают эти маски, но не освящают и не используют их для продажи на международном арт-рынке, однако другие члены общества не одобряют такую практику. [ 74 ]
Владение
[ редактировать ]Одержимость является частью большинства культов Водуна. [ 57 ]
Подношения и жертвоприношения животных
[ редактировать ]Водун включает в себя жертвоприношения животных как предкам, так и другим духам. [ 33 ] практика, называемая vɔ на языке Fon. [ 39 ] Есть свидетельства того, что в некоторых частях Западной Африки человеческие жертвоприношения приносились и до европейской колонизации. [ 75 ] Обычно в ухо животного произносится послание духам, после чего ему перерезают горло. [ 76 ] Сама святыня будет залита кровью жертвы. [ 77 ] Это делается для того, чтобы питать дух, питая его жизнь . [ 78 ] Практикующие полагают, что этот акт поддерживает отношения между людьми и духами. [ 33 ] Мясо будут потреблять участники. [ 78 ]
Среди последователей в Соединенных Штатах, где навыки разделки мяса встречаются гораздо реже, практикующие реже едят мясо. [ 79 ] В США также присутствуют практикующие, которые отвергли роль жертвоприношения животных в Воду, считая это варварством. [ 79 ]
Инициация
[ редактировать ]Посвящение наделяет человека силой водуна . [ 45 ] Это приводит к долгосрочным обязательствам перед духами, которые получил человек; Ожидается, что этот человек будет чтить свои духи похвалами, кормить их и снабжать их деньгами, в то время как дух, в свою очередь, предлагает посвященным блага, давая им обещания защиты, изобилия, долгой жизни и большой семьи. [ 66 ]
Типичный возраст инициируемого человека варьируется в зависимости от духовных культов; в некоторых случаях предпочтение отдается детям. [ 75 ] Процесс инициации может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. [ 9 ] В зависимости от духовных культов это различается; в Бенине посвящение Фа обычно занимает меньше недели, тогда как посвящение в культы других водун может занять несколько недель или месяцев. [ 80 ] Инициация стоит дорого; [ 81 ] особенно высокие суммы обычно взимаются с иностранцев, желающих пройти посвящение или обучение. [ 82 ] Практикующие полагают, что некоторые духи воплощают силы, которые слишком сильны для непосвященных. [ 45 ] Посвящение описывается как «обнаружение глубин духа». [ 83 ] Жертвоприношение животных — типичная черта инициации. [ 33 ] Часто ожидается, что стажеры изучат множество различных типов листьев и соответствующих качеств. [ 46 ]
Гадание
[ редактировать ]Гадание играет важную роль в Водуне. [ 30 ] Различные группы водун часто используют разные методы гадания; например, жрицы Мамиваты используют рассматривание зеркала , а жрецы Трона используют гадание на орехах кола . [ 30 ]
Практикующие Водун Фа часто считают лучшей формой гадания. [ 30 ] Ее посвященные заявляют, что это единственная система, обладающая достаточными возможностями для обеспечения неизменной точности. [ 30 ] Это система, заимствованная у йоруба. [ 84 ] Прорицатели Фа обычно считают, что жрецы других духов не имеют права читать священные знаки Фа. [ 45 ] Консультация с посвященным называется факинан . [ 85 ]
В Воду прорицателя называют боконо . [ 86 ] Ожидается, что успешный прорицатель предложит решения проблемы своего клиента, например, продаст ему амулеты, духовные ванны или церемонии, чтобы облегчить их проблему. [ 87 ] Взимаемая плата часто варьируется в зависимости от клиента: прорицатель взимает сниженную ставку для членов семьи и более высокую ставку для туристов или бенинцев среднего и высшего класса. [ 87 ] Прорицатели часто рекомендуют своим клиентам пройти инициацию. [ 88 ]
Исцеление и бо
[ редактировать ]Исцеление – центральный элемент Водуна. [ 13 ]
Термин «бо» в Фоне можно перевести на английский как «очарование»; многие франкоязычные бенинцы называют их гри-гри . [ 89 ] Это амулеты, изготовленные из зоологического и ботанического материала, которые затем активируются с помощью тайных заклинаний. [ 90 ] последний назывался bƒgbé («язык бо»). [ 91 ] Семьи или отдельные лица часто хранят свои рецепты приготовления бо в строжайшем секрете; [ 92 ] Существует широко распространенное мнение, что если кто-то другой обнаружит точные ингредиенты, он получит власть над его создателем. [ 93 ] Бо часто продаются; [ 94 ] туристы, например, часто покупают их, чтобы привлечь любовь, богатство или защиту во время путешествия. [ 95 ]
