Сэмюэл Марсден
Сэмюэл Марсден | |
---|---|
Рожденный | Фарсли , Йоркшир | 25 июня 1765 г.
Умер | 12 мая 1838 г. | (72 года)
Образование | Колледж Магдалины, Кембридж |
Супруг | Элизабет Фристан м. 21 апреля 1793 г. |
Дети | 8, в том числе Энн, Мэри, Марта [ 1 ] |
Родители) | Батшеба Браун и Томас Марсден [ 1 ] |
Родственники | Сэмюэл Марсден |
Церковь | Англиканская церковь |
Рукоположен | Май 1793 г. |
Сэмюэл Марсден (25 июня 1765 — 12 мая 1838) — священник англиканской церкви в Австралии, родившийся в Англии, и видный член Церковного миссионерского общества . Он сыграл ведущую роль в распространении христианства в Новой Зеландии . Марсден был выдающейся фигурой в ранней истории Нового Южного Уэльса и Австралии , отчасти благодаря своим церковным должностям в качестве старшего священнослужителя англиканской церкви в колонии и пионера австралийской шерстяной промышленности, но также благодаря тому, что он нанимал осужденных на сельское хозяйство и его действия в качестве магистрат в Парраматте , оба из которых вызвали современную критику. [ 2 ] [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Марсден родился в Фарсли , недалеко от Падси , Йоркшир в Англии, в семье уэслианского кузнеца, ставшего фермером. Он посещал деревенскую школу и несколько лет помогал своему отцу на ферме. Когда ему было чуть больше двадцати, его репутация мирского проповедника привлекла внимание евангелического Элландского общества, которое стремилось обучать бедняков служению англиканской церкви. Получив стипендию Общества Элланда, Марсден учился в гимназии Халла , где он стал сотрудничать с Джозефом Милнером и реформистом Уильямом Уилберфорсом , а через два года в возрасте 25 лет поступил в колледж Магдалины в Кембридже . [ 4 ] Он отказался от учебы, чтобы откликнуться на призыв лидера евангелистов Чарльза Симеона к служению в зарубежных миссиях. Марсдену была предложена должность второго капеллана в служении преподобного Ричарда Джонсона в колонии Новый Южный Уэльс 1 января 1793 года .
Марсден женился на Элизабет Фристан в Святой Троице, Халл , 21 апреля 1793 года. В следующем месяце Уильям Буллер , епископ Эксетера , рукоположил его в священники. [ 5 ]
В Австралии
[ редактировать ]Марсден путешествовал в качестве пассажира на для заключенных корабле «Уильям» в Австралию, в пути у него родилась первая дочь Энн. Он прибыл в колонию 2 марта 1794 года и поселился в Парраматте , в 15 милях (24 км) от главного поселения Порт-Джексона .
В 1800 году Марсден сменил Джонсона и стал старшим капелланом англиканской церкви в Новом Южном Уэльсе; он сохранит этот пост до своей смерти.
Колониальное правительство предоставило Марсдену гранты на землю, и он купил еще больше своих собственных, которые обрабатывались трудом заключенных , что в то время было обычной практикой в Австралии. К 1807 году он владел 3000 акрами (12 км2). 2 ) земли. Успешные сельскохозяйственные предприятия обеспечили ему надежную финансовую базу, хотя они также послужили причиной современной критики Марсдена за предполагаемое чрезмерное участие в нецерковных делах. [ 6 ] В 1807 году он вернулся в Англию, чтобы сообщить правительству о состоянии колонии и попросить дальнейшей помощи духовенства и школьных учителей.
