Московская компания
Тип компании | Торговая компания; благотворительность |
---|---|
Промышленность | Торговая компания; теперь благотворительная организация |
Предшественник | Компания торговых искателей приключений в новые земли |
Основан | 6 февраля 1555 г Англии | в
Основатели | Ричард Ченселлор, Себастьян Кэбот и сэр Хью Уиллоуби |
Судьба | Существовало до 1917 года как торговое предприятие. Сейчас работает в основном как благотворительная организация. |
Московская компания (также называемая « Русская компания» или « Московская торговая компания» ; русский : Московская компания , латинизированная : Московская компания ) — английская торговая компания, зарегистрированная в 1555 году. Это была первая крупная зарегистрированная акционерная компания , предшественник такого типа. бизнеса, который вскоре процветал в Англии и финансировал исследование мира. Московская компания имела монополию на торговлю между Англией и Россией до 1698 года и просуществовала как торговая компания до русской революции . С 1917 года компания действовала как благотворительная организация, сейчас работающая на территории России. [ 2 ] [ 3 ]
История
[ редактировать ]Компания торговых искателей приключений в новые земли
[ редактировать ]Московская компания уходит своими корнями в « Компанию купцов-авантюристов в новые земли» (полностью: «Тайна и компания купцов-авантюристов для открытия областей, доминионов, островов и неизвестных мест»), основанную в 1551 году Ричардом Ченселлором и Себастьяном Кэботом. и сэр Хью Уиллоуби , который решил искать Северо-Восточный проход в Китай .
Первую экспедицию Компании торговых искателей приключений возглавил Уиллоуби, который был выбран за свои военные лидерские качества после выдающейся службы против шотландцев, защищавших английские замки на севере страны. У него не было опыта мореплавания или навигации, и можно было надеяться, что он перейдет к морской жизни с тем же апломбом, который показал на суше. [ 4 ] Канцлер будет выполнять функции штурмана небольшого флота, который состоял из трех кораблей: « Бона Эсперанса» под командованием Уиллоби, « Эдвард Бонавентура» под командованием канцлера и « Бона Конфидентиа» . Флот вышел из Лондона 10 мая 1553 года, но возле Лофотенских островов шторм обрушился на корабли и отделил судно канцлера от двух других.
В конце концов Уиллоби пересек Баренцево море и достиг Новой Земли . Некоторое время он плыл вдоль побережья, затем повернул на юг, в сторону Скандинавии . Однако в устье реки Варзина на побережье восточнее современного Мурманска корабль застрял во льдах. Уиллоуби и его команда были найдены несколько лет спустя российскими рыбаками, наткнувшимися на замерзшее во льду судно. Проникнув на корабль, они обнаружили замерзшие тела Уиллоуби и его людей. Предполагалось, что люди замерзли после холодной русской зимы на борту корабля, однако Уиллоуби и его люди были хорошо обеспечены запасами для зимовки на корабле – у них было достаточно еды для путешествия в Азию , и у них было много шерстяных вещей. одежда, предназначенная для торговли в любом месте, где она могла оказаться. Поэтому историки утверждают, что Уиллоуби и его команда умерли не от воздействия стихии, а от угарным газом отравления . В окружающей бухте было достаточно запасов морского угля, и вполне вероятно, что людей бы послали собирать материал, чтобы согреться, и любое возгорание морского угля в закрытом помещении могло легко привести к их гибели в небольшом корабельный трюм. Во всяком случае, Уиллоби разослал разведчиков в разные стороны с указанием вернуться через три дня пути, если они не обнаружат никакого человеческого контакта. Все эти путешествия провалились. [ 4 ]
Канцлеру повезло больше. Он проник в Белое море , где местные рыбаки были поражены огромными размерами его корабля западной постройки. Он достиг гавани Николо-Корельского монастыря на реке Северной Двине (недалеко от современного Архангельска , который впоследствии был основан в 1584 году для обслуживания растущей торговли). Область совсем недавно была присоединена к Московии, и когда царь Иван IV услышал о приезде канцлера, он немедленно пригласил экзотического гостя посетить Москву для аудиенции при царском дворе.
Канцлер проделал путь до Москвы длиной более 600 миль (970 км) по заснеженной и ледяной местности. Он нашел Москву большой (намного больше Лондона) и примитивно построенной, большинство домов было построено из дерева. Однако дворец царя был очень роскошен, как и обеды, которые он предлагал канцлеру. Русский царь был рад открыть морские торговые пути с Англией и другими странами, поскольку в то время Россия еще не имела безопасного сообщения с Балтийским морем и почти вся территория оспаривалась соседними державами Литвой , Польшей , и Швеция . Кроме того, Ганзейский союз обладал монополией на торговлю между Россией и Центральной и Западной Европой . Канцлер был настроен не менее оптимистично, находя хороший рынок для своей английской шерсти и получая меха взамен и другие русские континентальные товары. Когда он вернулся в Англию в 1554 году, с ним были письма от царя, в которых он приглашал английских торговцев и обещал торговые привилегии.