Bϒ, предназначенный для определенных функций, может иметь особые имена; фифо ба Предполагается, что цзэн ба дает невидимость, а обеспечивает способность перемещения. [ 92 ] Антропоморфные фигурки, производимые особенно в районах Фон и Айизо на юге Бенина, обычно называются bϒciɔ («труп bϒ»). [ 96 ] Эти bϒciɔ часто хранятся в святилище или доме, иногда прячутся под стропилами или под кроватью, хотя в некоторых местах их также размещают снаружи, в общественных местах. [ 97 ] Хотя bϒciɔ не являются изображением водуна , [ 98 ] Ранние европейские путешественники, столкнувшиеся с этими предметами, называли их « идолами » и « фетишами ». [ 99 ]
Да
[ редактировать ]Другая вера в Водун связана с азе , универсальной и невидимой силой. [ 100 ] и тот, который многие практикующие считают самой мощной доступной духовной силой. [ 44 ] На английский язык azě иногда переводится как « колдовство ». [ 44 ] некоторые водуны Считается, что , такие как Канняси, Минэна и Гбаду, черпают свою силу из азе . [ 100 ] Многие практикующие проводят различие между azě wiwi , разрушительной и вредной стороной этой силы, и azě wèwé , ее защитной и доброжелательной стороной. [ 101 ] Люди, которые заявляют, что используют эту силу, называют себя azětɔ и обычно настаивают на том, что они используют azě wèwé, чтобы защитить свои семьи от azě wiwi . [ 102 ] В преданиях Водуна за то, чтобы стать азэтом, приходится платить, поскольку азэ дает практикующему склонность к болезням и сокращает его жизнь. [ 89 ]
По верованиям водын, azěto wiwi способны превращаться в животных и летать. [ 92 ] Чтобы стать azěto wiwi , человек должен использовать azě, чтобы убить кого-то, обычно родственника. [ 89 ] По традиции практикующие азе виви отправляют свою душу наружу ночью, где они собираются с другими практикующими, чтобы запланировать, как они будут пожирать души других людей, в конечном итоге убивая их. [ 13 ] Совы, черные кошки и стервятники считаются опасными переносчиками азе . [ 100 ] Многие люди боятся, что их успех вызовет зависть злонамеренных azětɔ в их семье или районе. [ 100 ] Многие практикующие полагают, что личность azěto wiwi можно установить посредством гадания. [ 103 ] Ландри обнаружил, что все, кого он встречал в Бенине, верили в азе . в разной степени [ 14 ] тогда как многие неафриканцы, прибывшие для инициации, более скептически относились к его существованию. [ 104 ]
История
[ редактировать ]Доколониальная история
[ редактировать ]Ландри отметил, что до европейского колониализма Водун не считался «монолитной религией», а представлял собой «социальную систему, состоящую из бесчисленных культов духов и предков, существовавших без религиозных границ». [ 7 ] Многие из этих культов были тесно переплетены с политическими структурами, иногда представляя собой нечто вроде государственных религий . [ 105 ] С начала 16 века волны аджа и родственных им народов мигрировали на восток, устанавливая тесные связи друг с другом и формируя основу для возникшего народа фон. [ 106 ] Фон вступил в контакт с португальскими моряками в 16 веке, а затем с французами, британцами, голландцами и датчанами в 17 и 18 веках. [ 106 ]
В 17 веке в этом районе Западной Африки возникло государство Дагомея. [ 98 ] Это вызвало религиозные изменения; В начале 17 века король Дагомеи Агаджа Шведы завоевал королевство Шведа (на территории нынешнего южного Бенина), и змеиный водун получил широкое распространение у Фон. [ 38 ] с Примерно 1727 по 1823 год Дагомея была вассальным государством Ойо . , восточного королевства под руководством йоруба, и в этот период между ними наблюдался значительный религиозный обмен [ 107 ] Народы фон переняли культы Фа, Оро и Эгунгун от йоруба. [ 107 ] Фа, например, присутствовал среди Фон во время правления пятого правителя Дагомеи, Тегбесу (годы правления 1732-74), а во время правления Гезда (годы правления 1818-58) прочно обосновался в дагомейском королевском дворце. [ 107 ]