Он сосредоточился на выведении сильных овец с тяжелым телосложением, таких как овцы породы Саффолк , которые имели более непосредственную ценность в колонии, чем тонкорунные испанские мериносы, импортированные Джоном Макартуром . В 1809 году Марсден первым отправил шерсть в Англию из Австралии для коммерческого использования; его изготовили из ткани господа У. и Дж. Томпсоны в Родоне, Западный Йоркшир , и настолько впечатлили Георга III, что ему подарили овец мериносов с Виндзорского конного завода. Четыре года спустя более 4000 фунтов (1814 кг) его шерсти было продано в Англии. Марсден был важным пропагандистом производства шерсти, хотя его вклад в технологию, селекцию и маркетинг далеко затмевался вкладом Макартура. Считается, что позже он завез овец в Новую Зеландию , где у него сложилась несколько более мягкая репутация, чем в Австралии.
В 1795 году губернатор Джон Хантер назначил капелланов магистратами . Роль Марсдена на посту магистрата в Парраматте при его жизни вызвала критику. История запомнила Марсдена как «парсона порки». [ 7 ] современники утверждали, что он применял суровые наказания (в частности, длительную порку ), даже по меркам своего времени. Этот взгляд на Марсдена оспаривается в некоторых кругах как часть антиклерикального исторического сочинения, что, в свою очередь, объясняется неприязнью к католикам и ирландцам. [ нужна ссылка ]
Джозеф Холт , которого перевезли в Сидней после его капитуляции после ирландского восстания 1798 года , дал яркий отчет в своих мемуарах о поисках ирландских заговорщиков, в ходе которых он был арестован. Власти сочли Марсдена причастным к этой секретной акции. Сам Холт был освобожден, но стал свидетелем судьбы других. Он рассказывал: «Я был свидетелем многих ужасных сцен; но это было самое ужасное зрелище, которое я когда-либо видел. День был ветреный, и я протестую, что, хотя я находился по крайней мере в пятнадцати ярдах с подветренной стороны, от пострадавших, крови, кожа и плоть дули мне в лицо», а флогеры «стряхивали ее со своих кошек» (имеется в виду бичующая плетью девятихвостая кошка). Он продолжил: «Следующим заключенным, которого связали, был Пэдди Гэлвин, молодой парень примерно двадцати лет; он также был приговорен к тремстам ударам плетью. лопатки, которые были обнажены, затем врач приказал нанести следующую сотню ниже, в результате чего его плоть превратилась в такое желе, что доктор приказал ему нанести оставшуюся сотню на икры ног... «У меня не будет музыки, чтобы заставить других танцевать ни под чем». [ 8 ] Мемуары Холта выражают его впечатление о Марсдене как о «занятом, вмешивающемся человеке с поверхностным пониманием», который считал себя «великим юристом». Холт полагал, что Марсден пытался сообщить Холту, что его жена и дети свободны, но это не так. Холт считал, что сдался еще в Ирландии на условиях свободного изгнания. Но когда семья Холтов прибыла в Парраматту, Марсден, Эйткинс и доктор Томсон позвонили им и попросили Холта сопровождать их в Тунгабби, где капитан Джонстон пытался назначить его надзирателем Майклом Фицджеральдом. На следующий день губернатор должен был приехать в Парраматту, и Холт решил задать вопрос губернатору, решив «иметь высший авторитет, даже у самого губернатора, а не подчиняться прихотям подчиненных, которые всегда принимают в десять раз более высокий вид, чем их начальство». должно быть» (его мнение о Марсдене). Губернатор подтвердил, что он свободен.
