Хью Уиллоуби
Сэр Хью Уиллоуби ( фл. 1544; умер в 1554 г.) был английским солдатом и одним из первых арктических путешественников. Он служил при дворе Генриха VIII и участвовал в шотландской кампании , где за доблесть был посвящен в рыцари. В 1553 году компания лондонских купцов выбрала его возглавить флот из трех судов в поисках Северо-Восточного прохода .
Уиллоуби и экипажи двух кораблей погибли во время путешествия, а третье судно « Эдвард Бонавентура» под командованием Ричарда Ченселлора впоследствии заключило успешное и долгосрочное торговое соглашение с Россией.
Биография
[ редактировать ]Уиллоби был третьим и младшим сыном сэра Генри Уиллоуби из Миддлтона, Дербишир, богатого и влиятельного джентльмена, который служил при дворе Ричарда III и Генриха VII и был посвящен в рыцари Генрихом VII после битвы при Сток-Филд в 1487 году. [ 1 ]
Хью Уиллоуби занимал различные должности при дворе Генриха VIII. [ 2 ] а затем присоединился к армии, чтобы служить капитаном в шотландской кампании 1544 года. Он был посвящен в рыцари в Лейте Эдвардом Сеймуром, 1-м герцогом Сомерсетом , затем графом Хартфордом. В феврале 1548 года он был отправлен вместе с Томасом Карлайлом и 50 всадниками Греем Уилтонским для захвата « Билли Тауэр ». [ 3 ] Он стал командиром форта на месте замка Тирлестан и служил там до 1550 года, успешно выдержав осаду шотландцев и французов. [ 4 ] В 1551 году он снова вел кампанию в приграничной стране и восточных границах. Падение и казнь Сомерсета в 1552 году повлияли на положение Уиллоби и заставили его искать другие возможности. [ 5 ] [ 6 ]
В 1553 году компания лондонских купцов и придворных финансировала исследовательское и торговое путешествие. Организованные Себастьяном Кэботом , они надеялись найти северо-восточный морской путь на Дальний Восток. Первоначально называвшаяся « Компания купцов-авантюристов в Новые земли» , торговая организация стала более известна как « Московская компания» . Уиллоби подал прошение возглавить эту экспедицию, и, хотя у него не было значительного морского опыта, он был выбран на основании его выдающейся семьи и его «исключительных навыков на военной службе». [ 2 ]
Специально для этого путешествия были построены три новых судна; на одном корабле киль был облицован свинцом в надежде предотвратить нападение корабельных червей . Флот был хорошо подготовлен к длительному плаванию и подобран опытный экипаж. 10 мая 1553 года Уиллоуби отправился в плавание на « Бона Эсперанса» в качестве генерал-капитана флота вместе с двумя другими судами, « Эдвард Бонавентура» и « Бона Конфиденция» , под его командованием. Его главный пилот Ричард Ченселлор плавал на « Эдварде» под командованием Стивена Боро . Они покинули Лондон с большой помпой и медленно двинулись вниз по Темзе, остановившись в Гринвиче, чтобы дать артиллерийский салют молодому королю Эдуарду . [ 4 ]
Исчезновение
[ редактировать ]Их серьезно задержали неблагоприятные ветры, и они достигли побережья Норвегии только 14 июля, более чем через два месяца после выхода из Лондона. Корабли старались держаться вместе и договорились, что в случае разделения они встретятся в крепости Вардёхус , небольшом укреплённом форпосте на норвежском острове Вардёя в городе Вардё . 30 июля их постигли штормы и «ужасные вихри», вероятно, в районе мыса Нордкап . Уиллоуби и еще один корабль, « Бона Конфидентиа» , отделились от «Ченселлора» на « Эдварде» . « Эдвард» отплыл в Уордхаус, как и было согласовано, и ждал семь дней, но два других корабля так и не появились. Направившись снова, чтобы возобновить путь на восток, канцлер нашел вход в Белое море и причалил в устье реки Двины недалеко от монастыря Св. Николая в Нёноксе, откуда первый русский царь Иван IV добывал соль для России. Оттуда он был вызван в Москву и на двор Ивана Грозного , где заключил договор об открытии торговли с Россия через северные порты, продолжавшаяся триста лет. [ 2 ] [ 4 ]