В результате работорговли в Атлантике практикующие водун были порабощены и перевезены в Америку, где их практика повлияла на развитие традиций африканской диаспоры. В сочетании с религией народа Конго из Центральной Африки, религия фон вуду стала одним из двух основных факторов, оказавших влияние на гаитянское вуду. [ 108 ] Как и само имя Вуду , многие термины, используемые в этой креолизированной гаитянской религии, происходят от языка фон; [ 109 ] включая имена многих божеств, которые на Гаити называются lwa . [ 110 ] В Бразилии доминирующей религией африканской диаспоры стала кандомбле, которая была разделена на различные традиции, называемые накоэс («нации»). Из этих нако традиция Чедже использует термины, заимствованные из языков эве и фон: [ 111 ] например, называя своих духовных божеств водунами . [ 112 ]
Колониализм и христианство
[ редактировать ]В 1890 году Франция вторглась в Дагомею и свергла ее короля Беханзена . [ 113 ] В 1894 году он стал французским протекторатом под властью марионеточного короля Аголи-агбо , но в 1900 году французы изгнали его и упразднили Королевство Дагомея. [ 113 ] На западе территория, которая стала Того, стала немецким протекторатом в 1884 году. Германия сохраняла контроль до 1919 года, когда после ее поражения в Первой мировой войне восточная часть стала частью британского Золотого Берега , а западная часть стала территорией Франции . [ 114 ]
Христианские миссионеры действовали в этой части Западной Африки с 18 века. Немецкая пресвитерианская миссия была основана на Золотом Берегу распространила свою деятельность на Невольничий Берег в 1737 году, а в 19 веке . Эти пресвитериане пытались нарушить приверженность Водуну в южных регионах и регионах плато. [ 17 ] В 19 веке также усилия по обращению предприняли римско-католические, англиканские и методистские миссионеры. [ 17 ]
оказал меньшее влияние, чем христианство, Хотя ислам он также повлиял на Водун, что нашло отражение в периодическом использовании исламского письма при создании амулетов Водуна. [ 103 ]
Постколониальная история
[ редактировать ]В 1960 году Дагомея стала независимым государством. [ 115 ] as did Togo. [ 116 ] В 1972 году Матье Кереку захватил власть в Дагомее в результате военного переворота и впоследствии превратил ее в марксистско-ленинское государство — Народную Республику Бенин . [ 117 ] Кереку считал, что Водун зря тратит время, деньги и ресурсы, которые лучше было бы потратить на экономическое развитие. [ 118 ] В 1973 году он запретил церемонии Водун в сезон дождей, а дальнейшие меры по подавлению религии последовали на протяжении 1970-х годов. [ 119 ] При правлении Кереку жрецы водун должны были тайно проводить новые посвящения, а продолжительность процесса инициации часто сокращалась с нескольких лет до нескольких месяцев, недель или дней. [ 120 ]
В 1989 году Бенин перешёл к демократическому управлению. [ 121 ] Став премьер-министром в 1991 году, Никефор Согло отменил множество антиводунских законов. [ 121 ] Правительство Бенина запланировало «Уйду-92: Первый международный фестиваль искусства и культуры водун», который состоялся в 1993 году; [ 122 ] среди приглашенных специальных гостей были Пьер Верже и Мама Лола , что отражало попытки наладить связи между африканской диаспорой. [ 105 ] Он также установил 10 января как «Национальный день водына». [ 121 ] С 1990-х годов правительство Бенина все активнее предпринимало согласованные усилия по поощрению туризма, посвященного воден, надеясь, что многие иностранцы будут приезжать в поисках посвящения. [ 123 ]
К концу 1960-х годов некоторые американские чернокожие националисты отправились в Западную Африку, чтобы получить посвящение в религию водун или йоруба. [ 124 ] К концу 1980-х годов по той же причине начали приезжать некоторые белые американцы среднего класса. [ 124 ] Некоторые посвященные Гаитянского Воду или Сантерии до сих пор едут в Западную Африку для инициации, поскольку верят, что именно там можно найти «настоящие секреты» или «истинную духовную силу»; [ 125 ] большинство прибывших стремятся получить посвящение в Фа. [ 57 ] После возвращения в США Водун часто смешивался с Воду и Сантерией. [ 126 ] Многие практикующие в Западной Африке рассматривают международную пропаганду Водуна как средство исцеления мира и противодействия ненависти и насилию. [ 127 ] а также как средство продвижения своих собственных ритуальных способностей международной аудитории, что потенциально привлечет новых клиентов. [ 128 ]