Отношение Марсдена к ирландским осужденным-католикам было проиллюстрировано в меморандуме, который он отправил своему церковному начальству во время своего пребывания в Парраматте:
«Число осужденных-католиков очень велико... и они, как правило, состоят из низшего класса ирландской нации; это самая дикая, невежественная и дикая раса, когда-либо удостоенная света цивилизации; люди, которые были знакомы с... каждым ужасным преступлением с младенчества. Их разум лишен всех принципов религии и морали, что делает их способными совершать самые гнусные действия хладнокровно, поскольку они, кажется, никогда не задумываются о последствиях, но ... .. они всегда склонны к бунту и злодеяниям, они очень опасные члены общества. К ним нельзя оказывать никакого доверия... [Если бы к католицизму в Австралии] относились терпимо, они собирались бы вместе со всех кварталов не столько из-за желания отслужить мессу, сколько для того, чтобы рассказывать о страданиях и несправедливости своего изгнания, о невзгодах, от которых они страдают, и воспламенять умы друг друга какими-то дикий план мести». [ 9 ]
Несмотря на противодействие Марсдена практикованию католицизма в Австралии, губернатор Филип Гидли Кинг разрешил ежемесячные католические мессы в Сиднее с мая 1803 года, хотя они должны были проходить под наблюдением полиции. [ 10 ]
В 1806 году Марсден была создателем «Регистра женщин» Нового Южного Уэльса, в котором все женщины в колонии (за исключением некоторых вдов) классифицировались как «замужние» или «наложницы». В этом списке законными были признаны только браки внутри англиканской церкви; женщины, вышедшие замуж по католическим или еврейским церемониям, автоматически классифицировались как наложницы. Документ в конечном итоге распространился во влиятельных кругах Лондона и, как полагают, повлиял на современные взгляды на австралийскую колонию как на страну сексуальной безнравственности, некоторые из которых сохранились в историографии 20-го века. [ 11 ]
В 1809 году Марсден был в Англии. Там он подружился с вождём маори Руатара , который отправился в Великобританию на китобойном судне «Санта-Анна» и застрял там. [ 12 ] Марсден и Руатара вернулись вместе на каторжном транспорте Энн (или Энн ), [ 12 ] который находился под командованием капитана Чарльза Кларка и в котором находилось около 198 осужденных мужчин. [ 13 ] Они прибыли в Сидней 17 или 27 февраля 1810 года. Руатара некоторое время оставался с Марсденом в Парраматте, а затем снова в 1811 году после неудачной попытки добраться до Новой Зеландии. В конце концов Руатара добрался до Новой Зеландии, где он сделал больше для облегчения миссии Марсдена среди маори, чем любой другой местный житель. [ 12 ]
В 1822 году Марсден был уволен со своего гражданского поста магистрата Парраматты (вместе с несколькими другими должностными лицами) по обвинению в превышении своей юрисдикции.
Во время своего пребывания в Парраматте Марсден подружился со многими посетителями маори и моряками из Новой Зеландии. Он заботился о них на своей ферме, предоставляя жилье, еду, питье, работу и образование на срок до трех лет. Он дал одному вождю маори землю, на которой тот мог выращивать урожай, и научил других маори читать и писать по-английски. Он выучил язык маори, начав перевод общих слов и выражений с английского на язык маори. [ 14 ]
Марсден называл себя прежде всего проповедником. Таким образом, его проповеди являются важным первичным документом в исследованиях Марсдена. Около 135 проповедей, написанных Марсденом, находятся в различных сборниках по всему миру. Самая большая коллекция находится в библиотеке Теологического колледжа Мура в Сиднее, Австралия. Эти проповеди раскрывают отношение Марсдена к некоторым спорным вопросам, с которыми он столкнулся, включая судей, аборигенов и богатство. Транскрипцию коллекции Колледжа Мура можно найти в Интернете. [ 15 ] [ 16 ]
Об аборигенах он писал, что «аборигены [ sic ] являются наиболее деградировавшими представителями человеческой расы… Еще не пришло время для них получить блага цивилизации и знания христианства». [ 17 ]
Миссия в Новую Зеландию