Уиллоуби и его команду больше никогда не видели живыми, но события, последовавшие за их разлукой, можно собрать воедино из дневника Уиллоуби, который позже был обнаружен. Шторм отнес их далеко от берега, и без каких-либо ориентиров они потеряли ориентацию. Уиллоби попытался добраться до Уордхауса, но их карты вводили в заблуждение, показания компаса были ненадежными, а погода была слишком пасмурной, чтобы измерить широту. Две недели корабли плыли на восток, пока не наткнулись на необитаемый берег, кишащий утками и другими птицами. Вероятно, это была часть южного острова Новой Земли , который стал известен русским как Гусиная Земля (Гусиная Земля). [ 4 ] Они повернули назад и направились на запад, двигаясь вдоль острова Колгуев и едва не миновав вход в Белое море, где уже высадился «Канцлер». Когда похолодало и начал образовываться морской лед, они решили перезимовать в бухте, образованной рекой Варзиной на побережье Кольского полуострова . Поиски проводились в трех направлениях, но поселений обнаружено не было. [ 2 ]
Последствия
[ редактировать ]Зиму никто не пережил; Два корабля с телами экипажей, в том числе Уиллоуби и его журналом, были найдены российскими рыбаками следующей весной. В течение многих лет предполагалось, что они умерли от голода и сильного холода. Совсем недавно было высказано предположение, что экипаж мог погибнуть в результате отравления угарным газом в результате решения изолировать корабль и заблокировать дымоход печи для борьбы с арктическим холодом. [ 7 ]
Об открытии быстро доложили царю в Москве, который приказал захватить корабли и перевести их в Белое море, чтобы дождаться возвращения англичан. Лишь в 1556 году команды были отправлены в Россию, чтобы отправить корабли обратно в Лондон. Утверждалось, что тело Уиллоуби поместили на борт для перевозки домой. Покинув остров Святого Николая 20 июля 1556 года, два корабля добрались до западного побережья Норвегии, где столкнулись со штормом, который потопил их обоих. Дневник Уиллоби благополучно вернулся в Англию на другом корабле. [ 2 ]
Во время путешествия Уиллоби показалось, что он увидел острова на севере. Судя по его описанию, они впоследствии были изображены на картах как Земля Уиллоуби и остров Максиноф или Матсын . [ 8 ]
В 1590-х годах Вильям Баренц попробовал тот же Северо-Восточный проход, тоже затерялся во льдах у Новой Земли, тоже погиб, но часть его команды вернулась домой и Баренцево море в его честь было названо .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Эванс, Джеймс (2014). Тюдоровские авантюристы: Арктическое путешествие открытий . Нью-Йорк: Книги Пегаса.
- Гордон, Элеонора К. (1986). «Судьба сэра Хью Уиллоби и его товарищей: новая гипотеза». Географический журнал . 152 (2): 243–247. Бибкод : 1986GeogJ.152..243G . дои : 10.2307/634766 . JSTOR 634766 .
- Хакебор, Лоуренс (1995). «В поисках Хета Бехаудена Хейса : исследование останков дома Виллема Баренца на Новой Земле» (PDF) . Арктика . 48 (3): 250. CiteSeerX 10.1.1.505.5702 . дои : 10.14430/arctic1246 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2009 года . Проверено 8 марта 2009 г.
- Хамель, Дж. (1854 г.). Англия и Россия . Перевод Ли, Джона Стадди. Лондон: Ричард Бентли.
- Лотон, Джон Нокс (1900). Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 62. Лондон: Смит, Элдер и компания. . В
- Майерс, Кит (2005). Северо-Восточный проход в Московию . Издательство Саттон.
- Макдермотт, Джеймс (2004). «Уиллоби, сэр Хью». Оксфордский национальный биографический словарь . Оксфордский национальный биографический словарь . Том. 1 (онлайн-ред.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/29599 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Пэйлинг, С.Дж. (2004). «Семья Уиллоби». Оксфордский национальный биографический словарь . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/52802 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Основные навигации, путешествия, перевозки и открытия английской нации, версия 3: Северо-Восточная Европа и прилегающие страны: Часть II. Московская компания и Северо-Восточный проход Хаклюта
- Путешествия сэра Хью Уиллоби, Ричарда Ченслера и других в северные части России и в Сибирь. (Из сборника Хаклутца, т. 1, стр. 226).
- «Венеция: 4 ноября 1555 г.» , в Календаре государственных документов, касающихся дел Англии, в архивах Венеции, том 6, 1555–1558 гг., Изд. Родон Браун (Лондон, 1877 г.), стр. 237–250. Британская история онлайн
- Хаклют, Ричард (1886). Эдмунд Голдсмид (ред.). Основные навигации, путешествия, перевозки и открытия английской нации . Том. III, Часть II. стр. 39–40. ISBN 9780665331190 .
- Коммерческий справочник Пигота в Дербишире, 1828–1829 гг.