Демография
[ редактировать ]Около 17% населения Бенина, около 1,6 миллиона человек, следуют Водуну. (Это не считая других традиционных религий в Бенине.) Кроме того, многие из 41,5% населения, считающего себя «христианином», исповедуют синкретизированную религию, мало чем отличающуюся от гаитянского вуду или бразильского кандомбле ; действительно, многие из них происходят от освобожденных бразильских рабов, поселившихся на побережье недалеко от Уиды. [ 129 ]
В Того около половины населения исповедует местные религии, из которых Водун является самой крупной, насчитывающей около 2,5 миллионов последователей; Среди овец Ганы может быть еще миллион водунистов, поскольку 13% от общего населения Ганы, составляющего 20 миллионов человек, составляют овцы, а 38% жителей Ганы исповедуют традиционную религию. По данным переписи населения, около 14 миллионов человек исповедуют традиционную религию в Нигерии, большинство из которых — йоруба, исповедующие ифа , но конкретной разбивки нет. [ 129 ]
Хотя первоначально Водун присутствовал только среди жителей Западной Африки, ему не следуют люди многих рас, этнических групп, национальностей и классов. [ 130 ] Иностранцы, приезжающие на посвящение, преимущественно из США; [ 131 ] многие из них уже исследовали традиции африканской диаспоры, такие как гаитянское вуду, сантерия или кандомбле, или, альтернативно, западные эзотерические религии, такие как викка . [ 132 ] Многие из духовных туристов, прибывших в Западную Африку, практически не имели ни языка, ни французского языка, ни понимания культурных и социальных норм региона. [ 133 ] Некоторые из этих иностранцев ищут посвящения, чтобы они могли инициировать других в качестве источника дохода. [ 134 ]
Прием и влияние
[ редактировать ]По мнению некоторых иностранных наблюдателей, Водун – это сатанизм и поклонение демонам. [ 135 ] Хотя многие западноафриканские христиане считают его божеств злобными демонами, они по-прежнему считают Водун эффективным и могущественным человеком. [ 136 ] Некоторые бенинцы считают христианство «менее тревожным и менее дорогим», чем Водун; [ 85 ] многие люди обратились в христианство, чтобы справиться с колдовством, полагая, что Иисус может исцелить и защитить их бесплатно, тогда как любое предложение водуна по борьбе с ведьмами потребует значительной цены. [ 137 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Форте 2010a , с. 184; Лэндри 2019 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с Лэндри 2019 , с. ix.
- ^ Лонг 2002 , с. 87; Фандрич 2007 , стр. 779, 780.
- ^ Розенталь 1998 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с д Раш 2017 , с. 2.
- ^ Розенталь 1998 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с д Лэндри 2019 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Форте 2010а , стр. 189.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Раш 2017 , с. 3.
- ^ Раш 2017 , с. 5; Лэндри 2019 , стр. 2, 103–104.
- ^ Раш 2017 , с. 5; Лэндри 2019 , стр. 103–104.
- ^ Раш 2017 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с Лэндри 2019 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 127.
- ^ Лэндри 2019 , стр. 140–141.
- ^ Розенталь 1998 , с. 20; Лэндри 2019 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б с Розенталь 1998 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б с д и Гавелка, Ондржей (2021). «Синкретизм католического христианства и западноафриканского водуна с теолого-этической точки зрения» . Студия теологии . 23 (3): 149–174. doi : 10.5507/sth.2021.033 – через Web of Science Core Collection (Индекс цитирования по искусству и гуманитарным наукам), Scopus.
- ^ Мбити, Джон С. (1991). Введение в африканскую религию . Портсмут, Лондон: Образовательные книги Heinemann. п. 15.