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Марсден был членом Церковного миссионерского общества (CMS) у него появился интерес к евангелизации Новой Зеландии (основанного в 1799 году) и формально оставался в Новом Южном Уэльсе, но с начала 1800-х годов и европейцами увеличивались . Европейцы знали о Новой Зеландии с 1640-х годов, и к началу 19 века контакты между маори , в основном благодаря многочисленным китобоям и охотникам на тюленей у побережья Новой Зеландии и особенно в заливе Островов . В заливе Островов сформировалось небольшое сообщество европейцев, состоящее из исследователей, торговцев льном, торговцев лесом, моряков и бывших заключенных, отбывших наказание в Австралии (а также некоторых из них, сбежавших из австралийской пенитенциарной системы). . Марсден был обеспокоен тем, что они развращают образ жизни маори, и убедил Церковное миссионерское общество отправить миссию в Новую Зеландию. [ 18 ]
В июне 1813 года Марсден написал секретарю CMS с просьбой предоставить 500 фунтов стерлингов в год для создания Вспомогательного общества CMS в Новом Южном Уэльсе с целью оказания помощи в миссионерской работе среди народа маори в Новой Зеландии . [ 19 ] На встрече в колонии Новый Южный Уэльс, состоявшейся в Сиднее 20 декабря 1813 года, Марсден сформировал Общество Нового Южного Уэльса для обеспечения защиты коренных жителей островов Южного моря и продвижения их цивилизации для защиты Южного моря. Островитяне, которые могут быть доставлены в Порт-Джексон, и защищать свои претензии к капитанам и владельцам судов, которые плохо обращаются с этими островитянами. [ 20 ]
Первая поездка в Новую Зеландию
[ редактировать ]Томас Кендалл и Уильям Холл отплыли на « Эрле Спенсере» , отправившемся 31 мая 1813 года в залив островов в Новой Зеландии с исследовательским рейсом и вернувшиеся в Сидней 10 октября. [ 21 ]
В 1814 году он купил бриг « Актив » за 1400 фунтов стерлингов, в основном на свои деньги, поскольку Церковное миссионерское общество отказалось предоставить средства на корабль. [ 1 ] Миссионеры-миряне Томас Кендалл, Джон Кинг и Уильям Холл были выбраны для новозеландской миссии и отправились на « Активе» из Сиднея 14 ноября 1814 года. [ 22 ] Миссионеры Кендалл, Кинг и Холл вместе со свободным поселенцем Томасом Хансеном прибыли в залив Рангиуа 22 декабря 1814 года. С ними были первые лошади в Новой Зеландии, жеребец и две кобылы, привезенные из Австралии Марсденом.
Марсден встретил рангатиру (вождей) маори из племени Нгапухи иви , которое контролировало регион вокруг Залива островов , включая вождя Руатара , который жил с ним в Австралии, и младшего военного лидера Хонги Хика , который помогал пионером появление мушкета в войне маори в предыдущее десятилетие. Хонги Хика вернулась с ними в Австралию 22 августа. [ 23 ]
Первая известная христианская проповедь на суше Новой Зеландии была произнесена Марсденом в заливе Оихи (небольшая бухта на северо-востоке залива Рангихуа) на Рождество 1814 года. [ 24 ] [ 25 ] Служба из Книги общих молитв англиканской церкви была прочитана на английском языке, но вполне вероятно, что, выучив язык у Руатары, Марсден произнес свою проповедь на языке маори. [ 26 ] Руатару уговорили объяснить те части проповеди, которые не понимала община маори, насчитывающая 400 человек.
24 февраля 1815 года Марсден купил землю в Рангиуа для первой христианской миссии в Новой Зеландии. [ 24 ] Смерть Руатары 15 марта 1815 года и потеря его защиты для миссии, возможно, способствовали отсутствию роста европейских поселений в этом районе и их смещению в 1820-х годах Керикери в качестве старшей миссии в Новой Зеландии. К 1830-м годам [ 27 ] Дома миссии в Оихи пришли в упадок, и миссия переехала в Те Пуна , дальше на запад, в залив Рангихуа. [ 24 ] [ 28 ] Миссия окончательно закрылась в 1850-х годах. [ 29 ]
Создание миссии
[ редактировать ]В конце года Кендалл, Холл и Кинг вернулись, чтобы начать миссию к Нгапухи под защитой Руатары (а позже и Хонги Хики) в Заливе Островов. Хонги Хика вернулся с ними, привезя из Австралии большое количество огнестрельного оружия для своих воинов.