Устав Московской компании
[ редактировать ]Компания торговых авантюристов в новые земли была переименована в Московскую компанию английской Марией I в 1555 году. [ 5 ] и в том же году канцлер снова уехал в Россию. «Московская компания» стала важным дипломатическим звеном между Московией и Англией и особенно ценилась изолированной Московией. По прибытии ко двору Ивана IV канцлер обеспечил компании ряд привилегий внутри России, в том числе свободный проход, контроль над английскими поселениями и свободу от ареста. [ 6 ]
Когда канцлер отплыл в Англию годом позже, в 1556 году, к нему присоединился первый русский посол в Англии Осип Непея . Однако на этом этапе удача канцлера наконец закончилась. У шотландского побережья его корабль попал во внезапный шторм и потерпел кораблекрушение. Канцлер утонул, но Непее удалось добраться до побережья, где шотландцы взяли его в заложники на несколько месяцев, прежде чем ему разрешили отправиться в Лондон.
Торговля через Россию
[ редактировать ]Энтони Дженкинсон сменил канцлера на посту главного трейдера Московской компании. Дженкинсон сам совершил два важных путешествия: один пытался добраться до Катая по суше из Москвы и в конечном итоге остановился в Бухаре ; другой — между 1562 и 1579 годами — для установления сухопутных торговых путей через Россию в Персию . Хотя Дженкинсон подтвердил, что сухопутный путь в Персию был жизнеспособным, в 1573 году от него отказались из-за трудностей в регионе; Маршрут не открывался вновь до тех пор, пока парламент не восстановил право компании на маршрут в 1741 году. [ 6 ] В 1567 году, когда Московия плохо себя чувствовала в Ливонской войне (1558–1583), царь Иван IV попросил Дженкинсона назвать королеву Англии Елизавету I в качестве кандидата на брак, предоставив ему возможное убежище, если он будет вынужден бежать из страны. . Переговоры не дали результатов, и вскоре Иван IV был вынужден подписать перемирие (1570 г.) с Речью Посполитой .
В 1571 году право компании на свободную торговлю и судоходство по Волге было отменено Иваном IV, оскорбленным требованиями Англии закрыть русскую торговлю с другими европейскими странами. Дженкинсон вернулся в Москву в 1572 году, пытаясь восстановить привилегии компании, и в этой задаче он во многом преуспел. Однако охлаждение англо-российских отношений было очевидным. [ 7 ] Это беспокойство между Московской компанией и Россией продолжалось до конца шестнадцатого века, когда доминировали антианглийские дворы Федора Ивановича и Бориса Годунова . [ 8 ]
В конце XVI века Хаклюйт писал: «...примечательное и странное путешествие мастера Дженкинсона в Богар в Бактрии Рихард . Отсюда от Вологды сто восемьдесят верст по суше до Ерослава, стоящего на могучей реке Волге; отсюда свыше двух тысяч пятисот верст текла река до древнего морского города Астрахани , и так до многообразных устьев Волги, и от оттуда также на корабле через Каспийское море в Мидию, а затем также на верблюдах в Грузию, Армению, Гирканию, Гиллан и лучшие города Персидской империи; и общество добились большего, чем кто-либо другой, да и все нации Европы, кроме того». [ 9 ]
Расширение
[ редактировать ]Королева Елизавета I предоставила Московской компании монопольную хартию на китобойный промысел в 1577 году. Основные и наиболее прибыльные китобойные угодья этого акционерного общества в начале 17 века оказались сосредоточены вокруг Шпицбергена , а королевская грамота 1613 года предоставила компании монополию. о китобойном промысле на Шпицбергене, основанном на (ошибочном) утверждении, что Хью Уиллоуби открыл эту землю в 1553 году. [ 10 ] [ 11 ] Первоначально англичане пытались отогнать конкурентов, но через несколько лет заявили права только на воды южнее этих арктических островов. [ 12 ]
Вскоре после смерти канцлера в 1556 году Московская компания отправила еще одно путешествие для открытия Северо-Восточного прохода , на этот раз под руководством Стивена Боро . Ему удалось пройти через Карские ворота — пролив между островами Вайгач и Новая Земля в Северном Ледовитом океане . В 1607 и 1608 годах компания отправила Генри Гудзона в два отдельных путешествия в попытке найти Северо-Восточный проход. Оба плавания оказались неудачными. [ 13 ]
Отклонить