- ^ Jump up to: а б Оджо, Джо (1999). Понимание традиционной религии Западной Африки . Иль-Ифе: Принтеры SC Popoola. стр. 59–68.
- ^ Пил, JDY (2016). Христианство, ислам и религия Ориса: три традиции в сравнении и взаимодействии . Окленд: Издательство Калифорнийского университета. стр. 172–191.
- ^ Гавелка, Ондржей (2022). «Синкретизм габонской религии бвити и католического христианства с теологической и теолого-этической точки зрения». Acta Universitatis Carolinae Theologica . 12 (1): 143–159 - через Web of Science Core Collection (Индекс цитирования по искусству и гуманитарным наукам), Scopus.
- ^ Риггс, Томас (2006). Энциклопедия религиозных практик Worldmark . Детройт: Томсон Гейл. стр. 2–13.
- ^ Пробный камень, Блейк (1972). «Вуду в Новом Орлеане» . История Луизианы: Журнал Исторической ассоциации Луизианы . 13 (4): 371–386. ISSN 0024-6816 . JSTOR 4231284 .
- ^ Лэндри 2019 , с. 169.
- ^ Сюзанна Престон Блиер, Африканский водун: искусство, психология и власть. Издательство Чикагского университета. 1996 с. 39.
- ^ Лэндри 2019 , стр. 4–5.
- ^ Блиер 1995a , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б с д и Лэндри 2019 , с. 139.
- ^ Лэндри 2019 , с. 181.
- ^ Лэндри 2019 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лэндри 2019 , с. 61.
- ^ Раш 2017 , с. 11.
- ^ Лэндри 2019 , с. 97.
- ^ Лэндри 2019 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с д Лэндри 2019 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б с д и Лэндри 2019 , с. 53.
- ^ Блиер 1995a , с. 2; Лэндри 2019 , с. 53.
- ^ Блиер 1995a , с. 2; Лэндри 2019 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 49.
- ^ Лэндри 2019 , с. 178.
- ^ Jump up to: а б с Лэндри 2019 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б с д Лэндри 2019 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 65.
- ^ Лэндри 2019 , стр. 34–35.
- ^ Лэндри 2019 , с. 4.
- ^ Оджо, Джо (1999). Понимание традиционной религии Западной Африки. Принтеры SO Popoola. п. 63. ISBN 978-978-33674-2-5 . Проверено 16 марта 2019 г.
- ^ Энтони Б. Пинн (15 октября 2017 г.). Разновидности религиозного опыта афроамериканцев: к сравнительной черной теологии . Крепость Пресс. п. 7. ISBN 978-1506403366 . Архивировано из оригинала 16 мая 2022 г. Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ Энтони Б. Пинн (15 октября 2017 г.). Разновидности религиозного опыта афроамериканцев: к сравнительной черной теологии . Крепость Пресс. п. 5. ISBN 978-1506403366 . Архивировано из оригинала 16 мая 2022 г. Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ Херсковиц, Мелвилл Дж. и Фрэнсис С. «Дагомейское повествование: межкультурный анализ». Издательство Северо-Западного университета (1958), стр. 125.
- ^ Эрик Дж. Монтгомери и Кристиан Н. Ваннье. «Этнография святилища воды в Того: о духе, рабе и море». Брилл (2017), стр. 127
- ^ Лэндри 2019 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 160.
- ^ Лэндри 2019 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б с Лэндри 2019 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б с Лэндри 2019 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 67.
- ^ Лэндри, Тимоти (2016). «Воплощение духов, создание святынь и приготовление божественной силы в Водуне». Материальная религия . 12 : 50–73. дои : 10.1080/17432200.2015.1120086 . S2CID 148063421 .
- ^ Лэндри 2019 , с. 60.
- ^ Лэндри 2019 , с. 40.
- ^ Лэндри 2019 , стр. 98, 101.
- ^ Лэндри 2019 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б с д Лэндри 2019 , с. 98.
- ^ Лэндри 2019 , с. 99.
- ^ Лэндри 2019 , с. 33.
- ^ Лэндри 2019 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 84.
- ^ Лэндри 2019 , с. 116.
- ^ Лэндри 2019 , с. 117.
- ^ Лэндри 2019 , с. 94.