Была основана миссионерская станция с базой в заливе Рангиуа , позже перенесенная в Керикери (где миссионерский дом и каменный склад до сих пор можно увидеть ), и, в конечном итоге, в образцовую фермерскую деревню в Те Ваймате . Миссии предстояло бороться в течение десяти лет, прежде чем привлечь новообращенных, конкурируя с Уэслианской и католической миссиями. Томас Кендалл бросил жену ради дочери маори тохунга (священника), а также заигрывал с традиционной религией маори .
В 1815 году вождь Нгапухи Титоре отправился в Сидней и провел два года с Марсденом. [ 30 ] В 1817 году Титоре и Туи (также известный как Тухи или Тупеа (1797?–1824)) отплыли в Англию на бриге « Кенгуру» . [ 31 ] Они посетили профессора Сэмюэля Ли в Кембриджском университете и помогли ему в подготовке грамматики и словаря маори, которые после визита к Ли вождей нгапухи Хонги Хика и Вайкато были опубликованы в 1820 году как «Первая грамматика и словарь Новой Зеландии». Язык . [ 32 ]
Марсден находился в заливе Островов в мае 1820 года, когда HMS Coromandel под командованием капитана Джеймса Дауни прибыл в залив Островов из Англии с целью закупки груза древесины в заливе Ферт-оф-Темз . Когда несколько дней спустя Коромандел отплыл к Темзе, Марсден сопровождал их в путешествии. Дауни сообщил, что, находясь в заливе Островов, китобои обменивали мушкеты и боеприпасы на свинину и картофель. [ 33 ]
В 1820 году Хонги Хика и Томас Кендалл отправились в Англию на китобойном судне «Нью-Зеландер» . [ 34 ] Хонги Хика встретил Георга IV , который подарил ему доспехи; он также получил дополнительные мушкеты, проезжая через Сидней по возвращении в Новую Зеландию. По возвращении в залив Островов Нгапухи потребовал, чтобы миссионеры Церковного миссионерского общества обменивали мушкеты на еду, которая при Кендалле стала важным средством поддержки миссионерской станции Керикери. Марсден выступил против этой торговли, в основном из-за ее влияния на широкомасштабные межплеменные войны, происходящие среди маори в то время. [ 35 ] [ 36 ]
За отказ прекратить торговлю оружием Кендалл был уволен Церковным миссионерским обществом в 1822 году. Марсден, который также знал о романтическом романе Кендалла, вернулся в Новую Зеландию в августе 1823 года, чтобы лично уволить его. Когда Марсден и Кендалл отплыли из залива Островов, их корабль « Брэмптон» потерпел крушение. [ 37 ] Позже Марсдену пришлось столкнуться с некоторыми трудностями, разговаривая со всеми австралийскими типографами, чтобы помешать Кендаллу опубликовать книгу по грамматике маори, по-видимому, в основном из злости.
Наследие
[ редактировать ]Марсдена вообще хорошо помнят в Новой Зеландии, которую он посетил семь раз (самая длинная поездка длилась семь месяцев). Англиканская школа, Университетская школа Сэмюэля Марсдена в Карори , Веллингтон, была названа в честь Марсдена. дома в Королевском колледже в Окленде , Королевской школе в Окленде и школе для девочек Корран В его честь также названы .