[ редактировать ]В 1646 году царь Алексей I отменил освобождение Московской компании от российской таможни в ответ на предполагаемую поддержку компанией парламентариев в гражданской войне в Англии . После казни Карла I Английского в 1648 году Алексей I вообще изгнал английских купцов из России, кроме Архангельска . [ 14 ] [ 15 ] В то время как восстановление короля Англии Карла II в 1660 году привело к временному потеплению отношений между Англией и Россией, посольство 1664 года под руководством Эндрю Марвелла оказалось безуспешным в восстановлении прежних льгот Московской компании. Тем временем голландские купцы заменили англичан в качестве доминирующих торговцев в России. [ 15 ] Тем не менее, компания сохраняла монополию на англо-русскую торговлю до 1698 года, когда из-за политического противодействия потеряла свои привилегии. [ 16 ]
18 век на
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2020 г. ) |
Компания в разное время помогала обеспечивать церкви и англиканских служителей в Архангельске, Москве, Санкт-Петербурге и Кронштадте, например, Англиканскую церковь Св. Андрея в Москве . Компания продолжала существовать до русской революции 1917 года и с тех пор занималась в основном благотворительной деятельностью. [ 2 ]
Андреевский собор и штаб компании (называемый Старым Английским двором ) были построены во времена правления Ивана IV и находятся недалеко от Московского Кремля . В 1994 году их посетила королева Елизавета II . [ нужна ссылка ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Путешествие Ричарда Ченселлора в Москву в 1555 году, а также возвращение в Шотландию и Лондон изображены в романе Дороти Даннетт 1971 года «Замок с кольцом» .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фокс-Дэвис, Книга общественного оружия)
- ^ Jump up to: а б Рукописи библиотеки Гилдхолла , по состоянию на 26 января 2011 г.
- ^ « БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОД УПРАВЛЕНИЕМ КОМПАНИИ «РОССИЯ», зарегистрированный благотворительный № 210842 » . Благотворительная комиссия Англии и Уэльса .
- ^ Jump up to: а б Джеймс Эванс (2014) [Торговые авантюристы] [Издательство Orion Publishing co]
- ^ Э. Голдсмид (редактор), Основные навигации, путешествия, перевозки и открытия английской нации, собранные Ричардом Хаклютом , Проповедником , Том. III: Северо-Восточная Европа и прилегающие страны, Часть II: Московская компания и Северо-Восточный проход (Э. и Г. Голдсмид, Эдинбург, 1886 г.), стр. 101–112 .
- ^ Jump up to: а б Олсон, с. 769
- ^ Герсон, с. 84
- ^ Dmitrieva, p. 21
- ^ Ричард Хаклайт , Основные навигации, путешествия, перевозки и открытия английской нации , т. 1, Северная Европа (1598 г.)
- ^ Хадсон, Генри ; Георг Михаэль Ашер (1860). Генри Хадсон-мореплаватель: оригинальные документы, в которых записана, собрана, частично переведена и аннотирована его карьера . Лондон: Общество Хаклюта. стр. clix – clx.
- ^ Шоккенбрук, Йост, Калифорния (2008). Опробование: анатомия голландского китобойного и тюленьего промысла в девятнадцатом веке, 1815–1885 гг. Архивировано 21 июля 2011 г. на Wayback Machine, с. 27.
- ^ Шоккенбрук, с. 28.
- ^ Олсон, с. 770
- ^ Коутс, с. 123
- ^ Jump up to: а б Dmitrieva, p. 28
- ^ Эдди, с. 67
Источники
[ редактировать ]- Коутс, Бен (2004). Влияние гражданской войны в Англии на экономику Лондона: 1642–1650 гг . Издательство Эшгейт. ISBN 9780754601043 .
- Dmitrieva, Ol'ga (2006). Britannia and Muscovy . Yale University Press. ISBN 0300116780 .
- Эдди, Анна (2007). Английский язык в русском контексте: макросоциолингвистическое исследование . ISBN 9780549321606 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Герсон, Арманд (1912). Исследования по истории английской торговли в период Тюдоров . Пенсильванский университет.
- Олсон, Джеймс (1996). Исторический словарь Британской империи: KZ . Издательская группа Гринвуд. ISBN 9780313279171 .
- Т. С. Уиллан, Ранняя история российской компании , 1956 г., переиздано в 1968 г.
- Юрген Кляйн , «Основные навигации Хаклюта на восток по английским мореплавателям XVI века в Балтике и Восточной Европе», в: Zeitsprünge. Исследования раннего Нового времени 10 (2006), выпуски 3–4, стр. 400–423.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Московская компания
- Чартерные компании
- 1555 заведений в Англии
- закрытия 1917 года
- Организации, основанные в 1550-х годах
- Несуществующие компании Англии
- Экономическая история России
- Исследование Арктики
- Торговые компании России
- Китобойные фирмы
- Торговые компании Англии
- Торговые компании, основанные в 16 веке.