- ^ Лэндри 2019 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 176.
- ^ Лэндри 2019 , с. 54.
- ^ Лэндри 2019 , стр. 54, 61.
- ^ Jump up to: а б Ландри 2019 , стр. 55, 61.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 62.
- ^ Лэндри 2019 , с. 143.
- ^ Лэндри 2019 , стр. 32.
- ^ Лэндри 2019 , стр. 9, 32.
- ^ Лэндри 2019 , с. 7.
- ^ Лэндри 2019 , стр. 57, 154.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 47.
- ^ Лэндри 2019 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 44.
- ^ Лэндри 2019 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с Лэндри 2019 , с. 107.
- ^ Лэндри 2019 , стр. 107–108.
- ^ Лэндри 2019 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б с Лэндри 2019 , с. 108.
- ^ Блиер 1995a , стр. 20–21.
- ^ Блиер 1995a , с. 21; Лэндри 2019 , с. 108.
- ^ Лэндри 2019 , с. 110.
- ^ Блиер 1995a , с. 2.
- ^ Блиер 1995a , стр. 16–17.
- ^ Jump up to: а б Блиер 1995а , с. 5.
- ^ Блиер 1995a , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д Лэндри 2019 , с. 114.
- ^ Лэндри 2019 , с. 106.
- ^ Лэндри 2019 , стр. 106–107.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 179.
- ^ Лэндри 2019 , стр. 132–133.
- ^ Jump up to: а б Форте 2010а , стр. 184.
- ^ Jump up to: а б Раш 2017 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с Лэндри 2019 , с. 57.
- ^ Беллегард-Смит и Мишель 2006 , с. XIX.
- ^ Блиер 1995b , с. 86; Косентино 1995 , стр. 29–30.
- ^ Метро 1972 , с. 28.
- ^ Вафля 1991 , с. 5; Альварес Лопес и Эдфельдт 2007 , с. 161.
- ^ Капоне 2010 , с. 268
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 17.
- ^ Розенталь 1998 , с. 18.
- ^ Форте 2010a , с. 177; Раш 2017 , с. 10; Лэндри 2019 , с. 17.
- ^ Розенталь 1998 , с. 17.
- ^ Форте 2010a , с. 177; Лэндри 2019 , стр. 17–18.
- ^ Forte 2010a , стр. 177–178; Лэндри 2019 , с. 55.
- ^ Лэндри 2019 , стр. 17–18.
- ^ Лэндри 2019 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с Лэндри 2019 , с. 18.
- ^ Форте 2010a , с. 175; Лэндри 2019 , с. 18.
- ^ Лэндри 2019 , стр. 3, 13.
- ^ Jump up to: а б Лэндри 2019 , с. 3.
- ^ Лэндри 2019 , с. 10.
- ^ Лэндри 2019 , с. 158.
- ^ Лэндри 2019 , с. 159.
- ^ Лэндри 2019 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б «Книга фактов ЦРУ: Бенин» . Cia.gov. Архивировано из оригинала 18 июня 2021 г. Проверено 10 августа 2014 г.
- ^ Лэндри 2019 , с. 166.
- ^ Лэндри 2019 , с. 119.
- ^ Лэндри 2019 , с. 132.
- ^ Лэндри 2019 , с. 14.
- ^ Лэндри 2019 , стр. 91–92.
- ^ Лэндри 2019 , с. 50.
- ^ Лэндри 2019 , с. 131.
- ^ Лэндри 2019 , стр. 129–130.
Источники
[ редактировать ]- Альварес Лопес, Лаура; Эдфельдт, Чатарина (2007). «Роль языка в формировании гендерной и этнически-религиозной идентичности в общинах бразильского кандомбле». В Эллисон Джул (ред.). Язык и религиозная идентичность: женщины в дискурсе . Оксфорд: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 149–171. ISBN 978-0230517295 .
- Беллегард-Смит, Патрик; Мишель, Клодин (2006). "Введение". В Беллегард-Смит, Патрик; Мишель, Клодин (ред.). Гаитянское вуду: дух, миф и реальность . Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы. стр. xvii – xxvii. ISBN 978-0-253-21853-7 .
- Блиер, Сюзанна Престон (1995a). Африканский водун: искусство, психология и власть . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226058603 .