В 1819 году Марсден познакомил Новую Зеландию с виноградарством , посадив более 100 различных сортов винограда в Керикери , Нортленд. Он написал:
Новая Зеландия обещает быть очень благоприятной для виноградарства, насколько я могу судить в настоящее время о характере почвы и климата. [ 38 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Марсден был в гостях у преподобного Генри Стайлза в церкви Святого Матфея в Виндзоре, Новый Южный Уэльс, когда он скончался от начинающейся простуды и умер в доме приходского священника 12 мая 1838 года. [ 39 ]
Марсден похоронен на кладбище возле своей старой церкви в Парраматте, Сент-Джонс . [ 40 ]
В художественной литературе и популярной культуре
[ редактировать ]Австралийский поэт Кеннет Слессор написал сатирическое стихотворение, критикующее пастора, «Вечерняя песня преподобного Сэмюэля Марсдена». [ 41 ]
Новозеландская регги-группа 1814 получила свое название в честь года, когда Марсден провел первую проповедь в заливе Островов . [ 42 ]
Документальный фильм Брайана Брюса 2001 года « От рабочей лошади к лошади мечты» включает историю о жеребце Марсдена. [ 43 ]
Портрет Марсдена по роману Роберта Хьюза « Роковой берег » появляется в Патрика О'Брайана книге «Мускатный орех утешения» . [ нужна ссылка ]
В австралийском телесериале 1978 года «Против ветра » Марсдена сыграл Дэвид Рэйвенсвуд. [ нужна ссылка ]
В телеадаптации 1980 года романа Элеоноры Дарк 1941 года «Земля вне времени » Марсдена сыграл Джон Казинс. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Парсонсон, GS «Сэмюэл Марсден» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия .
- ^ Ярвуд 1967 .
- ^ Райдер 1973 .
- ^ «Марсден, Сэмюэл (MRSN790S)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ «Марсден, Сэмюэл (1793–1793) (ID рукоположения CCEd 53375)» . База данных духовенства англиканской церкви за 1540–1835 гг . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ Ваннан, Билл (1962). Очень странные сказки: бурные времена Сэмюэля Марсдена . Мельбурн: Lansdowne Press. п. 176.
- ^ Маркс, Рассел (2022). Черные жизни, белый закон . Коллингвуд, Виктория, Австралия: издательство La Trobe University Press совместно с Black Inc., с. 31. ISBN 9781760642600 .
- ^ Холт, Джозеф; Крокер, Томас Крофтон, 1798–1854 (1838), Мемуары Джозефа Холта: генерала ирландских повстанцев, 1798 г., отредактировано на основе его оригинальной рукописи , Генри Колберна, стр. 119–122.
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) Предварительный просмотр Интернет-архива - ^ Сэмюэл Марсден, «Несколько наблюдений о терпимости к католической религии в Новом Южном Уэльсе», меморандум, цитируется в Хьюзе, стр. 188
- ^ Франклин, Джеймс (2021). «Сидней, 1803 год: когда к католикам терпели, а масонов запрещали» (PDF) . Журнал Королевского австралийского исторического общества . 107 (2): 135–155 . Проверено 19 января 2024 г.
- ^ Хьюз 1987 , стр. 247–248.
- ^ Jump up to: а б с Макнаб 1907 , стр. 95–8.
- ^ Бейтсон 1974 , стр. 288–9.
- ^ Джонс и Дженкинс 2011 .
- ^ Петтет, Дэвид (2014). «Транскрипция проповедей Сэмюэля Марсдена» . Муровский теологический колледж . Библиотека Дональда Робинсона.
- ^ Петтет, Дэвид Б. (2016). Сэмюэл Марсден: проповедник, пастор, судья и миссионер . Кампердаун, Новый Южный Уэльс: Издательские услуги Bolt. ISBN 978-0-9946349-0-0 .
- ↑ Цитируется в Harris, J. 1990. «Одна кровь: 200 лет встречи аборигенов с христианством: история надежды». Книги Альбатрос. п. 22
- ^ Марсден, Сэмюэл. «Коллекция Марсдена» . Интернет-архив Марсдена . Университет Отаго . Проверено 18 мая 2015 г.
- ^ «Миссионерский реестр» . Ранние новозеландские книги (ENZB), Библиотека Оклендского университета. 1813. С. 463–469 . Проверено 9 марта 2019 г.
- ^ «Миссионерский реестр» . Ранние новозеландские книги (ENZB), Библиотека Оклендского университета. 1813. С. 459–462 . Проверено 9 марта 2019 г.
- ^ «Миссионерский реестр» . Ранние новозеландские книги (ENZB), Библиотека Оклендского университета. 1815. С. 101–102 . Проверено 9 марта 2019 г.
- ^ Источник: Дж. Р. Элдер, изд., Письма и журналы Сэмюэля Марсдена 1765–1838 гг ., Данидин: Coulls Somerville Wilkie, 1932, стр. 93–94.
- ^ Карлтон, Хью (1874). «Том I» . Жизнь Генри Уильямса . Ранние новозеландские книги (ENZB), Библиотека Оклендского университета. п. 26.
- ^ Jump up to: а б с Путеводитель Wises по Новой Зеландии, 7-е издание, 1979 г., стр. 367.
- ↑ Французский священник-доминиканец Поль-Антуан Леонар де Вильфей был в Новой Зеландии в 1769 году. Известно, что в тот год он проводил молитвенные и панихидные службы и, вероятно, мессу на Рождество на борту лодки: Джон Данмор. «Сюрвиль, Жан Франсуа Мари де - Биография» из Биографического словаря Новой Зеландии. Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии, обновлено 1 сентября 2010 г .; Майкл Кинг, Самый дальний аванпост Бога: история католиков в Новой Зеландии , Penguin Books, Окленд, 1997, стр. 73; Майкл Кинг, История пингвинов Новой Зеландии, Penguin Books, Окленд, 2003, стр. 110.
- ^ Петтет, Дэвид (2014). «Сэмюэл Марсден - Рождество 1814 года. Что он сказал? Содержание первой христианской проповеди Новой Зеландии». Ин Ланге, Стюарт; Дэвидсон, Аллан; Лайнхэм, Питер; Паки, Эдриенн (ред.). Те Ронгопай 1814 г. «Такото Те Пай!» Двухсотлетие размышлений о христианских началах и развитии в Аотеароа, Новая Зеландия . Окленд: Офис Генерального синода «Туйя» Англиканской церкви в Аотеароа, Новая Зеландия и Полинезия. стр. 72–85.
- ↑ Wises говорит 1837 год, в Исторических местах Новой Зеландии — 1832 год.
- ^ Путеводитель Wises по Новой Зеландии, 7-е издание, 1979. стр.308.
- ^ «Исторический район Рангиуа» . Список наследия Новой Зеландии . Наследие Новой Зеландии . Проверено 21 декабря 2009 г.
- ^ Роджерс, Лоуренс М. (1973). Те Вирему: Биография Генри Уильямса . Пегас Пресс. п. 56.
- ^ NZETC: Войны маори девятнадцатого века, 1816 г.
- ^ Браунсон, Рон (23 декабря 2010 г.). «Форпост» . Сотрудники и друзья Оклендской художественной галереи Toi o Tāmaki . Проверено 13 января 2018 г.
- ^ « HMS Коромандель » . Ранняя отгрузка в водах Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ « Новозеландец » . Ранняя отгрузка в водах Новой Зеландии . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ «Записки преподобного С. Марсдена» . Миссионерский реестр. 1822. стр. 247–267 . Проверено 12 декабря 2015 г.
- ^ Тротон, Джеффри, изд. (2017). Святые и мешалки: христианство, конфликты и миротворчество в Новой Зеландии, 1814–1845 гг . Веллингтон: Издательство Университета Виктории. ISBN 9781776561643 .
- ^ «Корабль каторжников Брэмптон, 1823 год» . Свободный поселенец или уголовник . Проверено 19 февраля 2017 г.
- ^ Марсден, Сэмюэл. «Журнал: Продолжение второго визита преподобного Сэмюэля Марсдена в Новую Зеландию» . Интернет-архив Марсдена . Университет Отаго . Проверено 18 мая 2015 г.
- ^ Ярвуд, AT (Александр Тернбулл) (1977). Сэмюэл Марсден: великий выживший . АХ и А.В. Рид. п. 279. ИСБН 978-0-589-01091-1 .
- ^ «Наше наследие» . Англиканский собор Святого Иоанна в Парраматте, Новый Южный Уэльс .
- ^ «Вечерняя песнь преподобного Сэмюэля Марсдена» . Вся поэзия .