- Блиер, Сюзанна Престон (1995b). «Вуду: западноафриканские корни вуду». Дональд Дж., Косентино (ред.). Священное искусство гаитянского вуду . Лос-Анджелес: Музей истории культуры Фаулера Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. стр. 61–87. ISBN 0-930741-47-1 .
- Капоне, Стефания (2010). В поисках Африки в Бразилии: сила и традиции в Кандомбле . Перевод Люси Лайалл Грант. Дарем и Лондон: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-4636-4 .
- Косентино, Дональд Дж. (1995). «Представь рай». Дональд Дж., Косентино (ред.). Священное искусство гаитянского вуду . Лос-Анджелес: Музей истории культуры Фаулера Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. стр. 25–55. ISBN 0-930741-47-1 .
- Фандрич, Ина Дж. (2007). «Влияние йорубы на гаитянское вуду и новоорлеанское вуду». Журнал исследований чернокожих . 37 (5): 775–791. дои : 10.1177/0021934705280410 . JSTOR 40034365 . S2CID 144192532 .
- Форте, Юнг Ран (2010a). «Происхождение водун, возвращение диаспоры на родину и двусмысленность транснациональной принадлежности в Республике Бенин». В Перси К. Хинтцене, Жане Мутебе Рахье и Фелипе Смите (ред.). Глобальные контуры черноты: опрос африканской диаспоры . Издательство Университета Иллинойса. стр. 174–200. ISBN 978-0252077531 .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: несколько имен: список редакторов ( ссылка ) - Лэндри, Тимоти (2016). «Воплощение духов, создание святынь и приготовление божественной силы в Водуне». Материальная религия . 12 : 50–73. дои : 10.1080/17432200.2015.1120086 . S2CID 148063421 .
- Лэндри, Тимоти Р. (2019). Водун: Тайна и поиск божественной силы . Современная этнография. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0812250749 .
- Лонг, Кэролайн Морроу (2002). «Восприятие новоорлеанского вуду: грех, мошенничество, развлечения и религия». Nova Religio: Журнал альтернативных и новых религий . 6 (1): 86–101. дои : 10.1525/номер.2002.6.1.86 . JSTOR 10.1525/№2002.6.1.86 .
- Метро, Альфред (1972) [1959]. Вуду на Гаити . Перевод Хьюго Чартерис. Нью-Йорк: Schocken Books.
- Розенталь, Джуди (1998). Одержимость, экстаз и закон в овечьем вуду . Шарлоттсвилл и Лондон: Издательство Университета Вирджинии. ISBN 978-0813918044 .
- Раш, Диана (2017) [2013]. Водун в прибрежном Бенине: незавершенный, открытый, глобальный . Критические исследования африканской диаспоры. Нэшвилл: Издательство Университета Вандербильта. ISBN 978-0826519085 .
- Вафля, Джим (1991). Вкус крови: одержимость духом в бразильском кандомбле . Филадельфия : Издательство Пенсильванского университета . ISBN 978-0-8122-1341-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аронсон, Лиза (2007). «Овечья керамика как визуализация Водуна». Африканское искусство . 40 (1): 80–85.
- Бэй, Эдна (2008). Асен, предки и водун: прослеживая изменения в африканском искусстве . Урбана: Издательство Университета Иллинойса.
- Фален, Дуглас Дж. (2007). «Хорошие и плохие ведьмы: трансформация колдовства в Бенине». Обзор Западной Африки . 10 (1): 1–27.
- Фален, Дуглас Дж. (2018). Африканская наука: колдовство, водун и исцеление в Южном Бенине . Университет Висконсина Пресс. ISBN 978-0299318901 .
- Форте, Юнг Ран (2010). «Черные боги, белые тела: инициации жителей Запада в современном Бенине». Трансформация антропологии . 18 (2): 129–145.
- Лэндри, Тимоти Р. (2015). «Вудун, глобализация и творческое наслоение верований в Южном Бенине». Журнал религии в Африке . 45 (2): 170–199.
- Мейер, Биргит (1999). Перевод дьявола: религия и современность среди овец в Гане . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета.
- Страндсберг, Камилла (2000). «Кереку, Бог предков: религия и концепция политической власти в Бенине». Дела Африки . 99 (396): 395–414.