- ^ «Регги-забеги 1814 года в Аотеароа, Новая Зеландия» . Nice Up – выступления в стиле регги в Аотеароа . Архивировано из оригинала 21 мая 2010 года.
- ^ Экран, Новая Зеландия. «От рабочей лошадки к лошади мечты | Телевидение | Новая Зеландия на экране» . www.nzonscreen.com . Проверено 10 декабря 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бейтсон, Чарльз (1974). Каторжные корабли, 1787–1868 (2-е изд.). А.Х. и А.В. Рид. ISBN 978-0-589-07146-2 .
- Хьюз, Роберт (1987). Роковой берег : история перевозки осужденных в Австралию, 1787–1868 гг . Великобритания: Коллинз Харвилл. ISBN 978-0-09-944854-9 .
- Джонс, Элисон; Дженкинс, Куни (2011). Слова между нами: первые разговоры маори и английского языка на бумаге = He Kōrero . Веллингтон, Новая Зеландия. ISBN 978-1-86969-478-4 .
- Марсден, Сэмюэл; Марсден, Дж. Б. (Джон Бакстон) , 1803–1870 (1858). Мемуары о жизни и трудах преподобного Сэмюэля Марсдена из Парраматты, старшего капеллана Нового Южного Уэльса, а также о его ранних связях с миссиями в Новой Зеландии и на Таити . Общество религиозных трактатов.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - Макнаб, Роберт (1907). Мурихику и Южные острова: история проливов Западного побережья, пролива Фово, острова Стюарт, Снерса, Баунти, Антиподов, Окленда, островов Кэмпбелл и Маккуори с 1770 по 1829 год . У. Смит, принтер.
- Куинн, Ричард (2008). Сэмюэл Марсден: алтарное эго . Паб Данмор. ISBN 978-1-877399-35-0 .
- Рид, AH (Альфред Хэмиш) (1939). Сэмюэл Марсден, великое сердце Маориленда . АХ и А.В. Рид.
- Райдер, МЛ (1973). «Сэмюэл Марсден: австралийский пионер, 1764–1838». История сегодня . 23 (12): 864–870.
- Серль, Персиваль. «Марсден, Сэмюэл (1764–1838)». Словарь австралийской биографии . Проект Гутенберг Австралия . Проверено 7 апреля 2008 г.
- Шарп, Эндрю (2016). Мир, плоть и дьявол: жизнь и мнения Сэмюэля Марсдена в Англии и антиподов 1765–1838 гг . Издательство Оклендского университета. ISBN 978 1869-408121 .
- Ярвуд, AT (1967). «Марсден, Сэмюэл (1765–1838)» . Австралийский биографический словарь . Канберра: Национальный центр биографии Австралийского национального университета . ISBN 978-0-522-84459-7 . ISSN 1833-7538 . OCLC 70677943 . Проверено 7 апреля 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Сэмюэлем Марсденом, на Викискладе?
- Интернет-архив Марсдена , Университет Отаго
- Работы Сэмюэля Марсдена в Project Gutenberg
- Работы Сэмюэля Марсдена или о нем в Интернет-архиве
- Краткий отчет о личности и подвигах преподобного Сэмюэля Марсдена - Национальный музей Австралии
- Проповедующие оркестры Сэмюэля Марсдена - Национальный музей Австралии
- Документы министра по делам колоний за 1822–1877 гг. , Государственная библиотека Квинсленда - включают оцифрованные письма, написанные Марсденом министру по делам колоний Нового Южного Уэльса.
- 1764 рождения
- 1838 смертей
- Англиканские священники XVIII века
- Евангелисты XVIII века
- Англиканские священники XIX века
- Евангелисты XIX века
- Выпускники Колледжа Магдалины в Кембридже
- Австралийские англиканские священники
- Духовенство из Лидса
- Английские капелланы
- Английские эмигранты в колониальную Австралию
- Английские евангелисты
- Евангелическое англиканское духовенство
- Евангелические англиканские богословы
- Мушкетные войны
- Люди из Парраматты
- Люди из Падси